Но прежде чем продолжать завоевательную деятельность, народ израильский должен был торжественно принять на себя обязательство свято хранить врученный ему закон Божий. Божественною целию при отдаче израильтянам земли обетованной было не просто заменить прежних жителей ее новыми, но истребить язычников и поселить на их место народ избранный и освященный так, чтобы на развалинах царства мира сего основать царство Божие. Во свидетельство этого народ должен был совершить клятву при самой торжественной обстановке 121 . На каменных плитах были выбиты главные положения Синайского законодательства, и на горе Гевал принесены обильные жертвы. Затем священники с ковчегом завета заняли долину между горами Гаризимом и Гевалом, а народ, разделенный на две половины, по шести колен, должен был расположиться на самых горах. И вот, когда священники провозглашали известное положение закона, то на благословение его с горы Гаризима и на проклятие его с горы Гевала народ отвечал громким и дружным «аминь», подтверждая этим истинность и неизбежность как благословений за исполнение закона, так и проклятий за его нарушение. – Место, где совершен этот торжественный акт, способно было вместе с тем влить новое мужество в народ и одушевить его самыми возвышенными чувствами. Кругом волнообразно шли холмы, зеленевшие по склонам виноградниками и нивами, среди них изумрудной полосой лежала долина Сихемская, та самая, где некогда Авраам воздвиг свой первый жертвенник Богу и Иаков устроил свою первую ставку в земле обетованной ( Быт. 12:7; 33:19 ), и по обеим ее концам великанами высились горы Гаризим и Гевал, дружный «аминь» с которых громовыми отголосками разносился по долине, замирая в отдаленных холмах. И с этих гор пред изумленными глазами народа развертывалась чудесная картина всей средней Палестины. На север последовательно возвышались Гелвуя, Фавор, Кармил и убеленный снегами северный страж земли – Ермон, с зеленеющими между ними долинами и равнинами. К востоку сверкали прозрачные воды озера Гениссаретского с тянущеюся от него голубою лентою Иордана, а к западу виднелась чудная синева Средиземного моря с окаймляющей его песчаной полосой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Маловероятно, чтобы переписчик выдумал эту историю, – скорее всего, он просто повторил предание, которое в то время было очень популярным в иудейском фольклоре. Вряд ли можно предположить, чтобы иудеи взяли описание этой истории из Торы и превратили его в фольклорную легенду. Коран, обвиняя иудеев, заявляет, что их предания являются божественными откровениями Аллаха (сура 2:79). Но их никак нельзя обвинить в переделке своей Священной Книги в фольклор! В данном случае, как уже было сказано, происхождение этой истории восходит к неверному переводу оригинального библейского текста. В очередной раз нельзя удержаться от заключения, что Коран на своих страницах воспроизводит легенды иудейского фольклора. Доказательством того, что Мухаммад многократно ошибался, пересказывая иудейские истории, может послужить имя, которым Коран называет отца Авраама. Его настоящее имя – Фарра, а в Коране его называют Азар. Вероятно, его перепутали с именем эл-Азар – так звали в Библии слугу Авраама. Авраам, сетуя на отсутствие собственного сына, говорит, что его наследником будет слуга Елиезер ( Быт.15:2 ). Все эти примеры свидетельствуют о том, что пророк ислама часто путался в информации, получаемой из вторых рук, и не мог избежать исторических и иных ошибок при создании Корана. Другие иудейские источники Корана В тексте Корана можно найти огромное количество других древнееврейских легенд. Приведенный ниже стих обнаруживает отчетливые параллели с древнееврейской историей: И если б сей Коран Мы низвели на гору, склонилась бы в смирении она, и раскололась в страхе перед Богом… (Сура 59:21) В книге Таргум к Книге Судей 5:5 («…горы таяли от лица Господа, даже этот Синай от лица Господа Бога Израилева») древнееврейская легенда гласит, что гора Синай унизила себя, готовясь к получению Торы, в отличие от гор Фавор, Ермон и Кармил, которые были слишком надменны для этого. Предание повествует о том, что она была лишена своего места при получении Торы. В Коране повторяется история о Моисее, который находился на горе в течение нескольких дней, а люди, терпеливо ждущие его у подножия, выковали золотого тельца и начали поклоняться ему. Аллах сказал Моисею:

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Таковы, братие, уроки, которые предлагаются нам евангельским повествованием о чуде над пятью хлебами. Будем помнить их и принимать их не к сведению только, но и к руководству. Все, что написано в слове Божии, нам в наказание и научение написано. Слава Фавора Поучение в праздник Преображения Фавор и Ермон о имени твоем возрадуются ( Пс. 88:13 ). Сими словами одного из псалмов прославляются Палестинские горы Фавор и Ермон. В первой половине этого псалма псалмопевец воспевает милости Божии к избранному народу. Одна из этих милостей состоит в том, что избранный народ водворился в обетованной земле, находившейся в обладании язычников. Нельзя было не радоваться этому событью; к сей радости псалмопевец приглашает даже горы в пределах обетованной земли: Фавор в Галилее, и Ермон на севере Палестины. Само собою разумеется, что это приглашение относится в собственном смысле не к бездушным предметам, а к людям, с тем чтобы они, владея этими горами, радовались и ликовали, взирая на них, как на свидетельство милости Божией к ним, но главным образом, как на свидетельство славы имени Его: «возрадуются о имени Твоем». До времени водворения Евреев в земле обетованной, она осквернена была языческими суевериями. Истинного Бога никто из обитателей ее не знал, все кланялись ложным богам и приносили им жертвы повсюду – в лесах, при реках и преимущественно на горах; но как только утвердился избранный народ в этой земле, она освятилась призыванием имени истинного Бога; горы и холмы, до тех пор оглашавшиеся песнями в честь ложных богов, огласились радостными славословиями в честь Единого истинного Бога, исповеданием Его премудрости, благости и всемогущества, насколько эти совершенства отразились в создании таких величественных гор, как цветущий, покрытой богатою растительностью, Фавор и снежный, дающий благотворную влагу, Ермон. Православная Церковь , прославляя Преображение Господне на Фаворе, применяет к этому событью слова псалмопевца: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются». Этот стих часто повторяется в службе праздника Преображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   Таковы, братие, уроки, которые предлагаются нам евангельским повествованием о чуде над пятью хлебами. Будем помнить их и принимать их не к сведению только, но и к руководству. Все, что написано в слове Божии, нам в наказание и научение написано. Слава Фавора. Поучение в праздник Преображения. «Фавор и Ермон о имени твоем возрадуются» (Псал. 88:13).   Сими словами одного из псалмов прославляются Палестинские горы Фавор и Ермон. В первой половине этого псалма псалмопевец воспевает милости Божии к избранному народу. Одна из этих милостей состоит в том, что избранный народ водворился в обетованной земле, находившейся в обладании язычников. Нельзя было не радоваться этому событию; к сей радости псалмопевец приглашает даже горы в пределах обетованной земли: Фавор в Галилее, и Ермон на севере Палестины. Само собою разумеется, что это приглашение относится в собственном смысле не к бездушным предметам, а к людям, с тем чтобы они, владея этими горами, радовались и ликовали, взирая на них, как на свидетельство милости Божией к ним, но главным образом, как на свидетельство славы имени Его: «возрадуются о имени Твоем». До времени водворения Евреев в земле обетованной, она осквернена была языческими суевериями. Истинного Бога никто из обитателей ее не знал, все кланялись ложным богам и приносили им жертвы повсюду — в лесах, при реках и преимущественно на горах; но как только утвердился избранный народ в этой земле, она освятилась призыванием имени истинного Бога; горы и холмы, до тех пор оглашавшиеся песнями в честь ложных богов, огласились радостными славословиями в честь Единого истинного Бога, исповеданием Его премудрости, благости и всемогущества, насколько эти совершенства отразились в создании таких величественных гор, как цветущий, покрытый богатою растительностью, Фавор и снежный, дающий благотворную влагу, Ермон. Православная Церковь, прославляя Преображение Господне на Фаворе, применяет к этому событию слова псалмопевца: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются». Этот стих часто повторяется в службе праздника Преображения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Крайним северным пределом Святой Земли является величественная снежная вершина Ермона, видимая в хорошую погоду даже с отдаленных берегов Мертвого моря. Само слово «Ермон» означает в древнееврейском языке «гора». Арабы называют ее Джебель ас- Шейх (Главная гора), жители евангельского Сидона называли Сирионом (Сирийской), а аморреи, как сказано в Библии, Сениром («Броня») (см. Втор. 3, 9 ). Это, собственно говоря, целая гряда, входящая в состав Антиливанского хребта. Три главные вершины горы покрыты снегом – иногда даже до мая-июня. В религиозном смысле Ермон является важнейшим библейским символом, одной из трех святых гор Израиля. Фавор и Ермон о имени Твоем радуются, – восклицает псалмопевец Давид ( Пс. 88, 13 ), пророчески сравнивая снежную вершину Ермона с горой Преображения. И в другом месте роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, становится образом благодати, соединяющей верующих в союзе любви и мира ( Пс. 132, 3 ). ...Многие западные богословы считают, что Преображение Господне произошло на Ермоне, а не на Фоворе. Ведь оно происходило, напомним, через шесть дней после беседы Христа с учениками у Кесарии Филипповой. Оттуда за шесть дней можно дойти и до Фавора, но Ермон ближе. «Почти несомненно, что Фавор не был местом этого великого события, – говорит популярный когда-то, в том числе у православных читателей, Ф.В. Фаррар и приводит убедительную аргументацию: – Более естественно предположить, что Спаситель, желая пройти священную землю Своей родины до самых северных ее пределов, продвигался вперед, пока не достиг склонов величественной снеговой горы, воспетой иудейской поэзией. Самое название ее означает “гора”, и то великое событие, свидетельницей которого была она, было бы вполне достаточно для того, чтобы объяснить прилагаемое к ней Священным Писанием почетное отличие – именно название “святой” ( 2Пет. 1, 18 )» (Фаррар Ф.В. Жизнь Иисуса Христа. СПб, 1893, с. 296–297). К тому же Ермон, как мы сказали, даже весной одет снежной шапкой, дающей «подручный» материал для сохраненного евангелистом Марком сравнения убеленных одежд Христа со снегом. Вспомним, что и знаменитая беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым, когда он показал собеседнику, каким бывает состояние прославленной, преображенной природы человеческой, происходила на заснеженной поляне...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Святая гора Фавор — место славного Преображения Господня Святая гора Фавор имела глубочайшее значение в библейской истории. Во времена Ветхого Завета она служила границей между наделами колен Завулона на западе, Иссахара на юго-востоке и Неффалима на севере. 18 августа, 2016 Святая гора Фавор имела глубочайшее значение в библейской истории. Во времена Ветхого Завета она служила границей между наделами колен Завулона на западе, Иссахара на юго-востоке и Неффалима на севере. В этот день праздновался древний праздник «кущей» или «возведения шалашей», которые строили перед приближающейся осенью. Иисус Христос взошел вместе со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на «гору высокую», чтобы помолиться. И вдруг «просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет». Рядом с Христом явились два ветхозаветных пророка Моисей и Илия. Взволнованный Петр предложил сделать для них три кущи. А из светлого облака, осенившего их, раздался голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». После этого облако рассеялось и ученики увидели Христа одного и в прежнем виде. Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. Праздник Преображения на горе Фавор имеет давнюю историю и глубокий смысл. Твоя суть небеса, и Твоя есть земля. Вселенную и исполнение ея Ты основал еси. Север и море Ты создал еси: Фавор и Ермон. Твоя мышца с силою да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя. Блажени людие ведущии воскликновение Господи, во свете лица Твоего пойдут, И о имени Твоем возрадуются. (Псалтирь 88, 12-17) Вид на гору Фавор с долины Изреель Фото 26 января 2014 г. © Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО Святая гора Фавор имела глубочайшее значение в библейской истории. Во времена Ветхого Завета она служила границей между наделами колен Завулона на западе, Иссахара на юго-востоке и Неффалима на севере. Величественная высотой 588 метров, одиноко стоящая посреди Издрелонской долины гора, находящаяся на пересечении торговых путей и занимающая важное стратегическое место всегда привлекала внимание жителей Святой Земли и приходящих сюда различных завоевателей.

http://pravmir.ru/svyataya-gora-favor-me...

После Первой мировой войны, в соответствии с соглашением Англии и Франции по разделу сфер влияния на Ближнем Востоке, этот район должен был отойти в состав французской зоны. Местное же арабское население требовало включить его в создаваемое Трансиорданское Хашемитское королевство. В марте 1920 г. Тель-Гай был осажден арабским вооруженным отрядом. Капитан И. Трумпельдор был смертельно ранен в бою, но т. н. «галилейский палец» (так это выглядело на карте) остался в результате в пределах Британского мандата, и затем в 1948 г. был включен в границы вновь созданного государства Израиль. Гора Ермон Крайним северным пределом Святой Земли является величественная снежная вершина Ермона, видимая в хорошую погоду даже с отдаленных берегов Мертвого моря. Само слово «Ермон» означает в древнееврейском языке «гора». Арабы называют ее Джебель ас-Шейх («Главная гора»), жители евангельского Сидона называли Сирионом («Сирийской»), а аморреи, как сказано в Библии, Сениром («Броня») (Втор. 3:9). Это, собственно говоря, целая гряда, входящая в состав Антиливанского хребта. Три главные вершины горы покрыты снегом – иногда даже до мая-июня. В религиозном смысле, Ермон является важнейшим библейским символом, одной из трех святых гор Израиля. «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются», – восклицает Псалмопевец Давид (Пс. 88:13), пророчески сравнивая снежную вершину Ермона с горой Преображения. И в другом месте «роса Ермонская, сходящая на горы Сионские», становится образом благодати, соединяющей верующих в союзе любви и мира (Пс. 132:3). Геологически Ермон сформировался еще в давние времена «подвижек» и «провалов» континентов. Земные массы к востоку от Иордана сдвинулись к северу, тогда как западные оставались на месте. В результате «вздыбились» Голанские высоты и результирующее давление «вскинуло» к небу вершину Ермона. Высшая его точка (2814 м над уровнем моря) находится в Сирии. Та из вершин, которая находится на территории, оккупированной с 1967 г. Израилем, достигает 2224 м. Во время т. н. «Войны Судного дня» (октябрь 1973 г.) сирийские войска вытеснили было израильтян с Ермона, но в ходе последующих ожесточенных боев южная вершина осталась в руках Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В Библии Фавор упоминается как граница владений трех колен – Иссахара, Завулона и Неффалима ( Нав. 19:22 ). У подножия горы Фавор один из судей Израилевых, Варак, разбил войско Сисары ( Суд. 4:1–24 ). На Фаворе погибли братья Гедеона от рук царей Мадиамских Зевея и Салмана ( Суд. 8:18–19 ). В Псалтири Фавор упоминается вместе с Ермоном: Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются ( Пс. 88:13 ). В книге пророка Иеремии царь Навуходоносор сравнивается с горами Фавор и Кармил: как Фавор среди гор и как Кармил при море, так верно придет он ( Иер. 46:18 ). Что же касается Ермона, то он неоднократно упоминается в Библии в качестве северного предела земли обетованной ( Нав. 12:1; 13:2, 5, 8, 11 ). Во времена завоевания земли обетованной Иисусом Навином Ермон входил во владения Ога, царя Васанского ( Нав. 12:4–5 ). Его и Сигона, царя Аморрейского, владевшего сопредельной территорией ( Нав. 12:2 ), убил Моисей, разделив завоеванную землю между тремя коленами Израилевыми ( Нав. 12:5–6 ). Окончательно край подчинился израильтянам в эпоху царя Давида 287 . Аргументация в пользу Ермона как высокой горы, на которой могло произойти событие Преображения, подкрепляется тем, что вершина этой горы круглый год покрыта снегом. Сравнение белизны одежд преобразившегося Иисуса со снегом, присутствующее во многих рукописях Евангелия от Марка ( Мк. 9:3 ), кажется более уместным, если речь идет о Ермоне. В то же время несколько факторов говорят против того, что Преображение могло произойти на Ермоне. Во-первых, взобраться на гору высотой 2813 метров было достаточно трудно, тем более если учесть, что во времена Иисуса в Палестине носили легкую обувь – сандалии, надевавшиеся на босу ногу (даже без учета этого фактора восхождение на столь высокую гору и спуск с нее должны были занять два полных световых дня). Во-вторых, вряд ли, сойдя с горы и оказавшись при этом в 50 километрах от Галилейского озера, Иисус мог встретить у ее подножия толпу ожидавших Его людей. В-третьих, после рассказа о Преображении и последовавшем за ним изгнании беса из отрока Марк пишет: Выйдя оттуда, проходили через Галилею ( Мк. 9:30 ). Эти слова могут, конечно, указывать на то, что место Преображения было вне Галилеи, но более вероятно, что оно было в Галилее или вблизи от нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Греческая церковь на месте Преображения Господня. В настоящее время на месте древних развалин устроены два новые монастыря – греческий и латинский. Греческая церковь Преображения Господня просторна и благолепна; она украшена богатыми иконами в серебряных окладах, – почти все приношениями русских. Образ Преображения Господня – дар покойной Императрицы Марии Александровны. Одна из стен алтаря и дорогой мозаический пол уцелели от византийской постройки. Три ниши в этой стене IV века изображают три сени, которые ап. Петр желал построить на месте преобращения. Эти алтарные ниши посвящены Спасителю и пророкам Моисею и Илии. Главный престол занимает то самое место, где, по преданию, совершилось преображение Господне. Чувство страха и благоговения наполняет душу приближающегося к сему святейшему месту. – Светодавче Господи! озари светом Твоим Божественным тьму греховную, омрачающую души наши, да воссияет и нам свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, святых апостолов и прочих угодников Твоих. Ежегодно сюда стекаются тысячи богомольцев, особенно в конце марта и в день Преображения Господня; и больше всего богомольцев бывает здесь из русских, при чем, к их утешению, совершается и служба на славянском языке. Далеко возвышаясь над соседними горами, Фавор открывает прекрасные виды во все стороны: на север видна снежная вершина Ермона и высокая цепь гор Ливанских, на запад – береговые возвышенности Кармила, сквозь которые просвечиваются серебристые полосы Средиземного моря, на восток – хребты береговых гор озера Тивериадского, на юг – вся волнистая равнина Ездрилонская с ее селениями и палатками арабов, и далее – разнообразные вершины гор Галилейских и Самарийских.. Св. отцы нашей Церкви указывают пророчество о значении горы Фавора, как места преображения Господня и объявления истинного имени Христа возлюбленного Сына Божия, в словах псалмопевца: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются ( Пс.80:13 ) 30 . Фавор и Ермон, как самые высокие и величественные горы, должны и первые участвовать в славе Творца. Но иные под второй горой принимают гору ближайшую к Фавору. Такая гора находится на юг от Фавора и называется Малым Ермоном. Тогда Ермон первая после Фавора радуется имени Господа, возлюбленного Сына Отца Небесного, как ближайшая к Фавору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слава, и ныне, глас 1: Иже древле с Моисеом глаголавый на горе Синайстей образы,/Аз есмь, глаголя, Сый,/днесь на горе Фаворстей преображся пред ученики,/показа началообразную доброту зрака,/в себе восприим человеческое существо./И таковыя благодати свидетели поставль,/Моисея и Илию, общники творяше веселия,/провозвещающия славное Креста ради/и спасительное воскресение. На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов: Гора Божия Фавор/о Имени твоем, Спасе,/радуется,/Отцу возлюбленна Тя/Сына проповедуя. Стих: Твоя суть Небеса,/и Твоя есть земля. Чудо бяше видети,/Солнца славы,/в преображении/чувственнаго солнца/лучи скрывшаго. Стих: Фавор и Ермон/о Имени Твоем возрадуетася. От земли убо ученицы,/Моисей же от мертвых/и Илия яко свыше,/Тебе преобразуему,/раболепно предсташа. Слава, и ныне, глас 1: Твоего Единороднаго Сына/провидев Духом плотское к человеком пришествие,/Богоотец Давид,/издалеча к веселию созывает тварь/и пророчески взывает:/Фавор и Ермон о Имени Твоем возрадуются./На сию бо возшед гору, Спасе, со ученики Твоими,/очерневшее Адамово естество,/преображься, облистати паки сотворил еси,/претворив е в Твоего Божества славу же и светлость./Темже вопием Ти:/Содетелю всяческих Господи, слава Тебе. Тропарь праздника, глас 7: Преобразился еси на горе, Христе Боже,/показавый учеником Твоим славу Твою,/якоже можаху,/да возсияет и нам, грешным,/Свет Твой присносущный/молитвами Богородицы,/Светодавче, слава Тебе. НА УТРЕНИ По 1-й стихологии седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф: На горе Фаворстей преобразился еси, Иисусе,/и Облак светел, протязающся, яко сень, апостолы славою покры,/темже и на землю ниц падаху, не терпяще зрети светлости/неприступныя славы лица Твоего, Безначальне Спасе, Христе Боже./Иже тогда сим Свет Твой возсиявый, просвети души наша. Слава, и ныне, тойже.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010