Согласно древней церковной норме, осуществлявшейся, в частности, в практике Вселенских Соборов, обвиненный епископ не мог не только председательствовать, но и участвовать в заседаниях наравне с другими участниками Собора. По обычаю, обвиненный епископ выходил на середину перед прочими отцами Собора и не мог к ним присоединиться до тех пор, пока не получал оправдания в своем деле. Подобный прецедент был с блаженным Феодоритом, епископом Кирским, которого не допустили к участию в заседаниях IV Вселенского собора до тех пор, пока он не анафематствует Нестория. Точно так же не был допущен к заседаниям Диоскор Александрийский, который, в конечном счете, был осужден и лишен сана IV Вселенским Собором. Фактически, по смыслу церковного правосознания, бывший митрополит Киевский Филарет, будучи отстранен от церковного управления по ряду обвинений, не мог созывать Собор и председательствовать на нем. То, что Священный Синод 6 мая дозволил ему в исключительном порядке единожды возглавить Архиерейский собор для добровольной отставки и выбора другого Предстоятеля – само по себе было значительной уступкой, принятой, вероятнее всего, во избежание нестроений и вмешательства светской власти в дела Украинской Православной Церкви. Таким образом, ссылка на 34-е Апостольское правило, к которому традиционно апеллируют противники Харьковского Собора, не представляется здесь уместной. Текст правила гласит: Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих... Между тем, бывший митрополит Филарет на момент созыва Собора de jure был отстранен от исполнения обязанностей и не являлся Первоиерархом Украинской Православной Церкви. Согласно решению Синода Русской Православной Церкви от 21 мая и в соответствии с п. 12 главы V " Устава об управлении Украинской Православной Церковью " , временное управление ею перешло к старейшему по хиротонии архипастырю Украины, постоянному члену Синода Украинской Православной Церкви митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму, который de facto выступил местоблюстителем митрополичьего престола Украинской Церкви.

http://religare.ru/2_94748.html

С другой стороны, в связи с Собором мы впервые так явно столкнулись с информационной атакой на Церковь. Это был год, когда стали видны информационные кампании против Церкви, организованные сознательно или несознательно извне. Мы учились жить в этой ситуации, учились реагировать, и можем теперь сказать, что, слава Богу, эти информационные кампании не причинили Церкви вреда. Вторым событием года, которое и до сих пор определяет жизнь нашей Церкви, стала болезнь Блаженнейшего. Вокруг нее тоже было достаточно много разговоров, но нам удалось буквально с первого дня начать информировать верующих и общество о состоянии здоровья Предстоятеля, о его госпитализации, о диагнозах, которые были поставлены. Поэтому только те, кто, скажем так, имел не совсем " чистое око " , додумывали сверх того, что в полном объеме, официально и правдиво рассказывалось через церковные СМИ. В этой связи у Церкви сегодня очень важный этап ее бытия, когда возрос уровень ответственности соборных церковных институтов. Болезнь Предстоятеля – это не смерть Предстоятеля. И эта болезнь заставила задуматься о месте Предстоятеля в Церкви, о его служении. И, как это ни парадоксально звучит, болезнь объединила Церковь вокруг Предстоятеля и вокруг молитвы за него, что является самым важным. Болезнь Блаженнейшего послужила усилению единства Украинской Православной Церкви, как бы ни хотелось противоположного кому бы то ни было. Мы видим сегодня, что для тысяч верующих – это возможность и помолиться за Блаженнейшего, и понять, что Церковь – это не какая-то общенациональная корпорация или партия или государство в государстве. Все-таки Церковь – это Церковь, это богочеловеческий организм. Главой ее является Христос, и основные функции Предстоятеля –– объединять Церковь, молиться за нее, а уж потом управлять ею. А за постатеистический, постсоветский период уже образовались все необходимые институты, которые способны помогать Блаженнейшему в управлении церковным кораблем. Это и Священный Синод, заседание которого прошло в декабре 2011 года; и Управление делами, которое работает в ежедневном режиме; и Синодальные отделы, комиссии – фактически церковные министерства, которые координируют служение Церкви во всех направлениях. Это и епархии, которые управляются архиереями; монастыри, где есть наместники и настоятельницы; приходы, где совершают служение тысячи священнослужителей и церковнослужителей. И миллионы людей приходят в храмы, в том числе, помолиться и за скорейшее выздоровление Предстоятеля Церкви.

http://religare.ru/2_91746.html

– благословляем через настоящую Грамоту нашу силою Всесвятого и Животворящего Духа быть отныне Украинской Православной Церкви независимой и самостоятельной в своем управлении, а Вам, единогласно избранному 9 июля 1990 года Епископатом Украинской Православной Церкви – Ее Предстоятелем. Мы уповаем, что Украинская Православная Церковь будет управляться согласно Божественным и священным канонам и унаследованным от святых отцов обычаям Кафолической Православной Церкви и определениям сего Архиерейского Собора. Мы единым сердцем и едиными устами молим Пастыреначальника Господа о ниспослании небесной помощи и благословения Святой Православной Украинской Церкви.Украинская Православная Церковь , соединенная через нашу Русскую Православную Церковь с Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью, без соборного решения всей Православной Кафолической Полноты да не изменяет у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов. Содетельная и Вседержительная Живоначальная Троица: Отец, Сын и Святой Дух, да укрепляет всегда Святую Православную Украинскую Церковь , да венчает ее славою и честию и да благословляет ее бытие на спасение благочестивой Полноты ея. Подписано в граде Москве 1990 года октября 27-го дня. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси Украинская Православная Церковь (из Устава Русской Православной Церкви, гл. XI, п. 18) 18. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси. I.4.2. Латвийская Самоуправляемая Православная Церковь О положении Латвийской Православной Церкви (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 11 августа 1992 г.) Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о его встрече в Риге 6 августа 1992 года, осуществленной по поручению Патриарха Алексия, с государственными деятелями Латвийской Республики и обсуждении вопросов о положении Православной Церкви в Латвии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

На молитвенную память Предстоятель Украинской Православной Церкви преподнес в дар Патриарху Варфоломею панагии и крест. В ответном слове Предстоятель Константинопольского Патриархата рассказал о миссионерских трудах константинопольских священнослужителей по просвещению Руси в начале X века, о том, как приняла крещение святая равноапостольная княгиня Ольга – бабушка равноапостольного князя Владимира, просветителя Руси. Патриарх Константинопольский Варфоломей I высоко оценил деятельность Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по сохранению плодов Крещения в трудную пору гонений на веру и те усилия, которые сегодня предпринимает Предстоятель Русской Православной Церкви для сохранения православного единства. Кроем того, Предстоятель Константинопольской Православной Церкви выразил глубокое сожаление в связи с тем, что в наши дни на украинской земле существует церковное разделение. В качестве памятного дара Патриарх Варфоломей вручил Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II архиерейский посох, а митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру – образ святого равноапостольного великого князя Владимира, небесного покровителя Предстоятеля Украинской Православной Церкви. «Усердием и подвигом святого равноапостольного князя Владимира водою и Духом была просвещена Русская земля. Со временем свет этого Крещения распространился от Балтики до Дальнего Востока, от северных морей до пустынь Средней Азии. Это стало возможно, потому что из множества племен в Киевской купели родился один благочестивый и сильный христианский народ», – подчеркнул Патриарх Алексий в своем поздравлении после совершения Божественной литургии на Владимирской горке. По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, и до сего дня первопрестольный Киев является «матерью городов русских»; здесь находится южная столица русского православия. Ныне как никогда необходимо дорожить историей, ведь в противном случае «мы подвергаем опасности наше общее будущее», отметил Патриарх Алексий. «И сегодня мы благодарим Ваше Святейшество за выраженную приверженность каноническим устоям Церкви. Именно на этом незыблемом основании должно созидаться благополучие Поместных Церквей и стройное здание православного единства», – сказал Патриарх Алексий, напомнив, что на протяжении всей своей истории Русская Православная Церковь «деятельно трудится для процветания всего православного мира», а ее верные чада не раз проливали кровь «за свободу и благополучие своих собратьев в Греции, на Балканах, на Ближнем Востоке».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На состоявшемся 9 июля 1990 года в Киеве совещании епископата Украинской Православной Церкви было принято Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду Русской Православной Церкви, где со ссылкой на § 21 решений Поместного Собора 1990 года испрашивалась расширенная автономия для Украинской Православной Церкви. 10 июля 1990 года Священный Синод Украинской Православной Церкви одобрил это Обращение и оно было рассмотрено на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 20 июля того же года, который передал его на рассмотрение внеочередного Архиерейского Собора. 25-27 октября 1990 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял следующее решение относительно статуса Украинской Православной Церкви: 1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. (Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 г. Об Украинской Православной Церкви) . 28 октября 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси в киевском соборе Святой Софии провозгласил независимость и самостоятельность в управлении Украинской Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/269165

Во время торжественного богослужения Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к пастве со словом проповеди, в которой отметил заслуги новопрославленного святого перед Богом, Церковью и Родиной и призвал всех следовать примеру христианской любви последнего кошевого атамана Запорожской Сечи. За Литургией была вознесена сугубая молитва о мире на Украине. По завершении богослужения Блаженнейший владыка, впервые посетивший Запорожскую епархию в качестве Предстоятеля Украинской Православной Церкви, поздравил всех присутствующих с праздником и выдающимся событием в жизни епархии — прославлением святого Петра. Особые слова приветствия митрополит Онуфрий произнес в адрес архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки, который в этот день отмечал 10-летие архиерейской хиротонии. За заслуги перед Украинской Православной Церковью Предстоятель удостоил архиепископа Луку ордена святого князя Ярослава Мудрого, сообщает официальный сайт УПЦ. Наместник Соловецкого ставропигиального монастыря архимандрит Порфирий (Шутов)  накануне канонизации Петра Калнышевского по просьбе газеты «Правда севера» рассказал об удивительной жизни и подвиге этого святого: «Петр Иванович Калнышевский, последний кошевой атаман Запорожской Сечи, происходил из дворянского рода и в течение десяти лет, в 1765-1775 годах, был бессменным атаманом Запорожской Сечи. Герой Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, он имел высокие государственные награды, завидное общественное положение. Однако волею Промысла Божия в 1776 году, в 85-летнем возрасте, ему было суждено оказаться " заточенным навечно " , как " государственному преступнику " , в тюремной келье Соловецкой крепости, где он провел долгих 25 лет. Сопроводительные документы, с которыми высокородный узник прибыл на Соловки, обязывали содержать его " безвыпускно из монастыря и удаленным не только от переписок, но и от всякого с посторонними людьми обращения " . Такие тяжелые условия содержания не только не сломали его духовно, но возвели на новую высоту духовного совершенства. Когда в 1801 году ему прочитали царский указ о помиловании и праве по своему желанию выбрать место жительства, он поблагодарил правительство и попросил разрешить ему остаться в Соловецком монастыре: " Остаток дней моих посвятить в служении Единому Богу в этом блаженном уединении, к которому через двадцатипятилетнее время моего здесь пребывания привык я абсолютно, в обители сей ожидать со спокойным духом конца моей жизни " . А свободой, писал слепой уже к тому времени 110-летний узник, он " и здесь наслаждается в полной мере " . Император Александр I дал на это разрешение и оставил, по просьбе Петра Ивановича, его прежнее содержание от казны, чтобы прожил он " остаток дней безбедно " .

http://patriarchia.ru/db/text/4271101.ht...

В вопросе о канонических основаниях созыва Собора усматриваются две составляющие: проблема канонической недееспособности бывшего митрополита Киевского Филарета на момент созыва Собора и дальнейший вопрос о правомочности созыва Собора митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом. Хорошо известно, что к моменту созыва Харьковского Собора митрополит Филарет нарушил клятвенное обещание, данное перед всеми, в том числе, и перед украинскими епископами на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 31 марта – 5 апреля 1992 года, что " во имя мира церковного подаст прошение об освобождении его от обязанностей Предстоятеля " . После этого он, по меньшей мере, дважды был отстранен от управления Украинской Церковью. Впервые – на расширенном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 6-7 мая 1992 года, когда ему было запрещено " в период до Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви действовать в качестве Предстоятеля, а именно: созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения, касающиеся Украинской Православной Церкви. Исключением является созыв Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви для принятия его отставки и избрания нового Предстоятеля " Тогда же были признаны недействительными все прещения, которые налагались бывшим митрополитом Киевским на сторонников единства с Русской Православной Церковью. Второй же раз Филарет Денисенко был отстранен от управления Украинской Церковью на расширенном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 21 мая 1992 после того, как проигнорировал первое прещение. Именно тогда, 21 мая, при участии архиереев Украинской Православной Церкви, Синод и поручил митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму как старейшему иерарху Украинской Церкви созвать и провести Архиерейский Собор Украинской Церкви для избрания нового Предстоятеля. Тем же заседанием Синода было определено, что до выборов Предстоятеля Украинской Православной Церкви временное управление ею передается митрополиту

http://religare.ru/2_94748_1_21.html

В тот же день Святейший Патриарх совершил закладку храма в честь иконы Божией Матери «Умиление», строящегося в центре Луганска. Храм возводится на территории Луганской областной детской клинической больницы. Вечером делегация РПЦ отбыла в Москву. 1 октября 2011 по приглашению Священного Синода УПЦ Святейший Патриарх Кирилл прибыл в г. Черновцы. После посещения епархиального управления Его Святейшество совершил всенощное бдение в Свято-Духовском кафедральном соборе. 2 октября Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение Свято-Троицкого собора Вознесенского Банченского мужского монастыря и Божественную литургию в новоосвященном храме. После богослужения состоялось открытие дома для детей-инвалидов при Вознесенском монастыре. По окончании официальных мероприятий делегация отбыла в Москву. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Информацию принять к сведению. 2. Выразить искреннюю благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за архипастырский визит в Луганскую и Черновицкие епархии Украинской Православной Церкви и духовную поддержку верующих Украины. 2 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Преосвященного Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского (на основании пп. 16, 17 раздела IV Устава об управлении Украинской Православной Церкви) — СЛУШАЛИ информацию Управляющего делами Украинской Православной Церкви Преосвященного Митрофана, архиепископа Белоцерковского и Богуславского о визите в Украину 23-24 сентября 2011 Предстоятеля Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы. Справка: С 23 по 24 сентября 2011 г. на приглашение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира с официальным визитом в Украине находился Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва. Блаженнейший Митрополит Савва прибыл в Украину с целью принять участие в торжествах по случаю 1010-летия основания и 20-летию возрождения Свято-Успенского Святогорского ставропигиального Зимненского женского монастыря (с. Зимнее Волынской области).

http://pravmir.ru/zhurnaly-svyashhennogo...

Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к православным черногорцам: «Дорогие владыки, братья и сестры, все верующие Святой Черногорской земли! Нас приятно удивляют ваши многочисленные крестные хода, которые охватили вашу землю и проходят для укрепления духовности и защиты ваших святынь. Нас приятно удивляет ваше стояние в вере, ваше единство в православной вере. Для нас, православных украинцев, ваш пример является вдохновляющим. Мы сегодня с вами, чтобы не только разделить радость праздника, но и чтобы подтвердить еще раз истинность библейских слов: “Брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден” (Притч. 18:19)». Вечером делегация Украинской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием посетила монастырь Острог в Черногории для поклонения мощам святителя Василия Острожского. Вместе с Предстоятелем Украинской Православной Церкви великой святыне Черногории поклонился митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий. 29 февраля Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил торжества по случаю дня памяти преподобного Симеона Мироточивого и 800-летия основания Епископии Зетской, современной Черногорско-Приморской митрополии. Божественная литургия была совершена в кафедральном соборе Воскресения Христова в столице Черногории. Блаженнейшему митрополиту Онуфрию сослужили Блаженнейший архиепископ Охридский и митрополит Скопский Иоанн, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий и другие иерархи Сербской Православной Церкви, а также архиереи Украинской Православной Церкви: председатель Синодальной комиссии по делам монастырей УПЦ митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, глава Информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Нежинский и Прилукский Климент, и глава Представительства УПЦ при европейских международных организациях епископ Барышевский Виктор. Участие в богослужении приняли многочисленные клирики и верующие.  После чтения Евангелия со словом проповеди к верующим обратился архиепископ Охридский и митрополит Скопский Иоанн. 

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

С августа 2001 года - клирик Киевской епархии. Женат, четверо детей. - Отец Георгий, вы не могли бы рассказать о вашем сайте, об его истории и нынешнем состоянии? - Проекту официального сайта Украинской Православной Церкви 5 лет. Мы в марте отпраздновали пятилетие пребывания в сети. Сайт начал свою работу по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира, трудами тогдашнего Управляющего делами Украинской Православной Церкви архиепископа Ионафана. Я являюсь редактором сайта с первого дня его существования. И, слава Богу, проект существует, он развивается, он переживает разные времена, но, все-таки, как любое церковное дело будет существовать, если это необходимо для Церкви, не зависимо от тех или иных условий. - Я знаю, что пресс-служба Украинской Православной Церкви выпускает телевизионную передачу, что это за программа? - Уже четвертый месяц в эфире Первого национального канала на всю Украину, благодаря телерадиокомпании " Эра " , которая предоставляет этот эфир, выходит программа пресс-службы Украинской Православной Церкви. Она оригинальна в своем роде тем, что эта программа - не внешний взгляд на Церковь, а программа новостей из Церкви. То есть, взгляд Церкви на саму себя. Это не столько катехизическая программа, сколько информационно-просветительская. В программе существует раздел новостей, в программе излагается православный взгляд на события. Сейчас существует отдельная рубрика, где Предстоятель Украинской Православной Церкви говорит о тех или иных проблемах: пастырских, общественных, социальных. Программа дает ему возможность обратиться напрямую к людям. И третья часть программы - это традиционный календарь на следующую неделю, представление праздников следующей недели. - Ваша пресс-служба и сайт являются одними из самых профессиональных и оперативных среди православных СМИ. Как удается достигать такого качества работы, и какие трудности существуют в вашей работе? - Качество достигается упорной работой. У церковных людей не всегда работа зависит от экономических аспектов, экономической базы.

http://pravoslavie.ru/guest/kovalenko.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010