Сказание о создании церкви Св. Софии Предисловие Развитие поэтического элемента в легендах состояло в тесной связи с элементом художественным вообще. Даже самая проза в книгах чисто церковного содержания, у народов христианских, с точки зрения развития литературных идей, должна быть изучаема в связи с историей христианского искусства и преимущественно хромового зодчества, и иконописи. Так по мере сооружения древнейших христианских храмов по священному обычаю на мощах мучеников, полагаемых в основу храма под алтарем, приводились в известность самые жития тех мучеников и составлялись о них книги под именем мартирологиев. Сооружение и украшение каждого древнейшего храма окружено таинственным обаянием чудесного и сверхъестественного. Сооружение древних храмов во имя Св. Софии, Премудрости Божией, в Киеве и Новгороде говорит о том художественно-религиозном влиянии, как Византия своим знаменитым Софийским храмом оказала на новообращенную Русь в XI веке. Даже к X в. легенда относит это влияние на чувство и воображение Владимировых послов, которые, исследуя на месте различные вероисповедания, так рассказывали, возвратившись домой, о цареградском Софийском храме: «придохом же в Греки, и ведоша ны, идеже служат Богу своему и не свемы, на небе ли есмы были, ли на земли: несть бо на земли такаго вида, ли красоты такоя, и недоумеем бо сказати; токмо то вемы, яко оведе Бог с человеки пребывает, и есть служба их паче всех стран. Мы убо не можем забыти красоты тоя; всяк бо человек, аще укусит сладка, последи горести не приимает, тако и мы не имамы сде быти» 153 . В этой легенде во всей наивности высказывается непритворный восторг, возбужденный в верующих сердцах великолепием цареградского храма. Чувство эстетическое так тесно связано тут с религиозным умилением, как это может быть в самую раннюю эпоху христианского просвещения. Не одно подражание, но и внутренняя художественно-религиозная потребность была причиною сооружения на Руси храмов во имя Софии Премудрости. Если отвлеченная высокая идея о Божественной Премудрости, которой посвящен византийский храм не вполне ясна была простодушной Руси XIbeka, по крайней мере безотчетное эстетическое и религиозное чувство удовлетворялось подобием или подражанием тому высшему храмовому идеалу, который по легенде впервые возбудил, в некрещенной еще Руси, высокую мысль о пребывании самого Бога с людьми во время молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Скачать epub pdf 24.10 Служба собору преподобных отцев Оптинских Текст службы утвержден на заседании Священного Синода 25 декабря 2009 года (журнал Месяца октября в 11-й день Служба собору преподобных отцев Оптинских На вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: О, преславнаго чудесе!/ Днесь ликует обитель Оптинская,/память преподобных отцев празднующи,/иже духовная дарования источают обильно./Темже, с любовию к ним возопиим:/о, теплии молитвенницы наши ко Господу,/испросите нам прощение согрешений/и, яко звезды непрелестнии,/путеводите ны к Царствию Небесному. О, преславнаго чудесе!/ Днесь ликует обитель Оптинская/прославляющи честныя мощи преподобных отцев,/иже в житии израстиша прекрасный плод благочестия/и, яко ваия благоуханныя процветше,/любовь евангельскую нам явиша./Тех молитвами, Христе Боже,/не отвержи нас от лица Твоего/и даруй нам мир и велию милость. О, преславнаго чудесе!/ Днесь ликует обитель Оптинская/благодатию святых своих красующися,/иже души и телеса многонедужная врачуют./Темже и мы, духовно радующеся,/Господа дивнаго во святых Своих прославляем/и, на их предстательство надеющеся,/Христа Бога нашего умоляем/даровати нам велию милость. Слава, глас 6: Днесь благодать Святаго Духа нас собра,/песньми священными прославити/собор преподобных отцев Оптинских,/иже вернии служителие Святыя Троицы явишася./Сего ради, вернии, к Богу с любовию возопиим:/святый Боже, святый Крепкий,/святый Безсмертный, помилуй нас. И ныне, Богородичен: К то Тебе не ублажит: Вход. Прокимен дне и чтения преподобническая. Премудрости Соломоновы чтение (главы 5 и 6): Праведницы во веки живут, и в Господе мзда их,/и попечение их у Вышняго… Премудрости Соломоновы чтение (глава 3): Праведных души в руце Божией,/и не прикоснется им мука./Непщевани быша во очесех безумных умрети,/и вменися озлобление исход их… Премудрости Соломоновы чтение (глава 4): Праведник, аще постигнет скончатися, в покои будет./Старость бо честна не многолетна,/ниже в числе лет исчитается./Седина же есть мудрость человеком…

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава двенадцатая. Критика определения Софии: «великое, царственное и женственное существо...» Противоречия в данном софийном определении между заявлением: София не Бог и словами: София принимает почитание от Божией Матери Остановимся своим вниманием на очень большом по объему софийном определении священника Флоренского, которое является весьма характерным для нового учения о предвечной Софии, Премудрости Божией и обнимает в своей сущности все это учение. Неполностью оно приводилось нами выше. Вот полный текст этого определения: «Это великое, – говорит о. Флоренский, – царственное и женственное существо, которое не будучи Богом, ни вечным Сыном Божиим, ни ангелом, ни святым человеком, принимает почитание и от завершителя Ветхого Завета и от родоначальницы Нового. „Кто же оно, – говорит в своей речи 1898 г. о Конте Вл. Соловьев, – кто же оно, как не самое истинное, чистое и полное человечество, высшая и всеобъемлющая форма и живая душа природы и вселенной, вечно соединенная и во временном процессе соединяющаяся с Божеством и соединяющая с Ним все, что есть. Несомненно, что в этом полный смысл Великого Существа, наполовину прочувствованный и сознанный Контом, в целости прочувствованный, но вовсе не сознанный нашими предками, благочестивыми строителями Софийских храмов“. Короче, – София – это память Божия, в священных недрах которой есть все, что есть и вне которой – Смерть и Безумие» 607 . Прежде всего в этом определении бросаются в глаза слишком уже очевидные противоречия. С одной стороны заявляется, что София не Бог, а с другой она тут же называется великим царственным существом, которое принимает почитание от родоначальницы Нового Завета, т.е. – от Пречистой Божией Матери. Но кто же, кроме Бога, может быть таким Великим Царственным Существом, которое принимает почитание от Божией Матери?! Ни Слово Божие, ни св. отцы наши от самого начала существования православной Церкви Христовой на земле и доселе не учили нас, что Матерь Божия приносит почитание не только Богу, Своему Божественному Сыну, но и какому-то еще великому царственному существу, которое не есть Бог, однако есть выше всякой твари. И если это существо есть, то почему же Божия Матерь, св. Апостолы и св. отцы ровно ничего и абсолютно никому из людей не сообщили о бытии сего существа, не научили верующих поклоняться ему и не оставили нам ни одной молитвы, с которою мы обращались бы к этому великому царственному существу?!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Знамение (Знамение Новгородская) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: XII в. Собор Святой Софии Премудрости Божией, Великий Новгород. Считается, что этот образ – та самая икона, которая зимой 1170 года спасла новогородцев во время нападения суздальцев. Это спасение города заступничеством Божией Матери легло в основу истории прославления иконы Пресвятой Богородицы " Знамение " . Центральным событием битвы было попадание стрелы в лик Богородицы, икону Которой новгородцы выставили на городскую стену. В 1978 году во время исследования иконы в Институте реставрации (ГосНИ[...] Файл 795.jpg:   Размер: 1337x1500, 2.01 MPix, 502 Kb. Дата: 2009-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (775) , (145) . Описание: Ikona_pycckaя_Page_093. Икона БОГОРОДИЦЫ ЗНАМЕНИЕ, ВОПЛОЩЕНИЕ. Начало XVI в. Происходит из церкви Иоанна Предтечи Глушицкого Сосновецкого монастыря. В Глушицком Сосновецком монастыре икона почиталась как произведение кисти преподобного Дионисия Глушицкого и славилась как чудотворная. Празднование ей совершалось 27 ноября (ст. ст.). Иконы подобного типа с изображением Богоматери и Младенца в славе обычно помещались в центре пророческого ряда иконостаса как зримое выражение предсказаний великих п[...] Файл 800.jpg:   Размер: 1241x1754, 2.18 MPix, 563 Kb. Дата: 2009-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (394) , (11) . Описание: XII в. Собор Святой Софии Премудрости Божией, Великий Новгород. Считается, что этот образ – та самая икона, которая зимой 1170 года спасла новогородцев во время нападения суздальцев. Это спасение города заступничеством Божией Матери легло в основу истории прославления иконы Пресвятой Богородицы " Знамение " . Центральным событием битвы было попадание стрелы в лик Богородицы, икону Которой новгородцы выставили на городскую стену. В 1978 году во время исследования иконы в Институте реста[...]

http://pravicon.com/icon-117-photo

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 3 июня 2024 года 21. Понедельник 5й седмицы по Пасхе. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены. Блгв. кн. Константина и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца. Собор Карельских святых . Красногорской иконы Божией Матери. Приводим порядок совершения полиелейной или бденной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери в соединении со службой Триоди (А) , а также порядок совершения полиелейной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери в соединении с полиелейной службой свв. равноапп. Константина и Елены и службой Триоди (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (Преполовения), глас 5й – 3, и Богородицы, глас 4й – 5. «Слава» – праздника Триоди, глас 8й: «Преполовившуся празднику…», «И ныне» – Богородицы, глас тот же: «Приидите, российстии собори…». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На литии стихиры Богородицы, глас 2й, глас 8й и глас 7й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 6й: «Тебе вси роди…». На стиховне стихиры Богородицы, глас 8й (со своими припевами) . «Слава» – праздника Триоди, глас 6й: «Празднику преполовившуся …» (см. на стиховне вечера), «И ныне» – Богородицы, глас 8й: «Да радуются российстии собори…». По Трисвятом: при полиелее – тропарь Преполовения, глас 8й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас 4й; на всенощном бдении – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас 4й (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас 4й. Кафизмы 4я и 5я. Малые ектении. По 1м стихословии – седален праздника Триоди, глас 8й: «Премудрость Слово Отчее…» (см. в седальнах по 2м стихословии) . «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 4й: «Божественными зарями…». По 2м стихословии – седален праздника Триоди, глас 8й: «Премудрость Слово Отчее…» (см. в седальнах по 2м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 3й: «Яко звезда многосветлая…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Беседа 3 2Кор.1:12 .  Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире. Утешение, доставляемое чистою совестью. – Непреложность Божиих обетований. – Вера и добродетель Авраама. – Его твердость. 1. Здесь (апостол) открывает нам еще другое, не только немаловажное, напротив очень важное средство к утешению, могущее ободрить душу, потопляемую бедствиями. Так как он сказал: «Бог... избавил нас» ( «избавил ны есть»), и все дело приписал щедротам Божиим и молитвам коринфян, то, чтобы не сделать чрез это своих слушателей беспечными, если они будут возлагать упование свое только на милосердие Божие и молитвы других, он далее показывает, что и сами (апостолы) немало сделали со своей стороны. На такое участие свое (апостол) и выше указал, когда говорил: «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( «якоже избыточествуют страдания Христова..., избыточествует и утешение наше») ( 2Кор.1:5 ). Но здесь он высказывает еще другую свою добродетель. Какую же? Ту, что: «Мы, – говорит, – где ни жили, везде поступали по чистой и искренней совести. А это немало служит к успокоению и утешению нашему, и не только к утешению, но и к другому, что гораздо более утешения, – к похвале». Так говорил (апостол верующим) как для того, чтобы и их научить не упадать духом в скорбях, но радоваться, если только будут иметь чистую совесть, так, отчасти, и для того, чтобы обличить пред ними лжеапостолов. И как в первом послании говорил он: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» ( «посла мене Христос... благовестити не в премудрости слова, да не испразднится крест Христов») ( 1Кор.1:17 ), и: «чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( «да вера ваша не в мудрости человеческой, но в силе Божией будет») ( 1Кор.2:5 ), так и здесь говорит: «не в мудрости, но благодатию Божиею».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 32. Об активном начале зачатия Христа Далее мы исследуем активное начало зачатия Христа, в отношении которого будет рассмотрено четыре пункта: 1) был ли активным началом зачатия Христа Святой Дух; 2) можно ли говорить, что Христос был зачат от Святого Духа; 3) можно ли говорить, что Святой Дух является отцом Христа по плоти; 4) принимала ли Пресвятая Дева Мария активное участие в зачатии Христа. Раздел 1. Должно ли усваивать совершение зачатия Христа Святому Духу? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что совершение зачатия Христа не должно усваивать Святому Духу, поскольку, по словам Августина, «как нераздельна сущность Троицы, точно так же нераздельны и дела Троицы» 53 . Но совершение зачатия Христа было делом Божиим. Следовательно, похоже, что его не должно усваивать Святому Духу в большей степени, нежели Отцу или Сыну. Возражение 2. Далее, апостол говорит: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от жены» ( Гал. 4, 4 ), каковые слова Августин разъясняет так: «Он был послан постольку, поскольку родился» 54 . Но послание Сына, как было показано выше (I, 43, 8), в первую очередь усваивается Отцу Следовательно, и Его зачатие, вследствие которого Он «родился от жены», должно в первую очередь усваивать Отцу. Возражение 3. Далее, [в Писании] сказано: «Премудрость построила себе дом» ( Прит 9, 1 ). Но Премудрость Божия – это Христос, согласно сказанному [в Писании] о Христе как о «Божией Силе и Божией Премудрости» ( 1Кор. 1, 24 ). Дом же этой Премудрости суть тело Христово, которое также названо Его храмом, согласно сказанному [в Писании]: «Он говорил о храме тела Своего» ( Ин. 2, 21 ). Следовательно, похоже, что совершение зачатия Христа должно по преимуществу усваивать Сыну а не Святому Духу Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Дух Святой найдет на тебя» ( Лк. 1, 35 ). Отвечаю: хотя зачатие тела Христова было произведено всей Троицей, его принято усваивать Святому Духу потрем причинам. Во-первых, потому, что это приличествует причине Воплощения, если рассматривать его со стороны Бога. В самом деле, Святой Дух, как было показано в первой части (I, 37, 1), есть Любовь Отца и Сына. Но то, что Сын Божий принял Себе плоть из чрева Приснодевы, явилось следствием превосходящей всяческое разумение любви Божией, в связи с чем читаем: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного» ( Ин. 3, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

10 января 2003 г. Иконография чутко реагирует на состояние церковного сознания С пришествием Христа возникло разделение на тех, кто сердцем точно узнает «Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки» (Ин. 1,45), и тех, кто смотрит со стороны, ища своего и для своего племени. Это разделение существует на протяжении всей истории христианства. Если религия используется человеком для себя, как средство своего собственного, или своей семьи, или своего народа земного устроения, если религия перестает быть самопожертвованием и становится полезным орудием для достижения неких жизненных целей, то человек сразу переходит с уровня божественного на уровень магический и прагматический. Он присваивает святыню и тем профанирует ее, реальные ценности заменяются подделкой. Эта закономерность хорошо просматривается в истории Православной Церкви и с наглядной полнотой проявляет себя в истории иконописи. В Церкви икона является символом Царства Божия, свидетельством Боговоплощения и «эпифанией» преображенной и прославленной твари. Но как только церковное сознание ослабевает, сразу начинает искажаться почитание иконы и ее облик. Вспомним крайности народного отношения к иконе в предиконоборческий период, когда иконы брали в восприемники при крещении ребенка, скоблили или подмешивали краску в Св. Дары. Все это знаменовало духовный кризис, приведший в конце концов к иконоборческой ереси. Особенно уязвимым в этом отношении оказалось почитание Божией Матери, в которой горнее соединяется с дольним. На Руси со времени принятия ею крещения и до XI века главные храмы Киева, Новгорода и Полоцка посвящались Христу «Божьей силе и Божьей премудрости» (1 Кор. 1, 24). «Премудрость есть Божество, — писал киевский митрополит Климент Смолятич, — а храм — человечество, ибо Христос истинный Бог наш, как во храм вселился во плоть, принявши ее от пречистой владычицы нашей Богородицы». Храм Софии Премудрости Божией являл образ Церкви как тела Христова. Таким же олицетворением Церкви являлась и Богородица. В мозаичном изображении Богоматери Оранты (Молящейся) в алтарной конхе Софийского собора в Киеве монументальная фигура Пречистой Девы неразрывно слита с массивом стены, что делает особенно убедительным это уподобление.

http://e-vestnik.ru/church/iconografy_so...

архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исайя (Белов) Часть пятая. Промысл Божий 1. Понятие о Промысле Божием. Промысл общий и частный Христос учит: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин. 5, 17 ). В этих словах Господа Иисуса Христа содержится мысль о постоянном Промышлении Бога о мире 551 . Хотя Бог почил в день седьмой от всех дел Своих, которые творил и созидал (т.е. от дел творения), Апостол говорит, что Бог Сам дает всему жизнь, и дыхание, и все... Мы Им живем, и движемся, и существуем ( Деян. 17, 25, 28 ). Сила Божия поддерживает бытие мира и участвует в действиях тварных сил. Постоянство законов природы есть также результат действий Божественной воли. Промыслительная деятельность Творца есть закономерное следствие Благости и Премудрости Божией. Прп. Иоанн Дамаскин отмечает: «Один только Бог по природе благ и мудр. И, как благой, Он промышляет, ибо кто не промышляет, тот не благ. Ибо и люди, и неразумные животные по природе пекутся о своих детях, и кто не печется, тот порицается. А как мудрый, Он заботится о сущем наилучшим образом» 552 . Православный катихизис определяет Промысл Божий следующим образом: «Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божией, которыми Бог сохраняет бытие и силы твари, направляя их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». Таким образом, в Промысле наблюдаются две функции: сохранение сотворенного и управление миром. Бог не только животворит мир, но и направляет его историю к намеченным целям. Эти же две функции Промысла выделяет и преподобный Иоанн Дамаскин : «Промысл Божий есть попечение Бога о том, что существует». И опять: «Промысл есть воля Божия, по которой все целесообразным образом управляется» 553 . Различают два вида Промысла Божия: общий и частный. Общий Промысл Божий объемлет весь мир вообще, как совокупность всех существ с действующими в них силами и законами, а частный простирается на все предметы и явления, как бы малы они ни казались.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Великий Новгород. Кремль. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Карта и ближайшие объекты Софийский собор построен в 1045-1050 гг. по заказу князя Владимира Ярославича. Действует. Софийская звонница построена в 1439 г. К востоку от Софийского собора стоит Софийская звонница. В 1439 году она была построена на месте рухнувшей " колокольницы " . Первоначально её сделали трёхпролётной. В 16-ом веке звонницу надстроили, увеличили число пролётов. В результате звонница стала более монументальной. В 17-ом веке пристроены крыльцо и домик с юга, увеличено декоративное убранство. Крыша бочкой и глава - в 18-19 веках. В настоящее время звонница действует, также в ней работает выставка, а в домике с юга располагается отдел хранения письменностей. В 1045 году новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, во время архиепископа Луки (Жидяты) заложил каменный храм (по В.Л. Янину - в 1046 г.) Строительство было завершено в 1050 г., довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тыс. кубометров камня и кирпича. Данные о времени освящения церкви расходятся. В Софийской 1-й летописи оно отнесено к 1050 году, в Новгородской 3-й летописи - к 1052 году. Данные о первоначальной росписи собора Константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства имеются в Новгородской 3-й летописи. Известный историк древнерусского искусства В. Г. Брюсова предположила, что первое освящение произошло 5 августа 1050 г. в воскресенье - в предпразднование Спаса Преображения. Оно было связано с окончанием строительства храма. Второе же имело место в праздник Воздвижения - 14 сентября 1052 г., когда София была расписана фресками и украшена иконами. Между прочим, подобная же, двойная дата указана источниками и в относительно Софии Киевской. Софийский собор - пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. В западной галерее южнее входа размещена лестничная башня. Столбы храма крестчатые, во всех внутренних и наружных стенах им отвечают плоские лопатки. Хоры имеют большую площадь, занимая западное членение центрального нефа, два членения средних нефов и целиком крайние боковые. В центральном нефе и трансепте хоры открываются в подкупольное пространство двойными арками, опирающимися на промежуточные столбы (круглый в центральном нефе и граненые в трансепте). Во втором ярусе у промежуточных столбов квадратное сечение, а столбы, поддерживающие своды над юго-западной и северо-западной частями хор, граненые.

http://sobory.ru/article/?object=00314

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010