3. Научение Церкви Кроме свойств Церкви, по которым можно узнать истинное общество Христово среди множества разных сект, есть еще признаки истинной Церкви Божией. Первым таким признаком является то, что Церковь Божия имеет истинное научение от Христа и Духа Божия – истинное слово Божие. Этим Церковь Божия выделяется из всех лживых вер, имеющих ложное научение. Христос передал Свое научение св. Апостолам, а Апостолы и составили первоначальную Церковь : «Я передал им слово Твое» ( Ин.17:14 ). Дух Святой напоминает Церкви Христово учение, умудряет Церковь и не дает ей погрешать в истине: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:26 ). «Дух истины наставит вас на всякую истину» ( Ин.16:13 ) Христос передал Церкви истину не письменно, но устно: Спасение, «быв сначала проповедано (а не написано) Господом, в вас утвердилось слышавшими от Него» ( Евр.2:3 ). Господь повелел распространять Свое научение не письменно, но чрез проповедь : «Идите, научите все народы»... «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мф.28:19 ; Мк.16:15 ). Только в Церкви и есть истина, потому что она есть: " Церковь Бога живого, столп и утверждение истины« (не Писание есть столп и утверждение истины, но Церковь ) ( 1Тим.3:15 ). Без Церкви нельзя узнать истину, потому что даже на небе премудрость Божия узнается чрез Церковь : «ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф.3:10 ). Даже особым избранникам Божиим: ап. Павлу и Корнилию Сотнику Господь известил истину не лично, а чрез Церковь , чрез служителей Церкви – Апп. Петра и Ананию ( Деян.9:10 ; Деян.22 ). Учение Церкви сохранилось в Священном Писании и в Священном Предании. Писания – наследство от Ветхого Завета: Ветхозаветные Писания признавал и требовал Сам Спаситель ( Лк.24:25–27, 44–45 ; Ин.5:46 ). Ветхозаветные Писания признавали необходимыми Апостолы: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения» ( 2Тим.3:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Бог Образ и подобие Божии Мы, христиане, имеем долг идти вслед Спасителя. Взирая на страдания и смерть Его, должны всегда понуждать худшее покорить лучшему и плоть поработить духу, чтобы сделать себя по образу и по подобию Божию. Образ – в душе человеческой, подобие же – в добродетелях (13, с.41). Совершенство Божие Св. Иоанн Синайский в своей «Лествице» пишет: «Никто, видя или слыша что-либо сверхъестественное в монашеской жизни, да не впадает в неверие по неведению, ибо где пребывает преестественный Бог , там всегда много уже совершается сверхъестественного». Совершенный Бог не подлежит изменению. Всемогущество Его одинаково было, есть и будет во веки. Следовательно, и теперь истинные монахи по благодати Божией могут сподобляться тех же сверхъестественных явлений, знамений и чудес. Бог, идеже хощет, – побеждается естества чин, и Сам вещает нам, что у Него все возможно ( Лк.18,27 )(25, с.452). Бог троичен в Лицах. Бог в Троице явился миру в Крещении. Бог в Троице открылся в Крещении Христа. Бог троичен в Лицах, Творец неба и земли. Бог есть Вседержитель. Бог есть Господь всей твари, и все трепещут Его. Бог есть верховнейший Владыка. Бог есть Свет. Бог имеет красоту и великолепие, которыми насытиться не могут от начала АНГЕЛЫ. И. О СВОЙСТВАХ БОЖИИХ Свойства Божии познаются из СЛОВА БОЖИЯ. Бог и Его свойства; верить, что слово Божие говорит об этом. Бог, если все создал превосходным, то Сам гораздо превосходнее. Бог всесовершен и бесконечен в Своих свойствах. Бог вечен и присносущен. Бог вечен и бессмертен. Бог невидим, но познаваем. Бог, слово Его истинно и неложно. Бог – источник добра. Бог есть всемогущая Сила, творящая все, что хочет. Бог всемогущий управляет МИРОМ. Бог велик и непостижим, но благ и милостив. II. БОГ – ТВОРЕЦ МИРА И ЧЕЛОВЕКА Бог – Творец мира, верить истине Священного Писания . Бог – Творец человека. Премудрость и благость Божии в устроении мира и человека. Премудрость и благость Божии в судьбах народов. IUU. БЛАГОСТЬ БОЖИЯ Благость Божия никогда не перестает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Буквальный Шестоднев или эволюция: к вопросу об образе сотворения мира и человека в системе православного догматического богословия Источник Аннотация В статье рассмотрены богословские и патрологические аспекты православного учения о сотворении мира. Святые отцы видели в образе сотворения большую догматическую значимость и согласовывали первые главы книги Бытия в первую очередь не с доводами разума и опыта, а с представлением о всемогуществе Божием, Его премудрости и благости. Поэтому для свт. Василия Великого и других проанализированных в статье святых отцов каждый акт творения был мгновенным, но все они в совокупности совершились в течение шести суток. В свою очередь, эволюционное прочтение книги Бытия искажает образ действия всех Лиц Троицы при сотворении мира, а также проявления при этом свойств всемогущества, премудрости и благости Божией. Разрушает оно и общепринятую у святых отцов связь между первым миром (до грехопадения Адама) и обновленным миром после Второго пришествия Христова. Отрицание буквального сотворения Богом Адама и Евы ведет к разрушению единства всего человеческого рода, ниспровержению церковных догматов о первородном грехе, Воплощении и Искуплении. Постановка проблемы В христианской древности не было каких-то споров относительно образа происхождения мира. В доникейский период традиционное учение Церкви о творении видимого мира из ничего за шесть обычных суток выражено, например, в «Послании к Автолику» свт. Феофила Антиохийского . В византийский период наиболее известным защитником этого мнения стал свт. Василий Великий . Его «Беседы на Шестоднев», которые были, по утверждению протопресв. Иоанна Мейендорфа , «стандартным и наиболее авторитетным текстом о происхождении, устройстве и развитии мира» 1 . Это учение, по свидетельству свт. Григория Нисского , является общим мнением, т.е. учением Церкви, с которым нужно согласовывать другие толкования 2 . Поэтому оно прямо или косвенно легло в основу многих других аналогичных сочинений, в том числе ставшего общепринятым на западе «Шестоднева» свт. Амвросия Медиоланского 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

«В» 1717 «году во указу блаженныя и вечнодостойныя памяти всепресветлейшаго державнейшаго Петра Великаго, Императора и Самодержца всероссийскаго отослан» был «Батурина полку солдат Иван Баран из Санкт-Питер-бурха в Великий Нов город в дом Премудрости Божии для роздачи и прокормления в окологородные монастыри, и в том же году по указу его преосвященства, великаго господина, Св. Правительствующего Синода вицепрезидента, Феодосия Архиепископа Великоновоградскаго и Велаколуцкаго и архимандрита Алексадро-Невскаго он, солдат, отослан из Великаго Нова города, из дому Премудрости Божией с указом в олонецкий уезд, на Юрьевы Горы, в Демьянову пустыню; я пришед де он в Каргополь подал тот указ в Каргополе, в духовном приказе старосте поповскому, попу Алексею Гаврилову, и он староста послал ево в Елгомскую пустыню для прокормления, а не во оную, в которую повелено было указом, понеже де летним временем пути не было. И в той пустыни жил лет с пять; а из той пустыни строитель иеромонах Феодосий выслал ево вон. И по оной высылке пришед он в Каргополь и бил челом в духовном приказе закащику архимандриту Иосифу, чтоб отослал по указу в показанную пустыню и, потому указу оным архимандритом был и послан и жил восм месяцев, а ныне из той пустыни вышеписанной строитель ево выслал. И после того вторично бил челом ему ж, закащику, архимандриту Иосифу, чтоб жить в той же пустыни, по которому ево челобитью оной закащик и отослал, только оной строитель не принял, а дал денег два рубли, и ныне», т. е. в 1725 г. Ив. Варав «скитается в мире и, прокормиться нечим, а лежал в болезни близ года – назаимовал денег на пропитание рублев с шесть». В следствие сего Баран и подал 15 февраля 1725 г. «доношение в новгородский архиерейский разряд», прося, «чтоб преосвященный архиепископ пожаловал ево велел бы определить для прокормления по прежнему в тое пустыню, и оные заемные деньги ему возвратить. И по его преосвищеннаго архиепископа указу и по предложенной на том ево», Барана, «прошении помете велено допросить и справиться с отпуском, и по указу преосвящ. архиепископа в его архиерейском разряде с отправлением астраханских салдат в новгородские монастыри на корм справливанося, а по справке значится помянутой проситель от новгородскаго архиерейского разряду на корм отправлен в обретающейся, в каргопольском уезде, Демьянов монастырь в прошлом 717-м году. И того ради по его преосвященнаго архиепископа указу и по предложенной на той отписке помете велено послать ево, салдата в Спасской Каргопольской монастырь и о том послать указ». При чем предписывалось властям названнаго монастыря «онаго салдата приняв к себе в монастырь, питомством довольствовать, как о таковых указами его императорскаго величества повелевает... 1725, февраля 20 дня» 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Велика сила духа Божия Так будем же неукоризненными делателями на Ниве Господней и от Него примем дух премудрости и разума, дух ведения, так необходимые нам в наше бурное время. 1990 год нес с собой отдаленные признаки надвигавшегося на Россию непроглядного бездорожья. Наглые силы и бесправие все чаще стали прорываться в общественную жизнь, обещая большие перемены в ближайшем будущем. Отец Иоанн, не имеющий в келье никаких средств массовой информации, своим духовным ведением ощущал то напряжение, которое неминуемо должно было разразиться грозой. Изменения, грядущие на Россию в 1990-е годы, отец Иоанн чувствовал еще в 1970-х. Он вслух говорил о том, что придет к нам на исходе столетия, но никто из слышавших не понимал тогда его таинственных слов. Хорошо запомнилась одна из таких бесед. Это было в 1970-е годы. Отец Иоанн был в Москве в одном священническом доме. За столом шла оживленная беседа. Неожиданно отец Иоанн изменился в лице и, всматриваясь куда-то в пространство, произнес: «Будьте внимательны и осмотрительны к себе, – и, показывая на богатую для тех лет трапезу, продолжал – этого будет много, даже слишком много. Скудость останется в редких домах, у доживающих свой век и оставшихся произволением в старом времени. А новое захлебнется изобилием материальных благ. Так будет происходить, потому что древний змий почувствует приближение конца и начнет бить хвостом. Брызги от его агонии и дадут этот очередной соблазн, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Но расплата за эти вражьи дары очень дорогая. Люди будут кружиться в нескончаемом водовороте, суете и погоне за приманками и растеряют душевное тепло и любовь. Искреннее сердечное общение будет большой редкостью. Духовное оскудение изгонит Дух Божий из жизни». Резко оборвал отец Иоанн речь свою. Отрешенно посидел несколько минут и вернулся к доселе оживленному разговору. Что увидел он в те минуты, о чем поведал собравшимся? А в 1989 году в своих праздничных поздравлениях отец Иоанн зовет всех под кров милости Божией, стать «неукоризненными делателями на Ниве Господней и от Него принять дух премудрости и разума, дух ведения… так необходимые нам в наше бурное время».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Во имя Того, Иже предлежит здесь, дерзаю предложить мое слово. Но кого же мы видим здесь в таком уничиженном виде, – умаленном паче всех сынов человеческих? Кто сей – в тернии, уязвлен, наг, мертв и оставленный всеми? О! Глубина богатства любви и премудрости Божией! Се Бог богов; Се Творец всяческих; Се Царь веков! О! Неизреченное чудо! Бог богов (Творец видимых и невидимых умирает смертью , – и смертью позорною), страдает – и страдает от тварей, изведенных им же из ничтожества; Царь веков и Царь славы является в подобии раба – и раба презренного и осужденного на смерть. Кто может постигнуть сии непостижимые чудеса? Но что было причиной такового необыкновенного и ужасного события? Что заставило Сына Божия снизойти на землю и соделаться Сыном Человеческим? Спасение и блаженство человека. Человек! Ты, который всем бытием своим, всеми способностями своими и всеми силами твоими обязан единственно любви Божией; и ты, который так часто и так недостойно употребляешь их к оскорблению Великого Бога. Человек! Для твоего блаженства соделались таковые чудеса, из любви к тебе погибающему Сын Божий принес себя в жертву твоего спасения. Но чтобы соделать нас совершенно блаженными и дать нам средства достигнуть сего блаженства, Сын Божий открывает нам новый завет и новый закон т. е. закон любви. И так, братие, в благодарственное воспоминание Слова Божия, соделавшегося плотью из любви к нам, побеседуем несколько о любви. Источниче любви и премудрости! Даждь нам слово и смысл поучатися любви Твоей. Прежде нежели мы будем говорит о самой любви, посмотрим на различие между законом Моисеевым и законом Евангельским. Бог для открытия своего промысла и строительства о судьбе человечества избирает Авраама, человека великого своею преданностью, своею верой и своею любовью, и в племени его постепенно являет законы. Прежде закон Моисеев, т. е. закон предуготовительный, закон, который, по словам св. писания, был только пестуном во Христа ( Гал.3:24 ); а потом по исполнении определеннаго им времени, являет и закон Евангельский – закон полный и совершенный.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Г. О некоторых церковных чтениях 1. Беседа о паремиях С греческого языка паримиа собственно значит: притча, пословица, т.е. такое изречение, которое, заключая в себе или наблюдения над нравами и поведением людей или правило нравственности, общежития, благочестия и богопочитания, высказывается в самых коротких, резких, а иногда загадочных словах. У нас таких притчей или пословиц много в ходу, например «век живи, – век учись» и т.п. В древности такой образ речи был самый обыкновенный. За глубокую мудрость притчей их собирали, записывали и таким образом составлялись целые книги их. Несколько таких книг вошло в состав Библии , именно: «Притчи (паримии) Соломоновы», т.е. составленные и собранные еврейским царем Соломоном 21 , книга Премудрости Соломоновой и книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. В церковном употреблении под словом парамиа разумеется чтение, выбранное из той или другой книги ветхого завета, в котором или вообще рассказывается, что было от начала мира, или в частности заключается пророчество о том или другом событии, или есть какое-либо сходство между тем, что было в древней – еврейской истории и что совершилось в церкви Христовой; или указываются какие-либо общие черты у подвижников веры и благочестия ветхозаветных и новозаветных; или, наконец, которое может благотворно и сильно действовать на дух и нравственное настроение православного христианина. Но почему, при таком разнообразии выбора, все эти чтения усвоили себе одно общее название паримий? Можно думать, что первые христиане, которых встретили такие жестокие и ничем незаслуженные гонения, такая ожесточенная злоба от врагов креста Христова, нередко обращались за советами и поучениями к древним изречениям мудрости, т.е. к паримиам Соломоновым, и читали их в собрании верных. Провожать на вечный покой истерзанные останки братьев во Христе, готовиться самим к тому же, – это было для них дело чуть не каждого дня. А при этом сколько в воспоминание уже отшедших ко Христу, столько и в собственное утешение и подкрепление, как близко и естественно было вспомнить и читать: «души праведных в руке Божией и не коснется их мука.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава четвертая 1. Определение Софии: «Царство, Сила и Слава Бога». Учение святоотеческое о Царствии Небесном Вот к чему приводит прот. Булгакова игнорирование учения св. отцов Церкви при толковании им Священного Писания . Определение Софии творческим началом есть плод объяснения Св. Писания без святоотеческого руководства, при полном с ним расхождении. Ничем иным, как означенным отношением о. о. Булгакова и Флоренского к святоотеческому авторитету, объясняется и определение Софии, в котором она именуется, как Царство и Сила и Слава Бога. Это софийное определение заимствовано ими из евангельских слов Христа, коими оканчивается молитва Господня 185 . В толковании о. о. Булгаковым и Флоренским и этих слов Божественного Писания мы наблюдаем то же самое игнорирование ими учения св. отцов Церкви, тот же самый произвол и расхождение с святоотеческим толкованием Слова Божия. «Преименитая София, – говорит о. Булгаков, – есть то „Царство и Сила и Слава Отца и Сына и Св. Духа“, которое непрестанно прославляется в иерейских возгласах, как откровение всей Пресвятой Троицы и всех Ее Ипостасей, каждой в своем особенном смысле, но ни одной исключительно» 186 . «Идея о предсуществующей миру Софии – Премудрости, – говорит о. Флоренский, – о Горнем Иерусалиме, о Церкви в ее небесном аспекте или о Царстве Божием, как об Идеальной Личности Твари или об Ангеле-Хранителе ее, или еще, как об Ипостасной Системе миротворческих Мыслей Божиих и истинном Полюсе и Нетленном Моменте тварного бытия, – идея эта в изобилии разсеяна по всему Писанию и в творениях отеческих. Но я не буду приводить всех этих свидетельств... Я ограничусь лишь несколькими примерами. Приидите благословеннии Отца Моего и наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ( Мф. 25:34 ). Это один пример, но можно было бы привести и другие места из Евангелия, в которых Царство Божие явно имеет значение предсуществующей миру запредельной реальности» 187 . Как видим, по учению прот. Булгакова и свящ. Флоренского, под Царством Божиим, а по учению первого и под силою и славою Божиею, надо разуметь предвечную Софию, т.е. особое существо, которое не есть Бог и которое не есть тварь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Д. Поспехов (Опыт историко-библиографического исследования) В нашей Библии кроме книг богодухновенных, имеющих божественное происхождение, находятся, как известно, и такие, кои, при всем глубоком уважении к ним христианской Церкви, не полагаются ею в числе Божественных Писаний, в строгом смысле этого слова понимаемых, (каковы например: книги Маккавейские, 3я книга Ездры, книга премудрости Иисуса сына Сирахова, Товита и проч.). Святые отцы и писатели первенствующей Церкви называли их обыкновенно книгами добрыми, полезными, назидательными, церковными 1 ; но, выражая таким образом высокое уважение свое к сим книгам, они в то же время этими самыми наименованиями строго отличили их, по внутреннему значению и достоинству, от книг Священного Писания богодухновенных или канонических, называя последние памятниками Божественного откровения, содержащими в себе выражение положительной воли Божией, а первые – памятниками веры и религиозного созерцания благочестивых мужей, выражающими внутреннее состояние и жизнь ветхозаветной Церкви в различные эпохи ее исторического существования. Как произведения писателей небогодухновенных, и следовательно не обладавших всей полнотой и чистотой разумения божественной истины, как плоды благочестивых размышлений и духовной опытности людей, при всей искренности религиозного настроения, никогда не свободных от свойственной человеческому духу ограниченности и односторонности, книги сии, по этому самому, конечно, не имеют и не могут иметь той божественной важности и значения, какие свойственны священным книгам Ветхого Завета, написанным под непосредственным и сверхъестественным действием Духа Божия. Но так как они проникнуты и одушевлены тем же духом истинной веры и благочестия, чистейшим и полнейшим выражением которого служат канонические писания Ветхого Завета, то весьма справедливо они уважаются Церковью, как писания служащие в некотором отношении как бы продолжением и дальнейшим раскрытием духа ветхозаветного откровения, содержащегося в священных книгах канонических, и, в силу этого уважения, прилагаются к канону священных книг, как его дополнения (и в этом смысле, как отделенные от всех других писаний для особенного религиозного назначения, вместе с другими книгами Священного Писания, именуются священными).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

Закрыть itemscope itemtype="" > Михаил Якушев: " Пророчество старца Паисия о войне России и Турции за Святую Софию не должно сбыться " 14.08.2020 1630 Время на чтение 13 минут Фото: Mehmet Cetin/Shutterstock.com В июле 2020 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган реализовал свой давний план: вернул мечеть в стены Святой Софии Константинопольской. Но в чём причина подобных действий Эрдогана и так ли они трагичны для Христианского мира? В интервью Царьграду историк-востоковед, генеральный директор Аналитического центра " Катехон " Михаил Якушев рассказывает историю храма Святой Софии Константинопольской и делает несколько неожиданных и даже парадоксальных выводов, согласно которым к Эрдогану у православных христиан не должно быть никаких претензий, а вот Константинопольский патриархат несёт ответственность за случившееся, причём с XV века. София Константинопольская: История падения Царьград: Михаил Ильич, о Святой Софии Константинопольской в последние месяцы говорилось очень много, но её история большинству из нас практически неизвестна. В чём её историческая и цивилизационная значимость для всей православной цивилизации и непосредственно для нашего Русского мира? Михаил Якушев: Собор Святой Софии в Константинополе был построен и освящён в 537 году на историческом месте церквей, которые заложили в IV–V веках императоры Константин Великий и Феодосий Второй. Эти две церкви сгорели, и император Юстиниан решил возвести величественное здание Святой Софии Премудрости Божией как некое соревнование с царём Соломоном, возведшим Первый Иерусалимский храм. И когда церковь была освящена, Юстиниан, зайдя в Святую Софию, воскликнул: О, Соломон, я тебя превзошёл! Отсюда мы понимаем, насколько величественным, невиданным доселе во всем Христианском мире был этот храм, он был почитаем всеми христианами, включая и представителей Западной, Римской Церкви. В Константинополь приезжали подивиться на эту красоту, которая превзошла даже Соломонов храм, также называвшийся Домом Премудрости. Впечатления русских послов, присутствовавших на богослужении в цареградском соборе Святой Софии, во многом повлияли на окончательный выбор князем Владимиром Православия в качестве государственной религии Древнерусского государства.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/14/mihail...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010