В наст. время не потеряли своего значения лингвистические, естественнонаучные и этнографические труды миссионера. В 1869 г. в «Томских ГВ» под названием «Алтайцы» публиковались этнографические статьи В., впосл. изданные отдельной книгой - «Алтайские инородцы» (М., 1893). В «Трудах имп. Вольного экономического общества» выходили статьи В. по пчеловодчеству. Н. И. Анненков использовал собранные В. сведения о флоре Алтая при составлении «Ботанического словаря» (1856). В 1871 г. РГО присудило миссионеру серебряную медаль, в 1878 г. он был избран членом-сотрудником Зап.-Сибирского отдела об-ва. В. являлся также действительным членом имп. Об-ва акклиматизации животных. Большое внимание миссионер уделял изучению алтайского языка. В 1857-1868 гг. работал над «Грамматикой алтайского языка» (Каз., 1869) и «Руководством к изучению алтайского языка». В 1884 г. Правосл. миссионерское об-во издало «Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка» (Каз., 1884), над составлением к-рого В. трудился ок. 30 лет. Неск. сочинений В. посвящены истории Алтайской миссии. В ЦХАФАК (Барнаул) хранится автограф написанной В. в 60-х гг. истории миссии при ее основателе прп. Макарии (Глухарёве) . В работе широко использованы документы из первоначального архива миссии, уничтоженного пожаром в 1886 г. В июне 1989 г. в Горном Алтае прошла научная конференция, посвященная 120-летию издания «Грамматики алтайского языка». 12 окт. 1990 г. в Новосибирске состоялась всесоюзная конференция, посвященная 100-летию со дня кончины В. Соч.: Заметки кочевого алтайца//Вестн. РГО. 1858. Ч. 24. Кн. 11. С. 77-109; Зап. миссионера Кузнецкого отд-ния Алтайской духовной миссии свящ. В. Вербицкого за 1860 г.//ДЧ. 1861. Ч. 3. 9. С. 75-98; Зап. …за 1861 г. М., 1862; Зап. …за 1862 г.//ПО. 1863. Т. 10. Февр. С. 143-161; Лечение болезней у калмыков-алтайцев//Томские ГВ. 1863. 24, 25; Пчеловодство на Алтае в 1874 г.//Тр. Вольного экон. об-ва. 1875. Т. 3. Вып. 3. С. 245-346; Миросозерцание и нар. творчество сибир. инородческих племен: Этногр. мат-лы//Литературный сб. СПб., 1885. С. 337-351; Очерк деятельности Алтайской духовной миссии по случаю 50-летнего ее юбилея//Памятная книжка по Томской губ. 1885 г. Томск, 1885. С. 142-221; Мат-лы для истории Алтайской духовной миссии//Томские ЕВ. 1888. 17. С. 16-18; Катехизическое поучение «О Боге едином, но троичном в Лицах»//Из духовного наследия алтайских миссионеров: Сб. Новосиб., 1998. С. 46-55; [список тр. В.//Там же. С. 202-211].

http://pravenc.ru/text/150383.html

В 1906-1908 гг. Б. являлся попечителем Оренбургского учебного округа, в 1909-1917 гг.- членом Совета министра народного просвещения, в последующие годы работал в Казанском ун-те. Осенью 1912 г. Б. посетил неск. уч-щ, мектебе и медресе в Туркестане и по результатам поездки опубликовал кн. «Русско-туземные училища, мектебы и медресы Средней Азии» (СПб., 1913). Ученый приветствовал Февральскую революцию 1917 г., считал, что инородцы должны получить политическую и экономическую свободу. В брошюре «Путешествие Карла Маркса на остров Утопию» (Каз., 1918) критиковал экономическую теорию основоположника марксизма. В 1918-1921 гг. Б. являлся профессором Северо-восточного археологического и этнографического ин-та в Казани, предпринимал усилия по возрождению востоковедения. По его инициативе при Казанском об-ве археологии, истории и этнографии была создана Востоковедная комиссия, целью к-рой было восстановление в Казанском ун-те восточного фак-та, 12 марта 1919 г. Б. был избран ее председателем. Похоронен на Арском кладбище в Казани. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 181. Д. 3039. VI отд. 1 стол; НАРТ. Ф. 93. Оп. 1. Д. 228а, 379. Соч.: Из чтений на съезде учителей нар. училищ Казанской губ. Каз., 1882; Стат. очерк Сатышевского р-на Мамадышского у.: По данным подворной переписи 1883 г. Каз., 1883; Сб. упражнений в умственном счете: Пособие для учителей начальных училищ. Каз., 1890; Правила для воспитанников Казанской учительской семинарии. Каз., 1893; Калмыцкие издания Правосл. Миссионерского об-ва (по вопросу рец. А. М. Позднеева). СПб., 1895; Инородческое население Казанской губ. Каз., 1899. Вып. 1: Татары, вотяки, мордва: Внекл. чтение в сельской школе. Каз., 1900; Итоги нар. образования в Казанской губ. за 1900 г. по данным отчетов уездных училищных советов. Каз., 1902; Школьная сеть Казанской губ.: (Проект). Каз., 1905; Методика начального преподавания арифметики и сб. упражнений в умственном счете. Каз., 1913; Война с Германией, Австро-Венгрией, Турцией. Каз., 1914; Что такое хороший урок: Из бесед с учителями. Каз., 1914; Земля и воля. Каз., 1917; Новая жизнь. Каз., 1917; Беда, висящая над Рус. землею. Каз., 1917; Об учреждении Востоковедной комиссии. Об экспедиции для обследования языка и быта вотяков. Восстановление Восточного фак-та в Казани. Каз., 1919. С. 167-210.

http://pravenc.ru/text/149427.html

После создания в 1854 г. апостольской префектуры Арктического полюса, чья юрисдикция была распространена на сев. часть Скандинавии, Шотландию, Исландию и Гренландию, Д. был назначен ее префектом и с 1855 г. стал миссионером. В эти годы Д. издал проповеди на франц., норвеж., англ. и итал. языках, а также неск. работ по астрономии и геологии сев. стран. Однако впосл. Д. сильно преувеличивал свою роль в католич. Церкви; описанная им деятельность по восстановлению Оснабрюкского еп-ства в Вестфалии и 7 католич. еп-ств в Швеции, Норвегии, Исландии и Шотландии, а также его хлопоты в Вене перед имп. Францем Иосифом I о заключении конкордата между Австрией и Папским престолом и выполнение ряда др. прямых папских поручений представляются неправдоподобными. После неудачных попыток в кон. 50-х гг. заинтересовать папу Пия IX рядом новых проектов реформ католич. Церкви Д., сославшись на плохое здоровье, оставил пост апостольского префекта и поселился в Баден-Бадене. В 1861 г. Д. сложил с себя сан пресвитера, женился на англичанке А. А. Кокс и переехал в баварский Людвигсбург, где у супругов родилась дочь. Продолжая заниматься публицистикой, в 1863 г. он начал издавать «Русский Лейпцигский журнал». В 1864 г. короткое время жил с семьей во Флоренции, где участвовал в соавторстве с М. Лакруа в составлении 2-томного «Словаря католических миссий» (Dictionnaire des missions catholiques. P., 1863-1864). В этот период он вновь направил папе проект преобразования католич. Церкви, выступив против обсуждавшегося в католич. кругах в преддверии Ватиканского I Собора догмата о непогрешимости (безошибочности) папы. Получив отказ, Д. полностью «разочаровался» в католицизме и в сент. 1865 г. обратился к настоятелю рус. правосл. церкви в Штутгарте прот. Иоанну Базарову с просьбой принять его в Православие. В янв. 1866 г. прот. И. Базаров принял Д. в качестве мирянина, после чего Высочайшим указом от 17 марта 1866 г. Д. было разрешено возвратиться в Россию с дарованием прежних прав состояния (дворянства), но без прав на прежнее имущество. Тем же указом ему было разрешено вступить в гос. службу. По возвращении на родину Д. работал в учебном комитете при Святейшем Синоде и состоял членом Миссионерского об-ва, а также сотрудничал с рядом церковных и светских периодических изданий.

http://pravenc.ru/text/171879.html

16 сент. 1896 г. А. был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии, настоятелем нижегородского Печерского мон-ря , хиротонисан 6 окт. в С.-Петербурге. А. являлся председателем Нижегородского епархиального училищного совета, нижегородских епархиальных братств Св. креста и Св. блгв. вел. кн. Георгия. С 9 нояб. 1897 г. епископ Туркестанский и Ташкентский. С 19 мая 1898 по 22 февр. 1903 г. действительный член имп. Палестинского правосл. об-ва , с 11 нояб. 1901 г. председатель Туркестанского епархиального комитета Православного миссионерского об-ва . Попечением А. в епархии было открыто 22 новых прихода, 20 церковноприходских школ, благоустроен Иссык-Кульский муж. мон-рь, 19 сент. 1901 г. ташкентская Николаевская жен. община получила статус общежительного мон-ря - первой в Туркестане жен. обители. С 18 дек. 1902 г. епископ Рязанский и Зарайский. Состоял председателем Рязанского епархиального комитета Правосл. миссионерского об-ва, почетным членом попечительства о бедных воспитанниках Рязанской ДС. В годы русско-япон. войны А. неоднократно выступал инициатором сбора пожертвований на нужды фронта. В июле 1906 г. освобожден от управления епархией на 2 месяца в связи с болезненным состоянием, 1 окт. отпуск был продлен на 1 месяц. Указом Синода от 3 нояб. 1906 г. А. был уволен на покой в Валдайский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь . Награжден орденами св. Станислава 3-й степени (1884), св. Анны 3-й и 2-й степени (1889, 1896), св. кн. Владимира 3-й степени (1902) и др. наградами. За деятельное содействие об-ву Красного Креста по сбору денежных пожертвований в помощь раненым и больным воинам на Дальн. Востоке А. была выражена благодарность от имени императрицы Марии Феодоровны. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439, 128 [формулярный список]; ГАРО. Ф. 627. Оп. 161. Д. 47. Л. 3, 3об., 4, 6, 8, 9, 10, 11-18, 19-31, 33, 34, 35-42, 43-44, 100. Соч.: Речь, произнесенная 19 янв. 1903 г. при прощании с Туркестанскою паствою//Рязанские ЕВ. 1903. 5. С. 139-141; Прощание преосв. Аркадия с Ташкентскою паствою//Там же. С. 142-144; Речь 14 февр. 1903 г. при вступлении на кафедру Рязанскую//Там же. С. 127-131; Приветственная речь имп. Николаю Александровичу 16 июля 1903 г.//Там же. 15. С. 485-486; Речь, произнесенная на молебне пред началом чрезвычайного собрания дворянства Рязанской губ., 4-го марта 1904 г.//Рязанские ЕВ. 1904. 7/8. С. 209-211; Речь, произнесенная 23 мая 1904 г., при служении молебна пред выступлением в поход на Дальний Восток частей войск, квартировавших в г. Рязани//Там же. 12. С. 379-381.

http://pravenc.ru/text/76044.html

Сщмч. Иоанн Кочуров с близкими. Фотография. Ок. 1915 г. Сщмч. Иоанн Кочуров с близкими. Фотография. Ок. 1915 г. В 1901 г. получил отпуск для поездки в Россию. Занимался сбором средств для строительства храма в Чикаго, в чем ему помогал тесть свящ. Василий Чернышёв и брат Николай, служивший в хозяйственном управлении при Святейшем Синоде. Была выпущена брошюра с воззванием об оказании помощи в строительстве чикагского храма, где И. подробно описал жизнь своей паствы. И. получил поддержку от прав. Иоанна Кронштадтского , записавшего в сборной книге: «Молю соотчичей жертвовать усердно»; большой взнос из личных средств сделал имп. мч. Николай II Александрович . Новый правосл. храм в Чикаго был заложен еп. Тихоном 31 марта 1902 г. и освящен им же во имя Св. Троицы 16 марта 1903 г. На 1-ю пасхальную службу в Троицкий храм Чикаго собралось ок. 500 чел. На следующий год паства увеличилась вдвое (в это время в США устремился поток эмигрантов из зап. губерний России). В 1905 г. при Троицкой ц. была открыта приходская школа. Были организованы новые приходы в Мадисоне (шт. Иллинойс) и Хартсхорне (шт. Оклахома). И. состоял цензором «Американского православного вестника». 6 мая 1906 г. возведен в сан протоиерея, 10 мая назначен благочинным приходов Нью-Йоркского округа вост. штатов США. В февр. 1907 г. участвовал в Соборе по делам Американской Православной Церкви в Мейфилде. 20 мая уволился от миссионерской службы в США по прошению, чтобы дать своим детям образование в России (у И. было 5 сыновей и дочь). 15 авг. 1907 г. назначен штатным законоучителем муж. гимназии в Нарве (С.-Петербургская епархия). Служил сверхштатным священником Преображенского собора Нарвы. Одновременно был законоучителем жен. гимназии по найму, председателем об-ва вспомоществования нуждающимся ученикам и ученицам нарвских гимназий. Во время летних каникул жил в пос. Силламяги (Силламяэ) и совершал богослужения в местном Казанском храме, принимал участие в его ремонте и благоустройстве. В июле 1909 г. И. активно участвовал в съезде законоучителей светских средних учебных заведений в С.-Петербурге. Был членом Нарвского отд-ния епархиального братства Пресв. Богородицы и нарвского об-ва трезвости; выступал с духовно-нравственными беседами в братском Владимирском храме. В 1912 г. прочитал курс лекций по богословию на летних педагогических курсах в Нарве для учителей церковноприходских школ. Проявил себя как талантливый педагог и оратор. В 1915 г. стал духовником одного из госпиталей, развернутых во время первой мировой войны в Нарве, в помещениях гимназий. 16 нояб. 1916 г. уволен от должности законоучителя гимназии в Нарве и переведен на освободившееся штатное священническое место в Екатерининском соборе Царского Села.

http://pravenc.ru/text/469121.html

Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Орловский. Икона. Нач. XXI г. (собор Ахтырской иконы Божией Матери, г. Орёл) Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Орловский. Икона. Нач. XXI г. (собор Ахтырской иконы Божией Матери, г. Орёл) М. принял активное участие в монархическом движении в Москве, стал ближайшим сподвижником председателя Русского монархического собрания (РМС) прот. Иоанна Восторгова . Участвовал в создании братства Воскресения Христова, был членом его правления. Являлся членом РМС, где часто выступал с докладами. 12 нояб. 1909 г. был избран кандидатом в члены правления собрания, а затем стал членом правления. Много времени уделял публицистической деятельности. Принимал активное участие в организации Съезда русских людей в Москве 27 сент.- 4 окт. 1909 г. В 1910 г. участвовал в церковных торжествах, посвященных перенесению мощей прп. Евфросинии Полоцкой. Был удостоен звания почетного члена Полоцкого братства во имя свт. Николая и прп. Евфросинии. В том же году он стал председателем экономического отдела Виленского братского съезда. В дек. 1910 г. выступил с инициативой создания в Москве Об-ва для постоянной помощи западнорус. правосл. населению. В апр. 1912 г. был избран членом Устроительного совета Всероссийских съездов от РМС. Участвовал в работе V Всероссийского съезда русских людей в С.-Петербурге 16-20 мая 1912 г., на котором был избран одним из товарищей председателя съезда и членом комиссии по церковным вопросам. Выступал за повсеместное учреждение церковных братств, развитие сети церковноприходских школ, за изъятие церковных вопросов из ведения Гос. думы и против частых перемещений епископов. В 1912 г. был председателем предвыборного комитета правых партий в Москве по выборам в IV Гос. думу. 11 июля 1914 г. М. был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. Хиротония состоялась 10 авг. в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Н. Новгорода. Уже в архиерейском сане принял участие в совещании монархистов 21-23 нояб. 1915 г. в Петрограде, на котором был избран в состав Совета монархических съездов. В мае-июне 1916 г. он организовал миссионерское шествие из Н. Новгорода в Саров, к мощам прп. Серафима Саровского. В мае 1917 г. был избран почетным членом Нижегородского отдела Всероссийского об-ва попечения о беженцах «за выдающиеся труды по устройству беженцев». По его инициативе заботу о содержании беженцев принял на себя Псково-Печерский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2561326.html

И. о. была образована 26 сент. 1937 г., в нее вошел ряд районов Восточно-Сибирской обл., внутри И. о. был создан Усть-Ордынский Бурят-Монгольский национальный окр. (с 1958 Усть-Ордынский Бурятский автономный окр.). 3 сент. 1990 г. Бурятский автономный окр. принял Декларацию об экономическом самоопределении. 11 окт. 2005 г. между И. о. и Бурятским автономным окр. был подписан договор об объединении территорий; 1 янв. 2008 г. Усть-Ордынский Бурятский автономный окр. вновь стал частью И. о. Религия Религ. жизнь на территории И. о. формировалась под воздействием мн. религий: языческих верований, христианства, буддизма, ислама, иудаизма и др.- как результат многовекового совместного проживания представителей монголоязычных, тунгусо-маньчжурских, слав., тюрк., финно-угорских и др. народов. В наст. время в И. о. насчитывается более 400 религ. объединений, из к-рых 284 зарегистрированы в управлении Мин-ва юстиции РФ по И. о., ок. 130 групп действует без регистрации (в 1990 действовало 35 зарегистрированных общин). Религ. объединения региона относятся к 22 конфессиям и деноминациям. Подавляющее большинство общин входит в Иркутскую и Ангарскую епархию РПЦ (232 прихода и иркутский в честь иконы Божией Матери «Знамение» жен. мон-рь ). Православие исповедует 75% верующего населения. Православие Острожная башня со Спасской часовней (1667) с Илимского острога (Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы») Острожная башня со Спасской часовней (1667) с Илимского острога (Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы») начало распространяться в регионе с приходом сюда рус. служилых людей в нач. 30-х гг. XVII в. В 40-х гг. XVII в. была построена церковь в Братском остроге (ныне г. Братск). Духовными и хозяйственными центрами края являлись правосл. обители. Во 2-й пол. XVII в. были основаны муж. мон-ри: Усть-Киренский во имя Св. Троицы (1663), Спасский Братский (1671), иркутский в честь Вознесения Господня (1672). С 1689 г. существует Знаменский жен. мон-рь в Иркутске. В начальный период освоения Прибайкальского края строились в основном часовни, в XVIII в. начали сооружаться не только деревянные, но и первые каменные церкви. В 1-й пол. XVIII в. число правосл. жителей в Прибайкалье значительно возросло за счет постоянного притока переселенцев из Европ. России и вслед. миссионерской деятельности Церкви среди коренного населения. В 1706 г. было учреждено Иркутское и Нерчинское вик-ство Тобольской и Сибирской митрополии, в 1727 г. преобразованное в самостоятельную епархию. В 1725 г. при Вознесенском мон-ре была создана первая в Вост. Сибири школа, в 1780 г. в Иркутске открылась ДС. Миссионерство было одним из главных направлений деятельности Иркутских архипастырей.

http://pravenc.ru/text/674057.html

Предполагалось, что главной целью учреждения К.-Б. м. должно было стать распространение Православия среди язычников (удмуртов, черемисов-марийцев, отчасти чувашей) и мусульман (татар и башкир) Уфимской и Вятской губерний, в т. ч. через подготовку грамотных миссионеров. От гос-ва К.-Б. м. получал скромное финансирование - 300 р. «на призрение крещаемых при монастыре инородцев». Миссионерский период истории монастыря связан гл. обр. с деятельностью 1-го настоятеля - игум. Анастасия, выходца из черемисской (марийской) семьи, педагога и ревностного миссионера, ученика Н. И. Ильминского . В янв. 1901 г. игум. Анастасий прибыл в К.-Б. м. и уже 19 марта 1901 г. в помещении монастырской гостиницы открыл черемисскую церковноприходскую миссионерскую школу. В 1901 г. обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев отмечал, что «из миссионерских учреждений в Уфимской епархии заслуживает внимания Камско-Берёзовский Богородицкий миссионерский монастырь - этот еще недавно возникший монастырский стан. При монастыре имеется миссионерская школа, в которой в первый год обучалось 52 мальчика: дети ежедневно бывали за литургией и вечерним правилом в монастырской церкви, а в праздники и за бдением, составляя из себя хор певчих. Длительное, в 3-4 часа, монастырское бдение дети примерно выстаивают, и ученики-язычники подают в этом отношении даже пример» (Всеподданнейший отчет. 1905. С. 124-125). Игум. Анастасий сумел добиться от Училищного совета при Синоде хорошего финансирования школы - 500 р. в год на содержание 2 учителей (затем 600 р.). Кроме того, 500 р. выделяло Уфимское правосл. миссионерское об-во, поддержку оказало и епархиальное Братство Воскресения Христова. Еп. Нафанаил (Троицкий) и братия мон-ря с учениками миссионерской школы. Фотография. 1910 г. (ГПИБ) Еп. Нафанаил (Троицкий) и братия мон-ря с учениками миссионерской школы. Фотография. 1910 г. (ГПИБ) Первым учителем стал уроженец дер. Кушни «из ново-просвещенных черемис» Н. А. Шитов, игум. Анастасий вел уроки по дидактике и педагогике. Сначала школа была одноклассная, со 2 окт. 1901 г.- 2-классная; в 1904 г. открылось 3-е, дополнительное отд-ние 2-го класса - для подготовки учителей в инородческие школы, окончившие к-рое могли сдать экзамен в педагогической комиссии Казанской учительской семинарии на звание учителя инородческих уч-щ. В 1904-1905 гг. школу посещали 78 детей, в 1907 г.- 80, в 1909/10 уч. г.- 120. Все школьники содержались на полном коште мон-ря, сироты обеспечивались бельем и обувью. При школе действовали переплетная, портняжная, столярная, иконописная мастерские.

http://pravenc.ru/text/1470151.html

В. являлся почетным членом СПбДА, МДА, КДА (учредил в ней свою именную стипендию для лучшего студента), КазДА, Казанского ун-та, почетным и пожизненным членом правосл. Миссионерского об-ва, Палестинского православного общества , братства св. кн. Владимира (Берлин), Друштва св. Савы (Сербия) и мн. др. об-в, братств, попечительств и комитетов. Награжден орденами св. Анны 2-й (1865), 1-й (1884) степени, знаком ордена св. Анны 2-й степени, украшенным имп. короной (1871), орденами равноап. кн. Владимира 4-й (1878), 3-й (1881), 2-й (1889) степени, блгв. кн. Александра Невского (1894); бриллиантовым крестом для ношения на клобуке (1896). 22 июля 1897 г. В. открыл 3-й Всероссийский миссионерский противораскольнический и противосектантский съезд в Казани. Через неделю он заболел и вскоре умер в загородном архиерейском доме. Свое имущество архиерей завещал Улалинскому мон-рю, обширную б-ку - Казанской ДС. В. погребен под алтарем казанского Благовещенского собора в подземном храме, созданном по его инициативе, на указанном им месте. Многочисленные неопубликованные труды В., хранившиеся в рукописном отделе б-ки КазДА и впосл. утраченные, использовались преподавателями академии в своих сочинениях по истории алтайцев, калмыков и миссионерской деятельности. Арх.: ГА Томской обл. Ф. 184. Оп. 1. Д. 2. Л. 2-4; РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 249, 250. Соч.: Улалинская жен. община новокрещеных на Алтае//ХЧ. 1863. Ч. 2. Июль. С. 393-410; Миссионерская поездка Туруханского игум. Мисаила в 1788-1789 гг.//ХЧ. 1864. Ч. 1. С. 229-240; Речь при открытии Миссионерского об-ва 21 нояб. 1865 г.//ДБ. 1865. 50. С. 477-485 (отд. изд.: СПб., 1865); Зап. алтайского миссионера за 1866-1867 гг.//ДБ. 1868. 7. С. 169-175; 8. С. 200-206; 9. С. 225-230; 10. С. 259-262; 11. С. 286-290; Поездка на Чулышман//ДБ. 1868. 6. С. 145-146; Объяснительная зап. начальника Алтайской миссии архим. Владимира, представленная им Миссионерскому об-ву//Отчет Миссионерского об-ва за 1867 г. с прил-ми. СПб., 1869; Зап. начальника Алтайской миссии архим. Владимира о действиях его в 1870 г.//Сб. сведений о правосл. миссиях и деятельности Правосл. Миссионерского об-ва. М., 1872. Кн. 2; Зап. начальника Алтайской миссии архим. Владимира об образовании инородцев//Сб. док-тов и статей по вопросу об образовании инородцев. СПб., 1869. С. 463-465.

http://pravenc.ru/text/159064.html

12 июля 1908 г. И. выступил на открытии IV миссионерского съезда в Киеве. В своей речи он подчеркнул, что в основе суждений делегатов, «несомненно, будет лежать воля государя, выраженная в указе 17 апр. 1905 г.». Но свобода вероисповедания дана вовсе не «на ослабление и разорение Православия». По сути, как отмечает С. Л. Фирсов, И. заявлял о стремлении гос-ва и впредь поддерживать Церковь силой внешнего авторитета власти ( Фирсов. 1996. С. 310). Опасаясь разрушения гос. устройства «справа», И. очевидно недооценивал радикализм левых. Желание сохранить гос. (синодальный) контроль над деятельностью «правой оппозиции» архиереев сочеталось у И. с либерально-реформаторскими взглядами относительно системы духовного образования и приходской жизни. И. подал в отставку в знак протеста против решения Синода об отмене автономии духовных академий, полагая, что решение этого вопроса следовало отложить до утверждения нового устава академий. Возможно, на принятие решения об отставке повлияло избрание Советом СПбДА на должность ректора сомнительной для императора кандидатуры - прот. Тимофея Налимова. 5 февр. 1909 г. уволен от должности обер-прокурора и назначен членом Гос. Совета. 6 февр. того же года И. была объявлена Высочайшая благодарность. Отставку И. с поста обер-прокурора Л. Львов ( Львов. 1909) связывал с его деятельностью по защите автономии духовных школ, к-рая не поощрялась консервативной частью епископата. В то же время председатель Совета министров Столыпин при отсутствии особых претензий критиковал И. за неспособность «плыть против синодских течений»: напр., И. не комментировал реакцию Синода на празднование 80-летия Л. Н. Толстого . В период обер-прокурорства удостоен ряда наград и почетных званий. С 1907 г. почетный гражданин г. Новосиль Тульской губ. (за помощь бедным во время эпидемии холеры и участие в создании ремесленной школы). В том же году избран почетным членом ряда братств: Виленского Свято-Духовского, Ковенского Свято-Никольского, Курского Знаменско-Богородицкого миссионерско-просветительного, Холмского Богородицкого, Покровского с. Кричильск Ровенского у. Волынской губ., св. арх. Михаила при Михайловской ц. с. Б. Вербча (Вел. Вербче) Ровенского у. Волынской губ., а также Ставропольского епархиального церковно-археологического об-ва. 13 янв. 1908 г. избран почетным членом Прибалтийского правосл. братства; 15 янв.- Московского Археологического ин-та и Правосл. церковного братства свт. Гурия при Казанском кафедральном соборе; 2 февр.- Острожского Кирилло-Мефодиевского братства; в том же году - Православного карельского братства во имя вмч. Георгия. 11 июня 1907 г. Иерусалимским Патриархом Дамианом И. был пожалован золотой крест с частицей Животворящего Древа (разрешено носить исключительно при церковных церемониях) и звание кавалера Св. Гроба Господня.

http://pravenc.ru/text/293870.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010