Пс.88:8. Бог прославляемь в совете святых, Велий и Страшен есть над всеми окрестными Его.    Кто же эти «окрестные», как не святые? Ибо хотя они и приближаются к Богу святостью жизни, но Он «страшен» и для них, когда они грешат. Господь строг к праведнику и щедролюбив к грешнику — сообразно нашей пользе. Ибо праведника страхом Он подкрепляет, а грешника милосердием восставляет (Златоуст). Пс.88:9. Господи Боже сил, кто подобен Тебе; Силен еси, Господи, и истина Твоя окрест Тебе.    Это выражение Пророк часто повторяет, не предлагая вопрос Богу, а изумляясь Его величию, желая показать Его ни с чем несравнимость. Свидетельствует и о равенстве Отца с Сыном, называя Христа «Истиною Отца», как из Него исходящего. Кто намеревается соделаться подобным Христу, чтобы и самому можно было именоваться сыном Божиим, рожденным от Духа, святым, тому преимущественно надлежит благодушно и терпеливо переносить встречающиеся скорби, будут ли это телесные болезни, или обиды и укоризны от людей, или же и козни от лукавых демонов. Ибо, по смотрению Божию, попускаются испытания душ различными скорбями, чтобы несомненно явными соделались души, искренно возлюбившие Господа (Златоуст, Макарий В.). Пс.88:10. Ты владычествуеши державою морскою: возмущение же волн его Ты укрочаеши.    Пророк от невидимого обращается к прославлению Бога в видимых вещах, упоминая о море, как о страшной буре (Златоуст). Пс.88:11. Ты смирил еси яко язвена гордаго: мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя.     «Гордый» есть диавол, которого Бог «смирил яко язвена» — как раненого или как пораженного. Смиряет Господь чувственно и каждого гордого человека, который через постигшие болезненности смиряет высокоумие свое (Афанасий, Диодор). Пс.88:12. Твоя суть небеса, и Твоя есть земля: вселенную и исполнения ея Ты основал еси. Пс.88:13. Север и море Ты создал еси: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася.    В священном Писании морем обозначается Запад. Пророк здесь сопоставляет «север» с «западом», потому что обе стороны отличаются холодом и темнотой. «Фавор» и «Ермон» — обе горы находятся рядом. Первая «возрадуется», как получившая благословение Христа за Преображение, а вторая, — как получившая благословение от своего соседа, а также, как возвышающаяся над Иорданом, в котором крестился Господь (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

верность обетованиям Божиим утверждена на небе, на тверди, потому подобно ей непоколебима. 652 Во облацех ­­ на небе; сыны Божии ­­ ангелы; ср. Пс.28:1 . Бог в ст.8 есть сказуемое и подлежащее нужно дополнить из ст.7-го. В совете, в тайном совете, какой Бог держит с ангелами, знающими Его тайны ( Иов.1:6; 2:1 ); в этом совете, в котором ангелы получают сведения о благодатных определениях Божиих, они прославляют Его; окрестные ­­ ангелы. Истина окрест ­­ полнейшая истина. 653 Держава ( κρτος) морская, с евр. «ярость морская»; сила, открывающаяся в возвышении волн. Бог тогда особенно показал Себя Господом моря, когда Он утверждал волны его подобно стенам, чтобы провести чрез оное народ Свой и когда снова подвинул оное на Египтян, о которых речь в ст.11 (по евр. раав ­­ гордый – египтяне). Яко язвена – Ты так укротил их (при изведении народа из Египта), что они столько же могли противодействовать, как смертельно раненый. 654 Север и море ­­ север и юг; LXX вместо юг поставили море, и разумели при этом Красное море, которое лежит на юге и поэтому могло служить конкретным названием юга; ср. Пс.106:3 . Фавор (на западе) и Ермон (на востоке), судя по связи речи, индивидуальные названия запада и востока; север и юг, восток и запад – все означают весь мир. Фавор и Ермон возвещают творческую славу Божию, служат постоянным прославлением, как созданные Им – существуют во имя Его. 655 Для укрепится и проч. с евр. прошедшие, которые можно принимать за настоящие. Уготование, то, что должно быть устрояемо до постановления престола, основание. 656 Похвала силы ­­ могущественное, сильное украшение (их принадлежит к полному понятию) Израиля; отличие его от всех народов состоит в том, что Бог есть Царь его, в этом его сила (рог) и победа (вознесется), С евр. ст. ст.19: «от Господа щит наш (­ наш царь) и от Святого Израилева царь наш». LXX вместо «щит» перевели «заступление». 657 Тогда употреблено по отношению к ст.4 – 5. В видении – потому что Самуил и Нафан относящиеся сюда сведения получили в пророческом видении (1Цар.16и д.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

(9). Силен ecu Господи, и истина Твоя окрест Тебе. (10) Ты владычествуеши державою морскою. Слово это показывает, что Тот, Кто в рабием зраке, вначале привел в бытие влажную сущность, что Он положил пределом морю песок, и рек ему: до этого дойдеши, и не прейдеши (Иов. 38, 11). А что это истинно, доказал, запретив морю и ветрам, когда плыл с учениками. Возмущение же волн его Ты укрощаеши. (11) Ты смирил ecu, яко язвена, гордаго. Ибо Он связал крепкого и гордого, и ученикам Своим дал власть наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию (Лк. 10, 19). (12). Твоя суть небеса, и Твоя есть земля. Он как Владыка моря, так и Создатель небес и всей земли. Вселенную и исполнение ея Ты основал ecu. (13) Север и море Ты создал ecu: Фавор и Ермон. Этим означает четыре страны вселенной: севером - страну полунощную, морем - западную (потому что Писание морем именует запад), горою Ермон - страну полуденную, а горою Фавор - восток. (14). Твоя мышца с силою. Мышца Твоя, Владыко, всем явлена с силою. Хотя и соделался Он человеком и был подобен нам, однако же превосходство величия Его было явственно. А это и значить сказанное: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя. (16). Блажени людие ведущии воскликновение. Проповедав воплощение Единородного, справедливо ублажает научившихся тайне Его. Это же значить воспевать Ему победную песнь. Ибо воскликновение есть песнь над падшими врагами. Ополчился же Он за нас, и победил сопротивные силы. Господи, во свете лица Твоего пойдут, (17) и о имени Твоем возрадуются. Ублажает святых Его Апостолов, потому что Его именем и Его силою творили они все, что ни сотворено ими дивного. (18). И во благоволении Твоем вознесется рог наш. Рогом именует славу. Поэтому, как бы обращаясь к Отцу, говорить: поскольку благоволил Ты послать Единородного, то восставлена этим слава наша, потому что стали прославлены мы, воскреснув со Христом (Кол. 3, 1) и с Ним воцарившись. (20). Тогда глаголал ecu в видении сыновом, Твоим. Тогда, то есть древле в пророческих видениях, глаголал ecu сыновом Твоим, - разумеет призванных к тому, чтобы сподобиться им сыноположения. Что же глаголал, как не это: положих помощь на сильнаго? А это значило сказать: Я дал сильную помощь, чтобы немощные и преобладаемые сатаною могли прибегнуть к Сильному. И Сильный, Которого дал нам в помощь Отец, без сомнения, есть Христос; потому что Он Господь сил. Вознесох избранного от людей Моих. (21) Обретох Давида раба Моего. Разумей Христа от семени Давидова, Который именуется Избранным: потому что и Бог Его превознесе (Флп. 2, 9). Псалмопевец именует Его также Давидом, поскольку Он от семени Давидова, именует и рабом, потому что явился в зраке раба. Елеем святым Моим помазах Его. Когда Тот, о Ком сказано: Бог бе Слово, родился по плоти от жены, и произошел человек, пребывая, как был, Богом; тогда, ради тебя приняв суд, наименован Христом. Ибо Слово, Которое есть Бог и предвечный Царь, усвоило Себе наше, чтобы мы обогатились тем, что Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

88 Милости Твои. Псалмопевец воздает хвалу чудесной верности Бога Своему народу, явленной в милостях завета. 88 клялся Давиду. Псалмопевец повторяет слова завета, заключенного Господом с Давидом (см. 2 Цар., гл. 7 и 1 Пар., гл. 17). 88 навек утвержу семя твое. В этих словах заключена центральная идея псалма (см. Введение: Характерные особенности и темы). 88 небеса прославят чудные дела Твои. В данном стихе небеса персонифицируются, подразумевая всех обитателей неба (ангелов, херувимов). 88 кто на небесах сравнится с Господом? Упомянув о других обитателях неба, псалмопевец незамедлительно отмечает исключительность Господа. Все они, наравне с людьми, Его творения. Утверждение исключительности Бога Израиля важно тем, что опровергает религиозные представления соседних с израильтянами народов. В письменных памятниках Ханаана и Месопотамии также встречается понятие «собрание святых», однако язычники понимали под ним сонм богов, из которых одни более могущественны, чем другие. Утверждая неповторимость божественного естества Господа, псалмопевец тем самым обособляется от упомянутых языческих представлений. 88 Ты владычествуешь над яростью моря. Т.е. над бездной и хаосом. 88 Ты низложил Раава. Имеется в виду мифологическое морское чудовище (наподобие левиафана), символизирующее силы зла и разрушения ( Иов 9,13 ). Кроме того, именем Раав иногда называется Египет (см. Пс. 86,4 и ком.). 88 вселенную... Ты основал. В отличие от языческих богов, Бог является Создателем вселенной. 88 Фавор и Ермон. Гора Ермон, находящаяся на самом севере Израиля, по высоте превосходит все другие горы страны. Фавор, известный необычной формой своей вершины, возвышается в долине Меггиддо и служит вехой, на которой сходятся границы владений трех колен. 88 Правосудие и правота. Праведность, справедливость и святость сущность Господа, которую Он открывает Своему творению. предходят пред лицем Твоим. Милость Божия опережает, предваряет непогрешимую истинность Его суда. 88 Блажен. См. ком. к Пс. 1,1 . 88 рог наш. Т.е. царь. Мысль о том, что Господь есть Тот, Кто вооружает царя его властью, раскрывается в следующем стихе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

О Тебе, Христе,/как о Закона и пророков Творце и Исполнителе,/засвидетельствовали, видя Тебя во облаке при Твоем преображении,/Моисей Боговидец и Илия,/на огненной колеснице неопалимым на небеса восшедший./С ними и нас Твоего просвещения удостой, Владыка,/чтобы нам воспевать Тебя вовеки. На стиховне стихиры самогласны, глас 1: Стихиры на стиховне самогласные, глас 1 Иже древле с Моисеом глаголавый на горе Синайстей образы,/Аз есмь, глаголя, Сый,/днесь на горе Фаворстей преображся пред ученики,/показа началообразную доброту зрака,/в Себе восприим человеческое существо,/и таковыя благодати свидетели поставль – Моисея и Илию,/общники творяше веселия,/провозвещающия славное Креста ради/и спасительное воскресение. Тот, Кто в древности беседовал/с Моисеем на горе Синае посредством образов,/говоря: “Я – вечно Существующий”,/в сей день на горе Фавор преобразившись пред учениками,/показал первоначальную красоту Божия образа/в воспринятой на Себя человеческой природе/и, поставив свидетелями такой благодати Моисея и Илию,/сделал их участниками радости,/предрекающими завершение Твоего служения через Крест/и спасительное Воскресение. Стих: Твоя суть небеса,/и Твоя есть земля. Стих: Твои – небеса,/и Твоя – земля. Пс 88:12А Твоего Единороднаго Сына провидев Духом/плотское к человеком пришествие,/Богоотец Давид издалеча к веселию созывает тварь/и пророчески взывает:/Фавор и Ермон о Имени Твоем возрадуются./На сию бо возшед гору, Спасе, со ученики Твоими,/очерневшее Адамово естество,/преображся, облистати паки сотворил еси,/претворив е в Твоего Божества славу же и светлость./Темже вопием Ти:/Содетелю всяческих, Господи, слава Тебе. Твое, Единородного Сына, пришествие/во плоти к людям предвидя Духом,/Богоотец Давид издалека к веселью созывает все творение/и пророчески восклицает:/“Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются”./Ибо, взойдя на эту гору с учениками Твоими,/Ты, Спаситель, потемневшее Адамово естество,/преобразившись, вновь блистающим соделал,/претворив его в славу и сияние Твоего Божества./Потому мы взываем Тебе:/“Создатель всего, Господи, слава Тебе!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/preobrazh...

Иуд. кн. 12 гл. 31), ничего не говорит об отведении Онии в Панейскую крепость. 1264 – не Цеар как в русск. пер. Синод. изд. 1871 г. Потому что нельзя здесь считать за предлог, который уже имеется пред () и более совсем не нужен. Тоже подтверждает и принятое Масоретское чтение , так как в противном случае следовало бы читать , как Быт. 20,30 или , как Иер. 48,34 . 1266 Пс.88:13 : «Север и юг Ты сотворил: Фавор и Ермон о имени Твоем радуются». Что Фавор и Ермон называются здесь для обозначения запада и востока, – с этим соглашаются и толкователи, не исключая и поборников Маккавейского происхождения псалмов, каковы: Hitzig, Lengerke и Olshausen. 1270 Такого мнения держится большинство новейших иностранных толкователей: Rosenmuller, O v Gerlach, Toluck, Hengstenberg, Havernick, Delitzsch, Moll и др. 1271 См. тех же толкователей Moll впрочем колеблется в признании такого времени происхождения псалма, считая это недостаточно доказанным. 1277 Каковы напр. гипотезы Nie, Nonnen Бременского богослова (в его Diss de Tzippor et Deror ete 1741), что псалом относится ко времени Иосафата и имеет своим предметом обращенного тогда к истинному богопочтению одного Ефремлянина ( 2Пар.19:4 ); св. Афанасия и бл. Феодорита, с которыми согласны Calmet, Ewald и наш толкователь Палладий Еп. Сарапульский, – что псалом есть песнь плененных Иудеев в Вавилоне, или Herder a, Muntingue, Bunsen a, полагающих, что это – песнь путешествовавших в Иерусалим на великие праздники Иудеев из времени после плена Вавилонского; Brunigsii (in Miscellan. Groningenis T 2 Fasc 1 p 82 sq); который думал объяснить его из обстоятельств опустошения храма Иерусалимского при Антиохе Епифана (Scr S curs compl T 15 p 103), – Hitziga и Lengerke (см. их комм. на Пс.), которые относят это ко времени вслед за победами над Антиохом Епифаном, когда иудеи принуждены были бороться еще с различными языческими народами и т.п. 1281 Как мало можно было ожидать от благочестивых современников этих нечестивых царей каких-либо сочувственных им песней, достаточно видно из того, что пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Под нами была разостлана как бы громадная географическая карта с рельефными очертаниями гор и холмов, перерезанных цветущими долинами, по которым змейками вьются многочисленные водные источники. Сначала наш взгляд был устремлен на север, на поднимавшиеся гигантские отроги горы Большого Ермона, три вершины которого, почти одинаковой высоты, находятся на 2808 метров над уровнем моря. Арабы называют его «Джебель-эш-шейх», т. е. седой горой, так как вершины ее покрыты снегом круглый год. Смотря по тому же направлению вниз, мы остановились взором своим на виднеющейся отсюда части Генисаретского озера, с которым связано так много трогательных сцен из земной жизни Господа. Обозревая пространство между Фавором и Тивериадой, мы невольно останавливаем свой взор на пленительном холме Карн-Каттин, расположенном на 808 метров над уровнем моря; этот холм в 1187 г. был, центром горячей битвы, положившей конец латинскому царству. В селении, находящемся позади этого холма, евреи показывают могилу Иофора, тестя Моисея. Налево, видна деревня Лубие, где французский генерал Джуно, в апреле 1799 г., одержал победу над Мамелюками; затем – селение Саджара, близ которого евреи недавно купили землю и основали там свои колонии. Направо, расположено селение Кафрсайт, населенное алжирцами, которые в 1847 г. оставили свое отечество и владеют здесь несколькими участками земли. Смотря по тому же направлению, мы различаем строения селения Кафркамма, обитаемого черкесами, которые в 1878 г., во избежание подданства русским, предпочли оставить свое отечество. Почти у подошвы Фавора расположен Сук-эль-хан, караван-сарай для купцов, около источника, весьма обильного водой; омывая подножие Фавора, он впадает в Иордан. С Фавора можно наблюдать за течением реки Иордана, которая на всем протяжении своем от озера Тивериадского до Мертвого моря, течет, извиваясь тысячами излучин. Оглянувшись назад, мы увидели во всей шири своей Эздрелонскую равнину, перерезываемую двумя почти параллельными цепями гор – Малым Ермоном и горами Гелвуйскими. Малый Ермон называется малым в отличие от Большого Эрмона, вечно покрытого снегом и дающего начало Иордану; находится против Фавора, к югу от него. Об этих горах Псалмопевец поет: «Фавор и Эрмон о имени Твоем возрадуются». На вершине его, высоко в облаках, белеет неизбежная мечеть мусульманского шейха. У подножия его виднеются уже упомянутые нами когда-то города, а теперь беднейшие селения: Сонам, Нанн, Аэндор, и др., находящиеся на развалинах библейских городов, дорогих нам по своим священным воспоминаниям. Смотря с горы Фавор на окружающие его местности, мы мысленно как бы перечитываем страницы священной Библии, где не раз говорится о различных событиях, совершавшихся в окидываемых нашими взорами окрестностях Фавора.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Отдохнув подле Иезраеля, мы сели на коней, и лишь только миновали Аэрмон, как вдруг представилась взору гора Фавор, как полумесяц, выплывающий из-за моря. Я удивился, нашедши вид её совсем непохожим на описания её в виде сахарной головы, вершина которой отбита. Нет ни малейшего сходства с сахарною головою. Она похожа на полумесяц или на венец около головы Спасителя. За час езды до Назарета мы расположились еще раз отдохнуть в виду Фавора и Аэрмона. Восхищенный видом этих гор, я повторял и напевал стих: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются 284 . Отсюда заметно было, что Фавор покрыт лесом. Дерева казались черненькими узорами или мушками на канве пепельного цвета. Любуясь горою сей, я припоминал события, случившиеся в виду Фавора: от Деворры и Барака до Наполеона сколько событий! Сколько крови пролито тут! – На севере взор ограничивался пригорками Назарета, между которыми я угадывал гору Низвержения. Она казалась похожей на треугольник. Судя по вышине её и обрубости, я полагал, что с неё назаряне хотели свергнуть Иисуса; ан на опыте оказалось противное: гора Низвержения противоположна ей и стоит с нею рядом. Въезд на гору по дороге к Назарету очень дурен, – идет по самой окраине горы и по камням. Лишь только взобрались мы повыше, Назарет мелькнул: душа встрепенула от восторга. Я запел гимн церкви: «С небесных кругов слетел Гавриил» и пр. В 4 часа пополудни мы покоились в доме здешнего христианина православного. 29 Февраля , Вторник. – Пребывание в Назарете. Счастливый приезд мой. Оказалось, что лишь только я переступил за порог дома, молодая хозяйка родила сына после продолжительных трудов. Поэтому она захотела сильно, чтобы я крестил его или был крестным отцом. – Посещение святынь. 1 Марта , Середа. – Пребывание в Назарете. Болезнь о. Григория. Лекарь монах францисканский. Служение обедни в православной церкви. – Птолемаидский архиерей Прокопий поклялся не бывать в Назарете. – Говорят, что ему не дали по обычаю 500 пиастров, не послали за ним лошади и пышного конвоя. Прокопий боится показать нос за ворота Акры. Должна быть другая причина. Почему скрывалась у него дочь здешнего христианина в мужском платье? Что это значит? Посещение горы Низвержения.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

То есть специально высекали некую нишу так, чтобы привалить камень было можно, а отнять уже нельзя. Вообще, даже для нескольких мужчин привалить его было проще, чем отнять. Поэтому совершенно странно и непонятно, почему женщины шли ко гробу, вовсе не помышляя о том, что им отвалить камень будет невозможно. Кроме того, они должны были бы знать или хотя бы догадываться (а в Иерусалиме слухи распространялись быстро) о том, что у гроба стоит стража, но они и этим пренебрегли. Пренебрегли как здравым смыслом, так и обычным человеческим страхом. Обратите внимание: апостолы сидели в страхе при запертой двери, а женщины, не боясь ничего, когда еще только светало, пошли ко гробу, пренебрегая невозможностью совершить то, что они хотели, даже не предполагая, как они это сделают, и не боясь стражи у гроба. И вот, ангел отвалил камень – и произошло землетрясение. Конечно, не только оттого, что был отвален камень, но и оттого, что само это духовное явление было необычайно великим и славным. Ангел же сидел на камне, и «вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» ( Мф.28:3 ). То есть лик и, может быть, руки были огненными, как сверкающая молния, и уже одно это должно было устрашить. «И одежда его бела, как снег». Для того чтобы представить себе, что могли иметь в виду евангелисты, когда говорили такие слова, нужно помнить, что снег в южных странах выпадает чрезвычайно редко, один раз, я думаю, в десять-пятнадцать лет, как правило, лишь на несколько дней. И обычно иудеи видят снег только на вершине горы Ермон, о которой говорится в псалме: «Фавор и Ермон о имени Твоем радуются» ( Пс.88:13 ). Может быть, мое замечание будет сейчас не совсем уместным, но эта гора – единственное место в Израиле, где возможно заниматься горнолыжным спортом, больше там нигде снега нет. Поэтому в данном случае белый цвет одежды, о котором говорит евангелист Матфей, предполагался совершенно ослепительный, подобный белизне чистейшего снега на вершине горы. То есть надо иметь в виду, что речь идет не о привычном нам снеге, который мы всегда видим и который обычно загрязнен и потому не имеет особой красоты, а о снеге совершенно чистом, ярко сверкающем.

http://azbyka.ru/istina-voskreseniya

Многие предметы, названные золотыми, серебряными или сделанными из слоновой кости, на самом деле были лишь покрыты этими материалами, поэтому не следует думать, будто ложе было полностью сделано из железа. Рассказ относится к бронзовому веку, когда железо считалось очень ценным, поэтому нет ничего удивительного, что этот предмет так прославился. Ложе имело 13 футов в длину и 6 футов в ширину. Такие же размеры имело ложе Мардука в вавилонской Эсагиле. Ложа служили не только для сна, но и для возлежания на пирах и празднествах. Некоторые рельефы изображают царей, возлежащих на роскошных ложах. 3:11. Рефаимы. См. коммент. к 2:11. 3:12–20 Раздел Трансиордании 3:12–17. География. Галаад – гористая часть Трансиордании между реками Иавок на юге и Ярмук на севере. Южная половина этой территории, как и захваченная у Сигона земля к югу от Арнона (северной границы Моава), была отдана коленам Рувима и Гада. Часть Галаада в излучине реки Ярмук (Агров?), а также некоторые земли к северу от Ярмука (отвоеванные у Ога) были пожалованы Манассии. Гесур и Мааха исключаются, хотя, по-видимому, они входили в царство Ога. Гесур – небольшая область, примыкающая с востока к Галилейскому морю. Мааха, расположенная к северу от Гесура, простирается до горы Ермон. Она упоминается в египетских «Текстах проклятий». 3:17. Фасга. Фасга – название одной из вершин Аваримского хребта ( Чис. 27:12 ), составляющей пару горе Нево, которая немного выше. Они отождествляются с двумя вершинами горы Джебел-Шайхан (Shayhan), в 5 милях к северо-западу от Медевы и примерно в 1,5 милях друг от друга. Эти вершины находятся примерно в 10 милях от Иордана. 3:21–29 Моисей взирает на обетованную землю 3:27. Вид с Фасги. Хотя Фасга почти на 400 футов ниже горы Нево, она расположена дальше к северу и западу и позволяет лучше рассмотреть долину Иордана и окрестные земли. До Средиземного моря отсюда примерно 60 миль, но его не видно за холмами западного берега Иордана. В ясную погоду с Фасги можно увидеть гору Ермон, расположенную в 100 милях к северу, горы на северо-западе, фланкирующие Изреельскую долину (Фавор и Гелвуй), горы Гевал и Гаризим в центральной горной местности и даже Ен-Геди на юго-западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010