Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Понтий Пилат Понтий Пилат, рим. прокуратор, управлявший Палестиной как частью рим. провинции Сирии во время земной жизни Иисуса Христа. Понтий – родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к рим. роду Понтиев. Неизвестно, однако, принадлежал ли он к этому роду по происхождению или имя «Понтий» было даровано ему при усыновлении. После смещения ⇒ Архелая ( Мф. 2:22 ) в 6 г. по Р.Х. в Иудее было установлено прямое правление Рима. Во главе провинции был поставлен прокуратор (⇒ наместник), подчинявшийся проконсулу Сирии. Пятым в череде этих наместников, преемником Валерия Грата, стал П.П. (26 г. по Р.Х.), назначенный на этот пост имп. Тиберием по протекции могуществ. фаворита Сеяна. Высокомерный и жестокий, П.П. с презрением относился к иуд. народу, не раз оскорблял его религ. чувство. Так, вскоре после своего назначения он послал в Иерусалим воинский отряд, на знаменах которого был изображен император. Иудеи в знак протеста направили посольство в Кесарию, резиденцию рим. наместника. После трудных переговоров знамена были убраны. Позднее П.П. использовал не по назначению деньги из храмовой казны, предназначенные для сооружения водопровода в Иерусалиме, население которого страдало от недостатка воды. Это привело к волнениям в городе. Но прокуратор заранее внедрил в возбужденную толпу переодетых воинов, и те разогнали ее. Затем П.П. распорядился поместить во дворце Ирода в Иерусалиме золотые щиты с надписью в честь Тиберия. Это вновь вызвало возмущение жителей города, а группа влият. иудеев обратилась с жалобой к императору. Щиты были убраны. П.П. распорядился также отчеканить монеты с изображением рим. свящ. сосуда (симпулюма), что также было вызовом иудеям. Прокуратор не чурался подношений и не останавливался перед применением насилия ( Лк. 13:1 ). Народ ненавидел его; после свержения в 31 г. Сеяна П.П. опасался, что император может лишить его должности в связи с поступавшими жалобами. Этим можно объяснить позицию П.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Пилат Пилат ( Uh. XIX, 1 ), или Понтий Пилат ( Mф. XXVII, 2 ) – был назначен римским правителем, или прокуратором, Иудеи в 29 г. по Р. X. Жил он в Кесарии, но являлся в назначенные времена в Иерусалиме для наблюдения за сбором податей римскому правительству и в то же время производил здесь и судебные разбирательства ( Uh. XIX, 20 ) во дворце или претории, воздвигнутой, как кажется, именно для этой цели ( Uh. XVIII, 28 ). Его правление было вообще крайне неприязненно для иудеев, так как он нисколько не колебался продавать за деньги правосудие и произносить какой бы то ни было приговор вопреки справедливости. Историки передают о его хищничестве, его убийствах, тех мучениях, которым он подвергал невинных без судебного разбирательства; кратко, по их словам, он отличался крайне суровой жестокостью во все время своего правления ( Лk. XIII, 1 ). Вызванный в Рим по делу об убийстве галилеян по его распоряжению в самом храме во время жертвоприношения, Пилат, по определению суда, был низложен и сослан в заточение в Вену, в Галлию, где мучимый угрызениями совести лишил себя жизни. (Евсев. Ц. Ист. кн. 2 гл. 7; Древ. кн. XVIII, гл. 4, § 1, 2.) Личность Пилата имеет особое значение для христиан, потому что по суду его был предан на поругание и крестную смерть Господь наш Иисус Христос. Явная невинность Божественного Страдальца долго удерживала Пилата, хотя и привычного к смертным приговорам, от осуждения Господа. Он старался уклониться от суда над Ним, несмотря на настойчивые требования о том первосвященников и народа ( Лk. XXIII, 4–11 ); на суде до трех раз защищал невинность Иисуса, причем ссылался и на засвидетельствование о невинности Его от Ирода, решению которого Пилат попытался предоставить решение участи Подсудимого. К заступничеству за Иисуса побуждала Пилата и жена его: не делай ничего праведнику тому, просила она Пилата, потому что я ныне во сне много пострадала за Него ( Mф. XXVII, 19 ). Первосвященники, книжники и фарисеи отвечали на все ужаснейшим воплем, когда-либо вырывавшимся из человеческих уст: кровь Его на нас и на детях наших ( Mф. XXVII, 25 ). После чего Пилат, вероятно из опасения лишиться своей должности ( Uh. XIX, 12 ), велел бичевать Его и затем, умыв руки перед народом, причем сказал еще раз не повинен я в крови праведника сего, предал Его в руки разъяренной толпы на распятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Скачать epub pdf «Кровь его на нас и на детях наших!» ( Мф. 27:24–26 ) Выбор народа смутил Пилата. Он не ждал этого. Ошеломленный таким исходом, он еще раз спрашивает: «какое же зло сделал Он?» ( Мк. 15, 14 ). Но ослепленный народ не дал ему ответа на этот вопрос и только дико кричал: «Распни Его!» ( Мк. 15, 14 ). Из вопроса Пилата они поняли, что он мог в конце концов все-таки оправдать и отпустить Узника. Толпа взволновалась. Каждую минуту можно было ждать полного возмущения. Пилат не хочет заходить так далеко. И он уже бы сказал нужный евреям приговор, если бы не совесть… Но и чтобы успокоить укоры ее, Пилат взял воду, умыл свои руки перед народом и сказал: «Неповинен я в Крови Праведника Сего; смотрите вы!» Это умывание рук было общеупотребительным обычаем в то время как у евреев, так и у язычников, когда кто-либо желал торжественно засвидетельствовать свою невинность в том или другом кровавом деле или в гнусном поступке. Минута эта, когда надменный прокуратор должен был покориться своей совести и прибегнуть к этому средству, поразительна. Слово предостережения жены неугасимо горело в сердце Пилата. Он, действительно, не хочет делать ничего Праведнику. И как однажды первосвященники и книжники бросили в лицо раскаявшемуся Иуде Искариотскому холодное и жестокое «смотри сам», так и теперь Понтий Пилат сваливает всю вину в этом деле на их головы, когда говорит: «Смотрите вы». Но что пользы ему от того, что он говорит себе: «невиновен я?» Этими словами не мог ведь он сложить тяжелого бремени, которое лежало на его сердце и совести. Всеведущий Бог на небе и нелицеприятный судья всех сынов человеческих видел его вину, и воздаст ему и во времени, и в вечности. Что пользы ему в том, что он этим исповедал и засвидетельствовал, что Иисус есть Праведник? Пилат только увеличил свою ответственность тем, что дал Невинного и Праведного в руки ослепленной и озлобленной толпы народа. Что пользы ему в том, что он умывает свои руки в чистой воде? Вода всех источников земных не в состоянии смыть той крови, которою запятнал свою совесть этот слабохарактерный и неправедный муж. Чтобы Пилат ни говорил или делал, все-таки на нем лежит вечный позор, что он в угоду своему малодушию и страху перед людьми предал в руки неправедных обвинителей этого Праведника, Которого он мог защитить своею властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Митрополит Иларион: Какое отношение смерть Господа на Кресте имеет к смертям наших близких 5 апреля, 2018. Митрополит Иларион (Алфеев) Священнослужителям очень часто приходится слышать: «А где же был Бог? Куда же ваш Бог смотрел?» 3 апреля 2018 года в стенах московского концертного зала «Крокус Сити Холл» состоялся концерт, на котором прозвучала оратория «Страсти по Матфею» митрополита Волоколамского Илариона. В этом году концерт был посвящен памяти жертв кемеровской трагедии. Перед началом концерта владыка Иларион обратился к собравшимся в зале. Всякий раз, когда в нашей жизни происходит горе, когда на наших глазах умирают близкие люди, или те, кого мы не знаем, уходят из жизни преждевременно, мы не можем не спросить себя: почему? За что? Как так произошло? Почему не уберегли? Священнослужителям очень часто приходится слышать: «А где же был Бог? Куда же ваш Бог смотрел?» В каждой смерти есть две составляющие: человеческий фактор и Божественный промысел. И когда люди умирают смертью преждевременной или насильственной, то очень часто на виду оказывается, прежде всего, человеческий фактор. Мы говорим о том, что к трагическим последствиям привели те или иные обстоятельства, те или иные ошибки, или причиной смерти одних людей становится злая воля других. Но есть еще и Божественный промысел, который заключается в том, что Бог даже ошибки и злые дела человеческие направляет к добрым последствиям. И мы, православные христиане, не сомневаемся в том, что Бог заботится обо всех, что Он находится рядом со всяким человеком, в том числе с тем, который страдает, умирает. И когда человек переходит в мир иной, то Бог Сам его там встречает и размещает в той обители, которую человек своей жизнью заслужил. В истории, которую мы сегодня услышим, тоже имеется две составляющих: есть человеческий фактор, а есть Божественный промысл. Человеческий фактор заключался в том, что когда Иисус Христос пришел на землю, когда Он начал Свое служение, проповедовал людям, делал добро и совершал чудеса, одних людей это вдохновляло, укрепляло в них веру, а вот другие все больше и больше озлоблялись и в конце концов сговорились для того, чтобы предать Его смерти. В этом сговоре участвовали и первосвященники, и книжники, и старейшины народа израильского. Оказался втянутым в сговор и римский прокуратор Понтий Пилат. Одним из участников драмы был Иуда предатель.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-kak...

П Сколь спасительно памятование о вездеприсутствии Божием, 117. О пользе памятования страшного суда, 376. Советы о памяти смертной, 635. Добрые пастыри церкви, 584. О почитании пастырей , 589. О пастырском служении, 589, примеч. Пелагиане %, примеч. 427. О перстосложении для крестного знамения, 323, примеч. Первородный грех, 241. Насколько порвородный грех извратил человеческую природу, 241. Печать дара Духа Святого, 500, примеч. Понтий Пилат , 281, примеч. Св. Писание , 31. Как святые старались уразуметь Св. Писание , 49. Великое значение Св. Писания , 35. О чтении Св. Писания , 49. Что требуется для понимания Св. Писания , 49. Правила для понимания Св. Писания , 50. Вера в богодухновенность Св. Писания , 56. Примеры усердия древних христиан в чтении Св. Писания . 73. Библейский текст о Св. Писании , 52. Плоды Духа Св., 398. Что значит распять свою плоть ? 338. Библейские тексты и изречении св. отцов о подражании Христу, 276, 278. Не будем суетны в выборе подруги жизни, 601. Погребение Иисуса Христа, 328. Необходимость собственных подвигов в деле спасения, 334, примеч. При каких условиях покаяние приводит к желанной цели? 555. Как начинается и чем поддерживается покаяние, 557. Имеет ли цену перед Богом не оконченное покаяние , 560. Плоды покаяния , 540. Понятие о таинстве покаяния , 537, 555. Отступления западной церкви в совершении таинства покаяния , 538, примеч. Библейские тексты и святоотеческие изречения о таинстве покаяния , 542, 544. Учение беспоповцев о покаянии , 545, примеч. О необходимости покаяния , 546. Примеры очистительной силы покаяния , 551. Искушения в подвигах покаяния , 558. Сколько нужно времени для покаяния ? 561. После смерти нет покаяния , 567. Призыв грешной души к покаянию , 560. Возможность испрошения прощения грехов людям, умершим с покаянием , 669. Злые духи не могут покаяться, 145. Поминовение умерших необходимо и полезно, 671. Дни поминовения , 643. Потребность воплощения Сына Божия, 247. О почитании священников, 589. Как примирить правду в Боге с Его благостию? 110, примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Патриарх Иаков, благословляя пред смертию своею детей своих и предсказывая им судьбу их потомства, когда дошла очередь до Иуды, между прочим, сказал ему: «не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложеная ему, и Той чаяние языков» ( Быт. 49:10 – по тексту LXX), или, как в еврейском тексте: «не отнимется скипетр от Иуды и законоположник от чресл его, пока не приидет Примиритель и Ему покорность народов». Так действительно и было с коленом иудиным. Особенно судьба колена Иудова начинает отличаться резкими чертами от судьбы прочих колен по разделении еврейского царства на две части 135 . Тогда как десять колен, составлявшие царство израильское, были преемственно управляемы с тех пор царями из разных колен и разных династий, одно колено Иудово, как бы поглотившее собою небольшое колено Вениаминово, соединившееся с ним в одно царство, не переставало иметь у себя непрерывный ряд парей из одного только дома Давидова, и следовательно от чресл своих. Далее: десять колен израильского царства, после разрушения сего последнего ассирийским царем, уже никогда не составляли какого-либо политического тела, управляемого отечественною властию и законами; но в колене иудином самоуправление не прекращалось и в плену ( Дан. 13 ); а по возвращении из плена, оно по-прежнему продолжало иметь своих князей, старейшин и судей по законам Бога своего, находясь под главным ведением сперва вождей, каковыми были: Зоровавель, Ездра, и Неемия, потом первосвященников, и наконец народоначальников Маккавеев. Но, наконец, лет за 60 до Р. X., Помпей овладел Иерусалимом и сделал иудеев данниками римлян. С этих пор и в колене иудином самостоятельность управления стала видимо упадать, пока, наконец, от меча римской власти был совершенно разрушен самый город Иерусалим, и народ, предавший смерти истинного Мессию, лишился навсегда своего политического бытие 136 . Таким образом пророчество Иакова с точностию определяло время пришествие на землю Христа Спасителя, именно в период прекращение самостоятельности управление в колене иудином, это время, когда прокуратором Палестины был Понтий Пилат 137 и на это-то обстоятельство, в силу которого самая смерть Иисуса Христа последовала на кресте, т. е. уже по иноземным законам, а не по закону Моисееву, по которому за хулу на Бога побивали камнями, – и указывается в Символе веры . (Извлеч. из кн. «Уроки по простран. христ. кат.», прот. Г. Титова . Кн. 1-я, стр. 271).  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_73039.html 19 февраля 2010 Алексей Макаркин Мода на модернизацию Источник:  http://www.ej.ru/?a=note&id=9897 Ежедневный журнал Аналитический материал " Нравственная основа модернизации " , произведший немалый фурор в последние дни, отличается не только потрясающим правовым нигилизмом, но и крайне странной формой. Кажется, что этот документ написан на коленке, а модернизация в него включена только как дань моде. Российские власти в последнее время немало говорят о правовом нигилизме как большой проблеме, стоящей перед обществом. Но при этом близкое к " Единой России " интеллектуальное учреждение под названием " Национальный институт развития современной идеологии " утверждает буквально следующее: " Для модернизации и развития России нужна идеология. В Конституции РФ записано, что никакая идеология не может быть признана государственной идеологией. Объективная необходимость государственной идеологии обусловлена тем, что... " . Дальше можно не продолжать. Фактически речь идет о том, что институт предлагает нарушить Основной закон страны (предложений о внесении в него поправок в тексте нет). При этом, кажется, никто не обращает на это серьезного внимания. Дело в том, что Конституция 1993 года воспринимается в российских элитах как либеральная декларация, утратившая свою актуальность в " путинской России " . На этом фоне апелляция к православным ценностям, также взбудоражившая либеральную общественность, представляется совсем невинной (государственную церковь авторы материала восстанавливать не намерены). Тем более что при ближайшем рассмотрении выясняется, что перечень этих ценностей, с точки зрения авторов материала, весьма узок. Никакого намека на Декалог или Нагорную проповедь нет и в помине. Место десяти заповедей занимает некая " этика православия " с тремя принципами: патриотизм, соборность, служение общему благу. Что касается первого и третьего принципов, то они восходят к античным временам – с ними бы скорее согласился Понтий Пилат, чем Иисус Христос. Соборности древние римляне действительно не знали, но, что это такое, до сих пор является предметом спора философов. В современной же России это понятие стало " заместителем " хорошо известного, но изрядно дискредитированного в советские времена коллективизма. Только с последним обычно ассоциируются принудительные походы на овощебазу и занудные политинформации, тогда как первое напоминает об утраченной России, в которой были " конфетки-бараночки " и непременный звон колоколов.

http://religare.ru/2_73039_1_21.html

В этот день установлен строгий пост 11 сентября. ПРАВМИР. О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29). После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-usek...

поиск:   разделы   рассылка Алексей Макаркин Мода на модернизацию Источник:  Ежедневный журнал Аналитический материал " Нравственная основа модернизации " , произведший немалый фурор в последние дни, отличается не только потрясающим правовым нигилизмом, но и крайне странной формой. Кажется, что этот документ написан на коленке, а модернизация в него включена только как дань моде. Российские власти в последнее время немало говорят о правовом нигилизме как большой проблеме, стоящей перед обществом. Но при этом близкое к " Единой России " интеллектуальное учреждение под названием " Национальный институт развития современной идеологии " утверждает буквально следующее: " Для модернизации и развития России нужна идеология. В Конституции РФ записано, что никакая идеология не может быть признана государственной идеологией. Объективная необходимость государственной идеологии обусловлена тем, что... " . Дальше можно не продолжать. Фактически речь идет о том, что институт предлагает нарушить Основной закон страны (предложений о внесении в него поправок в тексте нет). При этом, кажется, никто не обращает на это серьезного внимания. Дело в том, что Конституция 1993 года воспринимается в российских элитах как либеральная декларация, утратившая свою актуальность в " путинской России " . На этом фоне апелляция к православным ценностям, также взбудоражившая либеральную общественность, представляется совсем невинной (государственную церковь авторы материала восстанавливать не намерены). Тем более что при ближайшем рассмотрении выясняется, что перечень этих ценностей, с точки зрения авторов материала, весьма узок. Никакого намека на Декалог или Нагорную проповедь нет и в помине. Место десяти заповедей занимает некая " этика православия " с тремя принципами: патриотизм, соборность, служение общему благу. Что касается первого и третьего принципов, то они восходят к античным временам – с ними бы скорее согласился Понтий Пилат, чем Иисус Христос. Соборности древние римляне действительно не знали, но, что это такое, до сих пор является предметом спора философов. В современной же России это понятие стало " заместителем " хорошо известного, но изрядно дискредитированного в советские времена коллективизма. Только с последним обычно ассоциируются принудительные походы на овощебазу и занудные политинформации, тогда как первое напоминает об утраченной России, в которой были " конфетки-бараночки " и непременный звон колоколов.

http://religare.ru/2_73039.html

Праздник Пасхи Христовой. Его отмечают как минимум два с половиной миллиарда человек во всем мире, вне зависимости от национальности и происхождения, считая Воскресение Христа главным событием истории человечества. Праздник Пасхи Христовой. Его отмечают как минимум два с половиной миллиарда человек во всем мире, вне зависимости от национальности и происхождения, считая Воскресение Христа главным событием истории человечества. За неделю до Пасхи Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье . Почему  люди приходят в храмы с вербой? О чем мы вспоминаем в этот день? Почему следующую за ним Страстную седмицу христиане считают самой важной и самой страшной неделей?  В один из дней этой недели, Великий Четверг ,  было установлено Таинство Причастия , которое с тех пор совершается на каждой литургии в каждом храме. Что такое Причастие и почему оно является главным Таинством Церкви? В фильме несколько реконструкций евангельских событий. « Гефсиманский сад » рассказывает о последней ночи в земной жизни Спасителя. Иисус просит апостолов побыть рядом с Ним, когда Ему тяжело. Но апостолы засыпают, и он остается один на один с предсмертным страхом и тоской, — так же, как бывает с каждым из нас. Почему Бог, если он милосерден, допускает страдания  и смерть?  Откуда в мире столько зла и боли? И можем ли мы хоть немного сделать этот мир лучше? О простом человеческом подвиге рассказывает постановочный эпизод «Путь на Голгофу». Симон Киринейский – обычный житель Иерусалима, — увидел, как Иисуса ведут на казнь. Он не знал, кто это, и ему было страшно, но он подставил свое плечо и понес крест вместе с Христом.  Но какое отношение это имеет к нашей жизни? Какой выбор ежедневно делаем мы?  Боимся испортить карьеру, как Понтий Пилат, или рискуем всем что есть, ради любви, как Иосиф Аримафейский, похоронивший распятого Христа в своей могиле? Почему  в Страстную пятницу во всех храмах погребально звонят колокола? Что происходит на следующий день, в Великую Субботу ? И почему на пасхальной иконе изображено Сошествие  Христа во ад?

http://pravmir.ru/pasxa-film/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010