В XIX в. среди несториан обл. Урмия действовал ряд западных миссий: амер. пресвитерианская (с 1834), франц. католич. миссия лазаристов (с 1840) и англиканская (с 1886). В результате деятельности американских миссионеров в 1874 г. была основана Реформированная Несторианская Церковь, существовавшая до первой мировой войны. Члены англикан. миссии во главе с А. Маклином ставили целью не переход несториан в англиканство, а повышение образовательного уровня духовенства (в Урмии была открыта школа) и развитие культурных связей с Зап. Европой. Маклин, Дж. П. Баджер и др. англ. авторы оставили описания жизни Церкви Востока. Деятельность лазаристов во главе с О. Клюзелем (1852-1882) была направлена на укрепление общины халдеев (вост. сирийцев, вступивших в унию с Римско-католической Церковью, см. Халдейская католическая Церковь ). Возникновение халдейской общины в обл. Урмия связано с именем Ишояба Шимуна, митр. Сельмаса (1777-1789), вступившего в общение с униат. патриархом, жившим в Амиде (ныне Диярбакыр, Турция). Его преемником стал митр. Ишояб Ишайя Юханнан Габриель (1795-1833), получивший образование в Риме и рукоположенный митр. Мосула (впосл. патриархом Вавилонским) Иоанном (Юханнаном) VIII Хормиздом. В сел. Хусрава лазаристами была основана семинария (действовала до 1914), в к-рой учился ориенталист П. Беджан. Епархия Сельмаса (к 1867 включала 20 селений, 10 священников и 8 тыс. верующих) стала основой для расширения влияния Халдейской католической Церкви в И. В 1890 г. была основана халдейская епархия Урмия, к-рую возглавил архиеп. Мар Тома Авдо (1890-1917), в 1895 г. были учреждены патриаршие вик-ства Тегерана и Керманшаха, в к-рых число верующих на то время составляло 550 чел. К 1913 г. в архиеп-стве Урмия и еп-ствах Сельмас и Сехна (Сенендедж) насчитывалось 34 селения, 27 церквей, 70 священников и более 19 тыс. верующих. В 1898 г. была открыта Урмийская духовная миссия РПЦ, деятельность к-рой привела к обращению в Православие подавляющего большинства вост. сирийцев обл. Урмия. Общины правосл. сирийцев окормляли епископы Иона Супурганский (1898-1910) и Илия Тергаварский (1904-1928). В 1909 г. патриарх Мар Шимун XIX Беньямин, обеспокоенный успехами иностранных миссий, направил к урмийским несторианам еп. Ефрема. К 1913 г. в обл. Урмия существовали 2 еп-ства Церкви Востока и правосл. еп-ство Тергавар.

http://pravenc.ru/text/673877.html

В XV в. оплотом Церкви Востока стали Сев. Месопотамия, горный Курдистан и обл. Урмия, где несториане проживали в селениях, расположенных между оз. Урмия и горами Хаккяри. Епископы Урмии упоминаются в источниках с XII в. В 1284 г. ц. Богоматери (Март-Марьям) в Урмии посетил патриарх Ябаллаха III. С XIII в. известно о епархиях Сельмаса и Адорбайгана (Азербайджана), однако более подробных сведений о несторианских общинах в этом периферийном регионе нет. Вероятно, возникновение здесь общины Церкви Востока следует связывать с притоком несториан из др. областей И. Епископы Сельмаса и Азербайджана участвовали в избрании на Патриарший престол Иоанна (Юханнана) Сулаки (1552), с именем к-рого связана схизма в Церкви Востока. В перечне еп-ств, представленном Римскому папе Пию IV униат. патриархом Мар Авдишо IV Юханнаном (1562), упомянуты 14 епархий на территории И., объединенных в 4 митрополии (В. и Н. Урмия, Супурган, Сельмас). В мон-ре св. Иоанна (Мар-Юханнан) близ Сельмаса разместил резиденцию униат. патриарх Мар Шимун IX Дынха (1580-1600). Его преемники, жившие в сел. Хусрава (Хосровабад) близ Сельмаса и в горах Хаккяри, поддерживали переписку с Папским престолом, однако не были признаны Римскими папами. После перенесения кафедры в сел. Кочаныс (в совр. иле Хаккяри, Турция) прервались связи с Папским престолом и с патриархами др. иерархической линии, жившими в монастыре Раббан-Хормизд (совр. Ирак). Большинство несторианских селений обл. Урмия признали юрисдикцию патриарха, пребывавшего в Кочанысе, однако еще в XVIII в. сохранялись отдельные общины, подчинявшиеся патриарху в мон-ре Раббан-Хормизд. Изоляция несториан Урмии и Хаккяри привела к негативным явлениям в жизни Церкви Востока (исчезновению монашества, снижению уровня образованности среди духовенства, епископским рукоположениям подростков и пр.). Несмотря на то, что в обл. Урмия известно о существовании епархий Сельмас, Анзель (Назлы) и Ардишай (Ордушахи), система еп-ств оставалась нестабильной, Так, в 1874 г. в связи с рукоположением еп. Ионы (Мар Ионана) была учреждена епархия в сел. Супурган (в 1898 еп. Иона присоединился к РПЦ), прекратившая существование после кончины епископа.

http://pravenc.ru/text/673877.html

В период первой мировой войны (1914-1918) сирийским общинам Урмии и Хаккяри был нанесен огромный ущерб. В условиях конфликтов с турками и с союзными им азерб. тюрками и курдами патриарх поднял восстание против Османской империи (10 мая 1915), надеясь на поддержку со стороны Великобритании и России. Отступление рус. войск привело к переселению сирийцев из гор Хаккяри к оз. Урмия, положение усугубили голод и эпидемии. Патриарху удалось договориться с рус. командованием о переселении части сирийцев в Закавказье и о формировании сир. добровольческих отрядов. После эвакуации рус. войск и убийства патриарха курдами (3 марта 1918) сир. отряды отразили тур. нападение на Урмию. Большая часть сир. населения (ок. 70 тыс. чел.) была вынуждена эвакуироваться в Хамадан под защиту брит. войск, а впосл. в Ирак. После вступления в Урмию тур. войск последовали погромы, во время к-рых погиб архиеп. Тома Авдо. В 1922 г. началось возвращение сир. беженцев, восстановление приходов Халдейской католической Церкви и Церкви Востока. После избрания архиеп. Мар Исхака Ходабахша (1930-1940) были объединены халдейские диоцезы Урмия и Сельмас, в 1953-1954 гг. восстановлен кафедральный собор, началось восстановление и строительство церквей. В XX в. приходы Халдейской католической Церкви были образованы в Тегеране и др. крупных городах. Центр епархии Сехна (Сенендедж) был перенесен в Тегеран, в 1971 г. епархия преобразована в Тегеранское архиеп-ство. Восстановление структур Ассирийской Церкви Востока в И. протекало медленнее. С 1958 г. приходами в И. управлял пресв. Дынха Хананья, усилиями к-рого была сооружена ц. св. Георгия и ассир. школа в Тегеране. В 1962 г. Дынха Хананья (с 1976 - Католикос-Патриарх Дынха IV Мар ) был рукоположен во епископа и возглавил епархию Урмии. С сент. 2010 г. приходы Ассирийской Церкви Востока в И. возглавляет еп. Мар Нарсай Беньямин. Лит.: Mauroy H., de. Les Assyro-Chaldéens dans l " Iran d " aujourd " hui. P., 1978; Wilmshurst D. Ecclesiastical Organisation of the Church of the East, 1318-1913. Louvain, 2000. P. 275-341; Селезнев Н. Н. Ассирийская Церковь Востока: Ист. очерк. М., 2001; Baum W., Winkler D. W. The Church of the East: A Concise History. L.; N. Y., 2003.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Здесь предстояла первая встреча с ассирийцами-христианами, или, как их называли, айсорами. К началу XX века в Тифлисе их число составляло 2 тысячи человек. Впереди ожидало ещё несколько этапов пути. По железной дороге через Эривань – до пограничной Джульфы. В течение дня за окнами вагона светился вечными снегами могучий Арарат. От Джульфы на автомобиле, или лошадях добирались до Тавриза – второго после Тегерана административного и торгового центра Персии. От Тавриза предстоял путь до Урмийского озера. Здесь пересаживались на пароход и переправлялись на другой берег. Наконец, вдали открывался долгожданный вид на город Урмия − древнюю Мидию. Горы вокруг озера были сплошь покрыты пеплом, оставшимся от жертвоприношений огнепоклонников зороастрийцев 108 . Огромное Урмийское озеро отцу Пимену неоднократно приходилось пересекать на курсировавшим здесь пароходике «Музафер». По дороге любоваться стаями розовых птиц фламинго, селившихся на скалистых островах. Состав воды этого озера содержит множество минеральных солей: хлористый натрий, калий, магний и сернокислый натрий. От них вода становится упругой: любой предмет выталкивается на поверхность. По преданию, апостол Фома проповедовал на его берегах и, чтобы посрамить язычников, прошёл по его водам. В память этого события сирийские христиане ежегодно 3 июля собирались у озера для купания. Ранней осенью 1904 года перед древними воротами города Урмия встали три путешественника: иеромонахи Сергий, Корнилий и Пимен. Имперское шоссе от Джульфы к Тавризу, пароходик «Музафар», рассекающий тяжёлые волны Урмийского озера – всё это будет, и не один раз, в жизни отца Пимена. Скоро он впервые воочию столкнётся с сирийской древностью, поклонявшейся и прославлявшей Христа, – древними несторианскими святилищами с крышами, заросшими травой, почерневшими стенами, обширные и гулкие внутри. Одно из них открылось на полугоре великолепным солнечным утром. Лучи, отдаваясь назад, как будто собирались вокруг него. Вход был к низкий и узкий, перед входом выстроена стена, так что к двери приходилось подходить боком и потом поворачивать под прямым углом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

И. скончался в пятницу Светлой седмицы. Отпевание в Георгиевской ц. с. Супурган 25 апр. (на Антипасху) совершил еп. Мар Илия в сослужении начальника миссии и урмийского духовенства и в присутствии российского вице-консула в Урмии при большом стечении народа. И. был похоронен на кладбище с. Супурган, надпись на его могиле выполнена на рус. языке. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 165. Д. 1663; Оп. 183. Д. 2394; Оп. 187. Д. 6983, 7041, 7330; Оп. 191. Д. 130. 6 отд. 1 стол; Оп. 205. Д. 245; Ф. 797. Оп. 67. Д. 54. 2 отд. 3 стол; Оп. 71. Д. 291. 2 отд. 3 стол. Лит.: Синадский В. М., прот. Среди сирохалдейцев несториан: (Из писем рус. миссионера)//ЦВ. 1898. 13, 15, 17, 19, 20, 26, 34; Предстоящее присоединение айсоров-несториан к Церкви правосл.//ПрибЦВед. 1898. 12. С. 485-490; Определение Свят. Синода от 17-21 марта 1898 г. 1017 о воссоединении сиро-халдеев несториан с правосл. Церковью//ЦВед. 1898. 13. С. 67-77; Присоединение несториан к православию//ЦВ. 1898. 13. Стб. 453-456; Семёнов А. Пребывание преосв. Мар-Ионы, еп. Супурганского, в Москве и Тифлисе: (Из дневника Мар-Ионы)//Там же. 27. Стб. 949-950; Присоединение несториан к православию//Рус. паломник. 1898. 14. С. 222-224; Пребывание сиро-халдейского еп. Супурганского Мар-Ионы в Москве//Моск. ЦВед. 1898. 23. С. 307; Пребывание преосв. Ионы, еп. Супурганского, в с. Койласар Эриванской губ.//ДВГЭ. 1898. 17. С. 24-28; Архангелов С. А. Наши заграничные миссии: Очерк о рус. духовных миссиях. СПб., 1899. С. 116-145; Отчет о состоянии Урмийской правосл. миссии за 1904 г. Урмия, 1905; То же, за 1905 г. Урмия, 1906; Пимен (Белоликов), игум. Кончина Сирийского еп. Мар-Ионы//Правосл. благовестник. 1910. Т. 1. 9. С. 413-414; он же. Забытая кончина//Рус. паломник. 1910. 50. С. 815. Ил.; Стефан (Садо), иером. Российская правосл. миссия в Урмии//ХЧ. 1996. 13. С. 73-112; он же. Проф. СПбДА В. В. Болотов и вопрос о чиноприеме воссоединения несториан с РПЦ в кон. XIX в.//Там же. 1997. 14. С. 97-123; он же. Материалы к биогр. словарю ассирийцев в России: (XIX - сер. XX в.). СПб., 2006 2. С. 85.

http://pravenc.ru/text/578292.html

Лежит громадное, явно мёртвое гладкое озеро-море. В воду тянутся длинные молы на сваях. Несколько больших чёрных барж грузятся чем-то. Но самое странное: на берегу нет жилых зданий, не видно людей. Одна пустыня. И пустынные скалы. Лежат товары. Лежат мотки колючей проволоки. Видно несколько амбаров. Десяток вагонов стоит на рельсах. Противоположного берега не видно. Ездят через озеро двумя путями: или на барже, которая буксируется катером, или просто на катере, если дело спешно. Всего пароходиков на озере штук 7−10, из них один − «Адмирал» − довольно большой, вроде тех, которые ходят между Кронштадтом и Петербургом, но с двигателем внутреннего сгорания. Пароходы привезены с Каспийского моря и здесь собраны… Ехать вёрст 60−70. Над озером летают фламинго, розовеющие при взлёте. У них розовые подкрылья. Машина стучит и режет ещё не мятые волны. Катер подошёл к пристани, скалы уже не красные, а серые. Глухо, как у глухого забора. Бродят какие-то дети, почти голые, в лохмотьях, обращенных уже в бесформенные пряди. Дорога вырвалась из солончака и пошла полями, обнесёнными глиняными стенами. Как фабричные трубы торчат в поле пирамидальные тополя с ветвями, будто пришлёпнутыми к стволу. Ехали довольно долго вдоль глухой глиняной стены, мимо бедных кладбищ с памятниками из осколков камней, поставленных дыбом. Потом повернули в кирпичные ворота и въехали в город Урмия» 261 . Эту зарисовку пути в Урмию сделал в 1917 году писатель Виктор Шкловский. Епископу Пимену Салмасскому писать было уже недосуг – слишком тяжёлым оказался гнёт забот, обрушившихся с возвращением в Персию. В начале войны военная ситуация в этой части Персии менялась быстро. Мнистерство иностранных дел предписывало Миссии не спешить с эвакуацией и действовать по примеру иностранных миссий, которые решили разделять тяготы войны со своей паствой 262 . В середине декабря 1914 года регулярные турецкие войска стали угрожать городу Урмия. Стоявшему здесь русскому военному отряду было приказано отойти. Требование мотивировалось чрезмерной растянутостью фронта, и командующий Азербайджанским отрядом генерал Г.Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

«В городе Урмия, на площади, усаженной чудными чинарами, тополями и карагачами, находится базар. Здесь работают и кузнецы, и оружейники, и ваточники; тут же на виду приготовляют шашлык, пекут лаваши, бьют коз, баранов, потрошат их туши и продают мясо; вместо гирь употребляются камни; тут же бреют головы правоверные мусульмане; здесь же в протекающей по базару канаве совершают они свои омовения, предписываемые Кораном. На базаре находится древнейшая мечеть Мар-Геваргиз, − бывшая до нашествия Тамерлана христианским храмом во имя св. Георгия (иеромонах Алексий) 112 . «Отвратительное санитарное состояние Урмии всегда оплачивалось населением дорогой ценой. Ещё у многих в памяти ужасная холера, бывшая здесь в 1904 г. Это моё первое впечатление от Урмии, где тогда можно было видеть внезапное заболевание и смерть людей на улице. А теперь вместо холеры бесцеремонно гуляет брюшной тиф. От зараженного воздуха трудно уберечься, как то показывает ежегодное появление здесь сильной малярии и случаи заболевания и смерти солдат и казаков нашего отряда летом минувшего года» (иеромонах Пимен) 113 . Бывшие несториане Не только постройки, улицы и базары Урмии, но и быт христиан-ассирийцев нёс на себе печать восточного своеобразия. Ассирийцы относились к числу зажиточных жителей города. Признак достатка той эпохи − тульские самовары и керосиновые лампы можно было встретить почти во всех городских домах. Внутри кирпичных домов по полу расстилались ковры. Стульев и столов не было, так как сидеть и обедать принято было на полу. Готовили плов из баранины. Пищу брали руками, помогая куском лаваша. Даже в домах мужчины сидели в высоких конусообразных шапках – «борт», или татарских тюбетейках. Мужчины-ассирийцы носили очень широкие шаровары. Поверх длинной рубахи надевались архалык и войлочная жилетка. Если предстояла длинная дорога, то добавлялась гейма (поддёвка), отличавшая ассирийца от мусульманина. Ассириец подпоясывался необыкновенно длинным поясом, делая очень красивые узлы в местах перехватов. Эту же одежду носили священники. Лишь епископы поверх неё надевали нечто подобия белой мантии. Такого же рода мантии, а также стихари и епитрахили с нашитыми золотыми крестами были на несторианском духовенстве во время богослужения, Женская одежда почти не отличалась от платья простых женщин какой-нибудь русской губернии. К ней добавлялись шаровары и чадра. Чадра накидывалась только при выходе на улицу. В косы ассирийки вплетали металлические и серебряные украшения. Мусульманское окружение сказывалось во многом, в том числе – в положении женщины в семье. Она находилась в молчаливом и беспрекословном повиновении мужу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Духовная музыка той ночи тронула наши сердца. Песнопения на арамейском и грузинском языках, переплетение мужских и женских голосов, культур и национальностей превратили ночное богослужение в настоящий пир веры. Грузия подарила нам возможность ощутить то единство, которое стерлось во времени. Ассирийцы не имеют государства, но при этом сумели сохранить свою историю, символы, традиции, а главное – веру во Христа. Разрушенная империя, жестокие расправы и гонения рассеяли ассирийцев по миру, но, несмотря на это, мы остаемся христианами. Рейтинг: 9.9 Голосов: 737 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Вадим К. 25 октября 2017, 22:05 Виктор, очень благодарен Вам за исторический экскурс в новейшую историю ассирийского народа. Кстати, не только с ними потерпела неудачу попытка возвращения в Православие. Примерно в то же время происходили переговоры о том же с коптами, причем и там их патриарх выступал поборником воссоединения, но при странных и до сих пор невыясненных обстоятельствах был убит. Видимо не было еще время для этого, потому и не совершилось. Но интересно, как несторианство распространялось там вначале. Ведь до сих пор продолжается спор, чьим епископом был преп. Исаак Сирин... Алексей 25 октября 2017, 10:29 Да помогает Господь нашему любимому Грузинскому народу! Очень радостая статья про Ассирийцев. Виктор 24 октября 2017, 23:44 (продолжение) Первое отступление русских и ассирийцев из Урмии было в декабре 14 года. Затем было освобождение Урмии весной 15 года. Затем было великое отступление летом 18 года от турок, которые вырезали вместе с курдами целые селения ассирийцев. Отступление было в Хамадан , к англичанам. Эвакуировались и все оставшиеся русские, и Русская Духовная миссия (иеромонах Виталий Сергеев, свящ. Василий Мамонтов, диакон Феодор Пиденко. Во время перехода погибла половина ассирийцев и их Патриарх, так (официально) и не перешедший в Православие. Затем в конце 18 года Урмия возвратилась Персии, но уже практич. без христиан.

http://pravoslavie.ru/107475.html

Русский писатель-сатирик, актер, драматург, сценарист. Родился в Киеве. Окончил Первый медицинский институт им. Сеченова, занимался проблемами высшей нервной деятельности. Увлекался литературой еще в студенческие годы. В 1957 году за сценарий к спектаклю получил серебряную медаль на Всемирном фестивале молодежи и студентов. В 1966 году вместе со своими друзьями Григорием Гориным, Эдуардом Успенским и Феликсом Канделем составил сборник юмористических рассказов «Четверо под одной обложкой». Печатался в «Литературной газете», был внештатным корреспондентом журнала «Юность». Вел телепередачи «Белый попугай» и «Вокруг смеха. Нон-стоп». Автор 17 книг. В соавторстве с Григорием Гориным написал пьесы «Свадьба на всю Европу», «Банкет», «Маленькие комедии большого дома». Католикос-Патриарх Ассирийской Церкви Востока Его Святейшество Мар Хнанья Дынха IV (15 сентября 1935 – 26 марта 2015) Католикос-Патриарх Ассирийской Церкви Востока. Родился в Ираке. В одиннадцатилетнем возрасте был взят под опеку митрополитом и патриаршим представителем Церкви Востока в Ираке Мар Иосифом Хнанишо. В 1942 году рукоположен в диаконы, в 1957 году – в священники. Направлен в иранский город Урмия. В 1962 году в Тегеране рукоположен в епископы, вскоре стал митрополитом Ирана и Тегерана. Среди значительных заслуг Мар Хнанья Дынха IV – восстановление прерванной еще в 1915 году митрополии в Иране, открытие духовной семинарии, активная деятельность в защиту национальных прав и интересов ассирийцев. В 1975 году, после убийства Святейшего Патриарха Ассирийской Церкви Востока Мар Ишаи Шимуна, Мар Дынха решением Священного Синода был избран новым Патриархом, возведен в сан Патриарха Ассирийской Церкви Востока 17 октября 1976 года. Юрий Андреевич Трофимов (3 июля 1940 – 26 марта 2015) Советский и российский мультипликатор, художник кино. Родился в Москве. Окончил факультет монументально-декоративного искусства по специальности художник-архитектор Московского высшего художественно-промышленного училища им. Строганова. В 1960-е годы работал архитектором в Госстандарте СССР.

http://pravmir.ru/2015-poteri-goda/

Несториане-ассирийцы в день присоединения к Правосл. Церкви. Фотография. С.-Петербург, 25 марта 1898 г. Несториане-ассирийцы в день присоединения к Правосл. Церкви. Фотография. С.-Петербург, 25 марта 1898 г. В сер. XIX в. персид. христиане из ассирийцев-несториан, проживавших в пограничном с Россией Иранским Азербайджане, в районе оз. Урмия, начали обращаться с просьбами о присоединении к РПЦ. В Урмию в 1861-1862 и 1864-1865 гг. был послан архим. Софония (Сокольский) , в 1897 г.- настоятель эриванского собора прот. Виктор Синадский. В 1898 г. в г. Урмия была открыта Русская духовная миссия, ее начальником был назначен архим. Феофилакт (Клементьев) . В первые годы пребывания в Урмии миссия присоединила к Православию ок. 15 тыс. ассирийцев. Были созданы церковноприходские школы в ассир. селениях. На участке земли, полученном в дар от шаха, выстроили 5-купольную ц. во имя свт. Николая. После летнего наступления турецких войск в 1918 г. храм был разрушен, но цокольный этаж, где была устроена крипта для захоронения духовенства, в т. ч. прот. Виктора Синадского, сохранился. Второй состав Урмийской миссии в 1902 г. возглавил архим. сщмч. Кирилл (Смирнов ; впосл. митрополит). Он добился того, что миссия была непосредственно подчинена Святейшему Синоду. Период деятельности 3-го состава миссии под рук. архим. Сергия (Лаврова) был самым результативным: на территории духовной миссии было закончено строительство главного корпуса, построено ок. 40 храмов в урмийских селениях. Нек-рые здания храмов сохранились, напр. храм вмч. Георгия в сел. Супурган. Почти во всех правосл. селениях Урмии было открыто ок. 60 церковноприходских школ. В городе были учреждены 7-классное училище для мальчиков и 3-классное для девочек. Во время первой мировой войны в дек. 1914 г., когда Урмийская обл. была оставлена рус. войсками, члены миссии эвакуировались. После весеннего наступления Кавказского фронта в 1915 г. миссионеры вернулись в Урмию, где нашли все имущество миссии в разгромленном состоянии. Верующие, составлявшие паству миссии, были вырезаны турками, многие из оставшихся в живых эмигрировали в Россию. В 1915-1918 гг. миссия духовно окормляла тех православ. ассирийцев, кто, несмотря на репрессии, уехал из Урмии, и рус. войска. В этот период миссионерская деятельность - образовательная, издательская, переводческая - была прекращена. Начальником миссии был назначен архим. сщмч. Пимен (Белоликов) с возведением в сан епископа. В сент. 1917 г. он покинул Урмию. Духовенство миссии составили иером. Виталий (Сергеев), свящ. Василий Мамонтов и диак. Феодор Пиденко. Под натиском тур. войск члены миссии вместе с ассир. населением бежали в глубь страны. В Хамадане умер свящ. Василий Мамонтов; иером. Виталий и диак. Феодор переехали в Тегеран. 1918-1945 гг.

http://pravenc.ru/text/673877.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010