Сщмч. Парфений (Брянских), еп. Ананьевский. Тюремная фотография. 1937 г. (Брянских Петр Арсеньевич; 30.10.1881, Иркутск - 22.11.1937, Архангельск), сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Балтских святых, в Соборе Житомирских святых, в Соборе Одесских святых, в Соборе Херсонских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Ананьевский, викарий Одесской епархии. Из семьи купца 2-й гильдии, гласного Иркутской городской думы (в 1889-1897), потомственного почетного гражданина Арсения Петровича Брянских, члена комитета Иркутского епархиального правосл. миссионерского об-ва. Брат мц. Антонины Брянских. Учился в начальной школе «Детский сад», окончил 4 класса Иркутской гимназии. При переходе в 5-й класс заявил о желании получить духовное образование и поступил в Иркутскую ДС, к-рую окончил в 1902 г. по 1-му разряду. Поступил в КДА. В 1907 г. окончил ее со степенью канд. богословия за соч. «Книга святого пророка Захарии. Объяснение I-VI глав». В том же году был направлен для продолжения образования в Германию и в течение неск. месяцев слушал курс библейских наук в Берлинском ун-те. 5 дек. 1907 г. назначен преподавателем в Красноярскую ДС на кафедру обличительного богословия, истории и обличения рус. раскола. С 1 нояб. 1908 г. также исполнял обязанности библиотекаря фундаментальной и бесплатной б-к. Там он начал подготовку магистерской диссертации о пророке Захарии и 6 авг. 1909 г. обратился к синодальному начальству с прошением перевести его в др. семинарию, где у него была бы возможность работать с лит-рой по теме. В том же году переведен преподавателем ВЗ и НЗ в Рязанскую ДС. 31 авг. 1912 г. архиеп. Антоний (Храповицкий ; впосл. митрополит) в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре постриг Петра Арсеньевича в монашество с наречением имени Парфений. 1 сент. рукоположен во диакона и 2 сент.- во иерея. 6 сент. назначен преподавателем в Житомирское уч-ще пастырства, где помощником инспектора уч-ща был в то время архим. сщмч. Прокопий (Титов ; впосл. архиепископ). 5 сент. 1914 г. П. стал помощником начальника уч-ща, возведен в сан архимандрита. В 1915 г. по предложению возведенного ранее на Елисаветградскую викарную кафедру Херсонской епархии еп. Прокопия (Титова) назначен инспектором и преподавателем ВЗ пастырско-миссионерской ДС при Бизюковом Пропасном во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужском монастыре Херсонской и Таврической епархии. С 26 дек. 1916 г. начальник семинарии. После того как в 1918 г. семинария была закрыта, П. переехал в Херсон, где проживал в архиерейском доме и исполнял обязанности секретаря Николаевского еп. Прокопия (Титова).

http://pravenc.ru/text/2579069.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛИКИ ДИАКОНИЯ [греч. Αποστολικ Διακονα - Апостольское служение], миссионерское об-во, находящееся в непосредственном ведении Свящ. Синода Элладской Православной Церкви , координирующее деятельность различных церковных орг-ций (братств, ассоциаций, профсоюзов и т. д.), а также просветительскую деятельность мон-рей и скитов. Существует с 1936 г., офиц. регистрацию получило в 1946 г., устав утвержден в 1969 г. Важнейшей сферой деятельности А. д. является подготовка церковных проповедников, возрождение ин-та духовничества, подготовка духовников, издание правосл. богослужебных книг , организация катехизаторских школ, противостояние инославному прозелитизму. В Уставе Элладской Православной Церкви предусмотрены такие задачи об-ва, как информирование о деятельности А. д. посещающих Грецию иностранных гостей, поддержка проживающих за рубежом правосл. верующих, забота об организации общественной деятельности Церкви и подготовка кадров, организация издательской деятельности, подготовка правосл. программ и публикаций с использованием средств массовой информации и др. технических достижений. А. д. управляется Центральным советом, состоящим из 7 чел., под председательством Афинского архиепископа; в совет входят: епископ - генеральный директор, 2 члена Свящ. Синода, 2 профессора Афинского ун-та и представитель Мин-ва образования Греции. Помимо совета имеется 4 департамента: по адм. и экономическим делам, миссионерско-образовательный, издательский, департамент телерадиовещания и библиотек. В Центре А. д. располагается Исполнительный комитет Свящ. Синода и его Экономический отдел, а также Афинский межхристианский центр, редакции журналов «Екклисия», «Ефимериос», «Феология», газ. «Екклистиастики Алифия», радиостанция Элладской Церкви. 17 нояб. 1958 г. Свящ. Синод Элладской Церкви создал особый Комитет при А. д., занимающийся выработкой единой программы для катехизаторских школ. В 1960 г. в мон-ре Пентелис открылись первые подготовительные курсы. В помощь учащимся было издано «Руководство для катехизатора». С 1958 г. в том же мон-ре работает ДС, деятельность к-рой направлена на повышение образовательного уровня клира.

http://pravenc.ru/text/75714.html

Образована решением Синода от 29 мая 2013 г., отделена от Липецкой и Елецкой епархии, вместе с Липецкой и Задонской епархией входит в образованную тогда же Л. м. В тот же день епископом Елецким и Лебедянским был назначен Барнаульский еп. Максим (Дмитриев) . Кафедральный город - Елец. Кафедральный собор - в честь Вознесения Господня. Территория епархии включает городской округ г. Елец и Елецкий, Данковский, Долгоруковский, Измалковский, Краснинский, Лев-Толстовский, Лебедянский, Становлянский и Чаплыгинский районы Липецкой обл. Елецкая и Лебедянская епархия разделена на 8 благочиний: г. Ельца, Елецкого р-на, Данковское, Долгоруковское, Лебедянское, Лев-Толстовское, Становлянское, Чаплыгинское. К 2015 г. имелось 6 мон-рей (2 мужских, 4 женских), 110 приходов; в клире состояли 118 священников, 6 диаконов. При ЕУ действуют отделы: религ. образования и катехизации, по мон-рям и монашеству, по работе с молодежью, по взаимодействию Церкви и общества, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по пастырской работе с казачеством, по церковной благотворительности и социальному служению, информационный, паломнический; комиссии: по миссионерской и антисектантской деятельности, по пастырской работе в исправительных учреждениях, по реставрации и строительству храмов, по канонизации святых, попечительская. В 1996 г. в Ельце открылась православная гимназия во имя свт. Тихона Задонского. К 2014 г. в епархии насчитывалось 57 воскресных школ и групп. В 2014 г. учреждено общество православных педагогов. С янв. 2014 г. при Елецком гос. ун-те им. И. А. Бунина существует миссионерский студенческий клуб «Благовест». В том же году в Ельце создан епархиальный музей. В 2013 г. образовано об-во православных врачей. В Ельце и Чаплыгине действуют правосл. об-ва трезвости. В елецком доме-интернате для престарелых и инвалидов имеется домовая ц. во имя вмч. Пантелеимона. При Елецкой городской детской больнице сформирована группа правосл. волонтеров. В Лебедянском благочинии действуют православные молодежные клубы «Ковчег» при лебедянском Ново-Казанском соборе и «Воскресение» при Никольской ц. в с Б. Попово Лебедянского р-на; в Чаплыгине работает клуб при Никольской ц. Издается ежемесячный ж. «Епархиальный благовест», газеты «Лебедянская звонница» и «Гимназист» (издание елецкой правосл. гимназии). Святыни и крестные ходы

http://pravenc.ru/text/2110528.html

Прот. Стефан Кашменский. Фотография. Бергамаско. Кон. XIX в. С 1867 г. К. сосредоточился на трудах правосл. миссии, с янв. 1869 г. являлся епархиальным миссионером, затем членом Вятского комитета Православного миссионерского об-ва (создан в мае 1870). В 1868 г. участвовал в миссии среди сарапульских молокан , в 1872 г.- среди перешедших в ислам татар, которые под влиянием проповеди и сочинений К. возвратились в Православие. Содействовал переводу богослужебных книг на языки инородцев, созданию в губернии школ, в к-рых дети инородцев обучались рус. языку и основам правосл. вероучения. К 1889 г. на территории Вятской губ. было открыто 20 инородческих школ (11 татарских, 6 черемисских, 2 вотских, 1 бессерменская), в к-рых обучались ок. 800 чел. Пастырь призывал миссионеров находиться в постоянном общении с инородцами, во всех тонкостях знать их верования, проповедовать на родном языке на жизненно важные для них темы. Во 2-й пол. 70-х гг. XIX в. Вятская и Слободская епархия усилила меры по «уврачеванию раскола», последователи к-рого населяли 251 приход, преимущественно в центральной части Вятской губ. Развивая идеи настоятеля московского единоверческого Никольского мон-ря иером. Павла (Леднева), в 1875 г. К. создал в Вятке противораскольническую школу для подготовки из числа крестьян миссионеров, способных оказать помощь священникам. Первое время занятия проходили на квартире К. Учащимся предлагалось прочитать и при помощи наставника верно разобрать те места из старопечатных книг, к-рые использовали старообрядцы в беседах с православными. Обучение велось ежегодно с 12 нояб. по 24 апр.- в свободное от полевых работ время. Ежегодно в школе обучались 14-15 крестьян. Школа существовала на пожертвования частных лиц. Впосл. на епархиальном съезде духовенства было решено отчислять на нужды школы 1,5% доходов приходских церквей, что давало до 5 тыс. р. в год. Выпускники сдавали экзамен лично правящему архиерею, а с 1878 г.- также вятскому губернатору и ректору семинарии. Главным был курс «История и обличение раскола», разработанный К. В обучении применялся метод собеседования, для того чтобы научить выпускников вести диспут со старообрядцами. Часто выпускники школы ходили по селам и деревням, беседуя и дискутируя с местными крестьянами. По статистике, каждый миссионер ежегодно обращал в Православие или единоверие от 8 до 30 чел. Всего при жизни К. было обращено ок. 8 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/1683985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАДЬЯКСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Иркутской и Нерчинской епархии, создано в 1796 г., упразднено между 1811 и 1815 гг. Основанию вик-ства предшествовала деятельность в 1794-1796 гг. Аляскинской (Кадьякской) миссии в составе не менее 10 чел. во главе с архим. Иоасафом (Болотовым) (миссия создана указом имп. Екатерины II Алексеевны от 20 июня 1793). Архим. Иоасаф (Болотов) докладывал Иркутскому еп. Вениамину (Багрянскому) , что в 1794-1796 гг. на Кадьякском архипелаге и на Аляске были крещены свыше 6740 местных жителей и обвенчаны более 1573 пар. Вероятно, успехи в миссионерской деятельности послужили основанием для принятия Синодом 4 июля 1796 г. определения об открытии на о-ве Кадьяк викариатства Иркутской епархии. Также предпосылкой данного решения стали поступавшие с 1794 г. обращения в Синод от руководителей Северо-Восточной компании (с 1799 Российско-Американская компания) купцов Г. И. Шелихова и И. И. Голикова об учреждении на Аляске епископской кафедры. Шелихов († 1795) обещал обустроить на Кадьяке архиерейский дом и открыть правосл. уч-ще. Кафедральным храмом К. в. скорее всего должен был стать построенный в 1794-1796 гг. на средства Шелихова и А. А. Баранова деревянный Воскресенский храм миссии на о-ве Кадьяк (освящен в апр. 1796, ныне на его месте находится Воскресенский собор в черте совр. г. Кадьяк, США). Согласно имп. указу от 19 июля 1796 г., Синод повелел «способствуя обращению народов, в части Сев. Америки обитающих, к познанию и принятию православной нашей веры, с толикими успехами производимой… учредить для сего епископа викарного Иркутской епархии с именованием епископа Кадьякского и прочих прилежащих к тому в Америке островов, назначая на содержание его с домом и потребными служителями... из казны нашей по 4030 р. и 70 к. ежегодно. В сей сан епископский посвятить... архимандрита Иоасафа в Иркутске». Хиротония должна быть совершена Иркутским еп. Вениамином (Багрянским) единолично вслед. удаленности епархии (РГИА. Ф. 13. Оп. 2. Д. 52. Л. 118-121; РНБ ОР. Ф. 1000. Оп. 3. Д. 1178). Новому епископу было вменено в обязанность заботиться об изучении местным юношеством рус. языка и грамоты, об устройстве новых церквей. Поскольку содержание архиерея и членов Кадьякской миссии брала на себя Северо-Восточная компания, штат архиерейского дома решили не назначать. Архим. Иоасаф прибыл в Иркутск 30 нояб. 1798 г., 10 апр. следующего года он был хиротонисан во епископа Кадьякского. В мае 1799 г. еп. Иоасаф и 11 (по др. данным, 12) сопровождавших его лиц уехали в Охотск, откуда летом того же года отправились на Кадьяк на фрегате «Феникс». Приблизительно в окт. 1799 г. епископ и его спутники погибли в результате кораблекрушения недалеко от о-ва Кадьяк.

http://pravenc.ru/text/1319786.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 30.06.1918, с. Емаши Златоустовского у. Уфимской губ.), сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых), свящ; выпускник Уфимской ДС. После рукоположения во священника с сер. 80-х гг. XIX в. более 30 лет служил в Иоанно-Златоустовской ц. с. Емаши, являясь также законоучителем земской школы. Награжден набедренником (1889), скуфьей (1890), камилавкой (1894), орденом св. Анны 3-й степени (1915). С сер. 10-х гг. XX в. состоял действительным членом епархиального комитета правосл. миссионерского об-ва. Расстрелян красноармейцами во время совершения им молебна на прицерковной площади. 26 окт. 1999 г. прославлен в лике местночтимых святых Уфимской епархии, на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. причислен к лику общероссийских святых. Лит.: Зимина Н. П. Первые жертвы красного террора. Житие священномученика Аверкия Северовостокова//Уфимские ЕВ. 1998. 8. С. 2-3; Зимина Н. П. , Васильева И. Л. , Баширов Э. С. К прославлению собора новомучеников и исповедников Уфимской епархии: жертвы гражданской войны//Культурные и духовные традиции русских Башкортостана: история и современность: Сб. тр. конф.: В 3 ч. Уфа, 1998. Ч. 2. С. 19-26; Мохов В. В. , прот. , Зимина Н. П. , Васильева И. Л. , Баширов Э. С. , Гутовская С. М. Жития священномучеников Уфимской епархии (Аверкия Северовостокова, Тимофея Петропавловского, Алексия Канцерова, протоиерея Евграфа Еварестова, преподобномученицы Маргариты (Гунаронуло)//Ежег. Богосл. конф. ПСТБИ: Материалы, 1998 г. М., 1998. С. 223-227. Н. П. Зимина Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/62718.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Сщмч. Димитрий Павский. Фрагмент иконы «Собор Белорусских святых». Нач. XXI в. (кафедральный собор Покрова Пресв. Богородицы в Гродно) Сщмч. Димитрий Павский. Фрагмент иконы «Собор Белорусских святых». Нач. XXI в. (кафедральный собор Покрова Пресв. Богородицы в Гродно) Александрович Павский (1874, с. Максатиха Бежецкого у. Тверской губ.- 14.08.1937, Калинин (до 1931 и с 1990 - Тверь)), сщмч. (пам. 1 авг., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из потомственной священнической семьи. После учебы в ДС поступил в 1896 г. в КазДА, которую окончил в 1899 г. со степенью кандидата богословия. В 1903 г. был рукоположен во иерея и назначен зав. церковно-учительской жен. школой при Леушинском во имя Иоанна Предтечи жен. мон-ре (близ Череповца). 25 июня 1904 г. перемещен в Минскую епархию наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты (до 1910), причислен к клиру кафедрального собора во имя св. апостолов Петра и Павла в Минске. Состоял членом Минского правосл. народного братства в честь Животворящего Креста Господня, образованного в 1907 г. Принимал активное участие в подготовке первого после 300-летнего перерыва съезда представителей западнорус. правосл. братств, к-рый состоялся в Минске в авг. 1908 г. под его председательством. 16 июня 1910 г. Д. назначен настоятелем минского Петропавловского собора и 30 июля возведен в сан протоиерея. Одновременно состоял членом-сотрудником и делопроизводителем Минского отдела Императорского правосл. Палестинского об-ва, членом Минского епархиального комитета Православного миссионерского об-ва. Преподавал обличительное богословие, историю и обличение раскола и сектантства в Минской ДС (с марта 1912), числился цензором «Минских ЕВ» (с 1915). После революции 1917 г. служил настоятелем ц. Св. Духа в Острошицком Городке близ Минска. В 1931 г. арестован по обвинению в агитации против колхозов. Фактически же причиной ареста был отказ Д. отречься от сана. Приговорен Острошицко-Городецким народным судом к 5 годам ИТЛ. После освобождения переехал на жительство в с. Ульяновское Погорельского р-на Калининской обл., где занял место настоятеля приходского храма. 23 июля 1937 г. арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и «контрреволюционной шпионской деятельности». Поводом для ареста стало служение по просьбе прихожан молебна о дожде во время сильной засухи. На единственном проведенном допросе Д. держался спокойно, отверг все предъявленные ему обвинения и отказался отвечать следователю ввиду предвзятости заданных вопросов. 10 авг. Особая тройка УНКВД Калининской обл. приговорила Д. к расстрелу.

http://pravenc.ru/text/178059.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ Варсонофий (Охотин), еп. Симбирский. Фотография. 90-е гг. XIX в. (РГИА) Варсонофий (Охотин), еп. Симбирский. Фотография. 90-е гг. XIX в. (РГИА) (Охотин Иаков Петрович; 17.03.1830, с. Красное Лебедянского у. Тамбовской губ.- 12.08.1895, Симбирск (ныне Ульяновск), еп. Симбирский и Сызранский. Род. в семье диакона. Обучался в Лебедянском ДУ, Тамбовской ДС, затем в КазДА (1850-1854), где 4 июня 1853 г. пострижен в монашество, 26 июля рукоположен во иеродиакона, 8 июля 1854 г.- во иеромонаха. 9 окт. 1854 г. определен в Казанскую ДС, в к-рой трудился более 20 лет: сначала преподавателем Свящ. Писания и помощником инспектора, с 1855 г. инспектором, с 1864 г. ректором; в 1864-1867 гг. являлся действительным членом конференции КазДА, в 1867 г. исполнял должность ректора академии, с 1892 г. почетный член КазДА. В 1855 г. удостоен степени магистра богословия. В 1858 г. ревизовал Чистопольское ДУ, в 1866 г.- Уфимскую ДС. 4 янв. 1861 г. назначен настоятелем казанского Кизичского в честь Введения Пресв. Богородицы во храм мон-ря , 18 янв. возведен в сан архимандрита. В 1864-1871 гг. настоятель казанского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря, одновременно управлял казанскими Зилантовым (1865) и в честь Преображения Господня (1867-1868) мон-рями. В 1864-1869 гг. являлся членом духовной консистории. Состоял в комитетах по преобразованию духовно-учебных заведений (1863-1866), казанского губ. статистического (1866-1870), в комитете, управлявшем городскими и общественными б-ками (1872-1875), и др. В янв. 1875 г. вызван на чреду священнослужения в С.-Петербург. 9 сент. 1876 г. назначен, 31 окт. хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. 19 нояб. того же года перемещен на Старорусское вик-ство Новгородской епархии. С 28 сент. 1882 г. епископ Симбирский и Сызранский. В 1884 г. избран почетным членом Палестинского православного об-ва , с 1887 г. председатель Симбирского епархиального комитета Правосл. миссионерского об-ва . Участвовал в Казанском совещании архиереев Поволжья (7-25 июля 1885), где обсуждалась миссионерская деятельность Церкви в регионе, работал в составе 1-й комиссии, занимавшейся вопросами религиозно-нравственного состояния общества. В. был сторонником системы Н. И. Ильминского , поддерживал симбирскую чуваш. учительскую школу, рукополагал во священники чувашей. При В. в Симбирске открылся Покровский мон-рь, построены новые здания для 3 ДУ, расширено здание ДС. В. погребен в кафедральном соборе в особой усыпальнице. Весь капитал архиерей завещал богадельне для лиц духовного звания (10 тыс. р.) и Старо-Костычевской жен. общине Сызранского у. (7тыс. р.).

http://pravenc.ru/text/154359.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ (Маскаев Яков Иванович; 13.10.1879, Уральск - 29.07.1937, Барнаул), сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Барнаульский. Из крестьянской семьи. По окончании в 1901 г. Оренбургской ДС рукоположен во иерея к церкви с. Зобова Оренбургского у. и губ. Его трудами в селе было построено новое здание храма, в соседней дер. Воронино открыта церковноприходская школа. С 1913 г. состоял членом епархиального комитета правосл. миссионерского об-ва. Был возведен в сан протоиерея. Вошел в состав Оренбургского ЕУ. Стал известен как один из самых щедрых жертвователей в епархии на благотворительные нужды. Награждался набедренником (1905) и камилавкой (1915). В 1918 г. овдовел. В 1919 г. спас неск. жителей с. Зобова от расстрела белыми войсками. Сщмч. Иаков (Маскаев), архиеп. Барнаульский. Фотография. Сер. 30-х гг. XX в. Сщмч. Иаков (Маскаев), архиеп. Барнаульский. Фотография. Сер. 30-х гг. XX в. В янв. 1923 г. на состоявшемся в Оренбурге собрании духовенства и мирян избран кандидатом на замещение новообразованной Орской викарной епископской кафедры. В связи с тем что в это время высшая церковная власть была захвачена обновленцами, назначение прот. И. Маскаева викарием Оренбургской епархии было утверждено обновленческим Высшим церковным управлением. 19 марта по пострижении в монашество он был хиротонисан в Москве во епископа Орского. Хиротонию возглавил один из лидеров обновленчества, еп. бывш. Владикавказский и Моздокский Антонин (Грановский ; в расколе «митрополит Московский»). Впосл. И. воспринимал свою хиротонию от обновленческих архиереев (хотя и канонического поставления) как следствие своей «малоопытности и недоразумения» и сохранял верность Патриарху. 10 мая того же года Оренбургский еп. Аристарх (Николаевский) в связи с отбытием в Москву поручил И. временное управление епархией. Вскоре, однако, обновленческий Высший церковный совет назначил на Оренбургскую кафедру «архиепископа» Андрея Соседова. И. отказался от общения с ним и переехал в Орск. Вернувшийся в Оренбург еп. Аристарх был арестован и отправлен в ссылку, а затем перешел в обновленчество. Духовенство и прихожане Орска, не признавая обновленческого Высшего церковного совета и «архиепископа» Андрея Соседова (в кон. 1923 выдворен из епархии), высказывали сомнения и относительно законности хиротонии И.

http://pravenc.ru/text/200207.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛА Никола (Позднев), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан и группа старообрядцев. 1924 г. Фотография. 1924 г. Никола (Позднев), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан и группа старообрядцев. 1924 г. Фотография. 1924 г. (Позднев Петр Алексеевич; 1853, с. Слободка Царёвского у. Астраханской обл., ныне с. Политотдельское Николаевского р-на Волгоградской обл.- 1.09.1934, Москва), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан (см. статьи: Беглопоповцы , Русская древлеправославная церковь (РДЦ)), положивший начало иерархии у беглопоповцев. Из правосл. семьи, отец служил псаломщиком. После обучения в Саратовской ДС Позднев поступил в КазДА, к-рую окончил в 1879 г. со степенью кандидата богословия. В июле 1879 г. был назначен заведующим Самарским городским училищем, с 1882 г. преподавал лат., греч. и татарский языки в Оренбургском ДУ, некоторое время спустя переведен в Самарскую ДС на должность преподавателя логики и философии. В 1886 г. в КазДА состоялась защита магист. дис. Позднева «Дервиши в мусульманском мире». 21 окт. 1887 г. Позднев был назначен смотрителем Пензенского ДУ, с 5 сент. 1894 по 26 дек. 1906 г. являлся ректором Пензенской ДС в сане протоиерея, в 1906 г. во время студенческих волнений на него было совершено покушение. 19 дек. 1906 г. прот. Петр стал настоятелем Свято-Троицкого собора в г. Балашове и благочинным городских церквей. В 1907-1910 гг. он служил в Свято-Вознесенском храме в Саратове, в 1910-1921 гг. являлся настоятелем саратовского кафедрального Александро-Невского собора; с 1910 г. председатель саратовского отдела епархиального училищного совета, Саратовского православного миссионерского об-ва и совета саратовского Ионникиевского епархиального уч-ща, являлся цензором проповедей. Прот. Петр был награжден наперсным крестом из Кабинета Их Императорских Величеств. Овдовев в 1921 г., прот. Петр принял монашеский постриг с именем Николай и 11 июля 1921 г. был рукоположен во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии; вскоре после хиротонии назначен настоятелем саратовского в честь Преображения Господня мужского монастыря .

http://pravenc.ru/text/2565614.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010