Он слышится слухом души нашей, производя взыграние в сердце и ходатайствуя о нас перед Отцом воздыханиями неизреченными ( Рим.8:26 ). Воплотившееся Слово созерцается чистыми сердцем пятью способами: [Слово] истинно познается усвоившимися Ему во свете славы, причем [Сам] Он прежде предузнал ставших Его достоянием и ныне познан ими, ибо Он деятельно знает Своих и они [знают] Его, соединившего Себя с ними, как сказал Он Сам. Вот воплотившийся Бог Слово открывает Себя [ныне] и будет явлен во славе при кончине дней сих (ср. Лк.21:27 ), когда и уверовавшие в Него предстанут в славе, как написано, к стыду и укорению неверных и зловерных, когда также праведники воссияют, как солнце ( Мф. 13, 43 ), в этом несказанном преображении и изменении десницы Вышнего ( Пс. 109, 1 ), восходя от славы в славу и от тления к нетлению (ср. 1Кор. 15, 53 ) и от плоти сочетаясь с Божественным Духом, становясь и являясь по виду действительно словесными тогда, соединяясь всячески с предвечным Словом и Единым Богом, [будучи] непостижимо обоготворены [Им]. 24 . Итак, когда Утешитель, как [повествуют] приведенные примеры, сошел [на них] в огне, ученики, просвещенные очистительной силой, познали Сына и в [духе] ведения увидели Его в самих себе, Того, Которого [прежде] не уразумевали в точности, [хотя тогда] им выпал жребий познать лишь отчасти совершенное. И когда Сын воссиял несказанно на Фаворе во свете силы Своей, они ясно различили Отца светов в том голосе свыше и Духа в блистающем облаке, уразумели Троицу [Святую], как приснотекущее светоизлияние и сияние, истинно возблиставшее в преобразившемся Христе. Тогда даже горы возрадовались, веселясь, по написанному: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются ( Пс. 88, 13 ); также Небеса возликовали, и вся земля взыграла, радуясь, созерцая на горе Владыку своего, воссиявшего ярче солнца – чувственно и умно, просвещающего и освящающего всю тварь. Кроме того, Небеса поведали славу Его, постигнув, словно одушевленные, [как] просияла она; и твердь [небесная] сиянием [своим] возвестила, [что] руками Отца [Небесного] сотворено человечество – хорошо весьма ( Быт. 1, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Великий и достойный хвалы, великий и страшный, великий и всесозидающий, великий, и крепкий, и могущественный, и неприступный – величию Его нет конца и разум Его неисследим ( Ис. 40, 28 ). Сущность Его непостижима, мудрость Его неизъяснима, величие Его беспредельно, высота Его безначальна, красота Его неописуема, сила Его безмерна, жизнь Его вечна, свет Его неувядаем, Царство Его непреходяще и нескончаемо. Сколь достохвален, сколь страшен, сколь превознесен, и силен, и непреоборим воссиявший ныне на Фаворе, как Бог, ярче солнца. 26 . Ибо кто из ангельского и пророческого сонма окажется равен Господу, уподобится Господу в благоволении и изволении – кто из сынов Божиих, пребывающих в благодати усыновления? Ни один! Ибо Он прославляется в меру разумения святых – великий, и превознесенный, и страшный Бог, сущий над всеми, как предвозвещено ( Пс. 88, 8 ), и потому, как вдохновленные Богом, во смирении духа воскликнем к Нему в изумлении. «Господи Иисусе, Боже наш, кто подобен Тебе, кто уподобится Тебе, кто [возможет] стать равным Тебе и по достоинству прославит и воспоет Тебя, превышающего хвалу и Божество и [самую] Сущность? Силен Ты, Господи, и могуществен, и истина Божества Твоего блистает вокруг Тебя во всякой твари. Ты владычествуешь над яростью моря страстей, так что укрощаешь неистовство его и волнение обеих [мятущихся] волн его. Ты смирил, как пораженного ( Пс. 88, 11 ), гордого врага и [всякое] помышление, воздымающееся против нас. Рукой силы Твоей Ты расточил иудеев, врагов Твоих. Твои суть небеса – престол [Твой] и создание [Твое], и Твоя есть земля – жилище [Твое] и подножие для вочеловечения [Твоего]. Вселенную же сию и грядущую Ты утвердил. Суровый и непроходимый северный ветер и безграничное море Ты основал. Горы Фавор и Ермон о имени Твоем ныне радуются, веселясь ( Пс. 88, 13 ), узрев Тебя преобразившегося на них и воссиявшего светлее солнца. 27 . Вслед за тем, обратившись к Богу и Отцу, воскликнем вместе с Давидом такими [словами]: «Рука Твоя, [Отче Небесный], есть [Единородный] Сын Твой, вочеловечившийся со властью многой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Агнос, критическим пунктом в защиту христианства является историческая достоверность Библии. Большая разница между христианством и другими религиями заключается в том, что для христианской веры история особенно важна. Библия заявляет, что Бог принял участие в подлинных исторических событиях, что Он открыл Свои мысли и волю настоящим людям, а не каким-то мифическим лицам на горе Олимп или Парнас. Если Бог действовал в истории и если Библия является документом, описывающим Его действия, то мы считали бы, что Библия должна быть вполне достоверным историческим источником. Мы считали бы, что она должна быть достоверной по внешней действительности, относящейся к событиям Божьего откровения. В этой главе мы вкратце пересмотрим некоторые доказательства, говорящие о фактичной достоверности Библии. А. Библия и физический факт История происходит на земле, которая отличается определенными особенностями. Она составлена из морей, рек, гор, долин и равнин. Когда в Библии упоминаются такие вещи, то, по всему нам известному, она передает верную информацию. В ней упоминаются многие реки: Нил, Иордан, Тигр, Еврат, Иавок, Арнон, Заред, Авана, Фарфар. В ней упоминаются многие горы: Ермон, Ливан, Фавор, Нево, Синай, Кармил, Гевал, Гаризим. Упоминаются равнины и долины долина Узреельская, земля Филистимская, Аполон, Сеннаар. В упоминаниях географических мест Библия никогда не ошибается. В некоторых случаях она является единственным древним документом, сохранившим точное местоположение данного исторического пункта. Например, кроме Ветхого Завета мы ничего не знали бы о существовании реки Улая ( Дан.8:2 ), пока ее не обнаружили в Ассирийских надписях Ашшурбанипала. В Библии упоминаются сотни городов: Ур, Вавилон, Ниневия, Раамсес, Иерусалим, Хеврон, Мегиддон, Назарет, Капернаум, Антиохия, Эфес, Афины, Коринф, Рим и многие другие. В Библии точно и достоверно отмечаются местоположения малых и больших городов, многие города, как Дамаск и Иерихон, были оккупированы на протяжении восьмитысячелетнего периода. Другие, как Гай и Лахис, нужно было эвакуировать, и археологические находки подтвердили, что такие города были оккупированы как раз в те времена, как указано в Библии. 66

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

«Вот наступило время благоприятное, вот пришел день спасения» 541 , братья, день божественный, новый, вечный, не измеряемый промежутками, не растущий, не убывающий, не ведающий ночи. Это день «солнца правды», день, когда не бывает перемен и затмений. С этого дня, когда он благоволением отца и содействием святого духа из человеколюбия озарил нас и вывел из мрака в дивный свой свет, он все время сияет у нас над головой, он – солнце незаходимое. Он – солнце правды и истины, не являет себя и не дает себя познать тому, кто идет путем лжи, кто возвещает неправду и творит ее, нет, он открывает и вверяет себя озарением света. В Писании говорится об этом: «Свет взошел для праведника и супруга его – радость» 542 . Богу воспевает такую песнь пророк–псалмопевец: «Фавор и Ермон о имени твоем будут ликовать» 543 и тем изображает радость, которую получили позже очевидцы этого сияния. А Исайя говорит: «Расторгни всякие узы неправды, порви путы насильственных сделок и всякую неправую запись изгладь» 544 . Что же наступит потом? – «Тогда взойдет заря для тебя и принесет тебе исцеления, и пойдет пред тобой правда твоя, и осенит тебя божественная слава». И дальше: «Если не будешь никого связывать, не будешь поднимать перста и роптать, если от всего сердца дашь хлеба голодному и напитаешь униженного, тогда свет твой взойдет из тьмы, и мрак для тебя станет, как полдень». Ведь тех, кому явно светит это солнце, он и самих делает солнцами, сказано ведь: «Просияют праведники, как солнце, в царстве своего отца» 545 . «Итак, братья, отвергнем дела тьмы и станем творить дела света», чтобы не только ходить благообразно, как в тот день, но и стать сынами дня. Идемте, поднимемся на гору, где Христос просиял, чтобы увидеть, что там было. Нет, со временем само божественное слово возведет нас туда, когда мы станем достойны этого дня. А теперь, молю вас, напрягите и устремите око вашего разума к свету евангельской проповеди, чтобы преобразиться вам сразу «обновлением ума вашего» и привлекши свыше на себя божественное сияние стать подобными «подобию славы господа», чье лицо сегодня просияло на горе, как солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ст. 11. ...десницей – букв. «рукой»; в Библии рука («мышца») в переносном смысле означает мощь (см.: Исх. 6:6 ; 1Цар. 2:31 ) или защищающую силу (см.: Втор. 33:27 ). Ст. 13. Север и море – перевод славян. и греч. варианта, в евр. тексте читаем: «Север и юг»; ...Фавор – гора на севере Израильской долины; ...Ермон – одна из самых высоких гор на севере Палестины. Ст. 20. Речь идет о видении пророка Нафана (см.: 2Цар. 7:8–16 ). Ст. 21. ...помазал – см. примеч. к пс. 2:1–2. О том, как Самуил помазал юного Давида на царство, см.: 1Цар. 16:13 . Ст. 41. ...исполнил ужаса твердыни его – устрашил охраняющих укрепления Иерусалима.   Псалом 89 Молитва Моисея – в надписании этого псалма св. отцы находят указание на грехопадение первых людей и последовавшее грозное определение Господне о страданиях человека во время земной жизни и возвращение его в землю по смерти. Ст. 4. ...Возвратитесь – ср.: «Возвратишься в землю, из которой ты взят» ( Быт. 3:19 ). Ст. 5. ...время стражи ночной – см. примеч. к пс. 76:5. Ст. 7. Трагизм человеческой жизни не только в ее краткости, но и в обилии бедствий.   Псалом 90 Ст. 1. ...помощью – святые отцы подразумевали под помощью заповеди, которые даны человеку Богом как помощь в борьбе с силами зла; ...под кровом – этот словесный образ напоминает о том, что святилище Бога обладало правом давать убежище. Ст. 3. ...слова мятежного – клеветы, возмущающей душу. Ст. 4. Плечами ...оградит – сравнение с воином, который, стоя к врагу лицом, заслоняет собой (своими плечами, своей спиной) тех, кто стоит сзади него; ...под крылами – распространенное в Библии сравнение Бога с заботливой птицей, которая крыльями защищает птенцов (см.: Втор. 32:11–12 ; Ис. 31:5 ; Мф. 23:37 ; Лк. 13:34 ); ...щитом – букв. «оружием»; ...истина Его – человека, верного истине в слове и деле, защищает Бог. Ст. 5. ...страха ночного – речь идет, возможно, о злых духах. Ст. 6. Полночь и полдень считались опасным временем суток, когда разрушительные силы усугубляют свою активность. Беды – букв. «вещи», т. е. всего, что происходит в темноте; ...недуга – букв. «заключения» или «встречи»; ...беса полуденного – св. отцы подразумевают под этими словами злого духа лености, похоти, гнусных помыслов, невоздержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Здесь поэтические образы отображают параллелизм между Быт. 1и Ин. 1 . Пришествие Христово есть Воплощение Логоса, «через Которого» все сделалось: это есть новое творение, но Творец – Тот же. В противоположность гностикам, проповедовавшим дуализм, различающий Бога Ветхого Завета и Отца Иисуса, патристическое Предание утверждает их абсолютную тождественность и, следовательно, существенную «благость» первоначального творения. Христос-Событие является космическим событием потому, что Христос есть Логос – и, следовательно, в Боге Деятель творения, – и потому, что Он есть человек, поскольку человек есть «микрокосм». Грех человека погрузил творение в смерть и разрушение, но восстановление человека во Христе есть восстановление космоса в его первоначальной красоте. Тут опять-таки лучшим свидетелем является византийская гимнология: Твоего Единороднаго Сына провидев духом плотское к человеком пришествие, Богоотец Давид издалеча к веселию созывает тварь, и пророчески взывает: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются» ( Пс. 88:13 ). На сию бо восшед гору, Спасе, со ученики Твоими, очерневшее Адамово естество, преображься, облистати паки сотворил еси…» 337 . Прославление человека, которое заодно является прославлением всего творения, может, разумеется, пониматься эсхатологически. В Личности Христовой, в сакраментальной реальности Его Тела и в жизни святых предчувствуется преображение всего космоса; но пришествие Его в силе все еще только грядет. Прославление уже стало живым опытом, доступным для всех христиан, особенно в Литургии. Лишь такой опыт в силах наделить целью и смыслом человеческую историю. Космическая важность Воплощения подразумевается Халкидонским постановлением 451 г., которому хранит верность византийское богословие: Христос является «одной сущности с нами в Своей человечности, подобен нам во всем, кроме греха». Он – Бог и Человек, ибо «различие природ никак не утратилось вследствие их соединения; более того, свойства каждой природы сохранены». Последняя фраза Определения очевидно касается творческой, изобретательской, руководящей функции человека в космосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

    Прокимен, гл. 4: " " Фавор и Ермон о имени Твоем радуются».     Стих: «Твои небеса и Твоя земля» (Пс. 88:12-13).     После чтения Св. Евангелия — Слава, гл. 2: «Ныне все исполнилось радости, Христос преобразился пред учениками».     И ныне. После 50 пс. стихира, гл. 7: «Спаситель, показав отблеск Своего Божества ученикам, с Тобою взошедшим на гору, Ты сделал их защитниками Своей славы. Почему они с любовью говорили: «Хорошо нам здесь быть». С ними и мы прославляем Тебя, преобразившегося Христа Спасителя, во веки».     Ирмосы и канон, гл. 4.     Песнь 1: «Множество Израильтян, прошедши по дну глубокого Чермного моря, как по суше, и видя вражеских воинов и всадников в нем потопленными, радостно восклицали: воспоем Богу нашему, ибо Он прославился».     Припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».     Тропари:    1. «Возвещая Своим друзьям слова жизни о царстве Божием, Христос, как сияющий неприступным светом, сказал: познайте Отца во Мне, радостно воспевая; воспоем Богу нашему, ибо Он прославился».    2. «Вы, друзья — ученики, уничтожите силу язычников и возвеличитесь их богатством, ибо когда явлюсь Я сияющим светлее солнца, вы прославитесь, в радости воспевая: воспоем Богу нашему, ибо Он прославился».    3. «Ныне Христос, просияв на горе Фаворе, открыл ученикам вид сокровенного Божественного света, как обещал; они же, исполнившись светоносного Божественного сияния, радостно воспевали: воспоем Богу нашему, ибо Он прославился».     П. 3: «Оружие сильных утратило крепость, а немощные облеклись силою, поэтому в Господе утвердилось сердце мое».    1. «Облекшись во всего Адама, Ты, Христе, помраченного в древности человека снова просветил и обоготворил преображением Твоего лица».    2. «Христос в древности водивший огневидным столпом и облаком Израиля в пустыне, ныне неизреченно воссиял светом на горе Фаворе».     П. 4: «Уразумел я о славном Твое домостроительстве, Христе Боже, что Ты родился от Девы, чтобы избавить от заблуждения взывающих: слава силе Твоей, Господи».    1. «Давая писанный закон на Синае, Ты, Христе Боже, явился, сопровождаемый облаком, огнем, мраком и вихрем: слава силе Твоей, Господи».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разделы портала «Азбука веры» ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ОСВЯЩЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ИКОН ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВМЕСТЕ Церковнославянский Русский Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй, 12. Приидите, поклонимся: трижды. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе. Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3) Псалом 88 Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими. Зане рекл еси: в век милость созиждется, на Небесех уготовится истина Твоя. Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу Моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой. Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в церкви святых. Яко кто во облацех уравнится Господеви? Уподобится Господеви в сынех Божиих? Бог прославляемь в совете святых, Велий и Страшен есть над всеми окрестными Его. Господи Боже сил, кто подобен Тебе? Силен еси, Господи, и истина Твоя окрест Тебе. Ты владычествуеши державою морскою: возмущение же волн его Ты укрочаеши. Ты смирил еси яко язвена гордаго, мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя. Твоя суть небеса, и Твоя есть земля, вселенную и исполнение ея Ты основал еси. Север и море Ты создал еси, Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася. Твоя мышца с силою: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя. Правда и судьба уготование Престола Твоего: милость и истина предъидете пред лицем Твоим. Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут, и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся. Яко похвала силы их Ты еси, и во благоволении Твоем вознесется рог наш.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/cu/chin-b...

Взятие первых двух укрепленных городов отдавало в распоряжение израильтян обширный округ обетованной земли и служило обеспечением дальнейших успехов завоевания. Но прежде, чем продолжать завоевательную деятельность, народ израильский должен был торжественно принять на себя обязательство свято хранить вверенный ему закон Божий. Божественною целью при передаче израильтянам земли обетованной было не просто заменить прежних ее жителей новыми, но истребить язычников и поселить на их место народ избранный и посвященный, так чтобы на развалинах царства мира сего основать царство Божие. Во свидетельство этого народ должен был совершить клятву при самой торжественной обстановке. На каменных глыбах выбиты были главные положения Синайского законодательства, и на горе Гевал принесены обильные жертвы. Затем священники с ковчегом завета заняли долину между горами Гаризимом и Гевалом, а народ, разделенный на две половины, по шести колен, должен был расположиться на самых горах. И вот, когда священники провозглашали известное положение закона, то на благословение его с горы Гаризима, и на проклятие его с горы Гевала народ отвечал громким и дружным «аминь», подтверждая этим истинность и неизбежность как благословения за исполнение закона, так и проклятия за его нарушение. Место, где совершен этот торжественный акт, способно было вместе с тем влить новое мужество в народ и одушевить его самыми возвышенными чувствами. Кругом волнообразно шли холмы, зеленевшие по склонам виноградниками и нивами; среди них изумрудной полосой лежала долина Сихемская, та самая, где некогда Авраам воздвиг свой первый жертвенник Богу, и Иаков устроил свою первую ставку в земле обетованной ( Быт. 12:7; 33:19 ), и по обоим ее концам великанами высились горы Гаризим и Гевал, громкий «аминь» с которых громовыми отголосками разносился по долине, замирая в отдаленных холмах. И с этих гор, пред изумленными глазами народа, развертывалась чудесная картина всей средней Палестины. На севере последовательно возвышались Гелвуя, Фавор, Кармил и убеленный снегами северный страж земли, Ермон, с зеленеющими между ними долинами и равнинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Точно также, после счастливой победы, карфагеняне десятую часть своей добычи посылали тирскому божеству. (Jast. 18, 7). Но, желая угодить божеству, финикияне иногда приносили ему в жертву свойства своей природы 155 . Мы видим здесь не только гиеродулов, которые были служителями при храмах, а также галлов, т. е. скопцов, и кедешей, которые для служения божеству извращали свою природу чрез скопчество, жили вдали от общества, большею частью при храмах, и старались в своем внешнем виде подражать женщинам 156 : поэтому они даже жили вместе с женщинами. Подвиг скопчества особенно широко был распространен в культе сирийской богини Кибелы, где даже получил некоторое мифическое обоснование. Масса этих галлов скакала и неистовствовала в праздники богини с тимпанами в руках, совершая священные танцы. Это фанатическое извращение человеческой природы было отражением другой противоположной страсти, разврата, который у сирийских народов освящался в некоторых культах 157 . Посвящение божеству, далее, простиралось на неодушевленные предметы природы, как например горы, реки, леса и местечки. Так, например, были посвящены Ваалу горы Ермон, Фавор, Кармил, Казиос. К северу от Сидона текла река, которую называли Тамира очевидно в честь Тамура, одного из божеских имен. Плиний упоминает о потоке Беле, т. е. Ваале (Сигор, Либна у евреев), впадающем в море. Вообще реки и озера у хананеев считались священными, почему Ганнибал карфагенский, заключая договор с Филиппом Македонским, клялся в виду «рек и воды». Кабиры, как посредники между богами и людьми Воздавая богам различные почести и принося дорогие жертвы, финикияне и народы Сирии старались посредством этого снискать их благоволение и расположение к себе. Такое благоволение, по представлению их, проявлялось прежде всего в нормальном ходе естественных явлений, направляемых волей богов. Но сознанию финикийских и сирийских народов никогда не было чуждо представление о сверхъестественном проявлении силы и могущества богов. Верили, что божество может совершать чудеса и открывать будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010