Впервые в самих ветхозаветных текстах «φσις» появляется в книгах, которые были написаны в Александрийской еврейской диаспоре – Премудрости Соломона, 3-ей и 4-ой книгах Маккавейских. Значения, в которых здесь употребляется термин, довольно разнообразны и свидетельствуют о значительной языковой и культурной интеграции иудеев в античную культуру ко времени написания этих книг. Так, в книге Премудрости Соломона говорится о природе животных «φσεις ζων» (Прем Сол 7. 20), об угашающей огонь природе воды «σβεστικς φσεως» (Прем Сол 19. 19–20), о суетности природы людей, не познающих Бога (Прем Сол 13. 1). В Маккавейских книгах встречаем понятия природы «всякого смертного существа» «πση θνητ φσει» ( 3Мак 3. 29 ), добрых даров природы «φσεως χριτας» (4 Мак 5. 9), законов природы (4 Мак 5. 25), природы человеческих эмоций «παθν δ φσεις» (4 Мак 1. 20), природы братского союза (4 Мак 13. 27) и даже некоторую персонализацию материнской любви к детям – « φσις ερ (4 Мак 15. 13, 15. 25, 16. 3). В Новом Завете термин «φσις» ни разу не употреблен в Евангелиях, и 23 раза сам термин, а также его различные производные использованы в 14 стихах апостольских Посланий. Значения, в которых встречается этот древнегреческий термин в Посланиях апостольских, варьируются от самых приземленных до самых возвышенных. Во-первых, это группа значений, отражающих естественные действия и законы, вложенные в тварную природу животных и человека. Так, в Послании к Римлянам св. апостол Павел обличает иудеев примером язычников, которые, не имея закона, «по природе законное делают» ( φσει τ το νμου ποισιν) и тем «показывают, что дело закона у них написано в сердцах» ( Рим 2. 14–15 ). Здесь под природой подразумевается естественная высшая часть человеческого естества – нравственная и умственная, – ибо, объясняя ее действие, Апостол указывает на «совесть… и мысли… то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» в уме и сердце язычников ( Рим 2. 15 ). В то же время, в Соборных посланиях святых апостолов Петра и Иуды в тех стихах, где обличаются еретики ( Иуд 1. 10 ; 2Пет 2. 12 ), они сравниваются с «водимыми природою» бессловесными животными, растлевающими себя и своих последователей действиями «вслед скверных похотей плоти» ( 2Пет 2. 10 ). Здесь уже термин «φσις» употреблен для описания низших потребностей человеческого естества, доминирование которых приводит к растлению тела и души, а лжеучителя определяются как «душевные, не имеющие духа» ( Иуд 1. 19 ), «нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству» ( Иуд 1. 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Да пошлет Господь Иисус Христос Свое утешение всем жаждущим Его – устами Своего верного служителя, протоиерея Сергия. Валентина Зандер Люди века сего, всецело захваченные его жизнью с ее суетой, могут искренно недоумевать пред верою в бессмертие; для имевших уже встречу с Богом в жизни своего духа, для переживших откровение смерти, бессмертие становится очевидностью. Слово Божие дает нам здесь руководящие мысли, которые и должны быть раскрыты в своем значении. Самым непонятным является утверждение неверия, по которому смерть есть полное уничтожение жизни. Это уничтожение исповедуется не только как уничтожение видимых форм жизни телесной, но и жизни сознательной – духовной, сердечной, творческой. В эту «тьму кромешную» неверующая мысль спасается, чтобы не принять проблематику смерти... Но это делает лишний раз очевидным, что смерть можно понять только как часть жизни, а не наоборот, – нельзя жизнь погрузить в небытие смертности. Смерть есть в этом смысле, хотя и паразит бытия, однако акт жизни. То «ничто» из которого Бог сотворил мир, на самом деле, как таковое, и для себя не существует. Его положительное бытие начинается только с миром. Бог, творя мир из ничего, тем самым дает место не только бытию, но и небытию. Самобытного же небытия, «тьмы кромешной», вовсе не существует. «Бог не сотворил смерти... ибо Он все создал для бытия» (Прем. Сол. 1:13: 14). Смерти нет в плане Божьего творения, она «вошла в мир» завистью диавола (Прем. Сол. 2:24), ибо «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем.Сол. 2:23). Поэтому смерть может быть понята лишь как состояние жизни. Смертность жизни есть только ее болезнь, неустранимая, но не непобедимая. Смерти не было, и смерти не будет. Изначально человек не был создан для смерти, в него была вложена возможность бессмертия. Человек должен был духовно – творческим подвигом утвердить в себе эту возможность, но он мог ее и упразднить, что и произошло в первородном грехе. Это упразднение и было запечатлено Божиим приговором, засвидетельствовавшим происшедшее изменение: «возвратишься в землю, из которой взят, ибо ты земля и в землю отойдешь» ( Быт. 3:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В другом хадисе говорится, что «посланник Аллаха сказал: был спор между Адамом и Моисеем. Моисей сказал: ты – наш отец. Ты принёс нам убыток и лишил нас рая. Адам ответил: ...ты обвиняешь меня в поступке, который Аллах предопределил мне за сорок лет до того, как меня создал» (Бухари, 3157). Каковы отличия от христианского учения? Изображённый выше мусульманский образ Аллаха, а также весь породивший его комплекс идей о предопределении совершенно противоположен христианскому богопочитанию, основанному на словах Священного Писания . В записи “мученичества 42 мучеников Аморейских” Еводий Монах приводит слова праведника, сказанные мусульманам: “ваше мнение о Боге ошибочно, так как вы, признавая имя Божие и Его величие, клевещете всё-таки на Него, почитая Его виновником зла и добра, истины и лжи”. Действительно, как можно такое предполагать о едином истинном Боге? Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? ( Иак 3:11 ). Нет, Бог есть благ, Он – источник добра, святости и любви: Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне ( Иер 9:24 ), Бог не искушается злом и Сам не искушает никого ( Иак 1:13 ), совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем ( Втор 32:4 ), Господь не изрекает зла ( Числ 23:8 ). Нет, истинный Бог не желает гибели людей, не творил никого из них для геенны, не приносит им вреда, не вводит их в заблуждение, чтобы потом ввергнуть в погибель и поиздеваться над ними! Нет, Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих (Прем. Сол. 1:13), живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы обратился он от пути своего и жив был ( Иез 33:11 ), ибо Он хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим 2:4 ). Основываясь на Божественном Откровении, православные христиане не приемлют мусульманское учение о предопределении. Ведь по сути в мусульманской интерпретации ответственность за зло и грехи ложится на самого Бога, как в вышеприведённом хадисе из сборника Бухари свидетельствует Адам, отвергающий свою вину в грехопадении со ссылкой на предопределение.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

(Вторым путем к истине состоит страх Божий). Бойся Господа, единственно всемогущего. Значит сопротивляться Богу отнюдь не следует. – Но и последующим добавлением, – утверждая что страх Божий равнозначителен отвержению зла, – царственный мудрец особенно ясно учит тому же. И удаляйся от всякого зла, говорит он. Такова заповедь Премудрости. Ибо кого любит Господь, наказует. Вводя в разум. Он преисполняет скорбью, но в тоже время восстановляет в душе мир и чувство свободы от ответа за вину. По суждению Эллинов это – философия варварская, по сознанию же нашему это любомудрие истинное и достижению цели способствующее действительнейшим образом; следования ему посему мы и добиваемся. Сам Он, говорит Соломон в книге Премудрости, даровал мне неложное познание всего существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, и т.д. до слов : и свойства самих корней (Прем.Сол.7:17,20–22). Царственный мудрец объемлет этим всю совокупность явлений, содержимых миром физическим. Но за тем он намекает, что изображает сим и мир нравственный. Познал я все, прибавляет он , и вещи сокровенные и явные, потому что научила меня Премудрость, художница всего существующего. В сем имеешь ты краткое исповедание содержания нашего любомудрия. Содержание сих задач его, при содействии Премудрости Божественной, художницы всего сотворенного, поддерживаемое правым образом жизни, возвышает нас к Главе и Правителю вселенной. Трудно постижимая тайна; не менее трудно стать и ее осуществителем. Постоянно она уходит вперед и скрывается от того, кто, казалось, уже приблизился к достижению ее. И однако же Бог, находящийся хотя и далеко от человека, движется вблизи его. О, чудо неизреченное! Я Бог приближающийся, говорит Господь, хотя существом своим от наших чувств Я и ускользаю. И подлинно. Ибо под каким именем Несотворенный приблизиться может к сотворенному Им? И однако же Он окружает нас своим всемогуществом, которым все обнимает. 210 Может ли человек скрыться во мрак и Я не видел бы его?, восклицает Он ( Иер.23:23,24 ). Своим всемогуществом Он постоянно надзирает нас, постоянно благодетельствует нам, нас руководит, присутствует при нас, равно всех нас объемля им. Посему и Моисей, убежденный, что своей мудростью человек не в состоянии познать Бога, воскликнул: Покажи мне Тебя ( Исх.33:13 ). И силился он проникнуть в мрак облаков ( Исх.34:5 ),где гремел глас Божий 211 , т.е. старался он уразуметь глубочайшие и непроницаемые идеи бытия. Но Бога нет ни в облаке, ни в другом каком месте. Он вне пространства, не подлежит ограничениям времени; не объемлется Он свойствами вещей. Ни частичкой какой-либо своего существа не содержится Он ни в чем материальном, ни обнимает оного через ограничение матери или через деление Себя. Какой храм вы можете построить для Меня, говорит Господь ( Ис.66:1 ). Но и в образе вселенной Он не храм построил Себе, потому что Он безграничен. Небо хотя и называется Его троном, и все же небом не объемлется Он; лишь покоится Он там; довольный делом рук своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Под бессмертием души часто разумеют и признают бессмертие лишь в том смысле, что со смертью тела не уничтожается духовное начало (субстанция) в человеке, что оно продолжает жить, но не допускают личного (индивидуального) бессмертия. О такого рода бессмертии, бессмертии просто духовной сущности, говорится обычно в системах пантеистической философии. Но такое бессмертие, в сущности, есть отрицание того бессмертия, в которое все люди верили и верят и которого ожидают, есть уничтожение человека, как личности. Под бессмертием в истинном и собственном смысле нужно разуметь бессмертие не просто духовной сущности, но и всего ее духовного содержания, приобретенного во время связи с телом, бессмертие этой отдельной души, мыслившей, любившей, действовавшей, страдавшей в течение более или менее продолжительной земной жизни. Откровение учит, что бессмертие, даруемое Богом душе человеческой, не есть бессмертие только по ее существу (субстанции), но именно бессмертие личное. Истина о личном бессмертии и личной загробной жизни души в откровении связана с целым вероучением. Она предполагается учением о человеке, как образе Божием. Богу принадлежит вечное и нескончаемое бытие, а человека Бог создал для нетления и сделал образом вечного бытия Своего (Прем Сол 2, 23). Смерть – явление случайное, временное, простирающееся лишь на тело, но не на душу; душа не могла бы быть образом Божиим, если бы не имела бессмертного назначения. Та же истина предполагается и требуется учением об искуплении: вся вера наша была бы суетна, мы были бы самые несчастные существа в мире, если бы не было бессмертия, если бы мы только в этой жизни надеялись на Христа ( 1Кор.15:14–19 ). И вообще действия промысла Божия о человеке могут быть понятными лишь при убеждении в личном бессмертии души. Но в откровении и в прямых и ясных выражениях утверждается бессмертие человеческой души. Уже самые обозначения телесной смерти, как только изведение души из темницы ( Пс.101:8 ), разрешение ее от уз тела ( Филип 1, 23 ), исход ( Лк.9:31 ; 2Пет 1, 15 ; Евр.13:17 ), отшествие ( 2Тим 4, 6 ) из настоящего временного мира в другой, вечный ( 2Кор.5:1 ), возвращение души к Богу ( Еккл.12:7 ), указывают на ее бессмертие, – по крайней мере в смысле неразрушимости и самостоятельности бытия (против материализма).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Это выражение принадлежит апостолу Павлу, святой применяет его для характеристики эпохи: Господь Иисус Христос « отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века » ( Гал.1:4-5 ). Лукавый век – век падшего человека, век эгоизма и разгула страстей. В молитве Господней, в частности, содержится прошение: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» ( Мф.6:13 ). Здесь имеется в виду «лукавое» или «лукавый»? Лукавый – одно из наименований диавола . Этим словом в славянской и русской Библии переведено греческое πονηρς (плохой, дурной, скверный; злой). Дьявола называют по-разному, сатаной, врагом рода человеческого, отцом лжи, изобретателем греха и пр. Именование «лукавый» указывает, в данном случае, на его нравственную искривленность, лживость, хитрость, коварство. Какова участь уготована Богом лукавому (диаволу)? В конце времен лукавый, прельщающий людей, будет ввержен в озеро огненное и серное, и будет там «мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:10 ). Как понимать слова «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его» ( 2Цар.22:26-27 )? Смысл изречений 26 и 27 стихов такой: Ты, Господи, каждому воздаешь надлежащим образом, сообразуя Свои воздаяния с мыслями, желаниями, поступками, действиями, поведением и нравственным состоянием каждого. Цитаты о лукавстве «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды». Прем.Сол.1:4–5 «Душа лукавая погубит своего обладателя и сделает его посмешищем врагов». Сир.6:4 «…Лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым и предлагая это другому, как приманку, тем самым приводит в исполнение свой умысел». святитель Василий Великий «Не предавайся бездействию и беспечности, ибо бездействие порождает лукавство (самоугодие), а от лукавства рождается всякого рода зло».

http://azbyka.ru/lukavstvo

Облегчение тяжелой участи умерших в загробной их жизни и даже полное помилование их возможно по молитвам земной и небесной Церкви Христовой, ибо слово Божие так говорит о Боге: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит“ ( 1Цар. 2: 2 ); «Ты имеешь власть жизни и смерти и низводишь до врат ада и возводишь“ (Прем. Сол. 16: 13). Сам Христос сказал верующим в Него: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле“ ( Мф. 28: 18 ); «и имею ключи ада и смерти“ (От. 1: 18); Сам он уверил нас, что «всякий грех“, кроме хулы на Духа Святого, может быть прощен не только в веке сем, но и в будущем: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. И если кто скажет на Сына Человеческаго, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем“ ( Мф. 12: 31–32 ). «И все, что ни попросите в молитве с верою, получите“ ( Мф. 21: 22 ). «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» ( Иоан. 14: 13–14 ). Веря обещанию Спасителя и надеясь на Его великое милосердие, члены Церкви Христовой, со времени первых дней ее существования, всегда молились, молятся и будут совершать молитвы об умерших братьях своих, помня заповедь Божию о никогда не прекращающейся христианской любви. I 1) Сектант: Господь чрез пророка Иеремию запрещает молиться об умерших: «И умрут великие и малые на земле сей. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их. Не входи также и в дом пиршества, чтобы сидеть с ними, есть и пить“ ( Иер. 16: 6–8 ). Объяснения православного: В приведенных словах пророка Иеремии нет даже намека на запрещение молиться об умерших с верою в Бога. Из этих слов мы видим только то, что еще в Ветхом Завете существовали поминки умерших, для которых («для них“) преломляли хлеб и пили чашу утешения. Господь же велит пророку не ходить на эти поминки (ст. 5), не ходить и на пиршества к Израильтянам, так как за идолопоклонство (ст. 10–20) они лишены Богом всякого утешения и веселия, как на поминках по своим умершим, так и во время пиршеств в домах своих. Мало того, – за свое нечестие «тяжкими смертями умрут они и не будут ни оплаканы, ни похоронены; будут навозом на поверхности земли; мечем и голодом будут истреблены, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным“ (ст. 4). И такое наказание понесут израильтяне за идолопоклонство: «за то, что отцы ваши оставили Меня, говорит Господь, и пошли вслед иных богов и служили им, и поклонялись им, а Меня оставили и закона Моего не хранили“ (ст. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Такое включение Христа в Божественную идентичность позволяло апостолам видеть в ветхозаветной истории спасения Израиля Владыку Христа (1 Кор. 10:9, Иуд. 4,5) . Именно это включение Иисуса Христа в матрицу ветхозаветного монотеизма делало возможным не только включение Христа в традиционные благословения, как, например, «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13), но и в молитвы-призывания, одновременно обращенные к Богу и Христу: «Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам» (1 Фес. 3:11, ср. 2 Фес. 2:16, 17), а также в молитвы, обращенные непосредственно к самому Христу (см. Деян. 7:59, 60, 22:16, Рим. 10:9-13, 1 Кор.1:2, 12:8, 9, 16:22 , Отк. 5:9, 22:20). В Евангелии от Иоанна культовое поклонение Сыну обосновывается совершением Им того же, что совершает Отец: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:21-24). Термин «честь» — τιμ (соответственно, и однокоренной глагол «почитать», τιμω) часто используется в контексте и смысле поклонения Богу (Мк. 7:6; Ин. 8:49; 1 Тим. 1:17; 6:1; Отк 4:9, 11; 5:12) . Власть над жизнью и смертью, а также суд являются двумя функциями деятельности, находящейся в исключительной прерогативе Бога, согласно ветхозаветной и послепленной традиции (Втор. 32:29, 1 Цар. 2:6; 4 Цар. 5:7, Тов. 13:2, Прем. Сол. 16:12-14, 4 Мак. 18:18-19; Втор. 32:35, Быт. 18:25, Пс. 93:2) . Таким образом, Четвертое Евангелие описывает положение Сына как равное положению Отца. Рассмотрим также некоторые новозаветные тексты, отражающие первохристианскую практику славословий Христа по аналогии с традиционными славословиями в адрес Бога: Бог Отец Иисус Христос Отк. 4:9: «И когда животные воздают славу и честь, и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков». Отк. 7:12: «Говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь».

http://bogoslov.ru/article/6025041

«Одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть " … Из кн. Бытия мы знаем, как это случилось. Первозданный Адам не устоял в своей праведности. По наущению жены, обольщенной диаволом ( Быт. 3:1–5,13 ; ср. 1Тим. 2:14 ; 2Кор. 11:3 ), он преслушал заповедь Божию, – захотел сделаться равным Богу, через что впал в грех гордости и своеволия. За этот грех Бог изгнал мятежных людей из рая и лишил их бессмертия ( Быт. 3:23,24 ; ср. Прем. Сол. 3:23,24). Вот происхождение в мир греха и наказания за него -смерти. «И смерть перешла во всех человеков, потому, что в нем все согрешили». – До Адама на земле не было людей. Он был нашим родоначальником ( Быт. 5:1–2 ; ср. 1Кор. 15:45 ). В нем все мы заключались, как ветви в своем корне. А так как Адам стал рождать детей по изгнании из рая, то, естественно, рождал их похожими на себя, с теми же склонностями, какие имел сам. Поэтому в Библии и говорится: «и родил Адам сына по подобию своему и по образу своему» ( Быт.5:3 ). Но образ Адама в указанное время был уже испорчен грехом; по необходимости потомки его, вместе с плотью и кровью, принимали в себя греховную заразу, греховные наклонности. Это можно пояснить житейскими примерами. Вообразим себе источник воды; если возмутить его в верховьях, – и дальнейшее течение этого источника будет грязным. Или: чахоточный человек рождает детей чахоточных же. Так и в роде людском... Потому-то смерть, как наказание Божие за грех, обладала над всеми без исключения людьми ( 1Кор.15:21–22 ). Она царствовала в мире еще до Моисея, когда не было у людей писанного закона и, следовательно, не было сознательных грехов, потому что, по сло- вам апостола, «грех не вменяется, когда нет закона» ( Рим. 5:13 ). Если же так, за что умирали лично неповинные пред Богом люди? Остается один ответ: За грех Адамский, который жил во плоти их и навлекал на них наказание Божие- смерть. Об этом общем причастии людей греху Адама знала ветхозаветная еврейская церковь . Уже в кн. Бытия засвидетельствовано, что «помышления сердца человеческаго – зло от юности», т. е. с детства. Праведный Иов яснее указывает на ту же истину: «кто родится чистым от нечистаго? Ни один» ( Иов.14:4 ). И в другом месте: «что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиной быть праведным»? ( Иов.15:14 ). А св. царь Давид о самом себе исповедал в слух всего мира: «вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс. 50:7 ср. 3Ездр. 7:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

12 . И, вот, стал он под властью смерти, тлением совершенно истлевающий, от земли происходящий, дерзнувший похитить для себя честь Божию, и снова в землю возвращающийся; сегодня плотским рождением приходящий в бытие, а завтра плотскою смертью умирающий; сегодня видимый в среде живых, а завтра счисляемый среди мертвецов. И человек, пожелавший совершить преступление против Бога, справедливо понес сей приговор: это приключилось ему потерпеть в результате поступков, совершенных им по его собственной воле и произволению; потому что дурным образом он воспользовался даром свободы воли, которым Бог, создавший его, почтил его, даровав ему то, что он носил в себе прекраснейшее подобие в отношении Его и Его светлый образ. Человек погиб по своей воле, ибо Бог смерти не сотвори, не веселится о погибели живых (Прем. Сол. 1, 13). И стал, по-истине, весьма несчастным и жалким тот, кто был некогда счастливейшим, когда он являлся хранителем Рая, когда был поставлен быть первым обитателем Рая, когда имел жизнь свободную от трудов и тягот, когда проводил жизнь не имея нужды в одежде, не чувствовал срама, потому что в то время и тело, и душа его были прекрасными и непорочными, когда не подвергался нападкам страстей, когда не испытывал страдания от болезней, когда был чужд рабства человека человеку, когда был свободен от насилия варваров, когда не слышал требований со стороны взимателей налогов, когда не имел нужды встречаться с ростовщиками, когда не страшился стать разорванным дикими зверями, когда обладал полным благоденствием, когда вкушал райские плоды, когда изобильно наслаждался всеми благами, когда воспринимал Божия свето-озарения, когда сам, будучи тварью, он царствоваль над земными тварями, когда носил в себе образ Божий и чудесным образом был украшен подобием Божиим. И, вот, после того, как он нарушил спасительную Божию заповедь 23 , он, как чуждый прежней славы, сразу же изгоняется из Рая и возвращается вновь в землю, как cmabшiй смертным по причине греха, и вследствие большаго неразумия, уподобляется скотам, потеряв оную первичную честь, которой его украсил создавший его Бог . И таким образом, затеявший насильственно обогатиться Божественностью, становится рабом тлению, и смерти, и страстям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010