миссионерского об-ва и епархиальных миссионеров, разрядные списки Калужских ДС и ДУ, расписания проповедей в соборе, маршруты следования архиереев для обозрения церквей епархии, а также извлеченные из епархиальных отчетов 60-х гг. XIX в. статистические сведения о числе рождений, браков и смертей, о присоединении к Правосл. Церкви, о количестве храмов, духовенства, церковных уч-щ и др. документы. В неофиц. отделе печатались проповеди и поучения правящих архиереев и местного духовенства (И. Любимова, А. Рождественского, И. Громова, А. Воронцова, И. Февралёва, А. Троицкого, М. Воинова, И. Извекова, И. Остроглазова, В. Лоренцо и др.), оригинальные и заимствованные из др. журналов статьи на богословские, церковно-исторические, духовно-педагогические и др. темы, очерки церковного быта и духовные стихотворения. В неофиц. части могли публиковаться документы, аналогичные тем, к-рые печатались и в офиц. части (отчеты, списки членов братств, благотворительных обществ, епархиальных учреждений). Издание материалов по церковной истории и археографии Калужского края начал иером. Леонид (Кавелин) (впосл. архим.), опубликовавший в первых номерах К. е. в. «Историческое описание калужского Лаврентиева монастыря и принадлежащей к нему Крестовской церкви» (1862. 1. С. 1-17; 2. С. 19-35; 3. С. 36-50; 4. С. 54-56; 6. С. 84-91; 7. С. 101-106; 8. С. 107-124), «Древние акты монастырских архивов и церквей Калужской епархии» (1862. 9. С. 141-146), «О церкви св. жен мироносиц г. Калуги» (1862. 10. С. 156-165), «Историческое описание перемышльского Троицкого Лютикова монастыря» (1862. 13. С. 202-213; 14. С. 224-231; 15. С. 241-249; 16. С. 261-268; 17. С. 276-287; 19. С. 311-329; 22. С. 394-407; 23. С. 407-430), «Летопись градо-калужских церквей» (1863. 5. С. 76-91), «Об упраздненных монастырях в пределах нынешней Калужской епархии» (1863. 8. С. 127-131; 9. С. 145-153; 10. С. 167-171) и др. заметки. Среди множества публикаций последующих лет, посвященных истории епархии и ее святынь, примечательны статьи: «Материалы для истории Калужской ДС» В.

http://pravenc.ru/text/1320161.html

Иером. Арсений (Стадницкий) , сменивший Л. на посту ректора, отмечал «добрые личные качества» предшественника, но считал, что тот «слишком явным неимением административного такта натягивает крепко струны, а затем, когда они лопаются, сваливает вину на других». Иером. Арсений упоминал о прокламациях с угрозами в отношении Л., распространявшихся в академии, а также о том, что при отъезде ректора из академии студенты проявляли к нему «просто какую-то даже неприличную ненависть». По мнению иером. Арсения, Л. был «воодушевлен самыми благими намерениями, но проведение их… было очень неудачное» ( Арсений (Стадницкий). 2006. C. 312, 322). В целом ситуация в МДА при Л. была одним из стимулов, побудивших подготовку новой реформы духовных академий, к-рая так и не была реализована (подробнее см.: Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: Проблемы и реформы (2-я пол. XIX века). М., 2006. С. 471-511; Она же. Несостоявшаяся духовно-учебная реформа 1890-х гг.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2. 2006. Вып. 3(20). С. 7-26). После кончины Московского митр. Сергия 13 февр. 1898 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Л. произнес надгробную проповедь (Слово. 1898). По завещанию митр. Сергия 7 марта 1898 г. Л. был назначен, а 22 марта в С.-Петербурге хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. Уже 18 апр. 1898 г. на Красной пл. Курска он участвовал в церемонии открытия движения трамвая, отслужил благодарственный молебен. В мае 1899 г. в Курске начал действовать отдел ИППО, который возглавляли Л. и губернатор гр. А. Д. Милютин. С 1899 г. по благословению епископа по воскресным и праздничным дням Четыредесятницы на базе семинарии проходили религиозно-нравственные Палестинские чтения с бесплатным посещением для желающих. 27 февр. 1900 г. был учрежден Курский комитет правосл. Миссионерского об-ва. В кон. авг.- нач. сент. 1902 г. Курск посетил имп. Николай II с семьей, к-рым Л. подарил 2 списка Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». 4 мая 1898 г. Л. впервые посетил Белгород, побывал в монастырях и духовном уч-ще, с 5 мая возглавил крестный ход в бывш. Коренскую Николаевскую пуст. (близ с. Устинка) с чтимой иконой свт. Николая Чудотворца Ратного, возобновив архиерейский статус этого торжества. 4 мая 1904 г. Белгород посетил имп. Николай II по случаю отправки на Дальн. Восток 5 батарей 31-й артиллерийской бригады. Архиерей вручил царю копию иконы свт. Николая Чудотворца Ратного. Л. освятил белгородский Троицкий собор (1 окт. 1899) после капитального ремонта, и церковь прмч. Андрея Критского (16 окт. 1902) в дер. Сапогова (ныне пос. Искра Курского р-на и обл.), возведенную на средства Курского губернского земства.

http://pravenc.ru/text/2462467.html

Несмотря на несомненные успехи в деятельности переводческой комиссии и братских школ, перевод текстов церковных служб и обучение нерус. населения на родном языке вызывали критику ряда церковных иерархов, части консервативно настроенных политиков и деятелей народного просвещения, к-рые считали, что подобные меры уменьшают русификаторское воздействие на инородцев и могут привести к развитию в их среде национализма и сепаратизма. Ильминский и его последователи утверждали, что русификация должна стать результатом принятия Православия, чему способствует обучение детей на понятном для них языке. И. Я. Яковлев писал, что «дело церкви и школы - дело единое: миссионерское просвещение инородцев светом христианской веры; могучее орудие для этого - родной язык. Сделайте инородцев путем родного языка православными, и они будут русскими» ( Яковлев. 1997. С. 696). В ведении братства находились миссионерские приюты. В 1875 г. по инициативе архиеп. Антония (Амфитеатрова) в казанском Преображенском мон-ре был открыт приют, готовивший кадры для миссии в Казани и в Сибири в основном из нерус. населения. Г. К. б. обязывалось расквартировывать у себя миссионеров приюта, а также воспитанников духовно-учебных заведений, посылаемых в Казань от Правосл. миссионерского об-ва, и обучать их инородческим языкам. Деятельность приюта не была успешной, к 1884 г. встал вопрос о его реорганизации. Миссионерско-просветительским целям служило Покровское подворье братства, учрежденное в 1912 г. в Спасском у. на пожертвованном А. П. Ермоловой участке земли с 2 домами и домовой церковью. Кроме того, при братстве действовали миссионерские кружки-отделения. К 1910 г. их было 5: Мамадышский, Чистопольский, Козмодемьянский, Лаишевский и Царёвококшайский. В 1907 г. при церкви с. Елышева Мамадышского у. Совет Г. К. б. открыл приют-школу с общежитием для девочек и престарелых женщин татарок. При школе был устроен фельдшерский жен. пункт для оказания бесплатной медицинской помощи членам приюта и жителям уезда. При непосредственном участии Совета Г. К. б. в казанском во имя св. Иоанна Предтечи мон-ре был устроен благотворительный приют для бедных новокрещеных христиан, а также для лиц, желающих принять крещение. Он содержался за счет средств братства.

http://pravenc.ru/text/168396.html

После смерти Геваргезе I 17 дек. 1928 г. Г. был избран Католикосом с титулом Моран Мар Василий Геваргезе II. Посвящение совершил митр. Маланкарский Геваргезе Мар Дионисий Ваттасерил 15 февр. 1929 г. Став католикосом, Г. стремился восстановить единство Сиро-Маланкарской Церкви, разделенной на партии католикоса и яковитского патриарха, для чего в 1934 г. совершил безуспешный визит к патриарху Мар Игнатию Афрему I Барсауме. В дек. 1934 г. церковный совещательный орган (Сирийская христианская ассоциация) принял решение о совмещении должностей католикоса и митрополита Маланкарского (тогда же был принят Устав Церкви). Партия патриарха оспорила это решение 10 марта 1938 г. Дело разбиралось в судах разных инстанций до 12 сент. 1958 г., когда Верховный суд Индии подтвердил законность совмещения должностей в лице Г. За яковитским патриархом было признано право на общий контроль в духовном управлении. 9 дек. 1958 г. патриарх Игнатий Иаков III издал «Послание о восстановлении отношений». Аналогичный документ был издан католикосом 16 дек. 1958 г. Тогда же произошел обмен письмами о взаимном признании. В 1946 г. Г. благословил создание офиц. печатного церковного органа - ежемесячника «Маланкарская Церковь» (Malankara Sabha). Католикос поручил поэту К. П. Чанди перевод литургических песнопений с сир. языка на малаялам. В 1947 г. Г. канонизировал Католикоса Моран Мар Василия Ялду (ум. 1685) и митр. Ниранамского Геваргезе Мар Григория. В 1951 г. было завершено строительство новой резиденции для католикоса в пригороде Коттаяма Девалокаме; в наст. время там размещены дворец и канцелярия католикоса, офисы Ассоциации воскресных школ и Миссионерского об-ва. Знакомство Г. с Русской Церковью произошло благодаря архим. Андронику (Елпидинскому) , представленному католикосу в окт. 1931 г. Архим. Андроник охарактеризовал Г. как «крепкого стоятеля за свою Церковь». Во время поездки на Ближ. Восток в 1934 г. Г. посетил Русскую духовную миссию, познакомился с окормлявшим ее архиеп. Анастасием (Грибановским) . С этого времени начались переговоры о присоединении Маланкарской Церкви к семье правосл. Церквей. Посредником выступала РПЦЗ при поддержке Сербской и Болгарской Православных Церквей. В февр.-марте 1936 г. в Индии побывал представитель Архиерейского Синода РПЦЗ еп. Хайларский Димитрий (Вознесенский) , принятый католикосом «как самый желанный гость». Вместе с Г. еп. Димитрий и архим. Андроник посетили много приходов, участвовали в митингах, на к-рых Г. впервые открыто заявил о необходимости соединения Церквей.

http://pravenc.ru/text/161817.html

С. 53). 1880-1917 гг. В 1880 г. вик. Томской епархии Бийский еп. Владимир (Петров) совершил поездку по Семипалатинскому, Усть-Каменогорскому уездам и соседним с ними частям Бийского окр. с целью собрать сведения о количестве местных жителей и склонности их к Православию, а также найти подходящее место для опорного пункта миссии. Вскоре он ходатайствовал перед Синодом и Православным миссионерским обществом о разрешении открыть особую миссию для киргизов и выделить на нее средства. В сер. 1881 г. было получено разрешение Синода учредить противомусульманскую миссию для киргизов. В ее составе предполагался миссионер, псаломщик и переводчик. Миссия должна была существовать на средства Миссионерского об-ва и подчиняться начальнику Алтайской духовной миссии. Миссионеры должны были не только проповедовать христианство, но и противодействовать возраставшему ислам. влиянию. Перед новой миссией открылось широкое поле деятельности. Только в 2 уездах, Семипалатинском и Усть-Каменогорском, насчитывалось ок. 200 тыс. некрещеных, а во всей Семипалатинской обл.- ок. 500 тыс. киргизов, в соседней, Акмолинской обл.- ок. 350 тыс., в Семиреченской и Сырдарьинской областях - неск. сот тыс. чел. В сент. 1882 г. еп. Владимир назначил 1-м миссионером алтайского свящ. Филарета Синьковского (впосл. архиеп. Донской Владимир), его помощником - новокрещеного А. Холуева. Священник поселился в Усть-Каменогорске, в нач. 1883 г. переехал в Семипалатинск и, наконец, 11 дек. того же года - в казачий пос. Буконь (Буконский), в 20 верстах от г. Кокпекты. Для новокрещеных он перевел и опубликовал «Первоначальные сведения о православной вере», Евангелие от Матфея и нек-рые молитвы. В 1884 г. К. д. м. состояла из священника, псаломщика и переводчика. Центром миссии стал пос. Буконь, где проживали рус. правосл. казаки. По словам свящ. Филарета, «буконские казаки, усердные к церкви и отлично владеющие киргизским языком, способны содействовать распространению христианства между киргизами» (Всеподданнейший отчет...

http://pravenc.ru/text/1840155.html

С целью миссионерско-просветительской деятельности среди двоеверов и язычников в 90-х гг. XX в. в Й.-О. и М. е. была возобновлена начатая в XIX в. работа над переводом Свящ. Писания и богослужебной лит-ры на национальные языки марийцев - горномарийский и луговомарийский. В 1990 г. Ин-т перевода Библии издал Библию для детей на луговомарийском языке, в 1997 г. было выпущено Четвероевангелие на горномарийском языке. Трудами архим. Варлаама (Семёнова) из Козьмодемьянска в 1994 г. увидел свет молитвослов на горномарийском языке на основе молитвослова, изданного в 1892 г. Гурия Казанского свт. братством , но значительно расширенный: мн. молитвы, каноны и акафисты были переведены впервые. В 1993 г. был переиздан молитвослов на луговомарийском языке, выпущенный в 1908 г. В 2001 г. по благословению еп. Иоанна при епархии была создана переводческая комиссия, состоящая из горномарийской и луговомарийской секций. Основными задачами комиссии, как и существовавшей 100 лет назад переводческой комиссии Православного просветительского об-ва в Казани, являются перевод правосл. лит-ры на национальные языки, а также миссионерская и просветительская деятельность посредством печатного слова. Епархиальная переводческая комиссия начала работу с выпуска периодического издания «Мироносиц лудыш» (Мироносицкое чтение), был напечатан молитвослов на луговомарийском языке (2001, 2005), тиражировались листовки для раздачи на крестных ходах. В 2002 г. вышла в свет Псалтирь на луговомарийском языке. После 3 лет совместной работы йошкар-олинской епархиальной переводческой комиссии с финно-угорским отделением Института перевода Библии (Хельсинки, Финляндия) в 2007 г. в Йошкар-Оле была издана новая редакция перевода НЗ на луговомарийский язык - «У Сугынь». «У Сугынь» читают в нек-рых храмах за литургией, изучают в школах и др. образовательных учреждениях. В 2009 г. по благословению архиеп. Иоанна издан новый вариант перевода Псалтири на горномарийский язык. Богослужение с использованием марийских языков совершается в ряде сельских приходов. На марийских языках произносятся проповеди, ведется преподавание в воскресных школах. Святыни, крестные ходы

http://pravenc.ru/text/1238037.html

При учреждении епархии в ней насчитывалось 23 церковноприходские школы и 15 школ грамоты. В 1909 г. в епархии действовало 100 церковноприходских и 5 школ грамоты, к 1917 г. число школ утроилось. В 1908 г. при новонежинской церковноприходской школе открылась первая в крае народная б-ка, к-рая помимо книг располагала пособиями и лабораторными приборами для учащихся, при школе был открыт музей сельскохозяйственных орудий. В 1901 г. архиеп. Евсевий учредил в пригороде Владивостока, на ст. Седанка, архиерейский дом с домовым храмом и церковноприходской школой для архиерейских иподиаконов, в 1914 г. при архиерейском доме открылась церковно-учительская семинария для девушек из семей духовного звания. К 1917 г. в г. Петропавловске начала работу второклассная учительская семинария и высшее начальное уч-ще. Миссионерская деятельность и церковно-общественные организации К 1897 г. основная часть населения Приморской обл. и о-ва Сахалина исповедовала Православие (159 841 чел.), 77 566 чел. исповедовали буддизм и др. нехрист. культы. 10 окт. 1899 г. был создан Владивостокский епархиальный комитет Православного миссионерского об-ва . В ведении комитета состояли походная миссия в с. Гижига (Камчатка) и 11 миссионерских станов: Корсаковский (села Корсаковка и Кроуновка), Пуциловский (с. Пуциловка), Синельниковский (с. Синельниково), Янчихенский (села Н. и В. Янчихе), Тизинхенский (с. Тизинхе), Адиминский (села Н. и В. Адими), Зареченский (с. Заречье), Мангугайский (села Мангугай и Занадворовка), Посьетский (до 1903 - походный, с 1902 - с центром в с. Краббе), Удский, Анадырский,- занимавшихся проповедью Евангелия преимущественно среди корейцев. Станы объединяли неск. селений и включали в себя правосл. миссионерские храмы и образовательные учреждения: школы грамоты, одно- и двухклассные церковноприходские школы, катехизаторские уч-ща. В 1899 г. в 4 миссионерских церковноприходских школах при станах учились 149 мальчиков и 3 девочки, в 8 миссионерских школах грамоты - 191 мальчик. В 1903 г. общее число учащихся в 30 миссионерских школах при станах в Южно-Уссурийском крае составляло 1082 чел. В 1899 г. Владивостокский комитет миссионерского об-ва выделил пособие школам в размере 400 р., в 1900 г.- 1772 р.

http://pravenc.ru/text/158930.html

Е. был одним из лидеров думской фракции рус. националистов, членом Русского национального клуба. В 1908 г. участвовал в Миссионерском съезде в Киеве, состоял товарищем председателя Виленского братского съезда в 1909 г., участвовал в перенесении мощей кнг. св. Евфросинии Полоцкой в 1910 г. Попечением Е. с 1907 г. начала выходить народная газета «Братская беседа» (с 1912 - «Холмская Русь»), печатавшая материалы на рус. и до 1912 г. укр. (малорусском) языках. В 3-й Гос. думе Е. входил в комиссии по вероисповедным делам, по старообрядческим вопросам, земельную, по направлению законодательных предложений. 19 мая 1909 г. в Гос. думу был внесен законопроект о выделении Холмской Руси. Е. состоял членом комиссии для выработки законопроекта. В июне 1909 г. он организовал поездку на Холмщину депутатов Гос. думы, членов Русского национального клуба, корреспондентов столичных газет. Е. активно выступал по холмскому вопросу на думских заседаниях. 26 апр. 1912 г. законопроект был принят Гос. думой, 13 и 14 июня обсужден и принят в Гос. Совете. 23 июня подписан Высочайший указ об образовании из вост. частей Люблинской и Седлецкой губерний особой Холмской губ. с выведением ее из-под упр. Варшавского ген.-губернатора и с упразднением Седлецкой губ. Синод запретил Е. выставлять свою кандидатуру на выборах в 4-ю Гос. думу (1912), поскольку он не согласился на предложение обер-прокурора Синода В. К. Саблера организовать в Гос. думе отдельную фракцию духовенства и возглавить ее. Е. входил в порядке очередности в состав Синода в зимние сессии 1908/09 и 1911/12 гг. С 20 мая 1912 архиепископ, в 1912-1913 гг. председатель Об-ва ревнителей единения восточноправославной и англиканской Церквей. 14 мая 1914 г. Е. назначен архиеп. Волынским и Житомирским, архимандритом Почаевской лавры. Почетный покровитель Владимиро-Васильевского братства, почетный член Острожского братства. Е. заботился о сохранении памятников старины на Волыни, был председателем Волынского отд. Галицко-Русского об-ва, открытого в нояб. 1913 г. С началом первой мировой войны организовал лазареты при Житомирской ДС и епархиальных духовных училищах. В сент. 1914 г. назначен управляющим церковными делами в занятой рус. армией Галиции, пребывал во Львове. Е. стремился к скорейшему возвращению униатов к Православию, ок. 100 униат. приходов вскоре стали православными. Военно-адм. власти обвиняли Е. в насильственных мерах по отношению к униатам, однако архиерей считал дело воссоединения постепенным и созидательным процессом. Прилагал большие усилия по духовному окормлению рус. солдат, находившихся в Галиции, заботился о помощи сиротам, беспризорным и брошенным детям. Во Львове были открыты приюты для мальчиков и девочек. Во время отступления рус. армии в 1915 г. Е. организовал эвакуацию правосл. галичан в Волынскую губ.

http://pravenc.ru/text/187191.html

П. вступил в брак с вдовой А. Г. Гильдебрандт. Во время 2-й ссылки П. крестил неск. новообращенных, проводил религ. собрания и по предложению местного епархиального начальства принимал участие в диспутах с правосл. миссионерами и семинаристами. Перед окончанием ссылки П. получил приглашение стать пастором в русско-нем. баптистской общине г. Тульчи (ныне Тулча, Румыния). В июле 1895 г. он с семьей вернулся в Тифлис, а затем выехал за границу. За 5 лет работы П. община увеличилась на 60 чел. В этот период он написал ряд статей о преследованиях баптистов за веру в Российской империи, к-рые были опубликованы в журналах «Беседа» и «Свободная мысль», издававшихся за границей. В 1901 г. вернулся в Тифлис, где 6 лет прослужил пресвитером в баптист. общине, а затем переехал в Одессу. В июле 1905 г. вместе с Д. И. Мазаевым и В. В. Ивановым представлял русских баптистов на I Всемирном конгрессе баптистов. В 1907 г. принял участие в объединительном съезде баптистов, евангельских христиан и новомолокан-захаровцев в С.-Петербурге, а позднее избран председателем 1-го баптист. миссионерского об-ва. В 1909 г. на съезде в Ростове-на-Дону П. был избран председателем Союза баптистов. В 1910-1911 гг. работал главным редактором ж. «Баптист» - печатного органа баптистов России. В 1911 г. П. стал делегатом II Всемирного конгресса баптистов в Филадельфии. В 1913-1914 гг. совершил миссионерское путешествие по всей европ. части России, Сибири и Дальн. Востоку. В этот период неск. раз попадал под следствие и провел в тюрьме в общей сложности 1 месяц и 20 дней; последний раз он был ненадолго арестован в янв. 1914 г. в г. Благовещенске. В нач. 1916 г. за издание брошюры «Возрождение через крещение» П. был приговорен к 8 месяцам заключения. В том же году Московская община баптистов избрала П. пресвитером и он с семьей переехал в Москву. После Февральской и Октябрьской революций 1917 г. П. продолжал активно проповедовать и участвовать в организационной деятельности Союза баптистов. В течение 1922-1923 гг.

http://pravenc.ru/text/2578608.html

Подобно многим рус. востоковедам его времени, А. активно участвовал в деятельности различных научных об-в России, чему благоприятствовали его достижения в изучении памятников рус. деревянного зодчества (гл. обр. на территории Новгородской, Тверской и Ярославской епархий), иконографии и живописи. В 1876 г. его избрали членом-сотрудником имп. Русского археологического об-ва, в 1877 г.- сотрудником имп. Русского географического об-ва, в 1884 г.- корреспондентом имп. Об-ва поощрения художеств. В 1889 г. А. передал в дар Академии художеств ценную коллекцию видов и чертежей памятников древнерус. зодчества и был удостоен звания почетного общника (особый вид членства) Академии, в 1892 г. А. была объявлена благодарность и выдан диплом от имени участников 1-го съезда рус. архитекторов за экспонирование на выставке коллекции чертежей древнерус. деревянных церквей, принадлежавшей А. Значителен научный вклад А. в изучение переводов христ. лит-ры на вост. языки, сделанных зап. и правосл. миссионерами. Труд А. «История Библии на Востоке» по сути энциклопедия кит. жизни, в к-рой широко представлены конфуцианство , даосизм и буддизм . За участие в переводах на кит. язык богослужебных книг правосл. Церкви А. в 1884 г. было передано благословение Святейшего Синода, а в 1893 г. за поднесенные имп. Александру III научные труды по истории миссионерской деятельности зап. и российских проповедников объявлена благодарность. Соч.: Сравнительное описание и краткое объяснение иконы Приснодевы Богородицы " Неопалимыя Купины "http://Изв. РАО. 1877. Т. 9. Вып. 1. С. 1-70; Краткие сведения о деревянных старинных храмах и некоторых при них достопримечательностях, также курганах и насыпях по Весьегонскому уезду Весьегонского уезда Тверской губернии//Там же. С. 71-93; «Родословное древо» по памятникам христианской иконографии//Сборник Археол. ин-та. СПб., 1879. Кн. 3. Отд. 2. С. 65-72; Труды западных христианских миссий в Китае. Каз., 1886; Китайская библиотека и ученые труды членов имп. Российской духовной и дипломатической миссии в г. Пекине, или Бэйцзине. СПб., 1889; Миссионерские диалоги М. Риччи с китайским ученым о христианстве и язычестве и обзор китайско-церковной, римско-католической литературы с XVI по XVIII в. СПб., 1889; Curriculum vitae. К., 1891; История английско-американской Библии. СПб., 1889-1891. Ч. 1-2; История Библии на Востоке: С обзором метода и условий, благоприятных и неблагоприятных ее переводам и распространение у китайцев, монголов, маньчжуров, тибетян, корейцев, японцев: у персов, турок, арабов, абиссинцев, армян, грузин и др. СПб., 1889-1895. Т. 1-2; Памятники деревянного церковного зодчества в епархиях Новгородской, Тверской, Ярославской, Иркутской и Красноярской XVII и XVIII вв. СПб., 1892; Древнепатриархальные династии царей в Ассиро-Вавилонии и Персии, у евреев и магометан, или Патриархально-династическая хронология, основанная на исторических памятниках по новейшим открытиям и выводам науки. СПб., 1895.

http://pravenc.ru/text/64650.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010