Часть 2. Начало служения Господа Иисуса Христа О Иоанне Крестителе У Евангелиста Марка «начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» ( Мк.1:1 ), это выход Иоанна Крестителя на проповедь . Началось с того, что, «был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне». Произошло это «в пятнадцатый ... год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод... в Галилее,... при первосвященниках Анне и Каиафе» ( Лк.3:1–2 ). Вот так раньше датировали события: при таком-то кесаре, при таком-то первосвященнике. А мы уже привыкли, что отсчет времени во всем мире идет от Рождества Христова. Это единственное в мире, центральное событие истории. И теперь даже тот, кто утверждает, что Иисуса Христа не было, даже последний атеист знает, сколько лет миновало с тех пор, как Он родился! Призванный Богом, Иоанн Креститель «проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» ( Лк. 3:3 ). Главные слова его проповеди : «Покайтесь», то есть исправьтесь, приведите себя в должный вид, «ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2 ). Одежда его была «из верблюжьего волоса, и пояс кожаный на чреслах...; а пищею его были акриды и дикий мед» ( Мф.3:4 ). Акриды – это вид саранчи. В законе Моисеевом о чистой и нечистой пище сказано: «Из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле», в том числе «саранчу с ее породою...» ( Лев.11:21–22 ). Как обычно, Евангелисты приводят и ветхозаветное пророчество. Пророк Исайя, перенесясь духом на семь столетий вперед, восклицал: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» ( Лк.3:4–6 ). «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мк.1:5 ). Почему выходили? Как говорится, дух времени. Наступили сроки, предреченные некогда пророками. Иудейский мир был в напряженном ожидании, все чувствовали, что что-то должно произойти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Что есть истина?» Такой вопрос, как мы знаем из Евангелия, задал некогда римский прокуратор Понтий Пилат Господу Иисусу Христу в ответ на слова Его, что Он «на та родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» ( Иоан. 18, 37 ). В этом вопросе гордого римлянина, на который он, по-видимому, и не ждал ответа, звучало горькое разочарование древне-языческого мира, отчаявшегося в поисках истины и утратившего веру в ее существование. Древне-языческий мир, в лице разных мудрецов, волхвов и философов, более или мене добросовестно искал истину, стремился познать «что есть истина», и если ему это не удалось, то в этом нет ничего удивительного. Духовный мрак окутал душу человеческую со времени грехопадения, и в этом мраке невозможно было отличить истину от лжи: все перемешалось. В течение ряда тысячелетий люди, в полном смысле слова, «сидели во тьме и сени смертней» ( Матф. 4, 16 ) и все более и более закосневали в своем греховном омрачении, дойдя ко времени Рождества Христова до полного умственного и нравственного растления и изверившись в самой возможности существования истины. По явились даже так называемые «софисты», которые открыто проповедывали, что абсолютной истины вообще не существует и что «человек есть мера всех вещей». Но вот, «егда прииде кончина лета» ( Гал. 4, 4 ) – когда наступила предопределенная Богом, желавшим спасения человечества, «полнота времени», когда люди окончательно сознали свое полное безсилие познать истину без Бога, – «посла Бог Сына Своего Единороднаго».  Сам Сын Божий воплотился, стал человеком и пришел на землю  для того, чтобы открыть людям Истину – «чтобы свидетельствовать об истине»   ( Иоан. 18, 37 ). Он был  «Свет истинный просвещающий всякого человека»   ( Иоан. 1, 9 ), разсеивающий ту греховную тьму, которая в течение столь долгого времени окутывала человека. Мало того: Он Сам был Воплощенная Истина, как Он засвидетельствовал это в своей прощальной беседе с учениками:  «Аз есмь путь и истина и живот»   ( Иоан. 14, 6 ). И проповедывал Он о необходимости прежде всего

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Беседа 35. Суд Понтия Пилата Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, мы рассмотрим 27-ю главу с 11-го по 31-й стих. Темы сегодняшней беседы: Суд Понтия Пилата (11–26) и Избиение Господа Иисуса Христа в претории (27–31). Нам важно понять, что за человек был тот, который приговорил на смерть Сына Божия. Возможно, в особенностях его характера мы можем увидеть, рассмотреть и портреты последующих врагов Христа и святого Евангелия. Христианский историк Уильям Баркли пишет: «Прибыв в Иудею, Понтий Пилат имел массу проблем и трудностей, многие из которых он создавал себе сам. Большим его минусом было то, что он был в разладе с иудеями. Более того, он презрительно относился к их, как он это называл бы, безрассудным и фанатическим предрассудкам. Римляне знали интенсивность иудейской религии и непоколебимость веры иудеев и очень мудро и деликатно обращались с ними. А Понтий Пилат высокомерно предпочел применить грубую силу. У него сразу все началось с неприятностей. Римское командование было расположено в Кесарии. У римлян были не знамена, а боевые значки – древко с римским орлом или с изображением царствующего императора. Считаясь с ненавистью иудеев к всяким идолам, все предыдущие правители во время посещения Иерусалима приказывали перед въездом в город снимать изображения с древков боевых значков. А Понтий Пилат отказался сделать это, что привело к такой отчаянной враждебности и непримиримости со стороны иудеев, что Пилату пришлось, в конечном счете, уступить, потому что нельзя было ни арестовать, ни убить целый народ. Потом Понтий Пилат решил, что Иерусалиму нужно новое водоснабжение – очень мудрое решение. Но для этого он построил новый акведук, а деньги взял из храмовой сокровищницы. У крупного иудейского ученого Филона Александрийского есть характеристика Понтия Пилата. Он сообщает, что иудеи грозили воспользоваться своим правом и пожаловаться императору на Пилата. Эта угроза рассердила Пилата до крайности, потому что он боялся, как бы они не послали посольство к императору и не пожаловались на отрицательные стороны его правления – на его взяточничество, на высокомерность, на вымогательство, на его жестокость, на его манеру оскорблять людей, убивать без суда и судебного приговора, на его бесконечную и в высшей степени вопиющую бесчеловечность. Понтий Пилат пользовался у иудеев очень плохой репутацией, и уже то, что они могли пожаловаться на него императору, ставило его в затруднение» 559 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Скачать epub pdf Беседа 41 4. Процесс и приговор (Мк.14,53–15,20а). Продолжение. c) Иисус или Варавва? (Мк.15,6–15). 6 На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. 7 Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. 8 И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них. 9 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? 10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. 11 Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. 12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? 13 Они опять закричали: распни Его. 14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. 15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. В изображении суда над Иисусом иудейские первосвященники представлены как энергичная движущая сила обвинения: они «обвиняли Его во многом», Пилат «знал, что первосвященники предали Его из зависти. Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву». В то же время сам римский прокуратор Понтий Пилат изображён иногда в некоем благодушии, иногда в растерянности и беспомощности. Вот его попытки защитить Иисуса: «Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений»; «Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти»; «Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?»; «Пилат сказал им: какое же зло сделал Он?». То есть в Евангелии от Марка Пилат, сам по себе человек, известный своей жестокостью, представлен в положительном образе. И это, помимо исторической достоверности сообщаемого, понятно для Церкви 60-х годов, то есть для времени написания Евангелия, написанного, вероятно, вскоре после чудовищного преследования христиан при императоре Нероне. В те годы было важно не давать римлянам повода обвинять христиан в политической неблагонадежности. Оттого в Евангелии и подчеркнуто, что уже первая римская судебно-политическая инстанция не могла установить никакого преступления за Основателем нового религиозного движения. Пилат недоумевает: «Какое же зло сделал Он?».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Итак, Понтий Пилат соглашается исполнить преступное решение иудейского народа. Поставленный быть блюстителем неприкосновенности закона, он сам совершает беззаконие. Варавву, злодея, который должен быть наказан, он отпускает на свободу, а безгрешного Сына Человеческого, – Того, кто никогда не отступал от истины и не делал ничего, кроме добра, – осуждает на крестную смерть. И это вопиющее нарушение правды Понтий Пилат совершил не по неведению, не по ошибке, свойственной человеку, а вполне сознательно, с очевидной и определённой целью. В уничиженном Узнике, в безмолвии предстоящем судилищу, он не находит никакой вины. Он прямо заявляет народу: «аз ни единыя вины обретаю в Нем» ( Ин 18:38 ). Из неистовых воплей толпы, подстрекаемой первосвященниками, из того усердия, с каким изобретается явная клевета на безмолвного Узника, Пилат убеждается, что этот Узник есть жертва зависти архиереев и книжников. «Ведяше бо», говорит евангелист, «яко зависти ради предаша Его» ( Мк. 15:10 ). И голос совести, и законы отеческие, и законы той страны, которой управлял Пилат, повелевали ему отпустить невинного. И Пилат, действительно, не решается по первому требованию толпы осудить Иисуса Христа. «Искаше Пилат пустити Его» ( Ин. 19:12 ). Но вот в толпе раздается имя кесаря. Истощившиеся в изобретении клеветы, видя, что клевета не достигает своей цели, первосвященники думают устрашить Пилата именем кесаря и тем побудить его к осуждению невинного. «Аще Сего пустиши», кричит по их наущению толпа, «неси друг кесарев» ( Ин. 19:12 )! Если ты пустишь Его, мы сделаем все, чтобы поколебать твою дружбу с кесарем! И коварный расчет оказывается верным. Не дав себе даже времени хорошенько поразмыслить о том, что выйдет из угрожающих криков толпы, каким образом, отпустив невинного и сохранив закон, можно потерять дружбу кесареву, Пилат старается скорее оградить эту дружбу. Он спешит скорее заслужить одобрение тех, которые угрожают ее поколебать и для этого соглашается исполнить преступное решение беззаконного соборища.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Светлое Христово Воскресение. Пасха Тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающего род человеческий . Ипакои Пасхи Давно это было. Это было во дни Ирода царя, когда Римской империей управлял император Тиверий, а Иудеей – Понтий Пилат, тот самый Пилат, который перед народом еврейским умыл свои руки в знак того, что он неповинен в крови Праведника Иисуса, руки умыл, а сердце свое осквернил: Его, ни в чем не повинного, «предал иудеям да распнется» ( Ин.19:16 ). И распяли Праведника на Кресте, и умер Он, и в третий день Воскрес из мертвых. Радостная весть о Воскресении Христа не только разнеслась по всей Иудее, но и дошла до самого Рима. Узнал об этом величайшем историческом событии и языческий император Тиверий, современник Христа. Вот как это случилось. К Тиверию пришла бедная, скромно одетая, усталая, но радостная женщина и рассказала ему все, что она знала о жизни и деятельности Христа, рассказала о Его дивных чудесах, о Его безграничной любви и милосердии ко всем обиженным, страждущим и обремененным, поведала и о том, как первосвященники и фарисеи привели Его к Пилату и Пилат предал Его на распятие. Внимательно выслушал Тиверий рассказ незнакомки о безвинных Крестных Страданиях Христа, о Его смерти на Кресте и тридневном Воскресении. И разгневался кесарь Тиверий и подверг первосвященника Каиафу и правителя Иудеи Пилата заслуженным наказаниям. Сохранились сведения о том, как Суд Божий не замедлил проявиться не только над предателем Иудой, который «шед удавися» ( Мф.27:5 ), но и над другими виновниками Крестных Страданий и смерти Христа: Иродом, Каиафой, Пилатом и первосвященником Анной. Главный виновник голгофского преступления, ставленник Рима, первосвященник Каиафа был низложен императором Тиверием. Ирод умер в ссылке. Понтий Пилат был лишен прокураторства и погиб в ссылке – покончил жизнь самоубийством. Дом первосвященника Анны спустя одно поколение был разрушен рассвирепевшей чернью, которая волочила его сына с побоями и бичеванием до самого места его убийства.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

В Великую Пятницу меня ждал суд, а в Субботу – реанимация В тот год я всем своим существом ощутила, что смерти нет 14 апреля, 2017 В тот год я всем своим существом ощутила, что смерти нет Как события нашей жизни могут быть связаны с Голгофой, и о своем переживании Страстной седмицы рассказывает Юлия Линде. Понтий Пилат – в некотором роде ваш коллега В Великий Четверг 2014 года, когда все нормальные православные красили яйца, выпекали куличи и месили творог для пасхи, я отправилась в районный суд мрачноватого городка N. Усыновлять вторую пару двойняшек. Меня уже предупредили, что судья – зверь во плоти и форменный бюрократ, детей добром не отдаст. Была бы его воля, вообще бы никому никого не разрешил усыновлять, но иногда приходится делать исключения. Собственно, так оно и оказалось… Целый час он искал, к чему бы прицепиться, наконец придумал: маленькая жилплощадь! Надо сказать, аккурат в начале того года поменялся закон, и требования к размеру квартиры сняли. Я, разумеется, заранее написала себе шпаргалку с номерами всех этих законов и постановлений, и радостно сообщила нужный номер. Судья удалился в потайную комнату (очевидно, отчаянно гуглил), но по возвращении не передумал: «Закон, – говорит, – законом, но по соображениям житейским тесно вам будет». Масло подливала представительница дома ребенка, которая уверяла, что дети настолько ужасные и проблемные, что с ними ни одна семья не справится, пусть лучше спецучреждение занимается их воспитанием и комплексным развитием. Я уже исчерпала весь свой запас красноречия, который явно приводил в восторг прокурора, но судья не сдавался. Наконец, я заявила: «Слушайте, вы ведь сейчас делаете непростой выбор между мамой и квадратным метром. Неужели брошенному ребенку важнее метраж помещения?» Тут судья немного озадачился… и перенес заседание на следующий день, на Великий Пяток. «Я вечером еще подумаю, а завтра решу… утром приходите». Это было уже слишком! – Уважаемый Иван Иваныч, – сказала на это я. – Вы наверняка ведь изучали историю Рима… впрочем, кто ее сейчас вспомнит? Нет, вы наверняка ведь читали роман «Мастер и Маргарита». Так вот: есть в этом произведении любопытный персонаж, зовут его Понтий Пилат. Он, знаете ли, коллега ваш в некотором роде. А завтра самый что ни на есть подходящий для судов день: Страстная Пятница. Если уж вы решили именно в этот день решать судьбу ни в чем не виноватых детей, вспомните о своем коллеге и смотрите не ошибитесь! И да, кое-кому в эту ночь снились кошмары…

http://pravmir.ru/v-velikuyu-pyatnitsu-m...

Псалом 2 Псалом Давиду. Сего надписания также нет в Еврейском тексте, но нет никакого сомнения в том, что он написан Давидом, потому что св. Ап. Петр прямо приписывает Давиду ( Деян. 4:25 ). Также нет сомнения, что сей псалом говорит о восстании нечестивых Иудеев и язычников на Спасителя мира Иисуса Христа, как в этом уверяет тот же св. Апостол, или, лучше, все Апостолы единодушно, вместе ( Деян. 4:24 ). После сего, скажем с бл. Иеронимом, дерзко было бы объяснять сей псалом иначе, нежели, как объяснили 20 св. Апостолы в Деяниях. Отцы единогласно объясняют о Мессии. 1 . Вскую шатается 21 языцы и людие поучишася тщетным. С Евр: «зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное»? Давид пророческим духом видел восстание Иудеев и язычников на Спасителя Христа, и в удивлении вопрошает, какая причина такого восстания? Та, что они шаташася, а это значит, говорит св. Афан., – «в такой мере возгордились, что с превозношением и с какою-то жестоковыйностию возмутились и взволновались. Подобие сие взято с неразумного стремления коней, ничем не удержимых» (св. Афан.). Поучишася тщетным, потому что замышляли несбыточное, предпринимали невозможное, – хотели погубить Спасителя мира. 2 . Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. С Евр: «восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его». Смысл сих слов объяснили сами св. Апостолы. Приведши сии и первого стиха слова, они продолжают: по истине собрались в городе сем (Иерусалиме) на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским ( Деян. 4:27 ). Итак под восставшими царями разумеется здесь Ирод и Понтий Пилат, а под князьями или вельможами св. Афанасий разумеет книжников, фарисеев и законоучителей. Восстали они на Господа и Христа Его, т.е. на Бога Отца и Бога Сына Его; «ибо если Отец в Сыне, и Сын в Отце: то злоумышлением сим, – говорит св. Афан., – не одинаковое ли наносится Им оскорбление?» (Сн. Ин. 5:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Рассказ о дне страданий Спасителя присутствует у каждого из 4 евангелистов (Мф 26. 20-27. 66; Мк 14. 17-15. 47; Лк 22. 14-23. 56; Ин 13. 1-19. 42), согласно к-рым все, что произошло в В. п., не было случайностью, а являлось важнейшей частью домостроительства (Божественного плана) спасения. Евангелия повествуют о событиях, происходивших начиная с ночи четверга и до вечера пятницы Страстей: после Тайной вечери и Прощальной беседы Спаситель с учениками отправился в Гефсиманию (сад у подножия Масличной (Елеонской) горы), где они провели часть ночи (ученики в дремоте, а Христос - в молитвенном подвиге) до прихода Иуды Искариота с вооруженной толпой от первосвященников и старейшин израильских. Господь Иисус был арестован, а его ученики разбежались. Иисус Христос был отведен к первосвященнику Анне , а затем предстал перед Каиафой (до рассвета) и судом синедриона (утром), к-рый приговорил Его к смерти. В это время ап. Петр, следовавший за Учителем и ожидавший исхода дела во дворе, трижды отрекся от Него. После вынесения приговора Христа доставили к рим. прокуратору Понтию Пилату (он был полномочным представителем рим. власти и помимо прочего ведал смертными казнями), к-рый отослал Его к тетрарху Ироду Антипе, властвовавшему в Галилее (ибо Иисус был из Галилеи; тем самым Понтий Пилат хотел переложить на Ирода ответственность за смерть Христа). После допроса, поругания и осмеяния у Ирода Господь Иисус снова был приведен к Пилату. Несмотря на свое желание отпустить Христа и после неск. неудачных попыток сделать это, Понтий Пилат под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Его на Распятие. Узнав о приговоре, раскаявшийся в предательстве Иуда наложил на себя руки. После бичевания и поругания в претории Господь Иисус Христос был выведен за пределы Иерусалима и распят рим. солдатами, разделившими между собой Его ризы, на Голгофе (Лобном месте, где, по преданию, был похоронен череп Адама ( Epiph. Adv. Haer. [Panarion] 26 (46). 5)). Претерпев неск. часов крестных страданий, свидетелями к-рых было множество народа, Господь Иисус Христос умер на Кресте , «и завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф 27. 51-52).

http://pravenc.ru/text/150067.html

События Великой Пятницы Рассказ о дне страданий Спасителя присутствует у каждого из 4 евангелистов (Мф 26. 20-27. 66; Мк 14. 17-15. 47; Лк 22. 14-23. 56; Ин 13. 1-19. 42), согласно которым все, что произошло в Великой Пятницы, не было случайностью, а являлось важнейшей частью домостроительства (Божественного плана) спасения. Евангелия повествуют о событиях, происходивших начиная с ночи четверга и до вечера пятницы Страстей: после Тайной вечери и Прощальной беседы Спаситель с учениками отправились в Гефсиманию (сад у подножия Масличной (Елеонской) горы), где провели часть ночи (ученики в дремоте, а Христос - в молитвенном подвиге; см. Гефсиманское борение) до прихода Иуды Искариота с вооруженной толпой от первосвященников и старейшин израильских. Господь Иисус был арестован, а его ученики разбежались. Иисус Христос был отведен к первосвященнику Анне, а затем предстал перед Каиафой (до рассвета) и судом Синедриона (утром), который приговорил Его к смерти. В это время ап. Петр, следовавший за Учителем и ожидавший исхода дела во дворе, трижды отрекся от Него. После вынесения приговора Христа доставили к римскому прокуратору Понтию Пилату (он был полномочным представителем римской власти и помимо прочего ведал смертными казнями), который отослал Его к тетрарху Ироду Антипе, правившему в Галилее (ибо Иисус был из Галилеи; тем самым Понтий Пилат хотел переложить на Ирода ответственность за смерть Христа). После допроса, поругания и осмеяния у Ирода Господь Иисус снова был приведен к Пилату. Несмотря на свое желание отпустить Христа и после нескольких неудачных попыток сделать это, Понтий Пилат под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Его на Распятие. Узнав о приговоре, раскаявшийся в предательстве Иуда наложил на себя руки. После бичевания и поругания в претории Господь Иисус Христос был выведен за пределы Иерусалима и распят римскими солдатами, разделившими между собой Его ризы, на Голгофе (Лобном месте, где по преданию был похоронен череп Адама (Epiph. Adv. Haer. [Panarion] 26 (46). 5)). Претерпев несколько часов крестных страданий, свидетелями которых было множество народа, Господь Иисус Христос умер на Кресте, " и завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли " (Мф 27. 51-52). Двое из Его тайных учеников Иосиф Аримафейский и Никодим сняли Тело Иисуса с Креста, обвили его плащаницей и похоронили " во гробе " - небольшой пещере неподалеку от Голгофы, закрыв его большим камнем; при погребении присутствовали женщины-последовательницы Христа (мироносицы).

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010