поиск:   разделы   рассылка Ольга Вандышева Духовный наставник Светланы Медведевой протоиерей Владимир Волгин: " У супруги президента есть нравственный стержень " Источник:  Комсомольская правда За интервью к протоиерею Владимиру Волгину, настоятелю храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, я обратилась несколько месяцев назад. Лукавить не стала и заявила прямо: – Мой интерес связан с тем, что вы, говорят, окормляете нового Президента России и его супругу – Дмитрия и Светлану Медведевых. Да и многих других обитателей Кремля. Батюшка посмотрел на меня внимательно и сказал: – Это хорошо, что вы пришли открыто. Но сначала я хочу вас исповедовать. Учтите, спрашивать буду строго... Эта исповедь была в моей жизни не первой. Но до тех пор ни один из священников не задавал мне таких пытливых вопросов. Ощущения были странные... " Неужели он и первых лиц государства так " пытает " ? " – думала я. А отец Владимир неопределенно ответил: " Мы с вами побеседуем, а пока ходите на исповедь раз в две недели " . Так я стала прихожанкой храма Софии Премудрости Божией на Софийской набережной. И, хотя сам храм находится в стадии реставрации, на службах он всегда заполнен. А среди прихожан немало солидных персон. В конце концов храм находится прямо напротив Кремля. Однако ни президента, ни его супругу я здесь не видела ни разу. Впрочем, это вполне объяснимо. Ведь у отца Владимира четыре прихода. Среди них храм Трех Святителей при Управлении делами президента в доме отдыха " Архангельское " , где находятся государственные дачи высокопоставленных чиновников. А также храм Священномученика Антипы на Колымажном дворе в 400 метрах от Кремля. Этот храм сейчас тоже на реставрации, его попечительский совет возглавляет спикер Совета Федерации Сергей Миронов. А старшим священником здесь по благословению отца Владимира служит иерей Димитрий Рощин, сын актрисы Екатерины Васильевой, которая помогает ему в качестве казначея. " Светлана Владимировна духовно утонченна " Разговора о том, кто конкретно из представителей властной верхушки исповедуется у отца Владимира, сам он старательно избегает. Про отношения с Дмитрием Медведевым предпочел тоже умолчать. Получив согласие на интервью, я попросила священника рассказать про его отношения с новой первой леди.

http://religare.ru/2_54161.html

Полоцк. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Карта и ближайшие объекты После реставрации Софийского собора в 80-х годах в нем был обустроен концертный органный зал и музей. Собор являлся главным объектом туристического интереса в Полоцке, центром культурной жизни. Тут ежегодно проводились международные музыкальные фестивали, на которых выступали известные органисты и музыкальные коллективы со всего мира. Храм имел в объёме форму куба с ребром 26,4 м, венчали его семь шлемовидных куполов. Снаружи он был неоштукатуренным. Хорошо была видна кладка с утопленным рядом, когда каждый второй ряд кирпичей, или по гречески - плинфы, был утоплен или сдвинут вглубь кладки и закрыт цемяночным раствором, сосотоявшим из гашёной извести и толчёного кирпича. В кладке присутствовали и бутовые камни. Внутренний объём храма был разделён 16-ю колоннами на 5 нефов (продольных рядов). Фрагменты древней кладки Софийского собора открыты в зондажах западной и восточной стен, которые сохранились с середины XI в. на высоту 8 и 12 м. Софийский собор был поставлен на мощный фундамент, который сохранился до наших дней. Фундамент, алтарные апсиды и фрагменты фресок XI в. можно увидеть сегодня в Музее, который рассказывает об истории архитектуры Софийского собора. Вместе с городом храм пережил много драматических событий, разрушений и пожаров. На рубеже XV-XVI вв. собор был перестроен в храм оборонного типа. Об этом свидетельствует первый известный план Полоцка 1579 г. С 1596 г. православная София перешла к униатам и оставлась униатской до 1839 г. В 1710 г. в Софийском соборе произошёл взрыв порохового склада. Через 28 лет униатский архиепископ Флориан Гребницкий (Кстати, этот известный религиозный деятель был похоронен в стене храма возле алтаря. Останки человека, вернувшего Полоцку его легендарный храм, были выброшены в 80-х гг.) пригласил из Вильно архитектора Яна Криштофа Глаубица для воостановления Софии. Из соображений идеологии или экономии, древний фундамент и остатки стен и апсид были включены в новую композицию храма, постройка которого была завершена в 1750 г.

http://sobory.ru/article/?object=00286

Поучение первое на Собор Архистратига Михаила, месяца ноября, в 8 день («Ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих» (Пс. 90:11)) Силен Всесильный Создатель наш Бог хранить нас Сам Собой и без приставления к нам ангельской стражи, слушатели возлюбленные! Силен Владыка наш Сам Собой, не требуя ничьей помощи, управлять жизнью нашей, как и создал нас Сам без помощи Ангелов. Силен, говорю, Сам сохранить нас, как содержащий Сам всю тварь видимую и невидимую, чувственную и духовную. Однако изволил Бог, по неисследимому Своему совету, непостижимой премудрости и бесконечному разуму, создать всемогущей силой Своей горнее и дольнее, Ангелов и людей, и устроить благочинный порядок во всем создании Своем, в явлении Божией Своей силы и Божией Своей премудрости, и чтобы мы славили Его, Создателя нашего, восклицая вместе с Псаломником: «Велик Господь наш и велика сила Его, и разум Его непостижим. Как величественны дела Твои, Господи! Все премудро Ты сотворил» ( Пс. 146:5, 103:24 ). Создав всю вселенную, видимую и невидимую, чувственную и духовную, Премудрый Создатель расположил ее в трех изряднейших местах, как бы в трех царствах: превысочайшем, нижайшем и среднем. Самое превысочайшее место – это небо превысокое, называемое небом небес. Оно есть и Престол Божий, место Божественной Его славы, неприступного света, где царствует Сам «Царь царей и Господь Господей: Бог наш на высоте живущий и на смиренные взирающий» ( Пс. 112:5–6 ). Место нижайшее – это земля, которую Господь дал людям для обитания, согласно Писанию: «Превысшее небо – Господу, а землю Он дал сынам человеческим» ( Пс. 113:24 ), – и на которой поставил человека царем, увенчав его славой и честью и покорив ему все. Место среднее – это небеса, находящиеся под высочайшим небом, Он отдал его святым Ангелам, сотворив их, чтобы вечно царствовать в благодати Его, поставив их Властями, Началами, Господствами и другими высокими чинами. Расположив таким образом всю вселенную на этих трех местах, Господь наш установил такой порядок, чтобы среднее место управлялось высочайшим и нижайшее – средним, то есть управлять Ангелами изволил Сам Бог, а управлять и хранить людей повелел Ангелам: «Ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Разделы портала «Азбука веры» §25. Учение о Премудрости Божией (Книга Притчей) 1. Происхождение, характер и композиция Кн. Притчей. Хотя эта книга именуется «Соломоновой», в ней самой даны указания на нескольких авторов и составителей. Один раздел ее принадлежит анонимным мудрецам ( Притч.22:17-24:34 ), другой — содержит изречения Соломона, собранные в VIII веке «мужами царя Езекии» ( Притч.25-29 ), третий и четвертый — составлены хакамами Агуром и Лемуилом ( Притч.30:1-14 ; Притч.31:1-9 ). Авторы остальных частей никак не обозначены. Наиболее ранние притчи (евр. мишле — афоризмы, мысли) восходят к Соломону (см. т. 1, §30), а Пролог ( Притч 1-9 ) принадлежит последнему редактору книги. Язык Пролога указывает на послепленную эпоху. Кроме того, его богословие связано с более полным раскрытием Слова Божия, нежели во времена Соломона. В частности, при Соломоне господствовало понятие о коллективной и родовой ответственности за грех; между тем в Притчах делается ударение на ответственности личной, а этот взгляд укоренился только под влиянием проповеди пр. Иеремии и Иезекииля ( Иер.31:29-30 ; Иез.18:2-3 ). По мнению большинства экзегетов, Пролог Притчей был написан в конце V века до Р.Х. Примечание. Книга в целом содержит около 900 афоризмов; уже поэтому ее нельзя отождествлять с древнейшими притчами Соломона, число которых было 3000. Не совпадают они и по содержанию. Царь-мудрец говорил о «деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах» ( 3Цар.4:32-33 ). Тематика Кн. Притчей по большей части — иная. Таким образом, книга имеет долгую историю, в которой отразились последовательные этапы Откровения (см. Православная Мысль. Париж, 1955, в. Х, с.95). Книга была введена в канон не без некоторых колебаний, но, с тех пор как ее приняли, она неизменно пользовалась большим авторитетом. Отрывки из нее включены в богослужение, а Великим Постом она прочитывается от начала до конца. Греческое название книги — Паремии. Отсюда происходит и само обозначение ветхозаветных церковных чтений.

http://azbyka.ru/uchenie-o-premudrosti-b...

Рассуждение третье. О мире В мире бе, и мир тем бысть, и мир его не позна ( Ин.1:10 ). § I 1) Мир взимается за систему неба и земли. В сем смысле взимаемый есть книга Божия, Богом написанная, свидетельствующая о Его совершенствах. Когда Антония Великого вопросил некоторый Философ: как может он жить в пустыне без книги? Ответствовал: моя книга, Философ! есть натура, вещи, от Бога сотворённые 9 . И подлинно – из вещей познаём мы Божию премудрость, коею Он создал всё полезное и прекрасное, расположил всё пристойным образом. Ангелы, человеки, и все тела – поведают бездну премудрости Божией. Что везде видна целость, исполнение, что всякая вещь имеет симпатию и антипатию, что по видимому вредная вещь служит к доброму концу, что все вещи служат человеку или для нужды житейской, или для увеселения, или для врачевства – сие не есть ли доказательством премудрости Божией? Усматриваем в мире Божие всемогущество, коим Он всё видимое и невидимое сотворил из ничего; видим благость Его, коею Он уделил всякой вещи столько, сколько она вместить может. Из сей то книги научается человек познанию Бога. 2) Мир взимается за врагов, противящихся духовному Царству Христову, кои Духа Святаго прияти не могут, как говорит Христос: Дух истины, егоже мир не может прияти, яко не видеть его, ниже знает его ( Ин.14:17 ). Или: аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы ( Ин.15:19 ). 3) Взимается за состояние человека в мире сем, о коем говорит Павел: оженивыйся печется о мирских ( 1Кор.7:33 ); а наипаче относится к благочестивым, коим мир сей есть пустыня. (α) В рассуждении камней претыкания, на кои сии часто падают, но не разбиваются, ибо Господь сохраняет их: на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою ( Пс.90:12 ). (β) В рассуждении львов и змеев, то есть злоковарных и сильных людей, кои восстают на погубление праведников; но Бог обещает им свою помощь чрез Давида: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия ( Пс.90:13 ). (γ) В рассуждении жестокого пути, по которому они идут в Царствие Небесное. (δ) В рассуждении недостатка вещей к пропитанию нужных, который они претерпевают.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Томас Шпидлик (католический кардинал) Глава восьмая. Софиология Русская софиология Комментируя одно из писем Ф. Самарина , о. Павел Флоренский замечает, что идея Премудрости Божией коренится в самих истоках русского религиозного сознания, ибо она связана с глубинными основами его своеобразной природы; сказать «Россия» и «русская мысль», забывая при этом о Софии, было бы несовместимо с этими понятиями 1665 . В Истории русской философии о. Василия Зеньковского сказано, что русская софиология является «органическим синтезом космологии, антопологии и богословия» 1666 . Такая концепция нашла свое выражение, прежде всего, у Владимира Соловьева. Затем она развивалась и разрабатывалась отцом Павлом Флоренским, отцом Сергием Булгаковым , отцом Василием Зеньковским , Владимиром Эрном 1667 . Большие поэты, Блок и Вяч. Иванов, среди прочих, обрели основу своего символизма на путях софиологии 1668 . Но, с другой стороны, не следует забывать, что софиологическое направление русской мысли сталкивалось с сильным противодействием Московского Синода. Софиология подвергалась резкой критике отцом Георгием Флоровским , Вл. Лосским и другими. «Тем не менее, в видоизмененной форме, не противоречащей догматам Православной Церкви, она, несомненно, сыграет значительную роль в дальнейшем развитии религиозной философии» 1669 . Значительная часть трудностей, возникавших перед некоторыми русскими мыслителями в отношении софиологии, часто была связана с нечетко формулируемой проблемой ее понимания: софиология предполагает определенное духовное видение, которое плохо согласуется с рациональными концепциями, с помощью которых ее хотят рассматривать. Следует вспомнить, что о. П. Флоренский обратился к софиологическим размышлениям после ознакомления с опубликованной Службой Софии Премудрости Божией 1670 . Он попытался сохранить единство между культом и религиозным опытом. А в таком случае понять софиологию означает, что мыслить о ней следует, опираясь одинаковым образом как на культ, так и на религиозный опыт.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Тула. Церковь Софии, Премудрости Божией, при Тульской духовной семинарии. Карта и ближайшие объекты В 1799 году была учреждена Тульская епархия. Вместе с епископской кафедрой из Коломны в Тулу была переведена и духовная семинария. В 1800 году семинария разместилась в частном доме майора Игнатьева на Старопавшинской улице (ул. Мосина). Затем для семинарии был предоставлен один из недостроенных корпусов присутственных мест (сейчас в здании на углу улицы Пушкинской и проспекта Ленина находится лицей 1). Строительство специального трехэтажного корпуса для семинарии на улице Никитской (Староникитская) началось в 1819 году. Участок приобрели у купца Герасима Сушкина. Для строительства была куплена на слом старая Спасопреображенская церковь, вместо которой уже возвели новую. С той же старой церкви сняли главу и крест, которые пригодились для семинарской церкви. Строительные и отделочные работы завершились к апрелю 1829 года. Вначале домовую церковь при семинарии планировалось устроить во втором и третьем этажах, она должна была занять в этих этажах половину корпуса. Согласно проекту, это помещение предполагалось использовать и в качестве зала собраний, и богословского класса. Однако последнее сочли несовместимым со «святостию храма», и церковь была устроена на третьем этаже, на втором под ней разместили актовый зал. Храм во имя Святой Троицы освятили 10 ноября 1829 года. «Первоначальный вид церкви был простой, но довольно изящный, — отмечали «Тульские епархиальные ведомости». - Иконостас - белый с четырьмя колоннами и позолоченной резьбой. Перед местными иконами — посеребренные подсвечники». Храм был снабжен достаточным количеством утвари и церковными книгами, но испытывал недостаток в священнических и диаконовских облачениях. Епископ Тульский и Белевский Дамаскин предложил консистории изыскать по городским церквям излишние годные к употреблению облачения с тем, чтобы причт и церковные старосты пожертвовали их в семинарский храм. Это было исполнено. Петропавловская церковь пожертвовала двухпудовый колокол. В 1833 году над церковью Святой Троицы установили позолоченный крест. Деньги на позолоту - 105 рублей - внес купец, потомственный почетный гражданин Григорий Васильевич Мескатинов.

http://sobory.ru/article/?object=13346

Харбин. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор, София (Suo Fei Ya Da jiao Tang) Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Строительство собора было начато в 1907 году. В 1912 году деревянный храм был завершён и освящён. С 1923 по 1932 год строился каменный храм. Годы японской оккупации, Культурной революции, и прочие исторические катаклизмы отразились на храме самым печальным образом: к 1990-м годам собор был заброшен и полуразрушен. Только в 1996 году была завершена его реставрация (которую " скинулось " едва ли не всё население Харбина). К сожалению, сейчас это не храм, а музей архитектуры. Внутри восстановлено несколько икон, но не более того. Священника нет и службы не проводятся. Софийский собор - наиболее популярная достопримечательность Харбина. Первое деревянное здание церкви было пожертвовано в 1907 г. гражданскому населению Харбина 4-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизией, участницей обороны Порт-Артура. В дарственной записи дивизии было сказано: «Дабы под тенью этого храма росло и укреплялось русское дело в Харбине». Перенос церкви из Корпусного городка (район Харбина) в район Пристани, ее реконструкция и убранство были осуществлены на средства известного на Дальнем Востоке купца и благотворителя И.Ф. Чистякова. Автор проекта реконструкции – архитектор С.К. Трейман. Бывшая дивизионная домовая церковь стала молитвенным памятником русским воинам и русскому православию. Освящение храма состоялось 23 ноября 1908 г. архиепископом Владивостокским и Приморским Евсевием (Никольским). Первым настоятелем храма был священник о. Петр Богданов (1907 г.). При церкви был открыт первый и единственный на весь азиатский Восток приходской совет (таковые по постановлению Святейшего синода стали повсеместно вводиться в России с 1905 г.). Объемно-пространственная композиция кирпично-деревянного сооружения основана на контрасте низкого распластанного объема храма и высокой изящной колокольни. Четверик храма не выделен в общем объеме, но отмечен пятиглавием: крупной центральной и четырьмя небольшими главами на стройных барабанах. Еще меньшая главка – над алтарем. Объемное построение и декоративное убранство ярусной шатровой колокольни стилистически повторяет каменную храмовую архитектуру XVII в., хотя она, как и все здание в целом, деревянная, и лишь облицована кирпичом. Фасады колокольни детально проработаны: традиционно акцентированные ширинками углы, кокошники, сдвоенные арки с висячей гирькой, ширинки, сухарики, слухи на шатре.

http://sobory.ru/article/?object=08750

Часть вторая. ОТНОШЕНИЕ БОГА К ТВАРИ Отдел первый. БОГ КАК ТВОРЕЦ МИРА Происхождение мира в целом В отношении к твари Бог является Творцом, Промыслителем, Спасителем и Судией Несказанно таинственный и совершенный в Своем Божественном бытии, Трисолнечный Господь таков и в свойстве Творца мира, вследствие чего догмат о Боге как Творце источает неизреченную Божественную таинственность и относится к священным тайнам христианской веры. Из этой тайны Бог открыл нам столько, сколько нам необходимо [знать] для духовного совершенствования и спасения, а прочее сокрыто в неисследимых глубинах Божией премудрости, в неприступном свете Трисолнечного Божества, где своей удивительной сущностью обитают чудеса Божественных совершенств. Свои незримые и всегда неизреченно таинственные совершенства Троичный Господь отчасти открыл нам в сотворении видимого и невидимого Мира, что богочеловеческая мудрость Церкви кратко выразила первым членом Символа веры : «Верую во Единаго Бога... Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Такой верой в Троичного Бога как Творца всего видимого и невидимого Церковь , собственно, исповедала богооткровенную истину о том, что мир есть дело Божией воли, премудрости и силы. Кроме того, это значит, что мир не произошел сам от себя, не возник случайно и не существует от вечности. В таком учении Церкви ясно разделяются и различаются Творец и тварь, Бог и мир. Да и самое понятие о сотворении логически предполагает, с одной стороны, творящее Существо, а с другой – создаваемую тварь. Единый по естеству, Триипостасный Бог – один-единственный Творец одного-единственного мира, составляющего единое целое и состоящего из духовных, телесных и духовновещественных существ. По учению Святого Откровения, всё сотворенное Богом из ничего, призванное из небытия в бытие и составляет то, что называется миром (греч. «космос», σμος). Под миром принято также понимать землю, а в более узком смысле – человеческий род. 1. Святое Откровение Троичного Божества начинается истиной о Боге как едином Творце мира: «В начале сотвори Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). На этой первой и начальной истине основывается всё Откровение Ветхого и Нового Завета. В начале всего и прежде начала всего стоит Бог, без Которого, вне Которого и вопреки Которому ничто не могло войти в существование, в бытие, в жизнь: Вся (πντα) «Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» ( Ин.1:3 ). «Сотворивый всяческая есть Бог " ( Евр.3:4 ; ср.: Иов.12:9 ; Деян.4:24, 14:15, 17:24 ; Неем.9:6 ; Откр.10:6, 14:7 ), «яко из Того, и Тем, и в Нем всяческая» ( Рим.11:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Богослужение Православной Церкви зиждется на семи Таинствах, как дом премудрости Божией, утвержденный на семи столпах ( Притч.9:1 . 1Тим.3:15 ). Хотя неисчислимы действия благодати Божией на человека, как и Сам Господь сказал: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит ( Ин.3:8 ); по Таинстве сем, потому что столько указано Священным Писанием и преданием. Если же действия благодати Божией беспредельны, а Таинств семь, то следует, что Таинства суть чрезвычайные средства сообщения Божества с человечеством. Таинства суть священнодействия, установленные Богом для получения, – как говорит Церковь , – высшей благодати Божией 87 , для совершенства нашей веры в Бога и любви к Нему, для совершенного примирения и единения с Ним. Ум и воля приемлющего Таинства покоряются уму и воле Творца и Спасителя, и притом не по исследованию и знанию, – ибо предмет Таинств неисследим и непостижим, – а по смиренной вере и любви. Но когда растленное естество человека, покоряясь благодати Божией, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей, всецело предается ей: тогда действует и совершает Бог . Веруют и бесы ( Иак.2:19 ), но чужды благодати Божией, потому что Таинства, как непосредственные действия Бога, Который есть огнь поядающий ( Евр.12:29 ), для них недоступны, – страшны для непреклонной гордости их ума и воли. «Как осуществленное некогда на самом деле Спасителем домостроительство обновило вселенную, пишет Иеремия, святейший Патриарх Константинопольский, о Таинствах, так и ныне, созерцаемое постоянно, оно соделывает душу Божественной. Но как тогда, так и теперь оно не даровало бы никакой пользы, если бы не было созерцаемо и принимаемо верой; потому оно и было проповедано. Потому и Бог бесчисленными способами приводил людей к верованию в него. Но тогда, будучи проповедуемо, оно только созидало благоговение, веру и любовь ко Христу в душах благоприемлющих; а теперь, будучи благоговейно созерцаемо душами уже верующими, оно не производит только, как в первый раз, в них веру и любовь, но сохраняет, возобновляет и возвращает эти святые чувствования, уже лежащие в сердце; оно соделывает верных крепчайшими в вере, пламеннейшими в любви: ибо то, что оно сильно было соделать из несущего сущим, оно весьма легко может сохранять, возобновлять и возвращать» 88 . Таинства в отношении к жизни верующих

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010