Глава 9. Суд Пилата 1. Исторические сведения о Пилате Понтий Пилат, упоминаемый в Новом Завете в общей сложности пятьдесят семь раз, 341 был римским наместником в Иудее с 26 по 36 год. Историк Тацит называет Пилата прокуратором, 342 и это именование надолго закрепилось за ним в научной литературе. Иосиф Флавий называет Пилата то прокуратором, 343 то претором. 344 В настоящее время известно, что точным названием должности Пилата было «префект». Это подтверждается, в частности, найденной в 1961 году в Кесарии известняковой плитой I века, на которой высечено имя «Понтия Пилата, префекта Иудеи». Сведения о Пилате сохранились в ряде исторических источников – как римских, так и иудейских. 345 Достаточно подробно говорит о нем Филон Александрийский, который описывает его как жестокого и гневливого человека, повинного во многих несправедливых казнях: И вот Пилат, бывший наместником Иудеи, не столько ради славы Тиберия, сколько ради огорчения народа велел установить во дворце Ирода позолоченные щиты, на которых не было никаких изображений, а только сделана надпись: посвятил такой-то такому-то. Узнав об этом, народ пришел в беспокойство и, предводительствуемый четырьмя царскими сыновьями, достоинством и жизнью своею подобных царю, и другими его потомками, стал увещевать его удалить щиты и не нарушать обычаи отцов, которые извечно оставались неизменны и соблюдались и царями, и правителями. Но свирепый и упрямый Пилат не обратил на это никакого внимания. Тогда те воскликнули: «Перестань дразнить народ и возбуждать его к восстанию! Воля Тиберия состоит в том, чтобы наши законы пользовались уважением. Если ты, быть может, имеешь другой приказ или новое предписание, то покажи их нам, и тогда мы немедленно отправим депутацию в Рим». Эти слова еще более раздразнили его, ибо он боялся, что посольство раскроет в Риме все его преступления, продажность его приговоров, его хищничество, разорение им целых семейств и все совершённые им постыдные дела, многочисленные казни лиц, не осужденных никаким судом, и прочие жестокости всякого рода. Таким образом, этот от природы жестокий и гневливый человек пришел в замешательство: удалить установленные им щиты он не хотел, чтобы не доставить радости своим подчиненным, но вместе с тем ему были известны постоянство и последовательность Тиберия в этих делах. Поняв это, присутствующие написали Тиберию жалобное письмо. Тот, узнав о делах Пилата, вознегодовал, хотя гнев его, как известно всем, разжечь было непросто. Немедленно же после этого он написал Пилату письмо, велев ему без промедления убрать щиты и удалить их в Кесарию, где посвятить в храм Августа. Таким образом, честь властителя была сохранена, как и его обычное благорасположение к древнему городу. 346

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Человек становится понятен окружающим через свои поступки и слова. Но личность Понтия Пилата остается загадочной, несмотря на то, что его слова и поступки во время суда над Иисусом описаны в Евангелиях достаточно подробно. Во всем поведении Пилата просматривается какая-то парадоксальная раздвоенность, удивительная смесь из намерений, мотивов и решений, которые вроде бы никак не должны совмещаться в одном человеке. Пилат жалеет Христа и при этом отдает его на зверское избиение. Хочет отпустить ради праздника, а в итоге отпускает вместо Христа уголовного преступника. Испытывает страх, когда узнает о том, что Христос называл себя Сыном Божьим, но не боится отдать Его на растерзание иудеям. Пытается спасти — и сам же утверждает Ему смертный приговор. Такая расщепленность воли, мысли, чувства вызывает желание упростить эту противоречивую картину, увидеть ее в «черно-белом» варианте, убрав оттенки и полутона. И выяс­нить наконец, был ли пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат расчетливым тираном, циничным и жестоким (хотя и не чуждым сантиментов), или же добрым, но слабохарактерным человеком, не сумевшим в нужный момент принять единственно правильное решение. В принципе, евангельская история предлагает достаточно материала как для одного, так и для другого вариантов. Но и при таком подходе все равно получаются как бы две фигуры Пилата, одну из которых по своему выбору мы просто выносим за пределы рассуждения. Поэтому для более объемного представления об этом человеке имеет смысл рассмот­реть его личность в контексте других его поступков, не вошедших в Евангелие, чтобы лучше понять, кем был пятый прокуратор Иудеи и кем он не был. Ни трус, ни добряк Прежде всего, нужно сказать, что Пилат не был сентиментальным добряком и трусом, идущим на поводу у толпы. Уже сам факт его назначения на должность прокуратора Иудеи свидетельствует об этом ярче всего. Из всех захваченных земель Иудея была едва ли не самым беспокойным приобретением Римской империи.

http://azbyka.ru/sindrom-pilata

Скачать epub pdf Варавву или Иисуса? ( Мф. 27:15–18; 20–23 ) Понтий Пилат все еще не оставлял мысли спасти в конце концов Обвиняемого, Который произвел на него столь глубокое впечатление. Чтобы поддержать мир и тишину среди евреев, стекавшихся тысячами в Иерусалим на праздник Пасхи, римляне предоставляли им право испрашивать в этот праздничный день свободу для одного из узников. Этим обычаем и захотел ныне воспользоваться правитель ради спасения Иисуса. Между узниками был в темнице Варавва, известный бунтовщик и убийца. Он содержался в цепях и был приговорен к смерти. Народу предстояло теперь выбирать между Вараввой и Иисусом. Поэтому Пилат и предложил народу вопрос: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам? Варавву или Иисуса, называемого Христом?» Пилат не допускал даже мысли, чтобы народ мог выбрать бунтовщика и убийцу. Он был в твердой уверенности, что будут просить себе Иисуса, и, таким образом, Он будет отпущен на свободу. Слабостью Пилата было то, что он, верховный судья, изрекавший приговоры обвиняемым, теперь передал решение в руки ненадежной толпы. Несправедливостью же было с его стороны то, что жизнь и смерть Невинного Страдальца, о котором он сам незадолго перед тем так решительно засвидетельствовал, поставил в зависимость от мимолетной прихоти ослепленной толпы, – и что этого Невинного и Праведного поставил наряду с обагренным кровью бунтовщиком и убийцей. Но обратимся от Понтия Пилата к нашему Спасителю, к Его глубокому смирению. Вот стоит Единородный Сын Бога живого, единосущный и равный величием Отцу, подле нечестивого грешника и злодея! Какое ужасное и страшное сопоставление! Рядом с Сыном Небесного Отца стоит перед судом толпы сын отца преисподней, рядом со Святым – нечестивый, рядом с Князем мира – мятежник, рядом со Спасителем – губитель, рядом с Подателем жизни – убийца! Какое унижение?! Но еще ужаснее, еще возмутительнее был окончательный выбор, сделанный народом иудейским. Неожиданное предложение Пилата на мгновение привело толпу в изумление. Правитель вышел, чтобы выслушать и отправить вестника, которого прислала к нему его жена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

По прошествии двух тысяч лет довольно трудно восстановить историческую судьбу каждого из тех, кто упоминается в Евангелиях: родственников, учеников Христа, а особенно тех, кто принимал решение распять Его. Биографии многих из этих людей сильно искажены театральными и кинопостановками, а писатели и художники добавили в них самые немыслимые подробности. Источник: Страна.ру По прошествии двух тысяч лет довольно трудно восстановить историческую судьбу каждого из тех, кто упоминается в Евангелиях: родственников, учеников Христа, а особенно тех, кто принимал решение распять Его. Биографии многих из этих людей сильно искажены театральными и кинопостановками, а писатели и художники добавили в них самые немыслимые подробности. Ученые-библеисты также выдвинули массу гипотез о том, как же жили персонажи Евангельской истории до и после Распятия и Воскрешения Господа. Страна.Ru попыталась обобщить и упорядочить эти сведения. Святой Понтий Пилат покончил с собой Пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи при императоре Тиберии Понтий (Pontius), прозванный Пилатом (Pilatus), вероятно, вследствие пожалованного ему или одному из его предков почетного дротика (pilum), был неплохим администратором, потому и удерживал свой пост целых десять лет. О его происхождении сведений нет, известно только, что он принадлежал к сословию всадников и, возможно, сменил Валерия Грата в должности прокуратора в 26 н.э., оставив эту должность в начале 36. По свидетельству Филона Александрийского, правление Пилата было жестким, безжалостным и коррумпированным. Он оскорбил религиозные чувства евреев, позволив своим солдатам внести в Иерусалим штандарты с римской символикой, а также использовал средства, хранившиеся в священной сокровищнице, для строительства акведука. Последнее, что известно из достоверных источников – правление Пилата закончилось после учиненной им резни самарян, которые собрались на горе Гаризим, чтобы выкопать священные сосуды (их, как уверял некий самозванный мессия, закопал там еще Моисей).

http://pravmir.ru/vse-raspinavshie-xrist...

Скачать epub pdf Свидетельства Пилата о невинности Иисуса ( Лк. 23:13–16 ) Понтий Пилат сделал попытку уклониться от решения трудного и печального дела, которое было предложено на его благоусмотрение. Как мы уже видели, он отправил Обвиняемого к Ироду, чтобы тот Его выслушал и произнес над Ним окончательный приговор. Ирод же, облачив в насмешку Господа в белые одежды, отослал Его назад к прокуратору. Теперь Пилат должен был снова взять на себя это дело, как оно ни было для него неприятно, и довести его до конца. Между тем, ему все более и более становилось ясным, что Иисус был невинен. Об этом свидетельствуют слова его, сказанные им первосвященникам и начальникам народа иудейского. Он сказал им: «Вы привели ко мне Человека Сего, как развращающего народ; и вот я при вас исследовал и не нашел Человека Сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я послал Его к нему; и вот ничего не найдено в Нем достойного смерти». Уже раньше прокуратор свидетельствовал перед иудеями о Господе: «Я никакой вины не нахожу в Нем» ( Ин. 18, 38 ). Теперь же он еще более настойчиво заявляет об этом, потому что ссылается на мнение Ирода. К тому же теперь он высказывает свое убеждение с некоторою торжественностью: он приказывает собраться первосвященникам, начальникам и народу, чтобы всем им объявить об этом громко и открыто. При этом, быть может, он питал надежду, что в толпе найдутся многие такие, которые ради учения, слышанного ими из уст Обвиняемого, или ради того или другого совершенного Им чуда, которое они видели, отнесутся к Нему с благодарною любовью и сочувствием. Этих-то он и желал своим свидетельством поощрить, чтобы и они открыто и решительно выступили за освобождение Обвиняемого, и, может быть, надеялся этим путем все дело кончить благоприятно и счастливо. Это делает великую честь Пилату, что он решился так свидетельством невинность Иисуса. Мы видим в нем справедливого судью, который нелицеприятно высказывает свой приговор. Мы видим умного правителя, сумевшего при всех направлениях и течениях своего времени сохранить светлый взгляд и теплое сердце, чтобы защитить невинность и справедливость.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

III Тиверий (23, по другим 21 год) Тиверий принял императорское достоинство как бы по принуждению и с жалобами, что на него налагается неприятное и тяжкое иго. Оратор Кай Азиний, сын Азиния Поллиона, о котором упоминает и Виргилий, умерщвляется Тинерием в жестоких мучениях. .................... .................... Историограф Тит Ливий умирает в Павии. Поэт Овидий скончался в ссылке и погребен около города Том. Германик кесарь одерживает победу над Парфянами. Разрушены землетрясением тринадцать городов: Ефес, Магнезия, Сарды, Мостина, Эгея, Иерокесария, Филадельфия, Тмол, Темн, Кимы, Мирина, Аполлония , Гиркания. Фенестелла, исторический писатель, умирает 70 лет и погребается в Кумах. Тиверий, лестью вызвавши к себе многих царей, более не отпускал их, и в числе их Архелая Каппадокийского, царство коего обративши в провинцию, знаменитый город Мазак приказал назвать Кесариею. Сгорел театр Помпея. Тиверий делает Друза соучастником к царствовании. Кесарь Друз умирает от яда. Квинт Атерий, одушевленный и популярный оратор, достигает почти 90-летней старости в величайшем почете. Сервий Плавт, обвиненный в растлении сына, сам себя убивает в суде. Четверовластник Филипп, Панеаду, в которой построил очень много зданий, назвал Кесариею Филлиповой, а другой город Юлиадою Понтий Пилат посылается от Тиверия прокуратором Иудеи Воциен Монтан, нарбонский оратор, умирает на Балеарских островах, куда сослан был Тиверием. Ирод построил Тивериаду и Ливиаду. Иоанн, сын Захарии, проповедуя в пустыне около Иордана, свидетельствует, что среди них находится Христос, Сын Божий. И сам Господь Иисус Христос отселе возвещает народам путь спасения, знамениями и силами свидетельствуя истинность того, что говорил. В настоящий год, то есть 15-й Тиверия Кесаря считается: от второго года восстановления храма, которое совершилось во второй год Дария царя персидского, лет 548; а от Соломона и первого построения храма 1060 лет; от Моисея и исхода Израиля из Египта 1339 лет; от Авраама и царствования Нина и Семирамиды 2044 года; от потопа до Авраама 942 года, от Адама до потопа 2242 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

  разделы   рассылка  распечатать Предмастер Культовый роман Михаила Булгакова на телеканале " Россия " Источник:  Культура По первому ходу В последнем выпуске программы Глеба Пьяных " Максимум " наряду с прочими форматными для этого во многом безумного проекта репортажами (о запоях А.Баркашова и о его бритоголовых юнцах, о мальчике, покалеченном новогодней петардой, и о нелицеприятных откровениях Иосифа Кобзона) обратил внимание сюжет о канувшей в небытие картине Юрия Кары " Мастер и Маргарита " . Распространяться сейчас о том, что же произошло на самом деле более десяти лет назад, когда фильм был снят, смонтирован, озвучен, но якобы по воле продюсеров до зрителя так и не дошел, думается, смысла нет Просто потому, что истинного положения вещей нам уже не узнать, а в очередной раз транслировать досужие слухи да вымыслы представляется делом не совсем корректным. Это, как ни странно, поняли создатели " Максимума " и, к своей чести, ограничились лишь несколькими кадрами из многострадальной экранизации, уверяя, что сей показ носит сугубо эксклюзивный характер. Скорее всего, так оно и было на самом деле. При всей отрывочности увиденного сложилось стойкое впечатление, что " Мастер и Маргарита " Ю. Кары мог бы составить серьезную конкуренцию " Мастеру и Маргарите " В. Бортко. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Этого не произошло и, надо думать, не произойдет никогда, потому как телеверсия культового романа, предложенная вниманию зрителей на канале " Россия " является на сегодняшний день окончательным и бесповоротным вариантом прочтения сочинения М.Булгакова. И тут вопрос только в одном – как его (роман) прочли. А прочли так, как сейчас принято читать авантюрно-криминальное и любовно-фантастическое чтиво, то есть по буквам прочли, по словам и предложениям, а точнее говоря, по первому ходу. Например, говорит Воланд, значит, показывают Воланда. Говорит Понтий Пилат, значит, показывают Понтия Пилата, который при этом еще и морщится, – голова болит. Встречаются Мастер с Маргаритой, значит, показывают их встречу на безлюдной улице, а потом они уже лежат в кровати.

http://religare.ru/2_24489.html

Беседа в 1 день Августа Архиерее и старцы и сонм весь искаху лжесвидтельства на Иисуса, яко да убиют его, – и не обретаху; и многим лжесвидетелем приступльшым, не обретоша. Мф. 26:59,60 . Сии слова Св. Евангелиста в нынешнем чтении весьма поучительны для нас; посему о них и хочу я беседовать с вами сего дня. Наконец все вожди Иудейского народа не могли уже терпеть весьма ненавистного им Назарянина, Иисуса Христа, Который многократно обличал кривизны их ума, а особливо кривизны их сердца, и Который наконец, не усматривая в них исправления, обличал их со всею силою великого защитника истины в остережение народу, дабы сей не следовал пагубному образу их мыслей и жизни. Они решительно определили на суде своем убить Иисуса. Но как убить? своего определения они тогда не могли привести в исполнение, а должны были обратиться с делом к Римскому Правителю в Иудее – Понтию Пилату. Понтий же Пилат основывался при рассмотрении уголовных дел на Римских законах; а Римские законы, хотя были и языческие, судили человека только за какие либо его злодеяния, и осуждали на смерть только за злодеяния важные, доказанные в суде. Итак где было искать доказательств? Вопрос, други мои, весьма не важный. У кого сердце скривилось, у того ум найдет доказательства и там, где их вовсе нет. Как это можно? Вот как! Где нет, и нельзя найти, доказательств истинных, там он ищет доказательств ложных, – и находит. Так враги Иисуса Христа и поступили: искаху лжесвидетельства на Иисуса. Правда, Иисус Христос , на Коего они восстали, был совершенно беспорочен, и держал себя так, что вся жизнь Его была на виду; и потому трудно было найти лжесвидетельство, похожее на истину. Но они и поступили осторожно: составили совет, и, дабы лучше успеть в своем деле, сперва обратились к другим; спрашивали и выслушивали посторонних лжесвидетелей; – но и многим лжесвидетелем приступльшим не обретоша уважительного лжесвидетельства. Что ж они сделали потом? Они бросили всех посторонних лжесвидетелей со всеми их лжесвидетельствами; привязались к невинным словам Иисуса Христа, занялись и составили лжесвидетельство сами. Они судьи, для них законы известнее, а потому и составление надежного лжесвидетельства легче, чем для людей, не сведущих в законе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Е.В. Герцман Беседа III. Четыре евангельских эпизода Они произошли в четырехлетие, длившееся от третьего года 201-й олимпиады до второго года 202-й олимпиады, то есть с 780 по 783 год от основания Рима. По мнению древних историков, в течение этого времени не случилось никаких особо значительных событий. Становясь с возрастом все более мрачным и нелюдимым, римский император Тиберий в первый год указанного четырехлетия покинул столицу и удалился на свою роскошную виллу на острове Капри, где на протяжении последних десяти лет жизни предавался разнузданному разврату. Для древнего мира в этом действительно не было ничего удивительного. А разве могло тогда кого-нибудь взволновать, что годом раньше наместником Иудеи был назначен мало кому известный Понтий Пилат? Во втором году того же четырехлетия был казнен патриций Титий Сабин по обвинению в «оскорблении величия», то есть в оскорблении особы императора. И никто толком не знал тогда: было ли такое обвинение справедливо или это был обычный навет, при помощи которого Тиберий избавился от неугодного патриция? В следующем году в возрасте восьмидесяти шести лет умерла мать Тиберия Ливия. Тогда же была сослана на Пандатерию – остров Тирренского моря – сильная и непреклонная Агриппина Старшая вместе со своим сыном (к ним неприязненно относился император), а в крепости Махеронт был обезглавлен некий Иоанн, впоследствии получивший прозвище «Крестителя». Все это также были обычные для римского мира события: кто-то умирал, кого-то казнили. В последний год того четырехлетия произошло самоубийство сына Агриппины (правда, некоторые говорили, что его уморили голодом по приказу Тиберия), Веллей Патеркул завершил свой краткий исторический труд и, наконец, в Иудее казнили какого-то Иисуса, прозванного Христом. Многие верили, что такие события не в состоянии ничего изменить в размеренной жизни людей, а тем более в Галилее, где уже тридцать четвертый год распоряжался «союзник и друг римского народа» Ирод Антипа. Въезд в Иерусалим В последний год указанного четырехлетия, за несколько дней до Пасхи, Он на осле въезжал в Иерусалим. Множество народа высыпало из своих домов навстречу Ему. Некоторые расстилали свои одежды на дороге, по которой Он ехал, а другие срезали ветви с деревьев и также устилали ими путь Спасителя. Те, кто так делал, верили, что пришел Мессия, призванный спасти народ Израиля. Многие люди бежали впереди Него и призывали остальных присоединиться к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что есть истина? Философский очерк 23.04.2015 2656 Время на чтение 66 минут I. Противоречия и неопределённость. II. Реальный мир. III. Вавилонская башня. IV. «Истина не имеет физического смысла». V. «Математизирование». VI. Нить Ариадны. VII. Слеза ребёнка. VIII. Каменная стена. IX. Рыцарь веры. X. Искуситель. XI. Христианство и наука. XII. Любовь. Предисловие. «Пока человек свободен, пока свобода человека не парализована, пока человек волен делать всё, что ему вздумается, всё, что ему нужно, он не объясняет. Объясняет тот, у кого нет сил делать по-своему, кто покорился чуждой ему власти. Тот же, кто свободен, не только не ищет объяснений, но в самой возможности объяснений верным чувством отгадывает величайшую угрозу своей Л.И. Шестов I. Противоречия и неопределённость. «Что есть истина?» - спрашивает Понтий Пилат у Иисуса Христа. Этот вопрос занимает человечество всю историю. Где правда? Столько различных теорий и концепций! Столько споров и войн! Бесконечный поиск. Взлёты и падения. Успехи и разочарования. Существует ли истина? Где её искать? Как понять, что найденное - истина? Каков критерий? Как показать другим, что «вот истина»? Что такое «знание истины»? То же ли самое, что убеждённость в истинности? Доказуема ли она? Что принимать в качестве доказательства? Мы входим в мир и познаём его. Чувственно воспринимая, мы создаём совокупность образов, на основании которых конструируем систему понятий и выводим умозаключения. Здесь возникает вопрос адекватности наших понятий и умозаключений. Как получить истинные представления? Существуют разные способы познания мира. Мы предполагаем обнаружить взгляд объективный, строго обоснованный и точно сформулированный. Где искать такой взгляд, если не в науке? Кажется, научный способ познания представляется наиболее соответствующим нашим критериям. Итак, наука, а среди наук в этом смысле, пожалуй, первое место остаётся за математикой. Дело не только в том, что она - самая строгая, самая точная из наук. Математика представляет собой метод, используемый другими науками, является своего рода метаязыком наук.

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/23/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010