Если в гл. VIII говорилось об участии Премудрости в деле миротворения и промышления Божия ( Притч.8:27–31 ), и люди вообще призывались к послушанию Премудрости, то здесь в гл. IX говорится – под образом основанного Премудростью дома (ст. 1) – об устроении Ипостасной Премудростью Царства Божия или Церкви среди людей для их духовного питания, просвещения и освящения, и все люди нарочито приглашаются в этот дом Премудрости на приготовленную Ею трапезу. Премудрость божественная – эта великая художница или строительница ( Притч 8.30 ) с момента начала миротворения, – в исторические времена основала на земле великий дом Свой (там же Притч.8:34 ), который, конечно, вместе есть дом Божий ( Пс 83.11 ). Дом Премудрости Божией есть, очевидно, Царство Божие или Церковь , основание которой Божественным Домостроительством было положено еще в раю; это Царство Божие, затем во многообразии священных библейских событий и лиц, теократических установлений и учреждений, под руководством Закона и пророков, раскрывалось в течение всего Ветхого Завета вплоть до явления Христа Спасителя, когда оно сменилось новозаветной Церковью или новозаветным Царством Божием ( 1Тим 3.15 ; Евр 3.6 ; Откр 3.12 ). Дом премудрости основан на семи столбах (ст. 1), т. е. согласно общему библейскому значению числа 7 в смысле полноты, законченности, совершенства ( Быт 4.24 ; Пс 11.7 ; Мф 18.21–22 ). Царство Божие или Церковь Премудростью Божией снабжена многоразличными дарами и дарованиями – всем, что нужно для ее благоустройства, процветания и славы. Толкование числа семи столбов в точном значении дало большею частью неудачные опыты, таково древне-иудейское толкование – в смысле 7 небес, с которых сошла Тора и дарована людям (Midr. S. 25), еще менее в смысле 7 свободных искусств (Heidenheim) или 7 первых глав книги Притчей (Hitzig), наконец, 7 свойств вышней мудрости по исчислению Иакова ( Иак 3.17 ). Заслуживает лишь внимания христианско-церковное толкование семи столбов в смысле семи даров Св. Духа ( Ис 11.2–3 , сн. Откр 1.4, 12, 3.1, 4.5 ), затем – семь таинств и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4.2. Неканоническая книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Завершает раздел учительных книг книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Эту книгу в том виде, в котором мы имеем ее в своей Библии, предваряет предисловие переводчика, который говорит, что его дед Иисус написал ее на еврейском языке в Палестине, будучи сам знатоком закона и преданий отеческих. И этот его потомок, приехав в Александрию, обнаружил там недостаток образованности, затруднения людей, желающих жить благочестиво, и посчитал необходимым перевести написанную дедом книгу на греческий язык в 38 году при царе Евергете (предположительно в 132 году до Р. Х.). Следовательно, оригинал книги появился на свет где-то на рубеже III и II веков. Это было время, когда в Палестине началась эллинизация – размывание традиционной культуры культурой греческой или, вернее, эллинистической. Необходимость противостоять эллинизации, проявлявшейся, в частности, в отступлении от закона, и явилась причиной появления этой книги и ее перевода. К настоящему времени значительная часть текста книги найдена и на еврейском языке. Заметим, что при этом книга не была автоматически переведена в разряд канонических. Книга представляет собой собрание кратких поучений, сентенций, афоризмов и небольших картин, которые достаточно беспорядочно между собой соединяются и иногда даже повторяют поучения на одну и ту же тему поэтому, какой-то четкой структуры в ней выделить не удается. Иногда выделяют 1–42 главы в качестве нравоучительной части. Затем следуют несколько небольших разделов: с 42 по 43 главы, где воспевается сила Божия в природе, и с 44 по 50, где рассматривается действие премудрости Божией в истории. Эти последние главы ценны еще и тем, что в них отражены некоторые события и лица, по времени близкие к писателю этой книги, как раз находящиеся в промежутке между книгами Неемии, и Маккавейскими, о которых нам Священное Писание ничего не говорит. В последней главе содержится молитва благодарения и прошение о приобретении премудрости.

http://sedmitza.ru/lib/text/431366/

Первый храм во имя Премудрости Божией был воздвигнут в Константинополе самим Константином. Но освящен он был только при Констанции, в 360 г. Не видно, кто дал имя храму. Сократ, наш древнейший свидетель, выражается неясно: «теперь называемая София» – τις Σφια μν προσαγορυεται νν (Hist. Eccl. II, 16 ; ср. II, 43). Во всяком случае, во времена Сократа этот храм назывался Софией. И нетрудно сказать, как понимали это имя христиане того времени. Это было имя Христа, Сына Божия, под этим именем предвозвещенного в Ветхом Завете (прежде всего, в книге Притч); это библейское имя повторяет и апостол Павел ( 1Кор.1:24 ). В IV веке много говорили и спорили о Божественной Премудрости, в особенности, в связи со знаменитым стихом Притч.8:22 : «Созда мя начало путей своих...». Это была основная экзегетическая тема в спорах православных и ариан; и обе спорящие стороны были согласны, что Божественная Премудрость, о которой говорится в библейской книге, есть Сын Божий. Такова была богословская традиция. Еще Ориген резко подчеркивал, что только имя Премудрости есть первичное и собственное имя Сына (см. Comm. in Joann. I, 22). В известном символе Григория Чудотворца Христос называется Словом, и Премудростью, и Силой... Вряд ли можно сомневаться, что воздвигнутый в IV веке храм Премудрости был посвящен Христу, Воплощенному Слову. И напрасно догадываться, не посвящали ли тогда храмов отвлеченным идеям... У Юстиниана не было поводов изменять посвящение, когда вместо сгоревшего старого храма он воздвиг новый. В его время, во время напряженных христологических споров, опять-таки всего уместнее было посвятить «великую церковь » именно Христу, Премудрости и Слову. Во всяком случае, впоследствии в Византии всегда и неизменно считали Константинопольскую Софию храмом Слова. В этом отношении особенно характерно известное сказание о построении Юстинианова храма. Оно выражает как раз ходячее, общепринятое понимание. Здесь рассказывается о явлении Ангела, «стража храма», который клялся именем Софии, – «и потому получил храм именование “Святая София”, что значит: Слово Божие» (κα κτοτε λαβε τν προσηγοραν νος: «για Σοφα», Λγος το Θεο ρμηνευμενος – ed. Preger, р. 74) ... Не следует спрашивать, в какой день совершался «престольный праздник» в Юстиниановой Софии. И много позже Юстиниана еще не существовало престольных или храмовых праздников в современном смысле. Самое посвящение храмов не было еще строго разграничено, в особенности, посвящение Господских и Богородичных храмов. Они посвящались Христу или Богоматери, но при этом еще не выделялся какой-нибудь один определенный праздничный день из общего годичного круга, разве, для того оказывались поводы в каких-нибудь исторических воспоминаниях или в текущих событиях, например, в знамениях или чудесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В последней части своей книги премудрый сын Сирахов прославляет великих праотцев израильского народа, в кратких и ярких притчах дает живой очерк всей истории народа Божия, в его лучших представителях. Эта часть книги стоить в органической связи с главною мыслью всей книги, – учением о Премудрости Божией, открывающейся людям в Божиих творениях и в законе, данном избранному народу. По велению Божию, Премудрость поселилась «в прославленном народе, в уделе Господнем и в наследии Его» (24, 13), и благочестивые мужи, строго соблюдавшие закон Божий и наставлявшие народ в вере и благочестии, были носителями Премудрости Божией, исполнителями ее велений. Поэтому прославление великих и святых предков народа израильского есть в то же время прославление Премудрости Божией, жившей и действовавшей среди людей, или прославление Самого Господа, поселившего Свою Премудрость среди избранного народа. Отсюда понятным становится, почему «песнь отцам» (гл. 44 и далее) предваряется поэтически-одушевленною хвалебною песнию Богу, Творцу и Промыслителю, мира. Там изображается действие Премудрости Божией в мире одушевленном человеческом, здесь – в мире неодушевленном, в природе. После вступительных слов: «воспомяну я дела Божии, и то, что я видел, расскажу», премудрый заявляет, что полное описание творений Божиих непосильно для человека, который может видеть «только одну искру их» (42, 23), тем более, что «не могут и святые ангелы Божии рассказать чудеса могущества Его» (42, 17). Но и того, что может наблюдать человек в течение своей краткой жизни на земли, при своих несовершенных силах и способностях, – и того вполне достаточно, чтобы воскликнуть: «как прекрасны все дела Его! – Одно превосходит другое по своей красоте, и кто насытится, созерцая такое великолепие?» (42, 23, 26). И затем бен-Сира в живописных картинах рисует великолепие прекраснейших творений Божиих: тверди небесной с сияющим на ней солнцем, луны, изменяющейся в своем течении, ярко сияющих звезд, разноцветной радуги, обнимающей свод небесный, и т. д. Все это зовет нас к тому, чтобы восхищаться великими делами Творца «и прославить Создавшего» их (43 , 12).  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Идея святителя Серафима (Соболева): пять богословских концепций Самые важные богословские концепции новопрославленного святого 5 февраля, 2016 Самые важные богословские концепции новопрославленного святого 3 февраля Архиерейский собор Русской Православной Церкви прославил в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Перу святителя принадлежит множество богословских трактатов и статей по широкому кругу вопросов. Предлагаем вашему вниманию пять самых важных богословских концепций новопрославленного святого. Идея первая: Софии Премудрости Божией как самостоятельной реальности не существует Опровержению софиологии, а точнее, ее интерпретации в трудах протоиерея Сергия Булгакова и отца Павла Флоренского , архиепископ Серафим посвятил несколько статей и огромную монографию «Новое учение о Софии Премудрости Божией» (София, 1935). Софиология разбирается святителем с точки зрения внутренней противоречивости: здесь отец Сергий называет Премудрость Божию «ипостасью», а здесь «ипостасностью», в этом месте отец Павел именует Софию тварью, а в другом – отказывается включать ее в число тварных существ. Но большая часть книги посвящена опровержению ключевого тезиса софиологии о том, что София является tertium quid, чем-то третьим наряду с Богом и тварью, неким посредником между ними. Архиепископ Серафим последовательно отвергает все попытки русских софиологов апеллировать к Писанию и Преданию, где не раз встречается богословский образ Премудрости. Он показывает, что с его помощью древние авторы в зависимости от контекста описывают Троицу, Христа, Богородицу, божественные энергии. Святитель резюмирует: « …Расхождение софийного учения прот. Булгакова и свящ. Флоренского с логическими требованиями разума является одним из самых существенных недостатков этого учения. Само собою разумеется, что расхождение настоящего софийного учения с Православной Церковью является еще большим и самым главным его недостатком ». Идея вторая: имена Божии – это не Бог Побочной, но куда более интересной темой «Нового учения о Софии Премудрости Божией» является концепция божественных имен. Пытаясь опровергнуть тезис Булгакова и Флоренского о том, что «София есть Имя Божие», святитель углубляется в полемику с возникшим на Афоне в начале XX века имяславием.

http://pravmir.ru/pyat-bogoslovskih-idey...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 9, 2007 год Слово о Кресте Апостол на Литургии в праздник Воздвижения Креста (1 Кор. 1, 1824) Церковнославянский перевод [ Примечание ]   Бpa1mie, 18  сл0во кре1стное погиба1ющымъ u3бw ю3ро1дство а3 спаса1емымъ на1мъ си1ла 19  Пи1сано бо погублю2 премудрость премудрыхъ, и3 ра1зумъ разумныхъ тве1ргу. 20  премУдръ; кни1жникъ; совопро1сникъ вёка cerw2; не w3бyu1 ли бг7ъ премудрость мjpa cerw2; 21  Поне1же бо въ премудрости не мjpъ бг7а, бл7гоизво1лилъ бг7ъ буйствомъ про1повэди спасти2 вёрующихъ. 22  Поне1же и3 npo1czmъ и3 премудрости и4щутъ: 23  Мы2 же проповёдуемъ хрста2 pa1cnzma, собла1знъ, же 24  Самёмъ же зва6ннымъ, же и3 хрста2, си1лу и премудрость. Синодальный перевод Братия, 18 слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. 19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. 20 Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? 21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. 22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость. Перевод епископа Кассиана Братия, 18 слово о кресте для погибающих есть безумие, для нас же, спасаемых, есть сила Божия. 19 Ибо написано: Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. 20 Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира в безумие? 21 Ведь поскольку мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией, - благоугодно было Богу безумием проповеди спасти верующих. 22 Ибо и Иудеи требуют знамений, и Еллины ищут мудрости, 23 мы же проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для язычников безумие, 24 для самих же призванных, как Иудеев, так и Еллинов, Христа - Божию силу и Божию премудрость.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/22...

Москва. Церковь " Взыскание Погибших " иконы Божией Матери в Средних Садовниках. Карта и ближайшие объекты Надвратный храм в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " во втором ярусе шатровой колокольни при церкви св. Софии Премудрости Божией. Колокольня 1862-68 гг. - архитектор Н.И.Козловский. Храм Софии Премудрости Божией известен с 1495 г. Существующее здание построено в 1682 г. В 1862-68 гг. при храме была построена новая, отдельно стоящая колокольня с церковью Взыскания Погибших во втором ярусе, полностью заслонившая с набережной сам храм. Колокольня спроектирована с учетом градостроительного значения в ансамбле. Построена она в формах, стилизованных под древнерусские, но с приместью " мавританско- романских " мотивов. Ее массивный и высокий объем с шатровым верхом, выполненный в " русско- византийском стиле " , не связан по масштабу с храмом; как уже сказано, колокольня играет роль объединяющей вертикали на набережной и перекликается с вертикалями Кремля. Храмы были закрыты около 1930 г. Колокольня была отреставрирована в 1960-е гг. В 1960-80-х гг. в колокольне размещался трест подводно- технических и строительных работ " Союзподводгазстрой " . Храм возвращен Православной Церкви в мае 1994 г. Престол надвратной церкви освящен в 1995 г. иерейским чином. Богослужения совершаются в надвратном храме. Информация с сайта: http://hram.codis.ru/?page=info&id=51 Храм Софии Премудрости Божией находится на правом южном берегу Москвы-реки напротив исторического центра Москвы - Кремля, в местности, заключенной между основным руслом Москвы-реки и ее прежним руслом, или старицей, превратившейся со временем в цепь небольших водоемов и болотец, получивших общее название " Болота " . Этот уникальный храм возвели москвичи в честь своей победы над Новгородом. Первая деревянная церковь, основанная в конце XV века, по мнению ученых, находилась чуть дальше от того места, где сейчас стоит каменный Софийский храм, – ближе к Дому на Набережной. Впервые деревянная церковь упоминается в летописи в 1493 году. Тогда древнее Замоскворечье еще именовалось Заречьем, где проходила дорога в Орду. Тем не менее, страшный пожар 1493 года, выкосивший посад (территорию у восточной стены Кремля), достиг и Заречья. Пожар уничтожил и Софийский храм.

http://sobory.ru/article/?object=20622

Часть 1. О таинстве Креста Христова [О славе Креста.] Не по одному только чувству благодарности к Божественному Искупителю, ради нас претерпевшему страдания и смерть на кресте, каждый мыслью и сердцем должен стремиться к подножию креста Христова, чествовать и самые изображения орудий смерти, освященных  смертью  величайшего Человеколюбца. Для душ внимательных к внушениям Слова Божия, для духовных взоров, открытых к созерцанию Божественных Таин, – вожделенно и само в себе таинство креста Христова. О высоте сего таинства дает нам свидетельство св. вера, когда указывает на величие Божественной славы, просиявшей чрез крест Страдальца Голгофского – Победителя смерти. О глубине сего таинства дает нам свидетельство св. вера, когда исповедует животворящую силу смерти Христовой, от креста изливающуюся на верных, по устроению Начальника жизни, распятого и воскресшего. Неисследимо сие таинство и, во всей полноте своей, необъятно для человеческого созерцания. Оно есть дело вечной премудрости Живущего во свете неприступном ( 1Тим. 6:16 ); а о действиях и явлениях Его премудрости сказано чрез Пророка: Не суть совети Мои, якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши, путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли Моея ( Ис. 55:8, 9 ). И собственно о слове крестном написал Апостол: Понеже в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством  проповеди  спасти верующих.... Зане буее Божие, премудрее человек есть: и немощное Божие, крепчае человек есть ( 1Кор. 1:18–21, 25 ). Глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави  Бог  прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли ( 1Кор. 2:7, 8 ). Посему мы должны не исследованию подвергать столь возвышенное и глубокое Божественное таинство креста. Но, по возможности, размышлением о тех светозарных истинах, которыми сам Господь разумов и Отец светов благоволил прояснять для верующих таинство Своей премудрости, надлежит нам благоговейно приближаться духом к сему таинству, и таким образом со дня на день оживлять в душах своих спасительную веру в Него, обновлять и воспитывать в себе дух любви по образу, предначертанному в явлении Господа славы распятого. Чем ближе мы будем всматриваться в образ Вознесенного на крест, тем ближе к сердцам нашим будет глагол Его и заповедь Его: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы. Больши сея любве никтоже иметь, да кто душу свою положит за други своя.... Сия заповедаю вам, да любите друг друга. Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысте были: мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Поминайте слово, еже Аз рех вам: несть раб болий господа своего. Аще Мене изгнаша, и вас изженут: аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдут ( Ин. 15:12, 17–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Тобольск. Кафедральный собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Карта и ближайшие объекты Заложили соборную церковь летом 1681 года, однако строительство началось только в апреле 1683 года после того как приехала артель устюжских строителей да из Москвы прислали опытных каменщиков во главе с подмастерьем Василием Ларионовым. В 1684 году строители уже завершали главный барабан, но тут " падоша у церкви столбы и обломились своды и верх весь паде внутрь " . Тем не менее работы были завершены, и в октябре 1686 года первая каменная церковь Сибири была освящена. Как и предшествующий ему деревянный, новый собор стал называться Успенским, но впоследствии был переименован в Софийский. Одновременно была закончена и каменная колокольня. Источник: С.П. Заварихин " В древнем сердце Сибири " . М., 1987 Тобольский Кафедральный Софийский Успенский собор, летний, каменный, построен в 1683 году на казенный счет. Два престола: во имя Успения Божией Матери и Софии, Премудрости Божией, в приделе - во имя Святителя Иоанна Златоустого. Зимний Покровский храм также каменный, построен в 1746 году на казенный счет, в нем два престола: во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в приделе - во имя преподобных Антония и Феодосия, Киевопечерских чудотворцев. Капитал церкви и причта 20 904 руб. находится в кредитном учреждении. Жалованье причту: настоятелю 588 руб., ключарю 441 руб., священникам по 366 р. 50 к., протодиакону 366 руб. 50 коп., диаконам по 264 руб., иподиаконам по 264 руб., псаломщикам по 205 руб. 80 коп. Для причта имеются три деревянных дома и три флигеля при них, приобретены покупкою на средства церковные и составляют собственность собора. Штат: протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона и 2 псаломщика; кроме того, открыты две штатные вакансии священников, 2 диаконов и 2 псаломщиков без права пользования жалованием и доходами. Попечительство при соборе есть, открыто 13 ноября 1898 г. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г.

http://sobory.ru/article/?object=00976

Глава восьмая. Тщетная попытка о. о. Булгакова и Флоренского обосновать свое учение о Софии на иконографических данных 1. Новгородская икона Софии, Премудрости Божией. Толкование содержания сей иконы о. о. Булгаковым и Флоренским Ясно отсюда, что такою же тщетною попыткою для обоснования своего учения должно быть признано и обращение о. о. Булгакова и Флоренского к иконографии, ибо она есть плод учения как богооткровенного, так н святоотеческого. В данном случае ими указываются три главных типа софийных икон: Новгородская, Ярославская и Киевская. Первая, по их мнению, свидетельствует о предвечной Софии. Будучи храмовою иконою в новгородском соборе, она современна его построению – 1045–1052 г. По древнему преданию эта икона признается копией с Цареградской из Иустиниановского храма и почитается чудотворной. Здесь центральною личностью является крылатый Ангел с лицом, одеждою и крылами огненного цвета. Ангел изображается в царском венце с водруженным наверху крестом, в царском далматике восседает на четвероножном с подушкою огненного цвета золотом престоле, подпертом семью столпами. В правой руке Его жезл с лучезарным крестом наверху, а в левой, при персях – свиток. Около Ангела и престола – голубое в кругу звездное поле с лучами по краям. Над Его главою в малом огненном кругу изображен Спаситель в червленом хитоне с голубой, от времени позеленевшею, хламидою на раменах, благословляющий обеими распростертыми руками. Около Его главы золотое окружение (нимб) с надписью: «Премудрость Божия». Выше этого изображения опять голубое звездное небо и здесь на золотом престоле – лежащее Евангелие, пред которым шесть Ангелов (по три с каждой стороны) преклоняют колена. На правой стороне от сидящего на престоле Ангела стоит Божия Матерь, а с левой стороны стоить Иоанн Предтеча 325 . По толкованию прот. Булгакова под видом Ангела на сей иконе изображается Божественная София, как «ангел твари, идеальная душа мира». «Несомненно, – говорит он, – что это не есть просто ангел, как один из представителей ангельского мира (последние в той же иконе помещены сверху). Об этом исключительном его значении свидетельствует не только его огнезрачность, но и все атрибуты, начиная от золотого престола... Это изображение… само не имеет своей собственной ипостаси, но лишь способность ипостасироваться, становиться природой и содержанием всякой ипостаси, а потому оно и может быть изображено лишь в свете этого ипостасирования, как живое и личное существо. Одним словом, изображение огненного ангела означает: не ипостась, а ипостасность, или Божественную Софию» 326 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010