Псалом 23: «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» (ст. 9 ),– эти слова истолковываются святителем Афанасием Великим как пророчество о Вознесении Господнем; также как и 6-й стих 46-го псалма: «взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне»,– тоже относят к Вознесению. Псалом 39: «жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси: всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се, прииду: в главизне книжне писано есть о Мне: еже сотворити волю Твою, Боже Мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева Моего» (ст. 7–9 ),– речь идет о том, что Христос, Который плотию принес Себя в жертву на кресте, смертью Своей упразднил все ветхозаветные жертвы. Псалом 40, Иуда и синедрион: «Враги мои говорили обо мне злое: “Когда же он умрет, и погибнет с ним имя его?” И если кто из них навещал меня, неправду говорило сердце его; умножал он беззакония свои; уходил от меня, и совещались они. Обо мне шептались враги мои, на меня замышляли злое. Слова беззаконные говорили обо мне: “Неужели спящий восстанет вновь?” Ибо человек близкий мне, на которого я надеялся, вкушавший хлеб мой, поднял на меня пяту» (ст. 6–10 ). Псалом 44. Первая его половина вся целиком посвящена Христу: «красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах Твоих: сего ради благослови Тя Бог во век» (ст. 3 ) – и так далее: «Престол Твой, Боже, в век века возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих» (ст. 7–8 ). Вторая половина – это часть, посвященная Церкви: «...предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое» (ст. 10–11 ). Следует заметить, что это место толкуется также применительно к Пресвятой Богородице. Именно из него берется прокимен на Богородичные праздники: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века» (ст. 18 ). Псалом 46, ст. 6 уже упоминался в связи с пророчеством о Вознесении (см. псалом 23): «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

А в 44 псалме воспевается слава Великого Царя Христа Бога и Царицы неба и земли Богородицы: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и преклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. Вся слава Дщери Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы и вслед Ея, искренния Ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев» ( Пс. 44:10–16 ). Святой Давид знал, что злые люди всегда бывают хозяевами; они со своей хитростью, ложью, ловкостью, огнем и мечом, всякой неправдой, подкупом, предательством и прочее добиваются для себя всего, чего хотят, и благоденствуют в жизни. Видя эти «извращения жизни», праведные и добродетельные люди часто соблазняются и начинают роптать на Бога, сами претерпевая злострадания, гонения, будучи неповинны. «Не ревнуй злодеям, – говорит святой пророк Давид, – не завидуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. Уповай на Господа и делай добро. Живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит… А нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут» ( Пс. 36:1–20 ). Царствование Давида было золотым веком в Израиле. Оно продолжалось сорок лет. И когда, спустя две тысячи лет, пришел Господь наш Иисус Христос, то Его и хотели посадить на престол Давида, чтобы Он царствовал в Израиле. Но увы! Престолом Мессии должен был стать КРЕСТ ! Господь наш Иисус Христос и был (добровольно) вознесен на Крест… А престол Давида и поныне стоит незанятым… О, великий царь и пророк Давид! Ты – краса Израиля, ты – его надежда! Но какой великий грех повторит Израиль, когда на твой святой престол посадят «богоборца» и второго Иуду!!! (АНТИХРИСТА). «Боже! Язычники пришли в наследие Твое, осквернили святой храм Твой, Иерусалим превратили в развалины… Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают» ( Пс. 78:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

– А почему Вы кланяетесь и креститесь, ведь Крест был древом и виселицей, на которой умер Господь Иисус? – Почему вы всё время перескакиваете с одной темы на другую? Вы всегда так поступаете, когда спорите с кем-нибудь, чтобы заморочить ему голову. Вот что говорит святой апостол Павел: слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия (1 Кор. 1 , 18 ). Ты видишь, что Святой Крест – не виселица и не дубина? Напротив того, он – мудрость и сила Божия! Вы слышали, что такое Крест, вы, сектанты, прельщающие людей и ведущие их в ад? «И явится в конце света секта, – говорит святой Андрей Кесарийский , – которая не будет осенять себя крестным знамением, ибо наложит им антихрист печать на правую руку, и они не будут поднимать её ко лбу», – ибо лоб – это разумная часть души, то есть ум. Были у меня как-то давненько несколько женщин-баптисток из Абруда, уезд Алба. Когда я рассказал им о чуде, произошедшем на Святом Гробе с бесноватой женщиной, которая, прикоснувшись к частице древа Креста Спасителя, исцелилась, все они перекрестились. А одна сказала: «Отче, я не перекрещусь!» – «Крестись!» – говорю я ей. «Не перекрещусь! Я не могу поднять руку ко лбу! » – «Наложил на тебя печать бес, поэтому ты и не можешь поднять её! Перекрестись, женщина, и увидишь силу Божию! » – «Нет, не могу поднять руку!» И я беру её правую руку, она ведь стояла рядом со мной, с правой стороны, и трижды осеняю крестом её лицо. «Ой! Ой! Как же мне стало легко!» – «Да! Теперь бес ушёл с твоей руки!» Так убежал от неё бес, одержавший её. Потом я исповедал её, и она вернулась в Православную Церковь . Вы видите силу Святого Креста? – Хорошо, но место по правую и по левую сторону Пресвятой Троицы предопределено, ибо сказано: дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим ( Мф. 20, 23 ). – Это неправда! Спаситель говорит: дать сесть у Меня по правую сторону и полевую – не от Меня зависит, но кому уготовано, потому что эти два места от Отца предназначены Матери Божией и святому Иоанну Крестителю. Кто такой Иоанн Креститель? Самый великий человек из рождённых женами. А Матерь Божия кто? Что говорит псалом 44? Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (ст. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

Псалом 44: Отрыгну сердце мое слово благо,/глаголю аз дела моя Цареви,/язык мой – трость книжника скорописца./Красен добротою паче сынов человеческих,/излияся благодать во устнах Твоих,/сего ради благослови Тя Бог во век./Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне./Красотою Твоею и добротою Твоею/и наляцы, и успевай, и царствуй/истины ради, и кротости, и правды,/и наставит Тя дивно десница Твоя./Стрелы Твоя изощрены, Сильне,/людие под Тобою падут в сердцы враг царевых./Престол Твой, Боже, в век века:/жезл правости, жезл Царствия Твоего./Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие:/сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих./Смирна, и стакти, и кассия от риз Твоих, от тяжестей слоновых,/из нихже возвеселиша Тя./Дщери царей в чести Твоей./Предста Царица одесную Тебе,/в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена./Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое,/и забуди люди Твоя и дом отца Твоего,/и возжелает Царь доброты Твоей:/зане Той есть Господь Твой, и поклонишася ему./И дщи Тирова с дары,/лицу Твоему помолятся богатии людстии./Вся слава Дщере Царевы внутрь,/рясны златыми одеяна и преиспещрена./Приведутся Царю девы в след Ея./Искренния Ея приведутся Тебе,/приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев./Вместо отец Твоих быша сынове Твои,/поставиши я князи по всей земли./Помяну имя Твое во всяком роде и роде./Сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века. Псалом 45: Бог нам прибежище и сила,/Помощник в скорбех, обретших ны зело./Сего ради не убоимся, внегда смущается земля/и прелагаются горы в сердца морская./Возшумеша и смятошася воды их,/смятошася горы крепостию его./Речная устремления веселят град Божий:/освятил есть селение Свое Вышний./Бог посреде его, и не подвижится,/поможет ему Бог утро заутра./Смятошася языцы,/уклонишася царствия,/даде глас Свой Вышний, подвижеся земля./Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль./Приидите и видите дела Божия,/яже положи чудеса на земли./Отъемля брани до конец земли,/лук сокрушит, и сломит оружие, и щиты сожжет огнем./Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог:/вознесуся во языцех, вознесуся на земли./Господь Сил с нами,/Заступник наш Бог Иаковль.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возьми жернова, и мели муку; сними покрывало твое, подбери подол, открой голени, переходи через реки. Откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение и не пощажу никого (Ис. 47, 1–3). Итак, после брака Сына Божия, после лобзаний Брата и Жениха, та, о которой некогда в пророческой песне воспевалось: Предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44, 10), будет обнажена; прошлое ее будет положено перед лицом ее; сядет она при водах пустынных, положит сосуд, расставит ноги свои всякому мимоходящему и даже до верху главы осквернена будет. Лучше было бы для человека вступить в супружество и идти ровным путем, чем, начав взбираться на высоту, упасть во глубину адову. Умоляю тебя, да не будет верный Сион градом–блудницей, да не воспляшут демоны, да не возгнездятся сирены на месте жилища Святой Троицы. Дане разорвется союз сердечный; но лишь только пожелание коснется чувства или огонь сладострастия обдаст нас приятным теплом, будем взывать громогласно: «Господь помощник мой, не убоюся, что сотворит мне плоть» (Пс. 55, 5). Когда внутренний человек хотя несколько начнет колебаться между добродетелями и пороками, скажи: Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой (Пс. 41, 12). Не позволяй возрастать помыслам. Да не достигает в тебе юности ничто вавилонское, ничто смущающее. Убей врага, пока он мал; нерадение да будет уничтожено в семени, чтобы не возросли плевелы. Послушай псалмопевца, который говорит: Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен, иже имеет и разбиет младенцы твоя о камень (Пс. 136, 8–9). Так как невозможно, чтобы врожденное сердечное влечение не врывалось в чувство человека, то похваляется и называется блаженным тот, кто при первом начале страстных помыслов поражает их и разбивает о камень. Камень же есть Христос (1 Кор. 10, 4). Если же такие искушения терпят те, которые, изнурив тело, обуреваются одними помыслами, то что сказать о девице, которая наслаждается утехами? Остается повторить изречение апостола: Заживо умерла (1 Тим. 5, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

10. Дщери царей в чести Твоей, предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Превосходной степени помазания Царя (ст. 8) соответствует и чрезвычайная обстановка самого торжества помазания. Обращаясь к Царю – Помазаннику, псалмопевец говорит: Дщери царей в чести Твоей, – при торжестве Твоего помазания примут участие дочери царей, разумеется он будут в чести Твоей или – прославлять Твои достоинства в пении, как то было обычно при брачном и подобных тому торжествах. Предста Царица одесную Тебе, – радость Помазанника разделяет и торжество помазания Его увеличивает Царица, которая становится по правую руку Царя, как ближайшая к Нему и, в особых обстоятельствах, равно – достойная Ему соправительница (так, например, сидела Вирсавия, царица – мать по правую сторону царя – сына своего Соломона ( 3Цар.2:19 ). – Она в ризах позлащенных, т. е. парчовых или расшитых золотом офирским (– лучшим в то время), и преиспещрена – одета в пестрые, цветные ткани. Такое убранство – внешнее украшение – составляет, в то же время, выражение многих и различных внутренних достоинств Царицы (ст. 14). 11–12. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего: и возжелает Царь доброты Твоея, зане Той есть Господь Твой, и поклонишися Ему. Радость Царя и Царицы зиждется на их взаимной и твердой преданности. Посему псалмопевец говорит: – Слыши, Дщи! – разумеется, будь свидетельница той славы в пении, которым торжественно приветствуют Царя – Помазанника дщери других царей (ст. 10. 15–16). И виждь – смотри и заметь благолепие Помазанника при столь торжественной обстановке Его помазания. И приклони ухо Твое будь внимательна и послушна – предана этому Царю (ст. 12). И забуди люди Твоя и дом отца Твоего – забудь все, что занимало Твою душу, с ее мыслями и чувствами, прежде, до вступления в браке с этим благословенным Царем – Помазанником, чтобы стать всецело преданной Ему; того требует самая сущность брачного союза ( Мф.19:3–6 . Еф.5:28–31 ). – И возжелает Царь доброты Твоея, зане Той есть Господь Твой – виду прекрасных качеств Твоей души (ст. 14) и неизменной, беззаветной преданности Твоей и Царь всецело полюбит Тебя: такая преданность и покорность Твоя должна быть тем более, потому что Он, в то же время, есть и Господь Твой. И поклонишися Ему – в сознании, что Он не только Твой супруг и Царь, но и Господь – Владыка, жизни и смерти, – что пред вечным престолом Его должны поклониться все народы (ст. 6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Пс.44:9 . Смирна и стакти и касиа от риз твоих, от тяжестей слоновых, из нихже возвеселиша тя. Пс.44:10 . Дщери царей в чести твоей: предста царица одесную тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Первыя слова означают благовонныя ароматы, из которых составлялся елей, употребляемый при помазании царей, по обыкновению восточных народов, а у Иудеев по повелению Самого Бога. Какого были свойства сии драгоценныя и благовонныя ароматы, описывать здесь нужды нет. Довольно знать, что оными окропляемы были ризы царевы, якоже Пророк глаголет здесь. Далее описывает Соломона, исходящаго из чертогов слоновых, названных так потому, что стены оных покрыты были слоновою костью вместо обоев, откуду все присутствующие поздравляли и приветствовали его, между которыми без сомнения находилися не токмо почтеннейшие мужи, но и жены, которых для того нарицает Пророк дщерьми царей: понеже некоторыя из них от царскаго рода происходили, и жили при Соломоновом дворе, или на случай бракосочетания его из других стран прибыли, и приняты с надлежащею честию и великолепием, роду их соответствующим. Между же всеми оными высочайший степень или первое место занимала дщерь Египетскаго царя, яко невеста Соломонова. И потому сказано: предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. Пс.44:11 . Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: Пс.44:12 . и возжелает Царь доброты твоея, зане той есть Господь твой, и поклонишися ему, Здесь обращает слово к невесте, или ко дщери царя Египетскаго: ибо хотя, по закону Иудейскому, и не позволялось Соломону брать в жену девицу иноплеменную, однако без сомнения было на то Божие особенное благоволение, чтоб царь Египетский взыскал сродства его. Впрочем, поскольку тем же законом повелевалось Иудеанам, дабы жен своих прежде бракосочетания с ними обучали истинному Богослужению, для того Пророк, отводя отроковицу, в языческом народе рожденную и приемлемую в тело церкви чрез новое супружество, от иноплеменническаго воспитания, повелевает ей, забыв отечество и самый дом отеческий, принять иные нравы и обычаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

нашел в ней особенно яркое воплощение 185 . 21. Сударь «Троица». Вклад царя Бориса Федоровича Годунова. 1598–1604 Сергиево-Посадский музей Самым же значительным произведением годуновской мастерской является индития с изображением «Предста Царица одесную Тебе», шитая по дорогому испанскому рытому бархату (ил. 22). В поздних монастырских описях она названа работой 1601 г. царевны Ксении Борисовны 186 . Выразительная композиция с величественным Христом на троне, предстоящими Царицей Небесной и Иоанном Предтечей, получившая широкое распространение в иконописи XVI и XVII вв., являлась своего рода апологией самодержавной власти 187 . И только припадающие к трону Христа и молящиеся за вкладчика Сергий и Никон Радонежские вносят личностный мотив в установившуюся иконографическую схему. Несмотря на обилие жемчуга и камней, довольно сильных оттенений в личном, несколько огрубляющих лики, здесь виден тонкий рисунок знаменщика и искусное шитье мастериц, использовавших более пятнадцати золотных швов. Это одно из лучших произведений своего времени, свидетельствующее о высоких достижениях дворцовых светлиц. 22. Деталь индитии «Предста Царица» вклада царя Бориса Федоровича Годунова. 1602. Сергиево-Посадский музей «Лихолетие» – так русские люди называли время польско-литовской интервенции начала XVII в. – нанесло огромный ущерб всем кремлевским мастерским. Они прекратили работу и были разорены, как и царская казна и церковные ризницы. По свидетельству современников, Лжедмитрий «в цареву ризницу въеся казити и губити тое великое царское сокровище от многих лет многими государи... собрано и положено... и ныне те великия сокровища, тяжкоценные камки и портиіца и всякия вещи, иже нами неведомы и незнаемы, с своими единомышленники разбирает и вещь к вещи прибирает, к тому же и серебра и бисерия велия ковчеги насыпает, и к... нашему врагу, королю и похитителю... посылает» 188 . Другой современник пишет, что Самозванец посылает «в Литву, к Сандомирскому и к жене своей великую казну: золотые и деньги, и жемчуг, и каменья, и суды серебряные, и камки, и бархаты, и всякого узорчья без числа» 189 . Как уже упоминалось, известно несколько произведений шитья, вывезенных в это время из Москвы. Со старых вещей в это время спарывались украшения не только при грабеже, но и для нужд государства. Так, по приказу царя Василия Шуйского для уплаты жалованья дворянам и детям боярским «пороли жемчуг с государева и царицына платья и со всякой рухляди» 190 . В таких условиях дворцовые светлицы вряд ли что-то создавали. Неоконченные или не переданные по назначению вещи хранились в светлице вплоть до 1616 г. 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010