Пс 88:10–13 LXX Ты владычествуешь над державой моря, воздымание же волн его Ты укрощаешь. Ты смирил, как бы ранив, гордого, мышцей силы Твоей расточил врагов Твоих. Твои небеса и Твоя – земля, вселенную и то, что наполняет ее, Ты основал. Север и море Ты создал, Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются. Устойчивое выражение κρτος τς θαλσσης в древнегреческом языке означало военное господство на море 947 . Слово , переданное греч. κρτος, в евр. указывает на нечто поднимающееся кверху, например, столб дыма ( Ис 9:17 ), а также на моральное «величие» и «превозношение» 948 . Переводчик, по-видимому, намеренно выбрал слово, не допускающее персонифицирующих толкований: море не противопоставлено Богу, а просто поставлено Ему в подчинение. Равным образом во второй половине ст. 10 глагол καταπρανω (смягчать, умиротворять) тоже хотя и не обезличивает морские волны, но и не предполагает борьбы с ними; σλος и его еврейский прототип – стандартные термины для обозначения шторма, при этом объем содержания термина σλος несколько шире: он выражает вообще колебание, волнение, тогда как преимущественно бурю, а по импликации также погибель, опустошение 949 . Власть Бога над морем, проявляющаяся в укрощении его волн, есть мотив хвалы, повторящийся в Библии постоянно, причем в ряде мест эта власть несомненно понимается так, что и благотворное для человека, и угрожающее жизни равно инициируется Господом. Он и наводит бурю, и прекращает ее 950 . В ст. 13, как бы окончательно закрепляя учение о Божественной власти над стихией, псалом по LXX напоминает еще о создании (глг. κτζω) моря Богом 951 : такое чтение происходит, очевидно, от разности в одной букве между МТ и еврейским прототипом LXX: греческие переводчики читали не (йамин) 952 , a (йамим) 953 . Противопоставление «севера» и «моря» не кажется странным, если учесть роль категории «север» в библейской топологии: это возвышенное место ( Иов 26:7 ), которое может отождествляться со сферой, находящейся над твердью, «выше звезд Божиих» ( Ис 14:13 ); само слово (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Могла ли Марфа забыть укор Христа: «Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно» ( Лк. Х, 41–42 )? Мог ли Закхей забыть слова, сказанные ему: «Сегодня Мне надобно быть у тебя в доме» ( Лk. XIX, 5 )? Дети, благословенные Иисусом Христом, и те, которые восклицали Ему: «Осанна, Сыну Давидову», возмужав, также внесли свою долю в эту величественную сокровищницу устного предания о Христе. Так, вполне естественно, без какого-либо предвзятого намерения, составилась устная традиция, разнообразная по форме и в подробностях, но определенная и точная по существу. «Помнят не только слова Его, но и звуки живого голоса, лицо, взгляд, движение, с какими слова были сказаны, и где, и когда: все, как сейчас помнят, потому что любят». Вифания и Вифлеем, Иерихон и Иерусалим, Назарет и Капернаум, Кана и Кесария Филиппова, Иудея и Самария, Галилея и Десятиградие, страны Тирские и Сидонские, Фавор и Ермон: отовсюду шли свидетели и свидетельства, утверждавшие подлинность и непреложность этой устной традиции, составлявшей основу всей дальнейшей проповеди христианства. Апологет Квадрат в своей апологии, поданной истому язычнику императору Адриану, свидетельствовал: «Дела Спасителя нашего всегда были очевидны, потому что были истинны. Исцеленные Им и воскрешенные Им из мертвых были видимы, не только когда исцелились и воскресли, но и всегда они жили не только в пребывание Спасителя на земле, но довольно долго оставались в живых и по Его отшествии, некоторые же дожили и до нашего времени». Отсюда, на этой основе устной традиции, священнописательская деятельность, руководимая Духом Божиим, создала четверицу наших Евангелий, которая соответствует четырем странам света, и «самым таинством своей численности, но выражению блаж. Августина, свидетельствуют о всемирном распространении Церкви Христовой», – ту четверицу, которая является подлинно исторической не только потому, что она изобразила исторического Христа и историческое благовестие Христово со всей объективностью и насколько возможно – всесторонне, но и потому, что она является глубоко историческим фактором развития всего человечества, потому что она не оставляет без потребного благовестил ни одного периода нашей жизни, ни единого запроса человеческой души на всем протяжении мировой истории, при всем разнообразии наций, народов, индивидуальностей, состояний, желаний и надежд

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Я уж молчу об их беззаконных и бесовских деяниях, потому что их не только языком вымолвить, но и просто помыслить – и то очень стыдно. Однако стоит привести сказанное о них божественным Максимом, поясняющим священного Дионисия. Ибо он говорит, что они, проведя только три года в крайнем подвижничестве, настолько безразлично относятся к остальному времени своей жизни, что безбоязненно совершают любое безобразие и, пятная себя прелюбодеяниями, бесчинствами, чревобесием, половыми сношениями друг с другом и вообще всяким распутством, рассказывают басни, будто делают таковые [грехи] бесстрастно, нечувствительно [для себя] недугуя страстью и безболезненно страдая от самих себя и обитающих в них демонов, словно одержимые болезнью рассудка 810 . Книга 32, раздел 34 Желающие могут найти о них и в книге Деяний святого Третьего вселенского собора 811 , а также Седьмого 812 : как [эти соборы] разоблачают и анафематствуют их отвратительные действия, называя этих мессалиан также маркионитами 813 . Теперь же для доказательства будет довольно других многочисленных и ясных свидетельств, и прежде всего – дважды, трижды и многажды приходивших с Афонской горы откровенных и прямых Томосов, подробно излагавших их скверные дела. Но если бы определение нашего благочестия и веры заключалось в том, чтобы знать, как Фавор и Ермон о имени Господнем возрадовались 814 , и ради этого было бы необходимо знать тамошние чудотворения и оказывать им высочайшие почести, то, во-первых, потребовались бы мудрые мужи для точного исследования истины, и ничего бы не было несправедливее нашей веры – согласно сказавшему [это Григорию Богослову ], – если бы 815 мудрые имели преимущество и спасение было бы не в равной мере уделом всех единоплеменных и единодушных в отношении благочестия, хотя бы кто был сапожником, землекопом или софистом. Книга 32, раздел 35 Во-вторых, я сказал бы, что если бы была в том жесткая и неизбежная необходимость, то я бы и сам придавал большое или даже наибольшее значение тому, чтобы говорить здесь [о Фаворском свете], заботясь как о себе самом – чтобы мне не быть оклеветану любящими насмехаться, – так и о простецах, чтобы они не были легко введены в заблуждение бесчестными предводителями нечестия. Теперь же, поскольку дело представляется мне пустой показухой, поднимающей плотное облако пыли бесполезных споров, я предпочел бы, как уже было сказано, скорее молчать, нежели говорить. Я отказываюсь говорить не потому, что это по природе своей бесполезно, но потому, что это бесполезно для нас сейчас, когда несвоевременность, подобно некоему мору, против ожидания обрушилась на нас, откуда ни возьмись. Ибо что ставит возможный, но не необходимый вопрос, то, конечно, не требует решительно необходимого ответа. Книга 32, раздел 36

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобен: Всю отложивше: Слава, и ныне, праздника, глас 6: Прообразуя воскресение твое: Вход. Прокимен, глас 6: Бог наш на небеси и на земли: со стихи его, писан ианнуариа в 6-й день вечера.    [Смотри] Аще случится праздник сей в субботу: В пяток вечера, поем прокимен великий, со стихи его. В субботу же вечера, в праздник, поем прокимен: Господь воцарися: [Смотри] Аще случится праздник сей в неделю: Поем в субботу вечера прокимен: Господь воцарися: со стихи его. В неделю же вечера, поем прокимен великий, со стихи его. Таже, ектениа: Рцем вси: И Сподоби Господи: На стиховне стихиры праздника, глас 6. Подобен: Тридневен: Припевы же глаголем, 1-й: Твоя суть небеса, и твоя есть земля. 2-й: фавор и ермон о имени твоем возрадуетася. [и до отдания, вечер и утро.] Слава, и ныне, глас 5: Приидите взыдем: Тропарь, глас 4: Постнически предподвизався на горе, умная врагов ополчения всеоружием креста погубил еси всеблаженне. паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси: и обоих ради венчался еси от Бога, преподобномучениче дометие приснопамятне.    Слава, и ныне, праздника. На повечерии кондак праздника, и до отдания. На Утрени, на Бог господь, тропарь праздника дважды: и святаго. и обычныя кафисмы, и седальны праздника. Канон праздника, со ирмосом на 8, 4-го гласа, и святаго на 4, глас 6. По 3-й песни,    Кондак мученка, глас 6: яко преобидев тленная, и долу влекущая мудрования, преподобномучениче дометие, велик наставник монахом показался еси, не устрашився ярости царя, не хотяща чтити Христа истиннаго Бога. сего ради и скончался еси, воспевая песнь: Бог есть со мною, и никтоже на мя.    И седален, глас 8. Слава, и ныне, праздника. По 6-й песни, кондак и икос праздника. По 9-й песни, светилен праздника, дважды. На стиховне стихиры праздника, глас 6. Подобен: Ангельския: с преждеписанными припевы. Слава, и ныне, глас 5: Закона и пророков тя Христе: На Литургии, блаженна праздника, песнь 1-я обоих канонов, со ирмосом на 6. Прокимен праздника, и святаго, глас 6: честна пред господем смерть преподобных его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ибо избрал Господь Сион; возжелал (его) в жилище Себе. Это покой Мой на веки, здесь вселюсь; ибо Я возжелал его ( Пс. 131: 13–14 ). Вот и мы поднимаемся на дивную гору Сион. Сколько священных событий произошло здесь! Дивны Фавор и Ермон, дивна гора Елеонская, поразительна Храмовая гора. Но именно на Сионе – град Давида. Именно эта гора дала наименование Небесному граду и Небесной горе. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму... ( Евр. 12: 22 ). Мы приступили к горе Сион и восходим на нее. У нас мало времени. После обеда должны уже отбыть из Иерусалима в аэропорт. Поэтому, минуя все священные и памятные места горы, устремляемся к одному – к Сионской горнице – матери всех церквей. По пути встречаем синагогу, разрушенную арабами в 1948 году. О том, сколь она была величественна, свидетельствует восстановленная огромная арка, возвышающаяся над руинами. Спешим дальше, к Сионской горнице. Многолюдно. Кого только нет! Из Африки, из Азии, из Европы, отовсюду! Как будто весь земной шар здесь сосредоточился: ...радость всей земли гора Сион ( Пс. 47: 3 ). Шумно. Гул. Слышатся молитвы, пение. Какая-то большая группа, возглавляемая женщиной, в некоем экстазе молится и поет у самого здания горницы. Временами становится даже как-то жутко, но рядом, тут же, – великая радость. Да ведь так часто и бывает. Например, как светло и радостно звучат молитвы и песнопения о Сионе и как тягостно христоотвержение, тоже порою связываемое со словом Сион. Всё это здесь ощущаешь почти физически. Но и какие-то новые нотки начинают звучать в сердце. Отрицая антихриста и лжеучение иудеев об их исключительности (следует говорить об исключительности веры Авраама, уже давно ставшей достоянием всех народов), сколь часто мы впадаем, как бы с обратного входа, в тот же грех ! Не приемля исключительности иудеев как народа, тут же сами ее им приписываем. Грубо говоря, не желая считать их ангелами, начинаем считать их исключительно бесами. А они – народ, люди. Как россияне выкарабкиваются ныне из своего богоотступничества, из своего безбожия, так и этот народ в пути. Кто может постичь судьбы Божии! И каким особым путем ведет Господь этот народ! Но ведь ведет! Несмотря на их грехи и отступления. Он их всё равно любит и ведет к Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

глг. означает пространство, «покрытое» мглой 954 . В то же время море, по определению, находится внизу: вселенная положена «на морях» ( Пс 23:2 ). Поэтому сочетание «север и море» может быть прочитано как «верх и низ», т.е. как противопоставление двух влажных бездн, – волнующейся морской и мглистой небесной, – и обе «создал», или «учредил» (κτισας), Господь, когда положил между ними твердь, отделяющую «воду от воды» (ср. Быт 1:7 ). Также на вертикальное, а не горизонтальное пространственное измерение мысли псалмопевца указывает называние гор Фавор и Ермон, которые считались выдающимися вершинами в Израиле (ср. Иер 46:18 ; Пс 132:3 ). Таким образом, псалом полностью подтверждает единоличную власть Бога-Творца над миром верхним и нижним, однако в эту картину входит, как неотъемлемая часть сюжета, Его борьба с «врагами», персонифицированными в лице Раава, или «гордеца». Синодальный текст и большинство современных переводов читают слово как имя собственное – Раав. Эта традиция, которую древние переводы с МТ не поддерживают 955 , восходит, однако, к другому псалму Септуагинты ( Пс 86:4 ), где в параллель Вавилону, представленному под своим собственным именем, Раав действительно выступает под собственным именем (Ρααβ), хотя, по-видимому, исходя из параллели с Вавилоном, за ним скрывается не какое-то мифическое существо, а Египет. Символическая тема Египта была развита, главным образом, в пророческой литературе (что в дальнейшем будет изложено подробнее) и как отголосок появляется в святоотеческом толковании середины 73-го псалма: Пс 73:12–20 LXX Бог же Царь наш прежде века устроил спасение посреди земли! Ты утвердил силою Твоею море, Ты стер головы змиев в воде; Ты сокрушил голову змия, отдал его в пищу народу эфиопскому; Ты иссек источники и потоки, Ты иссушил реки Ифама. Твой день и Твоя ночь: Ты уготовал зарю и солнце; Ты установил все пределы земли, жатву и весну Ты учредил. Вспомни же: враг поносил Господа, и люди безумные похулили имя Твое. Не предай зверям душу, славящую Тебя; душ убогих Твоих не забудь навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Но кроме обычного наименования Арава, древние Евреи для обозначена Иорданской равнины употребляли и другое: Киккар Гайарден – окрестность Иордана 242 или просто Киккар – окрестность 243 . Наименование окрестность Иорданская встречается и в Новом Завете 244 . Греки и Римляне обозначали Иорданскую равнину словом Авлон – долина, низменность, находящаяся между горами. В настоящее время Арабы называют ее ел-Гор; это последнее наименование значит то же, что и Авлон. Впрочем, древнее наименование Арава и доселе существует еще в языке Арабов: низменное пространство между Мертвым морем и Красным они и в настоящее время называют вади-ел-Араба. Иорданская равнина, северною своею оконечностью упираясь в озеро Тивериадское, южною в Мертвое море, с востока и запада ограничивается на всем своем протяжении высокими горами. Именно на восточной ее окраине возвышаются горы Галаадские и Аваримские, на западной Фавор, малый Ермон, затем горы Гелвуйские, Ефремовы и Иудины. Горы эти на юге равнины уходят в глубь страны, на севере приближаются к берегам Иордана. Поэтому равнина в южной своей части значительно шире, нежели в северной, именно ширина ее на севере, против Веф-Сана, равняется 10, на юге 15–20 верстам. Над ложем реки Иордана и его долиною, имеющею в ширину несколько более версты, равнина Иорданская возвышается очень значительно, именно в северной своей части на 6, в южной на 8 сажен. Вследствие этого воды Иордана не оказывают и не могут оказывать благотворного влияния на ее почву. Находясь вне связи с Иорданскими водами, скудная источниками, равнина Иорданская в общем имеет характер сухой, безжизненной пустыни. Тогда как узкая долина Иордана, лежащая ниже равнины, изобилует растительностью, почва равнины по большей части совершенно обнажена. В западной части равнины около озера Тивериадского несколько к югу, благодаря многочисленным ручьям, вытекающим из западных гор, встречаются нередко луговые пространства, покрытые густою и высокою травой, и плодородный, тщательно возделанный поля, орошаемый каналами, проведенными из ручьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Здесь вы прежде всего видите, что река Иордан, начинающаяся на самом севере и впадающая в Мертвое море на юге еврейской территории, разделяет ее на две части: восточную и западную. Хотя Иордан не из больших рек, но по стремительности течения, крутизне и обрывистости его берегов переправа по нему всегда была очень трудна. Таким образом, восточная и западная части еврейской территории как бы обрекались на разделение, и действительно, во всю историю мы замечаем между ними очень мало единства. Теперь перенесите ваши взоры на западную часть Палестины, и посмотрите на расположение ее горных хребтов и долин. Горы Малый Ермон, Фавор, Гелвуй с одной стороны и Кармил с другой отделяют северную часть ее от средней и, как вечные стражи, ревниво охраняют узкий проход в нее по долине Ездрилонской. И действительно, северная часть Палестины имела мало общего с остальными, так что уже во время Исаии евреи считали ее как бы отпадшею от истинного Израиля. Спускаясь ниже по карте, вы замечаете, что средняя и южная части Палестины наполнены горами, но эти горы тянутся не сплошным хребтом, а стоят отдельными группами, которые разделены между собой глубокими долинами. Этих долин больше, и они шире в средней полосе, южная же часть представляет из себя как бы сплошное и при этом очень высокое плоскогорье, очень резко отделяющееся от части средней вади-Сараром и Иосафатовой долиной. Такое расположение гор, очевидно, не благоприятствовало прочному единению этих двух областей и у них не могло явиться общего центра, и на самом деле в истории этих двух смежных областей мы видим разъединение между ними, ясные признаки которого обнаружились уже в рассматриваемую нами эпоху. Кроме географических условий, разделению Палестины отчасти способствовало различие в природе отдельных ее частей, обусловливавшее различие в занятиях и даже самом характере их обитателей. Заиорданская часть представляла из себя довольно высокое плоскогорье, славившееся прекрасными пастбищами, и таким образом, как бы невольно располагала к занятию скотоводством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Ездрилон Ездрилон (семя, или сеяние, Божие) ( Uyдuф. I:8, III:9 ) – название обширной равнины, в нижней части Галилеи, получившей свое название от города Ездрилон (прежний Изреель, Иезреиль). По имени древнего города Иезреиль, стоявшего на ней, и самая равнина называется иногда в Свящ. Писании Изреельской, иногда же, по имени города Мегиддона, Мегиддонской. Флавий называет ее великой равниной. Она простирается к югу и к ю.-з. от г. Фавора и Назарета и замечательна по своей обширности, красоте и плодородности. На ней в древности происходило много кровавых битв, как, напр., между Деворой с Вараком и Сисарой, военачальником сирийским ( Cyд. IV, 14 ), между Ахавом и сирийцами ( I Цap. XXIX, 1 ; IIIЦap. XX, 26 ), между Саулом и филистимлянами ( I Цap. XXIX, 1 ), между Гедеоном и мадианитянами ( Cyд. VI, 33 ) и др. По свидетельству современных путешественников, она занимает собой площадь в 15 квадратных миль. Один из них говорит, что означенная долина как бы особенно предназначена для битв и военных действий всех веков и народов, начиная со времен Варака до времен Бонапарта (Наполеона I). На ней поочередно сражались евреи, язычники, египтяне, сарацины, крестоносцы, революционеры, французы, персы, друзы, турки и арабы. На долине Ездрилонской располагались и тянулись шатры и палатки едва ли не всех завоевателей и всякого языка, сущего под небесем, и как часто они видели свои знамена орошенными росой гор Фавора и Ермона! Почва долины необыкновенно плодородна, и почти во всех направлениях ее открываются живописные виды, как-то: к северу холмы Назарета, к ю. горы Самарии, к в. горы Фавор и Ермон и гора Кармил к ю.-з. Нынешние сирийцы забыли библейское название Ездрилона, подобно тому как, может быть, они забыли и его историю. Ныне у туземцев она называется Мердж-Ибн-Амер (луг сынов Амера). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

13 Сотворил Ты север и юг, Фавор и Ермон имя Твое восторженно славят. 14 Сильна рука Твоя, Господи, крепка она, 15Праведность и справедливость — основание престола Твоего, 16Как блаженны участники празднеств священных! Во свете, от Тебя исходящем, живут они, Господи. 17Имя Твое радость у них всегда вызывает, праведностью Твоей они возвышаются, 18ибо Ты — слава и сила их, 19Ты, Господи, избрал нам защитника, 20Сказал Ты давно верным слугам Своим в видении: избранного из народа возвысил, 21Нашел Я Давида, слугу Моего, священным елеем Своим помазал его. 22Рука Моя всегда готова его поддержать, укреплять его будет сила Моя. 23Ни один враг не одолеет его, ни один беззаконник не подчинит его себе; 24сокрушу пред ним недругов его, сражу его ненавидящих. 25Верность Моя и любовь неизменная с ним пребудут, и благодаря имени Моему он будет силен и велик. 26Дам ему власть над морем и владычество над реками. 27Он будет звать Меня: „Отец мой, Бог мой, скала спасенья моего!“ 28Своим первенцем Я сделаю его, выше всех царей земли поставлю. 29Любовь Свою к нему сохраню на века, 30Род его сохраню навсегда и престол его сделаю вечным, как небо. 31Но если дети его закон Мой оставят и не станут поступать по предписаниям Моим, 32если установления Мои не будут для них святыней, заповеди Мои перестанут они соблюдать, и на нечестие их — удары. 34Но любви Своей не лишу Давида и от верности Своей не отрекусь, 35не поступлюсь союзом Своим, сказанного Мною в завете Моем не отменю. 36Раз и навсегда поклялся Я святостью Своей — и не нарушу слова Моего Давиду: 37род его вовек пребудет, и как солнце предо Мной — вечен престол его, 38как луна, свидетельница в небе, прочно установлен он навеки».//   39Однако ныне Ты прогневался на помазанника Своего, отверг и оттолкнул его. 40Отказался Ты от завета, расторг союз со слугой Своим, предал на попрание венец его, 41разрушил все стены города его, крепости его превратил в развалины. 42 Проходящие мимо грабят его, стал он посмешищем у соседей своих. всем врагам его радость доставил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010