Избрание предстоятеля будет осуществляться в закрытом режиме, а голосование будет тайным. Что же касается самой процедуры выборов, то ее определит сам Собор, и сейчас об этом говорить рано. В любом случае избрание митрополита Киевского и всея Украины — это внутренний вопрос Украинской православной церкви. — Каково сейчас положение духовенства и верующих Московского патриархата на Украине и какие надежды вы связываете с предстоящим Собором епископов Украины? — Положение верующих Украинской Православной Церкви во многом определяется ситуацией в стране, на востоке которой уже не первый месяц идет полномасштабная гражданская война. Каждый день приносит новые сообщения о гибели мирных жителей, о разрушении храмов, жилых домов и больниц, о страданиях ни в чем неповинных людей. Украинская православная церковь — крупнейшая христианская конфессия Украины, объемлющая своей пастырской заботой большую часть жителей страны, и ситуация складывается таким образом, что ее чада присутствуют по обе стороны конфликта. Они гибнут под пулями и снарядами, умирают от ран, полученных в боях и в ходе артиллерийских обстрелов и бомбардировок, тяжко страдают от отсутствия воды, продовольствия и лекарств. За время боевых действий на востоке Украины Украинская православная церковь потеряла уже троих священнослужителей. Разрушен ряд храмов, в руинах лежат монастыри, а уцелевшие переполнены беженцами. Через все ужасы последних месяцев Украинская православная церковь проходит вместе с украинским народом, врачуя словом Божиим его кровоточащие духовные раны, молится о своих сыновьях и дочерях, о вразумлении всех, кто воюет и кто страждет, призывает их к миру и достижению согласия. — Когда полтора года назад выбирали нового главу Римско-католической церкви, выдвигался целый список папабилей, однако неожиданно епископы выбрали кардинала Бергольо. Как вы считаете, могут ли украинские архиереи проголосовать за фигуру, не называемую в прогнозах? — Порядок проведения выборов будет определен самим Собором, поэтому о составе кандидатов заранее ничего сказать не могу. Благодать Духа Святого да дарует нашим собратьям-архипастырям, собирающимся на Собор епископов, сугубую мудрость в их предстоящем выборе предстоятеля Украинской православной церкви.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-vyi...

Сейчас на Украине существуют три православные церкви. Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) во главе с митрополитом Онуфрием является единственной признанной в православном мире церковью на Украине. Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) во главе с патриархом Филаретом, отколовшаяся от РПЦ в 1992 году, в Москве именуется раскольнической, а ее предстоятеля еще в 1997 году РПЦ предала анафеме. Украинская автокефальная церковь (УАПЦ) создана в 1917 году, главой ее является митрополит Макарий. Помимо перечисленных православных церквей на Украине действует Украинская грекокатолическая церковь, которая подчиняется папе римскому. «Решение (о назначении экзархов.— “Ъ”) принято без согласования с патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной поместной церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой поместной церкви (2-е правило II Вселенского собора; 20-е правило Трулльского собора; 13-е правило Антиохийского собора; 3-е, 11-е и 12-е правила Сардикийского собора),— говорится в заявлении Священного синода РПЦ.— Оно полностью противоречит остававшейся до сего дня неизменной позиции Константинопольского патриархата и лично патриарха Варфоломея, который неоднократно заявлял, что признает блаженнейшего митрополита Онуфрия единственным каноническим главой православной церкви в Украине». Иерархи РПЦ указали, что «решение Константинопольского патриархата принять к рассмотрению вопрос о предоставлении автокефалии «православным верующим Украины» принято вопреки воле епископата Украинской православной церкви, который единодушно высказался за сохранение ее существующего статуса». «В оправдание своего вмешательства в дела иной поместной церкви Константинопольский патриарх приводит ложные толкования исторических фактов и ссылается на якобы имеющиеся у него исключительные властные полномочия, каковыми он в действительности не обладает и никогда не обладал»,— сказано в коммюнике Синода. В Московском патриархате считают, что такие «действия заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской церквами, создают реальную угрозу единству всего мирового православия». Синод возлагает «всю полноту ответственности» за «антиканонические деяния» «лично на патриарха Варфоломея и тех лиц в Константинопольской церкви, которые их поддерживают»: «Ответные действия Московского патриархата последуют в самое ближайшее время». Какие именно действия последуют, в РПЦ не уточнили.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1992-м году в Украинской Православной Церкви было 11 епархий и 20 архиереев. Сегодня в нашей церкви 45 епархий и 74 архиерея. В 1992-м году в Украинской Православной Церкви насчитывалось около 5 тысяч приходов. Сегодня их более 12,5 тысяч. В 1992-м году в Украинской Православной Церкви было 28 монастырей, сегодня их более 200. Согласно грамоте Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Украинская Православная Церковь является независимой и самостоятельной в управлении. Этот статус подтвержден Поместным Собором Русской Православной Церкви, Собором Украинской Православной Церкви, а также опытом бытия нашей церкви в непростых условиях последнего двадцатилетия. Именно этот статус позволяет нашей церкви хранить единство со Вселенской церковью и всеми православными церквами мира, хранить единственно Русской Православной Церкви и внутреннее единство Украинской Православной Церкви. Благодаря именно этому статусу Украинская Православная Церковь может стать фундаментом для восстановления единства всего украинского православия. Украинская Православная Церковь является частью мирового православия, Единой, Святой Соборной и Апостольской Церкви Христовой. Это единство подтверждается и постоянно поддерживается через братское и христическое общение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира с Предстоятелями поместных Православных Церквей. Блаженнейший митрополит Владимир – неутомимый паломник. Трудно сосчитать, сколько раз он посетил Святую Землю, сколько раз молился у Гроба Господня за нашу Церковь, нашу страну и наш боголюбивый украинский народ. Благодаря Блаженнейшему и многочисленным украинским паломникам, Украину знают как страну верующих и благоговеющих перед святыней людей. Но и Украина – это место, куда стремятся паломники и молитвенники со всех уголков христианского мира. Ежегодно Киев – матерь городов русских – посещает Предстоятель Русской Православной Церкви – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . За последнее двадцатилетие Украинскую Православную Церковь посетили Предстоятели и представители всех Поместных церквей мирового православия. Это и Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил, который принимал участие в проходившем в Киеве межрелигиозном форуме, это и Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, посещавший Украину по приглашению Президента, это и Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, принимавший участие в торжествах по случаю Дня Крещения Киевской Руси.

http://pravmir.ru/dvadcatiletie-predstoy...

Что же, «рассекретим» эти документы и для верующих УПЦ, выделив жирным шрифтом наиболее яркие свидетельства их принадлежности к МП. Об УПЦ в Уставе РПЦ Глава I.3. «Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в Российской Федерации, Украине…» Но по канонам двух церквей на одной канонической территории быть не может. Следовательно, либо РПЦ неканонична (что опровергается её наличием в диптихе православных церквей), либо УПЦ не является автокефальной поместной церковью (что подтверждается её отсутствием в диптихе). Глава V.4. «Постоянными членами [священного синода РПЦ] являются: по кафедре –митрополит Киевский и всея Украины…» Глава V.25. «В обязанности Священного Синода [РПЦ] входит: …канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора [РПЦ]. Архиерейский Собор в Уставе РПЦ, естественно – Архиерейский собор РПЦ. К тому же, в Уставе об управлении УПЦ данное понятие отсутствует. Украинский устав оперирует термином «Собор епископов». Глава VII. Отдельного упоминания УПЦ (МП) в главе «Межсоборное Присутствие» нет, но, к примеру, членом сразу нескольких комиссий данного учреждения РПЦ является… о. Мыколай Данилевич. И, наконец, отдельная глава устава « Украинская Православная Церковь ». Не станем её цитировать полностью. Выделим лишь основные моменты в контексте нашей темы. Глава X. Украинская Православная Церковь 3. «В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года “Об Украинской Православной Церкви”, Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси». 4. «…Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве». Но… см. п. 10. 5. « Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается епископатом Украинской Православной Церкви и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси». В данном случае благословение есть синоним одобрения .

http://ruskline.ru/opp/2021/11/01/upc_ot...

С Первосвятительским словом к архипастырям, духовенству и верующим обратился Предстоятель Русской Православной Церкви. Во внимание к усердным миссионерским трудам и в связи с 50-летием служения в священном сане, а также 20-летием пребывания на Киевской кафедре Святейший Патриарх Кирилл вручил Блаженнейшему митрополиту Владимиру орден святителя Иннокентия, митрополита Московского, I степени и икону Спасителя. «Дай Бог, чтобы Ваш голос Первосвятителя Украинской Церкви призывал людей всегда слышать и понимать голос Христа Спасителя. Примите это в знак моей личной любви, уважения и признательности к Вашим трудам», — сказал Предстоятель Русской Церкви, передавая в дар Его Блаженству старинный образ. Святейший Патриарх Кирилл также вручил церковные награды и памятные подарки ряду архиереев Украинской Православной Церкви: Всем молившимся за богослужением были переданы образки святого равноапостольного великого князя Владимира с Патриаршим благословением. В ответном слове Блаженнейший митрополит Владимир поблагодарил Его Святейшество и всех участников торжеств. В Успенском соборе лавры Святейший Патриарх Кирилл благословил участников молодежной школы-экспедиции «Из Новгорода в Киев: путем рождения Руси», посвященной 1150-летию российской государственности. Участниками школы, организованной Фондом Андрея Первозванного и Центром национальной славы России , стали молодые люди из России, Украины, Белоруссии и Франции. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 .

http://patriarchia.ru/db/text/2372126.ht...

С пафосом украинские священники пишут о том, что священнослужители из России «предали наше духовное единство. Слова и молчание этих " братьев " в России заряжают снаряды в российские гаубицы, дают добро на взлет российских бомбардировщиков, нацеленных на жилые кварталы мирных городов, дожимают пальцы их солдат, лежащие на спусковых крючках автоматов, метящих в наших дорогих, в наших любимых людей!». Вот этот пафос да направить хотя бы раз за эти годы в адрес их «дорогих людей», украинских солдат, уничтожавших мирное население Донбасса. Но тогда совесть сумских священников мирно спала, а вот теперь проснулась и они утверждают, что «нормы христианской морали не позволяют нам быть в единстве с теми, кто поддерживает военных преступников». Священнослужители лукаво отвергают обвинение их в расколе за то, что они перестали поминать Предстоятеля своей Церкви. Оправдание этому они видят в современных политических обстоятельствах: «Оказывается, … прекратить возносить в храме имя того, кто одобряет уничтожение твоей Родины – это страшное преступление, заслуживающее наказания как в этой жизни, так и в будущей». Они считают, что не они, а их критики «бесконечно далеко ушли от Христа и Его Евангелия», коль «дерзают делать подобные заявления». И они считают, что довольно того, что митрополит Евлогий поминает Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, а они, священники Сумской епархии, поминают Блаженнейшего Предстоятеля и своего правящего архиерея, и что это, мол «является древней церковной традицией, которой придерживаются во всем Православном мире». А поминовение Предстоятеля всей Церкви, стало быть, традицией не является. Странная логика, как-то уж очень «украинская». А вот дальше самое интересное. Авторы письма выражают поддержку мыслям, «высказанным духовенством Киевской епархии в обращении к Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию», что «широко продвигавшаяся Русской Православной Церковью доктрина " русского мира " фактически является одной из модификаций ереси этнофилетизма, осужденной в 1872 г. на Поместном Соборе в Константинополе». Какое отношение доктрина «русского мира» имеет к этнофилетизму? А вот какое: «в этой доктрине сокрыто стремление сохранить империю, которая подавляет стремление народов к самостоятельному политическому и культурному развитию». Удивительное открытие! Оказывается, этнофилетизм имеет отношение к империи! Стоило бы сумским священнослужителям сначала разобраться в истории вопроса и вспомнить, что Поместный Собор 1872 года, на который они ссылаются, как раз осудил их самих, поскольку посчитал еретической идею национальной церкви, которую они и хотят учредить.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/25/re...

17 декабря 2019 года в Праге состоялось заседание Священного Синода Православной Церкви Чешских земель и Словакии, на котором было поддержано предложение Иерусалимского Патриарха Феофила провести встречу Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Иордании в феврале 2020 года. Профанарский блог «Свет Фанара» утверждает, что Патриарх Феофил направил письмо «по указанию Московского патриархата», и сообщает: «Согласно журналистским источникам, письмо Вселенскому патриарху и другим греко-говорящим предстоятелям написано на английском языке, что происходит впервые. Вселенский патриарх Варфоломей ответил на письмо Феофила Иерусалимского по-гречески и в строгом тоне, считая патриарха Иерусалимского абсолютно некомпетентным делать такого рода действия». По его данным, ответ будет опубликован. «Свет Фанара» заявляет, что инициатива Патриарха Иерусалимского Феофила якобы не получает положительного отклика от большинства православных священников, даже тех, кто высказался против украинской автокефалии. Предстоятель Кипрской Православной Церкви архиепископ Хризостом решил не отвечать на письмо Патриарха Иерусалимского Феофила о созыве встречи Предстоятелей Поместных Церквей, передает ТАСС со ссылкой всё на тот же блог «Свет Фанара». О своём решении не отвечать на призыв Патриарха Феофила собраться в Аммане кипрский первоиерарх сообщил на первом в 2020 году богослужении. В видеозаписи, которую публикует фанарский блог, архиепископ указал, что «он не считает серьезным этот шаг своего друга патриарха Иерусалимского», поэтому и «посчитал разумным не отвечать». На вопросы о дате встречи и возможном участии в ней он ответил, что «не рассматривал эту тему». А на вопрос о том, кто имеет право «созывать соборы предстоятелей», заявил: «Только Вселенский патриарх, никто другой. Поэтому я не воспринял это серьезно и не ответил, несмотря на нашу дружбу [с патриархом Иерусалимским]». «Ранее с аналогичным заявлением выступил и глава Элладской церкви. Схожую позицию стоит ожидать и от Александрийского патриарха, - пишет блог «Церковь сегодня» . - Теперь главный вопрос: в условиях бойкота инициативы п. Феофила рядом греческих предстоятелей найдется ли воля к тому, чтобы провести это собрание с теми, кто всё равно будет готов на него приехать? Многое здесь, безусловно, будет зависеть и от самого инициатора встречи. Как бы там ни было, ждать до февраля осталось совсем недолго. И если Амманский Собор случится, то очевидно, что сам факт такой встречи - встречи без участия поддержавших раскол - уже будет свидетельствовать о многом».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/03/io...

Наблюдатели задолго до 2000-летия Рождества предсказывали возможность провокаций на Святой Земле. Православные паломники по своему опыту хорошо знают о множестве трудностей и препон, с которыми вынуждены сталкиваться представители Русской Православной Церкви в Израиле. " Православие 2000 " ГЛАВЫ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК СОВЕРШИЛИ СОВМЕСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ХРАМЕ РОЖДЕСТВА В ВИФЛЕЕМЕ Рождественский сочельник был ознаменован в Вифлееме совместным богослужением предстоятелей Поместных Православных Церквей. На богослужении, которое совершалось на греческом, арабском, русском, болгарском и других языках, на которых проповедуется Православие, присутствовали в качестве почетных гостей главы государств, народы которых исповедуют православие. По окончании богослужения мэр Вифлеема Ханнасер принял Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Мэр отметил, что для Палестинской автономии нынешнее празднование представляет собой испытание на ее государственность. Эти дни, сказал он, показали, что Палестинская автономия способна организовать подобные торжества. Мэр города Вифлеем наградил Предстоятелей Поместных Церквей золотой медалью " Вифлеем-2000. Рождество " . Высокие награды получили Константинопольский Патриарх Варфоломей, Патриарх Иерусалимский Диодор, Патриарх Московский и всея Руси Алексий П, а также Предстоятели Болгарской, Грузинской, Кипрской, Элладской, Румынской, Польской и Сиро-Халдейской церквей. Мэр также передал награды отсутствовавшим на этой встрече предстоятелям Александрийской, Антиохийской и Сербской Православных Церквей. Поблагодарив за награды от имени всех Предстоятелей, Константинопольский Патриарх Варфоломей в ответном слове подчеркнул, что Вифлеем можно назвать " истинной столицей третьего тысячелетия " . ОРК/Православие 2000 СОСТОЯЛОСЬ ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА 28 декабря 1999 года в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре под председательством Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода УПЦ. Священный Синод имел суждение о праздновании в Украине великого юбилея Христианства - 2000-летия Рождества Христова. 2000-й год был объявлен юбилейным и благословлено проведение юбилейных мероприятий на общецерковном уровне, во всех епархиях, благочиниях, монастырях, духовных школах и приходах УПЦ. По случаю великого юбилея Священный Синод УПЦ обратился с Посланием к народу Украины. Также Священный Синод обратился к Президенту Украины, Верховной Раде и Правительству Украины с просьбой принять закон " Об амнистии по случаю 2000-летия Рождества Христова " . На заседании также были рассмотрены вопросы жизни епархий УПЦ. Сервер УПЦ-МП/Православие 2000

http://pravoslavie.ru/news/index03.htm

27 июля 2018 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил молебен у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке в Киеве, а затем возглавил многотысячный крестный ход с чудотворными святынями в Успенскую Киево-Печерскую лавру.  Перед молитвенным шествием, собравшим  не менее 250 тыс. человек, был совершен торжественный молебен на Владимирской горке. 28 июля в Киево-Печерской лавре представители Поместных Православных Церквей сослужили Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и иерархам Украинской Православной Церкви. За Божественной литургией архиереи, духовенство и верующие во главе с Предстоятелем Украинской Православной Церкви коленопреклоненно вознесли сугубую молитву о мире на Украине. 28 июля 2018 года Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел совершил Божественную литургию в храме равноапостольного князя Владимира г. Минска. 28 июля 2018 года митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова г. Кишинева. В эти дни в митрополиях и епархиях Русской Православной Церкви также прошли торжественные богослужения, праздничные и памятные мероприятия — конференции, концерты и открывались выставки, посвященные 1030-летию Крещения Руси (согласно решению Священного Синода от 14 мая 2018 года, журнал ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 73 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Справка: Со времени заседания Священного Синода от 14 июля 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 13 июля 2018 года Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в город Екатеринбург. Из аэропорта Кольцово Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направился в Храм-памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, где совершил славление перед привезенным из Москвы ковчегом с частицей мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5283691...

Под всеми этими решениями Архиерейского Собора 2000 года стояли подписи всего епископата Украинской Православной Церкви. Именно в таком историческом и правовом контексте Украинская Православная Церковь подошла к вопросу принятия новой редакции Устава об управлении на Соборе епископов УПЦ 21 декабря 2007 года.   О выборах Предстоятеля Украинской Православной Церкви Сравним две версии одного пункта Устава об управлении УПЦ. Старая версия. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается пожизненно украинским епископатом из числа украинских архиереев и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.  Новая версия. Предстоятель Церкви Церкви Московським Когда в ходе Харьковского Собора епископов УПЦ 1992 года встал вопрос о необходимости выбора нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви, было принято решение внести в Устав изменения, которые позволяли выбирать Предстоятеля не только из числа епископов Украинской Православной Церкви. Именно благодаря этому решению на Харьковском Соборе Предстоятелем УПЦ был избран митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) — тогда архиерей Русской Православной Церкви. Между тем дословное толкование новой редакции данного пункта делает возможным избрание Предстоятелем не только епископа, но даже простого клирика или вообще мирянина. Более того, отсутствие в тексте указания на юрисдикционную принадлежность кандидата в Предстоятели формально позволяет избрать на киевскую кафедру епископа, являющегося членом юрисдикции, не состоящей в общении с Русской Православной Церковью. Естественно, такое развитие событий представляется крайне маловероятным, но формальный повод уже имеется.   Вопрос о канонических территориях В старом Уставе об управлении есть следующий пункт, касающийся «канонической территории» УПЦ: «Украинская Православная Церковь объединяет епархии с их благочиниями, приходами и монастырями, находящимися на территории Украинской ССР, и канонически составляет самостоятельную и независимую часть Московского Патриархата» (ст. 1, п. 4).

http://e-vestnik.ru/analytics/ukrainskiy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010