Дело о прославлении делится на два вопроса: на канонизацию, или причисление праведников к лику святых и на открытие св. мощей. Во многих случаях оно останавливалось на первом вопросе и открытия мощей не происходило. Такое прославление называется – под спудом, когда останки никем не осмотренные остаются в земле. Таких святых в русской церкви больше, чем извлеченных из земли. В числе их много основателей монастырей. Что главным основанием по прославлению праведников... всегда чудеса, происходившие при их гробах, можно доказать фактами: св. Владимир был причислен к лику св. позже его потомков, благов. кн. Бориса и Глеба и др., потому что долго не проявлялось чудес; Антоний Печерский канонизирован позже его ученика Феодосия. По свидетельству церковной истории, всегда встречались нетленные тела, но за отсутствием чудес их не признавали за мощи. В 1479 г. было так обретено тело митрополита Филиппа I; в 1546 обрели шесть нетленных тел в Павло-Обнорском монастыре; в 1596 г. при обретении мощей свят. Гурия и Варсонофия Казанских было найдено два нетленных тела монахов; до сих пор в Киево-Печерской лавре открыто почивающий скончавшийся в 1770 г. митрополит Тобольский Павел и в г. Слуцке стоит открытый гроб вел. кн. Софии Юрьевны. Весьма ясным примером того, что дух, власть при освидетельствовании останков праведников... иметь тления тела, служит недавнее открытие мощей свят. Феодосия Черниговского (истлела только одна пятка). Сохранились в нетлении более или менее тела: м. Иоанна в Москве, Свят. Гурий Казанский, бл. Вл. Кн. Глеб – во Владимире, бл. св. Кн. Феодор, Давид и Константин – Ярославские, Свят. Иннокентий Иркутский, Дмитрий Ростовский , Феодосий Черниговский, Иоасаф Белогородский, Арсений Тверской, патриарх Афанасий в Дубенском монастыре; преподобные: Симеон Верхотурский, Варлаам Теакурский, мученики Антоний, Иоанн и Евстафий – Виленские, великомученица Варвара в Киеве и несколько преподобных в Киевских пещерах. В большинстве св. мощи состоят из нетленных костей. Кости грешных людей чернеют, распространяют зловоние, истлевают, а кости святых остаются цельными, приобретают и иногда источают миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Забрался на сенник и давай молиться святому праведному Симеону, чудотворцу верхотурскому (весьма почитаемому по Приуралью и всей Сибири). Молился жарко, со слезами: уж и каялся-то, что без благословения родителей ушел, и исправиться то обещал, и, наконец, дал обет угоднику: – Непременно пешком схожу к твоим мощам (280 верст), только ты исцели меня, непременно исцели!! – Даже уснул от усталости, – так намолился... И вот, во сне видит: подходит к нему муж удивительно благообразный. Лице такое строгое, но и приветливое. На нем бедный сермяжный балахон, но чистый – чистый и такой урядливый, будто ниточка к ниточке прилажена. Спрашивает Ганю: – Зачем ты меня звал? Ганя во сне отвечает: – Исцели меня, угодник Божий! – А обещание исполнишь – в Верхотурье сходишь? – Схожу, непременно схожу! только Ты исцели меня! Угодник Божий, – пожалуйста, исцели!.. Праведный Симеон прикоснулся к ноге, провел по ране и удалился. Ганя проснулся от страшного зуда в ноге. Машинально протянул руку – почесать, но тут пришел окончательно в себя и ужаснулся: рана зажила, а при чесании с нее сошел как бы сухой струп, под которым видна была уже молодая розовая кожица. Пал Ганя на колени и со страхом и радостью стал благодарить верхотурского чудотворца. От родителей он скрыл это событие. Прошло несколько лет. Ганя все собирается в Верхотурье, к праведному Симеону. Наконец вышел удобный случай: собралась большая партия богомольцев из деревни Фроловой на поклонение праведному Симеону. Ганю тоже отпустили с сестрами. В ночь накануне выхода Ганя во сне видит какую-то дорогу; мелькают пред ним деревни, села, реки, леса; он стремится все дальше, дальше, но не знает – куда и что это за путь?.. Когда же пошли на другой день, Ганя начал узнавать во всех попутных деревнях, лесах и реках все то, что видел во сне: – знакомая дорога!.. В Верхотурьи говели, приобщались и на седьмой день собрались уходить. Ганя непокоен: у него в кармане лежат новые медные пятачки, а подать их некому, – нет того дивного странника, которого он повстречал при входе в город Верхотурье, и который был так похож на явившегося ему во сне исцелителя. И вдруг, когда уже не было надежды видеть, этот дивный странник вдруг тоже встал возле Гани: стоит на коленях, смотрит на него и, протягивая руку, тихо говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

- В связи с этим, нельзя обойти молчанием вопрос об опубликованных документах, которые приняли комиссии Московского Патриархата и Зарубежной Церкви. Как Вы оцениваете проделанную комиссиями работу? - Я удовлетворен тем, что комиссии находят понимание, и что Синоды обеих сторон одобрили ряд документов. Лично я очень доволен, что многие вопросы разъясняются, и разногласия рассеиваются. Процесс не идет слишком  поспешно. Это показывает, что члены комиссий очень серьезно занимаются вопросами и  прилагают много усилий при подготовке своих решений. - До недавнего времени считалось, что основные разногласия между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью связаны с вопросами об отношении к государственной власти и к инославию. Насколько остро, по Вашему мнению, в настоящее время стоят эти вопросы? - Позиция Московского Патриархата по отношению к государственной власти была ясна уже в 2000 году.  «Основы социальной концепции» отразили это. Определенно высказывался о «Декларации» митрополита Сергия и Патриарх Алексий II.  Сейчас Церковь в России уже не живет по принципам этого документа. Конечно, может быть, и наблюдаются последствия «Декларации» в церковной жизни, но это результат гонения, которое Церковь здесь испытала, и к этому надо относиться с пониманием. Что касается экуменического движения, то здесь нужно выяснить, изменятся ли в ближайшем будущем структуры Всемирного Совета Церквей. Многие из нас озабочены участием Русской Православной Церкви в этой организации. Желательно было бы, чтобы Русская Церковь и другие Православные Церкви вышли из этой организации и как-то по-другому вели диалог. Потому что все уже видят, что экуменическое движение ничего особо полезного не принесло. - Расскажите пожалуйста о Вашем недавнем паломничестве в Россию.  - Мы прошли почти половину России.  Посетили такие святые места, как Екатеринбург и Алапаевск, где пролили кровь новомученики и исповедники Российские во главе  с Царем-мучеником Николаем  и  его августейшей семьей. Побывали в местах, где подвизался святой праведный Симеон Верхотурский.

http://pravoslavie.ru/4628.html

Кроме храма, нет лучшего места на свете, чтобы читать молитвы, как у реки Кроме храма, нет лучшего места на свете, чтобы читать молитвы, как у реки. Мои любимые святые – святой праведный Симеон Верхотурский , которого на иконах изображают с удочкой, и преподобный Пафнутий Боровский, в житии которого записано несколько историй, как он совершил чудеса на рыбалке, так что даже художник Нестеров изобразил его сидящим с удочкой на берегу. И мой духовный отец схиархимандрит Власий, духовник Пафнутьева Боровского монастыря, тоже рыбалку любит – его фото с удочкой возле реки есть в монастырском календаре. В жизни отца Власия, который в свои 84 года принимает народ с пяти утра до девяти вечера, а в другое время служит, это одно из немногих утешений, которое он может позволить себе раз в год или два. Когда удается оказаться с удочкой у реки, батюшка выглядит именинником и просто светится от счастья. Мне повезло: в деревне, где у моих родителей дом, он стоит через улицу от реки, и весной ледоход можно даже услышать. В это время вся деревня высыпает на берег – и старые и молодые. Дети бегают у самой воды и визжат от счастья, глядя, как льдины с шумом и грохотом крушат друг друга и прибрежные ивы, выползая на берег, а старики стоят чуть поодаль, прищурившись от ослепительного яркого солнца, и на глазах молодеют. Когда вода спадает, а берега одеваются в ослепительную яркую зелень, в нашей реке начинают ловиться караси. Это не какие-то там озерные недомерки с ладошку, а большие американские караси породы «Буффало», по килограмму и больше, которые приплывают из стоящего выше по течению водохранилища. Когда эти караси начинают клевать, деревенские мужики встают пораньше, чтобы успеть до работы порыбачить, а вечером нигде не задерживаются и снова на реку, потому что карась-рыба сначала ловится так, что только успевай закидывать, а через пару недель его словно и не было: вместе с большой водой уходит ниже по течению на ямы до следующего года. А щуки некуда не уходят, они всегда здесь живут. Я ловлю их из года в год на одних и тех же местах, и они никогда меня не подводят. Я выхожу из дома не раньше обеда, потому что, в отличие от осторожных лещей, они клюют в любое время, и до обеда ты можешь спокойно писать, а потом бросить в рюкзак пару яблок, взять любимую удочку и отправиться на реку. Ты идешь по знакомой тропинке, наслаждаясь прозрачным голубым небом, желтыми березами на другом берегу и теплым пахучим воздухом, поднимающимся от трав, в котором летают паутинки и редкие уже бабочки. Где-то на солнце еще стрекочут кузнечики, но высоко в небе уже слышится курлыканье улетающих на юг журавлей, и ты понимаешь, что скоро все это исчезнет, и ты срываешь на ходу метелки полыни, вдыхаешь ее терпкий запах, стараясь сохранить его в сердце.

http://pravoslavie.ru/104705.html

Первым делом иду поклониться гробнице святого праведного Симеона, испить воды из целебного источника, бьющего в том месте, где явился на поверхность земли его гроб. Симеоновский храм построен прямо над источником. Есть места, из которых не хочется уходить, одно из них – гробница святого праведного Симеона Верхотурского: под ласковым взглядом святого, взирающего на тебя с иконы, чувствуешь себя хорошо и уютно, как дома. Сейчас гробница праведного Симеона – это выложенная мраморными плитами маленькая комнатка с источником посередине, расположена она прямо под алтарем Симеоновского храма. Время здесь движется совсем незаметно, а иногда кажется, будто оно вовсе останавливается, замирает и превращается в вечность. Самих мощей в гробнице нет. Они в Верхотурье , в Свято-Николаевском мужском монастыре, куда их торжественно перенесли почти сразу же после обретения – в 1704 году. Налюбовавшись милыми сердцу местами, я попрощалась с Меркушино и отправилась в дальнейший путь, поклониться мощам праведника. Ведь если не увидел хозяина, то как можно считать, что побывал в гостях. По дороге мне предстояло сделать несколько остановок. Первая – в месте уединенных молитв праведного Симеона, это совсем близко, километров десять от Меркушино. Здесь сохранился камень, сидя на котором святой молился и удил рыбу. В XIX веке на этом пустынном берегу стояла часовня в честь святого, которую в советские годы разобрали, теперь на ее месте поклонный крест, а рядом – деревянный храм в честь Всех Сибирских Святых, в котором регулярно совершаются Богослужения. Когда бываю в этом месте, то всегда почему-то кажется, будто святой и теперь пребывает незримо здесь. Хочется, как он, сесть на камень близ реки и долго-долго сидеть неподвижно, размышляя о вечности и благодаря Творца за непостижимую Его милость к нам, людям. В душе возникает   живая вера, что по молитвам Своего угодника Бог слышит тебя и все тебе прощает. Следующая моя остановка связана с именем другого святого – блаженного Косьмы Верхотурского. Путь блаженного Косьмы

http://pravmir.ru/svyatoj-pravednyj-sime...

Очень характерно признание одного известного диссидента-шестидесятника. «Обо всем мы с ним успели поговорить. Только о смерти не говорили», – признался он, вспоминая своего ближайшего друга и единомышленника. А ведь и тогда, и много позже – мы это хорошо помним! – интеллигенция, собираясь на кухнях, часами говорила и спорила на самые разные темы. Но тему смерти – своей или кого-нибудь из своего ближайшего окружения – и вправду обходили стороной. Поэтому, когда она вдруг кого-то настигала, это обычно заставало всех врасплох. И только чья-нибудь пожилая родственница (как правило, деревенского происхождения) знала, что полагается делать в этой ситуации, и наставляла растерявшихся близких, как надо завесить зеркала, как приготовить кутью, кто может нести гроб, а кто – нет… Христиане не спорят о смысле жизни, потому что знают: он в спасении души. Конечно же, за всеми этими фигурами умолчания и дежурными восклицаниями, что жизнь продолжается, таился страх. Ведь и смерть, если можно так сказать, продолжалась. А безбожный оптимизм не давал на сей счет настоящего утешения. Страх всё равно выползал из своего укрытия под разными псевдонимами. Недаром тогда было столько споров о смысле жизни и прямо-таки невротическое стремление оставить после себя хоть какой-то след. Разумеется, по сравнению с бездумно-утробным существованием, столь пропагандируемым в наши дни, это нечто гораздо более возвышенное. Но спорить о смысле жизни, пребывать в судорожных поисках истины можно только в мире, отвергшем Христа. Христиане не спорят о смысле жизни, потому что знают: он в спасении души. И не стремятся любой ценой оставить после себя хоть какой-то след (пусть даже это будет слава Герострата!), страшась кануть в небытие, а, ища спасения, стараются исполнять наказ Псалмопевца: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33: 15). То есть это иная система координат. След тут не самоценен. Хотя, конечно, он остается. Яркий пример этой иной системы координат являет собой житие святого праведного Симеона Верхотурского. Когда спустя 50 лет после кончины праведника его гроб чудесным образом поднялся из земли, все уже позабыли о том, что он когда-то жил в тех краях. Никто даже имени его припомнить не мог! Дошедшие до нас сведения о нем крайне скудны, он не оставил практически ничего, что подходило бы под определение «след»: ни потомства, ни наследства, ни записок – ничего. Да и добрые дела он творил втайне, избегая славы суетного мира, поэтому памяти о них среди людей тоже не сохранилось. Но только среди людей, а не у Бога. Господь же его прославил, и в современной России Симеон Верхотурский – один из любимейших, широко почитаемых святых!

http://pravoslavie.ru/70634.html

Из Верхотурского монастыря мы ездили по местам духовных подвигов праведного Симеона. Места здесь дикие, заповедные, красоты невиданной! На берегу Туры, словно списанным с картины Репина, где праведный Симеон удил рыбу и молился Богу, сегодня стоит дивный деревянный храм, построенный солдатами из местной военной части, единственный на Урале посвященный всем святым Урала и Сибири. Пока мы прикладывались к иконам и записки подавали, к храму приплыли екатеринбургские школьники на плотах, и пришел странник с лыжными палками в руках и огромным рюкзаком на плечах. Странника звали Андрей, и он рассказал, что у него отпуск, за который он решил обойти все места, посвященные праведному Симеону. На вопрос, почему пешком, он спокойно ответил, что святой Симеон тоже предпочитал путешествовать на ногах, а не на машинах, поездах или самолетах. Так землю лучше узнаешь, и спокойно помолишься. Храм Всем святым Урала и Сибири на месте рыбалки и сокровенных духовных подвигов праведного Симеона   В деревне Усть-Салда побывали в Петропавловском храме, обязанным своим появлением чуду, которое явил праведный Симеон местной девушке Устинье. Предание гласит, что лицо девушки с детства было обезображено оспой, отчего никто не хотел брать ее замуж. Храма в деревне не было, и в воскресные и праздничные дни девушка ходила за 17 верст в Меркушино помолиться праведному Симеону, которого с детства особо почитала.   Как-то раз пошла она на реку белье полоскать. В это время в селе играли свадьбу, и до реки доносились звуки свадебного веселья. Горько стало бедной девушке, что из-за недуга никогда не видать ей семейного счастья, и она стала в слезах молиться святому Симеону. Во время молитвы ей явился некий человек, в котором она узнала знакомые черты с любимой иконы. Святой наказал девице в течение 40 дней читать молебен Первоверховным апостолам Петру и Павлу и читать их Святые Послания. Девушка стала ревностно выполнять наказ, и в один из дней, когда она по обыкновению молилась в укромном месте у реки, неожиданно к ней подошел молодой барин, который несколько раз видел ее за молитвой и дивился благочестию скромной девушки. Они разговорились, понравились друг другу и вскоре обвенчались. У молодых долгое время не было детей, и только когда барин дал обет, что построит на месте, где праведный Симеон явился Устинье храм в честь Первоверховных апостолов, у них родился долгожданный первенец.

http://pravmir.ru/zapiski-sovremennogo-p...

Праведный Симеон Верхотурский – А государство как-то принимает участие в развитие обители и инфраструктуры вокруг? Помнится, об этом много говорили, причем на самом высоком уровне. – Когда-то, при губернаторе Эдуарде Росселе, была программа «Верхотурье – духовная столица Урала», которая предусматривала активное развитие всей инфраструктуры вокруг монастыря, прямое областное и федеральное финансирование. При следующем губернаторе эта программа еще рассматривалась в планах, хотя и не в том объеме, как поначалу планировали. Программа была комплексной и рассматривала возрождение Верхотурья не только в духовном и культурном плане, но и в самом что ни на есть бытовом. Планировали сделать дороги, сеть гостиниц, как, например, это сделано в Тобольске. Но потом об этой программе забыли – если раньше хотя бы говорили об ее необходимости, то сейчас складывается впечатление, что об этом никто даже не вспоминает. – Верхотурский монастырь – памятник архитектуры, охраняемый государством. Министерство культуры разве вам не помогает? – Конечно, мы сотрудничаем с Министерством культуры. Раз здания монастыря являются памятниками архитектуры, сами мы их восстанавливать по закону не имеем права. Мы можем обратиться за помощью к Министерству культуры. Министерство объявляет тендер на проведение реставрационных работ. Тендер выигрывает какая-то известная организация из Санкт-Петербурга, которой переводят деньги на запланированные работы. Но сама организация сюда никаких специалистов к нам не присылает, а нанимает субподрядчиков из Екатеринбурга. Те получают свои деньги, но к нам тоже не едут, а нанимают местных армян-строителей, которых мы хорошо знаем. Те приезжают и что-то делают. Так сегодня это, к сожалению, выглядит. Смиренный и кроткий человек, презревший мирскую славу, за веру и смирение был прославлен Богом – В преддверии юбилея не хочется о грустном. Чем святой праведный Симеон актуален для современных людей? – Для современного человека история праведного Симеона Верхотурского наглядно показывает, что на самом деле из дел человеческих важно для Царства Небесного, а что нет. Смиренный и кроткий человек, презревший мирскую славу, богатство и власть, неприметный даже по меркам этого глухого края, за свою веру и смирение был прославлен Богом: его мощи сохранились нетленными до наших дней, от них совершались и совершаются поразительные чудеса. Ему посвящен третий по величине храм в России.

http://pravoslavie.ru/106885.html

Вскоре после того, как мощи святого праведного Симеона Верхотурского были обретены, их решили перенести в Верхотурье, в мужской монастырь, дабы облегчить доступ к ним многочисленных паломников. В резном гробе, выложенном лебяжьим пухом, мощи праведника с торжественными песнопениями и молитвословиями понесли из Меркушино в Свято-Николаевский верхотурский монастырь. Перенесение мощей св. Симеона в 1704 г. Вслед за Крестным ходом на коленях полз юродивый Косьма, он был увечный и не мог передвигаться иначе. Когда Косьма выбивался из сил, то обращался к святому Симеону, как к живому, с простыми словами: «Брате, Симеоне, давай отдохнем!» После этого гроб с мощами никто не мог сдвинуть с места, процессия останавливалась, а блаженный Косьма (также прославленный ныне в лике святых) отдыхал, славя Бога и благодаря своего брата во Христе – Симеона. Позже на местах этих остановок верующие воздвигли храмы и часовни. Дорога петляет то влево, то вправо, оставляя позади леса и холмы. Но вот, за очередным поворотом на небе вновь засияли два солнца – так ярко сверкает, отражая солнечный свет, Крест Христов на луковичной головке белокаменной церкви. Это показалась во всей своей красе Свято-Косьминская мужская пустынь. В XIX веке в память об очередной остановке крестного хода, переносившего мощи праведного Симеона Верхотурского, здесь была построена церковь. Теперь на этом месте – целый монастырь. Братия в нем живет по строгому афонскому уставу, согласно которому проход на территорию пустыни мирским лицам запрещен. Иногда братья выносят в архондарик (комнатку для гостей) ковчежец с частицей мощей самого блаженного Косьмы. Еще только переступая порог архондарика, чувствуешь необычайную духовную радость, которая усиливается при соприкосновении с самой святыней – мощами святого Косьмы. Кто знает, может, блаженный утешает таким образом тех, кто следует его дорогой и благословляет их в дальнейший путь? Хочется верить, что это так. Тем более что радость эта долго еще потом не покидает окрыленную душу.

http://pravmir.ru/svyatoj-pravednyj-sime...

На обратном пути он стал молить Господа, чтобы Тот открыл ему имя неизвестного святого. И задремав, увидел «множество народа, состязание творящих, о взыскании имени того праведника», и до владыки донесся глас: «Симеоном зовут его!» Остановившись в Свято-Николаевском монастыре, он рассказал о своем видении архимандриту Тобольского Знаменского монастыря Сергию, игумену Далматовского монастыря Исааку и архимандриту Александру. Настоятели единодушно решили, что сон был откровением от Бога. Еще двоим было открыто имя святого во сне – это священник храма в Меркушино Иоанн Андреев и послушник игумена Исаака иеродиакон Василид. После этого сомнений об имени праведника больше не осталось… Когда юродивый уставал, он кричал: «Брате Симеоне, давай отдохнем!» И тогда гроб становился неподъемным 12 сентября 1704 года с благословения святителя Филофея (Лещинского), митрополита Сибирского и Тобольского, нетленные мощи святого праведного Симеона были перенесены из Меркушино в Николаевский монастырь в Верхотурье, который сегодня известен всему православному миру. Их несли с молитвами и песнопеньями в резном гробе, выложенном лебяжьим пухом. Среди множества народа вслед за крестным ходом полз на коленях больной ногами от рождения юродивый Косьма, громко славя святого. Когда юродивый выбивался из сил, он кричал, обращаясь к святому Симеону: «Брате Симеоне, давай отдохнем!» И тогда гроб наливался невиданной силой, и десяток крепких мужчин не могли стронуть его с места. Блаженный Косьма отдыхал, приходил в себя, и гроб с легкостью продолжал двигаться дальше. На всех местах остановок двух святых верующие впоследствии воздвигли часовни и храмы. В 1716 году монастырский храм сгорел дотла, но рака с мощами праведного Симеона чудесным образом оказалась нетронутой огнем. После восстановления храма в 1838 году их установили в приделе Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который в 1863 году переименовали во имя святого праведного Симеона Верхотурского. Симеоновский крестный ход всегда привлекает тысячи людей со всей России

http://pravoslavie.ru/93598.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010