Веселится богоизбранная невеста, доселе вдовствующая, православная Российская церковь , яко в одежду веселия облекшися, вожделенному жениху вневестится. Плещут руками словесные овцы Христовы, яко от доброго пастыря, здравой слова Божьего пажитью возпаствуются. Исполняется утешения велия богозданный церкве Российския ковчег, яко от богомудрого Ноя правым духовного исправления кормилом воскормится. Радостно ликует весь лик чад православных от православной матери, соборной церкви Российской, духовно рождённых, яко им отец чадолюбивый, святейший патриарх московский, дастся. Понеже священному собору известно есть, яко верховным апостолом Петром реченное 55 : Пасите сущую в вас паству Божию призирающе не нуждно, но вольно; ниже срамно приобретно но усердно; ниже яко обгосподствующе клирьми, но образы бывающе паствы. Тако златокованною Духа Святого трубой божественным апостолом Павлом провещанное сие 56 : Подобает бо епископу непорочну быти, яко Божию строителю, не горделиву, не гневливу, не пианливу, не бийце, ни срамноприобретну, но страннолюбиву, благолюбиву, целомудру, праведну, преподобну, воздержливу. Убо священному собору благостью Святого Духа вождествуему изволися, по божественному святых апостол учению, мужа воздержлива, преподобна, праведна, целомудра, благолюбива, страннолюбива, не горделива, не срамноприобретна, стадо Христово не нуждно, но вольно возпаствующа, на него же за жития его достохвальное и непорочное сам боговенчанный царь христолюбивый Алексий Михайлович, богоданный всея Велия, Малыя и Белыя России самодержец, со своим преизящным синклитом богомудрое и преимущественное изволение даде, богопоспешно избрати, возхиротонисати, святейшего патриарха московского на превысокий патриаршеский престол возвести, и ему словесныя овцы Христовы вручити, воеже овому убо добре паствовати, овемже добре паствоватися, купно же всем всесильную Пастыреначалника Христа Бога нашего помощию в небесную овчарню вселшимся, неувядаемую вечного блаженства обрести пажить. Сие деяние соборное есть священного собора, иже по благотщаливому боговенчанного царя, христолюбивого Алексия Михайловича, богохранимого всея Великой и Малой и Белой России самодержца тщанию, во царствующий град Москву богопоспешно сего ради собрася, да место благоговенного Никона, бывшего патриарха московского, самовольно престол свой патриаршеский оставльшого, ин святейший патриарх московский правильно изберётся, благодатью Духа Святого восхиротонисуется, и во душевную всего благочестивого рода Российского пользу на престол патриаршеский возведется.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Теперь я обращу беседу мою к Пресвятой Богородице. О, Пресвятая Богородице Дево! Кого ты призываешь на пир свой? Неужели безумных? Неужели грешников? Ведь ты мудра и даже премудра: что тебе до безумных? Ты чиста и даже пречиста: что тебе до оскверненных? Ты праведна и преподобна: что тебе до грешников? Твое общество с ангелами, архангелами, херувимами и серафимами, ибо ты «честнейшая херувимов и славнейшая серафимов». Твое содружество со святыми патриархами, с пророками и апостолами и прочими святыми, ибо «ты, поистине, выше всех святых, Дева чистая». Какое же у тебя может быть общение с грешниками? Что за дело тебе до них? Поистине же есть дело. Какое же? Посмотрим! Христос Господь разделил Свое словесное стадо на два стада: овцы особо, козлища особо, то есть, иное суть праведники и иное грешники. Если же теперь овцы с козлищами живут вместе и если теперь, при жизни на земле, нельзя распознать, кто овцы и кто козлища, зато в Божьем предустановлении одно суть овцы, а другое козлища Все составляют одно стадо Божие, как грешники, так и праведники, согласно написанному: «Праведных любяй и грешныя милуяй». Он любит Своих праведных угодников, но и грешников щадит, ожидая их исправления. Для них обоих Господь ищет пастыря. Кто же будет пасти овец? Святой Петр, ты «паси овцы Моя»; паси агнцев Моих. А кто будет пасти козлищ? Но не слышим мы в Евангелии о пастыре для козлищ. Неужели поэтому будем думать, что козлища пойдут без пастыря самостоятельно и погибнут? Нет, и козлища имеют своего пастыря. Кого же? Пречистую и Преблагословенную Деву Марию. Послушаем, что вещает Ей Святой Дух в Песни песней: «О, добрая в женах! Изыди ты во след стад и паси козлища твоя у кущей пастырских» ( Песн. 1:7 ), то есть, о, Благословенная в женах, иди вслед за стадом, взирай свыше на христианские народы, паси козлищ Твоих – грешников у кущей пастырских, то есть, во святых церквах вселенной, управляемых благочестивыми пастырями. Козлища же сии – Твои, а не иного кого: Тебе Одной они вручаются для призрения. Ты их снабжай всем, защищай, отгоняй от них адских волков, чтобы дерзко не похитили их. Руководи ими к спасению, принимай их молитвы, слушай молитвы грешников. Вот мы видим, что и козлища имеют своего пастыря, имеют Агницу непорочную, Пречистую Деву.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

От Евангелия: Небо и земля прейдет, словеса же Мои не прейдут. От толкования: Прежде бо бездушные сии стихии, небо и земля прейдут, неже словеса Мои отпадут: все бо совершатся, елико рекох. Приложение Ц ) Апостол Толковый, зачало 323, лист 1010 Апостол: Отъемлет первое, да второе поставить. Златоуст: Кое первое? жертвы. Кое второе? крест. Жертвы убо изгонятся, крест же, рекше Христова жертва, вводится. 2) Маргарит, слово 7, о вочеловечении Господни, л. 480 на обороте Овогда писание (Евангелие) новый нарицает завет, овогдаже лучший завет, овогдаже второй, овогдаже вечный: понеже едино имя всю силу представить не может, различными именами показует Евангелия силу. Паче же Павел, имея глаголюща в себе Христа, нарицает новый завет Евангелие, яко ветхий поновляюще. Новое бо странна, и поистинне непорочна сказания есть: юный за старевшегося дельма, лучший за хуждший, второй против первого, вечный за привременный. Нов глаголется завет, по блаженному Иеремии глаголющему: и будет в последние дни, глаголет Господь, завещаю завет нов. И Спас, предал таинство, глагола: се есть кровь Моя нового завета, се новый завет. И инде глаголет: юн за новую и растущую проповедь . Глаголет Павел: приступите горе Сиону, и тмам ангелов, и к церкви первенец, и ходатаю нового завета Иисусу; и внегда глаголати нов, обветша первый. И инде глаголет: лучший завет, глаголя: ныне уншу улучихом службу, елико бо большего завета есть ходатай. Аще бы первый непорочен был, не бы второму ся искало место. Се первый и второй; где вечный? Слыши Павла глаголюща: Бог же мира, возведый от земли пастыря овцам великого, кровью завета вечного. Понеже первый завет привремен бе, сей вечен. И инде глаголет: завещаю вам завет вечен, преподобна Давида верна. Нов завет, и юн первый; второй же лучший и вечен. Приложение Ч Беседы святого Иоанна Златоуста на послание святого Апостола Павла к Евреям, беседа 13, зачало 317, стр. 2898 Сущее: Отлагавие бо бывает прежде бывшие заповеди за немощное ее и неполезное… ничтоже бо совершил есть закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Как же проводил время в темнице невинный узник? Он упросил одного из друзей своих, который его не оставил, приносить ему вместо пищи все нужное для письма и, свободное от молитвы время, писал азбуки для детей, а деньги, выручаемые за их продажу, велел раздавать нищим, не почитая себя в числе их. Что дивного, если благодать Божия видимо посетила, наконец, исполнителя заповедей Христовых, и раскрыла ему чудным образом двери темницы, как некогда Апостолу Петру? Они сами отверзлись по исполнении двух лет, когда уже все почитали его умершим, и никем невидимый вышел, чтобы заключиться в другую вольную темницу, в обитель иноков, строжайшую того времени, Иосифа Волоколамского. Еще жив был тогда святой основатель, и сам постриг достойного послушника Гурия, который вскоре заступил его место, но столь же скоро и отказался от настоятельства, потому что душа его жаждала только уединения и молитвы. Однако молва о его добродетелях, достигла до слуха царского; Иоанн, тогда еще ревнитель благочестия, вызвал строгого отшельника для управления монастырем Селижаровым в Тверской епархии, и, возлюбив его духовную беседу, никого иного не хотел избрать на открываемую им епархию Казанскую, близкую его сердцу, потому что сам покорил неверное Царство. Он избрал ему и двух благочестивых сподвижников, Архимандритов Германа и Варсонофия, которые должны были основать обители в Казани и Свияжске, и вместе с ним проповедовать слово истины. Не менее их великий описатель жития сих трех подвижников, Гермоген Митрополит Казанский, и впоследствии Патриарх, и страдалец за Веру, говорит, что два раза по два жребия клали на престол Успенского собора, при избрании Гурия, и два раза падал на него жребий, так что Царь и Митрополит и весь собор вкупе воздали славу Богу «яко избра Бог мужа преподобна и свята новопросвещаемому граду Казани». В присутствии семидесяти шести духовных лиц совершилось рукоположение Гурия, и новому Владыке подчинено было Царство Казанское и окрестные его улусы, град Свияжск с нагорною его стороною, Васильгород и вся Вятская земля, с титлом Архиепископа, второго по степени иерархической.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

(Глас. V, 51-53) скоро оставил ее, по неудовольствиям народа за Уроша. Савва 3 не помещает Даниила между своими предшественниками (см. август 30 прим. 30). Это подкрепляет известия тронош. Летописи, так как венчание Драгутина Даниилом могло казаться столько виновным для Саввы, что он не поставил Даниила в числе архиепископов, хотя по известию Даниила 2 тот был архиепископом. По времени правления Саввы 2 (1263 – февр. 1268) и Иоанникия (4 лет со включением Даниилова правления) надобно положить, что св. Евстафий взошел на кафедру в 1272 г. Так, а не иначе, заставляет полагать и троношская летопись. На списке толкового евангелия запись: «написано бысть в дни – краля – Стефаша Уроша – в 5 лето державного владычьства его, от числа же сложения мира лет 6794 в сие лето поставлен бысть светы преосвященный архиепископ Ияков». (Миклошича Monum. 488, s. 561). Здесь в написании числа лет миробытия – ошибка. Пятый год правления Милютинова был в 1279 г. от Р.Х. и в 6787 г. миробытия. Итак св. Евстафий почил в 1279 и в том же году взошел на кафедру преемник его архиеп. Иаков. «Очистив душу и тело от скверны, праведно-преподобна и незлоблива учителя себе показал еси, отче блаженне: сирых питатель, обидимых помощник и странноприимен был еси: темже со дерзновением вопиеши: Тебе люблю, Иисусе Боже мой, света невечернего и миром владычествующа»8). В тот же (14) д. страдание СВ. ОНУФРИЯ. Св. Онуфрий, в крещении Матфей, родился в Габрове, терновской епархии9). – Родители его, болгары, были люди богатые и пользовались извесностию. Матфей учился в училище и при прекрасных способностях учился хорошо. Отец наказал его строго за какую-то шалость; пылкий и самолюбивый юноша закричал в слух турков, что он потурчится. Турки непременно совершили бы над ним обрезание: но его ловко выхватили из рук турков и он скрытый от них остался христианином. Когда Матфей пришел в зрелый возраст: он удалился на Афон и вступил в братство Хиландарского монастыря. Приняв иночество с именем Манассии, он рукоположен был в иеродиакона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Сия икона, именуемая и Новгород-Северской, по нынешнему нахождению её, написана св. Петром, митрополитом Всероссийским, когда он жил на Волыни в монастыре, устроенном им близ Ковеля при реке Рате в урочище Новый Дворец, ныне не существующем. Во время гонения на православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенёс её в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда устроялся монастырь Суражский в Черниговской губернии при городе Сураже, преосвященный Антоний Стаховский благословил ею этот монастырь (упразднённый в 1786 году). В 1677 г. 14 августа икона перенесена была из старой церкви в новую в крестном ходе перед литургией. Св. Димитрий Ростовский , прибывший в это время на поклонение чудотворному образу, рассказывает, что 16 августа Никодим, игумен Цеперский. оглашал в церкви после обедни чудеса, бывшие от иконы Богоматери. По местному преданию (см. описание Новгород-Северского монастыря. Чернигов. 1873 г.), архиепископ Лазарь Баранович передал эту икону в Новгород-Северский Преображенский монастырь, где она и доныне для жителей города и окрестных мест служит предметом благоговейного чествования и поклонения. 259 Наименование Богоносца присвоено св. Игнатию, как говорит предание, потому, что он был тем именно дитятей, которого во время Своей земной жизни Иисус Христос, взяв однажды на руки, показал в пример Апостолам, сказав: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царствие Небесное» ( Мф.18:23 ). – Называется св. Игнатий – Богоносцем также потому, что был постоянно по всем делам своим носителем Бога и имени Божьего в уме и сердце и устах своих. 262 Эти акты помещены у Рюиварта, т. I, 15–48 («Месяцесл. Вост.» архим. Серг., т. II, ч. 2, стр. 393). 267 Житие Даниила, описанное учеником его, известно и Раичу (II. 544) – в музее Румянцева, стр. 157. Извлечение из него – в Гласнике VI, 35–41. 268 Житие кр. Милютина говорит о Милютине: «в юности своей имел воспитателя и наставника блаженного во архиепископех Сербских Даниила мужа свята и преподобна» (Сербляк л. 55). Но Милютин († 1320 г.) был много старше Даниила († 1338 г.) Потому невероятно, чтобы последний был воспитателем первого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

да тя хвалят и славят, истиннаго света. Святейший патриарх и весь чин священный во крове 963 ти милости да будет храненный. Князи, боляры здравы, сильны да храниши, вой и вся верныя люди да щадиши. Утоли, Евдокиа, преподобна мати, да благоволить Господь силу воем дати На злолютыя враги, иже разоряют неповиныя люди и во плен хищают. Умоли нам житие мирное стяжати, нашествия от врагов лютых не страдати; Церкви разширение тщися упросити и в ней бы согласию, не расколом быти; Земли благоплодие и вся нам благая, да приобрящет твоя молитва святая, Изряднее дабы всем благочестно жити, Богу угождыие, в небе по смерти в век быти. Мы же благодарствие имамы творити, помощь любве твоея немолчно славити, И ныне тя славяще главы преклоняем, Евдокия святая, тебе величаем. Сказание о страстех Господа Бога 964 и Спаса нашего Иисуса Христа, како пертерп безвинно Создатель всех от беззаконных жидов поругание и крест, и смерть ради грех и беззаконий наших Кто ся не дивить и не ужасает, от своих очес слез не изливает? Солнце бо наше како изменися, радость во слезы, день в нощь преложися! Велий дождь слезны очи заливает, дух от печали внутрь нас исчезает, Вся темный облак плачевно заводит, камень – не сердце, аще слез не родить. Творец бо за тварь си что содевает, зри, какову к ней любовь являет! Ради бо ея душу полагает, свобождь от ада, в небо водворяет; Юже любовь нам подаждь, Христе, знати, волю ти творя, выну прославляти, О страдании ти днесь глаголати, благоволи нам помощь твою дати. Новый Израиль, от Бога избранный, прийди и виждь страх, трепет несказанный! Во Ерусалиме от всех старцев, судей, архиереев и жидовских людей, Днесь на всей земли, Богом сотворенный, всему преясно миру проявленный, В первых на Творца совет сотвориша, яже у раба зла она купиша Иуды, сребреник за нь тридесять даху и, како и взяти, совет восприяху; Егоже злаго с вой посылают, Иисуса им яти завещают 965 . Иуда, прияв вой, иде искати, во вертограде Христа обретати, Иже за Кедрским потоком стояше, – Иисус бо в нем часто пребываше;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Своим служением мы рассказываем людям, прежде всего, о том, что православная вера — это проповедь о добре, о мире и любви, о взаимной помощи. Некогда Христос обратился к Своим ученикам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-35). В исполнении данной заповеди и заключается приоритетное направление нашего служения. «Интерфакс-Религия» /Патриархия.ru за темою несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус У представник Церкви взяв участь у свята за календарем Звершено у посольському в Пакистану У громадах Церкви в моляться за жертв теракту в «Крокус Завершилося XII з «Православ " я — У XII з " Православ " я — " Кирила учасникам XII з «Православ " я — : та звернення] У церковних зв " пройшов круглий присвячений громад Кирила Прем " Угорщини Орбану святом Великодня : та звернення] Великодне Кирила главам Церков : та звернення] першого конкурсу серед засуджених, покарання у позбавлення Великая сила веры Христовой [Стаття] Видано повний переклад Великого покаянного канону Критського тайською мовою Керуючий " з послом у В " Настоятель храму Архангела в взяв участь у з нагоди Дня захисника Управитель " храму апостола Фоми на з ключовими словами – пандемия коронавируса – Великдень – Православие в Юго-Восточной Азии   ihmepb " ю Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» «Чернецтво — покликання» Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников И.о. Патриаршего экзарха Африки: Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь (Конкова): «З в Бога можна зробити неможливе» Бацький По-справжньому страшне мовчання постхристиянського Заходу про на Православну Церкву Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви» Преподобна Полоцька - княжна, У з Руською Православною Церквою   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5811433...

Приказал же воевода Сторок пушек заряжати, В Стеньку Разина стреляти: Ваши пушки меня возьмут, Легки ружьца не проймут; Уж как возьмет ли не возьмет Астраханска девка Маша. По бережку Маша ходит, Щелковыим платком машет, Шелковым платком махала, Стеньку Разина прельщала; Стеньку Разина прельстила, К себе в гости заманила, За убран стол посадила, Пивом, медом угостила И до пьяна напоила. На кровать спать положила, И начальству объявила. Как пришли к нему солдаты, Солдатушки молодые, Что сковали руки, ноги Железными кандалами, Посадили-же да Стеньку Во железную во клетку, Три дня по Астрахани возили, Три дни с голоду морили. Попросил же у них Стенька Хоть стакан воды напиться И во клетке окатиться. Он во клетке окатился – И на Волге очутился! Казаки провели под Астраханью десять дней, и каждый день ходили по городу. Хотя между ними было много больных – опухших от употребления соляной морской воды во время похода, 249 он это не препятствовало им щеголять пред пестрым народонаселением Астрахани. Открылась деятельная торговля между ними и астраханцами; она была выгодна для последних. Фунт шелка продавался за восемнадцать денег, и многие русские, армяне, персияне, живущие в Астрахани, в несколько дней составили себе состояние. «Я сам (говорит голландец, бывший в русской службе) купил за сорок рублей огромную золотую цепь, величиною в сажен; за каждым золотым кольцом было по пяти драгоценных камней (достоинство покупки вероятно преувеличено). 250 Все казаки были одеты в шелковые, бархатные одежды; жемчуг и драгоценные камни, в виде венцов, украшали их шапки. Атаман ничем от них не отличался, кроме своего могучего вида и почтения, какое ему все оказывали. Перед ним не только снимали шапки, но становились на колена и кланялись до земли. Все величали его «Батюшка, батюшка!» Расхаживая промеж народом, он со всеми ласково и приветливо говорил, сыпал щедро золотом и серебром, не отказывал нуждающимся, и все с восторгом хвалили его; он, таким образом, заранее приобрел расположение астраханской черни. 251 Толпа народа с любопытством стекалась к казачьим стругам и изумлялась, видя, что на атаманском струге, носившем, по известиям народных песен, название Сокола, были веревки и канаты свиты из шелка, а паруса сделаны из дорогих персидских тканей. Приходили к Стеньке немцы, изготовлявшие, по приказу воеводы, речные струги для казаков. Они принесли к нему на гостинец две стеклянки русской водки. Стенька сидел со своими чиновниками в шатре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Когда признательнее изъявим долг благодарного сердца пред лицом Вышнего, ежели не в сие наипаче время, которое едино подает силу и возможность к приношению благословенной сея жертвы. Бытие есть начало всех наших действий и вина существования. Человек протяжением оного соучаствует всей той благостыни, каковую изливает на нас щедротная Божия десница; входит в союз всех тех должностей, какими обязана тварь к творцу, произведение к началу. Бог не для того ли нас сотворил и содержит, дабы нами свое величество, силу и премудрость предъявить вселенной. Мы дело рук его, а дело превозносит Творца: следовательно, кого он достойным находит быть или существовать на чреде важнейшего сего действия; тот и достопочтенен в царстве мира. Известно, что все твари в равном отношении к Богу в рассуждении их бытия и сохранности состоят: но что о всех тварях может быть сказано, то преимущественно о человеке должно сказать. Какое отношение может сравняться с тем, в котором человек находится как человек к Богу; как избранное создание к создателю; как сын к Высочайшему Отцу? Какое преимущество выше того, что он почтен средоточием всего мира, что есть тот важной предмет для которого Солнце сияет, звезды блистают, земля плодоносит, и вся тварь расположена ему доставить или пользу или удовольствие, и тем уверить его о непременной к нему небесной любви? Познай человек свое достоинство, которым ты в сем отношении, в сем преимуществе почтен; познай и тем более исполнением сего царственного звания уподобляйся виновнику своему. Для истинного человека недовольно иметь бытие и за то благословлять божественную руку, но надобно исполнить намерение превознесенного сего бытия. Зиждитель продолжая бытие наше не продолжает ли и возможности к умножению наших совершенств и следовательно нашего блаженства? Жизнь наша, не тогда ли токмо существенна, когда она преподобна, и когда благоустрояется по святым началам порядка? В общежитии чем важнее и почтеннее сан; тем более особа облеченная в оный возвышается отличием: и мы ли малым чем умаленные от Ангел не будем отличать своего бытия благородным упражнением?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010