Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Урал православный (Телепрограмма, 27.06.05) (комментарий в русле истории) Святой праведный Симеон Верхотурский Святой праведный Симеон Верхотурский (память 12 сентября и 18 декабря по старому стилю) (По материалам «Православного календаря» и книги В.А. Блинова «Верхотурская старина») Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви. С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость “Сотворившего вся”. Подвижник никогда не оставался праздным. С детства обученный воспитателем-дядькой портняжничеству, чеботарству и рыбной ловле, св. Симеон этими ремеслами и навыками поддерживал свое существование в глухих местах Урала. Но это дело стало не просто ремеслом и промыслом. Симеон, портняжничая, часто вел рассказы. Зная наизусть многие места Ветхого и Нового Заветов, многочисленные притчи из жизни древних святых, он превращал свое пребывание в доме в настоящую неназойливую проповедь, поучения, благой совет. Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.

http://sedmitza.ru/text/402591.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > 31 декабря - прославление праведного Симеона Верхотурского 30.12.2006 330 Время на чтение 3 минуты Праведный Симеон родился в европейской России. О родителях его известно только, что они были люди знатные и принадлежали к почтенному сословию дворян, но кто именно были они, какие они носили имена и какая их была фамилия, - осталось неизвестным. Можно одно утверждать только, что родители Симеона были люди благочестивые и прилагали великие старания и заботы при воспитании своего сына, дабы сделать его добронравным и истинно верующим христианином. Это показывает вся последующая жизнь праведного Симеона. Год рождения праведного Симеона с точностью также не известен, но на основании некоторых данных полагают, что он родился около 1607 года, то есть в ту самую печальную годину России, когда наше отечество готово было в конец погибнуть от козней самозванцев и от внутренних нестроений, когда в России, по замечанию летописца, " все хотели быть выше своего звания: рабы - господами, чернь - дворянством, дворяне - вельможами... " . С раннего возраста праведный Симеон почувствовал отвращение от житейских благ и треволнений. С юной поры он начал стремиться к богомыслию и душеполезным подвигам. Но окружавшая его среда была большой ему помехой в этом добром, благочестивом деле. Ища уединения для более удобного исполнения подвигов благочестия, а также избегая несродных его душе тех смут и треволнений, которыми обуревалась тогда Русская земля, праведный Симеон решился покинуть свою родину, почести, богатство и знатность и удалился в места более уединенные, дабы там беспрепятственно предаваться душеспасительным подвигам. Выбор его пал на Сибирскую страну, незадолго до того присоединенную к России и мало известную еще тогда русским людям. Сибирь в то время населена была почти одними полудикими инородцами, среди которых только едва начал проникать свет христианского учения. Придя в Сибирскую страну, святой Симеон поселился в селе Меркушинском, отстоявшем верстах в пятидесяти от города Верхотурья и расположившемся по берегу реки Туры. В Меркушинском был храм во имя святого архистратига Божия Михаила, в который часто любил ходить праведный Симеон, и где он предавался искреннейшей и усерднейшей молитве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

В Русской Православной Церкви установлено празднование Собора Екатеринбургских святых Екатеринбург, 27 августа 2010 г. По инициативе архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со следующего года в календаре Русской Православной Церкви появится новый праздник — Собор Екатеринбургских святых, сообщает Патриархия.Ru. Празднование нового памятного дня Святейшим Патриархом Кириллом благословлено в день образования Екатеринбургской епархии — 11 февраля. В состав собора включены имена 63 святых XVII-XX веков, подвижническая и мученическая жизнь которых непосредственно связана с Екатеринбургской епархией. К первому празднованию, 11 февраля 2011 года, планируется написать новый образ — икону Собора Екатеринбургских святых. Возможно, что в их честь в ближайшее время будет освящен и один из новых храмов Екатеринбургской епархии. Собор Екатеринбургских святых страстотерпцы царь Николай, царица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия (4/17 июля 1918); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (5/18 июля 1918); праведный Симеон Верхотурский (†1694; прославление — 18/31 декабря, перенесение мощей из Меркушино в Верхотурье — 12/25 сентября, второе обретение святых мощей —12/25 мая); преподобный Василиск Сибирский (29 декабря/11 января 1824); преподобный Зосима (Верховский) (24 октября/6 ноября 1833); преподобный Илия (Чеботарев) (30 ноября/13 декабря 1900); преподобный Арефа (Катаргин) (15/28 мая 1903); блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый (10/23 июня); блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый (10/23 июня). Святые, прославленные в Соборе новомучеников и исповедников Российских (по уездам, в которых они совершали свое служение на момент кончины): священномученик Аркадий (Ершов), епископ Екатеринбургский (21 октября/3 ноября 1937). Екатеринбургский уезд: священномученик Иосиф Фомич Сиков, священник Знаменской церкви Верхне-Тагильского завода Екатеринбургского уезда (14/27 июня 1918); священномученик Петр Симеонович Смородинцев, священник Иоанно-Предтеченской церкви с.

http://pravoslavie.ru/38895.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 20-летию второго обретения мощей святого праведного Симеона Верхотурского 25 мая 1989 г. Русской Православной Церкви были возвращены святые мощи небесного покровителя Уральской земли. Ирина Васильева Прошло то страшное время, когда святыни подвергались поруганию. Из драгоценных рак изымались мощи святых, а с теми, кто пытался вступиться за святыни, либо расправлялись на месте, либо они подвергались преследованию, арестам и ссылкам и часто заканчивали свою жизнь за колючей проволокой. Одним из пострадавших от советской власти стал покровитель уральской земли, святой праведный Симеон Верхотурский, почивший более 300 лет назад. Новая власть несколько раз приговаривала его останки к уничтожению, святой был выдворен из Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря, где несколько веков мирно почивал, его мощи перебрасывали из музея в музей, отвозя то в один уральский город, то в другой... О том, где пребывала святыня в течение семидесяти лет безбожия, как удалось сохранить ее и как совершилось ее второе обретение, сегодня известно немногим.   Чем же не угодил праведный Симеон новой власти? Прежде всего, тем, что оказался популярнее проповедников новой идеологии. Со дня обретения мощей святого Симеона по молитвам верующих происходило множество чудес и исцелений. До революции имя этого чудотворца был столь известно, что не было такого уголка на просторах России, где бы о нем не слышали и откуда не ехали бы в Верхотурье богомольцы. Большевики захотели публично опорочить имя праведника: решено было вскрыть серебряную раку, извлечь из нее мощи святого и публично продемонстрировать всему верующему люду, что святыня, которой они с таким тщанием поклоняются, - не более, чем мертвые кости. Первым отважился на кощунство красный комиссар Сабуров. Взяв для храбрости нескольких единомышленников, он отправился на «дело». Вооруженные наганами, товарищи прискакали поутру на боевых конях, въехали на монастырский двор, спешились, решительной походкой направились в храм. Зашли, не крестясь. Стало понятно, что уговорить их отказаться от задуманного не получится, а оказывать физическое сопротивление -  бесполезно. Уже через несколько минут рака была вскрыта, был проведен внешний осмотр. А пару дней спустя прямо посреди городской площади в разгар дня комиссар упал с лошади и сломал ключицу. «Это кара Божия», - говорили люди, - о недавнем его вторжении в монастырь, конечно, уже знала вся округа.

http://sedmitza.ru/text/700734.html

Рубрики Чудеса Симеона Верхотурского: к его мощам до революции приходили десятки тысяч человек 5 мин., 31.12.2022 Поделиться Есть многое, чего не в силах понять человеческий разум, как бы мы ни старались доказать себе и Богу, что это не так. Ну как рационально объяснить безоговорочно принимаемые сердцем слова иеромонаха Романа (Матюшина): «Никто у Бога не забыт, никто не сирота»? Как? Никто-никто? За всю историю человечества? И словно чтобы разрешить наше недоумение, Господь порой наглядно показывает нам, как это, на конкретных примерах. И один из них — небесный покровитель Уральской земли святой Симеон Верхотурский. Чудеса, да и только! Давным-давно, в конце XVII века, в затерянном где-то в Уральской тайге селе Меркушино на сельском кладбище каким-то странным образом в одной из могил осел грунт, обнажив гроб, пролежавший там чуть ли не полвека. Конечно, вряд ли бы кто-то об этом узнал, кроме деревенских жителей, тем более что и имени-то похороненного там человека не сохранилось. Но в народе пошла молва, что мощи в том гробу — чудотворные. И надо же такому случиться — именно в это время проезжал эти места по пути к новому месту службы воевода Антоний Савелов, у которого был болен любимый слуга Григорий. В Верхотурье они услышали о чудесных мощах, Григорий попросил, чтобы его отвезли туда помолиться, и… выздоровел. Скоро о чудотворных мощах узнали и в Тобольске. Когда в 1693 году, объезжая епархию по поручению архиерея, в Верхотурье приехал помощник митрополита, его свозили на тот погост, показали вышедший из земли гроб, который оказался целым, и практически не истлевшие останки в нем. А через год в Меркушино заехал уже сам митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков). И священник сельской Михайло-Архангельской церкви рассказал, что за день до приезда владыки ему приснилось, будто служит он литию у гроба, а каким именем называть умершего, не знает. И вдруг слышит голос: «Поминай его Симеоном». На другой день митрополит осмотрел останки, поклонился им и торжественно объявил всем, что это — праведный Симеон.

http://foma.ru/chudesa-simeona-verhoturs...

Меркушино. Церковь Симеона Верхотурского. Симеоновская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты В архитектуре Симеоновского храма сказалось его прямое предназначение - мавзолея, усыпальницы. Именно поэтому он строго симметричен, имеет выраженную форму саркофага. Не случайны входы в храм с севера и юга, в отличие от традиционного размещения входа с западной стороны. В отличие от храма Архангела Михаила , храм Симеона Праведного сохранился в своем начальном объеме и к моменту проектных работ был действующим, со всеми элементами внутреннего убранства: иконостасом, киотами, паникадилами, гранитными полами. Архитектурная реставрация затрагивала лишь вопросы восстановления утраченных декоративных элементов, вычинку деструктивного кирпича, корректировку форм главок, крестов, мероприятия по гидроизоляции стен, устройства отмостки и др. Элементы комплекса, делающие его неповторимым и запоминающимся - галерея длиной 33 м с папертью длиной 23 м. Они восстановлены по фотографиям, на сохранившихся фундаментах. В проекте благоустройства территории комплекса учтены современные требования с восстановлением утраченных элементов: ограждений, подпорной стенки, лестничного спуска к Туре, часовни на берегу реки. Храмовый комплекс в селе Меркушино был полностью отреставрирован и восстановлен к 2004 году. Источник информации - Меркушинское село отстоит от епархиального города в 334 верстах, расположено на левом берегу реки Туры, в живописной местности, где наряду с равнинами и долинами находятся и скалистые горы. Село основано в 1620 г. и называлось прежде погостом, где большею частью проживал св. праведный Симеон, снискивая себе здесь пропитание шитьем шуб и ужением рыбы. К главному Михайловскому храму примыкает соединенный коридором храм во имя св. прав. Симеона, каменный, освященный в 1886 г. До 1704 г. на месте этого Симеоновского храма существовала деревянная надгробница над могилою прав. Симеона. В этом году по перенесении мощей св. угодника Божия из села Меркушинского в Верхотурский Николаевский монастырь над могилою праведного была устроена деревянная часовня, причем в самой могиле оказался источник воды. В 1808 г. вместо деревянной часовни была выстроена верхотурским мещанином Ф.А. Курбатовым каменная с каменною же оградою, причем по середине часовни был устроен катафалк, на котором помещалась гробница с изображением на верху ее прав. Симеона во весь рост.

http://sobory.ru/article/?object=01235

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Ответы архипастырей на вопросы уральцев в студии радиостанции " Воскресение " 20.08.2004 523 Время на чтение 16 минут Ответы архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия и архиепископа Тюменского и Тобольского Димитрия на вопросы уральцев в студии радиостанции Екатеринбургской епархии " Воскресение " 13 августа 2004 года. - Доброе утро, Владыки. Рады видеть вас здесь. ВЛАДЫКА ДИМИТРИЙ: - Доброе утро. ВЛАДЫКА ВИКЕНТИЙ: - Доброе утро. - Буквально накануне вы вернулись из Верхотурья, с торжеств, посвященных 400-летию Свято-Николаевского мужского монастыря и 300-летию перенесения из Меркушино в Верхотурье мощей святого праведного Симеона. Значимость этих событий переоценить сложно. Около десяти тысяч паломников приехало в эти дни в Верхотурские святые места. На ваш взгляд, как это все происходило? Какая атмосфера царила на этих праздниках? ВЛАДЫКА ВИКЕНТИЙ: - Атмосфера была очень торжественная. Люди, особенно те, кто участвовал в Крестном ходе из Меркушино в Верхотурье, шли с особой духовной радостью. Несмотря на дождь, все шли с радостью, шли и молились, просили у праведного Симеона помощи в том, чтобы дойти до Креста у реки Туры, ведь эту часть пути все шли пешком. Люди не устали, были рады, в их речах, словах и разговорах чувствовался духовный подъем. Я расспрашивал некоторых паломников, как они себя чувствуют. " Очень хорошо! Не передать словами, что мы ощущаем! " - отвечали люди. Лично я тоже испытывал большую радость и утешение, что Господь сподобил пройти этот путь. Надеюсь, что Он услышал наши молитвы, ведь мы и акафист читали по дороге, и молились на каждой остановке. Надеюсь, что и он нас услышал. ВЛАДЫКА ДИМИТРИЙ: - Это было очень впечатляющим и знаменательным событием. И лично для меня было особенно приятно участвовать в празднике. 400 лет назад Свято-Никольский мужской монастырь получил благословение. И этот момент связан с нашей историей, историей духовного освоения Сибири. Некогда первый архипастырь, который был направлен в Тобольск, архиепископ Киприан, здесь останавливался, молился, здесь дал благословение на строительство монастыря. И многие поколения архипастырей проходили через этот монастырь. Здесь, у святого Симеона Верхотурского, у этого великого подвижника и праведника, они духовно укреплялись для дальнейшего духовного служения. В те времена только что утвержденная Тобольская епархия простиралась от Урала до Тихого океана. И, конечно, человеческим разумом понять невозможно, как архипастыри ею управляли. Их вразумлял Господь. Такие подвижники как Симеон Верхотурский были первыми предстателями за тех, кто здесь жил, кто сюда шел, кто был первопроходцами в Сибирском крае.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Улыбка детей - лучшая награда 05.09.2009 458 Время на чтение 3 минуты Тагильская слобода - место, которое сейчас уже не найти на карте. Первыми поселенцами там были монахи, построившие около 1612 года Рождественский монастырь. Через Тагильскую слободу в те далёкие годы проходила Государева дорога, строительство которой началось в конце 16 века. Эта дорога соединила Россию и Сибирь, а ещё раньше, в 1582 году Ермак со своей дружиной прошел по этой местности в поисках все того же простого и короткого пути через Камень (как тогда называли Уральский хребет) в Сибирь. Именно туда, в храм Преображения Господня ходил на богомолье из села Меркушино святой праведный Симеон Верхотурский. В 1780 году на месте деревянной церкви был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский храм. В советское время церковному зданию выпала участь тысяч храмов России: внушительная каменная церковь была до основания разрушена. В 1932 году местные власти распорядились взорвать пустующий храм, для того, чтобы в последующем разобрать его на кирпичи для кладки печей в селе Махнево (современное название Тагильской слободы). Сейчас от разрушенного храма остался только фундамент. Однако в последние годы духовная жизнь в посёлке Махнёво стремительно возрождается. Уже возрождён храм во имя святой Великомученицы Варвары, где регулярно совершаются службы. - Постоянный костяк общины пока невелик - с десяток человек. В дальнейшем мы планируем чаще встречаться с прихожанами, разбирать с ними Священное Писание, глубже изучать веру, - делится планами настоятель прихода отец Виталий. 24 мая этого года Уральское православное патриотическое общество им. Святителя Николая Чудотворца совместно с администрацией и жителями Махнёво начали очистку уцелевшего фундамента взорванного храма и восстановление Симеоновой тропы, по которой уже начали ходить паломники и те, кому близок духовный туризм. Взявшись за это благое дело, активисты Общества и познакомились с удивительным человеком - священником Виталием.

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/05/...

Меркушино. Собор Михаила Архангела. Михаило-Архангельский собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты Жемчужиной Уральской земли является с. Меркушино, которое находится в 50 км. восточнее г. Верхотурья. В 1886 г. на месте обретения мощей св. Симеона был возведен небольшой Свято-Симеоновский храм , который светлой просторной галереей соединялся с величественным собором в честь Архистратига Божия Михаила. Благодаря прекрасному природному ландшафту, в который гармонично вписался храмовый комплекс, в конце XIX века Меркушино можно было назвать одним из красивейших сел Урала. Немало угодников Божиих возрастила Уральская земля, но все же главным небесным заступником края по праву считается святой праведный Симеон Верхотурский и всея Сибири чудотворец. За кротость, незлобие и чистоту сердца Господь прославил его самого и место его трудов — село Меркушино, где по сей день происходят чудеса исцелений от недугов душевных и телесных. Наверное, каждый чувствует здесь, на месте, освященном жизнью праведника, особую близость Божию, ибо молитвы святого привлекли к этой земле благословение Господне, приклонили к ней само небо. Здесь, в этих местах он молился, неподалеку ловил рыбу, шил шубы для жителей Меркушино и окрестных деревень, здесь же окончил он свои дни и был погребен рядом с храмом во имя Архистратига Божия Михаила, в 1642 году. Через 50 лет произошло чудесное восхождение его мощей, а в могиле открылся цельбоносный источник. И потекла от новоявленного святого река благодатных исцелений. Слава нового угодника Божия росла, и в 1704 году его мощи торжественно были перенесены в город Верхотурье. С тех пор стали звать его Симеоном Верхотурским, а до этого все знали его как Симеона Меркушинского. До революции почитание святого Симеона в России было практически повсеместным. Количество паломников, прибывающих на поклонение его святым мощам из урало-сибирских, а также Новгородской, Тверской, Петербургской, Архангельской и других европейских губерний, составляло, по оценкам современников, в конце XIX в. – 50 тыс., в начале ХХ в. – 60 тыс., а в годы первой мировой войны – 90-120 тыс. человек ежегодно.

http://sobory.ru/article/?object=01236

С каждой иконой связана своя история Встречи со святыми – как с хорошими людьми: порой происходят самым неожиданным образом. Например, мой земляк из Тбилиси – преподобный Гавриил (Ургебадзе) – приехал своей иконой в Пафнутьев-Боровский монастырь с девушками-певчими из храма Святой великомученицы Варвары в Тбилиси, которые, узнав, что у меня нет иконы одного из самых почитаемых грузинских святых, немедленно подарили мне его икону – и еще банку аджики с тбилисского рынка. Аджику мы с друзьями-монахами быстро съели, а икону я привез домой. Красного угла с лампадой у меня дома нет, иконы просто стоят на полке в книжном шкафу. И она вся давно уже занята. Вот преподобный Пафнутий, Боровский чудотворец – подарок братии, вот святой праведный Симеон, Верхотурский чудотворец, в чьем монастыре мы с женой жили и молились, прося святого благословения на наш брак. Вот старинная икона Богородицы «Казанская», доставшаяся мне в наследство от моих прадедов. Икона преподобного Серафима из Дивеево, преподобного Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой лавры, икона преподобного Далмата Исетского, к которому я езжу на престольный праздник в свой день рождения. А еще образ святителя Игнатия (Брянчанинова) – благословение духовного отца на литературные труды, икона Богородицы со Святой Горы Афон и много других. С каждой иконой связана своя история, воспоминания о святых местах, в которых довелось побывать, и о людях – искренних, верующих добрых людях, которых я встретил возле этих святынь. Все родные и все любимые. Смотришь на Валаамскую – и молишься за друга детства, афонского монаха Андрея, который когда-то был на Валааме послушником. Вздыхаешь перед Абалакской – и поминаешь батюшку Зосиму, теперешнего духовника Тобольской семинарии, с которым ходил крестными ходами вокруг монастыря… Когда места для иконы преподобного Гавриила не нашлось, я в простоте решил отнести ее в храм, потому что духовными сокровищами надо делиться. Это ведь не пачка денег, чтобы ее под подушкой прятать и трястись над ней, как бы не украли: святыня – она для всех. Тем более такая – из самого сердца моей родной Грузии.

http://pravoslavie.ru/116943.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010