б)  Но и ясно разумом познанная истина божественная обезображивается и низвращается человеком, у которого испорчено сердце. Вода самая чистая и приятная на вкус делается мутною и неприятною, если будет храниться в нечистом сосуде; то же можно сказать и о чистейших, божественных истинах веры: в развращенном сердце, сами по себе неповреждаемые, они истолковываются или видоизменяются по вкусу порочных людей, которые истину Божию обращают в ложь, ибо осуетишася помышлениями своими, и омрачися неразумное их сердце (Рим. 1, 21, 25). Да и может ли охотно содержать в чистом и полном виде святые истины веры человек развращенный, когда они требуют святости жизни и совершенно противоположны его дурному настроению? Приятно ли, например, веровать в будущую жизнь, в строгое воздаяние за все дела по смерти, в вечность мучений для непокаявшихся грешников, тому, кто чувствует и вполне сознает, что он по своим делам достоин ада? Вот, для успокоения себя, для оправдания своих преступлений, он уверяет себя и других, что нет ада, не будет вечных мучений и дух наш разлиется яко мягкий воздух (Прем. Сол. 2, 3). Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13, 1); нет, говорит безумный и при том только в сердце своем, нет Бога, нет оправдания для нас чрез Сына Божия, нет таинственного действия благодати – и спасения во Христа верою. Какое заблуждение и какое несчастье! Да, – несчастье, потому что без веры никогда человек не может быть спокоен и счастлив внутренне, какая бы счастливая обстановка ни окружала его. И горе, если еще неверующий вносит свои заблуждения в семейства, если заражает своим вольнодумством неопытных юношей! Аще кто соблазнит единого малых сих верующих в Мя, говорит Господь, уне есть ему (лучше было бы ему), да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей (Мф. 18, 6). III. Смотрите же, возлюбленные братия, чтобы в ком-либо из вас не было сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго (Евр. 3, 12), не лишиться общения со Христом, не потерять венца, уготованного для верующих в вечном Царстве Божием. Но если бы, по несчастью, кому-либо случилось временно отступить от веры, тот пусть знает, какой это тяжкий грех и как святые, например, Иаков Персиянин, ныне прославляемый, много страдали, чтоб очиститься от этого ужасного греха. Да побудит же нас это к глубокому сердечному покаянию и исправлению. Пусть всегда будут в нашей памяти слова Спасителя: буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота (Откр. 2, 10), – и венец дастся нам, если сохраним для Господа сердце чисто: ибо чистии сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8), а с Ним и в Нем получат вечное блаженство. Аминь. (Составлено с дополнениями по «Словам и речам» Леонтия, митр. Московского, и Четьи Минеям).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Блаженный Борис на возвратном пути стал на реке Альте [ 10 ] в шатрах. И сказала ему дружина его: — Иди и сядь на княжеском столе отца своего, ибо все воины находятся у тебя [ 11 ]. Он же отвечал им: — Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца. Услышав сие, воины ушли от Бориса, и он остался только с отроками своими [ 12 ]. Был тогда день субботний. Удрученный печалью, вошел он в шатер свой и со слезами жалобно воззвал: — Слез моих не презри, Владыко. Уповаю на Тебя, что приму жребий с Твоими рабами, со всеми святыми Твоими. Ибо Ты — Бог милостивый и Тебе славу воссылаем во веки, аминь. Говоря это, он помышлял о мучении и страдании святого Никиты [ 13 ] и святого Вячеслава [ 14 ], думая, что будет убит подобно сему князю, и о том, как святая Варвара [ 15 ] была убита родным отцом. Пришло ему на память слово премудрого Соломона: «А праведники живут вовеки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего» (Прем.Сол.5:15). Сим лишь словом он утешался и радовался. Наступил вечер, и святой Борис велел служить вечерню; а сам вошел в шатер и стал творить молитву и вечерню со слезами горькими и частым вздыханием и стенанием многим. Потом лег и уснул. И был его сон полон многими думами и глубокой и страшной печалью о том, как ему предаться на страдание, течение скончать и веру соблюсти, чтобы принять от руки Вседержителя уготованный венец. Проснувшись рано, он увидел, что уже время быть утрени. Было же тогда святое Воскресенье. И сказал он пресвитеру своему: — Восстань и начни утреню. Сам же обул ноги, умыл лицо и начал молиться Господу Богу. Посланные Святополком пришли на Альту ночью, приблизились и услышали голос блаженного страстотерпца, поющего псалмы, положенные на утрени. Уже дошла до святого весть о предстоящем убиении, и он пел: —  «Господи! Как умножились враги мои! Многие восстают на меня!» (Пс.3:2) и прочие псалмы. Затем он стал петь: —  «Псы окружили меня, множество тельцов обступили меня» . Потом: «Господи, Боже мой! на тебя уповаю, спаси меня!» (Пс.21:17,13; 7:2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И нам в подобном положении вполне пристойно будет повторять слова, которыми они себя ободряли. Слова сии таковы: Господь Бог призирает на нас и нашей верностью утешается ( 2Mak. VII, 6 ) 33 ). §24 После того как первый (из братьев) прошел таким образом чрез испытание, подобно тому как испытывается золото в плавильной печи (Прем. Сол. III, 6), был выведен на поругание второй; и когда слуги тираннической жестокости, с головы содравши кожу с волосами, стали предлагать страдальцу изменить образ мыслей, спрашивая его, согласен ли он вкусить от идоложертвенных мяс прежде чем подвергнуть мукам все тело его член за членом, он изменить свой образ мыслей отрекся ( 2Mak. VII, 8 ). Тогда он подвергнут был следующей пытке (как и старший из братьев), при чем даже до последнего вздоха оставался мужественным. Оставшись непреклонным, а орудий пытки нисколько и не испугавшись, обратился он к нечестивцу со следующими словами: Ты, злодеев, освобождаешь 34 ) нас от настоящей сей жизни; Царь же мира нас, умирающих за Его законы, воскресит нас для новой, вечной жизни ( 2Mak. VII, 9 ). §25 Третий (из братьев), на муки не обращавший никакого внимания, из любви к Богу ими пренебрегавший, по требованию мучителей быстро высунул язык, но неустрашимо подставил им и руки, говоря: Теряя сии члены ради (соблюдения) законов Божиих, надеюсь, я снова получить их в таком состоянии, в каком Богу угодно будет возвратить их подвизающимся за веру в Него (2. Мак. VII, 10–12 35 ) Подобным же мучениям подвергнут был и четвертый, во время их говоривший: Прекрасно умереть от руки человеческой, ожидать (исполнения) обетований Божиих и быть от Него воскрешенным, между тем как тиран этот не будет воскрешен (2. Мак. VII. 13,14). Затем начали мучить пятого. Этот взглянув на Антиоха напомнил ему о бренности его (не щадя его высокомерия). «Бренность твоя не обуздывает де твоего высокомерия, так как власть доставшуюся тебе лишь на немногие дни считаешь ты за великое могущество». И во время мучений утверждал он, что народ их не оставлен Богом; между тем как Антиох и его семя чрез короткое время смирит Он (необычным образом) ( 2Mak. VII, 15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/uveshan...

1:19). Как же явно для них? Как могли они познать Бога? И кто показал? Объясни это. « Потому что Бог явил им », — говорит (апостол). Каким способом? Какого послал Он пророка, какого евангелиста, какого учителя, если еще не было Писания? « Ибо невидимое Его », говорит « вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы » (Римл. 1:20). Смысл слов такой: перед глазами всех предложил Он тварь, чтобы от дел заключали к Творцу. О чем и другой (премудрый) сказал: « от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их » (Прем. Сол. 13:5). Видел ты величие? Подивись могуществу Создавшего. Видел красоту? Изумись премудрости Украсившего. Это же объясняя, и пророк сказал: « небеса проповедуют славу Божью » (Пс. 18:1). Как, скажи мне, поведают? Голоса они не имеют, уст не получили, языка у них нет: как же поведают? Самым видом. Когда увидишь красоту, величие, высоту, положение, вид, столь долговременное существование, — то, как бы слыша голос и научаемый видом, ты покланяешься Создавшему столь прекрасное и чудное тело. Молчит небо, но вид его издает звук громче трубы, научая нас через зрение, а не через слух, ибо то чувство по самой природе вернее и яснее этого. Если бы Бог стал учить посредством книг и письмен, то знающий грамоту разумел бы написанное, а незнающий, без стороннего наставления, не получил бы отсюда никакой пользы; притом, богатый купил бы книгу, а бедный не мог бы приобрести ее. Опять, знающий, этот язык, какой означается через письмена, разумел бы содержащееся в них, а скиф, и варвар, и индеец, и египтянин, и все незнающие того языка, не узнали бы ничего. Но о небе нельзя сказать этого: напротив, и скиф, и варвар, и индеец, и египтянин, и всякий человек, какой только ходит по земле, услышит этот голос, потому что он доходит до нашего ума не через уши, но через чувство зрения: познание же видимых предметов посредством глаз одинаково (у всех) и не различно так, как (познание) посредством языков. В эту книгу может смотреть одинаково и простой человек и мудрец, и бедный и богатый; и куда бы кто ни шел, лишь взглянет на небо — и получит достаточное наставление от этого взгляда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Св. Писание (учительные и пророческие книги Ветхого Завета) – сначала Пор. А. Владимирский, как и в низшем классе, до июля 1855 г., а потом – наставник 1-го отделения, кандидат П. И. Невзоров – в обоих отделениях. П. А. Владимирский и здесь был хорошим, солидным преподавателем. Он заставлял нас заучивать наизусть замечательные места и изречения из книг Притчей Соломоновых, Премудрости Соломона и из книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова; за это одно можно вспомнить его добром. Не то представлял его преемник П. И. Невзоров, кандидат С.-Петербургской академии 61 . Видный и даже красивый собой, довольно богатый, благодаря жене, он считался аристократом между нашими учителями, но не выдавался по уму, занимался не своим предметом, а посторонними, коммерческими предприятиями, в которых запутался, и даже попал под суд. Латинский язык соединен был с логикой, психологией и патристикой, греческий – сначала читался отдельно Ип. Ив. Световидовым, потом В. Ф. Никольским (вместе с 1-м отделением) и наконец А. И. Стекловым. Из этого класса сохранилось у меня особенно много сочинений, кажется все. Кроме указанного выше разбора «Огласительных и тайноводственных поучений св. Кирилла Иерусалимского » даны были следующие темы по логике, психологии, патристике: «Что значит мыслить?», «Рассуждение о значении исторического познания в области знания», «О влиянии темпераментов на духовную жизнь человека», «Отчего люди боятся ночью?», «Кто сам себя не обижает, того никто обидеть не может (Златоуст)», «Какая цель существования человека на земле?», «О направлении отеческих писаний IV века», «Об отношении между верой и знанием по учению александрийских катехетов», «О направлении отеческих писаний II и III веков», «Жизнь блаж. Августина как поучительнейший пример промышления Божия о спасении человека». По Св. Писанию: «Жертва Богу дух сокрушен ( Псал. 50:19 )», «Иже воздаст злая за благая, не подвигнутся злая из дому его (Прем. Сол. 17:13)», «Блажен человек, его же обличи Бог, наказания же Вседержителева не отвращайся ( Иов. 5:17 )». Наконец, есть одно «Поучение об исполнении христианского долга, то есть исповеди с ранних лет – с года, св. Церковью установленного». Все сочинения с отметками и оценкой читаны А. Ф. Лазаренко и (по Св. Писанию) П. А. Владимирским. Поучение – без рецензии, но с подписью: «Аминь» – вероятно, ректора Феофила.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Найдя же, умножил со слезами и не без труда, поэтому и дано было ему разумение. Он призвал ее с твердою верою, и сошел на него Дух премудрости; отсюда он в продолжение всей жизни имел от нея неусыпаемый безыскусственный свет. А чрез него и пришли к нему все вместе блага жизни вечной и неисчислимое богатство премудрости и ведения. Подлинно, безхитростно научившись от Бога неизреченным таинствам, он без зависти сообщил о них всем чрез свои писания для духовной радости вместе и пользы. Он не уподобился неразумному рабу, скрывшему данный ему от Бога талант, но, как верный домоправитель, благоразумно не зарыл, по писанному, богатства неисчерпаемой мудрости, которое получил от Бога. «Без хитрости, говорит он, я научился, и без зависти преподаю, не скрываю богатства ея» (Прем. Сол. 7:13). Поэтому язык его — разженное сребро, душа его полна правды, уста его, как истиннаго праведника, ведали возвышенныя речи, и гортань его изливала благодатные токи и неизреченную Божию премудрость. Происходило же это от великаго поистине смиренномудрия его и чистоты. «Ибо уста смиренных, говорит Соломон, поучаются премудрости; и в добром сердце мужа почиет премудрость, в сердце же неразумных она не познается» (Притч. 11:2; 14:33). Будучи действительно исполнен смиренномудрия, он непрестанно имел сердечное попечение о премудрости Божией, которая, по сказанному, познается вообще смиренными сердцем, а не неразумными мудрецами мира. И свет Божий поистине всегда был дыханием его. Имея последний в уме, как бы светильник, он говорил и весьма ясно со знанием писал о том, что умно, как оракул, видели очи его. Я то говорю, говорит он, что видели очи мои. И говоря это, он весьма ясно от существующих вещей воспевал Божество, как являющееся общим достоянием для всего сущаго. Так как «благо вообще не пребывает несообщимым ничему из существующаго, как говорит великий в божественных вещах Дионисий, но оно само по себе постоянно благоприлично является в то время, когда осенит сверхсущественный свет чрез соответствующия озарения каждой из существующих вещей, и к возможному созерцанию себя, сообщению и уподоблению простирает умные токи, как обычно ему и священноприлично ниспадающие».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Закрыть О чистоте 13.05.2021 1055 Время на чтение 21 минут Грехом было любодеяние, когда владычествовал Ветхий Завет; грехом было оно, как безчестие естества, как злоупотребление важным свойством естества, как нарушение законов естества. Преступление признавалось столь значительным, что виновный в нем казнился смертной казнью. В Новом Завете этот грех получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они соделались членами тела Христова, и нарушитель чистоты наносит уже безчестие Христу, расторгает единение с Ним, уды Христовы предворяет в уды блудничи (1 Кор. 6,15 ). Любодей казнится смертию душевною. От впавшаго в грех блуда отступает Святый Дух; согрешивший признается впадшим в смертный грех, в грех, отъемлющий спасение, в грех — залог неминуемой погибели и вечнаго томления во аде, если этот грех не уврачуется благовременно покаянием. Что такое — чистота? Это — добродетель, противоположная блудной страсти; это — отчуждение тела от действительнаго впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, затем последует и отчуждение тела от плотскаго вожделения. Некоторые утверждают, что впадение в блудный грех телом и впадение в него умом и сердцем есть преступление одинаковой тяжести и значения. Такое мнение свое они основывают на словах Спасителя: Всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Матф. 5,28). Несправедливое мнение! Это сказано в дополнение ветхозаветной заповеди; это сказано тем, которые признавали грехом один телесный блуд, не понимая, что помышления злая, к которым причисляются помышления блудныя, исходят от сердца, оскверняют человека (Матф. 15,19-20), отлучают от Бога (Прем. Сол. 1,3), отъемлют чистоту — средство Богозрения. Услаждение блудными помыслами и ощущениями есть блуд сердца и осквернение человека, соделывающия его неспособным к общению с Богом, а блуд тела есть изменение всего человеческаго существа от смешения с другим телом (1Кор. 6,16), есть совершенное отчуждение от Бога, есть смерть, есть погибель. Чтобы выдти из перваго состояния, должно изтрезвиться; чтоб выдти из втораго, должно воскреснуть, должно снова родиться покаянием.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/13/o_chis...

I, 4). Этому наилучшим образом соответствует определение Божественного существа, данное Самим Богом Моисею: «Я есмь Сущий» ( Исх. 3, 14 ). Действительно, ничто не соответствует так существу Божию, как бытие, так как бытие исключает как начало, так и конец (ib. I, 5). Пророки говорят о Нем: «Кто держит небеса дланию и землю горстью?» ( Пс. 40, 12 ). И в другом месте: «Небо – престол Мой и земля подножие ног Моих. Какой дом построите Мне или какое место будет покоя Моего? Разве не рука Моя соделала это?» ( Ис. 66, 1–2 ). Таким образом небо, заключенное в ладони Его, служит для Него престолом и земля, содержимая горстию, – подножием ног Его. Это сказано для того, чтобы не представлять Бога сидящим на троне наподобие восседающего и протяженного тела, но чтобы показать, что Бог находится и в мире и вне мира, обнимая его совне и проницая его изнутри. И дух человека радуется, слыша, что нет места без Бога и нет места, которое не было бы в Боге (ib. I, 6). что в Творце и Родителе начинается эта бесконечность неизмеримой вечности, но эту бесконечность он стремится представить себе в виде некоторого, постигаемого умом украшения. В этом на помощь ему приходит то же Писание. «От величия дел и красоты творений созерцается Создатель родов», – говорит оно (Прем. Сол. 13, 5). Творец великого Сам должен быть величайшим и Создатель красивого – Сам прекрасным. Прекрасно небо, воздух, земля, моря и вся вселенная. которую греки за ее красоту называют космосом. Человек воспринимает эту красоту благодаря какому-то инстинкту природы, наподобие некоторых птиц и животных, также ощущающих ее инстинктивно и выражающих это в радостных криках. И хотя чувство красоты мира невыразимо в словах, тем не менее само чувство подсказывает нам, что Господа этой красоты необходимо мыслить прекраснее всего прекрасного (ib. I, 7). Успокаиваясь на этом благочестивом мнении о Боге и в созерцании красоты Его, дух человеческий понимает, что почтить такое величие он может только признанием непостижимости Его для мысли и доступности только вере (ib.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

(Вторым путем к истине состоит страх Божий). Бойся Господа, единственно всемогущего. Значит сопротивляться Богу отнюдь не следует. – Но и последующим добавлением, – утверждая что страх Божий равнозначителен отвержению зла, – царственный мудрец особенно ясно учит тому же. И удаляйся от всякого зла, говорит он. Такова заповедь Премудрости. Ибо кого любит Господь, наказует. Вводя в разум. Он преисполняет скорбью, но в тоже время восстановляет в душе мир и чувство свободы от ответа за вину. По суждению Эллинов это – философия варварская, по сознанию же нашему это любомудрие истинное и достижению цели способствующее действительнейшим образом; следования ему посему мы и добиваемся. Сам Он, говорит Соломон в книге Премудрости, даровал мне неложное познание всего существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, и т.д. до слов : и свойства самих корней (Прем.Сол.7:17,20–22). Царственный мудрец объемлет этим всю совокупность явлений, содержимых миром физическим. Но за тем он намекает, что изображает сим и мир нравственный. Познал я все, прибавляет он , и вещи сокровенные и явные, потому что научила меня Премудрость, художница всего существующего. В сем имеешь ты краткое исповедание содержания нашего любомудрия. Содержание сих задач его, при содействии Премудрости Божественной, художницы всего сотворенного, поддерживаемое правым образом жизни, возвышает нас к Главе и Правителю вселенной. Трудно постижимая тайна; не менее трудно стать и ее осуществителем. Постоянно она уходит вперед и скрывается от того, кто, казалось, уже приблизился к достижению ее. И однако же Бог, находящийся хотя и далеко от человека, движется вблизи его. О, чудо неизреченное! Я Бог приближающийся, говорит Господь, хотя существом своим от наших чувств Я и ускользаю. И подлинно. Ибо под каким именем Несотворенный приблизиться может к сотворенному Им? И однако же Он окружает нас своим всемогуществом, которым все обнимает. 210 Может ли человек скрыться во мрак и Я не видел бы его?, восклицает Он ( Иер.23:23,24 ). Своим всемогуществом Он постоянно надзирает нас, постоянно благодетельствует нам, нас руководит, присутствует при нас, равно всех нас объемля им. Посему и Моисей, убежденный, что своей мудростью человек не в состоянии познать Бога, воскликнул: Покажи мне Тебя ( Исх.33:13 ). И силился он проникнуть в мрак облаков ( Исх.34:5 ),где гремел глас Божий 211 , т.е. старался он уразуметь глубочайшие и непроницаемые идеи бытия. Но Бога нет ни в облаке, ни в другом каком месте. Он вне пространства, не подлежит ограничениям времени; не объемлется Он свойствами вещей. Ни частичкой какой-либо своего существа не содержится Он ни в чем материальном, ни обнимает оного через ограничение матери или через деление Себя. Какой храм вы можете построить для Меня, говорит Господь ( Ис.66:1 ). Но и в образе вселенной Он не храм построил Себе, потому что Он безграничен. Небо хотя и называется Его троном, и все же небом не объемлется Он; лишь покоится Он там; довольный делом рук своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

С грехом вошла в род человеческий смерть. Человек создан бессмертным по душе, и он мог бы остаться бессмертным и по телу, если бы не отпал от Бога. «Бог не сотворил смерть,» – говорит книга премудрости (Прем. Сол. 1:13). Тело человека, – как хорошо выразил это блаж. Августин, – не обладает «возможностью умереть,»; но оно обладало «возможностью не умирать,» которую оно потеряло. Бытописатель сообщает, что эта возможность не умирать поддерживалась в раю вкушением плодов от древа жизни, которого лишились праотцы по изгнании из рая. «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5:12 ). Апостол называет смерть «оброком,» т. е. платой, возмездием, за грех: «ибо возмездие за грех – смерть» ( Рим. 6:23 ). Бедствия и смерть, как наказания Божии. – Физические бедствия, будучи следствиями греха, являются одновременно и Божиими наказаниями, как это выражено в словах Божиих прародителям при изгнании их из рая. Ясно, что эти наказания даны как средство удержать человека от дальнейшего и окончательного падения. О значении трудов и болезней падшего человека св. Кирилл Александрийский говорит, что человек, «получив в удел себе изнурительный пост и скорби, был предан, как бы некоторой узде, болезням, злостраданиям и другим горестям жизни. За то, что не удержался благоразумно в свободной от трудов и печалей жизни, он предается злополучиям, дабы страданиями уврачевал в себе болезнь, постигшую его среди блаженства» (св. Кирилл Алекс. «О вочеловечении Господа»). Так же рассуждает этот святой отец о смерти. «Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие. Поскольку Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поскольку преступник подпал сему наказанию, – то и устроят так, что самое наказание служит ко спасению. Ибо смерть разрушает эту животную нашу природу и, таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой – избавляет человека от болезней, освобождает человека от трудов, прекращает его скорби и заботы и оканчивает страдания телесные. Таким-то человеколюбием растворил Судия самое наказание» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010