В 1845 г. в Екатеринбурге был создан Секретный совещательный комитет о раскольниках, в состав которого наряду с викарным еп. Мелхиседеком (Золотинским) вошло руководство екатеринбургских заводов. Посылаемые в Синод отчеты архиеп. Аркадия о практически полном искоренении старообрядчества были заведомо неверны. Так, в 1848 г., сообщая в Синод о завышении архиереем числа обращенных старообрядцев, секретарь консистории И. П. Архаров упомянул с. Сепыч (ныне Верещагинского р-на), где из 2225 чел., числящихся по документам как обращенные, на исповедь пришли лишь 34 чел., а причащались 8 чел. (ГАПК. Ф. 37. Оп. 1. Д. 417. Л. 202). После перевода архиеп. Аркадия с Пермской кафедры противодействие старообрядцам резко ослабло. В 60-х гг. XIX в. в Пермской епархии по предложению Московского митр. свт. Филарета (Дроздова) допускалось венчание в правосл. храмах старообрядцев «без присоединения и без обязательства воспитывать детей в Православии» (Из записок преосв. Леонида, архиеп. Ярославского. М., 1907. С. 342). В 1864-1865 гг. многие из тех, кто считались воссоединенными с Церковью, заявили епархиальной власти о преданности «старой вере» ( Попов Е., прот. 1879. С. 213). В 1867 г. клирики одного из сел Камышловского у. донесли в Пермь, что «если дела раскола пойдут так же и на следующее время, то церковь их опустеет» (ГАПК. Ф. 65. Оп. 2. Д. 832. Л. 7 об.). Число старообрядцев росло во всех уездах. Согласно отчетам пермского губернатора, в 1865 г. в губернии было 67 220 старообрядцев, а в 1868 г. их насчитывалось 71 109 чел. (Там же. Л. 13). В кон. 60-х гг. XIX в. в качестве одной из мер борьбы со старообрядчеством Пермская консистория предложила усилить полицейский надзор (Там же. Л. 9 об.), однако прежних масштабов эта борьба уже не достигла. В 1868 г., после посещения Перми, Московский митр. свт. Иннокентий (Вениаминов) в письме архиеп. Антонию (Смолину) сообщал о необходимости открыть епархиальное отд-ние Православного миссионерского об-ва (Там же. Ф. 442. Оп. 1. Д. 3. Л. 49 об.). Отд-ние об-ва в Перми (Миссионерский комитет) открылось в 1872 г. Однако в кон. 70-х гг. XIX в. прот. Евгений Попов отмечал: «Что… до миссии по расколу, то это дело после дней архиеп. Аркадия сделалось почти одним преданием: уже никто не рассуждал и не заботился о нем» ( Попов Е., прот. 1879. С. 274). В 1879 г. губернатор сообщал уже о 93 570 старообрядцах на территории Пермской епархии, признавая, что это число сильно занижено по причине отказа мн. жителей открыто объявлять об их принадлежности к старообрядцам ( Шахназаров. 2002. С. 74).

http://pravenc.ru/text/2580028.html

докл. Всерос. науч.-практ. конф. 22-23 марта 2002 г. Екат., 2002. С. 119-120; Монастыри, церкви и часовни г. Перми/Сост.: О. А. Мельчакова и др. Пермь, 2002; Чистюхин Д., свящ. Чердынь православная. Тутаев, 2002; Шахназаров О. Л. Старообрядчество и большевизм//ВИ. 2002. 4. С. 72-97; Мельчакова О. А. Закрытие церквей Пермской епархии в 20-30-х гг. ХХ в.//Вехи христ. истории Прикамья: Мат-лы чт., посвящ. 540-летию крещения Перми Великой. Пермь, 2003. С. 84-92; она же. Дорога ведет к храму. К 210-летию Пермской [Электр. ресурс]; Русские мон-ри: Приуралье. Новомосковск; М., 2006. С. 201-428; Рогозный П. Г. Церк. революция 1917 г.: (Высшее духовенство Рос. Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). СПб., 2008. С. 50-52; Святыни земли Пермской: Путев. Пермь, 2009. С. 56-61; Марченко А. Н., прот. Религ. политика Сов. гос-ва в годы правления Н. С. Хрущева и ее влияние на церк. жизнь в СССР. М., 2010; он же. Епископы Пермской епархии эпохи «хрущевских гонений» на РПЦ (1958-1964): Очерки церк.-гос. отношений. Пермь, 2011; Пермской ДС - 210 лет. Пермь, 2010; Храмы Пермского края: [Фотоальб.]. Пермь, 2010; Монастырский быт и уклад XIX в.: рукоп. мат-лы Соликамского Св.-Троицкого мон-ря. Соликамск, 2011; Аликин М. Г. Золотые купола Перми: Соборы, церкви, часовни. Пермь, 2013; Ростислав (Девятов), архиеп. Пятый ректор Томской ДС архим. (позднее еп.) Никанор (Надеждин): Ист. портрет//Тр. Томской ДС. 2013. Сб. 2. С. 7-55; Георгия (Братчикова), мон. Духовенство Молотовской епархии 1950 г.: Коллективный портрет в соц.-демогр. измерении//Первые Островидовские чт.: 1-я межрегион. ист.-церк. конф. (г. Глазов, 1 окт. 2015 г.). Глазов, 2015. С. 40-45; Марченко А. Н., прот., Георгия (Братчикова), мон., и др. РПЦ в Прикамье в годы Великой Отеч. войны (1941-1945). Пермь, 2015; Собор святых, в земле Пермской просиявших/Сост.: мон. Сергия (Королёва). Пермь, Белогорья светлая обитель/Автор-сост.: мон. Сергия (Королёва). М., 2017; Сапсай А. В., прот. Участие Правосл. миссионерского об-ва в развитии инородческой миссии в Пермской епархии во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

XIX - нач. XX в.//Исторические чт. Челябинск, 1996. [Сб. 2.] С. 77-83; Буряков Ю. Ф., Жукова Л. И., Проскурин В. Н. К истории христианства в Ср. Азии//К истории христианства в Ср. Азии (XIX-XX вв.)/Сост.: Л. И. Жукова. Ташкент, 1998. С. 5-46; Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ в . Саракташ, 1998.[ Кн. 1]; 1999. [Кн. 2]; Оренбург, 2000. [Кн. 3]; 2011. [Кн. 4]; Саракташ, 2014, 20152. [Кн. 5]; Мануил. Рус. архиереи-обновленцы. С. 649-650, 673-675, 727-728, 730-731, 753-754, 769-770, 943-944, 955-956; Мокроносова О. М. Благотворительные орг-ции Оренбургской епархии во 2-й пол. XIX - нач. XX в.: АКД. Оренбург, 2002; Осипов О. В. Церковноприходские школы Оренбургской епархии (1864-1917): Канд. дис. Челябинск, 2002; Камзина А. Д. Старообрядчество как объект миссионерской деятельности РПЦ в Оренбургской епархии (1859-1917 гг.): Канд. дис. Оренбург, 2004; Нечаев М. Г. Церковь на Урале в период великих потрясений, 1917-1922 гг. Пермь, 2004; Андреева Ю. С. Деятельность РПЦ по духовному воспитанию населения Оренбургской епархии во 2-й пол. XIX - нач. XX в.: Канд. дис. Челябинск, 2006; Марченко А. Н. «Хрущёвская церковная реформа» и ее влияние на внутрицерк. жизнь по мат-лам Уральского региона (1958-1964 гг.): Дис. М., 2008; Горлов Г., прот., Боброва О. Ю. Духовная нива Оренбуржья. Оренбург, 2009; Лысенко Ю. А. Оренбургский епарх. комитет Правосл. Миссионерского об-ва: Попытка организации миссионерства в крае (1875-1917 гг.)//Изв. Алтайского гос. ун-та. 2009. 4/2(64). С. 126-134; Никитин И. В. Изъятие церк. ценностей в Оренбургской губ. в 1922 г.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2010. Вып. 1(34). С. 26-40; Ергин Ю. В. Правосл. духовное образование на территории Оренбургского учебного округа (1875-1919)//Пед. журнал Башкортостана. Уфа, 2011. 4(35). С. 188-202; Духовенство и церк. деятели по публикациям «Оренбургских ЕВ», 1912-1917 гг.: Справ. изд./Сост.: А. Г. Щегольков. Челябинск, 2012. 4 кн.; Зимина Н. П. К вопросу о «полуобновленчестве» как явлении в РПЦ в период заключения Свят.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Цецилии и принца Филиппа, супруга кор. Великобритании Елизаветы II). Мозаика, законченная 7 окт. 1903 г., была создана В. М. Васнецовым, росписи на стене выполнены проф. Перминовым, автором мозаичного панно над фронтоном, изображающего равноап. Марию Магдалину, покровительницу храма, был худож. А. Н. Фролов. Земля под фундамент и ценный кавказский мрамор для постройки были доставлены из России. В 1911-1913 гг. в Лейпциге воздвигли храм-памятник во имя свт. Алексия, митр. Московского, посвященный 100-летней годовщине Битвы народов 1813 г. (из 300 тыс. участвовавших в ней воинов 127 тыс. были русскими, свыше 22 тыс. из них погибли). Храм построен синодальным архит. В. А. Покровским в рус. московско-суздальском стиле и освящен в 1913 г. В склепе храма находятся останки солдат и офицеров, почивших в 1813 г. На рубеже XIX и XX вв. паства РПЦ в Г. составляла ок. 5 тыс. чел. В нач. XX в. были учреждены общественные орг-ции и об-ва благотворительного толка, а также миссионерское изд-во, философская школа, активную роль в организации к-рой сыграл Н. А. Бердяев . К нач. первой мировой войны владения РПЦ в Г. были доверены попечению Испании. Однако дипломатическая защита не помешала нем. властям снять колокола и направить их на переплавку. Золото и медь с крыш также были конфискованы, что привело к значительной порче церковных зданий. Несмотря на трудности, правосл. духовенство помогало рус. пленным во время войны. Обстановка, сложившаяся в России в годы мировой и гражданской войн, привела к ослаблению связей между РПЦ и рус. приходами в странах Зап. Европы. С восстановлением Патриаршества заграничные рус. правосл. приходы стали подчиняться Патриарху Московскому и всея Руси свт. Тихону , к-рый 8 апр. 1921 г. назначил архиеп. Волынского (с 1922 митрополит) Евлогия (Георгиевского) временно управляющим рус. западноевроп. приходами. 5 мая 1922 г. митр. Евлогий стал управляющим приходами в Европе, сосредоточив свою деятельность в Берлине. Укрепив уже существующие приходы и вернув верующим принадлежавшие РПЦ храмы, он способствовал созданию новых общин (в лагерях рус.

http://pravenc.ru/text/529057.html

В 1876 г. миссия оказалась в критическом положении: в связи с национально-освободительным восстанием в Болгарии против турецкого ига и последующей русско-тур. войной 1877-1878 гг. благотворительность в России была сосредоточена на нуждах балканских славян. Число обучавшихся в школах миссии пришлось сократить. От полного закрытия школы спасали миссионеры, к-рые тратили на содержание миссии большую часть своего жалованья, а также Православное миссионерское об-во, приславшее в 1877 г. 17 тыс. р. К 1877 г. в Японии было 2400 правосл. христиан, к сер. 1878 г.- уже 4115, несмотря на трудности поставления новых священников: в 1877 г. кандидаты отправились на рукоположение во Владивосток, прибыли осенью, но еп. Павел (Попов) умер 21 мая, а его преемник еще не был назначен. Рукоположение 5 япон. священников состоялось лишь в июле 1878 г. во Владивостоке, его совершил специально прибывший туда Мартиниан (Муратовский), еп. Камчатский, Курильский и Благовещенский. Эти обстоятельства побудили Н. хлопотать о создании епископской кафедры в Японии (при этом он не одобрял выбор буд. епископа из местных миссионеров). К нач. 1879 г. финансовое положение миссии ухудшилось. Н. обращался в Синод в дек. 1878 и июне 1879 г. и в Православное миссионерское об-во в дек. 1878 и янв. 1879 г., однако добился лишь обещания Синода выделять по 6695 р. в год (включая содержание епископа), хотя средств требовалось намного больше. Н. принял решение ехать в Россию, чтобы лично ходатайствовать перед Синодом и начать сбор средств для возведения собора в Токио. Построенная в 1874-1875 гг. домовая церковь семинарии и катехизаторского уч-ща, располагавшаяся на 2-м этаже здания миссии, не вмещала верующих, каждую службу неск. человек падали в обморок от духоты. В кон. июля 1879 г. Н. отправился в США и благодаря амер. трансконтинентальной железной дороге уже 12 сент. 1879 г. прибыл в С.-Петербург, затем посетил Москву и Киев. Он заручился поддержкой не только российского епископата, членов Православного миссионерского об-ва и настоятелей богатых монастырей ( Александро-Невская лавра , Киево-Печерская лавра , московский в честь Богоявления мужской монастырь и др.), но и ряда крупных чиновников (К. П. Победоносцев , Ф. Р. Остен-Сакен, Т. И. Филиппов и др.), вслед. чего решение о финансировании миссии было утверждено Государственным советом. Также постоянно поддерживал Н. митр. Исидор (Никольский).

http://pravenc.ru/text/2565636.html

Н. решил ускорить рукоположение священников-японцев, о чем ходатайствовал перед еп. Вениамином. В рапорте Православному миссионерскому об-ву за 1873 г. Н. писал о положении дел в миссии: «Все наши катехизаторы и ученики и почти все христиане принадлежат к дворянскому сословию; дворяне же в настоящее время здесь положительно разорены… Что касается до труда, то наши христиане с катехизаторами во главе, давно уже обратились к нему. Пример св. апостола Павла, проповедавшего и в то же время трудом собственных рук снискивавшего себе пропитание, у катехизаторов затвержен наизусть, и им поставлено в обязанность, следуя этому высокому примеру, в свою очередь служить образцами трудолюбия для других: у кого есть огород, непременно самому возделывать его, другим - воспитывать шелковичных червей, переплетать книги, плести корзины и т. п. Все это и исполняется; но все же этого, без пособия от миссии, далеко не достаточно… И на христиан, составляющих церковь, для помощи катехизаторам рассчитывать нельзя, потому что все одинаково бедны. Заведены уж у нас сборные кружки… но что же делать, когда жертвовать нечего!» (Состояние правосл. япон. миссии в 1873 г.//Миссионер. 1874. 29. С. 264-265). Все катехизаторы получали пособие от миссии, причем его размер зависел от реальных потребностей катехизатора. К 1 янв. 1874 г. число крещенных в Православие достигло 275 чел. в Хакодате (где действовала христ. школа для мальчиков и девочек) и 87 чел. в Токио (где Н. приобрел участок в центре города и приступил к постройке здания миссии, в 1874 открыл небольшую семинарию). Не предусмотренные сметой и не согласованные заранее с Синодом траты Н. на развитие миссии (содержание катехизаторов, помощь семьям гонимых христиан и проч.) вызвали недовольство обер-прокурора Синода Д. А. Толстого . Однако благодаря заступничеству епископата, прежде всего митр. Исидора (Никольского), ситуация разрешилась благополучно: Синод устно выразил нек-рое недовольство, но при этом благословил принять миссию под покровительство Православного миссионерского об-ва, а также устроить сбор пожертвований на миссию во всех епархиях РПЦ.

http://pravenc.ru/text/2565636.html

В 1895 г. Н. дважды инспектировал епархию. В янв.-февр. посетил Первосоломбальский приход Архангельского у., 68 церквей (47 приходских и 21 приписную) Мезенско-Печорского края, куда более 35 лет не приезжали архиереи из-за трудностей переезда. Мороз доходил до -47°С, проезжали не более 8 верст в час. Затем объехал Пустозерский край, посетил церкви в дер. Усть-Ижма Печорского у. и в с. Дибожском Мезенского у. в Красноборском крае (ок. 1000 верст от Архангельска), 12 февр. совершил торжественное богослужение в Преображенском храме с. Ижмы, 17 февр. прибыл в Мезень. В обратный путь Н. собрался 19 февр. Путешествие Н. в Мезень освещалось в газ. «Архангельские губернские ведомости». 9 июня 1895 г. Н. отправился в Онежский и Кемский уезды. Путь пролегал по едва проходимым болотам, по порожистой и быстрой р. Кемь, по бурному оз. Куйто. 23 июня Н. прибыл в г. Кемь, утром 28 июня был в Ухте. 2 июля освятил церковь в с. Войнице Кемского у., 5 июля вернулся в Кемь, оттуда на пароходе прибыл на Соловки и 8 июля, в день освобождения Соловков от англичан, был в Соловецком мон-ре. 9 июля Н. вернулся в Архангельск и в тот же день служил в архангельском кафедральном соборе. 21 нояб. 1893 г. был открыт Архангельский комитет Правосл. миссионерского об-ва, при котором в янв. 1894 г. Н. учредил специальную переводческую комиссию под рук. И. М. Сибирцева, преподавателя лат. языка Архангельской ДС (в 1928 избран членом-корреспондентом АН) ( С[ибирцев] И. О деятельности переводческой комиссии, учрежденной при Архангельском комитете ПМО (1894-1895)//Архангельские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. 17. С. 418-425). К осени 1895 г. были изданы «Азбука для лопарей» (1 тыс. экз.) и Евангелие от Матфея на лопарском (саамском) языке (500 экз.), «Азбука для корелов» (2 тыс. экз.) и краткая Священная история на корельском (карельском) языке (2 тыс. экз.), а также «Букварь для самоедов» (500 экз.). По ходатайству Н. в Архангельской епархии учреждена должность особого миссионера для Карельского края с местопребыванием в г. Кеми. 15 янв. 1895 г. Н. освятил во имя свт. Николая Чудотворца единственный походный храм в Архангельской епархии (палатка с подвижным иконостасом), к-рый перевозили в сложенном виде на оленях, для отправления богослужения во время разъездов по отдаленным селениям Кемского у.

http://pravenc.ru/text/2565312.html

В 1906-1907 гг. на съездах правосл. деятелей Финляндской, Архангельской и Олонецкой епархий был выработан устав Православного Карельского братства во имя св. вмч. Георгия Победоносца, к-рое должно было действовать на территории 3 епархий (открыто 26 авг. 1907). Деятельность братства заключалась в поддержке карельских и кольских приходов, в противодействии старообрядчеству и лютеран. пропаганде, в миссионерской деятельности среди коренных жителей Карелии, в устройстве церковноприходских школ, в организации медицинской помощи населению. Средства поступали из взносов членов братства. 28 авг. 1907 г. в Кеми открыли Архангельское епархиальное отд-ние братства (впосл. Кемское отд-ние Совета братства) с издательской комиссией при нем, в 1909 г. была создана комиссия для составления алфавита карельских языков и перевода книг НЗ. Для координации действий Карельских братств собирались съезды с участием правящих и викарных архиереев 3 епархий. В 1916 г. по инициативе еп. Нафанаила (Троицкого) обсуждался проект создания под рук. епархиального архиерея «Архангельского епархиального братства при Архангельском кафедральном соборе им. о. Иоанна Сергиева» для координации благотворительной и просветительской деятельности мон-рей, братств и учреждений епархии, возрождения приходской жизни и «молитвенного объединения архипастыря с паствой». Начиная с 60-х гг. XIX в. в А. и Х. е. создавались многочисленные приходские братства, задачей к-рых было содействие приходскому духовенству, помощь школам, борьба с нищенством и «вредными» отхожими промыслами, устройство рабочих мест, материальная помощь нуждающимся, борьба с расколом. С 1870 г. в ряде приходов епархии были открыты церковноприходские попечительства. В 1870 г. в епархии существовало 10 попечительств, в 1875-м - 37, в 1912 г.- 245, было сделано пожертвований на 52 115 р. Наиболее крупное попечительство - Вонгское Пинежского у.- было основано в 1873 г., при нем существовали ремесленные мастерские и приют для крестьянских сирот. С кон. 90-х гг. XIX в. в ряде приходов учреждались об-ва трезвости, в круг их деятельности входила благотворительность, организация чайных, б-к, просветительская и воспитательная работа.

http://pravenc.ru/text/76432.html

в Царёвококшайске, основан в 1888 при богадельне, закрыт в 1921), Александринский Кошлоушский монастырь (жен., в с. Кошлоуши (Кошлауши; Чувашия), основан в 1898 как община, упразднен в 20-х гг. XX в.), Вершино-Сумский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы черемисский монастырь (жен., близ совр. выселка Революция (Вершино-Сумка; Марий Эл), основан в 1898, закрыт в 1921-1933), чебоксарский Владимирский чувашский монастырь (жен., в Чебоксарах, на месте Сретенско-Владимирской муж. пуст., основан в 1899 как община, упразднен в 1926), Аштавай-Нырская во имя свт. Николая Чудотворца пуст. (муж., между совр. селами Виловатово и Паратмары (Марий Эл), основана в 1903, закрыта в 1921), Каршлыхинский во имя св. кн. Александра Невского монастырь (муж., близ совр. с. Б. Сундырь (Чувашия), основан в 1903, закрыт в 1926). Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991; НАРТ Ф. 4; Там же. Ф. 10; Там же. Ф. Р-1172. Оп. 3. Д. 1254; ЦГА ист.-полит. документации Респ. Татарстан. Ф. 15. Оп. 6. Ист.: Малов Е. А. Древние грамоты и разные док-ты: Мат-лы для истории Казанской епархии. Каз., 1902; Никанор (Каменский), архиеп. Владенные грамоты Казанского Спасо-Преображенского мон-ря//Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. Каз., 1893. Т. 11. Вып. 4. С. 338-368; Сосунцов Е. Ф. Обновленческое движение в Казани//Правосл. церк. вестник. Каз., 1925. 4. С. 22-24. Лит.: Платон (Любарский), архиеп. Сб. древностей Казанской епархии. Каз., 1868; Высокопреосв. Афанасий, архиеп. бывш. Казанский и Свияжский. Каз., 1868; Можаровский А. Ф. Краткая ист. записка о КазДС за ее полуторавековое существование. Каз., 1868; он же. Старая Казанская академия. Каз., 1877; он же. Изложение хода миссионерского дела по просвещению христианством казанских инородцев с 1552 по 1867 год. Каз., 1880; Заринский П. Е. Церк. древности г. Казани. Каз., 1877; он же. Сб. ист. и археол. исследований о Казанском крае. Каз., 1880; Благовещенский А. А. История КазДС с восемью низшими училищами за XVIII-XIX ст. Каз., 1881; Малов Е. А.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Чин освящения храма был пропет в алтаре самим духовенством, а за литургией местный хор опять умилял молящихся своим искусным, строго церковным исполнением положенных песнопений. Торжество закончилось благодарственным молебствием с возглашением многолетия создателям и благотворителям новоосвященного храма, его Братствам и всем прихожанам. Владыка с духовенством отправился засим в квартиру священника, где им была предложена радушными хозяевами богатая трапеза, а приходский комитет в зале прихожанина г. И. Вархолика чествовал приглашенных гостей. В 5 ч. вечера Его Высокопреосвященство, напутствуемый благодарениями и благожеланиями настоятеля и прихожан, отбыл со своими спутниками в Нью-Йорк» 854 . 19 декабря 1905 г./1 января 1906 г. По окончании обедни в Нью-Йоркском соборе архиеп. Тихон отслужил панихиду по церковно-общественном деятеле, литераторе прот. Иоанне Наумовиче 855 . 25 декабря 1905 г./7 января 1906 г. Рождество Христово, совпавшее с воскресеньем, отпраздновано было в православном соборе Нью-Йорка самым достойным образом 856 . «В наших календарях под 1905-м годом летописец отмечает следующие замечательные для нас события из жизни православной русской церкви в Америке. – 6-я конвенция Правосл. Об-ва Взаимопомощи в Кливленде (15 мая). – Преобразование миннеаполисской миссионерской школы в Духовную Семинарию (1 июля). – Перенесение Архиерейской кафедры из С.-Франциско в Нью Иорк (1 сент.). – Открытие русского православного Св.-Тихоновского Монастыря (первого в Америке) и при нем Сиротского Приюта в Саут Канаане, шт. Пенсильвания. О значении этих событий в жизни С.-Американской Церкви нет надобности распространяться. Ясно, что епархия наша стала в ряду других епархий Отечественной Церкви полноправною именно с заведением своей семинарии, своего монастыря и с помещением правящего Архиерея в ряду других инославных управителей в центральном городе страны» 857 . 758 Пашковский Ф.Н. Памяти Великого Князя Сергея Александровича. Марта 1905 г.]//АПВ, 1905, т. IX, 7, с. 141–142.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010