Затем прозвучало слово митрополита Волоколамского Илариона: «Ваши Высокопреосвященства, дорогие собратья архипастыри, уважаемый Александр Дмитриевич, дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Я очень рад, что в этот день, когда исполнилось 30 лет моего служения в священном сане, мы собрались в сем святом храме, где по благословению Святейшего Патриарха я несу свое пастырское служение, чтобы вместе совершить Божественную литургию и у престола Божия прославить Подателя всех благ Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Который каждому из нас подает все необходимое для спасения. Сегодня в евангельском чтении мы слышали слова Спасителя, обращенные к Его апостолам: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). Кажется, трудно подобрать более подходящую цитату из Священного Писания для служения председателя Отдела внешних церковных связей, которому приходится руководствоваться этим заветом Господа Иисуса Христа фактически на ежедневной основе. Мне радостно, что из пятидесяти лет моей жизни тридцать я предстою престолу Божию в священном сане. Это большая привилегия, большая честь, большая радость и, конечно, огромная ответственность, потому что со священников Господь спросит не так, как с обычных людей Он спросит за каждое их слово, за каждое их дело. Священническое служение превышает человеческие силы, но неслучайно Господь Своим ученикам сказал: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (Мк. 13:11) . И мы, священнослужители, чувствуем помощь Святого Духа в нашем служении изо дня в день. Так случилось, что свой монашеский постриг я принял тоже 30 лет назад в Свято-Духовом монастыре в Вильнюсе. По благословению Святейшего Патриарха в связи с этой датой я посетил обитель, с которой продолжаю чувствовать живую связь. Может быть, неслучайно именно в Свято-Духовой обители произошел мой постриг, и в ней же 30 лет назад совершилось мое рукоположение, потому что помощь Святого Духа в служении я ощущал на всех моих путях.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4940426...

12 июля. День апостолов Петра и Павла. [Апостолов Петра и Павла объединяет многое. И их самоотверженный труд в деле распространения Евангелия по всему миру. И то, как ревностно проповедовали они Слово Божие людям в самых разных концах земли. В этот день Церковь прославляет духовную твердость апостола Петра, воспевая отрекшегося от Христа, но потом покаявшегося; и разум апостола Павла, воспевая образ сопротивлявшегося проповеди Христа и потом уверовавшего]. Ил.: Апостолы Петр и Павел. Икона XVI века. - С.4; 23 июля. День памяти прп. Антония Печерского. [Преподобный Антоний родился в 983 году недалеко от Чернигова, в Любече. С юных лет он желал посвятить себя служению Богу. Как только к тому появилась возможность, он ушел на Святую Гору Афон, где принял постриг. Видя святость жизни подвижника и по внушению от Бога, игумен афонского монастыря отправил Антония обратно на Русь, чтобы и там тоже появилось истинное монашество. Ни один из уже существующих монастырей святого не устроил, а потому он поселился в пещере, ранее выкопанной священником Иларионом на одном из холмов Киева. Здесь преподобный продолжил свои монашеские труды, слава о которых вскоре облетела всю Русь, так что к нему стали приходить со всех краев. В дальнейшем вокруг Антония собралась община учеников, образовалась монашеская обитель. Преподобный поставил над ними игумена, а сам удалился в новую пещеру, но и вокруг той скоро стали селиться новые иноки. Так возникли Ближний и Дальний пещерные монастыри. В дальнейшем из них выросла Киево-Печерская лавра]. Свято-Успенская Киево-Печерская лавра. Фото священника Игоря Палкина/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.  - С.5. 7 июля. Рождество святого Иоанна Крестителя. [Мать Иоанна Крестителя, праведная Елисавета, была близкой родственницей Девы Марии и вынашивала будущего Предтечу в то же время, когда Богородица носила под сердцем Богомладенца Христа. По внушению Святого Духа еще во чреве матери Иоанн узнал своего Господа, когда беременная Мария пришла в гости к беременной Елисавете: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем (Лк 1:41–44)]. Ил.: Приветствие. Эвелин Де Морган, 1883. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-243-...

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,  2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Свернуть Комментирует священник Стефан (Домусчи) День памяти святых Священномученик Пионий, пресвитер Смирнский, и иже с ним (250) Рассказ о священнике города Смирны (ныне Измир), который готовился к мученической кончине постом и молитвой, слушайте на радио «Вера» . Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский (639) Краткое житие соавтора книги «Луг духовный» слушайте на радио «Вера» . Преподобный Софроний, затворник Печерский, в Дальних пещерах (XIII) Он жил в темной пещере, ежедневно прочитывал всю Псалтирь и всегда носил на себе власяницу и железный пояс. В каноне преподобным Дальних пещер изложен затворнический подвиг святого подвижника, удостоившегося слышания ангельского пения. Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский, чудотворец (1458) Слушайте рассказ о епископе-аскете на радио «Вера» . Преподобный Алексий Голосеевский, Киевский, иеромонах (14 апреля 1840 — 24 марта 1917) Преподобный Алексий Голосеевский родился в первый день Пасхи, в многодетной дворянской семье Шепелевых, которой покровительствовал Киевский митрополит Филарет Амфитеатров. До 13 лет мальчик был немым. На Пасху 1853 года владыка Филарет благословил матери прийти с сыном на вечернюю службу в его домовую церковь. На третье приветствие митрополита «Христос воскресе!» мальчик ответил: «Воистину воскресе!» Читать житие После исцеления его отдали на воспитание в Киево-Печерскую лавру. Когда мальчик остался сиротой, заботы о его воспитании владыка Филарет взял на себя. После обучения в Киево-Печерской лавре, в 19 лет послушник принял монашеский постриг с именем Алексий, был рукоположен в сан диакона, а затем священника. В Киево-Печерской лавре отец Алексий прожил более 38 лет, в ее скиту, Голосеевой пустыни, — более 20 лет. Господь удостоил его дара прозорливости. Среди духовных чад старца были митрополиты и наместники монастырей, монашествующие и миряне, дворяне и интеллигенты, студенты и крестьяне.

http://foma.ru/pervaja-nedelja-velikogo-...

( < < back) В практике Греческой Церкви причастие обычно отделено от исповеди, так как право исповедовать имеют лишь некоторые, самые опытные священники. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > У греков со времён турецкого владычества сохранился обычай крестить только середину груди. Тогда это было вызвано опасностью преследований со стороны мусульман, теперь так крестятся в силу привычки. ( < < back) «Не враг поносит меня, — это я перенёс бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой…» (Пс. 54:13–14). ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Троглодитами древние греки называли коренных жителей Эфиопии, Ливии, Кавказа, Скифии и других стран, которые, в отличие от них, жили не в городах, а в пещерах. ( < < back) В Греческой Церкви — сборники житий святых, соответствующие русским Четьям Минеям, но написанные более кратко. ( < < back) < >< back) > Песнопение, которое поётся на утрени после канона. Для него обычна тема света, откуда его другое название «светилен». ( < < back) < >< back) > В Греческой Церкви Символ веры и молитва «Отче наш» на литургии всегда читаются или самым почётным лицом, или всем народом. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > Ср. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). ( < < back) Согласно Уставу, вечерня всегда должна служиться вечером, но в нынешней практике Греческой и Русской Церквей в день Пятидесятницы она обычно совершается сразу после литургии. ( < < back) У слова «покаяние» в греческом монашеском лексиконе есть ещё значение «монастырь, в котором принят постриг». ( < < back) Монах Иосиф Ватопедский. «Блаженный послушник. Жизнеописание старца Ефрема Катунакского». В русском переводе книга издана московским подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 2004 г. ( < < back) Участник монашеского движения колливадов, во главе которого стояли преподобные Никодим Святогорец, Макарий Коринфский и Афанасий Парийский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

А когда я принял монашеский постриг, мне было дано указание самому организовать хор. Впоследствии мы с отцом Матфеем пели антифонно: он — на правом, я — на левом клиросе. Когда же он создавал концертный хор, то большая часть моего хора входила в его состав, и он с ней работал. Отец Матфей был человек очень горячий. Это мы все очень сильно чувствовали: огонь, а не человек. Вихрь. Оказаться рядом с ним было порой страшно. Когда он подходил к тебе во время спевки, все холодело внутри и трепетало, особенно если ты что-то неправильно поешь. Но в жизни он был удивительно добрым человеком. По-настоящему, по-кавказски гостеприимным: всякий раз, когда я приходил к нему в келью, он доставал все, что у него было, хотя… у него и не было почти ничего. Самые главные его богатства — это были ноты. Все остальное, что ему дарили, он передаривал, раздавал. Деньги, которые он получал в заграничных поездках, отдавал своим родственникам. Он действительно был настоящим монахом. Весь свой успех, все, чего он достигал, он относил к преподобному Сергию. Он так и говорил: «Пойду к преподобному Сергию, попрошу, он не оставит». Так и было. Отец Матфей сыграл огромную роль в моей судьбе. Именно он настоял на моем переходе в Сретенский монастырь . Зная о том, что в Сретенском монастыре не было регента, он буквально насильно по телефону соединил меня с его наместником отцом Тихоном (Шевкуновым) и таким образом предопределил мою дальнейшую жизнь. Благодаря его авторитету и его молитвам у меня сегодня есть то, что есть. И путевку в жизнь, в церковную жизнь, мне дал именно отец Матфей. У нас были разные отношения, сложные. Был период, когда мы несколько месяцев не здоровались. Я следовал его примеру не только в управлении хором, но и в конкретных жизненных ситуациях. Он был тверд — и я был тверд. Он был принципиален — я не отставал. И вот, даже пошел на то, что мы прервали отношения на несколько месяцев. И в то же время в течение всех этих месяцев удивительная связь сердец все равно чувствовалась. Когда наступила Страстная, мы помирились: разрыв показал нам ценность наших отношений.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1638869...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Корнилию (Синяеву), епископу Волгодонскому и Сальскому 11 сентября 2011 г. 14:00 11 сентября 2011 года за Божественной литургией в Троицком соборе г. Щелково Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  возглавил хиротонию архимандрита Корнилия (Синяева) во епископа Волгодонского и Сальского. По окончании богослужения Святейший Владыка вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и обратился к нему с напутственным словом. Преосвященный епископ Корнилий! Ныне во время Божественной литургии, совершенной в Троицком храме города Щелково, ты сподобился возложением рук преемников апостольских тайнодейственно воспринять великую благодать архиерейства, облекшись, как и ученики Спасителя в день Пятидесятницы, «силою свыше» (Лк. 24:49). Этот нетварный Божественный дар да озарит и просветит все твое человеческое естество, подавая крепость и разумение, ревность и терпение в совершении многотрудного дела епископского служения. Бережно храни сие безмездно полученное благодатное сокровище. Будь для верных образцом жизни по духу, ибо «помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир» (Рим. 8:6). Свидетельствуй об Истине и обличай неправду, стремись всегда неотступно исполнять заповеди Господни, призывая к тому других, научая благочестию и вере. Следуй завету Апостола о том, что «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением» (Тит. 1:7-9). С младых лет ты возлюбил Господа и Его Святую Церковь и, еще, будучи юношей, решил посвятить всю свою жизнь Богу, приняв в Псково-Печерской обители монашеский постриг. Премудрым Промыслом Вседержителя тебе довелось нести различные послушания в Самарской епархии. Много внимания уделяя храмостроительной деятельности, ты стремился к образованию новых приходских общин, взаимодействуя с местной властью. В настоящее же время Священный Синод, поручая тебе в управление Волгодонскую и Сальскую епархию, возлагает на тебя гораздо более высокую ответственность.

http://patriarchia.ru/db/text/1620024.ht...

В брачном церковном праве сформулированы условия заключения и расторжения церковного брачного союза. Отдельные отрасли церковного права регулируют взаимоотношения Православной Церкви с инославными конфессиями и взаимоотношения Церкви и государства. 2. Состав Церкви В едином Теле Христовом каждый член имеет свое призвание и служение. Апостол Павел учит: «Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова. И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф 4:11–12 ). При этом различие в служениях не нарушает единства Церкви, поскольку «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же» ( 1Кор 12:4–5 ). Уже в апостольские времена в Церкви начали формироваться особые церковные служения, поставление на которые требовало специального посвящения через возложение рук. Эти посвященные впоследствии стали называться Основными областями, в которых осуществляется служение клириков, являются: совершение богослужений и церковных таинств, церковное управление, научение народа Божия догматам веры. Клирики разделяются на два разряда: священнослужителей и церковнослужителей. К разряду священнослужителей относятся епископы, священники и диаконы. К разряду церковнослужителей относят иподиаконов и чтецов. Членов Церкви, не входящих в клир, принято называть мирянами. Они участвуют в жизни Церкви, прежде всего через участие в богослужении и таинствах, но могут по благословению Священноначалия выполнять и различные служения, в том числе связанные с церковным управлением и катехизацией (обучением основам веры). Начиная с IV века, в Церкви появляется особая категория членов Церкви — монашество, связанное не с церковным служением, а с особым образом жизни, основанном на отречении от мира и принятии обетов целомудрия, нестяжания и послушания. Вступление в монашество происходит через особое священнодействие — монашеский постриг. Монахи также могут принимать священный сан и становиться клириками.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Важнейшей задачей для христианина становится сохранение образа Божия «Последовала еси Христу» – подвиг отшельничества, который несла преподобная Мария Египетская в пустыне за Иорданом, был в полной мере монашеским. Она стала примером для монахов последующих столетий, несмотря даже на то, что над ней не совершался постриг. Одной из ключевых идей монашества является максимальное уподобление Господу Иисусу Христу. Это соответствует словам святого апостола Павла: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14). Временность плоти и забота о вечной душе В тропаре гимнограф воспевает преподобную Марию: «Деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо (делами своими учила презирать плоть, ибо она прейдет), прилежати же о души, вещи безсмертней». Сама тема презрения плоти чрезвычайно сложна. Богословие древней Церкви, не отрицая философское наследие Платона, утверждало превосходство духа над телом. Такие идеи мы часто встречаем в святоотеческих творениях IV–VIII столетий. «В особенности зависели от него (Платона. – Л.М., С.К. ) в своей терминологии Дионисий Ареопагит и Григорий Назианзин», – поясняет Ярослав Пеликан . Однако не следует искать в рассматриваемом тропаре следы платонического спиритуализма. Временность плоти и пренебрежение ею в данном контексте рассматриваются через призму слов апостола Павла в Послании к римлянам: «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8, 1–2). Под «плотью» в контексте тропаря следует понимать житейские и материальные потребности, удовлетворением которых озабочен человек, живущий интересами мира сего. Для отшельника же заботы о мирском и телесном благополучии бессмысленны. Непостоянные и преходящие, блага мира сего играют с человеком злую шутку, оказываясь, на первый взгляд, более предпочтительными, чем конечная цель пути – единение с Богом. Поэтому отвергнуть плоть означает – отвергнуть житейские привязанности к временным благам, не позволить им обладать собой.

http://pravoslavie.ru/138674.html

Во время Таинства читается Послание апостола Павла к Римлянам: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 3). Для каждого крещаемого была совершенно очевидна реальность сопогребения со Христом, умирание ветхого человека и воскресение его в обновленной жизни. До сих пор на Рождество, на Крещение, на Пасху и на праздник Святой Троицы вместо Трисвятого в храмах поется: «Елице во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» Происходит это в те самые дни, когда по обычаю Церкви совершалось крещение оглашенных. Равноапостольный царь Константин Великий принял крещение только на смертном одре. Парадоксально, но, даже открывая Первый Вселенский Собор и провозглашая христианскую империю, он был еще не христианином, а лишь оглашенным. Он долго не мог принять крещение, потому что его совесть была обременена множеством грехов: Константин воевал, наказывал преступников, проливал кровь. Он не мог сочетать жизнь по Евангелию с исполнением обязанностей правителя. Любопытен случай, происшедший со святителем Амвросием. Когда надо было поставить епископа в Медиолане (современном Милане), выбор благочестивых христиан пал на Амвросия. Он воспитывался в христианской семье, бабка приняла мученическую смерть за Христа, его сестра была монахиней, возглавляя общину девственниц, а сам он до сорока лет был не крещен. Лишь после того, как его выбрали епископом, он за четыре дня прошел все степени посвящения: в первый день его крестили, во второй — рукоположили во дьяконы, в третий — в священники, а в четвертый он в одежде крещаемого принимал посвящение в епископы, потому что по древней традиции новообращенные в течение девяти дней носили белые крестильные одежды. Я уже не говорю о таких замечательных подвижниках, как Григорий Богослов (329–389), чей отец был епископом, Василий Великий (ок. 330–379) и Иоанн Златоуст (ок. 347–407), крестившихся, когда им было не менее тридцати лет. Крещение в те времена воспринималось почти как монашеский постриг: рождался другой человек, живший совершенно иной жизнью, отрекшийся от мира и полностью посвятивший себя Христу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2345...

Возлюбленные братья и сестры! Это наставление нашим выпускникам, потому что не по сану, не по облачениям, не по церковным наградам люди судят о пастыре на приходе, а по его молитвенности и по тому, как он сам подает пример служения Богу, Церкви Христовой и людям. И, наконец, в Святом Евангелии от Матфея сегодня говорилось о том, что Господь пришел спасти всех. Он часто употреблял притчи, которые были понятны людям. В них давались какие-то картины из жизни. И сегодня мы слышали притчу, когда Он сказал: " Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, … то он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся " (Мф. 18:12-13). И заключает: " Так, нет воли Отца нашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих " (Мф. 18:14). Это слово в первую очередь обращено к пастырю. Потому что радоваться надо, что его в церкви окружают " девяносто девять овец " . Однако сколь многие находятся вне стада Христова! И сколько нужно употребить усилий, чтобы найти и вернуть их! Сегодня в условиях свободной России, нет никаких препятствий, чтобы священник вышел за порог храма, чтобы искать заблудших. И велика его миссия в том, чтобы успешным был этот поиск. Поэтому это евангельское повествование дает сегодняшним выпускникам широкую программу — священникам на приходе придется не только совершать богослужение, не только реставрировать порушенные святыни, не только строить новые храмы и воскресные школы, но идти и искать заблудших. А это очень ответственная и тяжелая миссия: много преград, духовных стен воздвигнуто на пути к храму Божию. И милость Божия, что наши духовные школы готовят сегодня много " духовных пастухов " , которые ищут заблудших овец». После богослужения в семинарской трапезной состоялся праздничный обед, а затем в актовом зале начался торжественный выпускной акт. С докладом по итогам 2012/2013 учебного года выступил ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин. В прошедшем году в жизни семинарии произошли серьезные изменения, главным из которых стал переезд в новое здание. В семинарии сменился ректор — духовное учебное заведение возглавил архиерей, воспитанный в его стенах. Также в этом году состоялся первый выпуск двухгодичных миссионерско-катехизаторских курсов для мирян. В течение учебного года на разных курсах семинарии были совершены 10 диаконских и 6 пресвитерских хиротоний и один монашеский постриг. Окончил курс обучения 51 человек — 8 на очном и 43 на заочном отделении.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3069006...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010