«Расстрижение»афонских иноков одесскими чиновниками происходило с применением физической силы. Очевидец так описал»процесс переряжения монахов в обычных мирян»под руководством околоточных и помощника пристава:«Добираются до так называемого»парамана»   , и разыгрывается там сцена.«Нет, — твердо заявляет имяславец. — Этого я не дам, поклялся пред Богом всю жизнь носить его». Но в ответ следует распоряжение»снять», и четыре дюжих руки освобождают монаха от последнего доказательства его принадлежности к монашеской братии»   . Расстриженные монахи из тех, кто не угодил в тюрьму, были»направлены по проходным свидетельствам в мирском одеянии для водворения на родину по местам прописки»   . Некоторые возвращались на родину в подрясниках, обрезанных выше колен: в таком виде они напоминали»бывших людей»   . Расстригая афонских иноков и снимая с них монашеские одежды, одесские чиновники исполняли Определение Святейшего Синода за 5967 от 6–9 июля 1913 года: согласно этому Определению, признанными в монашеском звании могли быть только те иноки, которые получили постриг в России, до отправки на Афон; постриг, полученный на Афоне, вообще не признавался. Формальным основанием для такого необычного разделения монахов по месту пострига являлся синодальный указ от 19 марта 1836 года, согласно которому»русские подданные, получившие монашеское пострижение на Афоне, в России не признаются, доколе не выполнят трехлетнего послушнического искуса в одном из российских монастырей»   . Синод распорядился не допускать высланных афонцев в монастыри и запретить носить монашеские одежды; постриженных в России или впоследствии признанных Синодом было решено направить в Одесские подворья афонских монастырей   . Эти инструкции и были исполнены одесскими гражданскими чиновниками. За ходом операции по расстрижению афонских иноков наблюдал направленный в Одессу 11 июля директор канцелярии обер–прокурора Святейшего Синода В. И. Яцкевич. Согласно газетным сведениям, Патриарх Константинопольский Герман, один из виновников»афонской трагедии», направил в российский Синод протест против превращения изгнанных с Афона иноков в мирян   , однако в данном случае Синод предпочел проигнорировать мнение Константинопольского Патриарха, а также присоединившихся к этому мнению Патриархов Иерусалимского и Антиохийского   . Впрочем, канцелярия Святейшего Синода опровергла сообщения газет о протестах Патриархов   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Рубрики Коллекции «Женщину отправили домой как безнадежную. И она приняла монашеский постриг». Онколог про чудеса с больными 6 мин., 02.04.2024 Поделиться Юрий КОВАЛЕНКО гепатобилиарный хирург, онколог, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского Я отчетливо помню тот момент из детства, когда сильно заболел. Кажется, воспалением легких. Мне тогда было лет восемь или девять. Я лежал в кровати, а рядом сидела мама и утешала, говорила, что скоро всё пройдет. Но на самом деле, как я сейчас понимаю, дело было плохо: мне не хватало воздуха, я задыхался и синел. В доме была жуткая паника, и мама буквально выставила всех домашних из комнаты, а сама осталась со мной. И пока мы ждали скорую, чтобы подбодрить меня, она рассказала мне про чудесного доктора-хирурга — главного врача районной больницы. И тогда у меня впервые возникло непреодолимое желание стать хирургом, похожим на этого замечательного врача. С того времени и появилась цель моей жизни — помогать людям быть здоровыми. А однажды, когда я был еще подростком, в моей жизни произошло непоправимое событие: умер горячо любимый мною дедушка. Мне казалось, что мир во мне пошатнулся. Смысл жизни потерялся, было лишь ощущение полной пустоты. Все детство я провел в окружении жертвенной любви и заботы не только родителей, но и бабушки с дедушкой. Дедушка так сильно любил нас с братом, что был для меня словно большое солнце, излучающее золотые лучи света. И вдруг это солнце перестало светить. Именно тогда я впервые стал искать смысл бытия. И он не заставил себя ждать. В мою жизнь пришел Христос. А вместе с Ним — смысл, радость и осознание того, что дедушка сейчас с Богом, в вечности. И чем старше я становился, тем больше понимал: медицина — то, чему я хочу посвятить жизнь. Но когда пришло время поступать, начались испытания. Сдать экзамены и поступить с первого раза, если ты из глубинки, было практически невозможно. Я знал ребят, которые выросли в семьях врачей и при этом поступили со второго, а то и с третьего раза. А одна моя знакомая — и вовсе с пятого! Поэтому вокруг я слышал только одно: «шансов почти нет», «сильно не расстраивайся, когда не поступишь», «будь готов к этому». Но, тем не менее, у меня была сильная уверенность: все получится, ведь Господь мне поможет. Так и случилось. Я поступил в институт с первого раза, что осталось загадкой для моих знакомых.

http://foma.ru/zhenshhinu-otpravili-domo...

Спасенные в Таиланде дети временно станут монахами в память о погибшем дайвере 19 июля, 2018. Новостная служба Монашеский постриг, который практикуется в тайском буддизме, примут десять мальчиков и их тренер 20 июля. ПРАВМИР. Спасенные из пещеры в Таиланде дети почтут память погибшего во время спасательной операции дайвера. Во время официальной пресс-конференции они выразили соболезнования родным 38-летнего бывшего спецназовца ВМС Самарна Пунана, погибшего во время спасательной операции. “Мы чувствуем себя виноватыми в его смерти. Виноваты перед его семьей”, — рассказал Экапол Чантавонг. Мальчики написали письма благодарности родным дайвера. Они заявили, что приняли решение временно постричься в монахи в память о погибшем водолазе, сообщает тайский телеканал TNN 24 . Практикуемый в тайском буддизме временный монашеский постриг примут десять мальчиков и их тренер. Двое подростков-футболистов исповедуют христианство и ислам, они выразят свою благодарность участникам спасательной операции так, как это принято в их религиях. Юношеская футбольная команда из двенадцати детей и их 25-летний тренер Еккапол Чантавонг 23 июня зашли в пещеру Тхам Луанг Нанг Нон на экскурсию. Выйти из не они не  смогли, так как из-за ливневых дождей вход оказался заблокирован. Детей нашли живыми через девять дней, после этого началась сложная спасательная операция во время которой  погиб  дайвер Самарн Пунан. За три дня все дети были  выведены  на поверхность дайверами. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 июля, 2018 4 июля, 2018 5 июля, 2018 1 мая, 2024 20 марта, 2024 8 февраля, 2024 4 октября, 2023 7 сентября, 2023 11 августа, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/spasennyie-v-tailande-...

«Я лично считал своим долгом путем личного примера в духовной жизни и исполнения монашеских обязанностей воздействовать на окружающую среду и людей, слабых в вере… Я объединял то ссыльное монашество, которое приходило ко мне. Как епископ, считал своим долгом оказать им моральную поддержку в условиях ссылки, помочь им сохранить свой облик…» Однако следователи нашли массу «доказательств» злонамеренности арестованных. В конфискованных письмах было обнаружено и название организации – «Священная дружина». Напрасно владыка Герман доказывал, что речь в письмах к епископам шла о священной дружине иноков: духовенство советовало владыке Герману не организовывать священных дружин, то есть не совершать постригов в монашество. Переписка завязалась из-за желания Марии Шаламовой принять монашеский постриг. Но, учитывая настоящие условия церковной действительности, владыка Герман рекомендовал одиноким женщинам подражать подвижницам «института первохристианских диаконисс», то есть вести аскетическую жизнь, совершая под руководством духовного отца определенное монашеское правило. Как ни пытались чекисты, они не смогли заставить владыку оговорить кого-либо: «Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю. Ссыльное духовенство Сыктывкара, правда, группировалось вокруг меня, но не для антисоветской работы, а исключительно в религиозных целях и в силу моих религиозных убеждений. Собиралось же духовенство только как любители духовного пения, для чего при Кочпонской церкви был организован кружок любителей церковного пения…» Измученного трехмесячными допросами владыку Германа постановили расстрелять. Мария Шаламова Отец Прокопий и Мария Шаламовы Выше мы упомянули о том, что переписка владыки Германа с епископами началась из-за желания Марии Шаламовой принять монашеский постриг. Прокомментируем эту ситуацию. Сайт «Православие.ру» уже рассказывал о трагической судьбе священника села Вотча отца Прокопия Шаламова . После его расстрела на окраине Сыктывкара, в местечке Дырнос дор, его супруга, Мария Шаламова, переселилась в село Кочпон. Нелегко представить себе ее состояние после гибели мужа. Впрочем, вот как она сама о том времени рассказывает в письме архиепископу Николаю:

http://pravoslavie.ru/101017.html

В селе, начиная с 1970-х годов, самоубийства совершали целыми семьями. Практически каждый месяц люди добровольно уходили из жизни. Тенденцию удалось переломить после того, как бывший совхозный агроном Галина Нейман приняла монашеский постриг и основала приход. Православной монахине удалось остановить волну суицидов жителей села Отважное в Амурской области. В селе, начиная с 1970-х годов, самоубийства совершали целыми семьями. Практически каждый месяц люди добровольно уходили из жизни. Тенденцию удалось переломить после того, как бывший совхозный агроном Галина Нейман приняла монашеский постриг и основала приход. Г.Нейман, а ныне матушка Домникия, приехала в село около 40 лет назад. Ее старший сын отслужил в армии, женился и однажды повесился, оставив после себя двоих малолетних детей. Женщина стала ходить в храм и решила основать приход на месте полуразрушенного здания совхозной конторы. На ремонт уходила вся ее пенсия. При этом инициатива матушки не нашла поддержки среди односельчан, которые оскорбляли ее и даже плевали в лицо. В ответ она читала Иисусову молитву. После открытия прихода люди стали креститься целыми семьями. Те, кто плевал в лицо монахине, принимали таинство одними из первых. Жители села перестали добровольно уходить из жизни. За три последних года руки на себя наложил всего один человек, не выдержав мук онкологии. Источник: Интерфакс-религия Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/monaxinya-ostanovila-c...

Наталья Модестовна в своем имении построила больницу и начальную школу для крестьянских детей, устраивала праздники для крестьян. По характеру была замкнутой, любила уединение. Её брат Николай Модестович умер в 1892-м году, 30-ти лет, оставив вдову с двумя детьми. Наталья была очень дружна с невесткой, Еленой Илиодоровной Фредерикс (урожденной Шидловской), помогала ей растить своих племянников – Дмитрия и Владимира. Замуж Наталья Модестовна не выходила. Зиму обычно проводила в Петербурге, а на лето выезжала либо в Знаменовку, либо в Крым. Живя в имении, много читала, писала акварельные этюды, сажала цветы и деревья, занималась хозяйством. Так продолжалось долгие годы, пока её размеренная, спокойная жизнь не была нарушена начавшейся Первой мировой войной. С началом войны Наталья Фредерикс поступила на курсы медсестер; какое-то время трудилась хирургической сестрой в Царскосельском Дворцовом госпитале, затем отправилась на фронт в составе 4-й армии в качестве сестры милосердия санитарно-питательного поезда имени Великой княгини Елизаветы Федоровны. За самоотверженный труд 9.11.1915 г. Наталья была награждена серебряной медалью «За усердие» на Аннинской ленте. Повидав все ужасы войны, она с покаянием обратилась к Богу и приняла тайный монашеский постриг 2 . Повидав ужасы войны, она обратилась к Богу и приняла тайный монашеский постриг После революции Наталья Модестовна осталась в России, в то время как другие ее родственники эмигрировали. Видимо, жила в своем имении Знаменовка до тех пор, пока у нее новая власть его не отобрала. Сама она свидетельствовала, что революция «освободила ее от собственности». Наталья Модестовна вернулась в Петроград и в начале 1919 года поступила на работу библиотекарем в Педагогический институт дошкольного образования, где работала до июля 1919 года. Вела скромный и уединенный образ жизни, посещала богослужения. Первый раз была арестована 11 июля 1919 года как бывшая баронесса и постановлением Петербургской ЧК от 11.07.1919 года «направлена вместе с делом в ВЧК 24/У11-19 для заключения в Московский лагерь». Проведя полгода в подмосковном лагере, в феврале 1920 года была освобождена. С осени 1920 года до конца 1922 года снова в том же институте работала библиотекарем, но была уволена по сокращению штатов. Оставшись без всяких средств к существованию, бывшая богатая помещица зарабатывала на жизнь, давая детям частные уроки.

http://pravoslavie.ru/157927.html

Монашеский постриг К тому, что я тебе уже сказал, хочу прибавить только несколько слов: Христос говорил о тяжелом кресте, который мы должны взять на себя, – о Кресте Любви; и один из Его учеников сказал: «Но кто же тогда может спастись?..» Христос ответил: «Невозможное человеку возможно Богу...» ( Мф.19:25–26 ). Ты сейчас поднял на себя «невозможное» делание: следовать за Христом, куда бы Он ни пошел, следовать за Ним на всех Его земных путях; и ты принял от Него обетование, что чашу, которую Ему надлежит пить, Он разделит с тобой, и в то испытание, в которое Он был погружен, Он дарует тебе погрузиться с Ним. Будь же готов к тому, что Он поведет тебя во мрак Гефсимании, чтобы оказаться перед лицом не только мгновенной физической смерти, но туги смертной того, кому понятен весь ужас этой смерти. И дальше, через все то, о чем мы читаем в Евангелии о страстных днях, поведет Он тебя, чтобы вместе с Ним ты умер смертью, которую ты символически принял в Крещении, и смертью, которую ты избрал теперь, через монашеский постриг. Поведет Он тебя и во ад, ибо ты – Его священник, и ты призван идти в самые глубокие, самые мрачные закоулки жизни, чтобы высвободить из ада тех, кто находится в плену у дьявола и у зла. Но завершение всего и не Гефсимания, и не страстные дни, не леденящий душу крик: “Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?” ( Мф.27:46 ), и не сошествие во ад, но славное Воскресение и Вознесение. Ты сейчас начинаешь этот путь; всякий, кто произносит слова, кратко начертанные на параманте: “Аз язвы Господа моего на теле моем ношу” ( Гал.6:17 ), обращается к Нему, прося дать ему силы, и Христос отвечает: «Довольно тебе благодати Моей: ибо сила Моя совершается в немощи...» И Павел, ликуя, восклицает: И потому я буду хвалиться только немощами моими, дабы все было благодатью Господней... ( 2Кор.12:9 ). Тебе была вручена надломленная свеча, чтобы ты помнил слова Христа, что Он льна курящегося не угасит и тростника надломленного не переломит. Помни это всегда, потому что будут минуты, когда ты почувствуешь, что ты так надломлен – вот-вот сломишься, и будут минуты, когда ты почувствуешь, будто всякий свет угас. Не верь этому:

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

«И трудными подвигами испытывая их суждения, чтобы безопасно допустить их, если найдем в них некоторую твердость, а в противном случае отослать от себя, пока еще не приняты; и таким образом испытание их сделать безвредным для братства» (Там же. С. 299). «Решение делает настоятель с ведома однако же братий. 112-е правило из кратких говорит: если кто приступает к жизни по Богу, то следует ли настоятелю принимать такового без ведома братий, или должен он сначала им предложить о сем? Господь учит, что ради кающегося созываются други и соседи (Лк. 15: 6). Посему тем паче необходимо принимать приходящего с ведома братии, чтобы они вместе возрадовались и помолились» (Там же. С. 300). «Начало торжественному обету безбрачия для монахов положил святитель Василий Великий» ( Пальмов Н. Пострижение в монашество. Чины пострижения в монашество в Греческой Церкви. Киев, 1914 С. 27). Арранц М . Византийский монашеский постриг. Исторический опыт//Избранные сочинения по литургике. Т. 4. Рим; Москва: Папский восточный институт, 2003. С. 27. «Святитель Василий не школу для мирян заводил, а имел рассадник будущих иноков. Дети принимались в обитель как отрекающиеся от мира, только произнесение обета было отлагаемо до полного возраста. Поступление в иночество было их настоящее дело, а удаление в мир – случайность, исключение из общего правила» (Там же. С. 303). «В “Слове о подвижничестве” Василий Великий внушает монахам: “Будем внимать себе, чтобы, поступая в чем-нибудь недостойно обета, не подпасть одному суду с Ананией», а также: «Не дав еще обета строгой жизни, можно желающему, согласно с дозволением и законом, вступать в житейские связи, предаваясь брачному союзу, но кто произнесет уже свой обет, тому надобно соблюдать себя для Бога как одно из священных приношений» ( Пальмов Н. Пострижение в монашество. С. 27). «На каждого принятого в братство и потом нарушающего произнесенный обет надобно смотреть как на согрешившего Богу, пред Которым и Которому он произнес исповедание согласия своего. “Аще же, – сказано, – согрешит кто Богу, кто помолится о нем?” (1 Цар. 2: 25). Посвятивший себя Богу и потом бежавший к другому роду жизни стал святотатцем , потому что сам себя похитил и присвоил себе Божие приношение. Таким справедливо не отворять уже дверей братства, если бы даже только мимоходом пришли они и попросили крова. Ибо ясно правило Апостольское, которое повелевает нам удалять всякого бесчинного человека и не присоединяться ему, да посрамится (2 Сол. 3: 14)» ( Арранц М. Византийский монашеский постриг. С. 303).

http://pravoslavie.ru/30912.html

Теперь мы можем приступить к разбору собственно формы чинопоследования монашеского пострига. При этом надо помнить, что «формальный» подход сам по себе имеет смысл только в связи с содержательной стороной таинства. Во-первых, и на это мы уже указывали, закон молитвы определяется законом веры. Т. е. форма чинопоследования, как она принята Церковью, непременно является отражением того мистического содержания, которое таинство видимым образом проявляет. Иначе, если под формой не скрывается соответствующее ей содержание, мы рискуем получить лишь театральное действие, и наоборот, если содержание не выявляется в адекватной форме, то — явление по принципу «deus ex machina». И во-вторых, надо непременно помнить, что в Церкви нет ничего, что существует само по себе, без связи с другими проявлениями её благодатной жизни. Апостол Павел аллегорически показал это в двенадцатой главе Первого Послания к Коринфянам: «Но теперь членов много, а тело одно» (1Kop.12:20). «Все мы напоены одним Духом» (1Kop.12:13). Следовательно, можно сказать, что конкретное явление в жизни Церкви, которое воспринято всей её полнотой, есть лишь некая функция всетаинственной природы самой Церкви. Это утверждение имеет непосредственное отношение к нашей теме. Т.е. в конкретном таинстве можно узреть всю полноту даруемой Богом в Церкви благодати при том, что оно (это таинство) останется абсолютно уникальным и незаменимым другими. Для нас это важно постольку, поскольку конкретная форма, в которой мы знаем монашеский постриг, даёт нам возможность увидеть нечто схожее с другими таинствами, и при этом быть неповторимой. Причём, это происходит и в виде прямых параллелей с другими таинствами, и в виде некой близости того воздействия, какое эти различные таинства оказывают на человека. И если это так, в чём мы уверены, то мы получаем ещё одно доказательство в пользу причисления монашества к числу таинств Церкви. И на самом деле, с нашей точки зрения, в постриге можно усмотреть некую мистическую близость его рядом других таинств. Рассмотрим подробнее соотношения пострига с таинством крещения и покаяния. 2. Монашество и покаяние

http://azbyka.ru/monasheskij-postrig-kak...

Конечно, в выборе жизненного пути для меня большую положительную роль сыграл пример отца-священнослужителя, снискавшего большую любовь со стороны прихожан. Я никогда не считал для себя зазорным стремиться во всем походить на отца. Но как показала жизнь, к семейным узам я не был предрасположен. Правда, и о монашестве я по сути дела ничего не знал, и по-настоящему почувствовал монашеский крест, как ни странно, уже став епископом, уехав далеко от родного дома и родственников. Думаю, что каждый человек в выборе жизненного пути уникален и в успешности этого вряд ли возможно быть уверенным, как говорят, на все сто процентов. Вся жизнь, от рождения до смерти, дар Божий, и если это человек понимает, а скорее, если он в это верит, то, пожалуй, первый экзамен на духовную зрелость предстоит выдержать молодому человеку как раз в вопросе выбора профессии и образа жизни. Настроенному смиренно в этой ситуации легче, так как все, что бы ни случилось, воспринимается с верой во всеблагой Промысел Божий. Но вот уже пошел двадцать второй год как я монах и уже четвертый год моего епископского служения в Новосибирске. Свой монашеский постриг я хорошо помню, наверное, еще и потому, что записал свои воспоминания о нем через два года. Записывал не для публикации, а чтобы иметь возможность позже кое-что сравнить в своем восприятии духовного мира. Сегодня главное, за что благодарю Бога, что Он помог мне утвердиться в мысли, что я тогда не ошибся и поэтому ни разу не пожалел о выбранном пути. Хотя это вовсе не значит, что иноческое мое служение дало мне возможность беспорочно прожить эти годы. Увы, грехов множество, и каждый раз, готовясь к исповеди, а это значит обнаруживая, прежде всего, в самом себе греховную скверну, с душевным трепетом сознаешь, сколь велико еще ко мне милосердие Божие. Итак, ничего не меняя, далее предлагаю читателю записки двадцатилетней давности. ПОСТРИГ Господи, благослови! Прошло ровно два года с того момента, как я дал священные иноческие обеты. Два года. Много это или мало? Вопрос сложный. Хочется ответить – мало, ибо за этот срок я ничему не научился, ничего не приобрел. Иногда даже кажется, что два года назад, еще до вступления в число братии, я был чище, возвышенней. Дай Бог , чтобы это только казалось, ведь два-то года прошли, и за них надо будет отчитываться. Конечно, тогда передо мной была открыта любая дорога, был выбор, что порождало мечтательность, с одной стороны, а с другой – прилежную молитву, ибо я чувствовал, что шаг, который предстоит сделать, определит всю мою будущую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergiy_Sokolov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010