– По Вашему рассказу, Святейший Патриарх Алексий стал настоящим Крестным воспреемником системы духовного образования в Белоруссии. – Думаю, что так оно и есть. Очень жаль, что Святейший Владыка не успел еще здесь, на земле увидеть, как строится и готовится к скорому – дай Бог, скорому! – освящению Духовно-образовательного центра в Минске. По замыслу нашего правящего архиерея, это будет место постоянного пребывания Духовной академии в столице республики, в Минской метрополии. Однажды я услышал, как Владыка митрополит сказал, не обращаясь ни к кому, а как бы сам себе: " Построить этот Центр – мой священный долг... " . Что ж, впереди еще отделка здания, а там уж – по Пушкину: " Окончен труд, завещанный от Бога... " . – Отец Иоанн! Стены Вашего храма расписаны фресками, на которых помимо древних святых, патриархов и пророков, изображены лики современных святых, читаются имена белорусских подвижников Православия разных веков. – Совершенно верно. Признаться, поначалу я задумывал лишь слегка украсить интерьер храма элементами росписей, орнаментов... Но по мере возрождения Свято-Марие-Магдалининской церкви все мы, и клир, и паства как-то чувствовали особое покровительство наших небесных соотечественников. К тому времени, как мы в 1988 году начали восстанавливать наш храм, который был изуродован до неузнаваемости и превращен в архив кинофотодокументов, в Белоруссии уже была церковь в честь Собора Белорусских святых. Это – Домовый храм Минского епархиального управления, который Владыка митрополит благословил посвятить святым подвижникам Белой Руси. По благословению Святейшего Патриарха Пимена 3 марта 1984 года в Русской Православной Церкви было установлено празднование Собора Белорусских святых – в неделю 3-ю по Пятидесятнице. Владыка Филарет заказал в Москве первые иконы Собора и украсил образами московской работы иконостас своей Крестовой церкви, которая венчает здание Минского епархиального управления. За эти четверть века Собор расширился. Видите, вот здесь у нас фрески, изображающие первоначальный состав Собора – Полоцкие и Туровские святители, преподобная матерь наша Евфросиния, благоверная Слуцкая княгиня София, преподобномученик Афанасий Брестский, мученик-младенец Гавриил Белостокский и другие... А на этих стенах – образы 23-х Новомучеников Минской епархии...

http://religare.ru/2_61571.html

Как нельзя забывать и о том, что княжна Александра Брячиславна была племянницей преподобной Евфросинии Полоцкой, самой почитаемой в Белоруссии святой. Сама благоверная княгиня Александра покоится во Владимире под спудом Христорождественского придела Успенского собора Княгинина монастыря и, что стоит особо подчеркнуть, является местночтимой святой Владимирской епархии. Мне кажется, что сегодня, когда мы говорим о наших общих корнях с Белоруссией, в том числе в контексте скорого 20-летия подписания Договора о создании нашего Союзного государства, нам очень важно вспомнить и это событие 780-летней давности, прообраза и начала нашего единения. Подчеркну: это особенно важно именно сегодня, когда, с одной стороны, мы вместе празднуем 75-летие освобождения Белоруссии, а с другой — некоторые политики и публицисты пытаются представить наши отношения как сложные, причём не только в современности, но и в далёкой истории. Зачастую создавая абсолютно не соответствующие историческим фактам мифы. И пример князя Александра и княгини Александры помогает опровергнуть такие мифы и явить нашим народам их глубинную близость. Вы уже сказали, что работаете над проектом к этой памятной дате — 780-летию брака святых Александра и Александры. А какие праздничные мероприятия пройдут в рамках этого проекта? Всё промыслительно. Как говорится, за нас Бог и история: 12 июля состоится ежегодный международный фестиваль «Славянский базар» в Витебске. И именно в этот день там будет праздноваться День Союзного государства. Наше Женское православное патриотическое общество везёт туда выставку, одним из экспонатов которой будет репродукция фрески из Жития благоверного князя Александра Невского из Александровского зала Большого Кремлёвского дворца. Это будет практически в те самые дни, когда именно в Витебске в 1239 году состоялась помолвка князя Александра и княжны Александры. А уже 28 июля наша выставка прибудет в Торопец, где было их венчание. И эти две первые наши выставки в рамках проекта «Супружества благословение» через соединение святых Александра и Александры соединят Витебск с Торопцем и Россию с Белоруссией.

http://pravoslavie.ru/122277.html

При земной своей жизни император Николай II уделял огромное значение агиополитике – то есть публичному прославлению и почитанию православных святых, которые могли бы стать нашими могущественными небесными заступниками. Его царствование – непрерывная чреда торжественных канонизаций святых, иногда по личному настоянию Государя, иной раз вопреки мнению слишком осуетившихся архиереев в Синоде. 1896 г.: Святитель Феодосий Черниговский 1897 г.: Священномученик пресвитер Исидор и с ним 72 мученика 1903 г.: Преподобный Серафим Саровский 1909 г.: Святая благоверная княгиня Анна Кашинская (возрождение почитания нечестиво отменённого ранее из вражды к старообрядцам) 1910 г.: Перенесение из Киева в Полоцк честных мощей преподобной Евфросинии 1911 г.: Святитель Иоасаф, епископ Белгородский 1913 г.: Святейший Патриарх Ермоген 1914 г.: Святитель Питирим, епископ Тамбовский 1916 г.: Святитель Иоанн, митрополит Тобольский Этот молитвенный задел был той духовной силой, которая помогла православной Руси перейти через тёмную ночь безбожия, когда едва ли не в каждом верующем доме была иконка (иной раз – самодельная) преподобного Серафима. Даже ядерное оружие, уберегшее духовно ослабевшую Россию от физического уничтожения геополитическими противниками и давшее ей шанс дожить до духовного возрождения, не без Промысла создано было именно в Сарове. Но оставил Государь и вещественное, материальное наследство. Чем дальше, тем больше выясняется современными исследованиями, что 23 года правления Николая II были не «двадцатью тремя ступенями вниз» (как компостировала мозги советская пропаганда), а эпохой невероятного исторического рывка России – в экономике и индустриализации, в развитии транспортной инфраструктуры и военных сил, в науке и культуре. Государь стоял как самодержец во главе этого развития, направлял его стратегически, принимал конкретные решения, и его эпоха, даже несмотря на трагический финал, должна быть признана одной из самых блестящих и продуктивных во всей русской истории. Особенно важно было в «николаевском рывке» то, что это был период нормального исторического развития без чрезвычайности и чрезвычаек, достигнутого за счёт умножения, а не растраты народных сил. Никогда ни на одном направлении большевизму, при всех чудовищных «мобилизационных» методах (голод, расстрелы, принудительный труд), в последующие эпохи не удалось достичь результатов, сравнимых с теми, которые получались при царе как бы «сами собой».

http://pravoslavie.ru/122486.html

Юлия Викторовна Нефедова, методист Московской педагогической академии, к. пед. н. посвятила свое выступление «Преподобной Евфросинии Полоцкой и ее просветительской деятельности». Преподобная Евфросиния Полоцкая была самоотверженно предана православной вере, возводила монастыри и храмы, покровительствовала отечественной школе зодчества, изобразительному искусству, открыла одно из первых учебных заведений Древней Руси, сама переписывала и распространяла книги, несла свет в мир. Плоды ее деятельности – это результат ее просвещенного ума, для которого характерны здравые понятие о Боге, окружающем мире, о самом человеке. Залина Константиновна Кусаева, сопредседатель Фонда содействия возрождению этнокультурных и духовных ценностей осетинского народа «Аланское наследие», к. филол. н. сделала интересный доклад «Аланская княжна, святая Владимирская княгиня Мария Ясыня в истории России». В 1170 году Всеволод Большое гнездо, ставший князем Владимирским, женился на Аланской княжне, благодаря чему породнились Русь и Алания – Северный Кавказ, где жили предки современных осетин. В 2015 году будет отмечаться 1100 лет с того времени, как аланы приняли христианство (11 веков назад). Мария Ясыня канонизирована в числе первых русских святых. Мудрая княгиня руководствовалась идеей о крепкой и дружной семье – для служения своему Отечеству. Ее завещание по глубине и мудрости не уступает завещанию Владимира Мономаха. В нем говорится: прежде всего имейте любовь к Богу и Богородице, всегда имейте кротость и нелицемерную любовь, милостыню всегда творите. Недавно прошла научная конференция о Марии Ясыне. Многое делается для увековечения ее памяти. По словам о. Всеволода Чаплина, Мария Ясыня повлияла на историческую судьбу России. Богатство – это разнообразие наших народов. Краевед Вера Алексеевна Никонова рассказала об «Истории прославления благоверной княгини Анны Кашинской». Анна Кашинская – идеал благоверной княгини – венчалась с Михаилом Тверским. Родила четырех сыновей. Михаил Тверской после кончины был причислен к лику святых. Анна пережила его на 50 лет, приняла схиму. Окончила жизнь в монастыре в городе Кашин. Спустя столетие явила себя покровительницей Кашина. Была изъята из числа русских святых, но в 1909 г. были большие празднества, посвященные второй канонизации Анны Кашинской. Это единственная двойная канонизация. Великая княгиня Елизавета Федоровна приезжала в Кашин с серебряной иконкой Анны Кашинской и молилась ей. Паломникам раздавались иконы на жести. Сейчас в Кашине возрождаются монастыри, молитвенное служение, потомки кашинских родов дарят старые иконы.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/01/27/sv...

Из века в век русские книжники переписывали следующую схему христианского неоплатоника, находя в ней неисчерпаемый источник вдохновения в идее иерархии. Таблица 5 Девять чинов ангельских и земных Девять чинов ангельских и земных В эту византийскую схему Древняя Русь сумела привнести одно важное новшество, которое можно считать древнерусским изобретением. У Дионисия Ареопагита в схему чинов не вписаны миряне, т. е. они как будто вне Церкви, прикладное, обслуживающее Церковь сословие, не достойное святого иерархического места. Миряне в Древней Руси в бытовой организации довольно рано начинают мало чем отличаться от монашества. Святцы ранней Русской Церкви буквально пестрят святыми мирянами, начиная от равноапостольных Владимира и Ольги, св. благоверных князей Бориса и Глеба и других, почитаемых наряду с подвижниками и иноками, прославившимися аскетическими подвигами. Святые миряне, благоверные князья, крестьяне и духовенство, живущие по иноческому уставу, – это явление вызывало недоумение и восхищение иностранцев (например, у инока Павла Алеппского, прибывшего в Россию в середине XVII b. 45 ). Канонизация святых мирян была привычной практикой уже в Киевской Руси (по преимуществу канонизировали святых князей, заступников и покровителей русской земли), ко времени возвышения Москвы в святцы попадали благочестивые жены, святые дети и отроки, юродивые и нищелюбцы. Получила распространение тенденция канонизации семейных пар (Владимир и Агрипина Ржевские, благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, праведные Иоанн Устюжский и Мария, преподобные Кирилл и Мария Радонежские и др.). Во множестве были прославлены жены-мирянки (Феодосия – Евфросиния, мать благоверного князя Александра Невского, Евфросиния Полоцкая, княгиня Иулиания Тверская и преподобная Иулиания Лазаревская, праведная Гликерия Новгородская и др.), в подвиге которых особенно подчеркивалось милосердие, нищелюбие, трудолюбие, супружеская верность, рассудительность и любовь к Церкви. Брак на Руси рассматривался не просто как, по выражению ап.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Эфесский же образ Богородицы был перенесен полоцкой княжной Александрой Брячиславной в 1239 г. в Торопец (в Богородицкий собор), где произошло ее венчание со святым благоверным князем Александром Ярославичем (Невским). Паломничество полоцкой преподобной явилось образцом чистоты помысла и благочестия. Она поклонилась живоносному Гробу Христову, потом поставила при Гробе золотое кадило и принесла много даров Церкви Иерусалимской и патриарху. Блаж. Евфросинья обошла и прочие достославные места в окрестностях Иерусалима; поклонившись с великим умилениям святыням, княгиня поселилась в монастыре, называвшемся Русским и находившемся при церкви, выстроенной в честь и во славу Пресвятой Богородицы. 764 Сама кончина достигшей преклонного возраста и занемогшей святой полоцкой паломницы, свершившаяся по ее собственной молитве в Святой Земле 23 мая 1173 г., и погребение ее тела в Феодосиевом монастыре на паперти храма, недалеко от могилы матери прп. Саввы Освященного и матери прп. Феодосия Великого, доказывает высокий смысл духовного подвига полоцкой просветитель-ницы. Ее святые мощи, перенесенные в 1187 г. в Киево-Печерскую лавру, только в начале XX в., в 1910 г, нашли окончательное упокоение на родине святой, в Полоцке. Однако в монастыре Феодосия Великого в Иерусалиме до сих пор можно видеть чтимое место первоначального пребывания святых останков преподобной. Видимую связь литературного отражения контактов Древней Руси и Палестины с реальными реликвиями из Святой Земли в современных храмовых и музейных коллекциях демонстрирует так называемый «Иерусалимский крест» XII в. из ризницы кафедрального собора в немецком городе Хильдесхайме. Этот крест-мощевик новгородского происхождения с частицами палестинских святынь содержит надпись: «Господи, помози рабу своему Илии, стяжавшему крест сей в сей век и в будущий». 765 Аналогом чуть более ранней доставки иерусалимских святынь в Новгород может рассматриваться привезенная по заказу новгородского посадника (1135–1136) Мирослава Гюрятиновича «доска оконченная» Гроба Господня, упомянутая Киевской летописью под 6642 г., фактически – под 1133/4 мартовским годом. 766

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совершенно особенный пример представляет собой роспись Спасской церкви Свято-Евфросиниевского монастыря в Полоцке, выполненная во второй четверти — середине XII века. Святые столпники изображены здесь в разных местах храма, но два выделяются особо: по центру жертвенника изображен Симеон Старший, а по центру диаконника — Даниил. Как проницательно заметил российский реставратор, искусствовед В. Д. Сарабьянов, именно образ святого Даниила Столпника виден в восточном окне молельной комнаты преподобной Евфросинии Полоцкой, располагавшейся на хорах храма. Сама святая княгиня-монахиня жила на этих хорах (рядом сохранилось ее ложе), проходя здесь некое подобие столпнического подвига12. Подобную столпническую жизнь вели и другие русские монахи, обитавшие в лестничных башнях древнерусских церквей (Георгиевского собора ­Юрьева монастыря и собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде)13. Наконец, не так давно российский историк, исследователь средневековой Руси А. В. Майоров проанализировал культ святого Даниила Столпника в галицкой ветви Рюриковичей14. Появление неожиданных имен Даниил и Лев у сыновей князя Романа Мстиславича исследователь объяс­няет влиянием их матери Евфросинии, дочери византийского императора Исаака II Ангела. Она желала закрепить в этой паре имен память о преподобном Данииле и его друге императоре Льве, упоминание о котором как о святом встречается в византийских синаксарях 1515 или 20 января. Сам Даниил Галицкий сооружает в честь своего небесного покровителя города Данилов и Столпье. Первым монастырским храмом Москвы была деревянная церковь Святого Даниила Столпника (1282), воздвигнутая благоверным князем Даниилом Московским на месте будущего Данилова монастыря. Впрочем, сегодня редко встретишь посвященные преподобному храмы (например, в Ставрополе) или даже приделы (например, в станице Старочеркасской). Поразительным образом святой простец Даниил Столпник оказался популярнее у ученых16, чем у простых верующих. ПРИМЕЧАНИЯ Монофизитство — христологическая ересь, исповедующая наличие у Христа только одной природы (естества) — Божественной, якобы полностью поглотившей человеческую природу.

http://e-vestnik.ru/history/prepodobnyy_...

Святой благоверный князь Александр Невский Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор († 1246), " князь кроткий, милостивый и человеколюбивый " , был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо († 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича († 1238; память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор († 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10 мая) один из составителей Киево-Печерского Материка. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли. В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского († 1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская († 1250; память 25 сентября). С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, " посадив " своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским († 1276), и перенесена в Кострому.

http://patriarchia.ru/db/text/912753.htm...

Псков 468. Святая и благоверная княгиня Евпраксия Псковская В мире Евфросиния, дочь Полоцкого князя Рогволода Борисовича и тетка св. князя Довмонта, была в супружестве за князем Ярославом, сыном князя Владимира Мстиславича, княжившим во Пскове. Отвергнутая злым супругом, который то воевал против Немцев, то дружился с ними, наконец ушел к рыцарям и там женился на немке, она построила во Пскове обитель, где постриглась и была первою настоятельницей. Приглашенная для свидания с мужем в Ливонский городок Одемпе (Медвежья Голова), она была умерщвлена там 8 мая 1243 г. пасынком (вероятно сыном Ярослава от немки). Мощи ее принесены в Псков и здесь погребены, а чрез несколько дней совершилось чудо, о котором в летописи записано так: «того же месяца 18 (мая 1243 г.) на память святаго мученика Александра явися знаменье в Пльскове у святаго Иоанна в монастыри, от иконы святаго Спаса, над гробом княгинином Ярославлеи Володимировича, юже уби свой пасынок в медвежи голове, иде миро от иконы по 12 дней; найде 4 вощаницы, яко с стькляницею, и привезоша в Новгород две на благословение, а в Пскове оставиша две собе». Эта чудотворная икона и теперь на прежнем месте над гробницею блаж. Евпраксии; по сторонам Спасителя изображены также древним письмом на двух приделанных досках две молящиеся княгини – Евпраксия и Марфа. Евпраксия изображена и на другой весьма древней иконе в молитвенном положении пред Иоанном Предтечею и ап. Андреем Первозванным. У гробницы стоит настоятельский черного дерева жезл благоверной княгини и древний медный подсвечник с описанием чуда, пожертвованный старицей Неонилой. Иа же надпись о чуде повторена на древнем камне, вделанном в стену церкви. В ногах княгини Евпраксии погребена келейница ее, монахиня Сандулия (Челыш.). 469. Преподобный Дорофей прозорливый Псковский Во время осады Пскова Польским королем Стефаном Баторием, живший в Покровском монастыре старец Дорофей, лишенный зрения, удостоился духовного прозрения: он видел Пресвятую Богородицу, идущую по воздуху с преподобным Антонием Киево-Печерским и преподобным Корнилием Псково-Печерским, чрез Великую реку от Спасо-Мирожского монастыря в Псков и взошедшую в Покровский храм. Когда Царица небесная вышла из церкви на угловую Покровскую башню, на самое место битвы и будущего приступа, там предстали пред нею равноапостольный князь Владимир, князья-заступники Пскова Всеволод-Гавриил и Довмонт, святитель Нифонт, юродивый Николай и чудотворцы Псковские Евфросин и Савва; все они умоляли Владычицу об избавлении

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Юбилей суздальской обители В этом году в октябре месяце празднуется 800-летний юбилей суздальского Ризоположенского женского монастыря – одного из древнейших монастырей на Святой Руси. Время основания монастыря – 1207 год – указано в историческом описании г. Суздаля соборного ключаря Анания Федорова. Монастырь был назван в честь положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, куда святыня была перенесена из Назарета 2 июля 458 года. Суздаль, Ризоположенский монастырь Широкая известность суздальского Ризоположенского монастыря связана с именем преподобной Евфросинии, в миру Феодулии, княжны черниговской, дочери благоверного князя Михаила Всеволодовича, в орде татарской вместе с боярином Феодором пострадавшего.   «Возсияла, яко утро светозарное земли Суздальстей…» Святые жены составляют особую славу Русской земли. Они сияют светом, исходящим от Божией Матери, отражая его и им светя нам, грешным, дабы мы видели путь к Богу и меньше спотыкались на этом пути. Пример их жизни, любовь, которую они распространяют вокруг себя, не могут не повлиять на человека с душой и совестью. В отличие от многих выдающихся святых мужей, действия которых способствовали историческому выбору русского народа и нередко оказывали определяющее влияние на чисто прагматическую сторону исторических событий, святые жены, как правило, не принимали вообще никакого участия в политической жизни страны. Но роль их в нашей истории от этого не становится менее значимой. Являясь ученицами Христа, наследницами Марии Магдалины и других первых учениц Господа, они несли народу русскому Христов свет женственно, с особой тонкостью душевной, свойственной чистой женской натуре, оставаясь сестрами и матерями для окружавших их людей. Княжна Феодулия родом была из князей черниговских. Прабабка ее, полоцкая княгиня Мария Васильковна, приходилась племянницей одной из самых замечательных женщин своего времени – святой Евфросинии Полоцкой. А прадед, черниговский князь Святослав Всеволодович, сидевший на киевском столе в 1177–1194 годах, заслужил славу князя мудрого, пекущегося о благе Русской земли. Таким рисует его летописец: «Князь же Святослав мудр, в заповедех Божиих ходя… и черноризьскый чин иерейский любя, и нищая милуя». И таким же предстает он в «Слове о полку Игореве», автор которого вложил в уста Святослава «золотое слово, со слезами смешанное», – призыв к русским князьям оставить междоусобия.

http://pravoslavie.ru/3673.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010