Она приняла шлем спасения, чтобы не только Самой быть спасенной от проклятия за прародительский грех, но и спасти весь мир, ибо чрез эту Спасительницу спасен мир, как и Церковь воспевает Ей: «Спасе Богородицею мир Христос, имеяй велию и богатую милость». Облеклась в броню правды рожденная праведными родителями и от юности поучившаяся оправданиям Господним. «Прияла щит непобедимый — преподобие» (Прем. 5, 19). Слово сие «преподобие» происходит от «подобный»; подобный — преподобный. «Созда Бог человека по образу Своему и по подобию» (Быт. 1, 26). И все люди душой своей разумной, созданной Богом, подобны Богу; только у грешников подобие это утрачивается, ибо человек чрез грехи свои уподобляется уже не Богу, а скотам несмысленным (Рим. 1, 23). У святых людей подобие бывает преподобием, ибо они соблюдают в себе образ Божий неповрежденным. В Преблагословенной же Деве подобие образа Божия не только преподобно над подобными, но и над преподобными преподоб-нейшее; в Ней образ Божий яснее, чему всех других, как свидетельствует сам Бог, Который в Песни Песней говорит Ей: «Уподобих Т я близ Мене» (Песн. 1, 8), то есть как бы говорит: «Все люди и особенно угодники Мои подобны Мне, Ты же подобнее их, так как находишься близ Меня». ...Она подобна Богу Отцу, как родившая без отца Сына Его, рожденного Им прежде веков без матери; подобна Богу Сыну, как носившая Его в пречистой Своей девической утробе и родившая Его нетленно; подобна Богу Духу Святому, как соделавшаяся Его Невестой и храмом чистым и непорочным. И как Она более близка к Богу, чем все святые, так и более подобна Ему, чем все подобные, и более преподобна, чем все преподобные. Вот какой щит приняла Взбранная наша Воевода, и щит этот — непобедимый. «Приимет, — сказано, — щит непобедимый — преподобие». Ибо кто может одолеть, превзойти своей святостью Ее святость, которая превзошла и святость Серафимов? Созерцая умом своим Взбранную нашу Воеводу, во вся оружия облеченную, вооруженную щитом и бронями, вспомню здесь слова Духа Святого, сказанные о Ней: «Выя твоя, яко столп Давидов, тысяща щитов висит на нем и вся стрелы сильных»; по другому переводу: «и оружия сильных» (Песн. 4, 4). По древнему обычаю на высоких столпах, то есть вежах или башнях, стоявших на городской стене, слагалось и хранилось все оружие, приготовленное для войны. Так, царь Давид, по свидетельству святого Амвросия (Медиоланского), устроил в Иерусалиме высокий столп на городской стене для защиты, а вместе и для украшения града. Уподобляет Дух Святой Пречистую Деву столпу Давидову потому, что Она, будучи дщерью Давидовой, посредствует между Христом как Главой Церкви и верующими, которые составляют Тело Церкви Его, и вместе с тем превосходит Церковь, ибо Она воистину высшая всех и достигающая Христа, как давшая Ему плоть.

http://pravoslavie.ru/1488.html

Облеклась в броню правды рожденная праведными родителями и от юности поучившаяся оправданиям Господним. «Приняла щит непобедимый – преподобие» ( Прем. 5:19 ). Слово преподобие происходит от слова «подобный», то есть подобный – преподобный. «Создал Бог человека по образу Своему и по подобию» ( Быт. 1:26 ). И все люди душой своей разумной, созданной Богом, подобны Богу, только у грешников это подобие премного утрачивается, ибо человек через свои грехи уподобляется уже не Богу, а скотам несмысленным (см. Пс. 48:13 ). У святых же людей это подобие бывает преподобием, ибо они соблюдают в себе образ Божий неповрежденным. В Преблагословенной же Деве это подобие образа Божия не только преподобно над подобными, но и над преподобными преподобнейшее. В Ней образ Божий яснее, чем у всех других, как об этом свидетельствует Сам Бог, Который в Песни Песней говорит Ей: «Уподобил Тебя, Ближняя Моя» ( Песн. 1:8 ), – то есть как бы говорит: «Все люди, и особенно угодники Мои, подобны Мне, Ты же подобнее их, так как находишься близ Меня: «Уподобил Тебя, Ближняя Моя». Как лицо, смотрящее в зеркало вблизи, отражается в зеркале лучше, чем лицо, смотрящее издали, так и Пречистая Дева. Пребывая около Бога ближе, чем все святые, более подобна Богу, чем они. Она подобна Богу Отцу, как родившая без отца Сына Его, рожденного Им прежде веков без матери. Подобна Богу Сыну, как носившая Его в пречистой Своей девической утробе и родившая Его нетленно. Подобна Богу Духу Святому, как соделавшаяся Его Невестой и храмом чистым и непорочным. И как Она более близка к Богу, чем все святые, так и более подобна Ему, чем все подобные, и более преподобна, чем все преподобные. Вот такой щит приняла возбранная наша Воевода, и щит этот – непобедимый. " Примет, – сказано, – щит непобедимый – преподобие». Ибо кто может одолеть, превзойти своей святостью Ее святость, которая превзошла и святость Серафимов? Созерцая умом своим возбранную нашу Воеводу, во все оружия облеченную, вооруженную щитом и броней, вспомню здесь слова Святого Духа, сказанные о Ней: «Шея Твоя, как столп Давидов, тысяча щитов висит на нем и все стрелы сильных»; по другому переводу: «и оружия сильных» ( Песн. 4:4 ). По древнему обычаю, на высоких столпах, то есть вежах или башнях, стоявших на городской стене, слагалось и хранилось все оружие, приготовленное для брани. Так, Царь Давид, по свидетельству святого Амвросия, устроил в Иерусалиме высокий столп на городской стене для защиты, а вместе и для украшения города. Для защиты – чтобы можно было издали усмотреть приближающиеся к городу вражеские полки и прогнать их, а для украшения же потому, что столп тот превосходил своей высотой не только средние, но и самые высокие здания Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

789 Служба и Синаксарь праведному Стефану новому, деспоту сербскому, в Сербляке под 9 октября. Летопись Гласника V: 93, 103–111.– Иные принимают Ангелину за одно с Милицею, супругою Кн. Лазаря; но это – грубая ошибка. 790 Миклошича Monum. serb. 442. Грамота рагузян, на которую надеется деспот Бранкович,– у Миклошича 203. 791 Поздняя летопись (Шафарика Памятн. 2, 82) говорит, что «мощи светого страстотерпца Стефана, сына деспота Гюргя, в град Купиник» перенесены февр. 15, 1466 г. Но описатель страданий св. Георгия, видевший мощи, пишет, что они перенесены спусти 8 лет после смерти. 792 Грамота изд. у Миклошича: Monum. serb. 463. Грамотою 1495 г. Иоанн обещал Павлову монастырю выдавать всё, что обещано было предками. Мопит. serb. 462, в Гласнике V: 224, 225. 793 Раича Ист. 3: 243–247, 312–324. Летоп. в Гласнике V: 111, 112; I, 169; XI, 154. В помяннике монастыря Грачаницы записано: «помяни Господи – благочестивую и христолюбивую монахиню Ангелину, архиепископа Максима и брата его деспота Иоанна» (Изв. акад. V III, 57). В афонском протатском помяннике: «еще молимся о приснопамятных рабах Божиих Димитрие крале и Иоанне деспоте и с ними умерщвленных православных христианах» (Запис. поклонника св. горы стр. 126) «Димитрий краль» – князь Димитрий Якшич, храбрый боец с турками, сын краля рашскаго, дядя по жене Иоанна деспота (Раича Ист. 3, 288–292). 797 Мученичество св. Георгия – в Летоп. археол. общ. Спб. 1864 г. Сербская ле­топись у Шафарика в Памятн. 2, 63. У Раича 3, 324–325 – неточности о мощах. 798 В 1716 г. изуверный визирь приказал сжечь мощи св. Стефана, Ангелины и Иоанна; остались только части их. Гласник V: 112, 93. Сербляк, в Белграде, 1861 г. л. 85–94. Здесь же особая служба Ангелине, под 30 июля. Но в службе прав. Иоанну восхваляются как Ангелина, так и Стефан. 799 Житие Даниила, описанное учеником его, известное и Раичу (II, 544) – в музее Румянцева стр. 157. Извлечение из него – в Гласнике VI, 35–41. 800 Житие кр. Милютина говорит о Милютине: «в юности своей имел воспитателя и наставника блаженнаго во архиепиекопех сербских Даниила, мужа свята и преподобна» (Сербляк л. 55). Но Милютин († 1320 г.) был много старше Даниила († 1338 г.). Потому невероятно, чтобы последний был воспитателем первого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На Бог Господь: тропарь святаго, дважды. Слава, и ныне, Богородичен. По 1-м стихословии седален, глас 3: Светлым житием твоим, Иоанне, и неусыпными молитвами/неуловим пребыл еси ловлении тьмы предстателя/и, во гробе лежа, нетленен пребываеши,/подая цельбы призывающим тя и память твою любовию празднующим. Слава, и ныне, Богородичен: Известная христианом и Едина по Бозе крепкая Помощнице,/сильная в бедах Предстательнице,/покрый и соблюди ны, Владычице человеколюбивая,/вся советы злокознствующих врагов низлагающи. По 2-м стихословии седален, глас 4: Страстей огнь погасил еси, блаженне,/течением слез и добродетельми обогатился еси,/явлься человек небесномудр,/но да улучу и аз избавление от мглы страстей ходатайством твоим, Иоанне,/и да явлюся спасен, с верою прибегаяй к тебе. Слава, и ныне, Богородичен: К Тебе, Всецарице, приношу юже от болезни молитву мою:/помилуй мя, Всеблагая, и неколеблема прилоги льстиваго соделай,/да не посрамлен буду, в день искушения Тя призываяй,/недостойный раб Твой. По полиелеи седален, глас 1: Среди мирскаго мятежа праведно поживша, яко в безмолвии пустынном,/на рамена Крест Господень вземша и Тому последовавша страдальческими подвиги,/восхвалим вси песньми Иоанна,/егоже израсти Россия, Асия же позна, яко преподобна. Слава, и ныне, Богородичен: Кто от человек возможет изрещи Твоя, Дево, яже паче ума несказанная таинства?/Ты бо явилася еси всех пребольши святых,/и превышши Ангелов, и небес ширши,/яко из Тебе возсия Христос Бог, спасаяй души наша. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Всякое дыхание: Евангелие от Луки, зачало 64. По 50-м псалме стихира, глас 6: Праведне Иоанне,/верный рабе Христа Бога,/Царствия Его наследниче,/Прокопии красото и России похваление,/твердый в благоверии,/зловерными неодолим сый,/стране нашей проси на враги одоление,/сыновом же российским непобедимым быти/и неослабным в благочестии/и в мире спастися всем нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Следовательно, мужем, его же укориша, был Тот самый, Кого прежде воплощения искушали израильтяне. А этот Сын до воплощения не был отличен от Сына, происшедшего от семени Давидова, вопреки мнению дерзающих утверждать такое различие, но был одним и тем же — до воплощения Словом чистым, а по рождении от Святой Девы — воплощенным и вочеловечившимся, как написали святые и божественные отцы, — это показал еще Моисей особым признаком мужа преподобна. Как будто кто–нибудь, желая наставления, спросил Моисея: о каком это муже было у него слово, — муже, которого, по его словам, искушали и поносили израильтяне? И Моисей как бы рукой своей, простерши ее, указывает на Иисуса; он говорит: Глаголяй отцу своему и матери своей: не видех тебе и братии своея не позна (Втор.33:9). Вспомним же, что написал один из святых евангелистов. Когда однажды Христос учил и тайноводствовал некоторых, а Матерь Его и братья стояли вне, и когда некто из учеников, подойдя к Нему, сказал: Мати твоя и братия твоя вне стоят, видети Тя хотяще, то Он, показав Своей рукой на учеников, слушавших Его, отвечал: Мати Моя и братия Моя, сии суть, слышащие слово Божие и творящии е (Лк.8:16–21). Иже бо аще сотворит волю Отца моего, Иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра и мати (Ми) есть (Мф.12:46–49). Это, думаю, значат слова Моисея: Глаголяй отцу и матери: не видех тебе, и братии своея не позна. И еще, мудрый Даниил говорит, что он видел единородное Слово Божие в образе нашем. Он видел, по его словам, Ветхаго денми сидящим на престоле, видел тмы тем предстоящих Ему и тысячи тысяч Ему служащих. Потом, сказав о некоторых других предметах своего видения, Даниил присовокупляет: Видех во сне нощию, и се на облацех небесных, яко сын человеч идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде, и пред Него приведеся: и тому дадеся честь и царство, и вси племена и языцы тому поработают (Дан.7:9–10, 13–14). До очевидности ясно, что Даниил видел Еммаиуила, восходящего к Небесному Отцу и Богу. Небесное облако подняло Его (Деян.1:9). И называет Его Даниил не просто человеком, но яко сыном человеческим, потому что Бог Слово было в образе, подобном нашему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

В Соединенные Штаты Америки прибывают сейчас десятки тысяч наших соотечественников — и из России, и из стан СНГ. Для наших бывших сограждан в США явно не хватает духовно-культурных центров, которые бы способствовали сохранению ими духовной и национальной идентичности, которые помогали бы им вписываться в жизнь американского общества, не теряя своей самобытности. Те общества и центры, что существуют, имеют, к сожалению, лишь эпизодические связи с Церковью. Общение наших соотечественников с Россией происходит по тем каналам, которые были созданы еще во времена Советского Союза, и они чаще всего проходят мимо зарубежных приходов и епархий Русской Православной Церкви. А ведь это естественные очаги не только православной духовности, но и русской культуры! Выступая в минувшем году на круглом столе в рамках конференции в Сан-Франциско «Русская Православная Церковь и соотечественники: опыт соработничества», организованной МИДом РФ и ОВЦС Русской Православной Церкви, я вынужден был заметить: «Пять лет прошло с момента воссоединения Московской Патриархии и Русской Зарубежной Церкви, благодаря этому появилось еще больше естественных площадок для духовной и культурной поддержки соотечественников. Упускать такую возможность было бы грешно». Беседовала Ольга Кирьянова за темою несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус У представник Церкви взяв участь у свята за календарем Звершено у посольському в Пакистану У громадах Церкви в моляться за жертв теракту в «Крокус До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] чергове ради з видання Священного Собору 1917-1918 рр. прем " «Святий князь Московський та його обитель» У лаври вийшла книга, присвячена Никону Митрополита Америки Канади Тихона у зв " язку з терористичним актом у «Крокус та звернення] Представники Православних Церков взяли участь у на Американському " у Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Митрополиту всей Америки и Канады Тихону с 20-летием архиерейской хиротонии : та звернення] Предстоятель Церкви в Синодальну Церкви з ключовими словами – Церкви – Православна Церква в   ihmepb " ю Преподобна Полоцька - княжна, Павел (Кривоногов): Якщо послух сприймати як данину Бога — все правильно Епископ Сергиево-Посадский Фома: «Мы помним заветы преподобного Сергия, поэтому всегда всех ждем и всем рады» Владикавказький Аланський Герасим: «Серце ченця завжди тягнеться в гори».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3153932...

И хощу аз тебе место дати покойно за твое смирение и кротость у живоначалныя Троицы, иже где преподобный Серги препочивает, у любезного твоего друга архимадрита 861 Артемия, место покойно будет у него. А Святую гору не взирай во свою обитель итти, но у живоначалныя Троицы и кости свои положити, но токмо вселенстии патриарси тебе нам даша вечно. И поклоняется преподобный великому государю и глагола: буди Господа Бога моего, царя небеснаго воля и твоя государева, а не моя; буди тако по глаголу твоему государеву. Исполнишася вся пророчествия (л. 58 об.) великих отец о мне, что кости мои скрыются перстию во обители живоначалныя Троицы, иже Сергиево обитание быша. И тако глаголаста со великими слезами пред государем и много беседоваше с государем о ползе душевней и о телесней, и великому государю вся беседы старча в ползу ему быша и во спасение и в радость быша. И великий государь одари преподобнаго дарми многими, и отпущает его во обитель живоначалныя Троицы, и посылает от себе своего любимаго и славнаго думного дьяка Ивана Васильевичя Самороскаго. И глагола великий государь ко своему дьяку: Иванне! Отдай сего преподобнаго инока Максима архимадриту 862 Артемию, и чтобы ему велию честь воздавал за его (л. 59) великое смирение. И отпустиша их любезно. О приходе во обитель живоначалныя Троицы преподобьнаго отца нашего Максима. И прииде во обитель живоначалныя Троицы в Сергиев монастырь преподобный отец наш и многострадалный Максим во обитание свое в лето 7057 году месяца сентября в 20 день. И входит в монастырь, и возвестиша архимадриту Артемию о приходе преподобна Максима. И выходит архимандрит 863 Артемий ис кельи своея, и приимает его с честию, и любезно целовастася и глаголаста по апостольскому словеси: приимите друг друга любезно, и тако исполните закон Христов. И вси иноцы услышася о приходе преподобнаго славнаго отца нашего (л. 59 об.) Максима, и стекошася токмо и не вси иноцы и смотряще на красоту возраста его, а наипаче веселящеся духовно, таковаго отца, и учителя, и проповедника и страдалца сподобихомся видети.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

А в греках, государь-царь, благочестия зело много повредилося от утеснения поганых и от еретического насилования: так стеснены, яко овцы посреде волков, – едва уже дышут. Также у них говорили по дважды и аллилуию, и сложение перст имели якоже мы; но недавно изменили, смущаеми от римских наук. Явленно, государь, от премудрого и преподобного Максима Грека : сей свидетель верен есть. Прислан по прошению прапрадеда твоего государева, великого князя Василия Иоанновича. Иска тогда (еще) вселенский патриарх у себя во Грецыи такова мужа, какова великий князь просил, преподобна и премудра, и не обрете; паки посла уже во Афонскую гору, и там в двадцати четырех монастырех едва двух толко обретоша, каких великий князь желание, паче же Бог хотяше: Даниила да Максима, и единого от двух, сего Максима, патриарх, умолив, посла, яко второго Златоуста. Той святый муж писал о сложении перстов и о аллилуии страшно велми: тако-де вам по трожды говорить аллилуия, то-де уже и все ереси римские пора вам приимать. И на конце слова прирек: блюдитеся от ересей папи римского. Сего ради мы боимся и не приемлем. И от сего знаменито, яко тогда и у четырех патриархов такова сложения перст не было и четвероличные аллилуии. Максим тогда на четырех патриархов же указывал. И когда Ефросин ходил преподобный, тако же было. Ей, после того изменили, государь. И не то едино, но и паче сих; крещения православного греки ныне не имеют, обливаются вси, а не в три погружения крещаются, еже начало спасению нашему. И то приимать-ли, государь, и от святых 7-ми вселенских соборов, паче же от самех Апостол, проклятым нам быти? Понеже сие крещение, еже обливатися, есть римское еретическое. Извесно, государь, о сем вем. И то греки изменили же (како глаголет апостольское 85-е правило), да и наши пастыри твердят уже римское крещение и с ними побратаются: не подобает, глаголют, крестити второе римлян. Оле, проклятый сатано! Что устрояеши, нам спящим? Откуда Христос нам востание даровал, оттуды же и сатана нам падение умыщляет, аще вознебрежем мы сами о себе. Мощно, крестоносный царю-государь, прочести историю, что о белом клобуке: что глаголали цареградскому патриарху Филофею первый христианский царь, и святый Селивестр папа римский и ангел Господень, не сбыся ли то? Вся царства, государц в конец стекошася, сиречь во твое богохранимое господарство; зде истинная православная христианская вера: не пошто нам искать! – заблудити будет. В Козмографии написано: весть под солнцем такого благочестия и веры правые, яко в московском государстве, a по иным всем с ересми смесишася и навыкоша дел их,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Удельные князья и их дружины, занятые бесконечной междоусобной распрей, жили сами по себе, сельское население само по себе. Русь высылала против врагов сотни героев, но поодиночке они гибли, обагряя кровью развалины Отечества. В 70–90-х годах XIII в. внешнеполитическое положение северовосточной Руси ещё более осложнилось в связи с тем, что в самой Орде после смерти хана Менгу-Тимура (1266 – ок. 1281) наступило фактическое двоевластие: наряду с Золотой Ордой в Поволжье возник второй военно-политический центр татар – орда темника 56 Ногая, в состав которой вошли северное Причерноморье, галицкое Понизье и области Черниговской земли. По отношению к захватившему золотоордынский стол хану Телебуге Ногай держался независимо и претендовал на власть в русском «улусе». Согласно этому разделению Орды образовались и две враждебные друг другу политические группы русских князей: вассалы Ногая, искавшие у него поддержки, и вассалы Золотой Орды, действовавшие под её защитой. Вследствие этого борьба за великое княжение приобрела ещё более острые формы и увеличила тяжёлое бремя усобиц, ложившееся на плечи народа. В эти трудные и смутные для Отечества и Церкви годы святой князь Михаил Ярославич является лучшим представителем своего века, истинным государственным мужем, кладущим свою чистую душу за землю Русскую и за веру. «Сосуд честен явися Святаго Духа, звезда светоносная возсия в России, озаряющая вся концы», – прославляет святая Церковь благоверного князя в день его кончины 57 . Отец князя Михаила – Ярослав Ярославич – после кончины брата, святого благоверного князя Александра Невского, с 1263 по 1271 г. занимал великокняжеский престол во Владимире. Мать его Ксения – дочь Тарусского князя 58 . Свою жизнь родители святого князя закончили в иночестве. Князь Михаил родился вскоре после смерти отца (1271 г.), поэтому воспитательницей и ближайшей руководительницей в вере и благочестии была его мать. Обладая глубокой религиозностью, начитанностью в Священном Писании , проникнутая страхом Божиим и любовию к ближним, «воистину святая и преподобна» 59 , благочестивая княгиня зажгла в сердце сына первые искры всего доброго и святого, которые с ранних лет и до конца жизни горели в нём светло и отрадно.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Желаю всему многонациональному народу Республики Казахстан благополучия, мира и единомыслия. Да укрепит Всеблагой Господь Своею благодатью всех нас в делах на благо Отечества нашего. И трудясь над созиданием достойного будущего, будем черпать силы из источников духовной мудрости, оставленных нам в наследство нашими просветителями и наставниками в земле Казахстанской просиявшими и, взирая на кончину их жизни, будем подражать их вере. Беседовала Марина Сазонова Патриархия.ru за темою До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] чергове ради з видання Священного Собору 1917-1918 рр. прем " «Святий князь Московський та його обитель» У лаври вийшла книга, присвячена Никону У Астани глави Казахстанського митрополичого округу з верховним Казахстан Синоду Казахстанського митрополичого округу У свято Господнього глава Казахстанського митрополичого округу звершив у Вознесенському кафедральному м. Алма-Ати Глава Казахстанського митрополичого округу звершив молебень про порятунок Алма-Ати та Казахстану у 2023 Синоду митрополичого округу Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Киргизии С.Н. Жапарову с 55-летием со дня рождения : та звернення] У рамках виставки-форуму Слова» в присвячена Року мови в СНД Представники Церкви взяли участь у з злагоди у з ключовими словами Церкви – Православ " я в – Православ " я в   ihmepb " ю Преподобна Полоцька - княжна, Павел (Кривоногов): Якщо послух сприймати як данину Бога — все правильно Епископ Сергиево-Посадский Фома: «Мы помним заветы преподобного Сергия, поэтому всегда всех ждем и всем рады» Владикавказький Аланський Герасим: «Серце ченця завжди тягнеться в гори». (До хрещення — Духовна пам " ять алан. " ю Владикавказького Аланського Герасима Владикавказький Аланський «Час бути Кронштадтський Олександра Невського — свято для для кожногоо Фома: настанов проростуть, якщо серце буде любов " ю до Бога Дому Живоначальной Троицы на Русском Севере — 500 лет екзархат — 30   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2213653...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010