6 и 7 мая состоялось расширенное заседание Священного Синода РПЦ, но митрополит Филарет, постоянный его член, на заседание не явился. Синод, рассмотрев церковную ситуацию на Украине, постановил осудить заявления митрополита Филарета по поводу Архиерейского Собора как не соответствующие истине и вводящие в заблуждение паству, Синод квалифицировал их как хулу на соборный разум Церкви. Священный Синод предписал митрополиту Филарету до 15 мая созвать Архиерейский Собор УПЦ, подать на нем прошение об отставке с поста предстоятеля и действительно уйти в отставку, как он торжественно перед крестом и Евангелием обещал сделать. В связи с чрезвычайным положением, сложившимся в УПЦ, митрополиту Филарету было запрещено в период до Архиерейского Собора УПЦ действовать в качестве предстоятеля, а именно созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения, касающиеся Украинской Церкви. Все прещения и наказания, наложенные или могущие быть наложенными им на архиереев, клириков и мирян в связи с выраженной ими поддержкой определения Архиерейского Собора РПЦ от 2 апреля 1992 г., были объявлены незаконными и недействительными. Священный Синод предупредил митрополита Филарета, что в случае неисполнения определений Архиерейского Собора РПЦ и Синода он будет предан церковному суду. Однако и это постановление Священного Синода РПЦ было проигнорировано митрополитом Филаретом. 21 мая Синод снова обсуждал церковную ситуацию на Украине, и опять в отсутствие виновника кризиса, который не пожелал явиться на заседание. Старейшему по хиротонии архипастырю Украинской Церкви митрополиту Харьковскому Никодиму (Руснаку) Синод поручил созвать Архиерейский Собор до празднования дня Св. Троицы, для того чтобы принять отставку митрополита Филарета и избрать нового предстоятеля УПЦ. Временное исполнение обязанностей 1-го епископа УПЦ возлагалось на митрополита Никодима. Получив извещение о постановлении Священного Синода, митрополит Филарет заявил, что он считает решение Синода необоснованным и «недееспособным».

http://sedmitza.ru/lib/text/429439/

Вспомним, однако, и то, что до сих пор ни одна Поместная Церковь не признала новосозданную «Православную церковь Украины» (ПЦУ), не поздравила ее предстоятеля Епифания и не послала своих представителей на церемонию его интронизации. Более того, Священный Кинот Святой Горы Афон тоже решил отказать Константинопольскому патриарху Варфоломею в посылке делегации афонских монастырей на эту церемонию (хотя впоследствии, по его просьбе, туда все же отправились два игумена). Другими словами, даже афониты, хотя и находятся под омофором Константинопольского патриарха, категорически не приемлют каноничность новой украинской церковной структуры, созданной из двух раскольничьих группировок и под политическим дирижерством президента Порошенко. Этими действиями мировая общность Поместных Православных Церквей дала ясно понять, что для нее абсолютно незаконно, чтобы патриарх Варфоломей решал в одностороннем порядке вопрос «автокефалии» Церкви на Украине, так как это не отвечает установленному каноническому порядку. Как сказал Бачский епископ Ириней: «Первый епископ у нас на Востоке не является первым в абсолютном смысле (отдельно от остальных), как в юрисдикции ветхого Рима; он первый на соборе (πρτος ν Συνδ). Согласно всем известному 34-му Апостольскому правилу, собор без своего первого епископа (предстоятеля) не действителен, но и предстоятеля без собора не существует. Отсюда следует, что Константинопольский патриарх не имеет права обсуждать и тем более решать статус Украинской Церкви – и, аналогично, любой другой Церкви – сам, надсоборно, самовластно» . В результате стремительного вторжения Константинопольского Патриархата на Украину – узаконивания раскольников и неканонического образования собственной структуры на чужой церковной територии, – Синод РПЦ принял решение прекратить евхаристическое общение с Константинополем. Это решение распространяется на всю каноническую територию Русской Православной Церкви. А в нее входят 16 стран: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Эстония, Япония, Монголия и Китай, а также немалое количество верующих на Западе. По количеству храмов (более 36 000) и священства (более 40 000) Русская Православная Церковь является крупнейшей из 15 Поместных Православных Церквей. По словам Московского патриарха Кирилла, вся паства Московского Патриархата, «проживающая как в России, так и за ее пределами, составляет около 180 миллионов человек». Во всем мире православных около 260 миллионов, по данным исследовательского центра «Пью» .

http://pravoslavie.ru/123882.html

Большинство верующих отнеслось к новой авантюре митрополита самым суровым образом. В большинстве храмов Украины прекратилось поминовение Предстоятеля УПЦ за богослужением Наиболее резко свое отрицательное отношение к автокефалии вообще и к личности Киевского митрополита в частности выразила Одесская епархия: в адрес Патриарха Алексия II было направлено обращение с просьбой принять в непосредственное патриаршее управление «Свято-Успенскую Патриаршую обитель, Одесскую Духовную Семинарию, Свято-Успенский кафедральный собор, а также всю полноту Одесско-Измаильской епархии» Столь бурная реакция одесских православных была также следствием того, что активным поборником автокефалистской идеи в епархии выступил архиепископ Лазарь (Швец), галицкий уроженец. Это закончилось для него жестким отпором со стороны собственной паствы и переводом на Симферопольско-Крымскую кафедру, где владыка уже не решался столь откровенно пропагандировать автокефалию. Патриарх Алексий 17 апреля 1992 года направил с нарочным письмо митрополиту Филарету, в котором просил его сообщить соответствует ли действительности информация, распространенная через телевидение, радио и газеты об изменении его решения оставить пост предстоятеля УПЦ. Письменного ответа от Филарета не последовало, как не последовало и ответа на приглашение прибыть на заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, которое должно было состояться 6-7 мая 1992 года 145]. 30 апреля в городе Житомире, благодаря инициативе архиепископа Житомирского и Овручского Иова (Тывонюка; ныне архиепископ Челябинский и Златоустовский), состоялось собрание архиереев, духовенства, монашествующих, представителей православных братств и мирян Украинской Церкви. Фактически это был собор УПЦ, на котором не было только одного Предстоятеля Украинской Церкви, деятельность которого стала предметом разбирательства Заявление митрополита Киевского было подвергнуто острой критике, а сам он обвинен в клевете на Архиерейский Собор и в клятвопреступлении. Собрание потребовало от митрополита Киевского его незамедлительной отставки

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

Однако с приходом нового Президента Украины П. Порошенко все чаще стали поступать сведения о том, что украинские власти при поддержке Константинополя готовят проект создания так называемой «Единой поместной украинской церкви», основу которой должны были составить раскольники. В этой ситуации Святейший Патриарх Кирилл понимал, что исключить или, по крайней мере, существенно уменьшить риск односторонних попыток Фанара навязать автокефалию Украине могло бы принятие документа об автокефалии на Всеправославном Соборе. В январе 2016 года в Шамбези состоялось Собрание Предстоятелей Православных Церквей, посвященное вопросам подготовки Святого и Великого Собора. На этом мероприятии Святейший Патриарх Кирилл, возглавлявший делегацию Московского Патриархата, решительно настаивал на том, что документ по теме автокефалии непременно должен быть доработан и вынесен на предстоящий Собор. Его Святейшество напомнил, что необходимость дальнейшего обсуждения темы автокефалии была отмечена и решениях Собрания Предстоятелей в Константинополе, состоявшемся в марте 2014 года. Однако Константинопольская Церковь с этим предложением принципиально не соглашалась. Разрешить сложившуюся ситуацию могла только личная беседа двух Предстоятелей, и эта беседа в перерывах между заседаниями состоялась. Я был ее свидетелем. На этой встрече Патриарх Варфоломей заверил нашего Патриарха, что Константинопольский Патриархат ни на самом Соборе, ни после него не будет предпринимать действий, связанных с легализацией раскола или предоставлением автокефалии на Украине. Только после этих обещаний Святейший Патриарх Кирилл согласился отложить рассмотрение темы автокефалии на период после Всеправославного Собора. Об этом и о содержании состоявшейся беседы Предстоятель Русской Церкви объявил на следующий день в присутствии всех Предстоятелей и представителей Поместных Церквей. По решению Его Святейшества в состав официальной делегации Московского Патриархата на Синаксисе в Шамбези был включен Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий , что оказалось очень правильным и мудрым решением. Сейчас Патриарх Варфоломей заявляет, что Украина якобы всегда находилась в константинопольской юрисдикции. Однако на упомянутом Синаксисе он в одном из первых заседаний выразил радость о того, что в состав официальной делегации Московского Патриархата «включен и митрополит Киевский Онуфрий» и особо отметил, что его «все мы, здесь присутствующие, признаем единственным каноническим иерархом нашей Православной Церкви на Украине, конечно, вместе со всеми иже с ним святыми архиереями».

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Ваши советчики уверяли Вас, будто епископат Украинской Православной Церкви готов поддержать политический проект киевских властей, будто значительная часть, десятки канонических епископов ждут лишь Вашего благословения, чтобы покинуть свою Церковь. Я предупреждал неоднократно, что Вас вводят в заблуждение. Теперь Вы можете убедиться в этом воочию. На так называемом «поместном соборе», который созвали Вы, а возглавила тройка, состоявшая из Вашего представителя, самозваного «патриарха» (теперь именуемого «почетным») и светского главы украинского государства, присутствовали лишь двое из 90 епископов Украинской Православной Церкви. То, что Вы называете «поместным собором», стало собранием раскольников под прикрытием имени Святой Константинопольской Церкви. Что это, как не легализация украинского раскола, которой Вы публично обещали не допустить? В своих решениях Вы ссылаетесь на волю православного народа Украины, который будто бы просит о вмешательстве Константинопольской Церкви. Но именно воля подавляющего большинства духовенства и верующих, подлинно церковных людей Украины побудила епископат Украинской Православной Церкви не отвечать на Ваши приглашения и отказаться от участия в так называемом «объединительном соборе» украинского раскола. Из двух упомянутых Вами епископов Украинской Православной Церкви, которых Вы вопреки канонам приняли в свою юрисдикцию, только один был епархиальным архиереем. Но духовенство и паства его епархии не приняли его действий. После того, как митрополит Симеон был правомерно запрещен в священнослужении Синодом Украинской Православной Церкви, все монастыри Винницкой епархии и подавляющее большинство приходов вместе с их духовенством остались в подчинении нового канонического архиепископа Винницкого и Барского Варсонофия. В настоящее время местные власти оказывают давление на духовенство епархии, угрожают священникам расправой, но клирики, монашествующие и миряне не желают находиться в общении с архиереем, который предал их и Церковь. Упомянутый Вами митрополит Александр, также запрещенный в служении Синодом в Киеве, имел в своем ведении единственный храм: в его общине возник конфликт, а духовенство храма в большинстве своем уклонилось от сослужения с отпавшим архиереем.

http://pravoslavie.ru/118355.html

По окончании акта состоялся праздничный концерт. В связи с десятилетием избрания на Киевскую кафедру, а также 40-священнического и архиерейского служения Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру поступили поздравления от Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, Святейшего Патриарха Александрийского и всея Африки Петра, Святейшего Патриарха Сербского Павла, Блаженнейшего Патриарха Румынского Феоктиста, Святейшего Патриарха Болгарского Максима, Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы, Блаженнейшего Митрополита всея Америки и Канады Феодосия. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Возблагодарить Господа, даровавшего архипастырям, пастырям, монашествующим и чадам Украинской Православной Церкви спасительную благодать для неколеблемого стояния в истине, сохранения чистоты православной веры и канонического церковного строя. 2). Поздравить Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира с десятилетием служения в качестве Предстоятеля Украинской Православной Церкви, особо отметив его выдающуюся роль в деле защиты Святого Православия, сохранения богозаповеданного церковного единства и противостояния расколу. 3). Вознести молитвы о Блаженнейшем митрополите Киевском и всея Украины Владимире и его богоспасаемой пастве да дарует Господь Украинской Православной Церкви мир, благоденствие и процветание. 4). Призвать уклонившихся в раскол к возвращению в спасительную церковную ограду и воссоединению с Матерью-Церковью, которая по примеру своего Божественного Основателя терпеливо ожидает заблудших чад. СЛУШАЛИ: Доклад Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира об учреждении новых католических епархий на территории Украины. ПОСТАНОВИЛИ: Принять Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с учреждением новых католических епархий на Украине. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах семинара " Отношения Русской Православной Церкви и властей в России в 20-е 30-е годы " (Москва, ОВЦС МП, 27.05.2002).

http://sedmitza.ru/lib/text/429514/

В связи с этим «2000» обратилась к Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Митрополиту Владимиру с просьбой ответить на несколько вопросов. — Ваше Блаженство, конец 2006 и начало 2007 года ознаменовались в церковной жизни тремя острыми вопросами: новой усиленной рекомендацией Президента Виктора Ющенко о создании единой поместной автокефальной Православной Церкви в Украине, что подразумевает объединение с раскольнической «упц-кп»; восстановлением в новом правительственном и ведомственном составе Межведомственной комиссии при КМ о реституции церковной собственности и обострением реакции со стороны различных братств и общественных движений УПЦ в ответ на обращение Синода УПЦ к президенту, правительству и парламенту по поводу создания в Украине автокефальной Православной Церкви. Если здесь присутствует взаимосвязь, то какая? — Православная Церковь понимает намерение ряда высоких политических лидеров, в том числе и Президента страны, о создании в Украине поместной Украинской Православной Церкви. Эта инициатива не нова и декларируется как политическое пожелание с первых дней образования Украины, как независимого государства. Но мы помним начало 1990-х годов — во что вылилась эта «инициатива». Украина стояла на грани религиозных междоусобиц, надвигалась угроза повторения косовского варианта, в некоторых регионах даже пролилась кровь. Современные политики, инициировавшие тогда создание поместной Церкви по политическому сценарию, сейчас публично признали ошибочность своих действий. Зачем же повторять эту ошибку заново? Мало того, сама жизнь и 17-летняя история церковно-государственных отношений Украины подтвердила, что вмешательство в жизнь Церкви, искусственное создание так называемой украинской православной церкви киевского патриархата, называющей себя национальной, поместной и автокефальной (что на самом деле не соответствует действительности), дискредитировало в глазах верующих само понятие автокефалии, стало главным препятствием для обсуждения этого вопроса на общеукраинском религиозном уровне.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204491...

Предстоятель Русской Православной Церкви засвидетельствовал, что будет рад вновь встретиться с Королем Иордании Абдаллой II Бен Аль-Хусейном. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также обратился с теплыми словами приветствия к присутствовавшим иерархам Иерусалимского Патриархата. Принц Гази Бен Мухаммад, засвидетельствовав любовь и уважение к Русской Православной Церкви, особо остановился на деятельности русского Дома паломника на реке Иордан. Он, в частности, отметил, что множество паломников из России приезжает туда, несмотря на неспокойную обстановку в ближневосточном регионе. Как сообщает Союз православных журналистов, ранее для участия в Совете Предстоятелей в Иорданию прибыли: Патриарх Сербский Ириней. В состав миссии Сербской Церкви вошли митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, епископ Бачский Ириней, епископ Крушевацкий Давид. Миссию сопроводили ректор Призренской семинарии города Ниш протоиерей Милутин Тимотиевич, главный редактор журнала «Православие и богословские взгляды» протодиакон Дамьян Божич, секретарь Патриаршей канцелярии Сербии диакон Александр Прашчевич и личный секретарь Патриарха диакон Деян Накич; Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Митрополит Ростислав; делегат Румынской Православной Церкви митрополит Тырговиштский Нифонт; Предстоятель Украинс кой Православной Церкви Московского Патриархата Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Как сообщалось, Иорданский Собор пройдет в режиме , закрытом от СМИ. Собор созван по инициативе Патриарха Иерусалимского Феофила и посвящен «украинскому вопросу», а также ряду других насущных проблем мирового Православия. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/25/am...

Соответственно, в вопросах церковного суда и церковной дисциплины высшей инстанцией для них оставался Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (в период между Поместными Соборами) и Священный Синод Русской Православной Церкви (в период между Поместным и Архиерейским Соборами). Согласно древней церковной норме, осуществлявшейся, в частности, в практике Вселенских Соборов, обвиненный епископ не мог не только председательствовать, но и участвовать в заседаниях наравне с другими участниками Собора. По обычаю, обвиненный епископ выходил на середину перед прочими отцами Собора и не мог к ним присоединиться до тех пор, пока не получал оправдания в своем деле. Подобный прецедент был с блаженным Феодоритом, епископом Кирским, которого не допустили к участию в заседаниях IV Вселенского собора до тех пор, пока он не анафематствует Нестория. Точно так же не был допущен к заседаниям Диоскор Александрийский, который, в конечном счете, был осужден и лишен сана IV Вселенским Собором. Фактически, по смыслу церковного правосознания, бывший митрополит Киевский Филарет, будучи отстранен от церковного управления по ряду обвинений, не мог созывать Собор и председательствовать на нем. То, что Священный Синод 6 мая дозволил ему в исключительном порядке единожды возглавить Архиерейский собор для добровольной отставки и выбора другого Предстоятеля – само по себе было значительной уступкой, принятой, вероятнее всего, во избежание нестроений и вмешательства светской власти в дела Украинской Православной Церкви. Таким образом, ссылка на 34-е Апостольское правило, к которому традиционно апеллируют противники Харьковского Собора, не представляется здесь уместной. Текст правила гласит: Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих… Между тем, бывший митрополит Филарет на момент созыва Собора de jure был отстранен от исполнения обязанностей и не являлся Первоиерархом Украинской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/53874.html

12 июня 2008 г. на официальном портале Украинской Православной Церкви прошла веб-конференция архимандрита Кирилла (Говоруна). На ней прозвучал вполне резонный в нынешней украинской ситуации вопрос: «Отец Кирилл, вы можете перечислить перечень вопросов, которые Украинская Православная Церковь никак не может решить без согласования с Русской Православной Церковью даже на своей территории?» На что архимандрит Кирилл, ответил: «Мне не приходит на ум ни одного вопроса, который бы относился к жизни Украинской Православной Церкви, и который она не могла бы решить самостоятельно». И действительно, будто в подтверждение этих слов, на сайте Украинской Православной Церкви появилось сообщение , что новая версия Статута после утверждения Предстоятелем Украинской Православной Церкви зарегистрирована в государственных органах. Оказалось, что на самом деле Собор епископов Украинской Православной Церкви принял не «проект в целом», а полноценный действующий Статут. Более того, ни в одном информационном сообщении, посвященном утверждению Статута Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, не было сказано, что Статут одобрен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Искренне хочется надеяться, что подобный казус в деле внесения изменений в основной документ об управлении Украинской Православной Церкви стал лишь следствием невнимательности исполнителей, но никак не свидетельством того, что Украинская Православная Церковь готова рассматривать свое существование вне правового контекста Матери-Церкви. Как верно заметил преосвященный епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, в своей работе «Православие в посттоталитарной Украине (вехи истории)» , одним из негативных последствий стремления к автономизации Киевской митрополии в начале 90-х годов прошлого столетия стала потеря «подотчетности в своих действиях Святейшему Патриарху и Синоду Русской Церкви» тогдашним митрополитом Киевским Филаретом и абсолютизация им своей власти. Не последняя роль в том процессе была отведена Уставу об управлении Украинской Православной Церкви, принятому на первом Соборе Украинской Православной Церкви 22-23 октября 1990 года. Дальнейшая судьба митрополита Филарета известна всем. Но многие спорные положения того Устава остались и в новой редакции Статута. Будем надеяться, что все они будут исправлены и приведены в соответствие с Уставом Русской Православной Церкви и определениями Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, под которыми стоят подписи, в том числе, всех украинских епископов.

http://bogoslov.ru/article/304770

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010