Скоро гнев Божий постиг Квинтиана, который, желая воспользоваться имуществом скончавшейся Агафии, отправился в Палермо, на ее родину, но при одной переправе он был сброшен в реку взбесившимися лошадьми и утонул. После этого никто больше не посмел потревожить родственников св. Агафии. В годовщину кончины св. мученицы, когда последовало извержение огнедышащей горы Этны, близ г. Катании, устрашенные жители города, верующие и язычники, взяли одежду св. Агафии с гроба ее и держали ее против огненного потока... и бедствие миновало город. Это событие послужило основанием и на Руси чрез десятки столетий распространившемуся верованию, что Бог молитвами Своей праведницы избавляет людей от бедствия огня... Жизнь св. Агафии – одна из тех, где страдание является побежденным силою веры и молитвы. Какая глубина страдания! и какая сила молитвы, давшей терпение все перенести! Страдания в мире остались те же, хотя и не в виде насильственных физических пыток, но – усложненные, изощренные, тягчайшие – нравственные, не говоря уже о неизбежных всегда болезнях. Но сила веры и молитвы для борьбы с страданием – та ли? И где она? Во всяком случае – не та теперь сила, что воодушевляла первобытных христиан. А потому и победа теперь не там, где была прежде, не на стороне молитвы, а на стороне страдания. Страдание побеждает теперь и клонит перед собою душевные силы... Самоубийства, в которых нагляднее всего выражается факт отступления человека перед страданием, сделались почти обычным явлением... Нет молитвы, нет и силы пребывать лицом к лицу с страданиями. которыми вольно или невольно наполнена жизнь человека... И вот, он ищет исхода в произвольной смерти... и по меньшей мере – исхода в неправильном образе действий ради избежания бедности, напр., разных лишений и других тягостей жизни... И там смерть, и тут – смерть, но какая! Мученик умирает победоносцем, самоубийца умирает побежденным, подавленным, не вынесшим страдания... Непроходимая бездна отделяет страдальца верующего, молящегося от страдальца, не, вооруженного щитом веры и молитвы, все преодолевающим...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Во всяком случае Ольга пробыла в Константинополе никак не менее трёх месяцев. Чем же занималась она в это время? Так как цель её путешествия состояла в том, чтобы лучшим образом изучить святую веру и креститься; то в исполнении этой двойной цели состояли и занятия её в столице. «Супруга Русского князя, приводившего флот против Греков, по имени Ольга, по смерти супруга своего прибыла в Константинополь и, когда показала решимость свою принять служение чистой вере, была крещена и возвратилась, удостоенная почестей, достойных её намерения», так говорит Скилитза. Кедрин пишет: «Ольга, жена князя Русского, того, который приводил флот против Греков, по смерти супруга явилась в Константинополь и, когда доказала великую ревность свою к истинному благочестью, была крещена и принята с почестями, приличными её сану, и возвратилась в свой дом» 138 . В этих словах, кроме подтверждения главному событию – пребыванию Ольги в Цареграде, виден сам порядок занятий её в Цареграде. Первым делом её было открыть патриарху свои искренние намерения о вере, потом, выслушав наставления в вере, принять крещение, наконец уже видеться с двором. Патриархом был тогда Полиевкт, славный и по святости жизни, и по высокой образованности. Ольга поднесла ему в знак любви своей к святой вере золотое блюдо, с изображением Спасителя на драгоценном камне 139 . По древнему прологу патриарх крестил её сам. Нестор говорит то же и прибавляет, что «император был восприемным отцом её». Ольга, продолжает Нестор, быв просвещена крещением, радовалась душой и телом. Патриарх сказал ей: «благословенна ты между женами Русскими, что возлюбила свет и отвергла мрак: благословлять тебя будут сыны Русские до последнего рода». Потом патриарх преподал ей наставления о церковном уставе, о молитве, о посте, о милостыне, о сохранении чистоты телесной. Она стояла с наклонённой головой и, как губа напаяемая, внимала учению его. Потом, поклонясь патриарху, сказала: «твоими молитвами да сохранит меня Господь от всякой неприязненной сети».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Из проповеди священномученика Христофора накануне дня Торжества Православия. На основании нее он был арестован, а впоследствии — расстрелян. В 1897 году Христофор Алексеевич окончил Московскую духовную академию и защитил диссертацию на тему «Очерк истории православной полемической против раскола литературы XVII и начала XVIII веков (до учреждения Святейшего Синода)», и получил степень кандидата богословия. Исполняющий должность доцента Московской духовной академии Илья Михайлович Громогласов писал в отзыве на эту работу: «Обращаясь к оценке рассматриваемого сочинения, нельзя не отозваться с большой похвалой, прежде всего о замечательном научном трудолюбии автора. Признавая необходимым дать своему исследованию возможную полноту в подборе изучаемого материала, он не только собрал и обследовал в библиографическом отношении все известные в печати полемические памятники взятой эпохи , но и успел отыскать частью в академической библиотеке, а главным образом, в различных книго­хранилищах Москвы и Петербурга, иногда в нескольких списках, немалое число новых источников, доселе остававшихся совершенно неизвестными исследователям». Учась в академии, Христофор Алексеевич подружился с Иваном Васильевичем Успенским — в будущем замечательным архипастырем-подвижником и исповедником, архиепископом Тверским Фаддеем, — взгляды которого на аскетический подвиг, на непрестанную борьбу с помыслами, на ревностное служение Богу были ему очень близки. 10 февраля 1899 года Христофор Алексеевич поступил на должность законоучителя земской школы в родном селе Нижний Белоомут. 23 февраля 1900 года он был назначен заведующим школьными религиозно-нравственными чтениями по воскресным и праздничным дням. 22 апреля того же года он получил назначение на должность заведующего женской церковноприходской школой села Нижний Белоомут. 10 июля 1900 года епископ Рязанский Полиевкт (Пясковский) рукоположил Христофора Алексеевича во диакона и на следующий день — во священника к Преображенской церкви села Нижний Белоомут.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-hrist...

Н., к-рое видится в наст. время частью общей системы поминовения, оформленной с помощью всех возможных средств художественной выразительности, с тщательностью следующей устойчивой традиции. Данный подход, проявившийся в ряде работ 1990-2000-х гг., посвященных надгробным росписям и портретам, с использованием в т. ч. материалов исследования Архангельского собора, является основным. Особым объектом изучения стала эпитафия, в частности ее филологический и лингвистический анализ. Древнейший период История Н. уходит корнями в дописьменный период развития человечества. Н. возникли не позднее эпохи неолита и в бронзовом веке были уже многочисленны и разнообразны (каменные дольмены, кромлехи, менгиры, насыпные курганы), в т. ч. на Ближ. Востоке (Двуречье, Анатолия, Сиро-Палестинский регион), на островах и по побережью Средиземного м., в Египте. Н. имели место во всех религ. традициях Старого Света, включая иудаизм, ислам и буддизм (с генетически родственными им вариантами), а также в цивилизациях доколумбовой Юж. и Центр. Америки и островных культур Тихого океана, хотя и в иных формах, чем в Средиземноморском регионе. Классика Исключительное развитие Н. приходится на эпоху античности. У этрусков, в Др. Греции и Риме, в эллинистических гос-вах Н. представлены практически во всех существовавших тогда художественных жанрах, на всех социальных уровнях и в разных масштабах, от огромных мавзолеев, заупокойных храмов и шедевров скульптуры до сравнительно простых массовых памятников (в основном каменных, реже керамических). Среди сюжетов скульптурных античных Н.: традиц. изображения символико-портретного характера, напр., фигуры атлетов (стела Агаклеса, Афины), часто с «инвентарем» и символами побед (стела Панайтиоса, Афины), и воинов (Хайредермос и Ликеас, Пирей); жен. фигуры, т. н. гарпии (гробницы с гарпиями из Ксанфа, Британский музей); сцены прощания (Тимариест и Крито, Родос); философские композиции (на тему юности и старости: стела юноши из р. Илисс и стела Хегесо, обе - Афины); сцены с жителями полисов в сопровождении атрибутов загробной жизни (собака, ложе и др., как на стеле Полиевкта, Афины).

http://pravenc.ru/text/2564602.html

Придя в Афины, он примкнул к Антисфену. Тот, по своему обыкновению никого не принимать, прогнал было его, но Диоген упорством добился своего. Однажды, когда тот замахнулся на него палкой, Диоген, подставив голову, сказал: «Бей, но ты не найдешь такой крепкой палки, чтобы прогнать меня, пока ты что-нибудь не скажешь». С этих пор он стал учеником Антисфена и, будучи изгнанником, повел самую простую жизнь. 22 Феофраст в своем «Мегарике» рассказывает, что Диоген понял, как надо жить в его положении, когда поглядел на пробегавшую мышь, которая не нуждалась в подстилке, не пугалась темноты и не искала никаких мнимых наслаждений. По некоторым сведениям, он первый стал складывать вдвое свой плащ, потому что ему приходилось не только носить его, но и спать на нем; он носил суму, чтобы хранить в ней пищу, и всякое место было ему одинаково подходящим и для еды, и для сна, и для беседы. Поэтому он говаривал, что афиняне сами позаботились о его жилище, и указывал на портик Зевса и на Помпейон 447 . 23 Сперва он опирался на палку только тогда, когда выбивался из сил, но потом носил постоянно и ее, и свою суму не только в городе, но и в дороге (так сообщают афинский предстатель 448 Олимпиодор, ритор Полиевкт и Лисаний, сын Эсхриона). Однажды в письме он попросил кого-то позаботиться о его жилище, но тот промешкал, и Диоген устроил себе жилье в глиняной бочке при храме Матери богов 449 ; так он сам объясняет в своих «Посланиях». Желая всячески закалить себя, летом он перекатывался на горячий песок, а зимой обнимал статуи, запорошенные снегом. 24 Ко всем он относился с язвительным презрением. Он говорил, что у Евклида не ученики, а желчевики 450 ; что Платон отличается не красноречием, а пусторечием; что состязания на празднике Дионисий 451 – это чудеса для дураков, и что демагоги – это прислужники черни. Еще он говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек – самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, а также тех, кто чванится славой или богатством, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека. Он постоянно говорил: «Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю».

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Священник Митрофан Сребрянский, Полиевкт Владимирович Исполатовский, делопроизводитель Прежде всего я сказал небольшое поучение на Евангелие об укрощении Господом бури на море, увещевая солдат веровать, что Господь и среди военных бурь и сражений и походных трудов с нами; только надо крепко верить и усердно молиться Ему… Пели все солдаты… так было умилительно и внушительно это ночное служение, что слезы сами просились на глаза… Пропели царское многолетие, шефу, 51-му полку и всей 2-й бригаде; я обошел ряды воинов, благословляя их крестом и на ходу ободряя словами… а налево от нас ясно слышна канонада. Очевидно, в горах идет сражение; ночью из Янтая туда ушло три тысячи человек пехоты! Кончилась служба, все были довольны. 18 июля Прошла ночь; кое-как пережили… потом обливались так же, как и днем. В России хоть ночью отдохнешь, а здесь до 2 часов жара была такая, что нитки сухой на теле нет. С 2 часов до 5 часов немного отдохнули, потянул небольшой ветерок, ас 5.30 началась снова жара и мириады мух. Огромное, невероятное количество мух объясняется тем, что около Янтая всегда днюют проходящие войска. Когда я вечером зажег свечу, то ужаснулся: вся палатка внутри оказалась черною от мух, выгнать их — вот первая мысль, но это одно пустое занятие: они непобедимы. В двенадцати верстах от нас убиты рано утром два офицера-пограничника, кто убил — японцы или хунхузы, — неизвестно. Ко всему можно привыкнуть, начинаем и мы привыкать потеть!.. Едет генерал и его штаб, выстроились эскадроны; командир полка подходит ко мне и берет благословение на поход. Взвилась туча пыли — это эскадроны тронулись к Ляояну. Мы остались, ожидаем 6-й эскадрон, и тогда под его охраной весь обоз пойдет догонять полк. 19 июля Ночью пришел 6-й эскадрон. В 9.30 выступили: впереди дозорные, затем взвод солдат, обоз и в хвосте — остальная часть эскадрона. Я сначала поехал со своей двуколкой рядом, но потом проскакал вперед к сторожевому взводу: меньше пыли. Начинается жара, надеемся, проехавши пятнадцать верст, отдохнуть в назначенной деревне Лютонтай. Припекает так, что у некоторых волдыри уже вскочили. Жара более пятидесяти градусов, и мы едем в облаках пыли. До деревни доехали сравнительно хорошо.

http://pravmir.ru/dnevnik-polkovogo-svya...

Но нс так на самом деле. С большим сожалением приходится сознаться, что, не смотря на такое недавнее время, мы имеем очень мало сведений о новоявленном Угоднике Божием. Домашняя жизнь его, келейные подвиги, его пастырская деятельность и отношения к окружающей среде – до сих пор остаются мало известными. Всякие усилия открыть какие-либо особенные памятники, которые могли бы приподнять таинственную завесу, скрывающую от нас обстоятельства жизни св. Феодосия Углицкого, и пролить яркий свет на темную область, пока остаются тщетными. Это отчасти и понятно. С одной стороны, необыкновенная скромность и христианское смирение Святителя могли быть причиною того, что так мало дошло до нашего времени памятников, касающихся жизни и деятельности его. Истинное смирение не любит говорить о себе; жизнь и дела Святителя были более внутренние, которые весьма ценны в очах Божиих, хотя и мало оставляют видимых следов в истории человечества. А с другой стороны, известно, что Киевский Выдубицкий и Черниговский Елецкий монастыри, места наиболее продолжительного служения Феодосия Углицкого, пережили в своей истории не мало невзгод, во время которых могло быть потеряно многое из хранившегося в их архивах. Все это служит причиною того, что не только в других областях и местностях России о жизни св. Феодосия доселе почти ничего не известно, но даже в Киевской и Черниговской губерниях, местах его преимущественного служения и деятельности, до сих пор не найдено более или менее подробных сведений о ней. О происхождении святителя Феодосия, о его первоначальной жизни можно сказать лишь кое-что на основании предположений и косвенных соображений. Ни год его рождения, ни имя, нареченное ему при святом крещении, ни место родины – не могут быть указаны определенно. С достаточною вероятностью время его рождения можно отнести к началу тридцатых годов ΧVΙΙ столетия. Относительно места его родины существует несколько различных предположений. Одни, основываясь на фамилии, думали, что Святитель происходил из г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Позже, когда Александр переправился в Азию и Гарпал 659 бежал в Афины с деньгами, сперва Демоосфен выступал против приема этого человека в городе; но как только Гарпал прибыл и, как говорят, Демосфен получил 1000 дариков 660 , он явился к тем кто поддерживал Гарпала и, когда афиняне хотели передать Гарпала Антипатру, он выступил против и издал указ, что деньги Гарпала должны храниться в Акрополе, не сказав народу даже переданной им суммы. Гарпал что привез 700 талантов, которые он передал на хранение в Акрополь, но только 308 или чуть больше были найдены там. Из тюрьмы Гапрал сбежал, одни говорят на Крит, другие – в Тенар в Лаконии; Демосфен столкнулся с обвинениями во взяточничестве. Привлеченный к суду по этому обвинению Гиперидом, Пифеем, Менесайхмом, Гимерием и Проклом, которые убедили ареопаг осудить его, он был признан виновным, после чего отправился в изгнание, потому что не мог выплатить в пятикратном размере сумму им полученную: его обвиняли в том, что он позволил подкупить себя 30 талантами. Существует и другая версия этой истории, которая утверждает, что не дожидаясь приговора он удалился в изгнание, чтобы те, кто будет судить его, не дали ему своих снадобий. Немного позже афиняне отправили Полиевкта послом в Аркадийский союз, чтобы оторвать их от союза с македонянами. Когда Полиевкт ничего не добился, появился Демосфен, выступил на ту же самую тему и убедил аркадян. Это деяние принесло ему восхищение афинян и отзыв из ссылки; был принят декрет и послана за ним трирема. Указ постановлял, что вместо выплаты 30 талантов он должен восстановить алтарь Зевса в Пирее. Он возвратился к политической деятельности как и прежде. Но когда Антипатр уничтожил Фарсал, угрожая осадить Афины, если ораторы не будут доставлены к нему, Демосфен покинул город не способный защитить себя и отправился в изгнание. Сначала он поехал в Эгину, затем, опасаясь гнева Антипатра 661 и здесь, переехал на Калаврию 662 . Афиняне проголосовали выдать ораторов, он укрылся в храме Посейдона. Архий, по прозвищу ищейка осужденных, последовал за ним и пытался убедить его покинуть храм и довериться Антипатру.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Детская воскресная школа. При подворье продолжалась и внебогослужебная духовно-просветительная работа. Наряду с воскресной школой для взрослых здесь была организована воскресная школа для детей, и в 1907/1908 учебном году в ней обучалось 130 человек (82 девочки и 48 мальчиков), распределенных на 3 отделения (старшее, среднее и младшее). Священник Александр Триденцев уделял много времени и сил этой школе: он был назначен ее заведующим, он же обучал детей Закону Божию (старшее и младшее отделения) и церковному пению. Ему помогали священник Димитрий Покровский, преподававший Закон Божий в среднем отделении, а также студенты СПбДА Полиевкт Туманов, Алексей Рысенков и Василий Венустов (остальные предметы). Для преподавания в воскресной школе по-прежнему привлекался выпускник СПбДА В. Ф. Гречанинов (регент хора певчих при подворье), а также имевшие звание учителей Николай Спиридонов и Антон Ручкин. Как это часто бывает, новому делу сопутствовала «болезнь роста». В первые годы работы воскресной школы из-за нехватки помещений в приходском доме занятия по Закону Божию проводились прямо в храме, по окончании богослужения. Были трудности и с учебными пособиями, о чем свидетельствовал сам о. Александр: «За неимением специальных средств на содержание школы привелось мне просить с. –петербургский епархиальный училищный Совет о бесплатном отпуске учебных пособий для школы, и Совет прислал таковых 65 экземпляров и 30 аспидных досок. Теперь (1907 г. – Авт.) всех учебников в школе 272 экземпляра. Книг же для внеклассного чтения в библиотеке при школе имеется 294, каковые всегда в ходу. Ввиду же того, что при 130 учащихся в школе недоставало ученических столов, я вынужден был купить в Духовной Семинарии 10 подержанных ученических парт за 50 рублей, с условием постепенной уплаты» 261 . В воскресные и праздничные дни на подворье по-прежнему проводились религиозно-нравственные чтения, сопровождавшиеся демонстрацией «туманных картин». Зал всегда был полон слушателями, в числе которых были ученики воскресной школы, прихожане, трезвенники и др. Работе с трезвенниками по-прежнему уделялось особое внимание; на книжном складе при подворье имелось около 10 тысяч «священных листов» для трезвенников. Давшему обет трезвости вручался такой обетный лист, а также брошюра духовно-нравственного содержания. Для этой цели на книжном складе хранилось уже 20 тысяч экземпляров книг разного наименования 262 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Обер-Прокурора Святейшего Синода с Г. Министром Народного Просвещения, профессорский стипендиат Московской же Духовной Академии Дмитрий Коновалов, готовившийся к занятию в Академии кафедры греческого языка и его словесности; 2) что само избрание Советом для научной подготовки профессорского стипендиата Туницкого отдалённого С.-Петербургского Университета, а не ближайшего Московского, свидетельствует о том, что вопрос этот был подвергнут Советом тщательному обсуждению и решён был в таком, а не ином, смысле по вполне достаточным основаниям, в целях наилучшей постановки учебного дела в Академии. IX. Прошение окончившего в текущем году курс и оставленного при Академии для приготовления к замещению вакантных преподавательских кафедр кандидата богословия Ивана Зеленцова: „В видах более успешного продолжения научных занятий в интересующей меня области нравственной философии, мне необходимо ознакомление с некоторыми, тесно с ней связанными, вопросами и отделами наук, входящих в состав университетской программы преподавания. Поэтому имею честь просить Совет Академии ходатайствовать пред подлежащими учреждениями и лицами о принятии меня, в наступающем учебном году, на историко-филологический факультет Императорского Московского Университета в качестве вольнослушателя“. Определил и: Ходатайствовать пред Советом Императорского Московского Университета о допущении профессорского стипендиата Ивана Зеленцова в 1903–1904 учебном году к слушанию лекций на историко-филологическом факультете Университета, с предоставлением ему права пользования Университетскими библиотеками и с освобождением от платы за слушание лекций. X. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 5 июля за 5803: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 26 июня 1903 г., докладу Учеб- —272— ного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Полиевкт Якубовский определён, с 16 августа 1903 г., на должность преподавателя словесности и истории русской литературы в Подольскую духовную семинарию с жалованием из местных средств“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010