Глава 3 1–3. Блаженство праведных по смерти. 4–6. Надежда на бессмертие служит для них источником утешения в страданиях земной жизни. 7–9. Другая надежда истинных благочестивых израильтян в том, что еще здесь на земле они восторжествуют и будут господствовать над народами. 10–19. Совершенно противоположна судьба нечестивых: их надежды на счастье земной жизни тщетны. Прем.3:1 . А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. 1–3 . Изображение судьбы благочестивых по смерти в противоположность выраженной выше (24 ст. II гл.) мысли о гибели нечестивых. 1 . «А души праведных в руке Божией». Речь идет о душах умерших праведников, что ясно из противоположения их судьбы участи нечестивых. Нечестивые «испытывают смерть», души праведных «в руке Божией», т.е. пользуются особым благоволением, покровительством Божиим (см. Прем. 7:16 ст., Ис. 31:6 ; Лк. 23:46 ). «Мучение не коснется их» – разумеются мучения по смерти (ср. Лк. 16:23 ). Прем.3:2 . В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, Прем.3:3 . и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. 2–3 . Только во мнении неразумных смерть праведных считалась уничтожением, в действительности же это есть только переход к высшей блаженной жизни. «Неразумные» – те же самые люди, о которых была речь выше ( Прем. 1:3 ст.); «исход их», т.е. смерть: см. Лк. 9:31 ; 2Пет. 1:9 . По смерти праведные «пребывают в мире». Пребывание в мире означает прежде всего состояние свободное от земной печали, см. Евр. 3:11 ; Откр. 14:13 ; а затем – с положительной стороны – блаженство в Боге. Прем.3:4 . Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. 4–9 . Как смерть, так и земные страдания праведных обычно нечестивыми считаются за постигшие их божественные наказания (4 ст.), в то время, как они (страдания) имеют совершенно другие цели (5–6): хотя сами праведники на земле и гибнут, но дела их служат к их торжеству и прославлению (7–9 ст.). 4 . Связь 4-го ст. с предшествующим через «ибо» несколько затруднительна. Можно думать, что, ставя эту причинную связь, писатель хотел выразить ту мысль, что пребывание в мире праведных, о котором он говорил, как о блаженном состоянии по смерти (3 ст.), начинается уже здесь, на земле; ибо несмотря на все страдания праведные имеют твердую надежду на будущее блаженство и в этом находят успокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Библия, изложенная для семейного чтения. Книги «учительные» Молитва царя Соломона Кроме вышеупомянутой книги псалмов святого царя Давида Библия содержит в себе и другие книги, известные под именем «учительных». В них изливается прославление Бога и вдохновенной премудрости Его высокой душой человека Ветхого Завета. Высказываются также поучения о душевном воспитании, сообразно идеалам нравственного совершенства, к которым вечно устремлялось человечество в лице отдельных высочайших своих представителей. Идеалы эти были лишь частично доступны постижению людей Ветхого Завета до тех времен, когда в полном блеске засиял в мире Сам идеал полной красоты и совершенства — воплотившийся Господь наш Иисус Христос. Например, прославляя Господа, царь Соломон, сам получивший по молитве своей мудрость от Господа, прежде всего упоминает о премудрости Божией. Он превозносит ее и, поучая, ставит единственным путем спасающегося человечества познание и подражание ей. «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою». «Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? — указывает царь Соломон. — Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда. Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Когда Он (Господь) уготовлял небеса, я была там. Когда полагал основания земли, тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.

http://pravoslavie.ru/2941.html

Глава 12. Речь Иова (4-я)· Независимо от убеждений друзей Иов признает и торжественно исповедует превосходство могущества, премудрости и власти Господа в создании и управлении вселенной, в определении судьбы людей и народов; но при этом сознает, что такое понятие собеседников о Боге не должно быть непременным основанием признавать поведение их друга преступным, а страдание его вполне заслуженным наказанием Ст. 1. Софар советовал Иову не говорить о своих страданиях, основываясь на той главной мысли, что мудрость человека крайне ограничена и потому суждение его о своей праведности не совершенно верно. Между тем сам он учит Иова праведности, предлагает средства дли его спасения – покаяние и молитву. При таком отношении Софара к Иову обнаруживается излишняя самоуверенность и пристрастное доверие к собственному разуму и опыту, что Иов и признает достойным обличения. Ст. 2. Убо вы ли едини есте человецы. Друзья Иова высказывают свои суждения о достоинстве его поведения, предлагают ему советы, как спастись, и остаются в уверенности, что их мнения так справедливы и важны, а доказательства настолько основательны, что Иову не следует им противоречить (гл. 11, ст. 3), как будто только они люди, только они знают волю Божию, законы и достоинство жизни человеческой. А это несправедливо. Или с вами скончается премудрость. Как знание воли Божией, премудрость не принадлежит только некоторым избранным лицам и не прекращается со смерти их. Также умственные и нравственные достоинства, понятия о добре и зле, о подчинении Провидению и т. п. не принадлежат лицам одного какого-либо времени; они коренятся в природе каждого человека, в его разуме и совести, и переходят из рода в род по преданию (устному, как было в древности). Ст. 3. И у мене сердце есть яко же и у вас – Чувство добра, сознание нравственного долга и понятие о добродетели, составляющие основу и содержание мудрости, были достоянием души Иова столько же, как и друзей его (ср. 13:2 и 1:2); а потому и он с полным правом и достаточным основанием может судить о своем поведении независимо от посторонних мнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава семнадцатая Определение Софии: энергия Божия. Ссылка о. Булгакова на св. Паламу. Ниспровержение мысли: «энергия Божия есть сам Бог» учением же Паламы. «Томос святогорский» Впрочем у прот. Булгакова и священника Флоренского есть определения, в которых София называется даже Богом, поскольку она, по их учению, есть энергия Божия и имя Божие. В своей книге «Свет невечерний» о. протоиерей говорит: «Бог, открываясь твари, проявляется в Своем действии для твари, в благодати или (пользуясь выражением догматических споров XIV в.) энергией Своей. Божество в Его внутри божественной жизни остается трансцендентным для твари, однако действие Божества, Его откровения, божественная сила, изливающаяся в творении, есть тоже Божество, единое, неделимое, присносущее. В этом смысле энергия Божия во всяком своем проявлении, как действие Божие, неотделимое от Бога, но являемое твари, есть Бог в творении, само Абсолютное и Трансцендентное... И действие Духа Святаго в таинствах есть Сам Бог... Хотя с точки зрения твари различается Бог в Себе и Бог в творении, однако это различение устанавливается не божеским естеством, но тварной ограниченностью: Бог самотожественен и в премирности Своей, как абсолютное Трансцендентное и в творческой энергии Своей, как Творец и Вседержитель» 805 . Таким образом, по учению о. Булгакова, энергия Божия есть Сам Бог. Но по тому же учению, София есть энергия Божия. Имея в виду сию Софию, Премудрость Божию, прот. Булгаков в другой своей книге «Купина Неопалимая» говорит: «Она, если пользоваться выражением паламитских споров, есть в отношении к миру «энергия», действие Божие в творении... В то же время, если мы припомним основную мысль богословствования Паламы об энергиях Божиих, именно, что «энергия есть Бог»... то становится по аналогии понятным, почему и в каком смысле говорится в «Премудрости» 806 с видимым безразличием то «Премудрость», то «Бог», ибо Премудрость и есть Бог в мире, не по сущности и не по ипостасному бытию, но по жизнедейственному откровению» 807 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Осуждение Многие привыкли ближнего осуждать, злословить, и в том своего порока не видят; но как тяжко они грешат, в следующих пунктах показываю. Во-первых, судьи сии, осуждая ближнего, тем самым показывают себя праведными перед людьми, как то делал фарисей евангельский. В этом показывается их гордость, богомерзкое и фарисейское лицемерие. Во-вторых, часто бывает, что осуждающий в больших и многих грехах повинен, нежели им осуждаемый. Это и Христос обличает, говоря о нем так: и что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего ( Мф. 7, 3, 5 ). Сучком меньший грех, бревном больший грех называет Христос. Да и подлинно, праведный человек от этого греха крайне бережется. Ибо, видя брата согрешающего, он не только не осуждает, но и сожалеет о душевном его несчастии. И при этом молится Человеколюбцу Богу, чтобы избавил его из этой диавольской сети, ведая, что все мы одинаково подвержены падению. В-третьих, часто согрешение ближнего нашего мы видим, а покаяния не видим. Перед нами согрешил, а от нас отойдя, или, может быть, в тот самый час и покаялся. Ибо удобно человек, пав, особенно от немощи, благодатью Божией восстает. Это восстание, поскольку бывает внутри, в сокрушении сердечном, потому нам и невидимо. В-четвертых, многие люди, мира сего честь и славу за ничто считающие и ищущие от единого Бога славы, пред нами являются грешными, но их недостоин весь мир. И потому часто бывает, что, кого мы осуждаем, того Бог оправдает. Кого мы за грешника вменяем, тот перед Богом праведен. Кого мы за врага Божия считаем, тот любимый друг Божий. Кого мы бесчестим, поносим злословием своим, того Бог Сам почитает. Кого мы проклинаем, того Бог благословляет: они проклянут, а Ты благо словишь ( Пс. 108, 28 ), – говорит псаломник. О, горе нам, окаянным, когда эти, по нашему безумному мнению, грешники, которых мы ныне неправедно судим, явятся во Царствии Отца Небесного в лике праведных, и нас, судей беззаконных, будут уже праведно судить перед всем миром: тогда праведник с вели ким дерзновением станет пред лицом тех, которые оскорби ли его и презирали подвиги его ( Прем. 5, 1 ), – говорит Премудрость Божия. Тогда непременно вострепещут видевшие такое славное изменение. Они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его и, раскаявшись и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми? Итак, мы заблудили от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас ( Прем. 5, 2–6 ), – та же Премудрость говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Псалом 103 Пс.103:1 . Псалом Давиду, о мирстем бытии. Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело: во исповедание и в велелепоту облеклся еси: НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом прилично положен на ряду с предыдущим. Ибо во оном приносится благодарение Богу за благодеяния благодати, а в сем за благодеяния природы: там прославляется Божие милосердие, а здесь проповедуется Божия премудрость, во-первых, от чудных дел, сущих на небеси; потом от дел, сущих в воздухе; за сим от дел, сущих на земли; наконец, от дел, сущих в мори. ТОЛКОВАНИЕ Сими словами Пророк, как и прежде возбуждает душу свою к хвалению Бога, а душа возбужденная тотчас востает, поражается удивлением, и хваля Бога, восклицает: Господи Боже мой, возвеличился еси зело! Бог хотя Сам в Себе ни увеличиться, ни уменьшиться не может, поскольку есть безпределен и безконечен, но увеличивается пред очами Ангелов и человеков, и тем паче, чем более возрастает слава Его от созерцания могущества, премудрости и благости, сияющих в делах Его. Пс.103:2 . одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу: Сими словами объясняет, каким образом возвеличился Бог, употребляя прекрасное подобие, взятое от ризы. Якоже бо от светлыя ризы познаем царя, владыку и других высоких властей, тако от славы, еюже аки ризою одеян Бог, познаем могущество и премудрость Его. И хотя Бог Сам в Себе свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя ( 1Ин. 1:5 ), но как свет оный есть неприступный, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может ( 1Тим. 6:16 ), сего ради кроме онаго света, предложил нам другий некоторый свет славы, то есть свет, происходящий от дел Его. И о сем-то свете славы Пророк глаголет здесь, восклицая: в славу и велелепоту облеклся еси. Пс.103:3 . покрываяй водами превыспренняя своя, полагаяй облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветреню: Здесь начинает описывать сияние силы и премудрости Божией, видимыя в творении тверди, или неба: и притом замечает два некоторыя весьма чудныя обстоятельства, которыя и нам на замечание предлагает. Первое, что Бог с такою легкостию распростер неизмеримую тяжесть тверди и ею окружил все нижния тела, с какою люди обыкновенно распростирают шатер или палатку, из кож сделанную. Второе, что Бог с непонятным искусством покрыл водами превыспренняя Своя, то есть, расположил воды выше неба, поставя оныя аки некие сосуды на огне, однако так, что ни вода не погашает огня, ни огонь истребляет воды. О сих водах много спорят между собою ученые люди, но Святые отцы вообще мнят так, что есть воды не токмо выше неба воздушнаго, где бывают облака, но и выше неба эфирнаго, которое твердию нарицается. Зри Василия Великаго беседу 3 на Шестоднев, Златоустаго беседу 4 на Бытие, Амвросия книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

51. Бог зовет нас к покаянию грозными явлениями в природе С Новым годом, читатели мои, с новым даром Божия долготерпения к нам грешным! Еще дается нам отсрочка для достойного приготовления к вечности – велика ли – не знаем: может быть, целый год, а может, и месяц, а кто знает, может быть, иному и несколько дней или часов. Все в руце Божией, и да будет воля Его святая над нами! Для Нового года душа просит побеседовать на вечно старую тему. Есть вещи, о коих недостаточно говорить и писать: надо бы проповедовать о них на кровлях, взывать на улицах и перекрестках, потому что, по слову Христову, если мы умолчим, то камни возопиют, бездушная природа не в силах будет молчать. Мы привыкли мерить все сущее в мире своею меркою, мерою своего маленького ума, и забываем, что для всесовершенного Ума Божия существуют иные меры, на наши непохожие. Так, мы делим природу на одушевленную и неодушевленную и полагаем, что неодушевленная природа не способна действовать разумно, повиноваться сознательно, что она повинуется только раз навсегда данным ей от Творца физическим и химическим законам, повинуется с необходимостью, сама о том не ведая, не сознавая. Но, думая так, мы забываем Божие всемогущество, Божию премудрость и благость, мы как бы ограничиваем сии совершенства Божии в своем сознании, мы опускаем из виду, что вся неразумная тварь создана для того, чтобы разумные существа чрез нее прославляли сии совершенства Божии. Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь ( Пс.18:2 ). И это – не только чрез наше созерцание тварей Божиих, Божией премудрости в их устройстве, но и в непосредственном выполнении ими воли Творца. Для Него – Всемогущего, все возможно: и природа бездушная повинуется Ему, столь же «разумно» исполняя Его повеления, как и разумные существа. Той рече и быша, повеле и создашася ( Пс.32:9 ). И ныне Он повелит – и природа исполняет Его веления, и мы, волею или неволею, являемся свидетелями, а иногда и участниками таких явлений в природе, в коих не можем не признать, если только не ожесточились, не ослепли духовно, не умертвили в себе совесть, не можем, говорю, не видеть всесильную Руку Божию, властно повелевающую природе. Да, природа так же повинуется Творцу, как и разумные твари, и, действуя неразумно, дает урок послушания самому венцу творения – человеку!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Патриарх Каллист ГОСПОДИНА КАЛЛИСТА ТИЛИКУДЫ о безмолвнической жизни 1. Нельзя покаяться без безмолвия; нельзя сколько-нибудь коснуться чистоты без анахоретства; невозможно, при видании людей и беседах с ними, сподобиться умного зрения Бога и молитвенной беседы с Ним. Почему те, коих объемлет заботливое желание покаяться в своих прегрешениях, очиститься от страстей, достигнуть и вкусить созерцания Бога и беседы с Ним, – что есть предел и цель живущих по Богу, и залог вечного Божия наследия, – всеми способами взыскивают безмолвия, наиполезнейшим делом для себя почитая удаление от людей и анахоретство, с должным, конечно, к тому расположением и настроением. 2. Начало деланий их в безмолвии бывает плач, самоосуждение и самоуничижение; ради их, – чтоб они происходили сколько можно чище, – бдения, стояния, воздержание и телесный труд, коих предел – потоки слез, источаемых очами смиренная мудрствующих, в сокрушении сердца. Так внимают они очищению своему, и так деятельно преуспевают в нем. Пределом сих трудов служит умиротворение помыслов, как начало излияние слез. 3. После сего ум, обычным образом, начинает рассматривать природу вещей, постигать художество Божие, понимать Божественную мысль, и узревать во всем следы Божеской силы, премудрости, благости и всего, что обыкновенно в Боге созерцается; и в таинства Писания входит он, и преестественных благ вкушает, и премирными красотами наслаждается, и Божией любви делается приятелищем; и таким образом пленяется любовью, радуется и благодушествует, как достигали предела добродетелей, любви к Создателю всяческих, никакой прелести не испытывая и не подозревая, а только претерпевая одни соблазнительные нападки и непотребные греховные движения, по многим причинам, как изменчивый. 4. Таким путем следует восходить к возустроению себя, далеко стоя от нечаяния, и окрыляясь надеждою на человеколюбие Божие в достижении благ божественных, пребывая в слезах, в молитве и в других сказанных добрых деланиях, услаждаясь, сколько доступно, раем любви к Богу и ничего больше не видя кроме слез, мира помыслов и любви Божией. Так держится незаблудный путь, так образуется залог спасения души, смиренномудрствующей, трезвящейся и молящейся, во Христе Иисусе, Господе нашем.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) БЛАЖЕНСТВО Ч-к стремится к счастью, как бы он его ни называл: вение, Все эти блага в разной степени включены в представление о счастливом или о несчастном ч-ке. Когда «мудрый» провозглашает: «Блаженны нищие! Горе богатым!», он не думает дать приносящее счастье, или произнести навлекающее несчастье, но просто увещевает, на основании собственного опыта, следовать по пути, ведущему к счастью. ВЗ Чтобы понять важность и значение многих изречений мудрости, кажущихся нам на первый взгляд слишком житейскими, надо рассмотреть их в той религиозной обстановке, в к-рой они создались. И действительно, хотя источником Б. всегда предполагается Бог, в развитии понятия Б. наблюдалась медленная эволюция от земного к небесному. 1 . Блаженство и слава в Боге. – Греч. боги обычно носят название «блаженных», потому что они воплощают мечту чка о счастье; что же касается библ. писателей, то они не останавливаются на мысли о Б. Бога (см Тим 1, 11; 6, 15), несоизмеримом с Б., к к-рому ч-к стремится. В Библ. Ягве представлен прежде всего как Бог желающий сообщить эту славу людям; отсюда второе различение: в то время как боги наслаждаются своим счастьем, не заботясь в частности об участи людей, Ягве склоняется с участием ко всем людям, в особенности к Своему народу; Б. проистекает из Божией и заключается в причастности к славе Божией. 2 . Блаженство это – Сам Бог. – В утверждениях, к-рыми изобилуют кн. Мудр., читающий Библ. открывает, в чем заключается настоящее Б. и почему он должен его искать. Блажен тот, кто боится Ягве, он будет могуч, благословен ( Пс 111. 1 сл.), у него будет много детей ( Пс 127, 1 слл). Если он хочет заручиться жизнью, спасением, благословением, богатством ( Притч 3, 10 ), он должен следовать путям Божиим ( Пс 1, 1 ), ходить в Законе Господнем (118, 1), слушать Премудрость ( Притч 8, 34, 35 ), снискать ее (3, 13, 14), упражняться в ней ( Сир 14, 20 ), заботиться о бедном ( Пс 40, 2 ), одним словом, – быть праведным.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Полунощники и др. произведения В этот том собрания сочинений Н. С. Лескова вошли следующие произведения: Час воли божией По поводу Крейцеровой сонаты Невинный Пруденций Полунощники Юдоль О «квакереях» Импровизаторы Продукт природы Загон Административная грация Зимний день Дама и Фефёла Заячий ремиз Николай Семенович Лесков Собрание сочинений в одиннадцати томах Том 9 Час воли божией (Сказка) I В очень древние годы, стародавние, был в некотором незнатном царстве премудрый король по имени Доброхот. Величали его так за то, что он не любил воевать, а всем людям добра хотел. Жить он любил по-старинному и управлял своим королевством с большим благочестием, по всем памятям по отцовским и дедовским, и из всех сил хлопотал и заботился, чтобы в его земле правда над кривдою верх взяла и всем людям хорошо было у него под державою, но только все это дело у него не спорилося. Только что начнет Доброхот с одного конца свое дело налаживать, как — глядит — оно у него на другом конце расплетается. Долго бился Доброхот всяким родом и способом и умаялся в хлопотах до семи потов, а успеха ему все-таки нет как нет. И потерял, наконец, Доброхот всякую надежду устроиться, и взяло его от этого такое горе и отчаяние, что не стали его веселить ни скоморошьи потехи, ни пляски, ни женины ласки умильные; опостылели ему звериные ловы, и птичья охота наскучила. Стал король вянуть и к гробу посунулся. Заметила это жена Доброхота премудрого — Милолика, королева прекрасная, и начала его обнимать и просить с нежностью, чтоб он пожалел себя, и ее, и своих малых детушек и не трудил бы себя долгою тяжкою заботой, а созвал бы скорее со всего королевства самых сановитых бояр и велел бы им всю премудрость обдумать в большой думе засветло и подать себе пред сумерки все дело чистое — на ладошечке. II Король Доброхот в сей последний раз нежных ласок своей прекрасной королевы Милолики послушался и созвал своих думных бояр со всей земли и начал у них спрашивать: — Все ли у нас под моею державой идет так, как следует?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010