Твое же слово, благочестивый государь, бысть ко мне: повеле (чит. повели) воспросити ми, подавшаго тебе об. государю начертание, кого волят ко свидетельству мощей преподобнаго. Аз же твое царево повеление со усердием исправих – старца иконома воспросих, он же глагола ми, дабы послали мощи преподобна свидетельствовали смиреннаго Иону, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго; поведает же той старец велию веру его имуща к киновии Пресвятыя Троицы и к преподобному Данилу». Благочестивый же государь-царь, услышав глаголы сия, и глагола святителю: «дай же тому иконому грамоту общую от нас, да даст ю Ионе митрополиту, он да почтится (чит. потщится) и исправит повеление наше и преподобнаго отца Данила мощи да свидетельствует, патриарх же да исполнит царево повеление». И исправл написание и даде иконому. л.251.  Он же приим благоговейно и со усердием, и немедленно устремися ко граду Переяславлю и нимало закоснев во обитель преклонися, и к богоспасаемому граду Ростову приспе месяца ноябрия 1696 в 20 день, и тамо от святителя в дому его благословению сподобляется. Давшую ему написанную от царя и от архиерея епистолию радостно прочте и глагола ему подавшаго епистолию 1697 : «се готов есмь ваше желание совершити». Святитель же Иона митрополит, ни мало закоснев и не медля, оставляет Ростов и касается Переяславлю граду и прииде во обитель Святыя Живоначалныя Троицы месяца того же в 27 день. Тоя же обители об. мандрит Тихон, видя святительский приход, и тако со священники оболкшеся еже во освященическую (чит. священическую) одежду и дияконн устроиша со благовонны[ми] 1698 кадилы. Настоятелю же взеше (чит. вземше) честный крест, священником же и иноком, последствующим и великим звоном 1699 , настоятелю священнодияконом же пред честным крестом вкупе грядущим и обращающеея кадяще честный крест, святителю же вшедшу во святыя врата, и нача кланитися (чит. кланятися) святым нконам. Священнодияконом же покадившим святителя трижды, святитель же благословля (чит. благословляет) рукою своею на обе страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

По прочтении в Прокимне ( Пс.42 ): Спасение лица моего и Бог мой, от подзаконной церкви, пламенно ожидающей Спасителя, и имеющего быть чрез его спасения, выражается чувство, какого она ожидает Спасителя, – ожидает Спасителя, Который есть спасение лица Ее, спасение существа и бытия ее, и всего того, что дает бытию ее истинную честь и достоинство, благодатную доброту и правоту. В стихе: Суди меня, Боже, и разсуди суд мой, – дело мое, – правоту мою (от языка не преподобна), церковь обращается к Богу спасения своего, к Богу, избавителю и Искупителю, каковым Он изображен в конце Паремьи, чтобы Он судом правды, мира, милости, и всемогущества своего защитил ее от притеснений народов нечестивых и неправедных, показал терпение ее по истине, извел в явление правдою своею правоту и невинность ее. 143 Сыновья Исаии, старший Шеар-Иашув ( Ис.7:3 ) (остаток спасется), и младший Магер-Шалал-Хаш-Баз ( Ис.8:3 ) (спешить на добычу, бежит на разграбление), знаменательными своими именами, данными им по изволению Божию, предъявляли благоприятную надежду; первое наименование предзнаменовало то, что остаток народа Иудейского спасется, возвратится, а другое то, что Иудея в скором времени избавится от двух сильных неприятелей. Чрез сынов или детей Пророки, на основании выражений Писания ( 3Цар.20:35 ; 4Цар.2:3,5,7,15 ), разумеют учеников Пророка. Так Бл. Иероним объясняет: «Я буду уповать на Господа, и не только я, но и дети, которых дал мне Господь», т. е. другие Пророки, и сыны пророческие, которые не от похоти плоти и крови, но от Бога родились ( Гал.4:9 ). А Пророки служили чудом для Израиля ( Иез.24:24 ) и называются дивозрителями ( Зах. 3:8 ), поскольку предсказания их служили чудесным предзнаменованием будущих событий. При сем и по мысли и по выражению, подобозначащие места ясно показывают путь к таинственному смыслу о Христе Спасителе, и о верных, приобретенных кровью, и заслугами Его во спасение ( Пс.21:23 ; Евр.2:12,13 ). 144 Вызыватели мертвых теней в славянском переводе называются чревоволшебники.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Подобно тому и муж богоугодный, украшенный добрыми делами, как небо светилами, может поучать других без проповеди и высоких слов, одним только образом своей жизни. Имеющий же то и другое, слово и доброделание, бывает учителем превосходным. Таков именно был святитель Христов Гурий, «муж, сильный в деле и слове пред Богом и всеми людьми» ( Лк. 24:19 ). И как сумел он научить, вразумить и просветить вверенную ему паству двумя сими – словом и жизнью! Сделавшись же причиной спасения многих, он увеселил не только Церковь , воинствующую на земле, присоединив к ней столько душ, обращенных от нечестия агарянского, но и Церковь , торжествующую на небе. Ибо, если «на небесах радость бывает об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15:7 ), то тем большая и неизреченная радость была принесена всем ангельским чинам и душам праведников о бесчисленных грешниках, пребывавших в заблуждениях и неведении Христа и приведенных к познанию истины и покаянию, просвещенных святым Крещением. Господь же, Праведный Мздовоздаятель, видя такое тщание и попечение угодника Своего святого Гурия о душах человеческих, уготовал ему «венец правды, который даст ему в день оный» ( 2Тим. 4:8 ), как воздал и древним великим иерархам. Такова была жизнь на земле святого Гурия, сияющего добрыми делами: в юности незлобива и непорочна, в иночестве преподобна, в архиерействе же отлучена от грешников, прогневляющих Бога смертными грехами. Поэтому скажем о ныне празднуемом святителе Христовом Гурии словами апостола: «Таков и должен быть у нас первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников!» ( Евр. 7:26 ). Ты же, о архиерей Божий, святой Гурий, предстоящий ныне Престолу Христову в торжествующей Церкви, не забудь нас, с любовью празднующих святую твою память, взирай с небесной высоты на нашу худость! Отче благий, призри милостиво на чад твоих! Пастырь добрый, не презри стада твоего, приобретенного тобою для Бога. Хотя ты и отлучен святостью своей от грешников, однако не отлучайся от нас, грешных, милосердием своим, пребудь с нами твоими молитвами о нас Богу. Посмотри на город, в котором ты много потрудился, посмотри на народ, который просвещен тобою, и будь для всех помощником, заступником, покровителем, защитником, промыслителем и управителем жизни нашей! Ходатай теплый! Не преставай умолять о нас Бога, испроси мир миру, тишину царству христианскому, державному Царю одоление врагов, а всем временные и вечные блага! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Рейтинг: 9.9 Голосов: 2332 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ксения 9 ноября 2020, 04:45 Ночь. Не спится. Случайно наткнулась на статью. Что-то хорошее сегодня ушло, когда со знакомой обсуждала и осуждала свекровь. Осуждала, чувствовала, что это плохо. И все равно говорила. Господи! Прости меня грешную. И вдруг эта статья. Как укор мягкий и светлый от женщины которую не знаю, но которой верю, как тихий укор маминых глаз. И может Божие Матери с иконы. Мне стыдно и... хорошо, что это чувство есть. Матушка Макрина, моли Бога о нас всех. И о мамочке моей Вере. О детях и о муже. Слава Богу за ВСЕ! Ольга 16 июня 2016, 18:43 Спаси Господи за статью. Старица Макрина моли Бога о нас Максим 12 июня 2016, 20:28 Спаси Господи за замечательный рассказ! любовь викторовна 11 июня 2016, 10:40 Спасибо. Много полезного и утешительного для своей души я почерпнула из этой статьи. Самое главное -Любовь.Только с Любовью все возможно. Василий 8 июня 2016, 15:43 Первая книга о старице Макрине на русском языке была издана в 2015 года издательством ПОЛИЕЛЕЙ. Называется она " Блаженная ученица Старца Иосифа Исихаста. Герондисса Макрина " . Автор: священник Василий Полежаев. В приложении к жизнеописанию Старицы даны переводы из ее бесед. Поэтому жизнеописание и переводы Ольги Рожневой (за что ей огромная благодарность) - не первые. Книга " Блаженная ученица Старца Иосифа Исихаста " имеется в продаже в православных книжных магазинах Москвы, в т.ч. магазинах Сретенского монастыря, Троице-Сергиевой Лавры, " Православное слово " . Сергей 7 июня 2016, 15:11 Христос Воскресе! Какая благодать на душе!.. Ксения 7 июня 2016, 09:31 Храни Вас Бог, дорогая Ольга. Большое спасибо за то что Вы открыли для нас такую великую старицу. Читала затаив дыхание. Вот у кого нам грешным надо учиться и брать пример. Слава Богу за все. Србин 6 июня 2016, 20:59 Диван си Господе у Светима преподобна старице Макрино моли Бога за нас! Дарья 6 июня 2016, 00:18 Спасибо за интересный материал!

http://pravoslavie.ru/93900.html

— Ваше Блаженство, во всех Ваших проповедях и в Рождественском послании 2017 года Вы как Предстоятель Церкви указываете путь изменения жизни общества через исправление каждым человеком личных недостатков, греховных мыслей и дел. Что практически нужно делать для этого? — Откроем Евангелие и попробуем сверить свою жизнь по нему. Свои мысли, чувства, отношение к другим людям. Если увидим, что наша жизнь не соответствует учению Христа, попросим Его, чтоб Он помог нам исправиться, изменить нашу поврежденную грехом природу. Чтобы исправить себя, не нужно для этого творить великих подвигов, а учиться ежедневно и ежечасно творить маленькие дела добра. Отогнали недобрую мысль о другом человеке — слава Тебе, Господи! Помогли ребенку, старику, сироте, больному — слава тебе, Господи! Главное не останавливаться, а неуклонно следовать по пути добра и личного самосовершенствования. Все это просто, а там, где просто, как говорил святой, «там ангелов со сто». С Рождеством Христовым! Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru за темою Служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь в Каховку. Информационная сводка о помощи беженцам (от 3 апреля 2024 года) [Стаття] В Луганську передали з зведення про допомогу 2 2024 року) [Стаття] 7000 отримали допомогу в церковному в з листопада 2022 року. зведення про допомогу (за 30 березня — 1 2024 року) [Стаття] За депутата у захоплено Покровський храм села У допомоги «Милосердя» «Даруй на У за представника ВЗЦЗ та громади Москви У завершився перший фестиваль для громад звершено у Туреччини з ключовими словами Православна Церква –   ihmepb " ю Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» «Чернецтво — покликання» Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников И.о. Патриаршего экзарха Африки: Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь (Конкова): «З в Бога можна зробити неможливе» Бацький По-справжньому страшне мовчання постхристиянського Заходу про на Православну Церкву Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви» Преподобна Полоцька - княжна, У з Руською Православною Церквою   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5538059...

Что касается Беларуси — вы сами тому свидетели, вам и суждение составлять. Думаю, что наибольших успехов в исполнении своей миссии Церковь достигает там и тогда, где и когда все ее члены осознают, что каждый христианин от юного прихожанина до почтенного архиерея — это маяк, который помогает людям находить Христа, поворачиваться к Нему и управлять своей жизнью в Его свете. — Что доставляет Вам наибольшую радость? — Радость о Святой Пасхе. Больше этой светлой радости о Воскресшем Христе Спасителе быть не может. « Если Христос не воскрес , — говорит апостол Павел, — то вера ваша тщетна » (1 Кор. 15, 17). Без радости о Воскресении Христовом убога и бессмысленна становится жизнь христианина. Большая радость для меня видеть, как Христос воскресает в сердцах людей, преображая их жизнь, изменяя их сознание. Такие люди излучают добро, являя образец жертвенной любви в служении ближнему. Христос Воскресе! Официальный сайт Белорусской Православной Церкви /Патриархия.ru за темою (Абражей), обраний на зведений у сан У «Ковчег» монастиря у Ради екзарх поклав до вогню та пам " ятника у «Хатинь» У екзархату пройшов курс з Патриаршее поздравление митрополиту Орловскому Тихону с 65-летием со дня рождения : та звернення] з дня народження : та звернення] монастиря м. Санкт-Петербурга з возведення в сан : та звернення] Зеленоградському з у : та звернення] з ключовими словами екзархат – духовенства та   ihmepb " ю Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» «Чернецтво — покликання» Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников И.о. Патриаршего экзарха Африки: Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь (Конкова): «З в Бога можна зробити неможливе» Бацький По-справжньому страшне мовчання постхристиянського Заходу про на Православну Церкву Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви» Преподобна Полоцька - княжна, У з Руською Православною Церквою   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210818...

Преподобен во всех делах своих. Такое слово предлагает нам царственный пророк на похвалу преподобного и Богоносного отца нашего Антония Печерского, великого и богатого во всех добродетелях. Но, казалось бы, недостаточно здесь наших уст и нашего голоса. Обыкновенно, при похвалах выдающегося человека, спрашивают: какого сана человек хвалящий, какого ума, какой жизни. Тот же обычай был еще в древности, у язычников; так, царь Александр Македонский завещал никому не писать своего изображения, кроме Апеллеса. Также и Август Кесарь Великий запретил, чтобы никто, кроме людей, одаренных умом и искусных, не смел говорить или писать о нем. Ясно, что похвала, выходящая из уст людей грешных и неразумных, имеет мало достоинств, по словам Екклесиаста: «Неприятна похвала в устах грешника» ( Сир.15:9 ). Как же мы, будучи грешны, грешными устами похвалим того, как прославим того, о котором можем сказать, что не было лести в устах его! Как грешным гласом достойно воспоем того, кто достоин быть воспетым голосами преподобных. Но знаем, что похвала каждого святого бывает похвалою Богу (как в похвале святому Афанасию написал святой Григорий Низианзин: «Афанасия хваля, восхвалю добродетели; хваля же добродетели, восхвалю Бога, от Которого истекают все добродетели»). Нет лицеприятия у Бога ( Рим.2:11 ). Поэтому мы, грешные и неразумные, дерзаем восхвалить своего преподобного, вспоминая его великие добродетели. Ибо Сирах говорит: «Восхвалим мужей славных и отцов нашего рода» ( Сир.44:1 ). Если люди похваляют того святого, кто прославил жизнь свою одной какой-нибудь добродетелью, выделявшейся над прочими, по слову – «память праведника пребудет благословенна» ( Притч.10:7 ) – то, тем более, особой похвалы от нас достоин преподобный отец наш Антоний Печерский, который прославил себя на земле не единою, но всеми добродетелями, украшающими инока. Прежде всего прославил он себя любовью к Богу. От юности отвергся мира, богатства и славы и всего, что обещал мир, и посвятил себя на служение Богу иноческим житием, говоря: «Сердце мое говорит от Тебя: ищите лица Моего, и я буду искать лица Твоего, Господи» ( Пс.26:8 ). И знал он тогда, что иноческое житие есть жизнь подвижническая, мирская же жизнь суетна, иноческая жизнь – преподобна, мирская же полна клевет; иноческая жизнь – духовна, мирская же – плотская; иноческая жизнь – небесная, мирская – земная, как говорят учители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После сего игумен, собрав братию, пошел к келлии блаженной Феодоры и, толкнув в дверь, сказал: — Отче Феодор, благослови! Но ответа не было, ибо Феодора преставилась уже ко Господу. Отрок же, плача над нею, уснул, и едва могли разбудить его. Войдя в келлию, братия увидели блаженную Феодору, лежащую на земле; руки ее были сложены на груди и очи закрыты, лицо же ее сияло красотою, как лицо ангельское. Когда стали готовить к погребению честное ее тело, открыл игумен перси ее, иссохшие от продолжительного поста; и все узнали, что то была женщина. Игумен повелел братии, чтобы они никому не открывали тайны сей, пока не будут приглашены те, кои оклеветали преподобную в бесчестии девицы, и послал братию к Енатскому игумену, говоря: — Молим любовь твою, отче: приди к нам с своею братиею, ибо сегодня у нас великий праздник и мы хотим, чтобы и ты праздновал с нами. И пришел игумен Енатский, вместе со своими иноками; и привели его к святому телу блаженной Феодоры, говоря: — Отче, муж дочери твоей умер. Показав ему тело преподобной, спросили: — Не это ли Феодор? И сказал Енатский игумен: — Действительно, это он. Спросили и пришедших с ним монахов, говоря: — Знаете ли вы его? Те сказали: — И хорошо знаем: это лживый брат Феодор, осквернивший девицу; да воздаст ему Бог по делам его! Тогда Октодекатский игумен открыл перси ее и, показав женские сосцы ее, сказал: — Мужское ли сие тело? Да, отцы ошиблись мы: мы думали, что это мужчина, а на самом деле то была женщина; изменивши внешний вид и приняв мужское имя, она как ангел жила среди нас грешников, не знавших тайны сей, и многие напасти претерпела от нас. Ныне же кончина ее показала, чем она была и что есть, ибо она праведна и преподобна и Христу Богу нашему угодна, так как я видел ее веселящеюся в небесном чертоге во славе и свете великом с ликами ангельскими и со всеми святыми. Тогда все предстоявшие ужаснулись и удивились сей великой тайне; оклеветавшие же ее в грехе, в коем она была неповинна, весьма устыдились, и все много плакали, восклицая:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

– Что говорит эта история? – Эта история отнюдь не говорит, что Савва и Феодосий приняли Патриарха Иоанна в Православную Церковь и утвердили на патриаршем престоле; а говорит, что преподобные Савва и Феодосий только расположили Патриарха Иоанна принять Халкидонский Собор и отвергнуть ересь Севирову, но к св. Церкви они его не присоединяли. Да и притом не Савва и Феодосий возвели Иоанна на амвон, но Иоанн сам взошел на него, взяв с собою Савву и Феодосия; а потом произнес проклятие на еретиков не один, как должно было бы поступить обращающемуся к православию, но за ним произнесли проклятие и Савва с Феодосием. Правда, в Макарьевской Четие Минее в житии преп. Саввы иначе говорится о действовании Патриарха Иоанна, по освобождении его из темницы, и обращении его, именно: «Он же (Патриарх Иоанн), испущен быв, иде в пустыню ко святым Савве и Феодосию, и рече им: аще аз, яко и вы, Собор четвертый, иже в Халкидоне, прославлю, а Севира безглавного проклену, могу ли аз в день суда от Господа Бога спасение получити, понеже прежде бывшего Патриарха Илию икон ради святых предах, а Иоанну Постнику многи раны наведох? Святыи же Савва и Феодосий, и вси пустыннии отцы яко едиными усты рекоша: аще во святей Божией соборней и апостольстей церкви взыдеши на амвон, и прокленеши еретики, а Соборы святых отец прославиши, то не токмо от Господа спасение получиши, но и нам пастырь и Патриарх можеши быти. Он же рече им: како может сие быти? се бо аз Патриарх, вы же Священницы. Отвещав же святый Савва: о, отче честный, како еще в древнем законе Мельхиседек, Священник сый, благослови Авраама, такожде и Сам Спаситель и Господь Бог наш от раба крещение прият, и Павел Апостол в послании ко Евреом пишет: прелагаему убо священству, по нужде и закону пременение бывает 592 . Мы же не закон применяем, но ваше пастырьство от нечестия во благочестие приводим. Понеже бо может Господь сосуд греховный сотворяти сосуд Святому Духу, и от грешных праведна тя и преподобна сотворити может, не нас ради смиренных, но всех ради соиночествующих черноризцев с нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

После трагического пожара в Белградской народной библиотеке в 1941 году Хи-ландар стал самой богатой сокровищницей рукописных памятников древнесербской книжности и письменности. Что касается рукописей, написанных до XII в., то Хилан-дарская библиотека является древнейшей и богатейшей; в прямом смысле слова – национальной библиотекой сербского народа. 285 Монастырь святого Дионисия Монастырь святого Дионисия основан на скале, на высоте 80 метров над уровнем моря. Он лежит на юго-западной стороне Афонского полуострова между монастырями Григориат и святого Павла; эта обитель посвящена памяти святого Иоанна Предтечи. Первые отрывочные сведения о монастыре святого Дионисия появились на Руси довольно рано, но более полные и систематические сведения об этой обители стали известны в русских кругах благодаря книжной деятельности Максима Грека – выходца из Ватопедской обители, в течение долгого времени (1518–1556 гг.) жившего на Руси. Среди многих его произведений следует отметить Послание Максима Грека Василию III об афонских обителях. Хотя Максим Грек был насельником Ватопеда, большое внимание в своем Послании он уделил описанию монашеской жизни как Лавры святого Афанасия, так и Дионисиевского монастыря. Датировать Послание следует 1518– 1519 гг. – временем первоначального пребывания Максима Грека на Руси. Упомянув о Лавре святого Афанасия, Максим Грек пишет далее в своем Послании Василию III: «От сущих же у нас во истину общежителей первая и в истину чист от особства есть в греческих убо честная обитель честнаго Предтеча, еже наричается Дионисиева… Повествуемо убо есть мною священныя обители Дионисиевы известное съжительство, понеже множицею тамо приидох и тех равноангельское житие известнейше познах, неже иных, елико убо познах, сие реку любоистинне» 286 . Далее Максим Грек излагает историю основания обители, которая совпадает с известными в настоящее время историческими сведениями о монастыре святого Дионисия; интересно его сообщение о числе насельников, обитавших в этом монастыре в начале XVI столетия: «Сия убо честная обитель создателя име преподобна некоего Дионисия, тамо подвизавшася, трапезонтянина родом и брата бывша иже тамо тогда митрополита, создана есть и сия под малым глаголемым Афоном к полудни на каме-ни высоце доволне от моря, обаче не толь велика, якова ныне зрится, но малейша; последи же при наших днех распространится расходя святейшаго патриарха Нифона, иже в ней житие скончавшего преподобие и освящением от Бога проелавльшася; стенами же крепкими всюду ограждена, имат же посреди церковь единоверхну крайнейшу честнаго Предтечи рождество празднуюши; его же окрест братей келиа двокровны же и трикровны. Обитают же братия яко 95, а не больши» 287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010