Вологда. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Карта и ближайшие объекты Древнейшее каменное здание – Софийский собор - памятник архитектуры XVI века. Его строительство связано с именем Ивана IV Грозного, по приказу которого с 1565 по 1570 гг. в Вологде разворачивается грандиозное строительство кремля-крепости площадью 56 га. В 1570 г. собор в основном был закончен, но затем работы по приказу царя, принявшего падение кирпича со свода при входе его в храм за плохое предзнаменование, были прекращены. Собор простоял неотделанным 17 лет и был освящен уже после смерти Ивана IV. В 1612 г., когда Вологда была сожжена, собор лишился крыши и глав, но уже в 1615-1616 гг. он был отремонтирован, а в 1624-1625 гг. деревянное покрытие глав заменено железным; спустя 27 лет все кровли собора были покрыты железом. В 1635 г. к западному входу пристроили деревянное крыльцо - паперть. За четыре века своего существования Софийский собор подвергался различным переделкам. Наиболее значительными из них являются растеска большинства оконных проемов в конце XVII в., устройство новых глав меньшего размера и четырехскатного покрытия вместо позакомарного. Западное деревянное крыльцо паперти заменено каменным; в 1850 г. пристроены притворы к северному и южному порталам. И все же, несмотря на переделки позднейшего времени, собор сохранил архитектурный облик монументального шестистолпного пятиглавого храма московской школы XVI в. Но в предельной лаконичности его форм, конструктивно-оправданной обработке глади стен фасадов пилястрами - лопатками и профильном обрамлении закомар чувствуется какая-то северная суровость, не свойственная московским храмам того времени. http://www.vologdamuseum.ru/content?id=10 Первая звонница Софийского собора сгорела в Смутное время, вторая - в 1636 году, пожара третьей решили не ждать. В 1654-1659 годах выстроили шатровую восьмигранную каменную колокольню с использованием кирпича, сохранившегося от недостроенного кремля Ивана Грозного. В 1870 году при архиепископе Палладии, впоследствии возглавившем Санкт-Петербургскую епархию, а затем ставшего экзархом грузинской православной церкви, под руководством губернского архитектора В.Н. Шильдкнехта колокольня подверглась реконструкции. Шатровый верх был снят, и восьмерик основания надстроен выше прежнего уровня на 15 саженей. Колокольня стала самой высокой в епархии - 78,5 метров, но на 5 метров ниже Ивана Великого в Москве.

http://sobory.ru/article/?object=00233

Глава вторая 1. Определение Софии: «Творческое начало мира» К такому выводу в особенности приводит определение о. о. Булгаковым и Флоренским Софии, Премудрости Божией, как творческое начало мира. В своей книге: «Столп и утверждение истины» свящ. Флоренский пишет: «София Вечная невеста Слова Божия, вне Его и независимо от Него она не имеет бытия и разсыпается в дробности идей о твари; в Нем же получает творческую силу» 120 . А прот. Булгаков в одном из своих сочинений говорит, что «София… не имеет своей собственной мощи, но получает ее от Бога» 121 . Казалось бы, после такого взгляда на Софию не следовало бы говорить, что мир сотворен этой Софией. Как можно это утверждать, когда вся ее творческая сила исходит от Бога? Если София своей творческой силы не имеет и действует в творении мира не своею, а Божественною силою, то с точки зрения здравого смысла совершенно ясно, что Творцом мира является Сам Бог, но никак уже не София. Но требования здравого смысла о. о. Булгаковым и Флоренским отдаются в жертву требованиям их гностического склада мышления, не допускающего непосредственного творения Богом мира. Правда, по учению древнего гностицизма, посредником при творении мира является тварное существо. Как видели выше, еще св. Афанасий Великий показал всю абсурдность этого гностического учения о тварном посреднике 122 . И вполне понятно, что прот. Булгаков и свящ. Флоренский едва ли бы захотели приобщаться этой гностической абсурдности. По крайней мере о. Флоренский просит своего «милого друга», которому адресует свое десятое письмо, не считать его гностиком 123 . Поэтому они, не отрицая основной гностической мысли о посредстве, измыслили особое посредство – Софию, которая, по их словам, приведенным нами выше, не есть тварь, но не есть в то же время и Бог 124 . Нам кажется, что о. о. Булгаков и Флоренский, желая избегнуть абсурда древних гностиков о тварном посредстве, впадают в еще больший абсурд. Те, хотя и ошибались, но их ошибочную мысль о тварном посредстве скорее можно было понять чем мысль наших софианцев, что София не есть тварь и не есть Бог. Эту мысль уже никак нельзя понять.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Глава пятнадцатая 1. Несостоятельность наименования Софии существом, соединяющим с Богом все что есть, при наличии церковного учения о непосредственном творении Богом мира и о вездеприсутствии Божием Мысль об этом гностическом посредстве есть исходная во всех рассуждениях того и другого о Софии, Премудрости Божией. Она имеется у них в виду во всех их наименованиях, которые прилагаются ими к Софии, и в особенности, когда эти наименования не только по своему смыслу, но и по своей форме выражают понятие о Софии, как гностическом посредстве. К числу таких наименований как раз и принадлежит то, которое содержится в определении о. Флоренского, где он именует Софию, как существо, «соединяющее с Богом все, что есть» 751 . Имея в виду это наименование, мы не будем особенно останавливаться на опровержении учения о Софии, как гностическом посредстве. Мы это достаточно уже сделали в свое время, когда рассматривали толкование о. Булгаковым в гностическом смысле начальных слов книги Бытия 752 и излагали православное учение о сотворении Богом мира, на основании данных из Божественного Откровения и святоотеческих творений. Мы отмечали тогда, что св. Афанасий опровергал означенное гностическое учение в борьбе с арианами не только на основании Св. Писания, но и доводов здравого смысла. В частности, нами приводились такие соображения Афанасия Великого против ариан, что если для сотворение мира необходим был тварный посредник, то для создания этого посредника необходимо было создать такого же посредника, а для создания этого последнего надо было создать опять посредника, и творение этих посредников было бы без конца, и потому самое создание мира совсем не могло бы состояться. Также опровергает св. Ириней и учение о гностическом посредстве не только доказательствами от Св. Писания и Св. Предания 753 , но и от доводов разума. «Если мир, – говорит он, – сотворен не против воли Бога, но по Его воле и с Его ведома, как некоторые из них (гностиков) думают, то уже не ангелы, или какой-либо мироздатель будет причиною этого творения, но воля Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Избранные главы о творении мира и человека Возникновение мира вообще Несказанно таинственный и совершенный в Своем Божественном бытии, Трисолнечный Господь является Таковым и в свойстве Творца мира, вследствие чего догмат о Боге как Творце источает неизреченную Божественную таинственность и относится к священным тайнам христианской веры. Из этой тайны Бог нам открыл столько, сколько нам необходимо для духовного совершенствования и спасения, а остальное сокрыто в неисследимых глубинах Премудрости Божией, в неприступном свете Трисолнечного Божества, где своей чудесной сущностью пребывают чудеса Божественных совершенств. Свои невидимые и всегда несказанно таинственные совершенства Троичный Господь нам частично открыл в сотворений видимого и невидимого мира, что Богочеловеческая мудрость Церкви кратко выразила первым членом Символа веры: «Верую во единаго Бога, ... Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Такой своей верой в Троичного Бога как Творца всего видимого и невидимого Церковь, в действительности, исповедала Богооткровенную истину о том, что мир является делом воли, премудрости и силы Божией. Это же значит, что мир не сам от себя произошел, не возник случайно и не существует от вечности. Таким учением Церкви ясно разделяется и различается Творец от твари, Бог от мира, да и само понятие о сотворении логически предполагает на одной стороне творящее Существо, а на другой — творимую тварь. Один по естеству, Триипостасный Бог является Одним-Единственным Творцом одного-единственного мира, составляющего одно целое и состоящего из духовных, вещественных и духовно-вещественных существ. По учению Святого Откровения, все, что Бог сотворил из ничего, призвал из небытия в бытие, составляет то, что называется миром (греч. «космос»). В более узком смысле под миром понимается земля, а в самом узком — род человеческий. 1. Святое Откровение Троичного Божества начинается истиной о Боге как Едином Творце мира: «В начале сотвори Бог небо и землю» (Быт. 1:1). На этой начальной и первой истине основывается все Откровение Ветхого и Нового Заветов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3460...

Киев. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Карта и ближайшие объекты Софийский собор относится к произведениям византийско-киевского зодчества. Святая София — главное культовое сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого (1019—1054 г. г.). Нет общепринятой датировки строительства церкви. Утверждение о том, что в качестве ктитора выступил Ярослав, воздвигший храм в память победы над печенегами в 1036 году, неоднократно подвергалось сомнению. Высказывалось предположение, что собор заложил еще Владимир I Святославич, а завершение строительства и украшение здания фресками и мозаиками относится уже к правлению его сына Ярослава и происходило не позднее 1020-х годов. Однако это мнение не стало общепринятым. А. Поппэ и А. И. Комеч утверждают, что начало строительства храма, относится к 1037 году. В «Новгородской первой летописи» закладка князем Ярославом Софийского собора упомянута под 1017 годом. Однако в «Повести временных лет» говорится: «В лето 6545 (1037 г.). Заложи Ярославъ городъ великый, заложи же и церковь святыя Софья, митрополью». Различие в датах, возможно, объясняется записью в Комиссионном списке новгородской летописи: «...заложи Ярославъ город Кыевъ, и церковь святыя София сверши». Собор, таким образом, строился в 1017—1037 г. г. В 1051 году в нем уже был хиротонисан Иларион, первый «митрополит из русских». Однако нет полной ясности и в вопросе о том, какая из двух церквей — Богородичная Десятинная или Святая София — была кафедральным собором киевских митрополитов. В 1950—1960 годы в научном сообществе утвердилось мнение о двух этапах строительства собора. Полагали, что наружные галереи и башни были пристроены к общему массиву здания в конце XI столетия или даже позже. В настоящее время можно считать доказанным: храм во всем своем объеме возводился одновременно без существенных перерывов в строительстве. Строительная техника и архитектурные особенности собора свидетельствуют, что его строителями были греки, приехавшие из Константинополя. Они возводили храм по образцам и согласно традициям столичного византийского зодчества, правда, с некоторыми отклонениями. Храм построен в технике смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с рядами камней, а потом покрываются известняковой обмазкой — штукатуркой. Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию. Ныне у храма 19 глав.

http://sobory.ru/article/?object=01028

Липецк. Домовая церковь Софии, Премудрости Божией при бывшем Питиримовском духовном училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Липецкое духовное училище было основано в 1829 г. Его торжественное открытие состоялось 10 сентября того же года. Училище существовало за счёт взносов церквей 12 благочиннических округов Тамбовской епархии: четырёх — Липецкого уезда, четырёх — Лебедянского и четырёх — Усманского. Обучались в нём большей частью дети священно- и церковнослужителей этих уездов. Первоначально Липецкое духовное училище вместе с приходским располагалось в наёмном доме. С ведома и благословения Преосвященного Евгения, епископа Тамбовского и Шацкого, для училища предполагалось купить дом ценою, не превышающей 8 000 руб. Смотритель училища священник Филипп Кастальский хлопотал о покупке дома и открытии училища. За 375 руб. ассигнациями для училищ был нанят каменный дом Яковлева. В 1836 г. за 29 950 рублей было приобретено здание на ул. Дворянской для размещения в нём училищно-бурсачного дома на 100 учащихся. В 1875 г. почётный блюститель по хозяйственной части Липецкого духовного училища надворный советник Пётр Аввакумович Трунцевский и его супруга Софья Николаевна решили пожертвовать училищу свой большой каменный двухэтажный дом на Лебедянской улице (ныне улица Зегеля) под устройство в нем общежития для своекоштных воспитанников. Единственным условием, которое поставили Трунцевские, было пожелание устроить при общежитии домовую церковь, в которой бы вечно поминались живые и умершие родственники жертвователей. Трунцевские оставляли за собой право в случае неисполнения этих условий вернуть дом в собственность. Отцам-депутатам Липецкого церковного округа такие условия показались неудобными и неприемлемыми, поэтому сразу пожертвование не состоялось, хотя проблема общежития была для училища злободневной. Вопрос о собственном здании для общежития Липецкого духовного училища стоял перед священноначалием уже давно. Даже деньги стали собирать на это богоугодное дело, которое дало бы «приют детям, подвергавшимся всем физическим и нравственным бедствиям, сопряжённым с квартирной жизнью».

http://sobory.ru/article/?object=43354

Неизвестный автор Введение I. Видимый мир, начало его. – Вселенная в обширном смысле слова – цвет физический и свет духовный. – Три царства. – Великая книга природы. – Светлые надежды жизни в Боге. Безначальный Бог , во Святой Троице единый, всемогущий, всеблаженный, вседовольный, всесовершенный не имел надобности в тварях. Бесконечная благость Его возжелала иметь участников в Своем вечном блаженстве. Царство славы, или Царство небесное, уготовано для любящих Бога, бессмертных сил небесных, устоявших в добродетели пред соблазном. Одному из светлейших и могущественнейших духов представилось заманчивым выйти из повиновения Создателю и основать свое собственное царство, противоположное Божиему, дабы властью своей уподобиться Всевышнему Богу Небесному. Последствия сего известны. Денница сделался диаволом, врагом Божиим и врагом всех любящих Бога тварей. Соблазн неповиновения заразил многих духов, так что новое царство зла наполнилось последователями начальника тьмы. Устоявшие во время гибельного искушения, в награду за это укрепились помощью Божией и соделались вечными сынами правды. Царство славы, или Царство небесное по воле Творца, не должно оставаться ненаполненным. В восполнение как бы явились новые существа, хотя не в светоносной, но в вещественной оболочке, то есть во плоти. И они, в лице Адама и Евы, явились из рук Творца прекрасными, как венец Премудрости Создателя. И новосозидаемая тварь, по определению Премудрости Божией, явилась из ничтожества, и вселенная, для неё устрояемая, возникла по гласу Божию из вод и океанов пылинок, созданных в начале (хотя в истории творения, записанной Моисеем, о начальных пылинках вселенной не упоминается, тем не менее, выражение книги Притчей ( Притч. 8:26 ) о начальных пылинках, очевидно, имеет характер вполне подходящий в смысле научном, приближающий к понятию более современному о начальных атомах). Величие Творца сказалось в этих начальных атомах, ибо они, несмотря на свое ничтожество, бесформенность, невидимость и неустроенность, послужили материалом для устройства не только царства природы, но и человека, предназначенного царствовать в природе и совершенствоваться до единства с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Перепутья русской софиологии «Перепутья русской софиологии» — небольшая работа видного исследователя русской религиозной философии и её не самого последнего представителя Сергея Хоружего. Тема Софии уходит в глубокую древность — в Ветхий Завет и святоотеческое богословие. Когда то выдвинутая Соловьевым концепция Софии становиться в центре русской мысли: её развивают Флоренский, Булгаков, Лосев и многие другие мыслители. С другой стороны на ней обрушивались и обрушивается множество критики (от богословской — Владимира Соловьева, до административной  — мит. Сергия (Старогородского). В этих запутанных  перепутьях русской софиологии  пытается разобраться в своей статье Сергей Хоружий. «Тема о Софии Премудрости Божией — нелегкая тема. И дело даже не в том, что она разветвлена и обширна, имеет древнюю, долгую историю… — нет, куда больше трудностей вносит то, что во всех своих многочисленных аспектах — богословских и философских, иконографических, исторических — она запутана в клубок вопросов, по которым, вместо единого мнения и бесспорного ответа — лишь спектр разноречивых позиций. Так было уже и до новейшего этапа, которым стали учения о Софии и «спор о Софии» в русской мысли нашего века; и этот последний этап, вместо разрешения старых проблем и противоречий, скорей добавил к ним новые.» Перепутья русской софиологии Тема о Софии Премудрости Божией — нелегкая тема. И дело даже не в том, что она разветвлена и обширна, имеет древнюю, долгую историю… — нет, куда больше трудностей вносит то, что во всех своих многочисленных аспектах — богословских и философских, иконографических, исторических — она запутана в клубок вопросов, по которым, вместо единого мнения и бесспорного ответа — лишь спектр разноречивых позиций. Так было уже и до новейшего этапа, которым стали учения о Софии и «спор о Софии» в русской мысли нашего века; и этот последний этап, вместо разрешения старых проблем и противоречий, скорей добавил к ним новые.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

П.М. Граббе Скачать epub pdf «Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи» ( Пс. 118:85 ). В 3839 от 7-го Декабря 1935 г. в газете «Возрождение» появилась статья г-на В. Ильина под заглавием «О св. Софии Премудрости Божией». Статья в некоторых отношениях примечательная и заслуживающая внимания и разсмотрения. В ней вкратце изложено усиленно распространяемое теперь учение о св. Софии и за одно в ней же заключается и попытка, так сказать, подмарать прежних и будущих обличителей этого душевредного и противохристианского направления человеческой мысли. Думается, что появление такой чисто-специальной статьи в ежедневной и распространенной газете, обясняется выходом в свет прекрасного, обстоятельного труда Архиепископа Серафима Богучарского «Новое учение о св. Софии Премудрости Божией». В довоенное время преосвященный автор был бы наверное вознагражден за свою работу степенью доктора богословия, теперь же да послужит ему наградой благодарность православных читателей за умелое и убедительное разоблачение попытки нисповергнуть учение св. Церкви, имеющей своею «единою» Главою, и «единым» Ходатаем – Христа, Божию Силу и Божию Премудрость. Теперь обратимся к разбору статьи г-на Ильина, оговорившись предварительно, что мы не претендуем здесь, связанные как размером нашего настоящего труда, так и сложностью, запутанностью и противоречивостью нового учения, на полное и всестороннее разсмотрение всего занимающего нас вопроса, и ограничиваемся разсмотрением лишь тех положений, которые в указанной статье заключаются. Архиепископ Серафим озаглавил свою книгу: «Новое и т. д.» – г-н Ильин начинает с того, что пытается доказать (далее он, как мы увидим, этому сам противоречит), что учение это не новое. «В твоей новизне старина слышится». Действительно слышится. Но вопрос, откуда звучит слышимое. Это учение, конечно в более грубом, неприемлемом в настоящее время для образованных кругов виде, свойственно почти всем гностическим сектам начиная с первых веков христианства. Чрез розенкрейцеров в роде Якова Бёме, сочинения коего были переведены в конце 18-го века на русский язык и получили довольно большое распространение, проникло и к нам в Россию, но затем, вследствие закрытия в конце царствования Императора Александра I-ro масонских лож, забылось, и вновь возникло в сочинениях В. Соловьева, о. Павла Флоренского и в различных богоискательских кружках Петрограда и Москвы. Корень же его древнее – это мистическия учения еврейских раввинов времени после пленения Вавилонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

поиск:   разделы   рассылка Екатерина Васильева: " То, о чем я мечтала " Источник:  Фома-Центр Первый раз мы встретились с Екатериной ВАСИЛЬЕВОЙ в храме Софии Премудрости Божией на Софийской набережной, где служит ее сын – священник Димитрий Рощин. Екатерина Сергеевна является казначеем и постоянной прихожанкой этого храма. Семья Васильевой живет в просторной квартире в центре Москвы и состоит из семи человек: сама Екатерина Сергеевна, отец Димитрий со своей женой матушкой Любовью и четверо внуков: Прасковья (7 лет), Федя (6 лет), Агаша (4 года) и Серафим (полтора года). Справка " Фомы " Екатерина Сергеевна ВАСИЛЬЕВА родилась 15 августа 1945 года в Москве. В 1967 году окончила ВГИК (мастерская В.Белокурова) и была принята в Московский театр им. М.Н.Ермоловой. Затем работала в театре " Современник " , а с 1973 года – во МХАТе. С 1967 года снимается в кино. Основная фильмография: Война под крышами (1967) Вас вызывает Таймыр (1970) Бумбараш (1971) Возвращение " Святого Луки " (1971) Эта веселая планета (1973) Егор Булычев и другие (1973) Соломенная шляпка (1974) Не болит голова у дятла (1975) Двадцать дней без войны (1977) Ключ без права передачи (1977) Обыкновенное чудо (1979) Экипаж (1980) Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна (1981) Проданный смех (1981) Чародеи (1982) Пацаны (1983) Год теленка (1986) Мой нежно любимый детектив (1986) Визит дамы (1989) Безумная Лори (1991) Королева Марго (1996) сериал Приходи на меня посмотреть (2000) Горе от ума (2000) Участок (2003) сериал Легенда о Тампуке (2005) сериал 15 августа этого года Екатерине Васильевой исполняется 60 лет. Птица феникс – Когда-то Вы уверенно говорили, что больше не вернетесь в профессию, но за последние годы мы увидели несколько фильмов с Вашим участием. – Такое желание у меня было. И вот мой духовник отец Владимир (ССЫЛКА: протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма Софии Премудрости Божией на Софийской набережной.) наконец благословил меня уйти из актерской профессии. В то время я заканчивала съемки в сериале " Королева Марго " и просто летала: наконец-то я свободна! И эмоционально так сказала: все, ухожу, только если батюшка не благословит опять вернуться. Эта фраза попала в телевизионный фильм обо мне и в передачу " Сделай шаг " (а ведь она посвящена именно поступку) и моментально разнеслась по средствам массовой информации. А вторая ее часть про благословение утонула в самой этой мощной новости.

http://religare.ru/2_19220.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010