Синод РПЦЗ отказал в участии во Всезарубежном соборе послу США на Украине 10 марта 2006 г. 14:17 Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) выступил против участия во Всезарубежном соборе посла США на Украине Джона Хербста — по причине его контактов с ЦРУ. Ранее посол, наряду со священником Леонидом Пляцом, был избран делегатом Собора Одесской епархии РПЦЗ. На сайте этой епархии, возглавляемой епископом Агафангелом (Пашковским), сообщается, что Синод отказал в участии «мирянину Джону Хербсту», поскольку он «по долгу своей службы имеет контакты с ЦРУ». Отцу Леониду было также отказано по той причине, что он «в момент перехода в РПЦЗ находился под прещением в Русской Православной Церкви». Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на «источник в РПЦЗ», в конце февраля Синод направил епископу Агафангелу официальное разъяснение. В нем говорилось, что члены Архиерейского Синода «не сомневаются в личных качествах и достоинствах Джона Хёрбста», но его «нельзя считать свободным членом» Всезарубежного собора, поскольку он не может «участвовать в общественной жизни в качестве частного лица» без ведома и согласия государственного департамента США, будучи по должности обязанным «поддерживать позицию своего правительства». Поэтому «присутствие такого делегата, безусловно, многими было бы воспринято как проявление своего рода «сергианства», а члены Синода желают быть совершенно свободными от какого-либо политического вмешательства на соборе», сказано в документе. Члены Синода Зарубежной Церкви также отметили, что «немногим более года тому назад в Киеве состоялся переворот, к которому США имели прямое отношение», поэтому «присутствие посла США в Киеве на Всезарубежном соборе может быть воспринято в России как провокационное». Что касается священника Л. Пляца, то его участие во Всезарубежном соборе, как отметили в РПЦЗ, «может быть ущербным» для Церкви, поскольку у многих возникает вопрос относительно личности «священника, принявшего монашеский постриг, давшего монашеские обеты, а также постригшего свою жену в великую схиму, а затем — передумавшего». Документы, полученные предсоборной комиссией от Минской епархии Московского Патриархата, подтверждают, что в 1992 году отец Леонид без разрешения своего епархиального начальства принял монашеский постриг с именем Георгий, а затем постриг свою жену в великую схиму. Пострижены в монашество им были и еще несколько женщин. Однако год спустя иерей счел свои собственные действия «противоправными и преступными с духовной точки зрения» и попросил митрополита Минского Филарета «все сии постриги считать недействительными». Священник был прощен и продолжил жить со своей супругой, освободившейся от схимнических обетов. Однако впоследствии за новые канонические и моральные нарушения Л.Пляц был лишен священного сана, покинул Минскую епархию и перешел на службу к епископу Агафангелу (РПЦЗ). Календарь ← 10 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/87871.html

Сестры делились на крестовых — уже посвященных, они носили на груди крест наподобие иерейского, испытуемых и учениц (девочек из приюта, желавших стать сестрами). Так было и в других сестричествах в России того времени. Главным делом сестер было посещение бедняков «на местах». Все без исключения сестры, вместе с настоятельницей, регулярно обходили ночлежные дома знаменитого Хитрова рынка, делая перевязки больным, препровождая детей в приюты, находя места безработным. В годы расцвета (1914-1917) в Обители трудились более 150 сестер милосердия. Была ли сама Елизавета Федоровна пострижена в монашество, вопрос открытый. «Она прославлена в лике святых как преподобномученица по существующей сейчас практике канонизировать в чине преподобных всех святых, приносивших обет безбрачия, вне зависимости от того, состоялся ли монашеский постриг — поясняет член Синодальной комиссии по канонизации, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» иг. Дамаскин (Орловский). «По письмам Елизаветы Федоровны можно сделать вывод, что она собиралась принять постриг к концу жизни, но удалось ли ей сделать это — неизвестно. В любом случае, если постриг и был, то был он тайный», — добавляет о. Андрей Постернак. 300 обедов по 5 копеек Первоначально обители принадлежали четыре здания: сестринский корпус с трапезной; больница с амбулаторией (в 1913 году в ней было зарегистрировано 10 814 посещений); дом настоятельницы и дом священника. В доме священника находились также общественная библиотека (1590 томов религиозно-нравственной, светской и детской литературы), комнаты, где учились и жили дети из приюта. Там же была воскресная школа, где в 1913 году обучались 75 девушек и женщин, работавших на фабриках. Позже, когда сестер стало много, был выстроен трехэтажный дом-общежитие. Кроме зданий внутри обители, со временем были выкуплены и несколько зданий снаружи. В одном из них находилась столовая для бедных (в 1913 году в ней ежедневно отпускалось более 300 обедов по 5 копеек), общежитие («дешевые квартиры») для работающих в городе малообеспеченных женщин, ютившихся до того в «коечно-каморочных» сырых квартирах на окраине города.

http://pravmir.ru/marfo-mariinskaya-obit...

Далее, говоря о «созерцательной стороне» чинопоследования, Ареопагит упоминает, что пострижение волос «знаменует чистую и чуждую всякой прикровенности жизнь, никакими наружными украшениями не прикрывающую лицемерно душевного безобразия, а внутренне возвышающуюся до богоподобия красотами не человеческими, но единовидными и свойственными жизни уединенной». Что же касается перемены одежды, то она «выражает переход от обыкновенной добродетельной жизни к совершеннейшей, как и при священном богорождении перемена одежды означала возведение очищенной жизни в состояние разума и просвещения». Из этого описания следует, во-первых, что монашеский постриг совершается иереем. Во-вторых, при постриге присутствуют члены церковной (монашеской) общины. В-третьих, монах перед лицом священника дает обет отречения от мирских дел и помыслов. В-четвертых, он выслушивает поучение иерея о смысле монашеской жизни. В-пятых, иерей знаменует его крестом и постригает ему волосы. В-шестых, иерей облекает новопостриженного монаха в новые одежды. Чин пострижения заканчивается лобзанием братии и приобщением новопостриженного Святых Христовых Тайн. Монашеские одежды В современной практике Русской Православной Церкви многие монахи носят длинные волосы, а постриг представляет собой лишь символическое действие, совершаемое в знак вступления монаха на путь послушания. В древности дело обстояло иначе. Монахи носили короткие волосы или стриглись наголо, и постриг представлял собой реальное, а не лишь символическое удаление волос. Стрижка наголо была устойчивым обычаем, сохранявшимся, вероятно, на протяжении столетий. Патриарх Герман в VIII веке говорит о том, что у монаха голова остригается полностью в подражание Иакову, брату Господню, Павлу и прочим апостолам. В конце XII века о стрижке наголо как о монашеском обычае говорит Евстафий Солунский . Однако неизвестно, насколько универсальным был этот обычай. Кажется, гораздо более распространенным среди монахов был обычай носить короткую стрижку. Во всяком случае, на византийских мозаиках и фресках монахи изображаются либо коротко остриженными и без головного убора, либо в капюшонах. Не известно ни одного изображения монаха, остриженного наголо, но нет и изображений монахов с длинными волосами. Все монахи в Византии носили бороды – короткие или длинные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Поместный Собор в своем «Определении о монастырях и монашествующих» снизил возрастной ценз до 25 лет. Для пострига послушника в более раннем возрасте, согласно «Определению», требовалось благословение епархиального архиерея. В послевоенные годы постриги у нас совершались без соблюдения возрастного ценза, установленного Собором, что нередко вызывало негативные последствия из-за недостаточной духовной зрелости принимавших постриг в молодые годы. Архиерейский Собор 2000 г. постановил: «Для улучшения духовной подготовки к постригу и повышения ответственности лиц, его принимающих, признано необходимым перейти к практике пострижения в мантию только по достижении тридцати лет, за исключением студентов духовных школ и вдовых священнослужителей». По существу, это возвращение к испытанной временем практике синодальной эпохи, за исключением того, что для пострижения женщин устанавливается одинаковый с мужчинами возрастной ценз. Постригу предшествует предварительный послушнический искус 56 , который должен продолжаться три года, но в случае тяжкой болезни или для лиц, расположенных к иноческому житию, он может быть сокращен (5-е прав. Двукр. Соб.). Согласно Указу Святейшего Синода от 25 мая 1832 г. лица, окончившие духовно-учебные заведения, и вдовые священнослужители освобождались от послушнического искуса. Необходимое условие для пострига – свободное и непринужденное стремление к иночеству. В 40-м правиле Трулльского Собора говорится: «...мы должны не без испытания безвременно приимати избирающих житие монашеское, но и в отношении к ним соблюдати преданное нам от отец постановление, и сего ради должно приимати обет жизни по Бозе, яко уже твердый и происходящий от ведения и разсуждения». В российском законодательстве синодальной эпохи принуждение к монашескому постригу квалифицировалось как уголовное преступление. Обеты родителей, обрекающих своих детей на постриг (без согласия последних), признавались и в церковном, и в государственном праве не имеющими силы. В Византии и Древней Руси существовало ошибочное мнение, что принудительный постриг и даже только облачение в монашеские одежды (хотя бы и в шутку) делает человека монахом. Истории известно много примеров насильственных постригов государственных деятелей – политических соперников государя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Положим, в приведенном памятнике мы не находим текста отречений, которые произносить ποταξμενος. В нашем памятнике сохранилась лишь та фраза, которою ποταξμενος троекратно заявляет о желании вести подвижническую жизнь (κα ποκρνεται ποταξμενος Ποθοντα τν βον τς σκσεως, κγ»). Но во 1-х, и эта фраза является для нас драгоценным остатком глубокой литургической старины, освещающим самый факт дальнейшей речи священнослужителя, потому что после решительного заявления со стороны отрицающегося о намерении вести подвижническую жизнь священнослужителю необходимо было высказать одобрение этого намерения и успокаивающе повлиять тем на взволнованную душу принимающего постриг. А во 2-х, эта фраза, даже и при отсутствии текста обетов отречения в рассматриваемом памятнике, дает возможность определить момент, к которому должно быть отнесено произнесение обетов. Обеты отречения произносились после слов священника, которыми он одобрял намерение пришедшего на постриг посвятить себя аскетизму, но ранее нарочитого поучения священника о смысле и цели монашеских подвигов. В Евхологии 961 довольно пространное поучение священника слилось, повидимому, во едино с первоначальными ободрительными его словами к принимающему монашество. Но за то в Евхологии Румянцевского Музея 474 эти две речи священника весьма ясно разделены. Обеты отречения по этому памятнику произносятся в промежутке между речами священника. Порядок произнесения обетов, зарегистрированный Евхологием 474, вполне соответствует описанию псевдо-Дионисия. Но, к сожалению, текст священнического поучения после обетов передан в этом Евхологии гораздо короче, чем в Евхологии 961, и, главное, в иной форме, чем там. По Евхологию священник, выслушав обеты отрекающихся 72 , указывает лишь на важность обетов (Βλπετε, τκνα, ποας συνθκας δδοτε), да на то еще, что произносимые обеты записываются ангелами. В Евхологии же 961 поучение священника довольно пространно и относится к существу монашеской жизни. Впрочем, краткость священнослужительского слова в Евхологии 474 может быть объяснена тем, что в κολουθα το πρτου σχματος по этому памятнику мы имеем дело с чином пострижения, приспособленным к совершению над принимающими первый постриг или малую схиму. При пострижении в великую схиму и по этому памятнику полагается пространное поучение, размерами своими значительно превосходящее поучение в Евхологии 961 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Монахиня Игнатия (Петровская) Монахиня Игнатия (Петровская) — псевдоним монахини Игнатии (Пузик) (в миру — Валентина Ильинична Пузик; 1903 — 2004 гг.). Монахиня Игнатия — человек с удивительной судьбой: ученный (медицина) с мировым именем, тайная монахиня, духовный писатель, гимнограф. После окончания университета в 1926 году начала работать в области патоморфологии туберкулёза под руководством известного фтизиопатолога В. Г. Штефко. С 1945 по 1974 год возглавляла лабораторию патоморфологии туберкулёза в Государственном туберкулёзном институте (позднее Центральный научно-исследовательский институт туберкулёза Академии медицинских наук СССР). В 1940 г. защитила докторскую диссертацию, а в 1947 г. удостоена звания профессора. Ей принадлежит более 200 научных работ в разных областях медицины, в том числе семь монографий. Многие из них признаны крупными теоретическими трудами. Фактически, она стала основателем собственной школы патологов-фтизиатров. Удостоена многих наград. Это — путь монахини Игнатии как ученного. Ещё во время обучения в университете произошло важное событие, определившее всю последующую жизнь молодой девушки. В 1924 году во время говения при посещении Высоко-Петровского монастыря произошла её встреча на исповеди с архимандритом Агафоном (Лебедевым). Так она становится прихожанкой Высоко-Петровского монастыря и духовной дочерью архимандрита Агафона (в схиме Игнатия). С середины 1920-х годов вокруг отца Игнатия складывается духовная семья, многие члены которой тяготели к монашескому пути. В стенах Высоко-Петровского монастыря многие юноши и девушки стали принимать тайный постриг. Здесь они под руководством старцев постигали основы духовной жизни, оставаяь при этом на своей мирской работе или учёбе, что входило в их монашеское послушание. В 1928 году от руки своего духовного отца Игнатия Валентина приняла тайный постриг в рясофор. В начале 1939 года инокиня Варсонофия принимает постриг в мантию, которую совершил архмандрит Зосима (Нилов). По благословению духовного отца мать Игнатия продолжала работать по специальности, воспринимая научно-исследовательсую деятельность как послушание, подобное монастырскому. Это — путь монахини Игнатии как подвижницы.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ign...

Особенностью этого чина в нашем приходе являлось то, что никто, кроме духовника и малого числа лиц, не знал, кого будут постригать. И только когда начинался постриг, становилось ясно, кто принимает ангельский чин. Так благословил отец Мирон, чтобы избежать разных соблазнов и искушений. Демонические силы очень не любят монахов и всячески с ними воюют, так вот, чтобы раньше времени не вызывать огонь на себя, применялась такая конспирация. Матушка с помощью сестер приготовила монашеские облачения и все необходимое для совершения этого восьмого таинства, таинства будущего века. Отец Мирон назначил постриг на 21 марта 2004 года, день весеннего равноденствия, когда день равен ночи. Пригласили всех монашествующих нашей общины и всех знакомых монахов города. Прихожане уже знали, что если в храм съезжаются монахи - жди пострига. Как всегда, имена постригаемых не разглашались. Матушка помогала в храме раскатывать дорожки, мы с диаконом в алтаре раскладывали облачения, все присутствующие напряженно пытались догадаться, кого Господь призвал на служение. Завершив подготовку, зашел в настоятельский кабинет: матушка уже была облачена в длинную белую рубаху, волосы ее были расчесаны, она, как ангел, стояла в окружении молодых монахинь. Матушка попросила моего благословения принять постриг первой и так смотрела при этом, что ей было невозможно отказать. Вся жизнь отразилась в этом взгляде, любовь и расставание, расставание с близкими и родными, с налаженной благополучной жизнью, с человеком, с которым почти сорок лет прошла по жизни. Это было расставание со всем прежним миром. Мы никуда не уезжали друг от друга, но она понимала всю мистическую глубину предстоящего события, реальность умирания прежнего человека и рождения нового. Трудно было ей все это пережить, и она попросилась уйти первой. Так произошло в монашеском постриге, а потом и в жизни. Монахини покрыли матушку мантиями, подвели к началу дорожки, ведущей к ангельскому чину - к амвону, на котором ее ожидал отец Мирон. Она легла на дорожку и, опираясь локтями о пол, поползла навстречу неизведанному.

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/16/...

Все эти силы старец черпал, с подлинным духовным наслаждением воплощая в своей жизни аскетические монашеские традиции. Даже после неправедных гонений со стороны братии и монахов его любовь к ним и монашеству осталась непоколебимой и неизменной. Мать старца преставилась под именем монахини Мелании. Брат вошел в Симонопетрскую общину под именем Максим, приняли монашеский постриг и три сестры: Магдалина, Мелания и Кассиания. Однако не только его семья по плоти надела монашескую рясу, но и новая его духовная семья охватывала всю монашескую схиму. Многих постриг старец в монахи, сначала во время первого своего пребывания на Вознесенском подворье (1908 – 1920), затем будучи игуменом (1920 – 1931), а впоследствии и экономом (1931–1957). Все эти годы ему удалось пробудить, развить и воплотить во многих людях призвание к монашеской жизни. Недаром, по некоторым свидетельствам, он лично постриг в монахини около трехсот благочестивых жен, за что и был поруган, неоднократно оклеветан и изгнан. Среди людей, при его содействии избравших уединенную жизнь и надевших монашескую рясу, была семейная пара Мораитидисов. Иеромонах Иероним не был только старцем, он был и отцом. Его любовь к монашеству ни в коей мере не мешала ему видеть проблемы мирской повседневной жизни. Рядом с ним находили себе прибежище большие и малые, неверующие и благочестивые, образованные и неграмотные, важные и незначительные, люди, наделенные природными добродетелями, и люди, запутавшиеся в своих мыслях и страстях. И в каждом человеке он видел запятнанный образ Божий, который он, подобно хорошему реставратору, должен был очистить. Сделать образом, показывающим Бога и смотрящим на Бога. В этом и видел он свою миссию. Посреди Афин он не только сохранил в себе идеал монашеской жизни, но и вдохнул монашескую любовь в других в одну из сложнейших эпох. И одновременно он принял в свою душу все человеческие страдания и нужды. Ему удалось совместить покой с деятельностью, монашество со служением ближнему, собственную борьбу со спасением братьев своих. И потому для его времени его можно считать духовником Афин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Simono...

В 1399 г., в период, когда турки вели длительную блокаду К-поля и положение Византии казалось безнадежным, Мануил II согласился передать престол И. П. как ставленнику султана Баязида, а сам уехал в Зап. Европу просить помощи. Соглашение между императорами было заключено 4 дек. 1399 г. Став формально соправителем Мануила, И. П. самостоятельно правил в К-поле до его возвращения в 1403 г. В этот период турки под угрозой вторжения Тимура прекратили давление на К-поль, но И. П. был вынужден заключить с ними союз против монголов. После разгрома войсками Тимура в битве при Анкире (20 июля 1402) Византия в сент. 1402 г. признала себя вассалом державы Тимура и согласилась выплачивать победителю ту же дань, что ранее платила османам. После ухода войск Тимура из М. Азии 3 июня 1403 г. в Галлиполи был заключен мирный договор между Византией (И. П.), Османским султанатом (Сулейман Челеби), представителями Венеции, Генуи, Родоса и герц-ства Навплион. Турки отказывались от получения дани с К-поля, возвращали Византии ряд владений, в т. ч. Фессалонику, часть территорий в Македонии, побережье Чёрного м. от Босфора до Варны, о-ва Эгейского м. Скопелос, Скирос, Скиатос и др. (RegImp, N 3201). Положение Византии на некоторое время стабилизировалось. И. П. старался информировать Мануила II и Зап. Европу о ситуации в К-поле, отправлял письма в Венецию, ко дворам королей Франции и Англии, неизменно прося их о помощи (сохр. копия письма И. П. кор. Генриху IV Английскому от 1 июня 1402 - Lond. Brit. Lib. Harl. 431). По возвращении Мануила в июне 1403 г. реальная власть вновь перешла к нему, а И. П. сохранил имп. титул, статус соправителя и получил во владение Фессалонику и о-в Лемнос. Последние годы жизни И. П. провел в Фессалонике, он собрался передать власть в своем уделе малолетнему сыну Андронику V (1400-1407) и короновал его в соправители, но тот умер раньше И. П. Поддерживал тесные отношения с мон-рями Св. Горы Афон ; в архивах мон-рей Великая Лавра, Ватопед, св. Павла, Ксиропотам, Дионисиат сохранилось несколько его хрисовулов (RegImp, N 3202-3211). Перед смертью И. П. принял монашеский постриг с именем Иоасаф. После смерти И. П. Ирина Гаттилузи жила на Лемносе, приняла монашеский постриг с именем Евгения († 1440).

http://pravenc.ru/text/469764.html

Он служил людям, забывая себя. Много приходилось ему претерпевать из-за людей. Иногда идет и напевает: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь» (Пс. 33, 20). Все было, но главное — это его терпение, это его снисхождение. Епископ Солнечногорский Алексий Своим проницательным духом батюшка заглянул в темную пещеру моего сердца, словно чудесным фонариком осветил в ней все и тут же удалился. Все скорби и переживания мои оказались ему абсолютно понятны, и он сразу дал советы на несколько лет вперед. Игумен Филипп (Ельшин) Мы видели, что батюшке многое открыто. Он далеко не всегда показывал это, но видно было, конечно, что он очень многое знает о нашем состо­янии, о наших переживаниях. К людям чувствительным он подходил очень тонко, деликатно, чтобы не ранить их своим словом, но исцелить, принести пользу, а не вред. Архидиакон Свято-Троицкой Сергиевой лавры Ювеналий (Крук) Фото из архива издательства Троице-Сергиевой лавры и Владимира Ходакова Духовник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов) (08.10.1919 — 20.02.2017) (в миру Иван Дмитриевич Павлов) родился в деревне Маковские Выселки Михайловского района Рязанской области в многодетной крестьянской семье. После школы окончил Касимовский индустриальный техникум, работал технологом по холодной обработке на металлургическом заводе в городе Катав-Ивановске Челябинской области. Прошел всю Великую Отечественную войну, несколько раз был ранен. В 1946 г. поступил в Московскую духовную семинарию, а затем в Московскую духовную академию, окончив ее в 1954 г. В этом же году принял монашеский постриг. Был духовником Патриархов Алексия I, Пимена и Алексия II. В 1959 г. посвящен в сан игумена, в 1965 г. — в сан архимандрита. С 1970 г. нес послушание духовника и казначея Троице-Сергиевой лавры. Иеромонах Пафнутий (Фокин Дмитрий Алексеевич) родился 5 апреля 1976 г. в г. Уфе (Республика Башкортостан). Окончил Уфимский финансово-экономический колледж по специальности «Организация и планирование банковского дела». В 1995–1996 гг. являлся референтом ректора Уфимского филиала Свято-­Тихоновского Богословского института. В 2000 г. окончил Московскую духовную семинарию, а в 2004 г. — Мос­ковскую духовную академию. В 2005 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Святоотеческое учение о терпении по Добротолюбию». С 27 марта 2003 г. по настоящее время — насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Монашеский постриг принял в 2007 г. Является заместителем заведующего библиотекой лавры.

http://pravoslavie.ru/126682.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010