В частности, что касается до Владимирской иконы Богоматери Ростовского собора, то композиция ее была распространена в XII веке: тогда привезена из Константинополя Владимирская же икона Богоматери, находящаяся теперь в Успенском соборе в Москве. –Свенская икона Богоматери в сущности есть изображение видения греков-каменщиков: Богоматерь – царица на троне с предстоящими святыми печерскими Антонием и Феодосием. Изображение этих преподобных, – по сообщению Патерика, – имелись в Печерском монастыре еще до прибытия сюда греков-иконописцев и были показаны им, – тем легче для св. Алимпия было составить композицию Свенской иконы. – Выбор надписи на хартии у преподобного Антония соответствует характеру св. Алимпия. По сводному подлиннику, в свитке Антония Печерского (под 10 июля) следует писать: «Се удалихся бегая и водворихся в пустыни. Господи утверди мя», и т. д. На Свенской же иконе преп. Антоний в свитке заповедует трудолюбие, – завет, исполняемый пр. Алимпием в продолжение всей жизни. – Икона «Предста Царица», или «Царь царем», является видоизменением обычной композиции изображения Господа Вседержителя, – здесь лишь указывается царское достоинство не только Иисуса Христа, но и Богоматери, согласно словам псалма 44-го: «Предста царица одесную тебе, в ризы позлащены одеяна, преукрашена» (ст. 10). «Предста Царица одесную Тебе» – эта композиция, – говорит Н. В. Покровский , – насколько нам известно, появилась в русском искусстве едва ли не в XVII веке» 45 . Но при распространенном у печерских иноков в конце XI и начале XII века представлении о Божией Матери, как царице, св. Алимпий естественно мог воспользоваться обычной композицией изображения Господа Вседержителя, с незначительным ее изменением. – Сравнительно юный лик Богоматери и греческие типы всех ликов на иконе «Предста Царица» располагают к предположению о происхождении этой иконы в древнейшую эпоху русского искусства, когда лики с греческих образцов иконописи заимствовались почти без изменения. В Новгородском Софийском соборе, в главном иконостасе, «рядом с северными алтарными, находится икона Предста Царица, или Царь царем, XIV в., – возобновлена в 1701 году» 46 . В XVII веке эта композиция была распространена, хотя и служила иногда предметом спора. Вот что рассказывает Игнатий, митрополит Сибирский и Тобольский, в своем третьем послании. «Однажды заказал он иконописцу написать образ, называемый Предста Царица одесную тебе... Иконописец написал подобие святой иконы, как она пишется: Спасителев образ на престоле, в виде великаго архиерея; Пресвятой же Богородицы образ в царских одеяниях и в венце, как царицы неба и земли, и прочее подобие образа того. Увидев же Капитон Колесников (раскольник) Пречистую Богородицу написану в царских одеждах, начал, будучи невежда, похулять иконописца, говоря: Зачем написал ты Пресвятую Богородицу как царицу? На Пресвятой Богородице царской багряницы никогда не бывало» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Икона Царь-Царем - описание ЦАРЬ ЦАРЕМ, Царь царей - особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр.19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как (Тим 6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону ( ) направлен меч. Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии . Вариант иконы " Предста Царица " Источник: Сайт ru.wikipedia.org «Предста Царица одесную Тебе» (Царский деисус) — иконографический тип деисуса. Изображает сидящего на троне Иисуса Христа в иконографии, сочетающий детали типов «Царь царем» и «Великий Архиерей» и по сторонам от него Богородицу в царских одеждах и Иоанна Предтечу. Иконография иллюстрирует текст 44-го псалма: «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преиспещренна…» в его экзгетическом толковании: царь — Иисус Христос, царица — Богоматерь (Церковь). Иконография возникла в византийском искусстве XIV—XV веков (древнейший пример изображения — роспись церкви Успения монастыря Трескавец в Македонии, между 1334 и 1343 годами) и вскоре стала известна и в России. На ряде первых известных изображений «Предста Царица» (Фреска в Зауме, близ Охрида — 1361 год, Марков монастырь — 1370 год) отсутствует изображение Иоанна Крестителя. Его заменяет фигура царя Давида или другого ветхозаветного пророка. На иконах «Предста Царица» Иисус изображается сидящим на престоле в царской далмат[...] К этому разделу приложены файлы (1). Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Царь Царем (Царь Славы) Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: ЦАРЬ ЦАРЕМ со свв. апостолами Иоанном Богословом, Петром, Павлом и Андреем Первозванным. Палех, XIX век. Дерево, левкас, яичная темпера. 91х72,3 см. Частное собрание.

http://pravicon.com/icon-446

«Предста Царица одесную Тебе». Когда озарила пророка благодать Божия, он узрел Спасителя Христа Бога в такой славе, в какой Он возседает на небе, как Царь царствующих и Господь господствующих. Созерцая славу этого великого Царя, он вместе с тем увидел перед престолом Его и царицу; поэтому, когда он воспевал в своем псалме могущество и благость этого сильного Царя, в то же время восклицал: предста царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена ( Пс. 44:10 ). Какую же мысль выразил Богоотец пророк Давид в этом восклицании? Это увидим мы из дальнейших слов церковной песни. «Тя бо Матерь ходатаицу живота показа, без отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог». Вот что хотел сказать своим восклицанием пророк Божий. Эта царица, представшая одесную престола великого Царя и украшенная такою славой, есть первая и самая сильная ходатаица перед Ним за всех, ищущих милости у Него. В самом деле, кому же удобнее всего быть ходатаицей перед Царем, как не царице, стоящей одесную престола Его и удостоенной от Него великой чести? Если земные царицы своим ходатайством перед царями нередко спасали многих осужденных, нередко испрашивали милости целым народам, то тем более можно ожидать от ходатайства той Царицы небесной, Которую видел пророк Давид. Но своя ли это была мысль у пророка, что царица, стоящая одесную престола великого Царя, есть ходатаица перед Ним за всех ищущих милости? Нет! Пророк, объятый божественным духом, когда писал псалом свой, вносил в него не свои мысли. Он сам при этом называет себя тростию книжника-скорописца, т.е. он при этом случае был не более как только орудие в руках Божиих. Его язык, движимый Духом Божиим, невольно изрек: предста царица одесную Тебе. Стало быть, мысль, заключающаяся в этих словах, есть мысль Божия. Прислушайтесь внимательнее к словам церковной песни, и вы увидите, что откровение миру о ходатайстве Царицы небесной произошло от Самого Бога через пророка Давида. Тя бо Матерь ходатаицу живота показа, без отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог . Проще эти слова церковной песни можно выразить так: «Матерь живота! Бог благоволивший от Тебя без отца вочеловечитися, показал Тебя ходатаицею».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В иконописном подлиннике, – рукоп. нашего собрания XVII века, – в перечне икон Божией Матери читаем: «Образ Пресвятыя Богородицы Свинския близ града Бряньска за три поприща явися благоверному князю Роману Михаиловичу и прозрение очесем ему дарова в лето 6796 августа в 27 день. Он же на том месте монастырь созда во имя ея и церковь постави, а везен был сей образ ис Киева Свиниею рекою старцами Печерскими князю на исцеление и невидимо нощию на дубе обретеся стоящ. Зри в полном ея сказании». В Сийском иконописном подлиннике XVII же века, рукоп. Архангельской дух. Семинарии 192, стр. 238, явление Свенской иконы Богоматери «во Брянску» относится также к 6796 г. Ни в «Сказании», ни в подлинниках нет упоминания, что эта икона – произведение св. Алимпия. Икона «Предста Царица», или «Царь царем», изображает сидящего на высоком престоле И. Христа в священнических одеждах, – митре, крестчатом (кресты в кругах) саккосе и омофоре, – десницею Христос благословляет двуперстно, в шуице жезл с перекладиною на верху, в виде буквы Т. Подножие у Господа круг в четыреугольнике. Христу предстоят по правую сторону Богородица в короне и украшенной камнями одежде; руки в молебном положении. По левую сторону Господа Иоанн Предтеча во власянице, шуицею держит свиток (см. рис. 5). Рис.5 И. М. Снегирев в «Памятниках Московской древности», говорит: «Образ Предста Царица», или «Царь царем», писан, как уверяет предание, св. Алимпием чудотворцем, первым русским иконописцем. Она украшена серебряным вызолоченным окладом и древними венцами, убрусами и гривнами из золота с каменьями и жемчугом, кои сохранились в соборной ризнице 1812 года» 41 . К сожалению, Снегирев не указывает источника, откуда он заимствовал об этом предании. В изданных в начале текущего столетия описаниях замечательных икон Успенского собора об иконе «Предста Царица» не упоминается, – например в книгах: «Полный христианский месяцеслов. М. 1813 г.», стр. 296 – 297, «Описание монастырей в Российской Империи находящихся, изд. 4-е, М. 1817», стр. 161, «Путеводитель в Москве, изд. Сергеем Глинкою, М. 1824», стр. 101 и след. Но, как видно из картин избрания Михаила Федоровича на царство, эта икона уже в начале XVII века находилась в иконостасе Успенского собора. В начале же XVIII века она переписана изографом Кириллом Улановым, как открыл это поновлявший иконопись собора в 1851 году свободный художник Н. И. Подклюшников. В подлинниках сводной редакции читаем: «Есть Спасов образ во архиерейстей одежди на престоле, и Богородица, яко предста царица одесную, и св. Иоанн Предтеча. Местна, в большом Успенском соборе стоит близ Успения Пресвятыя Богородицы, юже начать писати преподобный Алимпий Печерский; ангел Господень дописа и соверши ю. Чудеса быша» 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Смерть (исключая вот этой) есть мучительница нашего рода, дочь проклятия и мать истления, содержащая в плену в своем темном царстве наследие Адама. Но эта (смерть) есть или сладкий сон, в котором всечистая Владычица восхотела как бы опочить 190 немного при конце этой тленной жизни, чтобы начать путь нетленной; или чудесный порыв Божественной любви, в которой эта блаженнейшая душа, стремясь поскорее достигнуть своего возлюбленного Божественного Сына, оставила на некоторое время своего спутника – тело; но и оно, так же подъятое на херувимской колеснице, прошло тот же путь и, прославленное, взошло на небо. Посмотрите на гроб в Гефсимании, – вы найдете его пустым, ибо гроб не может вместить Матерь Жизни, обиталище воплощенного Божества, обиталище, подобающее место которому – есть престол Божественной славы. И Матерь Божия, предстоя одесную Царя Бога, сидит, как Царица небесных и земных, на таком престоле, превыше всякой твари: предста Царица одесную Тебе. Царица земных, – ибо Ей после Бога Церковь верных приносит благоговейное почитание, к Ее пречистым стопам благочестивые Цари повергают свои жезлы и венцы. Ее высокий престол окружают сонмы православных; кто молит об исцелении от болезни, кто об избавлении от опасности, этот просит утешения в печали, тот – помощи в бедствии; все просите милости от источника милости, и просящий – получает, ищущий – находит: ибо море благодатных даров неисчерпаемо, источник благ – неиссякаем. Она – Царица небесных;– Ее почитают и Ей покланяются все чины бестелесных: Ангелы – совершеннейшее зеркало чистоты, Архангелы – многоценный ковчег Божественных откровений, Власти – всемогущую державу верных, Силы – неодолимую стену Церкви, Начала – спасительное начало всемирного избавления, Господства – высшую Госпожу всего, Престолы – одушевленный престол Царя славы, Херувимы – богомудрую тайноводительницу высшего ведения, Серафимы – неугасающий светильник Божественной чистейшей любви. Царица, которую приветствует Само трисиятельное Богоначалие: Св. Дух – невесту неневестную, Сын и Слово – неискусомужную Матерь, Бог Отец – возлюбленную Богоотроковицу. Предста Царица одесную Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Посмотрите на гроб в Гефсимании, – вы найдете его пустым, ибо гроб не может вместить Матерь Жизни, обиталище воплощенного Божества, обиталище, подобающее место которому – есть престол божественной славы. И Матерь Божия, предстоя одесную Царя Бога, сидит, как Царица небесных и земных, на таком престоле, превыше всякой твари: предста Царица одесную Тебе. Царица земных, – ибо Ей После Бога Церковь верных приносит благоговейное почитание, к Ее пречистым стопам благочестивые Цари повергают свои жезлы и венцы. Ее высокий престол окружают сонмы православных: кто молит об исцелении от болезни, кто об избавлении от опасности, этот просит утешения в печали, тот – помощи в бедствии; все просят милости от источника милости, и просящий – получает, ищущий – находит, ибо море благодатных даров неисчерпаемо, источник благ – неиссякаем. Она Царица небесных, – Ее почитают и Ей покланяются все чины бестелесных: Ангелы – совершеннейшее зерцало чистоты, Архангелы – многоценный ковчег божественных откровений, Власти – всемогущую державу верных, Силы – неодолимую стену Церкви, Начала – спасительное начало всемирного избавления, Господства – высшую Госпожу всего, Престолы – одушевленный престол Царя славы, Херувимы – богомудрую тайноводительницу высшего ведения, Серафимы – неугасающий светильник божественной чистейшей любви. Царица, которую приветствует Само трисиятельное Богоначалие: Св. Дух – невесту неневестную, Сын и Слово – неискусомужную Матерь, Бог Отец – возлюбленную Богоотроковицу. Предста Царица одесную Тебе. Прославленная Всецарица неба и земли в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена, говорит (Давид); – то есть боготканное одеяние Ее блаженства, которое облекает Ее, позлащено прекрасным сиянием неприступного света; преиспещрено, то есть окрашено в различные цвета. Иными словами, – как в Деве, при Ее жизни на земле, были все разнообразные свойства добродетелей, так в Деве, преставльшейся на небо, сияют различные цвета божественной славы. Когда солнце достигает высшей точки неба, оно равномерно во все стороны разливает лучи света, но не все тела освещаются одинаково. Так как они бывают более или менее плотными, то одни сильнее, другие слабее воспринимают отражение солнечного света. Чистые – освещаются совершенно, прозрачные пропускают сквозь себя свет, а твердые и непроницаемые – освещаются лишь настолько, чтобы быть видными. Но если случится солнцу бросить луч на чистое зеркало, то не только оно освещает его, но и само целиком, как будто, входит и заключается в него, так что зеркало кажется уже не стеклом, а самим светящим солнцем. Вот разница между зеркалом и прочими освещаемыми телами; все вообще тела воспринимают только свет солнца, а зеркало воспринимает и все самое солнце и бросает от себя лучи, как солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Посмотрите на гроб в Гефсимании, вы найдете его пустым, ибо гроб не может вместить Матерь Жизни, обиталище воплощенного Божества, обиталище, подобающее место которому есть престол божественной славы. И Матерь Божия, предстоя одесную Царя Бога, сидит, как Царица небесных и земных, на таком престоле, превыше всякой твари. Предста Царица одесную Тебе. Царица земных, ибо Ей после Бога Церковь верных приносит благоговейное почитание, к Ее пречистым стопам благочестивые цари повергают свои жезлы и венцы. Ее высокий престол окружают сонмы православных: кто молит об исцелении от болезни, кто об избавлении от опасности, этот просит утешения в печали, тот – помощи в бедствии; все просят милости от источника милости, и просящий получает, ищущий находит, ибо море благодатных даров неисчерпаемо, источник благ неиссякаем. Она Царица небесных, Ее почитают, Ей поклоняются все чины бестелесных: ангелы почитают в Ней совершеннейшее зерцало чистоты, архангелы – многоценный ковчег божественных откровений, власти – всемогущую державу верных, силы – неодолимую стену Церкви, начала – спасительное начало всемирного избавления, господства – высшую Госпожу всего, престолы – одушевленный престол Царя славы, херувимы – богомудрую тайноводительницу высшего ведения, серафимы – неугасающий светильник божественной чистейшей любви. Царица, Которую приветствует Само трисиятельное Богоначалие: Святой Дух – невестную, Сын и Слово – неискусомужную Матерь, Бог Отец – возлюбленную Богоотроковицу. Предста Царица одесную Тебе. Прославленная Всецарица неба и земли в ризах позлащенных одеяна преиспещрена, говорит Давид; т.е. боготканое одеяние Ее блаженства, которое облекает Ее, позлащено прекрасным сиянием неприступного света; преиспещрено, т.е. окрашено в различные цвета. Иными словами, как в Деве, при Ее жизни на земле, были все разнообразные свойства добродетелей, так в Деве, преставльшейся на небо, сияют различные цвета божественной славы. Когда солнце достигает высшей точки неба, оно равномерно во все стороны разливает лучи света, но не все тела освещаются одинаково. Так как они бывают более или менее плотными, то одни сильнее, другие слабее воспринимают отражение солнечного света. Чистые освещаются совершенно, прозрачные пропускают сквозь себя свет, а твердые и непроницаемые освещаются лишь настолько, чтобы быть видными. Но если случится солнцу бросить луч на чистое зеркало, то не только оно освещает его, но и само целиком как будто входит и заключается в него, так что зеркало кажется уже не стеклом, а самим светящим солнцем. Вот разница между зеркалом и прочими освещаемыми телами: все вообще тела воспринимают только свет солнца, а зеркало и воспринимает все самое солнце, и бросает от себя лучи, как солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Надлежало же рано или поздно сойти, наконец, сему венцу на главу честнейшей Херувимов и Серафимов, и сошел он во время Ее Успения, когда совершилась над Ней величайшая тайна Божия. Матерь Господа Славы умирает как и все люди, хотя казалось, что Ей по всем неизреченным заслугам Ее принадлежит то, чего прежде удостоились праведные Енох и Илия, взятые на небо живыми. Однако Деве Марии суждено было другое. В отраду и утешение всем нам, имеющим проходить вратами смерти, и Пречистая умирает, отдавая этот долг природе вместе со всеми земнородными. Но как Матерь Божия, смертью Она не удерживается, а со славою возносится на небо, предстоя одесную Царя Бога, предстоя как Царица небесных и земных. Святой псалмопевец Давид, предсозерцая Ее славу, воспел: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена ( Пс. 44:10 ). Предста Царица одесную ТебеЦарица земных, потому что Ей поклоняется и Ее прославляет весь верный род христианский: люди всякого возраста и звания и пола. И знатные люди, и простые преклоняют пред Нею свои колена, славословя Ее и прося помощи в своих скорбях и нуждах. И Она просящих не отвергает, исполняя их прошения, ибо Она есть Источник благ и море благодатных даров. Царица небесных – ибо поклоняются Ей и почитают Ее и Небесные Чины бесплотных духов: Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Престолы, Херувимы, Серафимы; приветствует Ее теперь на Небесах и Само Трисиятельное Богоначалие, как возлюбленную Богоотроковицу. В ризах позлащенных одеяна преиспещрена… Препрославленная Дева Мария, – как бы так говорит святой пророк Давид, – сияет ныне неприступным светом славы Божественной. Так что, хотя все праведные души освещаются Божественным светом от незаходимого Солнца Правды и сияют яко светила, но Препрославленная Дева Мария из всех блаженных Сил прекраснее всех. Будучи чистейшей всех людей и Ангелов, Она воспринимает во всей полноте свет Божественного Солнца и Сама отражает от Себя этот свет, являясь вторым Солнцем Правды, Солнцем славы. Святой Григорий Богослов говорит: «каждому из избранных дана благодать отчасти, Деве – вся полнота благодати». Так же Она и прославлена, – то есть имеет полноту Божественной славы, как это провидел и святой пророк Иезекеиль: Видех, и се, полн славы дом Господень ( Иез. 44:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

В 44 псалме святой Пророк Давид живописно изображает славу великого Царя и Царицы. Если черты, употребляемые в описании величия Царя, таковы, что заставляют видеть в этом Царе – Царя духовного царства, непреходящего и вечного, Господа Иисуса Христа, то и под Царицей должно разуметь небесную Царицу и Владычицу нашу – Деву Богородицу. «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. Вся слава дщере царевы внутрь: рясны (украшениями) златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы в след Её, искренния Её приведутся Тебе; приведутся в веселии и радовании, введутся в храм царев» ( Псал. 44:10–16 ). Святая Церковь в богослужебных песнопениях прилагает это пророчество к Богоматери: «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид, песненно о Тебе провозгласи, величя Тебе сотворшему: предста Царица одетную Тебе»; – «Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и возжелает Царь доброты Твоея: ибо вся слава Твоя, Дево, отвнутрь, яка заченши Создателя Твоего». «Предстоящи одесную Христа, яко Царица, рясны златыми, Богообрадованная, одеяна воистину, нам царствие небесное молитвами Твоими, Отроковице, исходатай, Всенепорочная». «Слышу Давида воюща Тебе: приведутся девы во след Тебе, приведутся в храм царев, и с ним Тя и аз дщерь цареву воспеваю». Для объяснения этого пророчества надобно напомнить, что сидение и предстояние «одесную» царя издревле означало особенную почесть, принадлежавшую лицам близким к престолу. В объясняемом пророчестве Господь Иисус Христос представляется восседающим на престоле вечной славы, а предстоящею одесную Его – Пречистая Дева Матерь. Она предстоит на высшем месте, как честнейшая херувим и славнейшая серафим. – «В ризах позлащенных одеяна, преиспещрена»: этими словами обозначаются высокие благодатные качества Пречистой Девы, по которым Она удостоилась быть вместилищем Единородного Сына Божьего. Чистота, смирение, вера, любовь к Богу, терпение,– вот те «рясны златыя», в которых Она предстоит Сыну и Богу Своему. Что украшения воспеваемой в этом псалме Царицы не внешние, а внутренние, духовные, Пророк Псалмопевец ясно высказывает таким образом: «вся слава дщери царевы внутрь». «Приведение дев в след Её в веселии и радовании в храм царев» можно понимать как приведение всех чистых и славных душ в обители Отца небесного, прекрасные превыше понятия человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Но надлежало же рано или поздно сойти, наконец, сему венцу на главу «Честнейшей Херувимов и Славнейшей Серафимов». И он сошел во время Ее успения. И во время Ее успения совершается величайшая тайна Божия на Ней. Матерь Божия умирает, как и все люди, хотя казалось, что Ей по всему праву принадлежит то, чего удостоились праведные Енох и Илия, взятые на небо живыми. Но Матери Божией суждено было другое. В отраду и утешение всем нам, имеющим проходить вратами смерти, и Матерь Божия умирает, разделяя долг природы со всеми земнородными. Но – как Матерь Божия – Она смерти не удерживается, Она со славою возносится на небо, предстоя одесную Царя Бога, предстоя как Царица небесных и земных. Святой псалмопевец Давид, созерцая Ее славу, воспел: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена (ср.: Пс.44:10 ). Предста Царица одесную Тебе, Царица земных, – потому что Ей поклоняется и Ее прославляет весь верный род человеческий: люди всякого возраста, и звания, и пола. И знатные люди, и простые люди повергают пред Ней свои колена, славословя и прося помощи в своих скорбях и нуждах. И она просящих не отвергает, исполняя их прошения, ибо Она есть источник благ и море благодатных даров. Она Царица небесных – потому что поклоняются Ей и почитают Ее и небесные чины бесплотных духов: Ангелы, Архангелы, Власти, Силы, Начала, Господства, Престолы, Херувимы, Серафимы. Приветствует Ее там теперь и Само Трисиятельное Богоначалие, как возлюбленную Богоотроковицу. В ризах позлащенных одеяна, преиспещрена, Препрославленная Дева Мария сияет сейчас неприступным светом славы Божественной. Так что хотя все праведные души освещаются Божественным светом от незаходимого Солнца правды и сияют, яко светила, но Препрославленная Дева Мария всех блаженных сил прекраснее, и, как чистейшая всех людей и Ангелов, Она воспринимает во всей полноте свет Божественного Солнца и Сама отражает от Себя этот свет, являясь вторым Солнцем правды. Святитель Григорий Богослов говорит: «Каждому из избранных дана благодать отчасти, Деве – вся полнота благодати». Так же Она и прославлена, то есть имеет полноту Божественной славы, как это провидел и пророк Иезекииль: видех, и се, исполнъ славы дом Господень (ср.: И ез.44:4).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010