Ефесская икона Божией Матери известна также под названием Корсунской. В 1239 году она была перенесена в собор города Торопца по случаю венчания благоверного великого князя Александра Невского († 1263; память 23 ноября) и дочери князя Полоцкого Брячислава. (В настоящее время эта икона хранится в Государственном Русском музее.) Свою просветительную деятельность и труды по устроению монастырей святая Евфросиния совмещала с заботой об умиротворении соседей, предотвращая ссоры и распри между князьями, боярами и простыми людьми. Всем желавшим жить благочестиво преподобная давала духовные советы в соответствии с предписаниями Святой Церкви. Зная силу ее молитвы, многие приходили к ней за духовной помощью и обретали ее. На склоне лет преподобная Евфросиния, предчувствуя скорую кончину, желала поклониться Живоносному Гробу Господню. Поручив монастырь управлению своей сестры Евдокии, она вместе с другой сестрой Евпраксией и племянником Давидом отправилась в Святую Землю. После паломничества к святыням Константинополя, она прибыла в Иерусалим. Поклонившись Гробу Господню, святая Евфросиния приняла мирную и блаженную кончину в русском монастыре в честь Пресвятой Богородицы в Иерусалиме 23 мая 1173 года. (По другим сведениям она была погребена в обители святого Феодосия в паперти храма Пресвятой Богородицы.) 3 октября 1187 года Иерусалим завоевал султан Саладин, который потребовал от христиан в пятидесятидневный срок покинуть город, предварительно выкупив свою жизнь. Монахи русского монастыря, возвращаясь на родину, взяли с собой святые мощи русской княжны, которые были перенесены ими в КиевоПечерскую Лавру. В 1910 году мощи преподобной Евфросинии были торжественно перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь, где они покоятся в настоящее время. Литература: 1 . Дубровский М. Житие преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, с кратким описанием основанного ею в г. Полоцке женского монастыря. Изд. 3-е. Витебск, 1894. 2 . Жизнь и подвиги преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой. М., 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Коренное русское население Витебской губернии сохранило весьма мало воспоминаний из своего прошедшего. Без сомнения, и в самое первоначальное время, – когда только еще слагалось и благоустраивалось Полоцкое княжество, когда возникали его города и созидались в них первые христианские храмы, – а тем более потом, – когда необходимо было, борясь с врагами внутренними и внешними, отстаивать свою независимость, народность и чистоту религиозных убеждений, – Полочане и Витебляне имели своих местных героев и целые сонмы мучеников. Но имена этих доблестных и святых мужей большею частью забыты; преобладание и гнет польских начал жизни церковной и гражданской частью затмило, частью совсем истребило или извратило значение их. Память народная сохранила в неизменном благоговении и уважении чрез весь ряд веков только одно имя, – имя княжны-отшельницы, преподобной Евфросинии. В тяжкие для Полочан и Витеблян времена 2 , когда их вере и народности грозила великая опасность, приверженность местного русского населения к имени Преподобной служила решительным доказательством того, что в народе еще неокончательно подавлено его самосознание. Кто помнит и свято чтит память местной княжны, – русской по происхождению, по житию преподобной, православия ревнительницы, – тот этим самым заявлял и о своем родстве с остальным русским народом и о своей приверженности к православной церкви. Поэтому-то враги православия в свое время и усиливались доказать 3 , что преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая, была, если не католичка, то, по крайней мере, униатка. Значит, по сознанию самих врагов православия, имя преподобной Евфросинии имело великое значение для местного русского населения. Между тем, по неизреченным судьбам Божиим, Полочане лишены были утешения – видеть у себя нетленные останки, столь благоговейно и высоко чтимой ими, княжны. Скончавшись в Иерусалиме в русском монастыре Пресвятой Богородицы 24 мая 1173 года, благоверная княжна была погребена в обители Феодосия 4 . При завоевании святого града Султаном Саладином (1187), нетленные мощи ее вынесены были русскими иноками из Палестины и привезены в Киев, где доселе почивают в дальних пещерах. Неоднократно, с 1839 г., были возносимы полоцкими иерархами и гражданами ходатайства о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киевских пещер в Спасскую церковь , построенную преподобною вблизи г. Полоцка: но Промыслу Божию не угодно было увенчать успехом таковые ходатайства в прежнее время. Таким образом, только на чреду наших дней пал счастливый жребий – быть свидетелями вожделеннейшего для местных жителей события. II. Ходатайство об уделении для полоцкой епархии части св. мощей преподобной Евфросии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Александро-Невском храме города Минска состоялась церемония гашения почтовой марки «Спас Нерукотворный. XIX в.» из серии «Иконопись Беларуси» 13 сентября 2023 г. 11:01 12 сентября 2023 года Министерство связи и информатизации Республики Беларусь выпустило в обращение  почтовую марку «Спас Нерукотворный. XIX в.»  из серии «Иконопись Беларуси» и конверт с изображением храма святого благоверного князя Александра Невского. Торжественная церемония гашения почтового проекта состоялась в храме святого благоверного князя Александра Невского города Минска. Событие было приурочено к празднованию 125-летия храма. В церемонии приняли участие Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин , министр связи и информатизации Республики Беларусь Константин Шульган, настоятель прихода храма святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Николай Коржич, генеральный директор РУП «Белпочта» Светлана Юркевич. В центре марки изображена почитаемая храмовая икона «Спас Нерукотворный», написанная рукой художника-живописца Николая Ге в XIX веке. Образ был пожертвован прихожанкой в начале XX века. На марке икону венчает роспись Вознесения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа с двумя херувимами. По бокам икона обрамлена изображениями апостолов-евангелистов: Марка, Матфея, Луки, Иоанна.  Проект подготовлен в сотрудничестве РУП «Белпочта» и Белорусской Православной Церкви . Дизайн марки Евгении Бедоник. Фото для художественного исполнения Оксаны Кнаус. Тираж марки 36 тысяч экземпляров. Совместные почтовые проекты, которые отражают знаковые события в духовной и культурной жизни белорусского общества, Белорусская Православная Церковь осуществляет с Министерством связи и информатизации на протяжении 30 лет. Первая марка в суверенной Республике Беларусь была выпущена по благословению первого Патриаршего экзарха всея Беларуси, Героя Беларуси, приснопамятного митрополита Филарета (Вахромеева)  в год празднования 1000-летия Православия на белорусских землях. На марке была изображена национальная и церковная святыня — Крест преподобной Евфросинии Полоцкой. Итогом многолетнего сотрудничества Белорусской Православной Церкви с Министерством связи и информатизации стали почтовые блоки и марки, посвященные 2000-летию Рождества Христова, 1000-летию Белорусской Православной Церкви, 1025-летию Крещения Руси, 1025-летию Полоцкой епархии , 1000-летию Туровской епархии , Собору Белорусских святых, 550-летию явления Жировичской иконы Божией Матери, иконописи Беларуси XXI века, архипастырскому служению на Белорусской земле почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета, «Коложская икона Божией Матери», «Архитектура Беларуси. Православные храмы» и других .  Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Святых мученик Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христины Лампсакийских († ок. 249–251), Ираклия, Павлина и Венедима Афинских 19 мая Святаго священномученика Патрикия, епископа Прусскаго и с ним трех священномученик пресвитеров Акакия, Менандра и Полиена († ок. 100) Преподобнаго Корнилия Комельскаго (†1537) Преподобнаго Корнилия Палеостровскаго, Олонецкаго († ок. 1420) Преподобнаго Игнатия Вологодскаго, в миру благовернаго князя Иоанна Углечскаго (†1523) Святых мученик братии Парфения и Калогерия (†250) Преподобнаго Сергия Шухтомскаго (†1609) Приложение : Святаго благовернаго великаго князя Димитрия Донскаго (†1389) 20 мая Святителя Алексия Митрополита, Московскаго и всея России чудотворца (обретение и пренесение мощей, 1431) Святаго благовернаго князя Довмонта, во святом Крещении Тимофея, Псковскаго (†1299) Святаго мученика Фалалея и с ним святых мученик Александра и Астерия († ок. 284) 21 мая Празднование Пресвятей Владычипе нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, нарицаемыя «Владимирская» (1521) Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, нарицаемыя «Красногорская» (1603) Святых равноапостольных царя Константина (†337) и матере его царицы Елены (†327) Святых благоверных князей Константина (†1129) и чад его Михаила и Феодора (XII), Муромских Преподобнаго Кассиана Грека, Углечскаго (†1504) 22 мая Святаго мученика Василиска († ок. 308) Святаго великомученика Иоанна-Владимира, благовернаго князя Сербскаго (†1015) Святаго праведнаго Иакова Боровичскаго († ок. 1540; службу зри 23 октября) 23 мая Святителя Леонтия, епископа Ростовскаго (†1073; обретение мощей, 1164) Собор Ростово-Ярославских святых Канон молебный трием святителем Ростовским Леонтию, Исайи и Игнатию Преподобныя Евфросинии, игумении Полоцкия (†1173) Преполобнаго Михаила Исповедника, епископа Синадскаго (†821) Преподобнаго Паисия Галичскаго (†1460) 24 мая Преподобнаго Симеона столпника, Дивногорца (†596) Преподобнаго Никиты столпника, Переяславскаго (†1186) 25 мая

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Слухи о ней распространились по местам ближним и дальним. К ней стали стекаться девицы как знатного рода, так и простолюдинки. Все они просили научить их, просветить и спасти их душу. Преподобная встречала их с радостью. Они принимали иноческий чин, и в непродолжительном времени здесь образовался женский монастырь, Игуменьей которого и сделалась преподобная Евфросиния. Трудно было преподобной устраивать без средств общежитие для многих инокинь. Но Господь не оставил ее Своею помощью. Обитель стала быстро расти и прославляться. Когда число сестер в обители умножилось, преподобная Евфросиния, вместо ветхого деревянного храма, создала в своем монастыре новую каменную церковь во имя Спасителя, устроив в ней по обе стороны хоров две тесные кельи, где она предавалась уединенной молитве. Этот храм, сохранившийся еще и доселе, называется «СпасЮрьевич». Своим наименованием он показывает, что в построении его участвовал своими пожертвованиями и отец преподобной – князь Георгий или Юрий. Для нового храма преподобная приготовила драгоценный напрестольный крест, с дорогими украшениями. Этот крест уцелел до нашего времени. Она пожелала также, чтобы в ее обители была икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрией», и именно та икона, которая была, по преданию, написана в числе других 3-х икон, евангелистом Лукою. Свое желание она выразила греческому императору Михаилу Комнину (царствовал с 1143 по 1180 г.) – своему родственнику. Император и патриарх Лука Хрисоверг исполнили желание преподобной. Из трех, бывших в Византии икон, они прислали ей эфесскую икону. Получив св. Икону Богоматери, преподобная украсила ее драгоценной ризой и поставила в своей Спасской церкви. Позднее в 1239 году, дочь полоцкого князя Брячислава, по выходе в замужество за благоверного князя Александра Невского, принесла эту икону в Троицкий соборный храм, в г. Торопец. В своих трудах и заботах о благоукрашении Спасской обители преподобная всегда полагалась на помощь Божию. И эта помощь подавалась ей. Так, во время построения храма один надсмотрщик за работами Иоанн слышал чей-то голос, звавший его к тому, чтобы он смотрел за работами. Однажды преподобная была огорчена тем, что в обители не доставало кирпича на окончание постройки. И вдруг внезапно кирпич отыскивается в одной печи – и этого кирпича было достаточно для завершения постройки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Проповедь по запричастном стихе произнес директор Витебского женского духовного училища протоиерей Александр Лесовой. На богослужении присутствовали: уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Александр Румак, заместитель председателя Витебского областного исполнительного комитета Владимир Пенин, первый заместитель председателя Витебского облисполкома Олег Мацкевич и другие официальные лица. В числе присутствующих был Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Беларусь Евгений Лукьянов. По заамвонной молитве Патриарший экзарх, сослужившие архипастыри и священнослужители совершили славление святому благоверному князю Александру Невскому. Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий поблагодарил архипастырей за совместную молитву на Витебской земле. Митрополит Минский и Заславский Вениамин поздравил прибывших на торжества архипастырей, духовенство и благочестивых мирян с праздником и поблагодарил их за радость совместной молитвы. На молитвенную память о торжествах Патриарший экзарх передал в дар митрополиту Белоцерковскому и Богуславскому Августину, митрополиту Смоленскому и Дорогобужскому Исидору и митрополиту Псковскому и Порховскому Тихону иконы сродницы святого благоверного князя Александра Невского преподобной Евфросинии Полоцкой с пожеланием крепости сил духовных и телесных в их служении. В свою очередь высокие гости поблагодарили митрополита Вениамина за теплые слова, отметив важность личности святого благоверного князя Александра Невского, который по сей день остается для всех нас примером христианина, главы государства, дипломата, военачальника и доброго главы семьи.  Митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин рассказал, что он по благословению  Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия  представляет на торжествах Украинскую Православную Церковь  и благодарен Богу за возможность присутствовать в праздничных мероприятиях, которые еще раз заставляют задуматься о серьезной ответственности за то наследие, которое мы получили с Крещением Руси. 

http://patriarchia.ru/db/text/5825927.ht...

За оградой Богоявленской церкви христолюбивые воины приветствовали святыню трогательных гимном – «Коль славен наш Господь в Сионе», исполненном на музыкальных орудиях. Во всех городских церквях начался торжественный звон. Певчие попеременно с воспитанниками Семинарии пели величание Преподобной; а один из священников, идя впереди, кропил народ св. водою. Пред Николаевским кафедральным собором (в настоящее время закрытым по случаю переделки) и Воскресенской церковью, Преосвященный, после краткой литии, осенял народ святыней. По прибытии в Успенский собор, святыня поставлена на нарочито устроенном посреди храма возвышении, а за ней на аналое иконы Корсунской Божией матери и преподобной Евфросинии, затем совершено благодарственное Господу Богу молебствие с коленопреклонением о даровании православным чадам полоцкой церкви столь вожделенной святыни, с провозглашением многолетий Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и члену оного Высокопреосвященнейшему Арсению, митрополиту киевскому и галицкому с братией Киево-Печерской Лавры, Преосвященному Савве, епископу полоцкому и витебскому, благопопечительности коего обязана полоцкая паства утешением видеть у себя драгоценную святыню мощей преподобной Евфросинии, –благоверным правительствующему синклиту, военоначальником, градоначальником, христолюбивому воинству и всем православным христианам. Обширный Успенский собор едва вмещал в себя всех жаждущих приложиться к святыне и не опустевал до позднего вечера, при постоянном пении молебствий Преподобной; ибо, в том время, когда одни приложившись уходили, другие, вновь прибывающие, занимали их места. Трудно было бы ожидать такого стечения богомольцев в такое время года, если бы не последовало быстрого изменения погоды с прибытием в Витебск Киевской святыни. Не более, как за день до встречи святыни, стояла холодная погода с сильным ветром: но в день встречи была совершенная в воздухе тишина при трех или четырех градусах холода; а на другой день снова начал усиливаться холод и подул довольно сильный ветер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Представители Белорусской Православной Церкви приняли участие в круглом столе «Религиозный фактор национальной безопасности Республики Беларусь» 19 марта 2012 г. 13:03 15 марта 2012 года в Центральной научной библиотеке Национальной академии наук Беларуси состоялся круглый стол «Религиозный фактор национальной безопасности Республики Беларусь». По благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси , президиум круглого стола возглавил викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин . Модератором мероприятия выступил академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси доктор исторических наук А.А. Коваленя. В президиум церковно-общественного форума вошел также председатель правления международного благотворительного фонда «Семья — единение — Отечество», исполнительный директор Издательства Белорусского экзархата (ИБЭ) В.В. Грозов. Открывая форум, владыка Вениамин преподнес в дар А.А. Ковалене образ благоверного князя Александра Невского и передал в Центральную научную библиотеку НАН подборку книг ИБЭ. В.В. Грозов представил недавно выпущенную в ИБЭ факсимильную копию памятника средневековой белорусской письменности «Житие преподобной Евфросинии Полоцкой». Академик Международной инженерной академии, главный советник и председатель совета директоров ЗАО «Голографическая индустрия» Л.В. Танин рассказал о текущей работе над голограммами икон и иных святынь. К настоящему времени выполнена голограмма креста преподобной Евфросинии, переданная в минский храм Покрова Пресвятой Богородицы. Белорусские физики также намереваются создать голограммы святынь Афона. Руководитель Центра защиты материнства и семейных ценностей Минской епархии иерей Димитрий Гриценко выступил с критикой принятого в 2012 году закона о вспомогательных репродуктивных технологиях, легализующего коммерческое суррогатное материнство, и выразил тревогу по поводу возможного правового оформления однополых связей. С докладами также выступили ведущий научный сотрудник Института истории НАН Беларуси, доктор политических наук Л.Е. Земляков; директор Института социологии НАН Беларуси, доктор социологических наук И.В. Котляров; референт Минской епархии по вопросам новых религиозных движений, доктор теологии Венского университета В.А. Мартинович; заведующий юридической службой Белорусской Православной Церкви А.И. Алешко; заместитель генерального директора по науке РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию», доктор сельскохозяйственных наук М.А. Кадыров; настоятель костела святых Симеона и Елены в Минске, кандидат исторических наук ксендз Владислав Завальнюк.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Обычная монашеская жизнь не удовлетворяла ее души, жаждавшей суровых подвигов. Она испросила позволение жить в пристроенной к киевскому Софийскому собору келье. Тут в полном уединении предавалась она сосредоточенной молитве, трудилась над переписыванием книг, и ту плату, какую выручала за эту тогда дорого оплачиваемую работу, раздавала нищим. Велика была пред Богом и на этой трудовой милостыни. Однажды ей было некоторое видение, и она решилась основать свой монастырь. От епископа она получила для этого место за городом с находившеюся на нем Спасскою церковью. Скоро к ней стали собираться сестры. Между ними была ее младшая родная сестра, княжна Градислава, в иночестве Евдокия, ее двоюродная сестра Звенислава тоже отреклась от мира и много помогла устройству монастыря, принесши с собой все имущество, назначенное ей в приданое. Она наречена в монашестве Евпраксией. Созидая обитель, св. Евфросиния около 1160 г. вместо деревянного храма, бывшего до основания монастыря, воздвигла каменный, уцелевший до нашего времени. Доныне хранит он признаки древности: живопись на стенах в древневизантийском вкусе, а на хорах две крестообразные келии, где молились преп. Евфросиния и сестра ее. Сохраняется там и драгоценный напрестольный крест — дар основательницы, с частицей животворящего древа. Связанная родством с греческими императорами, преподобная выпросила у них великую святыню — одну из икон Богоматери, писанную евангелистом Лукой, дотоле стоявшую в Ефесе. Впоследствии, при выходе замуж полоцкой княжны за благоверного князя Александра Невского, икона эта была принесена невестой в Торопец, где и пребывает поныне под именем Торопецкой или Корсунской. Заботясь о спасении сестер своей обители, она часто беседовала с ними, возбуждая их к подвижничеству и духовной бодрости. «Я собрала вас для Бога, — говорила она, — как птица собирает птенцов. Возрастайте же в добродетели от силы в силу, чтобы я могла радоваться плодам трудов моих. Я стараюсь сеять в вас слово Божие, — но душевная ваша нива не остается ли в том же виде?.. А жатва близка, и лопата отбросит плевелы от пшеницы… Творите же из себя спелую пшеницу Христову: трудами поста, чистотой, любовью, молитвами измелитесь в жерновах смирения, да будете Богу, как хлеб сладкий…»

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

Экспозиция охватывает историю государства Российского с призвания Рюрика в 862 году до 1917 года. Особое внимание уделено династии Рюриковичей и ее представителям, прославленным в лике святых. На одной из икон изображены 47 Рюриковичей до царевича Димитрия. На Руси с давних времен чтили равноапостольных княгиню Ольгу и князя Владимира. На выставке представлена икона " Сошествие во ад " с их фигурами: как Христос открыл врата ада для ветхозаветных праведников, так и эти святые - для Руси. Наряду с известными представителями династии, прославленными в лике святых, - благоверными князьями Андреем Боголюбским, Александром Невским, Димитрием Донским, преподобными Евфросинией Московской и Евфросинией Полоцкой - выставка рассказывает о тех, кто не так известен: благоверных князьях Романе Олеговиче Рязанском и Василько Ростовском, принявших постриг князьях Иоанне Угличском и Олеге Брянском, преподобных княгинях Софии Суздальской и Харитине Литовской. Последний раздел выставки - " Историческая память. Преемственность династий " рассказывает об отношении к Рюриковичам в эпоху Романовых. Первый царь из династии Романовых Михаил Феодорович приходился двоюродным племянником царю Феодору Иоанновичу, но не был его кровным родственником. Тем не менее, Романовы всячески подчеркивали преемство от Рюриковичей. Это выражалось, в частности, в создании иконографических сюжетов, объединяющих обе династии, в именах, дававшимся великим князьям и княгиням. В честь святых княгини Ольги и князя Владимира в конце IX - начале XX века строили храмы, создавали благотворительные организации, приюты и больницы. Среди раритетов - шитая икона и покровец с образом святой Ольги, деревянные скульптуры страстотерпцев князей Бориса и Глеба, макет-реконструкция собора в Боголюбове, рукописные книги XVIII-XIX веков, награды, знаменитая акварель Василия Перова " Крещение Руси " . Более сорока предметов экспонируется впервые, многие - после реставрации. Интерактивная часть знакомит с иконографией святой княгини, ее житием, храмами и памятниками в ее честь.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010