Наконец, мы называем Марию Царицей Небесной. Для православного сознания это вполне естественно, а для слуха неверующих звучит по меньшей мере странно. Царь Небесный – это понятно. Царь царей и Господь господствующих ( Откр. 19:16 ) – так о Нем говорится в Священном Писании. А какая может быть Царица Небесная? Кто Ее поставил на царство? Каким образом Она стала Царицей? Откуда вообще пошло, что на небе существует Царица? Обратимся вновь к 44-му псалму: Предста Царица одесную Тебе . Наше сознание видит Царицей Марию, несмотря на то что в большинстве экклезиологических святоотеческих толкований утверждается, что речь в данном случае идет о Церкви, что Царица одесную Царя – это Церковь Божия. Например, таким образом толкует 44-й псалом Василий Великий . Иными словами, с исторической точки зрения Богородичное толкование этого псалма достаточно позднее. Ранние христианские отцы не толкуют этот текст в Богородичном значении. Здесь также налицо динамическое развитие этого представления. Известна икона «Венчание Богородицы», на которой изображены Отец Небесный, Христос, голубь, символизирующий Дух Святой, Божия Матерь и корона. То есть вся Святая Троица венчает Марию на Царство. Изначально православная иконография такого сюжета не знала, но в XVIII–XIX веках, когда мы «прорубили окно в Европу», многое пришло к нам с Запада, в том числе и этот образ. И в наших храмах, расписанных b XVIII–XIX столетиях, есть такие изображения, не основанные непосредственно на библейских текстах. Но «Царице моя Преблагая» мы поем, «Царицей Небесной» Ее именуем. Мать царя всегда называлась царицей. И мы именуем Марию Царицей на том же основании, как и называя Ее Богородицей. У Предвечного Бога матери нет. Но Мария родила нам Бога. Она нам Его дала. Так же дело обстоит и с Царством. На небе – один Царь, и Своей царской властью Бог ни с кем не делится. Монотеизм – это абсолютная монархия. Бог Один правит миром и не имеет соправителей. И Мария, естественно, не «соцарствует» Христу. Мы же, именуя Деву Марию Царицей, ублажаем Ее не потому, что так нам заповедано свыше, но потому, что этого требует наше благочестие. Церковь свидетельствует о неоднократных видениях, в которых Мария являлась в царском благолепии, в виде Небесной Царицы.

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

296. Беседа в день Успения Божией Матери (Говорена в Успен. соборе августа 15; напечатана в Твор. Св. От., в Моск. и Губ. Вед. 1854 г. и в собр. 1861 г.) 1854 год Вся слава Дщери Царевы внутрь. ( Ncaл. XLIV. 14 ) Дух пророческий в четыредесять четвертом псалме изображает Царя: «глаголю аз дела моя Цареви». Но в сем изображении полагает частию такие черты, которые могут относиться к совершенству человеческому, как сия черта: «красен добротою паче сынов человеческих», а частию такие, которые не могут принадлежать никакому земному царю, и которые безмерно выше всякого совершенства человеческого, какова следующая черта: «престол Твой, Боже, в век века» ( Пс. 44:2, 3, 7 ). Сколько бы вы не изыскивали, с кого списан сей пророческий образ, не найдете сего нигде, как только в лице Иисуса Христа 753 , Который, как человек, «красен добротою паче сынов человеческих», потому что в Нем едином естество человеческое безгрешно; Который, как Бог, царствует от века, и, как Богочеловек, «воцарил ся» так, что «царствию Его не будет конца» ( Лyk. I. 33 ). Дух пророческий в том же псалме изображает Царицу, Дщерь Цареву, Которая приближается к изображенному выше Царю, и предстоит одесную Его: «предста Царица одесную Тебе» ( Пс. 44:10 ). В изображении сей Царицы есть также необыкновенная черта следующая: «вся слава Дщере Царевы внутрь». Где найдем лицо, которому принадлежала бы сия черта? – Что заключено внутри, то мы обыкновенно называем сокровенностью или тайною: славою называем обыкновенно нечто такое, что вне открыто и всем явно. Напротив того, дух пророческий велит искать «всей славы... внутрь», и по сей черте узнавать «Дщерь Цареву», Которую Он прославляет. Не даст ли сему пророчеству изъяснения то, что мы ныне благоговейно воспоминаем? Ныне должны мы зреть духом, как Преблагословенная Дева Мария, – «Дщерь Царева», по родословию от Царя Давида, – Дщерь Царя небесного Бога, потому что осенена Духом Святым, – «Царица» и «Дщерь Царева» вместе, потому что Она есть и Матерь и Дева, – восходит от земли на небо, чтобы предстать одесную Царя Христа, и сообразно с достоинством Матери Его, восприять достоинство Царицы небесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

§ 13. О частице Богородичной и о положении ее одесную Агнца Приготовив все, необходимое к Священнодействию, Священник из второй просфоры вынимает часть, в честь и память Преблагословенные Девы, и полагает на Дискосе одесную Св. Агнца; потому что Матерь Божия на небесах одесную Бога, т. е. в особенной славе Его Величия, по словам Пророческим, произносимым при сем: предста Царица одесную Тебе. И как Много может моление Матернее ко благосердию Владыки 470 , по учению Церкви: то при возложении Ея части на Дискос, священник и просит Господа, ради Ея ходатайства и молитв, восприять Жертву сию в пренебесный жертвенник 471 . О частицах девятичных Потом вынимаются из третьей просфоры девять частиц о Святых: Пророках, Апостолах, Иерархах, Мучениках и Мученицах, преподобных Отцах и Матерях и всех праведных, воспоминаются имена некоторых из них, особенно знаменитых в Церкви, и полагаются на левой стране Святого хлеба девяточисленно, в три ряда, по образу девяти чинов Иерархии небесной 472 , Богоучрежденной в три тричисленныя статии (т. е. разделенной на три лика, и каждый лик на три чина): потому что и самые Соборы Святых пред Агнчим Престолом сопричислены к ликам Ангельских сил и составляют с ними одну торжествующую на небесах Церковь ( Откр.4:5, 19 ). Повозложещи же всех сих частиц, Священник умоляет Бога, ради молитв и предстательства поминаемых здесь Святых, даровать нам свои щедроты: Их же молитвами посети нас, Боже! О частицах за живых и мертвых Наконец, из особых просфор приносятся частицы за живых и умерших, о памяти и оставлении грехов их 473 ; после же возлагает Священник и о себе самом частицу, произнося моление словами Св. Василия Великого : Помяни Господи и мое недостоинство 474 , и проч. И так, Святой Агнец, возлежа на Дискосе среди всех изъятых частиц, как Царь славы и таинственная Глава Церкви, на небеси торжествующей, и на земли под знамением Креста Его подвизающейся. является окруженным всем воинством небесных и земных духовных сил. § 14. Частицы о живых и умерших. приносимые в Тело Господне, не освящаются, а представляют только тех самых, о коих приносятся, и ниспосылают им благодать и освящение

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

Нелегко связать сии слова с предыдущими. Может быть, нужно так разуметь буквальный смысл сего стиха: лучшие ароматы несутся от Твоих одежд, взятых из слоновых хранилищ, тех одежд, коими утешали Тебя друзья, принесшие их в дар Тебе. Если соединить с следующими словами (ст. 10): дщери царей в чести Твоей; то можно понимать так: Твои одежды благоухают смирною, стакти и касиею, Ты находишься в слоновых чертогах, где царские дщери утешают Тебя в чести Твоей. Отцы и учители Церкви сказанное о благовонных веществах относят к погребению и помазанию Господа Иисуса Христа, к Его духовному благоуханию или к Его славе после смерти (Вас. В., Афан. В., Злат.). «Смирною, – говорит бл. Феод., – пророк называет страдание Христово, потому что смирна преимущественно приносится мертвым; стакти и касиею – благоухание страдания Христова, а тяжестями слоновыми или, по переводу Акилы и Симмаха, храмами слоновыми – благолепные и светлые церкви; ризою же называет тело Христово ( Евр. 10:19–20 )». – «Видим смирну, – говорит св. Вас. В., – по причине погребения; стакти 293 по причине сошествия во ад (ибо каждая капля ея стремится вниз), и касию по причине домостроительства, совершенного плотию на кресте». Св. Афанасий относит к славе и велелепию Спасителя, кои как бы благоухают на всю вселенную; под царями разумеет св. Апостолов, под дщерями – души христианские. Св. Златоуст относит (нерешительно) и к погребению и к помазанию Христа, и к славе, последовавшей за делами Христовыми, – что Ему будут покланяться в драгоценных храмах. 10 . Дщери царей в чести Твоей: предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. С Евр.: «Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте». Прежде велась речь о Женихе, теперь речь о невесте. Т.е. царские дочери находятся в почете у Тебя, но царица, как госпожа, предстоит на главном месте – по правую сторону, предстоит она в самых драгоценных одеждах, вся преукрашена, вся в лучшем Офирском золоте 294 . Возвеселиша Тя дщери царей в чести Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Какое слово изобразит, о, Богомати Дево, Твою богосиянную прекрасность; потому что то, что относится к Тебе невозможно представить ни в мыслях, ни в словах? Однако, при Твоем человеколюбивом допущении, это возможно воспеть; потому что Ты — и Вместилище всех благодатей и Исполнение всякой благородной красоты, и Скрижаль и одушевленный Образ всякого блага, и всей прекрасности, как единая удостоившаяся принять все благодати Духа; лучше же сказать — и единая имевшая чудесно обитавшего во чреве Твоем Того, в Ком — сокровища всех благодатей, и состоявшая чудесной скинией Его; и к Нему сегодня путем смерти в бессмертие отошедшая, и справедливо от земли на небо преставившаяся, дабы в пренебесных скиниях на вечные времена обитать с Ним, оттуда заботясь о наследии Твоем, и неусыпными молитвами к Нему умилостивляя Его о всех. Как из всех приближающихся к Богу Она — наиболее близкая, так и больших, чем прочие, Богородица удостоена достоинств, я имею в виду не только — больше прочих людей, но — и самых всех ангельских иерархий. Потому что, вот, о высочайшем из их чинов Исаия так пишет: «И Серафими стояху окрест Его» (Ис. 6:2); а о Ней вот, Давид говорит так: «Предста Царица одесную Тебе» (Пс. 44:10). Видите ли разницу положения? На основании сего можете заключить и о разнице в состоянии достоинства: потому что Серафимы — вокруг Бога; близ же Его Самого находится только всех Царица, Которой и Сам Бог восхищается и восхваляет Ее, как бы возвещая Ее окружающим Его (небесным) силам, и говоря, согласно реченному в Песни Песней: «Как прекрасна Ты, Ближняя Моя», светлейшая света, более исполненная цветения, чем — Божий рай, более прекрасная, чем весь видимый и невидимый мир! Не только же Она — близ Него, но, по справедливости и — одесную Его; потому что там, где Христос на небесах воссел, т. е. — одесную Величия, там и Она предстала, ныне взойдя от земли на небо; не только потому, что Она любит Его и исключительным образом взаимно любима Им, что следует на основании и самых законов естества, но — и потому, что Она воистину — Престол Его; а там, где воссядет Царь, там — и Престол Его стоит. Сей Престол и Исаия видел между Его херувимским хором и нарек его «высоким превознесенным», являя превосходство Богоматери над небесными силами. Посему и вводит самых, восхваляющих за Нее Бога и говорящих: «Благословена слава Господня от места Его» (Езек. 3:12). Патриарх же Иаков загадочным образом был зрителем его: «Яко страшно место сие», сказал, «несть сие, но Дом Божий, и сия Врата Небесная» (Быт. 27:17). Давид же иным образом изобразил это: сочетав в своем лице множества спасенных и употребив как бы некие струны или различные голоса, от различных родов приведенные Сей Приснодевой в гармонию единой веры, приступает к всегармоничной песни в восхваление Ее, говоря: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век, и во век века» (Пс. 44:18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Почему и Павел написал к коринфянам: благовествованием я вас родил ( 1Кор.4:15 ); также: не к посрамлению вашему сие пишу, но как детей моих возлюбленных вразумляю ( 1Кор.4:14 ). Каким же образом сии дщери возвеселили Тебя, Христе? Воздавая Тебе истинную честь и служа Тебе, как Богу. Таков высший смысл в сих словах. А по смыслу легко представляющемуся с первого взгляда, ты можешь понимать сии слова иначе; именно, что разнородное благоухание добродетели исходит из пречистого восприятого Тобою, Господи, человечества, и не только исходит из него, но и из славных и многоценных, в разных местах построенных храмов или церквей Твоих. Ибо это означают дома из слоновых костей веселили. Разнообразие выше сказанных благовонных вещей, означает разнообразие благоухания добродетелей. А что говорит: будут веселить Тебя чрез сии храмы, этим указывает на щедрых строителей их. Сказал в прошедшем времени – возвеселили, вместо будущего – возвеселят Тебя, по обыкновенно пророков, которые о будущем говорят в виде прошедшего. Дочери царей в чести Твоей, должно разуметь так, что не только простые и самые малые люди будут почитать Тебя, но и сами цари, что наиболее удивительно, даже дочери царей тысячью глаз охраняемые со всех сторон и заключаемые в самых недоступных и тайных чертогах царских домов от глаз других, какова была премудрая Екатерина и многие другие из уверовавших во Христа (1). (1) Чтобы сказать яснее, сими словами Давид говорит, как бы так: Возвеселись, Владыко, от важных домов из слоновых костей, которые дщери царей построили в честь твою, устроив из сердец своих храмы (у Никиты). Предста царица одесную Тебе Царицею Давид называет здесь церковь , или собрание благочестивых христиан, которую Царь – Христос, после того как она (прежде) была предана идолам, сочетал с Собою чрез веру в Него. Она – то воцарилась на земле над страстями и воцарилась вместе с Женихом своим Христом в небесном царстве. И жених и царь ее – Христос сидит по правую руку Отца, как единосущный и единочестный с Ним по Божеству; а невеста Его и царица церковь не сидит, а стоит одесную Жениха своего и Царя вместе с бесплотными ангелами: потому что хотя она и невеста и царица, но принадлежит к созданному естеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010