Во 2-й половине дня вниманию участников А. ю. С. были представлены доклады руководителей синодальных учреждений Московского Патриархата. Председатель Миссионерского отдела Белгородский архиеп. Иоанн в своем докладе говорил, в частности, о религиозно-просветительских изданиях на языках народов России, осуществленных возглавляемым им отделом, об организованных отделом миссионерских поездках, к-рых в 1999 г. состоялось 93. Вопросам социального служения и благотворительности был посвящен доклад Управляющего делами Московской Патриархии Солнечногорского митр. Сергия, сделавшего акцент на особой значимости социального служения Церкви в условиях резкого имущественного расслоения российского об-ва. О служении РПЦ в области религ. образования и катехизации Собору доложил председатель соответствующего отдела игум. Иоанн (Экономцев) , к-рый, в частности, сказал о введении с 2000 г. в светских высших школах гос. стандарта по специальности «теология». Председатель Всецерковного правосл. молодежного движения Костромской архиеп. Александр (Могилёв) предложил в своем докладе преобразовать руководящий орган возглавляемого им движения в синодальный отдел по молодежному служению. Издательской деятельности Московского Патриархата был посвящен доклад Председателя Издательского совета Бронницкого архиеп. Тихона (Емельянова) . Проблемы духовного образования в РПЦ были рассмотрены в докладе председателя Учебного комитета при Свящ. Синоде Верейского архиеп. Евгения (Решетникова) , докладчик привел также статистические сведения о системе духовного образования: в 2000 г. в ведении Учебного комитета состояли 5 ДА, 1 богословский ин-т (ПСТБИ), 27 ДС, 27 ДУ и 6 пастырских курсов (также действовали 2 правосл. ун-та, находившиеся в ведении Отдела по религ. образованию и катехизации). Особое внимание архиеп. Евгений уделил проблемам, возникающим в связи с осуществляемой уже в течение неск. лет реформой духовной школы. Председатель Отдела по взаимодействию Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Красногорский еп. Савва (Волков) в своем докладе акцентировал внимание на возрождении служения военного и тюремного духовенства.

http://pravenc.ru/text/Архиерейском ...

1856 г. Г. участвовал в короновании имп. Александра II Николаевича и был возведен в сан митрополита. 1 окт. того же года переведен на Новгородскую и С.-Петербургскую кафедру и с этого времени состоял первоприсутствующим членом Синода. Благодаря усилиям Г. выросло число духовенства в епархии, митрополит освятил Исаакиевский собор в С.-Петербурге (30 мая 1858), а также храмы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в С.-петербургском Новодевичьем в честь Воскресения Господня мон-ре и во имя святых Захарии и Елисаветы при богадельне Елисеевых (1856), свт. Григория в Троице-Сергиевой пуст. и в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи при доме призрения престарелых бедных женщин гр. Кушелёва-Безбородко (1857), во имя святых Константина и Елены при гимназии Человеколюбивого об-ва и св. Павла исповедника при Александро-Невском ДУ (1858), в честь Воскресения Господня в М. Коломне (1859). При содействии Г. правосл. богослужебные книги переводились на фин. язык, т. к. мн. правосл. финны были вынуждены пользоваться лютеран. молитвенниками и посещать кирхи. Переводами с 1849 г. занимался преподаватель СПбДС Т. Фриман, с 1858 г. эту деятельность возглавил архим. Павел (Лебедев ; впосл. архиепископ Казанский). В 1860 г. Г. активно участвовал в переводе ВЗ на рус. язык, осуществленном при СПбДА. Заботясь о христ. просвещении, в 1857 г. основал при СПбДС ж. «Духовная беседа» , предназначенный для всех мирян, более актуальный и доступный, чем «Христианское чтение». В нем впервые стали печататься офиц. документы духовного ведомства. По инициативе Г. при СПбДА стали издаваться «Переводы византийских историков», был преобразован Духовно-цензурный комитет. В 1858 г. митрополит перевез в б-ку академии б-ки Софии Св. собора в Новгороде и Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В дек. 1858 г. представил в Синод проект создания миссионерского ин-та со сроком обучения 7 лет, под к-рый была отведена мыза в с. Грузине Новгородской губ. (проект не был реализован).

http://pravenc.ru/text/166676.html

В сент. 1872 г. М. получил назначение проповедовать Евангелие бурятам и тунгусам в Цаган-Усунском стане и Цакире - на границе с Монголией (епархиальное начальство из-за малочисленности миссионеров в Сибири было вынуждено непрерывно переводить правосл. проповедников с одного места на другое). В окт. 1872 г. М. по благословению архиеп. Парфения устроил и освятил храм во имя свт. Николая Чудотворца. 11 июля 1873 г. М. приветствовал в Посольском мон-ре возвращавшегося из кругосветного плавания вел. кн. Алексея Александровича. В авг. того же года он встречал назначенного на Иркутскую и Нерчинскую кафедру преосвященного Вениамина (Благонравова), своего наставника и друга. При вступлении в управление епархией архиеп. Вениамин высоко оценил труды ученика, предложив ему возглавить Иркутский отдел Духовной миссии в должности настоятеля Ниловой пуст. в Саянских горах. М., возведенный в сан архимандрита, стал 1-м ее начальником. Началось сооружение новых станов и храмов, росло количество новообращенных. Однако богослужение велось на церковнослав. языке, непонятном для инородцев, что мешало успеху проповеди. Н. И. Ильминский , один из наставников М. в академии, участвовавший в Московском собрании Миссионерского об-ва, посоветовал митр. Московскому свт. Иннокентию (Вениаминову) вызвать М. в Казань для помощи в переводе духовной лит-ры на языки малых народов Сибири, а также для содействия в организации церковноприходских школ на сибир. окраинах России. Синод со вниманием отнесся к представлению маститого архипастыря, и в кон. 1873 г. М. покинул Сибирь. В 1874-1875 гг. он посетил Вятскую губ., затем отправился в Москву. В то время Миссионерское об-во размещалось в московском в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре . Смотритель монастырского миссионерского корпуса иером. Иосиф оказал М. радушный прием, сопровождая сибирского гостя при осмотре достопримечательностей Москвы, в путешествиях в Киев и в Троице-Сергиеву лавру. Окрепший и отдохнувший от длительных миссионерских трудов, М.

http://pravenc.ru/text/2562822.html

народностей. 18 авг. 1891 г. И. отправил в Синод рапорт с просьбой об учреждении на юге Тобольской епархии особой правосл. миссии, предлагая открыть 3 стана: в Каркаралинске, Акмолинске (ныне Астана) и Атбасаре, назначить в каждую из них миссионера, а также помощников для него и переводчика. Кроме этого он предлагал по примеру Томской миссии назначить оплату миссионерам. Рапорт епископа Синод передал в Совет Православного миссионерского об-ва, который 5 марта 1892 г. постановил выделить на содержание миссий на юге Тобольской епархии средства (4470 р.) с тем условием, чтобы открытие миссий и назначение миссионеров производились тобольским епархиальным начальством. 30 апр. 1894 г., уже при Тобольском еп. Агафангеле (Преображенском) , Синод разрешил «открыть православную миссию среди киргиз, населяющих Тобольскую епархию». В 1893 г. И. по болезни подал прошение об увольнении на покой. «Постигла меня болезнь-плеврит от простуды на Пасхе,- писал И. в записках.- Болезнь действительно была невыносимо северная, так что я лишился было и пищи, и сна, и 100 дней сидел в кресле, отплевываясь от плеврита. Не видя конца болезни, я вынужден был просить увольнения от должности…» 17 июля 1893 г. И. был уволен на покой и назначен управляющим раненбургской Петропавловской пуст. в Рязанской губ. на правах настоятеля. 17 авг. 1893 г. епископ отбыл из Тобольска. Стараниями И. в Петропавловской пуст. были отремонтированы теплый собор св. Иоанна Предтечи и холодный собор апостолов Петра и Павла. В 40 км от обители И. устроил Вознесенский скит с дубовой ц. в честь Вознесения Господня и с домом настоятеля. «После бурного моря Тобольского, которое едва не разбило моей утлой ладьи вдребезги, жил я в тихой пристани Раненбургской пустыни и наслаждался мирным и спокойным состоянием духа и сердца»,- писал И. (Там же. С. 90-91). 10 дек. 1894 г. И. возглавил Рязанскую и Зарайскую епархию, 22 дек. прибыл в Рязань; после встречи в кафедральном соборе помолился в Архангельском соборе Рязанского кремля, у места захоронения своего предшественника архиеп. Феоктиста (Попова) . Этот древний собор был некрополем Рязанских архипастырей.

http://pravenc.ru/text/1237927.html

начали работу уездные и приходские духовные уч-ща. В 1849 г. были напечатаны и разосланы по храмам переводы на удмурт. язык Евангелий от Матфея и Марка, а также катехизиса (работа над переводами началась в 1818). 30 авг. 1839 г. еп. Неофит в сослужении всего городского духовенства совершил закладку собора во имя блгв. кн. Александра Невского в память о посещении Вятки в 1837 г. наследником цесаревичем Александром Николаевичем (впосл. император); автором проекта был архит. А. Л. Витберг , в то время отбывавший в Вятке ссылку. Еп. Елпидифор (Бенедиктов) способствовал учреждению мон-рей в юж. уездах В. е., населенных преимущественно марийцами, многие из к-рых придерживались язычества. В 1856 г. открылся елабужский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь . По благословению архиерея был разрушен жертвенник марийскому божеству Кереметю на берегу р. Немды. В 1863 г. вышел в свет 1 «Вятских епархиальных ведомостей» . В том же году открылось 3-классное епархиальное жен. уч-ще, в 1868 г. преобразованное в 6-классное, в 1885 г. при нем начала работу образцовая церковноприходская школа. В 1865 г. иером. афонского Андреевского скита Паисий привез в Вятку икону Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» и крест с частицей Животворящего Креста Господня, святыни побывали также в Слободском, от них совершилось множество исцелений. В память об этих событиях в вятском Преображенском жен. мон-ре был заложен храм в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», освящение к-рого состоялось 31 авг. 1882 г. В 1868 г. по прошению Вятского еп. Аполлоса (Беляева) в епархии было учреждено Сарапульское викариатство , местом пребывания Сарапульского епископа являлся Успенский Трифонов мон-рь. Еп. Аполлос заботился о распространении Православия среди марийцев, внес на рассмотрение Святейшего Синода предложение о назначении на приходы священников-марийцев. В 1870 г. по благословению еп. Аполлоса был основан Вятский комитет Правосл. миссионерского об-ва, плативший жалованье «инородческому» епархиальному миссионеру и содержавший миссионерские школы, задачей к-рых было утверждение в Православии крещеных и обращение в христианство некрещеных марийцев, удмуртов и бесермян.

http://pravenc.ru/text/161163.html

В соответствии с секретным указом Синода (29 окт. 1836) о повсеместном открытии народно-церковных («поселянских») школ для религ. просвещения и «противодействия расколу» в епархии началась организация приходских школ. Однако из-за отсутствия финансирования, вопрос о необходимости к-рого И. ставил перед Синодом (рапорт от апр. 1839), к 1841 г. в епархии действовало только 12 школ. Ситуация улучшилась после 1842 г., когда школы были реорганизованы в сельские церковноприходские уч-ща Мин-ва гос. имуществ; к концу управления И. в епархии имелось 50 училищ, в к-рых обучалось более 800 чел. В миссионерской деятельности среди старообрядцев И. стремился избегать крайностей, предпочитая проводить умеренную политику, за что и был обвинен. В старообрядческие центры были направлены опытные священники-миссионеры; так, в дер. Харлушево (1838), а затем в дер. Берёзовка (1843) Челябинского у. был назначен благочинный прот. А. Инфантьев, на Златоустовском заводе в тот же период действовали диак. Я. Инфантьев и др. Когда указом Синода от 28 нояб. 1839 г. было разрешено венчать браки старообрядцев, не требуя их возвращения в РПЦ, И. издал секретное предписание по епархии (март 1840, повторно в 1842, 1848) о венчании таких браков в правосл. храмах по книгам единоверческой печати. Благодаря принятым мерам в 1837-1840 гг. в лоно Церкви вернулось более 2,5 тыс. чел. По запросу Синода от 3 февр. 1841 г. И. сообщил, что «обращение раскольников в Оренбургской епархии, порученное им в 1837 г. местному духовенству и благочинным, при содействии гражданской и местной власти, идет без особенной миссии успешно» ( Чернавский. 1901/1902. С. 406). И. заботился об устроении единоверческих церквей, о наличии в них богослужебных книг, напечатанных для единоверцев, а также о посвящении священно- и церковнослужителей, знакомых со старым обрядом. Так, в 1838-1840 гг. были основаны единоверческие церкви в селах Берёзовка и Красный Яр Челябинского у. Особым попечением И. за счет казны была построена каменная Свято-Троицкая единоверческая ц. (1844) на Златоустовском заводе. В 1845 г. в епархии было образовано особое благочиние единоверческих церквей, число к-рых к 1849 г. достигло 23. Благодаря усилиям И. в 1849 г. бывш. муж. Юрюзанский старообрядческий скит (близ Кусинского завода Челябинского у.) был преобразован в Златоустовский единоверческий Воскресенский муж. мон-рь. Обитель вела миссионерскую работу среди беглопоповцев Златоустовского, Саткинского заводов и примыкающих к ним деревень Челябинского у. В 1838 г. вблизи с. Айлина Челябинского у. стала действовать и жен. единоверческая община в честь Тихвинской иконы Божией Матери, преобразованная из жен. старообрядческого скита (официально утверждена и принята в духовное ведомство лишь в 1903).

http://pravenc.ru/text/577984.html

Н. инициировал открытие в Кишинёве отделения имп. Палестинского об-ва. «Палестина с детства была для меня как бы второй родиной,- вспоминал Н. в одном из писем 1906 г.- Я любил и люблю говорить о Палестине с паломниками, особенно из простонародья. А с отцом архимандритом Антонином (Капустиным) и епископом Порфирием (Успенским) лично был знаком» (СИППО. 1911. Т. 22. Вып 2. С. 261). При Н. был поднят вопрос о необходимости преобразования противораскольнической миссии в Кишинёвской епархии, архиереем «был составлен проект касательно этого» и направлен в Синод. Также Н. намеревался учредить в Кишинёве религиозно-просветительное и миссионерское братство. По его поручению был составлен проект устава братства. Но ни один из этих планов не был осуществлен ( Пархомович. 1910. С. 20). Современники называли Н. «архипастырем-аскетом, строгим к себе и к другим». «С особенным вниманием и осторожностию» он совершал рукоположения, «ищущих священного сана испытывал и учил, а после посвящения руководил и наставлял, как нужно проходить пастырское служение» (Там же. С. 19). Архиерей был награжден орденами св. Анны 1-й степени (5 апр. 1887), св. кн. Владимира 2-й степени (15 мая 1891), блгв. кн. Александра Невского (21 мая 1908). 26 янв. 1898 г. Н. был уволен на покой по причине преклонного возраста, 9 февр. выехал из Кишинёва, поселился в Измаильском архиерейском доме Кишинёвской епархии. С 1901 г. проживал в частном доме в Измаиле. Печатался в «Библиографических записках», в «Русском архиве» и «Кишинёвских епархиальных ведомостях». Сохранилось неск. рукописей Н. (см.: Путеводитель по Центр. гос. архиву Молдавской ССР. Кишинёв, 1959. Ч. 1. С. 139). Н., вероятно, был похоронен около Николаевского храма (1862) Одессы (разрушен в годы советской власти). Соч.: Краткое сведение о жизни и трудах А. С. Стурдзы. Од., 1854; Воспоминание о Н. В. Гоголе//Библиогр. зап. 1859. 9. С. 263-268; Знакомство и переписка А. С. Стурдзы с высокопреосв. Филаретом Московским. Од., 1868; Евгений Булгарис, архиеп. Славенский и Херсонский//Херсонские ЕВ. 1875. Приб. 7. С. 227-235; 11. С. 362-376; 12. С. 385-417 (отд. изд.: Од., 1875); Подражания песнопениям Рус. Правосл. Церкви: [Серия духовных стихотворений]//Кишинёвские ЕВ. 1908. Отд. неофиц. 19. С. 707-718; 20/21. C. 751-758; Письма к смотрителю Заиконоспасскаго ДУ А. А. Невскому. М., 1910; Письма к прот. моск. Казанскаго собора Д. И. Кастальскому и его супруге Ольге Семеновне. М., 1912.

http://pravenc.ru/text/2564994.html

Наиболее интересны археографические статьи «Каргопольская старина» Д. Берёзкина (1899. 1. С. 15-19) и анонимный труд «Рукописи Александро-Свирского монастыря» (1901. 9-13, 15). Среди многочисленных материалов по этнографии и фольклору особо выделяются статьи «Народные воззрения и черты народного быта по «Причитаниям северного края»» В. Ф. Снитко (1898. 11. С. 17-21), «Олонецкие приметы, поверья и суеверия» Ягодкина (1899. 20, 22, 23; 1900. 1, 3, 4, 15), «Погребальные и поминальные обряды в Ежезерском приходе Олонецкой епархии» (1901. 18. С. 546-549) и «Из материалов по этнографии Олонецкого края. Заплачки по умершим» (1902. 4. С. 165-169) К. Ф. Филимонова, «Из наблюдений сельского священника над деревней» (1908. 13. С. 311-313; 14. С. 334-335; 15. С. 351-353; 18. С. 410-411) свящ. Александра Преображенского. В качестве приложений к «О. е. в.» издавались отчеты Олонецкого епархиального наблюдателя (свящ. Н. Чукова) о состоянии церковных школ Олонецкой епархии (1899, 1903, 1907, 1908, 1910), «Сведения о составе лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Олонецкой епархии» (1899, 1903, 1904, 1908, 1909), «Отчет о состоянии раскола и действиях миссии в Олонецкой епархии за 1900 г.» (1901), Устав Олонецкого епархиального братства во имя прп. Александра Свирского (1903) и отчет о его деятельности (1908), конспекты образцовых уроков по Закону Божию, Свящ. истории и богослужению архим. Фаддея (Успенского) (1903, 1906, 1908), отчет о деятельности Воскресенского братства трезвости (1917), журналы съездов духовенства и собраний правления ДС, отчеты учебных заведений и епархиального комитета правосл. миссионерского об-ва и др. С 1 мая 1917 г. неофиц. часть помещалась в начале номера, в ней появились революционные материалы, напр. воззвание Союза белого духовенства «Христиане!» (1917. 12. С. 255-257), статьи на актуальные церковно-общественные темы: «Соборы древней Церкви» Елпидинского (1917. 13. С. 275-280; 14. С. 299-304; 15. С. 322-329), «К переживаемому моменту» (1917. 12. С. 257-260), «Впечатления с епархиального съезда» (1917. 15. С. 329-332), «Политические партии и христианская Церковь» (1917. 20. С. 401-406), «Политические партии и школа» (1917. 21. С. 417-421) и «Новые пути пастырства» (1918. 3/4. С. 20-21; 5/6. С. 33-36; 7. С. 55-59; 9/10. С. 91-97) прот. Н. Чукова. Вскоре появились сообщения, не оставлявшие сомнений в характере отношения новой власти к Церкви: «Высылка прот. П. В. Дмитриева» (1918. 7. С. 60-61), «Арест прот. Н. К. Чукова» (1918. 9/10. С. 99-100), ««Ликвидация» Петрозаводского духовного училища» (1918. 11. С. 110-111). После закрытия большевиками Олонецкой ДС издание «О. е. в.» прекратилось.

http://pravenc.ru/text/2578347.html

В 1870 г. были открыты Комитет правосл. миссионерского об-ва, общая епархиальная б-ка (единственная до 1884). В самых отдаленных местах епархии было образовано 36 новых приходов и церквей, даны новые штаты. Трудами Д. были построены 5 зданий Якутского ДУ с домовой церковью. В 1884 г. при якут. Спасском мон-ре открыто миссионерское уч-ще, в 1888 г.- жен. епархиальное уч-ще. Благодаря Д. в епархии была создана и распространена якут. письменность через систему церковноприходских школ, записан древний эпос земли Олонхо. Последним делом Д. на Якутской кафедре было 2-е издание богослужебных книг на якутском языке, исправленное и дополненное, впервые была напечатана служба с каноном во св. Великую неделю Пасхи. Весной 1879 г. Д. был в отпуске в Забайкалье для поправки здоровья (страдал ревматизмом). 12 дек. 1883 г. Д. был назначен на Уфимскую и Мензелинскую кафедру, проявил заботу о христ. просвещении паствы и об ограждении от мусульм. прозелитизма и соблазна раскола. Не менее 2 раз в год совершал поездки по епархии, вникал во все проблемы церковноприходской жизни, особо заботился об обучении детей. Результатом этих поездок стало учреждение в 1885 г. в 26 деревнях епархии, населенных инородцами, самостоятельных приходов, а также открытие в местностях, где проживали староверы, 3 приходов. 8-25 июля 1885 г. по указу Святейшего Синода Д. присутствовал на собрании епископов в г. Казани для выработки и обсуждения общих мер к ослаблению и пресечению иноверной пропаганды в правосл. приходах, укреплению Православия в инородческих приходах. В 1886 г. на содержание новых причтов из Синода и Гос. казначейства Д. исходатайствовал 12 240 р., в 1889 г. на содержание новых 4 приходов и улучшение положения прочих - 3478 р. 76 к. За период управления епархией Д. открыл ок. 100 церковноприходских школ и школ грамоты. О своих поездках по епархии с 1889 г. Д. составил очерки, напечатанные в «Уфимских ЕВ», к-рые содержат описание церквей Уфимской епархии, характеристики пастырей и паствы, отзывы о состоянии школьного обучения в тех приходах, где есть церковноприходские школы.

http://pravenc.ru/text/178415.html

Во многих случаях из-за утраты в последующие годы оригиналов приобрели значение первоисточника опубликованные в «М. е. в.» церковно-исторические документы: составленный в 1747 г. еп. Иеронимом (Волчанским) «Реестр монастырей и церквей Греко-Российской веры, в разные времена на унию насильно отнятых» (1889. 14/15. С. 184-195), «Материалы по истории Могилёвской епархии» (1890. 20/21. С. 200-212; 25. С. 306-311; 29/30. С. 434-439; 31/32. С. 474-480; 1891. 20. С. 220-223; 28/29. С. 322-327), собранные Горючко «Материалы для истории церквей Могилёвской епархии кон. XVIII и нач. XIX ст.» (1902. 12/13. С. 176-182; 14), «Материалы для истории воссоединения униатов в Белоруссии 1780-1795 гг.» (1903. 1/2. С. 8-15) и «Документы к истории Могилёвской Духовной семинарии 1758-1810 гг.» (1907. 20-24). Картину местной религиозной жизни дополняют этнографические статьи: «Суеверия простого народа и борьба с ним пастырей» свящ. С. Бекаревича (1884. 1. С. 1-10), «О суевериях и предрассудках в современной народной жизни» В. Саульского (1887. 24-27), а также «корреспонденции с мест». В качестве приложений к «М. е. в.» были изданы дидактические и методические материалы для народных и церковноприходских школ; отчеты о состоянии и деятельности Об-ва вспомоществования нуждающимся воспитанникам Могилёвской ДС (1905-1914), Могилёвского правосл. Богоявленского братства (1905-1914), учебных заведений епархии, Миссионерского об-ва; журналы, постановления съездов и собраний духовенства и др. В 1924-1927 гг. в Могилёве издавался обновленческий «Белорусский православный вестник». Офиц. епархиальное издание было возобновлено в 1990 г. в виде рубрики «Известия по Могилёвской епархии» на страницах еженедельной областной газ. «Могилёвские ведомости» 1-9), с 1991 г. выходят «Духовно-просветительное и информационное издание Могилёвской епархии», первоначально в виде газеты, с 2002 г. в виде журнала. Лит.: Андреев. Христианская периодика. 106, 412; Чистяков П. А., свящ. Церковно-краевед. проблематика епарх. ведомостей, издававшихся в Беларуси во 2-й пол. XIX и нач. XX ст.: Канд. дис./Минская ДС. Жировичи, 2004. Ркп.; Опиок Т. В. «Могилёвские ЕВ» о событиях 1905 г. в России//Bechik 2005. 2/3(21). С. 13-18; она же. «Могилёвские епархиальные ведомости» о событиях русско-японской войны 1904-1905 гг.//Романовские чт.: Сб. тр. междунар. науч. конф. Могилёв, 2005. С. 91-94; Шимолин В. И. У истоков белорус. печати: Епарх. ведомости 2-й пол. XIX - нач. XX в. Мн., 2010.

http://pravenc.ru/text/2563896.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010