Имя Сиф означает «основание». Сиф, как вид естественного богопознания через созерцание сотворенного Богом мира, является прочным основанием, на котором созидается живая вера в Творца Вседержителя. Так что всякий, рожденный от Сифа, умным оком своим внимательно рассматривая находящийся перед его взором мир, на своем блаженном опыте убеждается, как от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их (Прем. Сол. 13:5). Всюду и всегда восхваляют Его небеса и земля, а также моря и все движущееся в них ( Пс. 68:35 ). Каким образом они делают это? Как, не имея ни голоса, ни гортани, небеса проповедуют славу Божью, и о делах рук Его вещает твердь ея? Не звуками, а одним видом своим день дню передает речь, и ночь ночи открывает знание о чудном Создателе их. При этом они издают столь громкие звуки своею красотой и величием, что нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. И не только услышать, но и уразуметь его способен каждый, будь он варвар или эллин, раб или свободный, мудрец или невежда, ибо по всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их ( Псал. 18:2–5 ). Даже в самых малых вещах видна мудрость Зиждителя, ибо «Кто распростер небо и наполнил неизмеримую величину морей, Тот и самое тонкое жало пчелы сделал пустым, как свирель». 23 И надо быть безумцем, чтобы, видя все это, не думать о Творце всего этого и не поклоняться Тому, Кто устроил все это с надлежащей премудростью. Посему удивительно не то, что у Сифа рождается Енос, призывающий имя Господа в непрестанной молитве ( Быт. 4:26 ), или Енох, непосредственно переносящийся очищенным от всего чувственного умом к самой недомыслимой Причине всего сущего ( Быт. 5:24 ), а что находятся такие, которые, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся ( Рим. 1:21–23 ). Потоп «При Нои, Спасе, блудствовавшыя подражах, онех наследовах осуждение в потопе погружения». 24

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

И тем не менее в послушании воле Отчей Он остался до конца в нерушимом приятии Адамова естества и без всякого желания превзойти, снять или умалить тяжесть его силою Божественною («или ты думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели 12 легионов ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» ( Мф. 26, 53–54 ). И не было другого предела этому послушанию, кроме смерти, которою оно завершилось и исчерпалось. В этом послушании воле Отца, которая стала и собственной человеческой волей Сына, Христос явил полное господство духа над душою и телом, и тем осуществил ту внутреннюю норму, согласно которой был создан Адам. Он овладел чрез дух Своею плотию, и должен был стать духовным, бессмертным человеком. Однако, принятие им Адамова естества обрекло его на смерть и вопреки личной победе над плотию. Христос разделил смерть со всем человеческим родом, и это была последняя дань подлинности боговоплощения. И смерть эта была страшнее и мучительнее, нежели всякого человека, ибо при этом разрывались связи жизни, ничем изнутри не надорванные. Как телесные страдания и раны пречистого тела причиняли мучения, не сравнимые ни с какими иными человеческими муками, и как нравственные мучения от человеческого греха и злобы были для безгрешной совершенной святости также страшнее, чем для всякого человека, так и смерть Христова является самой раздирающей и страшной из всех смертей, которыми умирает человечество. Тем не менее, как в Адамовом естестве уже не было силы бессмертия, так его по природе не было и в человеческом естестве Христовом. На кресте связь души и тела разорвана была смертию, и душа Христова осталась соединенною с Логосом без тела. Она была достойна иметь эту силу бессмертия по своей святости, согласию с Божественным Духом, тем более, что бессмертие было изначала суждено человеку, если бы он его не потерял, ибо «Бог смерти не создал» (Прем. Сол. 1, 13). Христос заслужил победу над смертию Своим подвигом, ибо «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за (Свое) благоговение» ( Евр. 5, 7 ), и Он мог молиться о Себе: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить, и ныне прославь Меня, Ты, Отче» (Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Объясн. Медный змей сделан был по повелению Божию: Числ. 21, 8–9 ; по такому же повелению воскурялся фимиам перед изображением на завесе и на крышке Ковчега: Мех. 30, 1, 6–8. Значит, Господу угодно было употребление и чествование фигурных изображений. Но тогда Израильтяне стали почитать изображение за Бога: т. е. обратили его в кумира, то царь Езекия предпочел уничтожить медного змея: 4Цар. 18. 4 . Но этот случай не дает повода к отрицанию почитания креста и св. икон, как нельзя, например, уничтожить Святое Писания только потому, что его некоторые люди извращают, 2Петр. 3, 16 . Откр. 9, 20 . «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить». Объясн. Эти слова безрассудно прилагаются к православным, чтущим святые иконы: они чтут не бесов и не идолов, изображенных в виде разных животных и пресмыкающихся: Рим. 1, 23 , но Господа Которому покланяются в тех видимых образах, в которых Он, по Своему благоволению, действительно являлся людям: Ис. 6, 5 ; Дан. 7, 9–14 ; Лук. 3, 22 . Услышания молитв православные надеются не от дерева, на котором начертана икона, но от Всевидящего и вездесущего Божества. Различия между кумиром или идолом и священным изображением Иоан. 5, 21 . «Дети! храните себя от идолов. Амин». Объясн. Икону с идолом сравнивать нет никакого основания, ибо она отличается от идолов и по своему происхождению и религиозному значению. Идолы или кумиры возникли вследствие человеческого неведения об истинном Боге: Деян. 17, 29 ; Прем. Сол. 13, 1–2; все эти обоготворяемые твари не представляют из себя решительно ничего божественного и священного: 1Кор. 8, 4 . Иконы же суть изображение или истинного Бога, в каком Он являлся миру, или святых ангелов небесных, посылаемых Богом для тех, которые имеют наследовать спасение: Ebp. I, 14 , или св. угодников, предстательствующих за нас пред Богом своими молитвами: Откр. 5, 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Христианское учение о возникновении религии . Христианская концепция изложена в первых книгах Бытия, где утверждается, что религиозность есть естественное состояние человека. До грехопадения человек жил в раю, и знание о Боге для него было естественным – как для нас естественным является знание о внешнем мире. Адам и Ева могли разговаривать с Богом, и поэтому существование Бога для них было очевидным. Затем в результате грехопадения человек был изгнан из рая, и непосредственное общение с Богом прекратилось. Но знание о существовании некоего божественного мира в человеке постоянно сохранялось, во-первых, потому что душа есть образ и подобие Божие и человек видит этот образ, видит Бога в своей душе, а, во-вторых, потому что предания о давних временах, когда люди жили в раю, естественно, передавались потомкам. Это истинное знание об истинном Боге все больше и больше искажалось, но попытки получить это знание в человеке не прекращались. И поэтому человек, пытаясь найти Бога, стал принимать за Бога различные естественные явления и поклоняться им. Такими объектами для поклонения могли быть солнце, земля, вода, которые являются определяющими жизненными факторами для человека; могли быть какие-то животные, растения и т.п. Поэтому появляются различные культы: солнечные, матери-земли, различных животных-тотемов и т.д. Поэтому происхождение религии связано с тем, что, как пишет апостол Павел, люди «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» ( Рим 1:25 ). В книге Премудрости Соломона сказано, что «подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила» (Прем. Сол. 13:1–2). Эта концепция получила название прамонотеизма, т.е. первоначального монотеизма. Вначале человечество было монотеистическим, верило в одного Бога, затем же оно потеряло истинную веру и придумало себе различных богов, обожествив явления природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/gl...

Духа – ничто, но раз чрез них действует сила Божия, то мы должны относиться к ним с чувством глубокого религиозного благоговения. Так мы и относимся ко кресту Господню, обагренному пречистою кровью Спасителя. Что касается ссылки сектантов на тексты Св. Писания: Галат. 3:13 и Второзаконие 21:23, то толкование этих текстов сектантами показывает полное убожество их мысли. Во-первых проклятие касается не креста, но висящего на нем. Поэтому сектанты должны проклятие направить не на крест, а на Господа Иисуса. Крест же Христос очистил и освятил Своими страданиями и смертью на нем. «А что Бог очистил, того не должно почитать нечистым» ( Деян. 10:15 ). Через крест Господень явилась правда, а благословенно древо, чрез которое бывает правда» (Прем. Сол. 14:7). 4) Если крест есть орудие спасения, то все-таки честь нужно воздавать не ему, но Христу. По православному же выходит, что нужно почитать и крест, и гвозди, и молоток, и Иуду, и воинов, которые также являлись орудиями спасения. 4) Крест Христов потому именно и почитается, что он Христов. Христос пострадал на нем, освятил его кровью Своею. Пречистое тело Спасителя прикасалось ко кресту. А мы знаем, что место, где была особое благодатное присутствие Божие, повелевалось Самим Богом почитать. «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, – говорил Бог Моисею, – ибо место, на котором стоишь ты, земля святая» ( Исх. 3:5 ). Вождь воинства Господня сказал Иисусу Навину: «сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято» (Иис. Нав. 5:15 ). С точки зрения сектантов Бог допустил ошибку, повелев отнестись с чувством религиозного благоговения к земле, назвав ее святою, когда по их мнению честь нужно воздать не земле, где было особое присутствие Божие, а Самому Богу. Но Господь Вседержитель не повелевает мудрствовать так, как сектанты мудрствуют, а говорит, что свят и тот предмет, на котором почивает Божия благодать. Вот почему псалмопевец пророк Давид предсказывал, что почитать будут св. Крест Христов: «Превозносите Господа Бога нашего и покланяйтесь подножию его – свято оно» ( Пс. 98:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

В то же время торговцы, вместо того, чтобы говорить: сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль, – должны говорить, «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» ( Иак. 4:13–15 ). Власть, законодательство, война Рассматривая политическую сторону государства, необходимо сказать о правительстве и подданных. Государство немыслимо без правительства. При недостатке попечения падает народ ( Притч. 11:14 ). Сильное государство невозможно без сильного правительства. Исторически у различных народов образовались различные формы правления. Но самая совершенная форма есть монархия, так как она наиболее соответствует идее правления и наиболее способна поддерживать порядок и крепость государства. Особенно было свойственно русскому государству монархическое правление при живой вере в единого личного Бога, при сознании родительской власти. Потому русский народ хотел иметь и единого личного правителя, к которому можно обращаться с преданностью и почтением, с безусловным доверием, с любовью. Счастье тому народу, у которого государи богобоязненны, правдивы, служат народу образцом верного исполнения обязанностей. А такими государями могла похвалиться православная Россия. Самодержавное правление таких государей может быть только на благо подданных. Самодержавным называется неограниченный монарх. Это означает не то, что он стоит выше закона, а то, что во всех вопросах законодательства и управления последнее решение исходит от Государя. Он не обязан давать отчет в своем решении никому, как только Самому Богу, себе и суду последующей истории. Потому Государь неприкосновен. Свящ. Писание весьма ясно учит о происхождении государственной власти не снизу, не по воле народа, а сверху, от Бога. В Ветхом Завете Господь возвещал: «Мною цари царствуют, и повелители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли» ( Притч. 8:15,16 ). От Господа дана вам держава и сила от Вышнего, говорит Премудрый (Прем. Сол. 6:3). В Новом Завете сам Иисус Христос сказал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше ( Иоан. 11:19 ). Ап. Павел учит: нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противятся Божию установлению ( Рим. 13:1,2 ). Даже в государствах, где правители избираются народом, власть государства отнюдь не от народа; если народ сам избирает органы власти, то это не значит, что он есть источник власти. Потому весьма ошибаются те, кто думают, что народ обладает верховенством по отношению к правителям и может поставлять и снимать правителей. Наследственная монархия наглядно выражает идею божественного происхождения государственной власти, каковой являлась наша русская монархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

И льна курящегося не угасит . А другие переводчики говорят: " и льна тонкого не угасит " . Некоторые под льном разумели законы, а под тростником народ. Будет производить суд по истине . Почему говорится: по истине ? Чтобы показать и обличить человеческую ложь. Они не только отвергали истину, но были исполнены всяких страстей и суетности. До того времени никто никогда не упражнялся в истине, но все следовали тщетному и пустому. Впрочем, здесь можно понимать и нечто другое – суды и наказания, по написанному: ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин.12:31-32). Происходит великий суд, его желает сам Бог. Если бы кто и не пожелал, то таковой не устоит против Него, как некто мудро сказал: кто скажет: что Ты сделал? (Прем. Сол.12:12). Итак, хотя Он, будучи Богом, был выше всего, однако Он отвечал скромно и кротко, и воздавал суд не только нам, но и преступному демону, чтобы кто-либо не сказал, что тот был осужден несправедливо. Смерть по праву и по заслугам подчинила своей власти людей, потому что они согрешили и являлись виновными, как и сам Христос говорит: ныне суд миру сему (Ин.12:31), т.е. мщение человеческой природе. Все считались виновными и повинными греху. Но каким образом ты, диавол, осмелился причинить насилие Сыну Божию, иже греха не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис.53:9)? На каком основании ты, диавол, побудил людей к тому, чтобы они подвергли Его казни? А чтобы ты (человек) считал побудителем именно его (диавола), для этого выслушай: диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его (Ин.13:2). Сам диавол побудил, сам зачал преступление, чтобы привести их к убийству Христа Бога. Если бы, диавол, кто спросил и стал выведывать у тебя: зачем ты убил Его, какую вину нашел в Нем? – То ты только один был бы осужден и понес наказание, а прочие были бы целы. Мщение миру уже совершено, – невинный умер, как нечестивый, для того, чтобы оживотворить умерших, подверженных казни смертной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Священное Писание со всей ясностью свидетельствует об этом свойстве Божием, когда называет Бога «единым премудрым» ( Рим. 14:26 ) и источником мудрости для всех: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,– и дастся ему» ( Иак. 1:5 ). Особенно ясно проявилась премудрость Божия в творении мира. Псалмопевец, созерцая картину творения, восклицает: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих». ( Пс. 103:24 ). «Господь премудростию основал землю, небеса утвердил разумом», –повторяет премудрый сын Давидов ( Притч. 3:19 ). В Новом Завете делом неизреченной премудрости Божией изображается домостроительство нашего искупления. «А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор. 1:23–24 ). «Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» ( 1Кор. 2:7 ). В обретенном премудростию Божиею способе искупления человека, по словам пророка «милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» ( Пс. 84:11 ). Столь же дивен и план спасения нашего во Христе: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия, как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его » ( Рим. 11:33 ), восклицает апостол по рассмотрении плана спасения иудеев и язычников. В святоотеческих творениях с величайшей подробностью раскрывается свойство премудрости Божией, проявившееся в целесообразном устроении мира; особенно в беседах на Шестоднев святого Василия Великого , Григория Нисского , Иоанна Златоуста . Это созерцание мудрого устройства вселенной всегда, даже в языческом мире, было могущественным средством к познанию Бога и к убеждению в бытии Его, ибо, как говорит Премудрый, «от величия красоты созданий сравнительно познается виновник бытия» (Прем.Сол. 13:5). § 5. Свойства воли Божией Наделяя Бога как Духу разумом, откровение усвояет Ему и волю, утверждая, что Бог обладает всесовершеннейшей волею. «Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» ( Мф. 6:10 ), –

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

И поэтому человек, пытаясь найти Бога, стал принимать за Бога различные естественные явления и поклоняться им. Такими объектами для поклонения могли быть солнце, земля, вода, которые являются определяющими жизненными факторами для человека; могли быть какие-то животные, растения и т.п. Поэтому появляются различные культы: солнечные, матери-земли, различных животных-тотемов и т.д. Поэтому происхождение религии связано с тем, что, как пишет апостол Павел, люди «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» ( Рим 1:25 ). В книге Премудрости Соломона сказано, что «подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила» (Прем. Сол. 13:1–2). В этом плане интересен случай, о котором рассказал известный физик, лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман. Сам Фейнман был атеистом и приводил это как пример того, как происходит естественным путем обожествление неких вещей и создание религиозного культа. Для Фейнмана это был аргумент в пользу того, что религия возникает естественным путем. Он пишет: «У тихоокеанских островитян есть религия самолетопоклонников. Во время войны они видели, как приземляются самолеты, полные всяких хороших вещей, и они хотят, чтобы так было и теперь. Поэтому они устроили что-то вроде взлетно-посадочных полос, по сторонам их разложили костры, построили деревянную хижину, в которой сидит человек с деревяшками в форме наушников на голове и бамбуковыми палочками, торчащими как антенны – он диспетчер, – и они ждут, когда прилетят самолеты. Они делают все правильно. По форме все верно. Все выглядит так же, как и раньше, но все это не действует» 41 . Но в действительности этот пример говорит о другом. Люди приняли самолет за Бога. Конечно, до встречи с американцами они никогда не видели, как «железная птица» спускается с неба, с нее выходят живые существа, привозят хорошие вещи, опять улетают.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/so...

1930 г. Париж. Сергиевское подворье. 2 Икономия – греч., домостроительство (т. е. область практических установлений в церковной жизни). 3 VII Вселенский собор, созванный в Никее в 787 г. и отменивший постановления иконоборческого собора 754 г., происходил в обстановке волнений в византийском войске, частично сочувствовавшем иконоборцам. (См. ст.: Ф.Л.Смирнов Иконоборчество// Христианство . Энциклопедический словарь. Т. I. M., 1993.) 4 Ср. Prof. Hugo Koch. Die altchristliche Bilderfrage nach der litterarischen Quellen. Göttingen. 1917. 5 Точку зрения Булгакова на язычество как искание Бога и «некое о Нем откровение» см. в его труде «Свет Невечерний» (Отдел третий, часть I, главка «Свет во тьме», – т. 1 наст, изд., с. 279–286.). 6 Веселиил – главный художник, строитель скинии (походного иудейского храма во время исхода из Египта). 7 Напр.: «Но более жалки те, и надежды их – на бездушных, которые называют богами дела рук человеческих, золото и серебро, изделия художества, изображения животных или негодный камень Молясь же пред ним он не стыдится говорить бездушному, и о здоровье взывает к немощному, о жизни просит мертвое, о помощи умоляет совершенно неспособное, о путешествии – не могущее ступить, о прибытке, о ремесле и об успехе рук – совсем не могущее делать руками, о силе просит самое бессильное» (Прем. Сол. 13, 10, 17–19). 9 Св. Никифор, патриарх Константинопольский в 806–815 гг., был низложен и сослан иконоборцами, прославился обширными полемическими сочинениями против них. 10 Преп. Феодор Студит , игумен Студийского монастыря в Константинополе, исповедник иконопочитания, подвергавшийся гонениям со стороны иконоборцев, направил против них три книги «Опровержений»; в частности, в отказе от изображений Христа усматривал умаление полноты Его человеческой природы. 11 Ср. работу о. Павла Флоренского «Обратная перспектива» (П.А.Флоренский. Т. 2. У водоразделов мысли..., М., 1990. С. 43–106), написанную в 1919 году и, очевидно, не известную Булгакову, хотя с основными ее идеями он мог познакомиться в ходе устного общения с автором, перед отбытием в Крым.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010