Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Александр Борисов Слово Божие живо и действенно… " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Храм свв. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине «Слово Божие живо и действенно…» Сборник проповедей; составитель А. Смирнова. — М.: Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине при содействии ИД «Жизнь с Богом». Предлагаемый вниманию читателя сборник – 4ое издание первого выпуска бесед отца Александра Борисова со своими прихожанами. Собранные в нём тексты датированы 1992–1994 гг. и представляют собой литературно обработанные аудиозаписи проповедей. Он, как и предыдущее издание выходит под названием: «Слово Божие живо и действенно…» ( Евр.4:12 ). Эти слова Апостола Павла наиболее полно отражают содержание проповедей, вошедших в сборник. Издатели приносят глубокую благодарность Владимиру Ерохину, Александру Кремлёву и Павлу Меню за оказанную помощь в публикации этого сборника. При оформлении сборника были использованы рисунки Ольги Ивановой, а также фотографии, сделанные прихожанами храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине. От составителя В романе Михаила Булгакова, когда Понтий Пилат допрашивает бродячего проповедника Га-Ноцри, в колоннаду стремительно влетает ласточка. И во время её полёта происходят удивительные вещи. Пилат находит способ не утвердить смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный малым синедрионом, а возле арестанта столбом загорается пыль. Ласточка улетает. И всё становится как прежде. Казнь состоится. Но в душе Пилата остаётся смятение. Проповедь священника как залетевшая ласточка. Следим за её полетом. Голова светлеет, сердце умнеет, появляется надежда на спасение. Потом, в мирской суете, забываются слова, из которых она соткана. А так нужно вернуться к ним, ещё раз ощутить этот полёт, утвердиться в нём. Но как? Именно с этой целью мы стали записывать проповеди о. Александра и решили их издать. Проповеди в этом сборнике помещены не в хронологической последовательности, а по их внутреннему содержанию. Первые три проповеди на Евангельские чтения углубляют наши ежедневные вопросы: что такое вера в Бога, требует она доказательств или даётся по благодати, кому даётся? В чём и в Ком мы черпаем силу жить в Евангельской любви, и что такое Евангельская любовь?

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-bozhie-...

Хронологическая Таблица (приблизительная) Апостольской Истории (ср. Хронологическую таблицу Евангельской Истории, в приложении к третьей книге Толкового Евангелия) Годы События Деяния св. апостолов Послания св. апостолов От основания Рима Дионисиево летосчисление Тиверий – император римский, Ирод Антипа – тетрарх галилейский, Филипп – тетрарх трахонитский. Прокуратор Иудеи – Понтий Пилат, первосвященник иерусалимский – Иосиф Каиафа Апрель Явления Господа ученикам по воскресении в продолжение 40 дней и вознесение Его Избрание нового апостола на место Искариота Первая христианская Пятидесятница: сошествие Св. Духа, проповедь ап. Петра, крещение 3000 человек 783–790 Исцеление ап. Петром хромого от рождения и проповедь его по сему случаю Первое гонение на апостолов со стороны Иерусалимского синедриона: заключение их под стражу, допрос в синедрионе и освобождение их Анания и Сапфира Второе гонение на апостолов от синедриона: заключение их в темницу, чудесное освобождение, допрос в синедрионе, совет Гамалиила, бесчестье, нанесенное апостолам Поставление первых христианских диаконов Между тем: Тетрарх Филипп умер Проконсул Сирии Вителлий отсылает Пилата в Рим для ответа перед императором и Пилат заточен в Вене, или Виенне, в Галлии; тот же проконсул отнимает сан первосвященника у Каиафы и ставит на место его Ионафана, сына Анана (Анны) Вместо Тиверия на императорский римский престол вступает Кай Калигула Агриппа 1-й, сын Аристовула и Вереники (внук Ирода В.), назначается царем северной части Палестины На место первосвященника Ионафана встает брат его, другой сын Анана, Феофил Прокуратор Иудеи – Марулл Жестокости Савла в отношении к христианам, рассеяние верующих из Иерусалима Проповедь диакона Филиппа в Самарии, отправление туда Петра и Иоанна, Симон волхв Обращение Филиппом-диаконом евнуха, вельможи цари Эфиопской Путешествие гонителя Савла в Дамаск и обращение его к Христу Христианская проповедь Савла в Дамаске и удаление его в Аравию Тетрарх Ирод Антипа лишен власти и послан в заточение. Проконсул Сирии Петроний

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

II. Открытое служение Господа нашего Иисуса Христа роду человеческому А. Вступление Господа нашего Иисуса Христа в должность открытого служения роду человеческому 1. Иоанн Креститель проповедует в пустыне иудейской (Лк. 3:1–18; Мф. 3:1–12; Мк. 1:2–8) В пятнадцатый год царствования Тиверия Кесаря, когда Иудеей правил Римский чиновник Понтий Пилат, а в Галилее, по-прежнему, властвовал Ирод Антипа, было откровение Божие Иоанну, сыну Захариину. Еще в младенчестве лишился он своих родителей, и теперь проводил самую строгую и уединенную жизнь в пустыне. Он носил одежду из верблюжьего волоса, и опоясывался кожаным поясом; а пища его была акриды (особый род саранчи) и дикий мед. Бог повелел ему идти к народу Иудейскому, побуждать народ переменить свою жизнь, и раскаяться в грехах; а раскаявшихся, в знак прощения от Бога, повелел крестить в Иордане. Между прочим, ему было сказано, что его крещение, посредством воды, будет только предуготовительное; что вслед за ним идет, Сильнейший его, Который будет крестить Духом Святым, и Которого он узнает потому, что увидит Духа, сходящим на Него и почивающим на Нем. И пошел Иоанн по всей окрестности Иорданской, и проповедовал в пустыне Иудейской: «покайтесь! царствие небесное близко». И начали собираться к нему из окрестностей Иордана, со всей Иудеи и из самого Иерусалима: стали исповедовать ему грехи свои; и, в знак очищения их, крестились от него в реке Иордан. Между приходящими креститься, появилось много Фарисеев и Саддукеев. Фарисеи были люди, искавшие прославиться, между народом, святостью. Но эту святость они поставляли только в соблюдении наружных обрядов благочестия, чтобы все знали, как они часто омываются, как долго и громко молятся, где и какую раздают милостыню, как далеко держат себя от мытарей и грешников, и какие строгие наблюдают посты: а вовсе не заботились очистить сердце свое от тщеславия, зависти и лукавства. Они мечтали, что они нужны в царстве Мессии, как природные чада Авраамовы, и, как верные блюстители старческих преданий. В противоположность Фарисеям, Саддукеи ни во что ставили эти предания; они, кроме того, отвергали существование Ангелов и, вообще, духовного мира; не верили, что умершие воскреснут, и, что за гробом ожидают нас или мучения, или блаженство. Эти секта имела более приверженцев в высшем классе Иудеев, тогда, как секта Фарисеев находила их в простом народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Архив Христос перед Анной Кто приговорил Мессию к смерти? Хотя окончательный приговор вынес римский судья Понтий Пилат, несомненно, что главными действующими лицами были члены иерусалимского синедриона. Это название высшего судебного органа покоренного, но еще не лишенного окончательно всех прав народа встречается в Библии только в Евангелии и Деяниях св. апостолов (Мф. 5, 22; 26. 59; Мк. 14, 55; 15, 1; Лк. 22, 66; Деян. 5, 21, 27, 34; 6, 12, 15 и др.). О возникновении синедриона (евр. — «санхедрин») сведений нет. При мидийско-персидских правителях, установивших в 30-е годы VI в. до Р.Х. власть над Палестиной, иудеям дано было право иметь своих судей. В указе царя Артаксеркса I Долгорукого (464–424 гг. до Р.Х.), данном Ездре перед его возвращением в землю обетованную, было сказано: “Ты же, Ездра, по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей, поставь правителей и судей, чтоб они судили весь народ за рекою” (Езд. 7, 25). Однако нет оснований говорить о появлении синедриона именно в это время. Греческая этимология этого слова (synedrion; от syn — «вместе» и hedra — «седалище») скорее всего указывает на происхождение синедриона уже в эллинистическую эпоху, начавшуюся в период восточных завоеваний Александра Македонского (20-е годы IV в. до Р.Х). Некоторые библеисты на основании упоминания совета старейшин во 2-й книге Маккавейской (4, 44) относят начало этого судейского органа к эпохе героической борьбы иудеев против иноземной власти царей из династии Селевкидов (70–60-е годы II в. до Р.Х.). Иосиф Флавий в “Иудейских древностях” говорит о синедрионе только с XIV-й книги, где рассказывается о событиях, последовавших после покорения главнокомандующим римской армией в Малой Азии Гнеем Помпеем Палестины (XIV. 9. 3–5). Это упоминание о судебном органе евреев относится к событиям около 55 г. до Р.Х. Членство в синедрионе было пожизненным. Число судей, согласно Талмуду, было 71. Традиция эта восходит ко времени прор. Моисея. “И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они там стояли с тобою” (Числ. 11, 16). Вместе с Моисеем совет старейшин состоял из 71-го члена. В интересующую нас эпоху синедрион мог судить первосвященника, лжепророка и вообще рассматривать религиозные преступления.

http://pravoslavie.ru/put/070227112849.h...

Глава 7. Иисус перед Иудейскими первосвященниками Согласно синоптическим Евангелиям, из Гефсимании Иисуса отвели к первосвященнику Каиафе, допрос у которого подробно описан тремя евангелистами. Однако Иоанн говорит, что сначала Иисус был отведен к другому первосвященнику – Анне, тестю Каиафы. По содержанию допрос у Анны, описанный в четвертом Евангелии, не совпадает с допросом у Каиафы, как о нем свидетельствуют синоптики. Можно, таким образом, говорить о двух допросах, следовавших один за другим. Допросы эти, вероятно, происходили в разных помещениях, но в одном здании, поскольку Петр, стоявший на дворе и гревшийся у огня, присутствует на заднем плане в обоих случаях. В настоящей главе мы сначала рассмотрим свидетельство Иоанна о допросе у Анны, затем свидетельство синоптиков о суде у Каиафы. Далее будет рассмотрена история отречения Петра, описанная всеми четырьмя евангелистами. 1. Допрос у Анны Действующим первосвященником во время земного служения Иисуса был Каиафа, однако его тесть Анна, бывший первосвященник, продолжал играть существенную роль в религиозных и общественных делах. Анна – сокращенный вариант имени Анания. Другое сокращение того же имени – Анан, используемое у Иосифа Флавия, от которого мы узнаём о частой смене первосвященников по инициативе римских властей. По словам историка, «Квириний сместил первосвященника Иоазара за то, что он не поладил с народом, и назначил на его место Анана, сына Сефа». Затем, после того как императором стал Тиберий, в Иудею был послан наместником Валерий Грат, который «сместил первосвященника Анана и поставил на его место Исмаила, сына Фаби. Впрочем, недолго спустя он уволил и Исмаила и назначил на его место Элеазара, сына первосвященника Анана. По прошествии года он удалил и его и передал этот пост Симону, сыну Камифа. Однако и последний удержался не более года, и преемником ему был назначен Иосиф, прозванный также Каиафой. После всего этого Грат возвратился в Рим, проведя в Иудее одиннадцать лет, и вместо него прибыл его преемник Понтий Пилат». 280

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Домовая церковь св. равноапостольной Марии Магдалины в Москве Храм Марфы и Марии Марфо-Марьинской обители В старой Москве было несколько церквей, освященных во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Интересно, что все они были домовыми - при училищах, больницах, приютах. Одна из них до революции находилась при Императорском Вдовьем доме на Кудринской площади. В этот августовский день Православная Церковь чтит память святой равноапостольной Марии Магдалины, спасенной Господом от смерти и последовавшей за Ним. Святая Мария Магдалина вместе с Богоматерью стояла у Креста Господня на Голгофе, и была первой, кому явился Воскресший Христос. Именно она первой возвестила Апостолам о Его Воскресении радостным восклицанием: «Видела Господа!» По преданию, св. Мария Магдалина тоже отправилась проповедовать христианство и обошла всю Италию, повторяя свои слова «Я видела Господа!» Она явилась к самому императору Тиверию, при котором был распят Господь, и подарила ему красное яйцо как символ Воскресения, со словами: «Христос Воскрес!». Именно отсюда произошла христианская традиция пасхальных яиц. Святая Мария Магдалина подала императору жалобу на прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который утвердил смертный приговор Иисусу Галилеянину, оклеветанному иудейскими первосвященниками. (Спустя несколько лет после этой казни Понтий Пилат покончил с собой). Из Рима святая Мария Магдалина переселилась в малоазийский город Эфес и закончила там свою земную жизнь. В IX веке ее св. мощи были перенесены из Эфеса в Константинополь, а во время крестовых походов увезены в Рим и упокоены под алтарем Латеранского собора. Церковь св. Марии Магдалины при московском Императорском Вдовьем доме была освящена по тезоименитству его создательницы, императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. Однако инициатива создания благотворительного заведения для вдов принадлежала августейшей свекрови Марии Федоровны, императрице Екатерине Великой. Именно она предложила обширную государственную программу по созданию как сиротских приютов, вроде грандиозного Воспитательного дома (см. 7 декабря), так и домов призрения для вдов. И ее замысел осуществила вторая жена государя Павла Петровича, нареченная в православии Марией Федоровной – мать императоров Александра I и Николая I. После коронации в 1797 году она получила от императора заведование Санкт-Петербургским и Московским воспитательными домами. Благотворительность стала ее главной деятельностью. Мария Федоровна основывала училища, институты, дома призрения, инвалидные дома, больницы, а после смерти супруга при правящих сыновьях она продолжала занималась только благотворительностью. Даже при дворе ее называли «самой трудолюбивой женщиной России».

http://pravoslavie.ru/170.html

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Пасха - фильм первого канала Праздник Пасхи Христовой . Его отмечают как минимум два с половиной миллиарда человек во всем мире, вне зависимости от национальности и происхождения, считая Воскресение Христа главным событием истории человечества. Предлагаем Вашему вниманию документальный фильм, показанный на первом канала в 2011 г. За неделю до Пасхи Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Почему люди приходят в храмы с вербой? О чем мы вспоминаем в этот день? Почему следующую за ним Страстную седмицу христиане считают самой важной и самой страшной неделей? В один из дней этой недели, Великий Четверг, было установлено Таинство Причастия, которое с тех пор совершается на каждой литургии в каждом храме. Что такое Причастие и почему оно является главным Таинством Церкви? В фильме несколько реконструкций евангельских событий. «Гефсиманский сад» рассказывает о последней ночи в земной жизни Спасителя. Иисус просит апостолов побыть рядом с Ним, когда Ему тяжело. Но апостолы засыпают, и он остается один на один с предсмертным страхом и тоской, — так же, как бывает с каждым из нас. Почему Бог, если он милосерден, допускает страдания и смерть? Откуда в мире столько зла и боли? И можем ли мы хоть немного сделать этот мир лучше? О простом человеческом подвиге рассказывает постановочный эпизод «Путь на Голгофу». Симон Киринейский – обычный житель Иерусалима, — увидел, как Иисуса ведут на казнь. Он не знал, кто это, и ему было страшно, но он подставил свое плечо и понес крест вместе с Христом. Но какое отношение это имеет к нашей жизни? Какой выбор ежедневно делаем мы? Боимся испортить карьеру, как Понтий Пилат, или рискуем всем что есть, ради любви, как Иосиф Аримафейский, похоронивший распятого Христа в своей могиле? Почему в Страстную пятницу во всех храмах погребально звонят колокола? Что происходит на следующий день, в Великую Субботу? И почему на пасхальной иконе изображено Сошествие Христа во ад?

http://zavet.ru/a/rss_1334382609.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Православие и власть Беседа с протоиереем Димитрием Моисеевым, кандидатом богословия 05.12.2007 1126 Время на чтение 12 минут Неужели всякий начальник поставлен от Бога? - не то говорю, у меня теперь речь идет не о каждом начальнике в отдельности, а о самой власти. Существование властей, причем одни начальствуют, а другие подчиняются... все это я называю делом премудрости Божией. Поэтому Апостол не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен не от Бога, но, рассуждая вообще о существе власти, говорит: " несть власть, аще не от Бога, сущие же власти от Бога учинены суть " (Римл. 13,1). Власть, как Божественное установление, есть по существу своему добро. Как и всякое другое Божие создание, обладающее свободной волей, оно может отступить от указанного ей назначения и превратиться в свою противоположность, т.е. во зло. Свт. Иоанн Златоуст Всякая власть от Бога? - Отец Димитрий, как правильно понимать изречение апостола Павла: " Всякая власть от Бога " ? - Эти слова так и необходимо понимать. Дело в том, что апостол произнес их для представителей древнеримской цивилизации, которые руководствовались дуалистическими религиозными соображениями о равнозначности добра и зла. И поэтому, чтобы люди не считали, что дьявол имеет возможность так же, как и Бог властвовать над людьми, в том числе и через других людей, апостол Павел и говорит: всякая власть от Бога... - Один известный священник сказал: " Власть как определенная структура социума необходима. Антипод власти - анархия, хаос, а хаос Церковью не признается. Власть как некая абстрактная система - она, конечно, от Бога. А конкретно - это уже совсем другое. Власть может идти против совести людей. В том же Писании сказано, что надлежит более слушаться Бога, нежели человека " . - Только один Бог - Вседержитель, Господин мира. Потому любая власть, которая даже внешне не почитает Бога, не является христианской, тем не менее, всё равно попускается Богом. И лишь Он решает: дать этой власти существовать или нет. Как вы помните, когда Понтий Пилат на допросе сказал Спасителю: " Мне ли Ты не отвечаешь, ведь я имею власть распять Тебя, имею власть отпустить Тебя " , - Господь ответил: " Ты не имел бы власти надо Мной, если б не было тебе дано это свыше " .

http://ruskline.ru/analitika/2007/12/05/...

И абие наутрие (немедленно поутру) совет сотвориша (составили совещание), потому что, по расчету совета в Синедрионе, медлить было нельзя; так как это было утро пятницы, кануна еврейской Пасхи, и с вечера этого дня, по закону, нужно было начинать семидневное празднование Пасхи. Ночью на пятницу Иисус Христос был взят в саду Гефсиманском и представлен на суд Синедриона в доме первосвященника Каиафы. Здесь осудили Господа на смерть, и здесь на дворе в темнице, при насмешках слуг архиерейских, Он проводил остальную часть ночи. Синедрион тем более спешил, что опасался, что в течение недели народ мог возмутиться и освободить Господа из-под стражи ( Мк.14:2 ). А между тем, по Божественным планам, в сей день долженствовал пострадать Христос-Спаситель мира, прообразом которого был агнец пасхальный. Составили совещание (совет сотвориша). Это – новое, после ночного, собрание Синедриона, для того, чтобы уже привести в исполнение постановленное в первом ночном, определение относительно Иисуса Христа ( Мк.14:53–64 ). По Евангелию св. Луки, Синедрион на этом совещании не спрашивал Иисуса Христа о том, Сын ли Он Божий, а о том, Он ли Христос? чтобы выдать Его Пилату, как народного возмутителя против власти Кесаря. На что Иисус Христос отвечал: если скажу вам это, не поверите; если же и спрошу вас о том, что могло бы вывести вас из ослепления, вы не будете отвечать Мне и, не отпустите Меня ( Лк.22:67–68 ). „Нужно полагать, пишет Иннокентий Херсон., что благомыслящие члены Синедриона или не были при настоящем решительном осуждении Господа, или вынуждены были молчать. Их честный голос только повредил бы им, ничего не сделав в пользу невинно осужденного. Касательно Иосифа Аримафейского прямо замечается в Евангелии от Луки ( Лк.23:51 ), что он не участвовал в настоящем преступном совете и беззаконном деле Синедриона“. Предали (предаша) Пилату. С тех пор, как Иудеи подпали под власть римского царя, у Синедриона отнято было право наказывать преступников смертью без утверждения римского правителя ( Ин.18:31 ). Когда судили Иисуса Христа, тогда у Иудеев правителем был Понтий, по прозванию Пилат. Он получил правление (прокураторство или игеменство) от Римского императора Тиверия в 26 г. после Рождества Христова. Прокураторы жили в Кесарии ( Деян.23:23 ), но на праздник Пасхи переселялись в Иерусалим, по случаю большого собрания народа. У еванг. Матфея тут повествуется о погибели Иуды предателя. Но это св. Марк опускает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

И. Крылов Глава II В пятоенадесять лето владычества Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат был правителем в Иудее, Ирод, называемый Антипа, сын избившего четырнадцать тысяч младенцев, четверовластником в Галилее, Филипп брат Ирода четверовластником в Итуре и Трахонитской области, а Лисаний четверовластником в Авилинее, при Первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну сыну Захариину в пустыне. И потек Иоанн из своего уединения по всей стране Иорданской, проповедывая крещение покаяния в оставление грехов. «Покайтеся», глаголал Предтеча, приблизилось царство небесное». И этим началось Евангелие Иисуса Христа Сына Божия, как написано у Пророков: «Се Я посылаю вестника Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою 7 . А пророк Исайа говорит об Иоанне: «глас вопиющего в пустыне, приготовьте путь Господу, исправьте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да унизится, кривизны выпрямятся; и неровные пути сделаются гладкими, и узрит всякая плоть спасение Божие» 8 . Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и был препоясан простым ременным поясом, пищу его составляли дикий мёд и акриды, род саранчи, которую едят на Востоке. От рождения имел он тридцать лет, и следовательно достиг уже того года, ранее которого не позволялось законом Иудейским вступать в должность учителя или Священника. Иоанн не творил чудес: но уединённая и строгая жизнь делала его самого чудом, как говорит наш знаменитый Архипастырь, Преосвященный Митрополит Филарет. И начал народ исходить к Иоанну из всех окрестностей Иордана, из Иерусалима и от всей страны Иудейской, и крестился от него в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Каждого крещаемого Иоанн, погружая в воду, удерживал в ней до шеи, до тех пор, пока он исповедывал все грехи свои, после чего оставлял его и новокрещённый исходил из воды, омытый от грехов покаянием и водою. «Проповедь Иоанна облечена была такою силою, что привлекала к нему самых Фарисеев и Саддукеев» 9 . Видя Иоанн многих Фарисеев и Саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: «порождения ехиднины! Кто вразумил вас бежать от наступающего гнева? Принесите же плод достойный покаяния и не мечтайте о себе, говоря: мы отцем имеем Авраама; ибо сказываю вам, что может Бог и из камней сих произвесть чад Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит. Всякое дерево не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огнь». ( Мф.3:710 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010