Таковы, братие, уроки, которые предлагаются нам евангельским повествованием о чуде над пятью хлебами. Будем помнить их и принимать их не к сведению только, но и к руководству. Все, что написано в слове Божии, нам в наказание и научение написано. Слава Фавора. Поучение в праздник Преображения. «Фавор и Ермон о имени твоем возрадуются» (Псал. 88:13).   Сими словами одного из псалмов прославляются Палестинские горы Фавор и Ермон. В первой половине этого псалма псалмопевец воспевает милости Божии к избранному народу. Одна из этих милостей состоит в том, что избранный народ водворился в обетованной земле, находившейся в обладании язычников. Нельзя было не радоваться этому событию; к сей радости псалмопевец приглашает даже горы в пределах обетованной земли: Фавор в Галилее, и Ермон на севере Палестины. Само собою разумеется, что это приглашение относится в собственном смысле не к бездушным предметам, а к людям, с тем чтобы они, владея этими горами, радовались и ликовали, взирая на них, как на свидетельство милости Божией к ним, но главным образом, как на свидетельство славы имени Его: «возрадуются о имени Твоем». До времени водворения Евреев в земле обетованной, она осквернена была языческими суевериями. Истинного Бога никто из обитателей ее не знал, все кланялись ложным богам и приносили им жертвы повсюду — в лесах, при реках и преимущественно на горах; но как только утвердился избранный народ в этой земле, она освятилась призыванием имени истинного Бога; горы и холмы, до тех пор оглашавшиеся песнями в честь ложных богов, огласились радостными славословиями в честь Единого истинного Бога, исповеданием Его премудрости, благости и всемогущества, насколько эти совершенства отразились в создании таких величественных гор, как цветущий, покрытый богатою растительностью, Фавор и снежный, дающий благотворную влагу, Ермон. Православная Церковь, прославляя Преображение Господне на Фаворе, применяет к этому событию слова псалмопевца: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются». Этот стих часто повторяется в службе праздника Преображения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Таковы, братие, уроки, которые предлагаются нам евангельским повествованием о чуде над пятью хлебами. Будем помнить их и принимать их не к сведению только, но и к руководству. Все, что написано в слове Божии, нам в наказание и научение написано. Слава Фавора Поучение в праздник Преображения Фавор и Ермон о имени твоем возрадуются ( Пс. 88:13 ). Сими словами одного из псалмов прославляются Палестинские горы Фавор и Ермон. В первой половине этого псалма псалмопевец воспевает милости Божии к избранному народу. Одна из этих милостей состоит в том, что избранный народ водворился в обетованной земле, находившейся в обладании язычников. Нельзя было не радоваться этому событью; к сей радости псалмопевец приглашает даже горы в пределах обетованной земли: Фавор в Галилее, и Ермон на севере Палестины. Само собою разумеется, что это приглашение относится в собственном смысле не к бездушным предметам, а к людям, с тем чтобы они, владея этими горами, радовались и ликовали, взирая на них, как на свидетельство милости Божией к ним, но главным образом, как на свидетельство славы имени Его: «возрадуются о имени Твоем». До времени водворения Евреев в земле обетованной, она осквернена была языческими суевериями. Истинного Бога никто из обитателей ее не знал, все кланялись ложным богам и приносили им жертвы повсюду – в лесах, при реках и преимущественно на горах; но как только утвердился избранный народ в этой земле, она освятилась призыванием имени истинного Бога; горы и холмы, до тех пор оглашавшиеся песнями в честь ложных богов, огласились радостными славословиями в честь Единого истинного Бога, исповеданием Его премудрости, благости и всемогущества, насколько эти совершенства отразились в создании таких величественных гор, как цветущий, покрытой богатою растительностью, Фавор и снежный, дающий благотворную влагу, Ермон. Православная Церковь , прославляя Преображение Господне на Фаворе, применяет к этому событью слова псалмопевца: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются». Этот стих часто повторяется в службе праздника Преображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Далее Жених-Господь призывает к Себе Свою Невесту и обращается к ней (4:8–16). Вот Он зовет ее к Себе: 4:8 Гряди от Ливана невесто, гряди от Ливана: прииди и прейди из начала веры, от главы Саннира Санира и Аермона, от оград львовых, от гор пардалеов. 4:8 Со мною с Ливана, невеста! со мною иди с Ливана! спеши с вершины Аманы, с вершины Сенира и Ермона, от логовищ львовых, от гор барсовых! Зовет Господь: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей!», зовет Господь Невесту Свою Возлюбленную, зовет Церковь Свою святую, зовет душу, Собой Самим искупленную. Зовет ее с гор Ливана (вершины Аманы ) и с гор Антиливана (вершины Санира и Аермона). Святые отцы дают два толкования значения воззвания Невесты с этих вершин. Одно дают св. Афанасий Великий и бл. Феодорит, другое – св. Григорий Нисский . Св. Афанасий Великий видит в воззвании Жениха в 2:10–15, где с наступлением весны после зимы Жених зовет Невесту, призвание в Церковь Христову иудеев, а здесь в 4:8 в призвании Невесты с языческих гор Ливана и Аермона (Антиливана) он видит призвание в Церковь Христову язычников. Так, св. Афанасий пишет: «Далее Слово, призвав Иерусалим (см. 2:10–13. – Г.Ф.), призывает потом и язычников, ибо один Господь для иудеев и для язычников: гряди от Ливана невесто, гряди от Ливана: прииди и прейди от начала веры, от главы Санира и Аермона, от оград львовых, от гор пардалеов; – от идолослужения и зверского нрава Он призывает ее к вере». Подобным же образом толкует и бл. Феодорит, только он различает значение гор Ливанских и гор Антиливанских. В призвании Невесты с гор Ливанских он видит призвание язычников в Церковь Христову, а с гор Антиливанских – призвание иудеев. Бл. Феодорит: «Здесь же от Ливана призывает ее (невесту. – Г.Ф.), и от Санира, чрез Ливан означая идолопоклонение, чрез Санир же, еже толкуется «путь светильничный», способ жить по закону. Светильник бо есть закон и в нощи сияющий: солнце же есть Христос, и во дни просвещающий... Придает же и гору Аермон, закон чрез оную означая: ибо богодухновенный Давид говорит: «Яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския» ( Пс. 132:3 ), то есть правила закона, преданныя живущим на горах Сиона... Жених убо от Ливана призывает тех, кои идолам поклоняться обыкли: от Санира же и Аермона тех, кои росу закона и свет повелений Божественных прияли».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Крайним северным пределом Святой Земли является величественная снежная вершина Ермона, видимая в хорошую погоду даже с отдаленных берегов Мертвого моря. Само слово «Ермон» означает в древнееврейском языке «гора». Арабы называют ее Джебель ас- Шейх (Главная гора), жители евангельского Сидона называли Сирионом (Сирийской), а аморреи, как сказано в Библии, Сениром («Броня») (см. Втор. 3, 9 ). Это, собственно говоря, целая гряда, входящая в состав Антиливанского хребта. Три главные вершины горы покрыты снегом – иногда даже до мая-июня. В религиозном смысле Ермон является важнейшим библейским символом, одной из трех святых гор Израиля. Фавор и Ермон о имени Твоем радуются, – восклицает псалмопевец Давид ( Пс. 88, 13 ), пророчески сравнивая снежную вершину Ермона с горой Преображения. И в другом месте роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, становится образом благодати, соединяющей верующих в союзе любви и мира ( Пс. 132, 3 ). ...Многие западные богословы считают, что Преображение Господне произошло на Ермоне, а не на Фоворе. Ведь оно происходило, напомним, через шесть дней после беседы Христа с учениками у Кесарии Филипповой. Оттуда за шесть дней можно дойти и до Фавора, но Ермон ближе. «Почти несомненно, что Фавор не был местом этого великого события, – говорит популярный когда-то, в том числе у православных читателей, Ф.В. Фаррар и приводит убедительную аргументацию: – Более естественно предположить, что Спаситель, желая пройти священную землю Своей родины до самых северных ее пределов, продвигался вперед, пока не достиг склонов величественной снеговой горы, воспетой иудейской поэзией. Самое название ее означает “гора”, и то великое событие, свидетельницей которого была она, было бы вполне достаточно для того, чтобы объяснить прилагаемое к ней Священным Писанием почетное отличие – именно название “святой” ( 2Пет. 1, 18 )» (Фаррар Ф.В. Жизнь Иисуса Христа. СПб, 1893, с. 296–297). К тому же Ермон, как мы сказали, даже весной одет снежной шапкой, дающей «подручный» материал для сохраненного евангелистом Марком сравнения убеленных одежд Христа со снегом. Вспомним, что и знаменитая беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым, когда он показал собеседнику, каким бывает состояние прославленной, преображенной природы человеческой, происходила на заснеженной поляне...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

1 . Горы Ливанские . Они расположены на северной границе Палестины и принадлежат собственно Сирии. Из них восточные Антиливанскими, а западные – Ливанскими. Почти, везде одинаковое расстояние между этими горами образует небольшую (20 миль длины и от 2 до 4 миль ширины), но чрезвычайно плодородную долину, названную Келесириею (т. е. углубленною Сириею). Вершины этих гор всегда покрыты снегом, чем и объясняются слова пророка Иеремии: «Оставляет ли снег Ливанский скалу горы? И иссякают ли из других мест текущие холодные воды?» ( Иер.18:14 ). Ливанские горы в древности изобиловали кедрами ( 3Цар.5:6 ). 2 . Гора Ермон есть южная оконечность Ливана. Эта гора называется иногда Сионом: «до горы Сиона, она же Ермон» ( Втор.4:48 ). Сидоняне называли Ермон Сирионом, а Аморреи – Сениром ( Втор.3:9 ). Сениром она называется и у пророка Иезекииля ( Иез.27:5 ): «Из Сенирских кипарисов устроили все мосты твои; брали с Ливана кедр, чтобы сделать на тебе мачты» (обращение к Тиру). Ермон – самая высочайшая из гор Ливанских; ее вершина, покрытая снегом, видна и от Дамаска, и от Тира. 3 . Гора Кармил , на юге Птолемаиды и на востоке Дора, при Средиземном море. Она известна пребыванием на ней пророка Илии ( 3Цар.18 ). В Св. Писании она представляется образцом красоты и великолепия ( Песн.7:6 ; Ис.35:2 ; Иер.46:18 ; Мих.7:14 ). 4 . Гора Фавор , в 20 верстах от Кармила и в 7 от Назарета, посреди обширной равнины. Она имеет около 500 саж. высоты, и с вершины ее открывается вид на Средиземное море, Геннисаретское озеро и вообще на все местности, лежащие по Иордану. На горе Фаворе Варак собрал свое войско против Сисары, военачальника Иавина, царя Асорского; и здесь вдохновенная пророчица Девора воспела свою песнь после победы, одержанной Вараком ( Суд.4:5 ). На Фаворе, по древнему христианскому преданию, совершилось великое событие Преображения Господня ( Мф.17 ). 5 . Гора Блаженств , на северо-востоке Фавора. Она так названа потому, что на ней Иисус Христос имел свою нагорную беседу к ученикам и народу: «Блаженны нищие духом» и проч. ( Мф.5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Здесь неутомимая сподвижница веры Христовой, благочестивая царица Елена воздвигла храм о трех престолах во имя святых апостолов Петра, Иакова и Иоанна, а по иным свидетельствам – Иисусу, Моисею и Илии, согласно евангельским словам св. Петра: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» ( Мф.17:4 ). Некоторые духовные писатели полагали, что по обычаю древних приносить жертвы на местах высоких, Фавор был некогда обречен идольским жертвоприношениям и что на нем проливалась даже кровь человеческая, но что Спаситель мира, попирая силудемонскую, избрал это место для Своего Преображения, дабы освятить его навеки. Хотя гора Фавор не названа в Евангелии, но святой песнопевец Давид провозгласил святость ее имени и как бы указал на великое событие Преображения: «Фавор и Ермон о имени Твоем радуются» ( Пс.88:13 ), и древнейшие христианские предания называют Фавор горой Преображения; блаженный Иероним и святой Кирилл Иерусалимский были в том уверены. Остатки храма, воздвигнутого святой Еленой, еще существуют; под его нижними сводами христиане назаретские служат один раз в год обедню, в день Преображения Господня. В VIII веке еще существовал здесь монастырь, воздвигнутый венгерскими царями и населенный венгерскими же монахами ордена св. Павла, первого пустынника, но главные развалины принадлежат времени нашествия римлян. Фавор, названный в греческом переводе Библии , а потом у Полибия и Иосифа Флавия, Ифавирион, был укреплен самим Иосифом Флавием и иудеями в течение сорока дней против Веспасиана Развалины стен, окружавших вершины, существуют еще местами, а на восточной оконечности можно еще различить остатки башни и ворот; даже дождевые водохранилища, о которых говорит Иосиф, сбереглись доселе. Вид с вершины Фавора очарователен. Оттуда впервые открылась мне на севере снежная вершина Анти-Ливана, расстилающаяся огромным шатром; это Ермон, упоминаемый в Библии . На востоке горизонт закрывается хребтами береговых гор озера Тивериадского, которого малая частица сверкает из-за черных стен скал. На юге вся великолепная равнина Эздрилонская развертывается из-под мощной пяты Фавора. За этой равниной, которая упитана кровью и над которой, как надгробный памятник, господствует мрачная гора Саулова, встают разнообразные вершины гор галилейских, слитых с синими грудами гор иудейских; а на западе, сквозь береговые цепи гор, из которых видна оконечность Кармила, просветливает море Средиземное. Вот библейская картина Фавора и Кармила: «Живу Я, говорит Царь, Которого имя Господь Саваоф: как Фавор среди гор и как Кармил при море, так верно придет он» ( Иер.46:18 ). (Высота Фавора 1000 футов от поверхности долины, или около 143 сажен).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вот так. Митрополит юга Ливана служит литургию под огнем. А другой святой отец боится своих заграничных властей. «Православные знают проблемы Ливана лучше, чем католики» Католик-маронит и депутат парламента Ливана от «Хезболлы» Пьеро Серхал с начала войны блокирован в своем городе Джеззин на юге Ливана. Он хирург, работает в местной больнице, учился в Париже. Марониты – самая многочисленная христианская община Ливана. «Мы поддерживаем «Хезболлу» потому, что они сражаются. Идея о том, что христиане против «Хезболлы», – это пропагандистская уловка Израиля. Нам, христианам, лучше известно, за них мы или против них, – говорит доктор Пьеро. – Предыдущий Папа Иоанн Павел II приезжал в Ливан и призвал христиан жить в мире с мусульманами. Но агрессия против наших стран вытесняет отсюда христиан. До войны в Ираке было три миллиона христиан. Осталось сто тысяч. В Ливане христиан все меньше, и это из-за Израиля, а не из-за «Хезболлы». Он недоумевает, почему молчит Русская Церковь: «Православные знают проблемы Ливана лучше, чем католики». Слово побеждает Стучусь в дверь Первой баптистской библейской церкви в Бейруте. Пастор Ричард Саддака сначала проповедовал мне Евангелие, а потом перешел к дню сегодняшнему: «В Израиле убиты тридцать четыре человека, из них девятнадцать – военные. В Ливане убиты больше трехсот пятидесяти человек, все гражданские лица, большинство – дети! Это называется защищать свою страну? Каким международным законам это соответствует? Или есть страны, которые могут игнорировать закон? – Пастор родился в Австралии, преподает в Американском университете Бейрута, английский – его родной язык. – Бомбить молочный завод – это что? Им угрожают мосты, церкви, фабрика йогуртов и телеантенны Ливана? В Марджайюне баптистскому пастору нужна операция на сердце, но уже не доехать до больницы, старику уже трудно дышать. Он – тоже угроза Израилю?» «Израиль и «Хезболла» всегда обменивались пленными, – напоминает пастор Ричард. – Двенадцать лет назад Израиль похитил из долины Бекаа двух человек, чтобы обменять их на летчика, сбитого и пропавшего в 1967 году. Ни «Хезболла», ни Ливан не напали тогда на Израиль. Почему из-за двух солдат Израилю можно начинать войну и называть это обороной своей страны? Если ради своей обороны они сбросят атомную бомбу и сотрут с лица земли Ливан, политики тоже будут молчать? «Блаженны миротворцы» – политики забыли заповеди».

http://pravmir.ru/krest-i-polumesyac-liv...

После Первой мировой войны, в соответствии с соглашением Англии и Франции по разделу сфер влияния на Ближнем Востоке, этот район должен был отойти в состав французской зоны. Местное же арабское население требовало включить его в создаваемое Трансиорданское Хашемитское королевство. В марте 1920 г. Тель-Гай был осажден арабским вооруженным отрядом. Капитан И. Трумпельдор был смертельно ранен в бою, но т. н. «галилейский палец» (так это выглядело на карте) остался в результате в пределах Британского мандата, и затем в 1948 г. был включен в границы вновь созданного государства Израиль. Гора Ермон Крайним северным пределом Святой Земли является величественная снежная вершина Ермона, видимая в хорошую погоду даже с отдаленных берегов Мертвого моря. Само слово «Ермон» означает в древнееврейском языке «гора». Арабы называют ее Джебель ас-Шейх («Главная гора»), жители евангельского Сидона называли Сирионом («Сирийской»), а аморреи, как сказано в Библии, Сениром («Броня») (Втор. 3:9). Это, собственно говоря, целая гряда, входящая в состав Антиливанского хребта. Три главные вершины горы покрыты снегом – иногда даже до мая-июня. В религиозном смысле, Ермон является важнейшим библейским символом, одной из трех святых гор Израиля. «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются», – восклицает Псалмопевец Давид (Пс. 88:13), пророчески сравнивая снежную вершину Ермона с горой Преображения. И в другом месте «роса Ермонская, сходящая на горы Сионские», становится образом благодати, соединяющей верующих в союзе любви и мира (Пс. 132:3). Геологически Ермон сформировался еще в давние времена «подвижек» и «провалов» континентов. Земные массы к востоку от Иордана сдвинулись к северу, тогда как западные оставались на месте. В результате «вздыбились» Голанские высоты и результирующее давление «вскинуло» к небу вершину Ермона. Высшая его точка (2814 м над уровнем моря) находится в Сирии. Та из вершин, которая находится на территории, оккупированной с 1967 г. Израилем, достигает 2224 м. Во время т. н. «Войны Судного дня» (октябрь 1973 г.) сирийские войска вытеснили было израильтян с Ермона, но в ходе последующих ожесточенных боев южная вершина осталась в руках Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В Библии Фавор упоминается как граница владений трех колен – Иссахара, Завулона и Неффалима ( Нав. 19:22 ). У подножия горы Фавор один из судей Израилевых, Варак, разбил войско Сисары ( Суд. 4:1–24 ). На Фаворе погибли братья Гедеона от рук царей Мадиамских Зевея и Салмана ( Суд. 8:18–19 ). В Псалтири Фавор упоминается вместе с Ермоном: Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются ( Пс. 88:13 ). В книге пророка Иеремии царь Навуходоносор сравнивается с горами Фавор и Кармил: как Фавор среди гор и как Кармил при море, так верно придет он ( Иер. 46:18 ). Что же касается Ермона, то он неоднократно упоминается в Библии в качестве северного предела земли обетованной ( Нав. 12:1; 13:2, 5, 8, 11 ). Во времена завоевания земли обетованной Иисусом Навином Ермон входил во владения Ога, царя Васанского ( Нав. 12:4–5 ). Его и Сигона, царя Аморрейского, владевшего сопредельной территорией ( Нав. 12:2 ), убил Моисей, разделив завоеванную землю между тремя коленами Израилевыми ( Нав. 12:5–6 ). Окончательно край подчинился израильтянам в эпоху царя Давида 287 . Аргументация в пользу Ермона как высокой горы, на которой могло произойти событие Преображения, подкрепляется тем, что вершина этой горы круглый год покрыта снегом. Сравнение белизны одежд преобразившегося Иисуса со снегом, присутствующее во многих рукописях Евангелия от Марка ( Мк. 9:3 ), кажется более уместным, если речь идет о Ермоне. В то же время несколько факторов говорят против того, что Преображение могло произойти на Ермоне. Во-первых, взобраться на гору высотой 2813 метров было достаточно трудно, тем более если учесть, что во времена Иисуса в Палестине носили легкую обувь – сандалии, надевавшиеся на босу ногу (даже без учета этого фактора восхождение на столь высокую гору и спуск с нее должны были занять два полных световых дня). Во-вторых, вряд ли, сойдя с горы и оказавшись при этом в 50 километрах от Галилейского озера, Иисус мог встретить у ее подножия толпу ожидавших Его людей. В-третьих, после рассказа о Преображении и последовавшем за ним изгнании беса из отрока Марк пишет: Выйдя оттуда, проходили через Галилею ( Мк. 9:30 ). Эти слова могут, конечно, указывать на то, что место Преображения было вне Галилеи, но более вероятно, что оно было в Галилее или вблизи от нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе ( 2Пет. 1:16–18 ). Итак, перед нами три полных повествования о событии и одно упоминание о нем. Все четыре автора говорят, что событие произошло на горе. При этом ни один из авторов не приводит название горы. Матфей и Марк называют гору «высокой», а Петр в своем послании говорит о ней как о «святой», имея в виду, очевидно, тот факт, что на ней преобразился Иисус, а не то, что она почиталась как святая до этого события. Речь у него, во всяком случае, не идет об одной из тех гор, которые имели репутацию священных в иудейской традиции (Синай, Сион, Кармил), так как ни одна из них не подходит под географию евангельского повествования. 2. Фавор, Ермон или Мейрон? В христианской традиции местом, где произошло Преображение, считается Фавор – гора высотой 588 метров, расположенная в Галилее в девяти километрах от Назарета. Вероятно, уже в IV веке здесь был построен первый христианский храм 283 . Фавор упоминается в качестве места Преображения Господня в богослужебных текстах одноименного праздника и в творениях отцов Церкви, посвященных этому событию. О том, что Преображение произошло на Фаворе, в IV веке пишет Кирилл Иерусалимский 284 . В настоящее время на горе расположены два монастыря – православный и католический; оба посвящены Преображению. В то же время большинство современных исследователей указывает на гору Ермон как более вероятное место Преображения 285 . Эта гора высотой 2813 метров расположена на севере Палестины. Суммируя данные, касающиеся обеих гор, православный ученый середины ХХ века пишет: Фавор представляет собою небольшую возвышенность, находящуюся в южной Галилее. В новозаветную эпоху на вершине Фавора была крепость, что делало место неблагоприятным для уединения. В противовес традиционной топографии, мнение ученых склоняется в наши дни в пользу Ермона. Ермон, при большой высоте (ср. высокая гора: Мф. 17:1 , Мк. 9:2 ), создававшей благоприятные условия для полного уединения, расположен к северу от Галилеи. Область Кесарии Филипповой, где ученики исповедали Учителя Мессиею, лежит у подножия Ермона. Приурочение Преображения к Ермону отвечает и хронологии события: последующее прохождение Господа через Галилею ( Мк. 9:30 ) естественно понимать накануне пути в Иерусалим как прохождение с севера на юг, не от Фавора к Ермону, а от Ермона к Фавору. Предлагаемая топография не есть единственно возможная. Она тоже не свободна от возражений. Но совокупность данных обеспечивает ей несомненные преимущества перед традиционным пониманием 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010