Русская Православная Церковь , имеющая представительство в Тегеране (Свято-Николаевский собор), окормляет ок. 2 тыс. верующих. Русская община состоит в основном из потомков рус. эмигрантов, сотрудников Посольства РФ и их семей, а также граждан России, работающих в И. по контракту. Нехалкидонские восточные Церкви Армянская Апостольская Церковь имеет на территории И. 3 епископства (Тегеран, Азербайджан, Исфахан), находящиеся в юрисдикции Киликийского Католикосата (по данным на 2005 г., ок. 100 общин, ок. 170 тыс. верующих). Ассирийская Церковь Востока представлена в И. еп-ством Урмия (кафедра в Тегеране). Общее количество верующих - ок. 18 тыс. чел. в 9 общинах. Римско-католическая Церковь имеет в И. 6 общин в юрисдикции архиеп-ства Исфахан (основано в 1629, архиеп-ство с 1910). Общее количество верующих составляет ок. 10 тыс. чел. (An. Pont. 2008. P. 325). В И. действуют 2 Восточные католические Церкви . Халдейская католическая Церковь во главе с патриархом Вавилона имеет в И. митрополии Тегеран, Урмия (суффраган - еп-ство Сельмас) и архиеп-ство Ахваз. Церковь насчитывает более 8 тыс. чел. в 22 общинах. Армянская католическая Церковь представлена приходом в составе еп-ства Исфахан. Общее количество верующих не превышает 3 тыс. чел. Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканская Церковь представлена приходами еп-ства Иран Епископальной Церкви Иерусалима и Ближ. Востока, являющейся членом Англиканского содружества . Общее количество верующих составляет ок. 1 тыс. чел. в 4 общинах. Члены общин Евангелической Церкви Германии в Иране и Лютеранской церкви Тегерана насчитывают ок. 1 тыс. чел., преимущественно иностранцев. Приверженцы кальвинизма объединены в Евангелической пресвитерианской церкви в Иране, организованной по языковому принципу (арм., ассир., фарси общины) (ок. 5 тыс. чел.). Пятидесятники появились в И. в 50-60-х гг. XX в., когда в стране началась деятельность проповедников из США. Пятидесятническая Ассирийская церковь Ниневии и Ассамблеи Бога разделены по этническому признаку на 2 орг-ции: ассирийскую и армянскую. Общее количество пятидесятников в И. составляет 5-6 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Но ситуация была неясной. Позиция монголов диктовалась политическими соображениями: им приходилось выбирать между исламом и христианским Западом. Победа ислама и провал крестовых походов в конце 13 века привели к тому, что они приняли ислам, и судьба христианства на Востоке была решена. Церковь Востока численно сократилась, и в 14 веке ее упадок усугубили набеги Тамерлана. Общины несториан сохранялись в некоторых городах Месопотамии, но в основном сконцентрировались в Курдистане в области между Тигром и озерами Ван и Урмия, частично в Турции и частично в Персии. Новейшая история Церковь раскололась в 1551 году, и часть общины перешла к Риму. С тех пор Несторианская община называется Ассирийской, а Униатская – Халдейской. Несторианская церковь заключила союз с Римом (1599 г.), затем раскололась, и половина ее членов перешла в Сирийскую Православную Церковь (монофизитская) патриарха Антиохийского (1653 г.). В 19 столетии немногочисленная сохранившаяся несторианская община была обнаружена западными протестантами в Курдистане. Они стремились преодолеть влияние римско-католических духовных миссий на этой территории и повысить культурный уровень забытого христианского остатка. По-видимому, это была старейшая церковь в Китае, в которой еще использовался первоначальный язык Евангелия (сирийский=арамейский). И британские, и американские общества принимали участие в работе «Ассирийской миссии архиепископа Кентерберийского», начавшей свою деятельность в 1881 году с целью реформации или обновления церкви изнутри. Вопрос о формальной совместной общинности с Англиканской Церковью поднимался в 1912 году. Работа Пресвитерианской миссии Соединенных Штатов привела к формированию Сирийской Евангелической Церкви в Иране, которая теперь называется Евангелической Церковью Ирана. Значительная часть несториан северного Ирана под руководством Мар Йонана (Ионы), епископа Супургана и Урмии, воссоединилась с Православной Церковью в России (1898 г.), и российский миссионерский центр был открыт в Урмии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Правда ли, что иранцы враждебны к иноверцам? Нет, несмотря на тщательно прививаемый отрицательный образ Ирана, иранцы очень дружелюбны, отзывчивы, приветливы и гостеприимны. Уличной преступности почти не существует. Я спокойнее в рясе чувствую себя в Тегеране, чем, к примеру, в Москве . Приходится ли приспосабливаться к местным традициям? Никаким местным обычаем мы не подчиняемся, хотя относимся с уважением к чужой религии и культуре. Были ли проблемы у православной общины с местными властями? В конце 1996 года муниципальные власти Тегерана утвердили новый план благоустройства и реконструкции города. Согласно этому плану христианские кладбища в районе Дулаб - русское православное, армянское григорианское, католическое и ассирийское - должны были быть снесены, а на их месте проложены дороги и разбит парк. По инициативе настоятеля Свято-Николаевского собора и тегеранского архиепископа Армянской Григорианской Церкви посольства христианских стран в Иране: Российской Федерации, Армении, Грузии, Польши, Италии и Франции, направили в МИД ИРИ ряд дипломатических нот с разъяснением недопустимости сноса христианских кладбищ. Эти своевременные меры привели к тому, что территория христианских кладбищ в районе Дулаб внесена в реестр памятников старины и в настоящее время охраняется государством. Считаете ли Вы себя миссионером? Миссионером себя не считаю. Миссионеры это великие подвижники - такие, какими были сотрудники Урмийской Духовной Миссии в Персии. Миссия действовала среди ассирийцев, компактно проживающих в районе к западу от озера Урмия. В начале XX века, благодаря стараниям Русской Духовной Миссии, произошло воссоединение значительной части урмийских ассирийцев с Православной Церковью. Последним начальником Миссии был епископ Пимен (Белоликов) - будущий новомученик Российский, пострадавший от большевиков в г. Верном. Память священномученика Пимена (Белоликова), епископа Верненского и Семиреченского - 3/16 сентября. Какой климат в Иране? Легко ли он переносится русскими людьми?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

В Урмию он вернется снова, в третий раз, уже в сане епископа, но с низко склоненной головой. 6 августа 1916 года при наречении во епископа Салмасского и перед отправкой на Ближний Восток владыка Пимен говорил больше о своих недостатках: «Приемлю сие (епископское звание. – Ред. ), но не с горделивым сознанием своих достоинств, а, напротив, с сознанием своего бессилия, своих ошибок в моем прошлом». О каких ошибках идет речь? О тех, за которые владыке Пимену было стыдно. Вот отрывок из его слова при наречении во епископа: «Указанное настроение (самоуверенность. – Ред. ) явилось вскоре же, как только обнаружились мои успехи в изучении местных языков, края, народонаселения и миссионерского дела западных христиан. Религиозного и благочестивого в этом горделивом настроении было мало. Поэтому-то оно и повредило моей деятельности в Персии, ибо удалило меня оттуда. О, как бы хотел я забыть эти ошибки самоуверенности и преувеличенной самооценки! Но хорошо, что я не могу забыть этого! Да послужит пережитое мне спасительным уроком на будущее». И далее: «Стало мне стыдно за свою прежнюю самооценку, ибо я понял ее преувеличенность» «И стало мне стыдно за свою прежнюю самооценку, ибо я понял ее преувеличенность! Жаль мне стало и оставленных мною христиан Персии». Но, даже смирившись духом, владыка Пимен уже мало чем мог помочь своей пастве в Персии. «Народ наш умер», – писали архимандриту Пимену верующие ассирийцы во время войны. Для сравнения – описание приезда в миссию епископа Сергия (Лаврова), ее начальника, в 1913 году: «Около трех часов пополудни послышался звон на крыше миссийской церкви, войска трех родов оружия шеренгами встали по ближайшей к миссии улице, украшенной флагами. По этой же улице последовал навстречу Преосвященному Сергию крестный ход из миссии во главе с и.о начальника миссии архимандритом Пименом. Под звуки музыки двух полковых оркестров остановился экипаж владыки, сопровождаемый длинным рядом других фаэтонов и конвоем русских и персидских казаков. Владыка в мантии последовал за крестным ходом в миссию при колокольном звоне и пении “Спаси, Господи” и “Достойно есть”. По отзыву всех, Урмия никогда не видела такой встречи…» ( Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви).

http://pravoslavie.ru/97063.html

«Но у епископов Русской Православной Церкви есть еще немалое число и горячих приверженцев из простого, но верующего народа. Тесным, но многолюдным кольцом он окружает своих предстоятелей церковных и своею горячею верою и благочестивою жизнью представляет красноречивое оправдание их деятельности...» 120 . Хиротония во епископа состоялась в Казанском соборе Петрограда 6 августа 1916 года, в праздник Преображения Господня. Ее совершили: митрополиты Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) 121 , Петроградский и Ладожский Питирим (Окнов); архиепископы Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий), Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский); епископы Рязанский и Зарайский Димитрий (Сперовский), Черниговский и Нежинский, Василии (Богоявленский) 122 , Велетский и Дибарский Варнава (Сербия), Урмийский и Супурганский Мар-Илия (Геворгизов), Великоустюжский Алексий (Бельковский), викарий Вологодский, Гдовский Вениамин (Казанский), бывший епископ Полоцкий и Витебский Иннокентий (Ястребов), председатель Миссионерского совета. Тринадцать лег назад с этим же праздником совпал монашеский постриг Петра Белоликова, и теперь Преображение Господне прочно становилось днем его преображения и началом восхождения от силы в силу. По окончании литургии и чина освящения плодов иерархи вышли в мантиях на архиерейский помост для вручения хиротонисанному епископу архиерейского жезла. Митрополит Владимир произнес речь о предстоящем служении нового епископа. Накануне епископ Сергий (Лавров), которого вызвали из Персии, представил в Святейший Синод доклад о положении дел в Урмии и состоянии Миссии, и поэтому митрополит Владимир при напутствии нового епископа Салмасского хорошо представлял существо дела. «Урмия теперь – это уже не та богатая и цветущая, особенно в христианской ее части, область. Жестокая рука врагов сделала ее совсем неузнаваемой, и вот какую печальную картину представляет она сейчас по донесенным до нас официальным сведениям. Селения христиан в количестве 2/3 разрушены и опустошены. Церковное имущество разграблено. Иконы поломаны или сожжены. Из серебряных сосудов, похищенных из храмов, пьют на своих пирушках мусульманские ханы. Из дорогих облачений сделаны покрывала на седла их лошадей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

равноапостольной княгини Ольги. С 20 августа 1898 – законоучитель 1 – й Тифлисской мужской гимназии. 25 мая 1900 в Тифлисе при участии Восторгова был открыт отдел Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III (о. Иоанн считал этого императора самым выдающимся). С 7 ноября 1900 по 21 июля 1901 Восторгов временно заведовал приходом и школой 1 – й миссионерской Покровской церкви в Тифлисе. С 22 декабря 1900 – епархиальный наблюдатель церковно – приходских школ и школ грамоты Грузинской епархии. 6 января 1901 возведен в сан протоиерея. 21 декабря 1900 поставлен наблюдателем за преподаванием Закона Божия во всех низших и начальных учебных заведениях Кавказского учебного округа в пределах Грузинской епархии. С января 1901 наблюдатель за преподаванием Закона Божия в железнодорожных училищах Закавказского края. 13 февраля 1901 назначен редактором журнала «Духовный вестник Грузинского экзархата». С августа 1901 окружной наблюдатель школ церковно – приходских и школ грамоты во всех епархиях Грузинского экзархата. Овладел языком персидских сиро – халдеев несториан и с 21 августа по 9 октября 1901 командирован в г. Урмия (Персия) для обозрения дел Российской православной духовной миссии и ревизии состоящих при миссии школ. В результате деятельности Восторгова три епископа (Илия, Иоанн и Мариан) изъявили желание присоединиться к русскому Синоду. 18 июля 1902 года Восторгов избран пожизненным действительным членом Православного императорского Палестинского общества с присвоением установленного знака (с 1903 секретарь его Тифлисского отдела). С 28 декабря 1902 – председатель попечительства при Тифлисской церкви Иверской иконы Божией Матери; с 28 января 1903 – председатель попечительства при Тифлисской Кукийской Иоанно – Крестительской церкви. В мае 1903 о. Иоанн был оставлен окружным наблюдателем церковных школ со снятием с него обязанностей Грузинского епархиального наблюдателя школ. С 25 января 1905 пожизненный член Российского общества Красного Креста и член комитета Кавказского окружного управления Красного Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Весьма характерны для русского миссионерства слова начальника Урмийской православной миссии епископа Сергия (Лаврова): «Курд» стало синонимом «разбойника». И досадно, и жалко. В самом деле, кто когда-либо занялся воспитанием и облагораживанием курдов? Предоставленные самим себе, они, как плохие школьники, оставленные без призора: все низшие наклонности развиваются и удовлетворяются беспрепятственно. Курды ждут своего объединителя и воспитателя. Конечно, не турки, не татары, не персы могут сделать их людьми, ибо сами сохранили в себе много дикости, сами некультурны и негосударственны. Я подозреваю, что роль воспитывать курдов будет историей вручена России. А поводом будет проникновение Православия в среду сирийцев-несториан Курдистана...» 47 . К началу XX века русские православные миссии существовали в Японии, Корее, Китае, Персии, Северной Америке. На миссионерское служение направлялись чаще всего иеромонахи с академическим образованием: предполагалось их всецелое посвящение себя делу, максимально приближенному к апостольскому. Духовное ведомство Российского государства действовало здесь в согласии с дипломатическим и военным. Кандидатуры миссионеров согласовывались с Министерством иностранных дел, и по делам миссий шла оживленная переписка между министром иностранных дел и обер-прокурором Синода. Русское миссионерство без принятых в политике и неизбежных для нее способов укрепляло русское влияние и русское присутствие нравственным, духовным преимуществом православной веры, ее учением о добре, любви, милосердии. Миссии были проводниками русской культуры в широком смысле: в издательской, общепросветительской работе, в быту. Из русских заграничных миссий Урмийская была самой молодой. Она возникла в 1898 году, хотя период, предшествовавший ее учреждению, длился почти всю вторую половину XIX века 48 . Миссия находилась в городе Урмия на северо-западе Персии, в пятнадцати верстах от Урмийского озера. Деятельность миссионеров протекала среди ассирийцев-несториан, потомков населения Древней Ассирии. В I веке ассирийцы одними из первых приняли христианство от апостолов Мар-Аддая и Мар-Мари (Фаддея и Мария), но в V веке отклонились в несторианскую ересь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Прил.: Краткие биогр. сведения о членах Российской духовной миссии в Урмии. С. 109–112. Урмия – столица пограничной с Россией персидской провинции Азербайджан; население – ассирийцы-несториане. 767. Филиппов М. В. О научной и литературной деятельности архим. Антонина (Капустина) //БТ. 1986. Сб. 27. С. 212–219. Императорское Православное Палестинское общество 768. Савушкин В. А. К истории Императорского Православного Палестинского общества (1882–1997)//БТ. 1999. Сб. 35. С. 52–58. 769. Юзбашян К. Н. Палестинское общество: Страницы истории//ИВ. 2000. Вып. 2(6). С. 102–140. Вып. 3–4 (7–8). С. 132–154. Русская духовная миссия в Иерусалиме 770. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Слово на открытии научно-богословской конференции в Иерусалиме (1847–1997) [, посвящ. 150-летию Русской духовной миссии]//БТ. 1999. Сб. 35. С. 19–22. 771. К 150-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме//БТ. 1999. Сб. 35. С. 7–8. 772. Коровин Д. В. «Московские ведомости» о русских в Святой Земле//БТ. 1999. Сб. 35. С. 209–215. 773. Лисовой Н. Н. Русская духовная миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие//БТ. 1999. Сб. 35. С. 36–51. 774. Марк (Головков), еп. Егорьевский. Русская духовная миссия в Иерусалиме/Игум. Марк (Головков)//БТ. 1999. Сб. 35. С. 23–35. 775. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. История Русской духовной миссии в Иерусалиме//БТ. 1979. Сб. 20. С. 15–82. Дальний Восток 776. [Аннот. на кн.:] История Российской духовной миссии в Корее: Сб. ст./Сост.: свящ. Д. Поздняев. М., 1999//АиО. 2000. 1(23). С. 384. 777. Поздняев Д., свящ. История православной общины во внешней Монголии//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 282–284. 778. Поздняев Д., свящ. Материалы по истории миссии Русской Православной Церкви: 1. История Православной общины во внешней Монголии; 2. Митрополит Токийский Сергий ([Тихомиров,] 1871–1945) и Православная Церковь в Японии в годы Второй мировой войны; 3. К истории Российской духовной миссии в Корее (1917–1949); 4. Духовные школы Маньчжоу-го//ЦиВр. 1999. 1(8). С. 154–158; 159–163; 164–172; 173–180. Российская миссия в Пекине

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С XV века среди ассирийцев начал распространяться католицизм. В XVI веке, после многих интриг и междоусобиц, произошел раскол, разделивший Ассирийскую церковь на две: одна ее часть заключила унию с Папой Римским, и стала именоваться «Халдейской католической церковью», другая же продолжала следовать учению Нестория. Но не все ассирийцы стали отступниками. Были среди этого народа и те, кто сохранили верность святоотеческой вере. Грузия: схимонах во главе диаспоры Большинство ассирийцев сейчас проживает в Курдистанских горах (Восточная Турция, Иран, Ирак), часть – в Грузии, России и в других странах. Первое ассирийское поселение в Грузии известно с XVIII века, но массовое переселение ассирийцев в эту страну произошло в период Первой мировой войны: политика Османской империи была направлена на истребление христиан, и они вынуждены были бежать. Отец Серафим с паствой      Но еще раньше, в XIX веке, произошло замечательное событие. Община ассирийцев-несториан (во главе с епископами и священнослужителями), проживавших в пограничной с Россией персидской провинции Азербайджан, к западу от озера Урмия, присоединилась к Православной Церкви. Это начинание получило название «Урмийская духовная миссия» и было, пожалуй, самой большой радостью Церкви и самым большим ее успехом со времени раскола V века! Часть принявших Православие ассирийцев позже перебралась в Россию, а часть – осела в Грузии. Православные богослужебные тексты были переведены для них на арамейский язык, и, благодаря компактному проживанию, они смогли сохранить язык и веру. Советское «безбожное» время оказалось тяжелым для православной ассирийской диаспоры: новых священнослужителей не рукополагали, а из старых никого не осталось... Люди посещали русские и грузинские храмы, и там находили утешение. Так продолжалось до распада Советского Союза. А в 1990-е годы с Запада хлынули протестанты, католики, несториане и халдеи (католики-униаты). Особенно усердствовали несториане и халдеи, основываясь на аргументе сохранения национальной идентичности, они пытались переманить ассирийцев, исповедующих Православие, в свою веру.

http://pravoslavie.ru/65278.html

«Сперва, – вспоминал будущий священномученик, – там везде чуялись беды, поэтому часто меня посещала тоска по спокойной жизни в России, боязнь как за свою жизнь, так и за свою честь и успех своего дела. Понемногу, однако, это миновало и уступило место молодому задору и самоуверенности в борьбе с врагами России и Православия…» Иеромонах Пимен феноменально быстро овладел древнесирийским и новосирийским языками, тюркскими наречиями, имевшими хождение в области, переводил раннехристианские сирийские тексты, издавал миссионерский журнал «Православная Урмия». Среди его переводов на русский – «Сказание о славных делах Раббулы, епископа благословенного города Ургей (Едессы)» (житие древнесирийского святого, борца с несторианством), «Житие блаженного Мар-Евгена, начальника иноков страны Низибийской на горе Изла». Его магистерская диссертация была посвящена одному из древнесирийских текстов. Традиционно христианство было сильно в этих регионах – еще апостол Павел проповедовал на территории современных Сирии, Ирака и Ирана; в этих местах монашество было уже в IV–V веках. Хотя возникший в VII веке ислам эту расстановку сил, конечно, скорректировал. В начале XX века иеромонах Пимен опекал главным образом сирийских несториан, принявших Православие. В определенном смысле ему приходилось конкурировать с инославными миссиями. Его усилиями уже в 1905 году в Урмии было два епископа-ассирийца, более 60 священников и диаконов. Образовательная деятельность миссии расширялась, восстанавливались и строились десятки храмов. Проповедь Православия находила отклик у ассирийцев, успехи миссии были феноменальными. Но… гораздо позже, будучи уже епископом, Пимен скажет, что его самоуверенность, связанная с этими успехами, и изгнала его из Урмии. Семинаристы-революционеры: мятежный Ардон Александровская миссионерская духовная семинария После исключения четырех человек из семинарии Ардона учащиеся ночью обстреляли квартиру ректора В 1911 году он покидает миссию и отправляется во Владикавказскую епархию, назначенный ректором Ардонской Александровской духовной семинарии – преподавать православным осетинам. Уже тут были слышны «раскаты» приближающейся революции: в 1905 году сочувствовавшие революционному движению семинаристы Ардона устраивали забастовки. После того, как из учебного заведения были исключены четверо студентов, на их защиту встали несколько классов. Февральской ночью семинаристы обстреляли из огнестрельного оружия квартиру ректора, выбили стекла в здании семинарского корпуса. Руководство пошло навстречу: отчисленных восстановили! Дух семинарии был еще тот… Летом того же года разгулявшиеся семинаристы обстреляли дом учителя осетинского языка – священника Космы Токаева, настоятеля местной церкви.

http://pravoslavie.ru/97063.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010