Закрыть itemscope itemtype="" > Очерки по теории иконописания. Часть 7 (единство образа и имени) 11.03.2008 311 Время на чтение 4 минуты Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Икона, изображая лица разных святых, показывает на единую сущность святости, но достигнутую в разных ипостасях. Сами эти ипостаси являют собой совершенные способы достижения святости, вся сущность которых направлена на отсечение своей воли во вверении себя в волю Божью, ипостаси, каждое видимое созерцание которых являет сверх-ипостасное проявление благодати. Поэтому именно иконы святых часто сопровождаются клеймами - маленькими изображениями из жития святого, обычно расположенными каймою вдоль ковчежца иконы. Ведь лик святого, изображая личность его, дает и общую идею святости; но вот именно клейма из жития его призваны показать ипостасное (и потому уникальное) воцарение святости, живой способ и методику для ищущих блага, ипостасное создание для храма Духа. Христоцентризм как общая идея святости делает ненужным излишнее многообразие иконных ликов, но ипостасная уникальность духовного опыта находит иконе каждого святого особое место в иконостасе и системе фресок храма. Иконостас как " эпифания " святых, " облако свидетелей " , как " тело Христово " , как соборная личность во Христе всегда был априори строго типологичным, каждой составляющей его личности святого отведено особое место. Экклезиологический аспект иконописи вводит в систему иконостаса и образы ветхозаветных праведников, которые, по мнению архиепископа Анатолия (Мартыновского),1 предызображали своими добродетелями лицо Христово. Тема Премудрости из книг Соломоновых Притч преломляется в иконографии образом Софии Премудрости Божией: " Премудрость созда себе дом " (Притч. 9,1), и зачастую этот неканонический образ связывается с иконографией Богородицы. Тем не менее, богородичные иконы христологичны по определению, так как через рождение Христа Мария становится Богородицей, Богоматерью: тварь вмещает Творца. Преп.Григорий Палама пишет " Девственная мать и есть граница между тварной природой и нетварной " . 2 Именно Христоцентризм иконы не позволяет перейти этот рубеж: София в иконографии не смешивается с Богородицей, так как отождествляется Логосу (Христу).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

иерей Борис Левшенко Раздел 3. О Боге-Промыслителе мира Общее учение о Боге-Промыслителе мира Понятие о Промысле Божием, его действия и виды Нередко в богослужебных книгах, Св. Писании мы видим славянское слово «смотрение”. У свв. Отцов это слово заменяется другим: «попечение”. Иоанн Дамаскин пишет: “Промысл есть Божие попечение о существах”. На самом деле здесь имеется в виду попечение о всем мире. Определение Промысла вы должны знать наизусть. Из катехизиса. «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы всего сотворенного, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или поправляет и обращает к добрым последствиям”. Здесь говорится о трех свойствах Существа Божиего: всемогуществе, премудрости и благости. Всемогущество необходимо, чтобы действительно можно было сделать все то, что Бог желает сделать; премудрость есть совершенное знание целей и средств к достижению этих целей; благость есть доброе, любовное отношение ко всему сотворенному. Второе, на что стоит обратить внимание, это два очень важных глагола: “сохраняет бытие и силы всего сотворенного” и “направляет их к благим целям”. Речь идет о двух действиях Промысла Божьего: сохранении всего сотворенного, поддержке его в бытии; управлении, т.е. направлении к предназначенным Творцом целям. Конечно, это не два, а одно действие, проявляемое в двух формах. То, что требуется и то и другое, связано со многими обстоятельствами. Даже если бы не было грехопадения, то в силу ограниченности, несамобытности мира надо было бы, чтобы этот мир как-то держался, потому что он не может существовать сам собой. Он может существовать только при постоянной поддержке Бога. Несмотря на то что он сотворен совершенным, именно из-за ограниченности его существует возможность дальнейшего его совершенствования, то есть развития по всё более и более совершенным законам. Здесь нет идеи Лейбница, который говорил, что это самый лучший из миров, что он столь совершенен, что не нуждается в совершенствовании; но он ограничен и нуждается в этом постоянном действии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Катехизис, или краткое Христианское учение, в 50 Отделениях предложенное. Часть 2 Блажен муж, иже в премудрости умрет, и иже в разуме своем поучается святыни! Размышляяй пути ея в сердцы сеоем, и в сокровенных ея уразумится. Изыди в след ея яко изследник, и на путех ея приседи. Сир. 14:21–23 . Бояйся Господа сотворит сие, и держайся Закона постигнет ю. И срящет его яко мати, и яко жена девства приимет и. Ухлебит его хлебом разума, и водою премудрости напоит и. Утвердится на ней и не преклонится, и до нея пристанет, и не постыдится. И вознесет его паче искренних его и посреде Церкве отверзет уста его. Веселие и венец радости, и имя вечно наследит. Сир. 15:1–6 . Отделение 20. о нужде искупления рода человеческого чрез Сына Божия, и о воплощении Его В предыдущих отделениях Катехизического учения мы объяснили, что первое дело Божие, дело, так сказать внешнее для Божества есть сотворение, сотворение как невидимого, так и видимого мира как Ангелов, так и человека. Мы объяснили, что сии разумные твари в духовном мире Ангели, в наружном же человек сотворены были с великими совершенствами; как-то с великим просвещением разума, с совершенною святостию воли, с непорочными нравами со страхом, повиновением и любовию ко Творцу своему, кратко, по телу бессмертными по духу святыми по виду светлыми, по состоянию своему блаженными. Мы сказали, ч т о все сии совершеннейшие твари Божии могли быть всегда в сем блаженном райском состоянии ежели бы прибыли во всегдашнем повиновении ко Творцу своему так, как мы видим пример на благих Ангелах, кои, повинуясь всегда Богу так утвердились в добре, что и погрешить не могут, а по сему самому в блаженнейшем пребывают состоянии: но не все в оном состоянии пребыли, не все оную возможность в действо произвели не все, имея силы не грешить, самою вещию не грешили; а многие из Ангелов, не послушав воли Божией, и самый человек, подобно поступив, к противному и силы свои и совершенства обратили, возгордившись пали согрешили, и чрез грех в себе все совершенства погубили.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

«Миром правит только Промысл Божий» Изречения псково-печерских старцев Иоанна (Крестьянкина), Нафанаила (Поспелова) и Алипия (Воронова) Опыт жизни во Христе старцев Псково-Печерской обители, их поучения и наставления – золотой фонд русской духовности. Неиссякаемый поток людской тек в обитель, чтобы почерпнуть у старцев стойкость в вере, получить совет, выправить жизненный путь, разрешить сомнения. Они видели современного человека насквозь, знали его немощи и страсти, болевые точки и слабые места, и потому их наставления и назидания так важны и значимы для нас. Предлагаем подборку изречений псково-печерских старцев, которую мы сопроводили архивными фото. Высказывания старцев Алипия (Воронова), Иоанна (Крестьянкина), Нафанаила (Поспелова) составили 1-ю часть публикации, во 2-й части читатели найдут изречения старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко) и др. Архимандрит Алипий (Воронов; 1914–1975) – «великий наместник» Псково-Печерского монастыря, трудами и мужеством которого обитель была не только спасена от закрытия, но и украсилась цветом старчества. Это была самоотверженная личность во всех проявлениях своего христианского служения. Ярко характеризуют отца Алипия его же собственные слова: «Побеждает тот, кто переходит в наступление. Обороняться мало, надо переходить в наступление». Об этом надо помнить каждому христианину в его борьбе со своим ветхим человеком, с немощами и грехами. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин; 1910–2006) – известный не только православному миру пастырь и духовник. Старец называл духовную жизнь человека наукой из наук, требующей упорного, нескончаемого труда. Главным делом самого батюшки Иоанна было духовное окормление людей, возвращение заблудших к Богу, открытие им воли Божией. Только в Церкви и с Богом видел он возрождение каждого человека, страны и мира в целом. Архимандрит Нафанаил (Поспелов; 1920–2002) – строгий монах, усердный постник и молитвенник, имевший «премудрость Соломонову и ревность Илиину», как сказал о нем старец Симеон. И эта премудрость и ревность привели отца Нафанаила к твердому убеждению: во всех жизнен­ных обстоятельствах мы долж­ны видеть Божию волю, а послушание – самый верный и короткий путь ко спасению. Сам старец много потрудился на самых разных послушаниях – от сторожа монастырского огорода до экскурсовода по пещерам и заместителя наместника.

http://pravoslavie.ru/118252.html

О радости в отношении видимых творений 40. Генералу Ф.Ф.Ф. Посредством пера и бумаги что мы, немощные, делаем? – от сердца сердцу безмолвно сообщаем мысль. Мысль есть внутреннее слово, исходящее от самого сердца; а сердце что за вещь? – вещь неизмеримая, глубокая и высокая – тайная и явная провозвестница премудрости Божией: от сердца Давидова пронеслось слово во вселенную»: безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси и Его же разума несть числа; бездна бездну призывает; изведи из темницы душу мою исповедатися имени Твоему» ( Пс 50, 8; 41, 8; 141, 7 ). Что это за бездна! и что за темница! и что за сила имени, столь привлекательная, что непременно жаждет душа «исповедатися имени» и кто призовет имя Господне, той спасется. «Близ Господь всем призывающим Его» ( Пс 144,18 ), всем призывающим Его во истине. Хранит Господь вся любящая Его и вся грешники потребит, и да благословит всяка плоть имя святое Его в век и в век века. Радуйся, милый друг Николай Михайлович! – мудрствующе небесная, а не земная, повинуясь учителю языков святому Павлу. Философ-христианин не останавливается на видимых красотах, привлекающих телесный взор; но он, мимо видимого, душевным оком стремится обозревать невидимое – вечное!.. Не прелесть ли сердцу, когда оно порадуется о изменяемых вещах? Остановитесь на точке истинного зрения и взгляните в подсолнечную страну – что вы в ней увидите, кроме страдания? Скажите и мне ко утешению... Вся тварь и доныне сострадает нам, страждущим грешным; одно нас утешает – будущее! Чаем воскресения мертвых и жизни будущаго века. Мы, земные и грешные, но словом Божиим возводимые к небесам,– не должны же возвращаться вспять. Где сокровище, там и сердце, и несть тайна, аще не явлена будет. Смирение – высота! Гордым Бог противится... «Смирихся, и спасе мя» ( Пс 114, 5 ) Господь (от тщетного мудрования века сего). Странник хотя и ласкается некоторыми приветствиями на пути, но радость его состоит в том, чтобы быстрее достичь своего отечества. Кто жаждет наслаждаться благами земными, тот и пожелать не может небесных благ. Не ищущие же прежде всего Царствия Божия – явно противятся слову Божию...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Седмица 7-я по Пятидесятнице 18.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Седмица 7-я по Пятидесятнице Понедельник Мф, 56 зач., 13, 54—58 Тогда Иисус пришел в отечество Свое, и учил народ в синагоге, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их. Мы видим Христа в Своем Отечестве. Его соотечественники однажды уже отвергли Его, однако Он снова приходит к ним. Христос не ловит отвергающих Его на слове, но повторяет Свой зов к тем, кого Он пришел спасти. Тем не менее, и на этот раз они встречают Его с таким же надмением. Когда Он учил в синагоге их, они изумлялись, как такое могло быть. Разве имеет Он право быть учителем? У Него же нет богословского образования, как у них. Бесспорно, Он обладает мудростью и творит удивительные дела. Но остается вопрос: откуда все это Он взял? «Откуда у Него такая премудрость и силы?» Если бы они нарочно не закрывали глаза на правду, то увидели бы, что Он пришел от Бога и потому без помощи внешней учености являет чудеса исключительной мудрости и силы. Кроме того, их приводит в недоумение простота и нищета Его родства. Они не могут знать ничего о тайне Его бессеменного рождения, о том, что Он — Бог, явившийся плотию. Но то, что им известно о мнимом отце Его, они готовы поставить Ему в вину. «Не плотников ли Он сын?» — говорят они. А если бы и было так, что, скажите, плохого было бы в этом? Быть сыном честного труженика — разве это может унижать достоинство человека? Между тем, этот плотник — из дома Давидова (Лк. 1, 27). Он — царского рода, хотя и плотник. И он — ветвь от корня Иессеова. Точно так же соблазняются они и о Матери Его. В самом деле, «не Его ли Мать называется Мария?» Она носит самое обыкновенное имя, и они все знают Ее, и знают, что Она — простой человек. И они ставят Ему это в упрек, как будто человека можно ценить только за звания и титулы. В то время как речь идет о Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, о Той, Которую отныне будут ублажать все роды. Они пеняют Ему Его братьями, имена которых они знают, это хорошие, может быть, но — бедные люди, и потому ничего не значащие. И Он — такой же, как они. Эти братья Его и сестры — дети от первого брака праведного Иосифа, хранителя девства Пречистой Божией Матери.

http://moral.ru/седмица-7-я-по-пятидесят...

Октябрь 1879 г. 1 октября Ночь. Три часа. Поел я вчера за обедом и за ужином довольно мяса – и что же? Ночью сделался ужасный свербеж – спать не мог, провертелся всю ночь, всякое место чешется. Не есть решительно мяса – излишество соков и крови крайне вредно, избытки портятся, в гной обращаются. Благодарю Господа и Владычицу Богородицу. 2 октября Вторник. В праздник Покрова выпил я у Неустроевых по понуждению Наталии Леонтьевны Неустроевой лишнюю рюмку белого крепкого портвейну, и от того у меня сильно болела голова весь день, да и на следующий, 2 октября (а сам напросился на закуску). Но когда я усердно помолился Господу и Владычице в покаянии, особенно у Павла Степановича Бурачка на молебне и после, у меня голова исцелела после питья святой воды и целования икон Господа и Владычицы. Ночь я спал очень хорошо. Тошнота прошла. Погода была крайне дождливая, ветреная, холодная в Покров и 2 октября. (Купить сегодня арбуз и килек ревельских.) Благодарю Господа, Источника премудрости, и Владычицу Богородицу, Матерь Ипостасной Премудрости, за проповедь , данную мне на день Покрова Божией Матери, и за произнесение ее двукратное в Успенской церкви за ранней и в соборе за поздней обедней. Благодарю Господа за избавление от диавольской неприязни к младенцу Лизочке Бурачок, которой запял меня враг по входе моем в квартиру ее родителей для служения молебна вечером в шесть часов; в покаянии помолился я внутренне пред иконою, и Господь скоро избавил меня, даровав мне вместо смятения мир и вместо тесноты простор сердечный. 3 октября Благодарю Господа, избавившего меня от великой тесноты, постигшей меня по укорительных словах к нищим и по покупке для гостиной нашей ковра за пятнадцать рублей. Господь принял покаяние и державно избавил меня от скорби и тесноты. 4 октября Сегодня ночью случилась искушение от того, что, под теплым одеялом лежа, повернулся на другой, левый бок, не перекрестясь и не оградив себя от искушений врага крестом. Встав, молился о очищении. 5 октября Благодарю Господа, избавившего меня и очистившего душу мою от движений сердца нечистых и мир мне подавшего вчера вечером.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Последовательный экзегетический анализ послания I. Догматическая часть а) Общее обозрение домостроительства спасения ( Еф. 1:3–19 ) Вознесши славословие «Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа, благословившему нас во Христе всяким духовным благословением в небесах», Святой апостол Павел рассматривает «наше избрание (в смысле призвания к христианству) в Нем (т. е. в Иисусе Христе) прежде создания мира» ( Еф. 1:4 ). 1) Во-первых, по отношению к плодам его избрания ( Еф. 1:4–9 ), которые для истинных христиан суть: святость и непорочность пред Ним в любви ( Еф. 1:4 ), усыновление Богу ( Еф. 1:5 ), облагодатствование в Возлюбленном Сыне Его, искупление и прощение грехов кровью Его ( Еф. 1:6, 7 ), и еще – дарование премудрости и разумения тайны воли Божией, т. е. тайны домостроительства нашего спасения ( Еф. 1:8, 9 ). 2) Во-вторых, по отношению к главной и общей цели избрания ( Еф. 1:10 ), которая есть соединение прежде разъединенных грехом человеческим существ небесных и земных под одним главою Христом («возглавити всяческое о Христе»). 3) В-третьих, по отношению в лицам избираемым ( Еф.1:11–14 ), которые, сделавшись наследниками царства Христова ( Еф. 1:11 ), должны все – и ранее уповавшие на Христа (т. е. иудеи, ставшие христианами) и только что уверовавшие в Него язычники – все должны послужить «к похвале» или возвеличению «славы Его» ( Еф. 1:12 ), быв «запечатлены обетованным Святым Духом» в крещении ( Еф. 1:13 ), в залог несомненности нашего наследия ( Еф. 1:14 ). 4) В частности по отношению к Ефесеям ( Еф. 1:15–19 ), за любовь и веру которых Апостол непрестанно благодарит в молитвах своих Бога ( Еф. 1:15–16 ). Но он и еще молит, дабы «Отец славы дал им Духа премудрости и просветил очи сердца их» к полному разумению того, «в чем состоит надежда призвания» христианского, «и как безмерно величие могущества Божия», открывшегося и еще имеющего открыться в верующих христианах ( Еф. 1:17–19 ). Достойны нарочитого примечания сии благожелательные и молитвенные слова Св. Ап. Павла об Ефесеях в богослужебном отношении. Они, как известно, положены для апостольского чтения на молебном пении «при начатии учения отроков». Выбрав и узаконив такое чтение на все подобные случаи, Христова Церковь , наша всеобщая воспитательница и учительница, хочет выразить ту мысль, что самой высокой и последней целью всякого обучения должно быть познание Господа Бога, приближение к Нему и устремление духа человеческого в ту неземную область, где ждет его истинно разумная и блаженная жизнь в общении с источником всякого ведения, Господом Богом, в Троице славивом. Все иные цели суть низшие и служебные. А ту науку и то обучение, которое забывало бы эту высшую цель свою, Церковь не благословляет и отнюдь не берет под свое покровительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Преподобномученица Евгения и с ней Христа ради пострадавшие Аудио Святая Евгения родилась в Риме при императоре Коммоде, правившем со 180 по 192 год. Она происходила из знатной и богатой семьи. Ее отец, Филипп, оставаясь язычником, питал доброе расположение к христианам. Он был назначен императором на должность префекта (епарха) Александрии Египетской и отправился туда вместе со всей семьей. Там Евгения, для обучения которой отец нанял лучших преподавателей, познакомилась с Посланиями апостола Павла. Дева часто перечитывала такие слова: «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих… А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие, для самих же призванных, иудеев и еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1: 20–25). Могла ли она, читая эти пламенеющие строки, и далее предаваться изучению бесплодной философии и суетных мирских наук? Сердце ее отныне было охвачено любовью к истинной Премудрости – Слову Божию, воплотившемуся и распятому ради любви к людям. Евгения решила, не откладывая более, принять христианство. Под покровом ночи она бежала из дома вместе с верными слугами, евнухами Протом и Иакинфом, которые также приняли решение обратиться в христианскую веру. Все трое направились за пределы города и остановились у первой на их пути церкви, в которой христиане имели обыкновение собираться для молитвы. Там им посоветовали укрыться в расположенной неподалеку общежительной христианской обители – прообразе позднейших монастырей, – где жили мужи, решившие посвятить себя подвижническим трудам. Среди них особо выделялся добродетелями святой епископ по имени Елен, весьма прославившийся тем, что безо всякого вреда вошел в разожженную печь, дабы посрамить языческого колдуна.

http://pravoslavie.ru/58581.html

Примечания Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. 1. Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998. Переводчик - Т.Б. Менская, отв. редактор - А.Б. Зубов. 2. Распятие и воскресение Христа произошли в 30-м году. Рожден же Он был, скорее всего, в 5-м году до общепринятой даты Его Рождества. 3. Такой местный патриотизм довольно часто будет проявляться в истории именно в подобных апокалиптических сектах: в XVI в. Иоанн Лейденский утверждал, что Небесный Иерусалим низошел на Мюнстер, а в XX веке Вениамин (Иоанн) Береславский помещает его в Москву. 4. Конечно, все познается в сравнении: на фоне современных наследников гностицизма - Блаватской, Рерихов и их последующих эпигонов - эзотериков всех сортов древние гностики кажутся кладезем премудрости. 5. Веротерпимость, по крайней мере на бумаге, просуществовала до 528 г., когда она была отменена указом Юстиниана. 6. Обе эти церкви были перестроены Юстинианом в VI в. Храм св. Апостолов был уничтожен турками в XV в., а Агия Ирини стоит и поныне. Старый храм Св. Софии (Христа - Премудрости Божией) был построен сыном Константина Констанцием. Этот храм сгорел 15 января 532 г. во время восстания Ника, и на его месте Юстиниан выстроил нынешнюю Св. Софию - самый знаменитый христианский храм мира. 7. Субординатизм означает неравенство Лиц Троицы: Сын и Дух вторичны по отношению к Отцу. 8. Этот пример был использован в XX в. украинскими автокефалистами, которые рукоположили своего епископа силами одного священства, без участия епископов. Даже если принять сообщение Иеронима за подлинное, то все равно участие епископов в епископской хиротонии в Египте было необходимым, пресвитеры лишь сослужили им. 9. Интересно отметить, что в Греции и сегодня дети получают подарки не от св. Николая (Санта-Клауса), а от св. Василия в его день - 1(14) января. 10. В поисках утраченного прошлого. - (фр.). 11. Во время турецкого правления (вторая пол. XV в.) он стал мечетью, в качестве каковой просуществовал до конца XVIII в., когда в результате венецианской канонады взорвался временно расположенный там арсенал.

http://sedmitza.ru/lib/text/434860/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010