Например, Исх.23помещен по ватиканскому, александрийскому и оксфордскому спискам; Исх.33:23—28, 35 помещены по комплютенскому и оксфордскому изданиям; Исх.35:13—19; 40:7—18, 24:28—31 и Есф.10 гл. вновь переведены с александрийского списка, в) Стихи и речения, переведенные в старом славянском переводе с еврейского или Вульгаты, переведены или исправлены по греческому тексту: Исх.4:16; Втор.23:29; 33:2; 1Цар.11:32—33; 4:21. Очень много таких поправок сделано в книге Есфирь. Чтения древнего славянского перевода, соответствовавшие лишь Вульгате или еврейскому тексту, исключены или помещены «во вносных,» например 1Цар.1:6; 1Пар.11:14; 1Езд.4:13; Прем. Сол.13:19. Исключены также ошибочные повторные переводы одного и того же слова или по ошибке внесенные с полей пояснения и распространения священного текста, ошибочные переводы греческих слов и форм, происходившие от незнания греческого языка. Таких исправлений, как уже обследовано и доказано, много в кн. Иисуса Навина и Есфирь, но несомненно и в других книгах то же сделано было, г) Стихи и речения, употребленные в разных местах Ветхого и Нового Завета, приведены во взаимное согласие. Например Исх.4:16: в Бога, исправлено: яже к Богу - по Евр.11:17. Исх.33:21: не опустит тя - переведено: не обинется бо тебе - по Деян.20:20, 27. Втор.18:21: князю идолу, поправлено: молоху - по Деян.6:43... д) При пересмотре особенно важных догматических мест, исправители пользовались отеческими на них толкованиями. Например, в Иов.19:25—27 при исправлении обращено внимание кроме греческих чтений на толкования Иоанна Златоуста и Григория Двоеслова. У Исаии 1частица: ни (струп, ни язва...) поставлена по толкованию Василия Великого. В Притч.8оставлено двоякое чтение: создамя (по Вас. Вел.) и стяжа мя (по Афанасию и гекзаплам Оригена); в Быт.49поставлено отложенная Ему вместо на менение ему. е) Речения и обороты, устаревшие и сделавшиеся малопонятными, как в свое время поправлялись в древних рукописях, у острожских и московских издателей (1663 г.), так же поправлялись и Елизаветинскими справщиками и заменялись новыми, употребительными или близкими к разговорной современной речи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Так православная мистика получает ключ к истолкованию одного из самых трудных стихов ап. Павла: «Тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13, 12). Трудность в том, что философски очевидно, что Всеведущий Бог в совершенстве знает меня и нет во мне такого уголка, который был бы укрыт от моего Творца. Означает ли это, что «подобное» познание ап. Павлом Бога столь же всецело? Нет, богословски это недопустимо, ибо разрушает всю апофатическую интенцию христианской мысли и мистики. Но, может, наоборот — как ап. Павел знает Бога лишь «отчасти» (1 Кор. 13, 12), — так же и человек непознаваем для Бога? Но тогда — лжец Христос, сказавший, что «Отец твой, видящий тайное, воздаст явно» (Мф. 6, 4). Но и у Григория Богослова мы встречаем ту же мысль, только выраженную еще более резко: «Познать Бога столько, сколько сами мы познаны» 129 Дело в том, что на библейском языке «познать» значит соединиться. Поэтому одно — видеть, другое — познать. Понять, соединиться, приобрести. Потому и говорит преп. Симеон Новый Богослов: «Познаешь Ты, Боже мой, не всех, кого видишь, но, любя, познаешь тех, которые Тебя любят, и исключительно им одним Себя являешь» 130 Далее, такое понимание веры объясняет и формулу А.Лосева: «Догмат есть абсолютизация фактов личностного бытия» 131 Чудо и вера — это обнаружение личной воли в мире. Это — встреча двух личностных планов. Поэтому я могу доверять Другому. И тот опыт, который приобретает человек в результате вверения себя Другому, переплавляется в слова догматов. Христа встречают и «носят в душе, в несказанном свете, и только носящие истинно познают Его и видят очами души, непосвященному же разве что на веру принять, пока и в нем не возникнет образ Христа» (преп. Макарий Египетский) 132 Богословие — поистине опытная наука. У веры есть свой опыт, о котором говорил древний мудрец, предлагая следовать путем заповедей: «и Божественное чувство обрящеши» (Прем. Сол. 2, 5). Это именно «чувство», и его нельзя не ощущать. Тем, кто говорит, что возможно неощутимое прикосновение к благодати 133 , преп. Симеон возражал: «Нагой телом чувствует, что оделся, а нагой душою, одевшись в Бога, не узнает это? Потому что если не чувствует одевающийся в Бога, во что именно он оделся, то Бог ничто» 134 Не чувствует только труп. Но Бог есть Жизнь, и если мы не чувствуем Его — значит, мертвы мы… «Если обладание Духом бессознательно — то оно будет таким и в вечной жизни. Но останемся мертвыми и слепыми и бесчувственными, как сейчас, так и тогда» 135

http://pravmir.ru/o-vere-i-znanii/

О вере и делах 1Ин.5:10–13 . Это внутреннее свидетельство об Иисусе Христе Сыне Божием верующего не имеет убедительной силы для неверующего: ст. 10, 12, и это неверие в высочайшее свидетельство Бога о Сыне гибельно: ст. 9; здесь выводится, по словам блаж. Феофилакта, как бы заключение всего послания: Я, говорит апостол, написал это вам, как наследникам жизни вечной. Ибо для тех, которые не живут по надежде жизни вечной, это не могло бы быть написано, потому что давать святыню псам и метать жемчуг пред свиньями непохвально: Мф.7:6 . Отсюда вывод таков: вера в Сына Божия, не сопровождаемая добрыми делами, не полезна: Иак.2:15–24 ; Лк.10:17; 6:46 . О свящ. изображениях 1Ин.5:21 . Икону с идолом сравнивать нет никакого основания, ибо она отличается от идолов и по своему происхождению и религиозному значению. Идолы или кумиры возникли вследствие человеческого неведения об истинном Боге: Деян.17:29 ; Прем.Сол.13:1–2; все эти обоготворяемые твари не представляют из себя решительно ничего божественного и священного: 1Кор.8:4 . Иконы же суть изображение или истинного Бога в том виде, в каком Он являлся миру, или святых ангелов небесных, посылаемых Богом для тех, которые имеют наследовать спасение: Евр.1:14 , или св. угодников, предстательствующих за нас пред Богом своими молитвами: Откр.5:8 . Из 2 послания св. ап. Иоанна Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О свящ. Предании Из Евангелия св. ап. Иуды Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О лжеучителях Иуд.1:1 . Послание ап. Иуды изображает и обличает тех «мечтателей, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» ст. 8; в добавление к тому, что сказано у ап. Петра: 2Петр.2:1–3 , о тех же еретиках, апостол Иуда сравнивает их упорство, приводящее их к погибели, с упорством Корея, Дафана и Авирона, восставших против Моисея и Аарона и сказавших: «полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? Числ.16:1–6 . Возмутители потерпели страшную гибель: ст.32. Подобная же участь, по учению св. апостола Иуды, и теперь грозит тем, которые подобным образом «отвергают начальство и злословят высокие власти».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Самый известный трактат отца Павла Флоренского — «Столп и утверждение истины». А самая известная его идея — учение о Софии. Поговорим о том, где корни этой концепции и почему лучше бы эти корни выкорчевать. Иконография Премудрости чаще всего представляет Христа в образе ангела. Этот иконографический извод встречается в ранней иконописи, но не получает распространения. И приходит в византийскую и русскую иконопись b XIV–XV веках под влиянием западной иконографии, склонной к аллегории и буквальному иллюстрированию Священного Писания («Ангел великого совета» в  Ис.9:6 ). Пример такой иконографии — образ второй половины XVI века из новгородского Софийского собора. Изображение Христа в женском образе в византийской иконографии встречается крайне редко. Художница всего Персонифицированный образ Софии — Премудрости Божией родом из Ветхого Завета. Он встречается в пяти библейских книгах (Иова, Книге Премудрости Соломона, Книге притчей Соломоновых, Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова и Баруха), которые относятся к так называемой «литературе премудрости». Специфика этого жанра в том, что в доступной форме, с помощью коротких афоризмов и понятных сравнений, до читателя доносятся истины житейской мудрости. Не возвышенные богословские истины, а практическое их выражение. Премудрость для библейских авторов — это прежде всего не изощренная теория, а искусство, практический навык, доведенный мастерами своего дела до совершенства. Например, в 36-й главе Книги Исход мудрецами называются не «очень умные» люди, а мастера, специализирующиеся на дизайне сакральных сооружений. Понятно, что в своем пределе «премудрый» человек — это тот, кто владеет высшим искусством — искусством жить, а это искусство жить предполагает богообщение: «Если кто желает большой опытности, мудрость знает давнопрошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнает знамения и чудеса и последствия лет и времен… Чрез нее я достигну бессмертия и оставлю вечную память будущим после меня… иначе не могу овладеть ею, как если дарует Бог» (Прем. Сол. 8, 8, 13, 21).

http://azbyka.ru/chto-takoe-sofiologiya

«Будем же, скажем словами св. Иоанна Златоуста , постоянно приходить к ним (к угодникам Божьим), прикасаться к гробницам их и с верой обнимать их останки, дабы получить от них некоторое благословение». «Может, поистине может приходящий сюда с верой получить великие блага, ибо не только тела, но и сами гробницы святых исполнены духовной благодати. Если с Елисеем случилось, что мертвый, прикоснувшись к гробнице его, расторг узы смерти и снова возвратился к жизни; то гораздо более ныне, при обильнейшей благодати и большем действии Духа, прикасающийся к этой гробнице с верой может получить от нее великую силу. Бог для того и оставил нам мощи святых, чтобы расположить нас к подобной же ревности и дать нам надежное прибежище и утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас. Посему убеждаю всех вас, находится ли кто в унынии, или в болезнях, или в скорбях, или в каком–либо другом житейском несчастьи, или в глубине грехов, пусть с верой приходит сюда, – и он избавится от всего этого и возвратится с великой радостью, получив облегчение совести от одного даже взгляда на сии мощи» 8 . 1) Человек создан для нетления, причина тления – грех от диавола: Прем. Сол. 2:23–24. 2) Останки святых почитались еще в Ветхом Завете: Быт. 50:1–13 ; Исх. 13:19 , как почитались и их могилы, и памятники: 4Цар. 23:1–18 ; Мф. 23:29 . 3) Тела христиан вообще, а св. угодников Божьих в особенности суть «члены Христовы», они «храмы живущего в них Св. Духа»: 1Кор. 6:15  и 17. Ин. 6:56 ; 1Кор. 6:19–20 . 4) Тела святых сохраняются нетленными: Сир. 49:12 ; Пс. 33:21 ; 4Цар. 13:20–21 ; Мф. 27:52–53 . 5) Господь творит через мощи святых великие чудеса: Сир. 48:12–15 ; 4Цар. 13:20–21 . 6) Как через одежду Христа, так и через одежду Его друзей, святых угодников Божьих, творились великие чудеса: Мф. 14:36 ; 4Цар. 2:8  и 14; Лк. 8:43–48 ; Деян. 19:11–12 . 7) Даже тень ап. Петра подавала исцеление больным: Деян. 5:15 . Тем более могут совершаться, и действительно всенародно совершаются, великие чудеса от мощей св. угодников, «друзей» Божьих. О молитве за умерших

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Господа же возблагодарим за дарование нам такого человека (Прем. Сол.4:11) в много[...] жизни, который не только не изменился к худшему, а соделал много добрых дел. Вторая речь 46 Текст: Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, восплачите о мне, сродницы и знаемии (Церк. песнь) При гробе, при виде смерти нельзя не скорбеть, нельзя не плакать. Со скорбию провожают в место последнего покоя прах даже человека старого, отжившего, друзья и сродники, его и их скорбь не сообщается ли и посторонним лицам, у которых невольно возникают вопросы: Что сие еже о нас бысть таинство?.. Кто не поскорбит о том, что тело человека обращается в безжизненный труп, в пепел? А наша собственная смерть? Тяжело зрелище каждой смерти, каждого гроба. «О, смерте, коль горька твоя есть память» ( Сир.41:1 ). А тем более, как горек вид твой. (Изложение). Но особенно горька смерть внезапная, похищение среди живых человека прекрасного во всех отношениях. (Характер его). Да, почивший своею внезапною смертию вещает нам то, что вещает от лица каждого почившего песнь церковная: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смерти. Пришел внезапно час смертный, и – не стало дорогого человека. Тяжело, невероятно тяжело. Если бы мы не знали и не ведали, что судьбами нашими управляет Отец Любвеобильный, мы не могли бы находить себе утешение. Господь Бог все делает для блага нашего. Посему можем ли сомневаться в том, что действовал по закону любви – любви, конечно, прежде всего к почившему. Судьбы Божии непостижимы для нас, но они всегда благи. Не будем скорбеть при дорогом гробе, как неимущие упования ( 1Сол.4:13 ), поищем себе утешение в горькой потере. Мы веруем, что если Господь Иисус Христос воскрес, то и умерших во Христе Бог приведет с Ним (ст.14). Надежда всеобщего воскресения, свидания в вечности любящих друг с другом, – да будет первою утешительницею всех скорбящих о почившем. Почивший жертвовал своим здоровьем во благо ближних. Не жертва ли он во благо ближних и теперь! Не для назидания ли он восхищается от нас внезапно? Он, как христианин, вошел во врата вечности готовым, но смерть его есть урок для живущих без мысли о Боге и вечности, живущих во грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010