6. Своей речью, хорошо слышной всем воинам, Никифор вселил в них такую бодрость духа и столь неизъяснимую отвагу, что никакая воинская сила не могла бы, казалось, устоять против их порыва. Ведь войско любило его всей душою, и каждый гордился его славой. Вся жизнь его с самых юных лет прошла в битвах; он внушал ужас своими подвигами в стычках и сражениях и слыл умелым, непобедимым воином не только благодаря своей силе, но и потому, что был необыкновенно умен и не знал равных себе во всякого рода добродетелях. Без промедления отправился он в одну из кесарийских церквей и, вернувшись оттуда в свой шатер, почтил Иоанна достоинством магистра и провозгласил его доместиком Востока. Затем он разослал по всей ромейской державе указы и распоряжения, назначил стратигов и отправил их к Евксину по всему побережью, и в Авидос приказав мчаться как на крыльях. Я думаю, что он предпринял это для того, чтобы занять все морские пути и переправы прежде, чем распространится молва о его провозглашении василевсом. Таким образом, Никифор полагал, что все свершится согласно его предначертаниям; он надеялся, что судьба не прогневается на него, что она благосклонно и ласково улыбнется ему если он заблаговременно укрепится в наиболее удобных местах. Закончив все приготовления, Никифор построил войско плотными, неразрывными рядами, надежно вооружил его и направился из Кесарии к столице. Составив послание к стоявшему у кормила церковной власти Полиевкту, к Иосифу, бывшему тогда дворцовым управляющим, и к синклиту, он отправил его с епископом Евхаитским Филофеем. Суть этого послания была примерно такова: пусть они примут его как самодержца, а он будет заботиться о детях повелителя Романа и воспитывать их до зрелого возраста; помимо этого, он принесет государству огромную пользу, умножая могущество ромейской державы бранными подвигами; если же они не согласятся на это, то станут раскаиваться в своем неразумии впоследствии, когда дело будет решаться железом и кровью и нельзя будет оправдаться тем, которые предпочли худший исход наилучшему.

http://sedmitza.ru/lib/text/433419/

Илия, Пров и Арис . Евсевий (II, стр. 31 по русск. переводу) говорит, что Арис предан огню, Пром и Илия усечены 14 декабря, что они родом были египтяне и посланы были для служения виликийским исповедникам. Пров называется Промом у Евсевия, в месяцеслове Василия и славянских редакциях его (239. 247 стр.), в стишном греч. прологе 1295 года. Мучч. Полиевкт и Тимофей. По месяцеслову Василия св. Тимофей в Мавритании диакон, за успешную проповедь о Христе много мучимый, ввержен в темницу, томим голодом и жаждою и, выведенный из нее, после тщетных увещаний принести жертву демонам, взошел с молитвою на приготовленный для него пылавший костер и предал дух свой Богу. Мощи его положены были верными с честию в области мавриганской. Св. муч. Полиевкт в Кесарии, за успешную проповедь вверженный в темницу, после напрасных увещаний отречься от Христа, раздираем был по всему телу железными когтями, лишен зубов брошен в горящую печь. В Римских мартирологах (Иеронимовом) 21 мая есть Полий с Тимофеем в Макритании, Полит или Поликут в провинции Кесарии, Полиевкт, Виктор Донат в Кесарии каппадокийской. В Иеронимовом Полиевкт в Кесарии каппадокийской повторен и 22 мая. В месяцеслове Василия сказание о Полиевкте в Кесарии отдельное от сказания о Тимофее и погому лучше разуметь ныне у нас Полиевкта Кесарии каппадокийской, а не Полиевкта из дружины Тимофея, как тому дает повод мартиролог Адона, в коем 21 мая: в Мавритании кесарийской Тимофея, Полия и Евтихия диаконов (сн. Деян. св. Mai V, 4). Григорий еп. омиритский . В слав. минее из Четьи блаженного Макария. На греческом языке житие сего святого издано Дуцеем (Bibl. Patr. Graec. Т. И). Житие сие приписывается по надписи епископу негранскому, а прение св. Григория с Иудеем записываемо было современно нотарием Палладием, как это видно из самого жития. Законы, наданные Григорием вместе с царем Авраамом Омиритом, на греч. языке изданы Боассонадом Anecdoma graeca Т. V. 73–116.). (Сн. Димитрий ростов. стр. 150. Fabric. X. 116). Славянских житий его известно не мало. (См. Указатель синод. библ. преосв. Саввы и Мартынова Annus eccl. 312). В Макарьевских минеях, кроме жизни, помещена вся очень обширная беседа Григория против Иудейства с Ерваном учителем иудеским (Декабрь). Григорий в большей части памятников называется Григектием (св. Ле-Кьена Ог. chr. II. 428. 663. Лямбеция V, 294. 277). 20

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

573 И Полиевкта хиротонисал 3 апреля 956 г. Кесарийский митрополит Василий, потому что император Константин Порфирогенит, имевший столкновение с ираклийским «проедром» Никифором, не позволил ему совершить эту хиротонию. Так как вмешательством царя был нарушен церковный обычай ( θος), то в Византии возникло на первых порах порицание не только Константина и исполнителя его воли митрополита Василия, но и самого Полиевкта как «принявшего эту неканоническую ( καννιστον) хиротонию». Но высокая нравственность нового патриарха, его исключительная мудрость и нестяжательность скоро заставили византийцев примириться с фактом. 574 Патриарх Леонтий, современник императора Исаака Ангела, также получил хиротонию (1190 г.) от Кесарийского митрополита Димитрия, так как Ираклийский митрополит незадолго перед этим скончался (Вальсамон). 575 О патриархе Иосифе I известно, что он во избежание всякого соблазна отказался принять хиротонию от Ираклийского митрополита Пинака, так как последний был рукоположен патриархом Германом III, принимавшим участие в известном арсенианском движении. Тогда император Михаил Палеолог придумал такую хитрость ( σοφν τι ποιν): в день хиротонии Иосифа (1 января 1268 г.) он пригласил Пинака за большую плату ( π πολλω μισθω) совершить литургию во дворце, а для хиротонии патриарха избирается нейтральное лицо – Митилинский митрополит Григорий. 576 Наконец, патриарх Афанасий II (1459 г.) принял хиротонию от митрополитов – Митрофана Кизикского, Макария Никомидийского и Неофита Никейского. 577 В XV в., перед завоеванием Византии турками, митрополит Ираклийский стал принимать участие и в придворной церемонии πρβλησι–qa патриарха, причем вместе с «первотронным» Кесарийским митрополитом подводил его под руки к василевсу перед моментом вручения жезла. 578 А свое традиционное право – хиротонисать Константинопольского патриарха он сохранил за собой и после падения Византии. О первом патриархе турецкой эпохи Геннадии Схоларии известно, что его хиротонисал митрополит Ираклийский вместе со многими другими архиереями в храме Свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

928 г. 87) Трифон – чуждый учености и знания света, но благочестивый и богобоязненный. Возведенный на престол константинопольской церкви, он был более блюстителем патриаршего престола, нежели патриархом: потому что дал обещание править церковью только дотоле, пока не исполнится нужное для принятия патриаршего сана число лет царскому сыну Феофилакту, которого отец от самой колыбели обещал посвятить на служение Церкви и которому тогда было не более 16 лет. Когда же император, нетерпеливо желая видеть сына своего патриархом, прежде истечения срока потребовал, чтобы патриарх отказался от престола, то блаженный Трифон, опасаясь отдать кормило Церкви неискусной руке двадцатилетнего юноши, мужественно противустал сему несправедливому требованию. Несмотря на то, желание царя при содействии кесарийского митрополита Феофана исполнилось. Оставив престол патриарший, маститый старец Трифон удалился в прежнее уединение, где еще два года и пять месяцев проведя в подвигах иночества, мирно отошел ко Господу. Память его Церковь совершает 19 апреля. 933 г. 88) Феофилакт, сын царя Романа, носил звание патриарха 23 года. В его правление послан из Константинополя в Венгрию, принявшую тогда христианство , первый архиерей Иерофей, с именем епископа Турции, потому что венгры или унгры прежде назывались турками. 956 г. 89) Полиевкт, монах из Константинополя, муж знаменитый и ученостью и добродетелью. В начале патриаршества Полиевкта или в конце Феофилакта (955–957), при императоре Константине Порфиродном крестились в Константинополе св. Ольга, великая княгиня российская, и переименована в Елену. В 959 г. имп. Константин скончался, оставив царство сыну своему, Роману , называемому Младшим, в отличие от своего деда. За Романом (963 г.) следовал Никифор Фока и потом (969 г.) Иоанн Цимисхий, который принял в соправители царства Василия и Константина, сыновей Романа , и при котором блаженный Полиевкт преставился ко Господу. 970 г. 90) Василий , по прозванию Скамадрин, через 4 года низложен соборным определением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III), от премудрости книжной ничего от него не утаилось (столб. 225). 5) Он был медоточив в беседе и, по другому месту жития святого Андрея, имел медоточивый язык 20 . Так и Полиевкта премудрого современники называли Златоустом. 6) Епифанию святой Андрей предсказал, что он пойдет и во исповедание имени Христова. Полиевкт, будучи патриархом, имевший утешение вместе с императором Константином в 957 году принимать русскую великую княгиню Ольгу в Царьграде 21 претерпел много скорбей от самого поставления на патриарший престол до конца жизни. По установленному порядку, константинопольского патриарха должен был рукополагать митрополит ираклийский, но император Константин, сын Льва Мудрого , недовольный Никифором ираклийским, приказал поставить Полиевкта в патриарха Василию, митрополиту кесарийскому, от чего произошел немалый ропот на царя и патриарха, а митрополит Ираклийский сделался врагом Полиевкта. Сам император, возведший на престол Полиевкта, стал тяготиться им и намеревался низвести его с престола, но отравлен был, как говорят, сыном своим Романом II, по убеждению супруги Романа Феофаны, в ноябре 959 года, и молодой Роман, предавшийся распутству и страстям, так же был отравлен 15 марта в 963 году, в чем подозревается опять супруга его Феофана. Во время малолетства Василия и Константина, детей Романа, полководец Никифор Фока, при содействии патриарха Полиевкта, вступает в качестве опекуна на престол империи (16 августа 963 года) и сочетавается браком с властолюбивой Феофаной, бывшей супругой Романа II, но, к великой скорби Полиевкта, вскоре издал указ, воспрещающий монастырям и церквам приобретать недвижимые имущества, а также основание новых монастырей, и стеснил свободу епископов, подчинив их себе и в делах церковных. Иоанн Цимисхий, при помощи злоумышленников и при содействии Феофаны, убивает Никифора 11 декабря 969 года. Полиевкт хотя и короновал его, но прежде того потребовал удаления матери несовершеннолетних царей Василия и Константина Феофаны из Царьграда, наказания убийц Никифора и уничтожения указа, стеснявшего свободу епископов в их делах, что и было исполнено Цимисхием 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Петр , пресв. капетолийский, 4 окт. Петр , еп., муч. болгарский, 22 янв. Петр , еп. никийский, 10 сент. Петр , преп. из обители св. Фоки, 9 окт. Петр , муч. африканский, 23 сент. Петр патрикий, прен. цареградский, 1 июля. Петр преп., еписк. Аргивов 3 мая. Петр , св. афирский, 5 сент. Петр , преп. атройский, 13 сент. Петр , царевич ордынский, ростовский, 29 июня. Пигасий (источающий воду, греч.), муч. персидский, 2 ноября. Пимен (пастырь, греч.), Великий, преп. египетский, 27 авг. Пимен , преп. палестянский, 27 авг. Пимен многоболезненный, преп. печерский, 7 авг. Пимен постник, инок печерский, 27 авг. Пинна (раковина с морским льном или и перламутровая, греч.), мученик, 20 янв. и 20 июня. Пист , (верный, греч ), муч. едесский, 21 авг. Пиама (Пиамун, егип. матерь, питательница), преп. дева, 3 марта. Пионий (тучный, греч.), священномуч., пресв. смирнский, 11 марта. Платонида (широкая, греч.), преподобная, 6 апр. Платон (широкий, греч.), муч. анкирский, 18 ноября. Платон преп., игумен студийский, 5 апр. Поликарп (Иулия) девица, муч. коринфская, 6 ноября. Поликарп (многорлодный, греч.), священномуч., еп. смириский, 23 февр. Поликарп , муч. александрийский, 2 апр. Поликсения (весьма гостеприимная, греч.) преп., мученица апостольская, 23 сент. Полихроний (многолетний, греч.), еп. вавиионский, 30 июля. Полихроний пресв., муч., 7 окт. Полихроний , пустынник сирийский, 23 февр. Полиевкт (многожеланный, греч.) воин, муч. в Мелитине армян., 9 янв. Полиевкт , муч. кесарийский, 19 дек. Полиен (многохвальный, греч.), муч. римский, 18 авг. Полиен , пресв. прусский, 19 мая. Полувий (т. е. Поливий, имеющий много средств к жизни, греч.), еп. ринокирский, ученик св. Епифания, 12 мая. Помпей (вождь, проводник, греч.), муч. диррахийский, 7 июля. Помпий (тоже), муч. африк., 10 апр., 28 окт и 13 мар. (Публий). Помпий , из 10 мучч. критских, 23 дек. Понтий (морской, греч.) римлянин, муч., 5 авг. Поплий (Публий, общенародный, лат.), преп. сирийский, 25 янв. Поплия , диаконисса антиохийская, 9 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Иконостас в сем храме был длиною 7 арш., вышиною – полпята арш., царские двери и с сению вышиною – 3 арш., шириною – 1 арш. 6 вершков, северные и южные двери – длиною по 2 аршина по 6 вершков, шириною по 15 вершков 80 . По описи 1681 года царские двери, сень и столбцы были писаны на празелени, на царских дверях находились образы Благов. Пр. Богородицы и 4-х евангелистов, на сени – в облаке – образ Спасителя; по сторонам два ангела – в окладах и венцах серебряных с чернию, резных. На столбцах, в возглавиях – образ Спасителя и Божией Матери, по столбцам – 6 святителей, по сторонам – вверху – архидиакона Стефана и 3 дьяконов и мученика Полиевкта. Оклады и венцы – серебряные с чернию – были только у некоторых святых. По правую сторону царских дверей были в киотах местные образа: Воскресения Христова в басемном окладе с сребровызолоченными венцами и образ Великом. Георгия – в чудесах, в басемном окладе, с сребровызолоченным венцом и с короною на нем. По левую сторону – образ пророка Илии в окладе и с венцом серебряным золоченым, басемным. На северной двери – на празелени был написан красками Благоразумный разбойник. Над царскими дверями и над местными иконами – в тябле – деисус, с образами Спасителя, Божией Матери и разных святых. В другом тябле праздники Господские и Богородичные на 10 досках. На тех же досках – образ Пресв. Богородицы с пророки, писанный красками, в окладах сребропозолоченных, с полями басемными, с венцами и оплечками резными с чернию 81 . Пред деисусом висело паникадило двойное с 11 шандалами и блюдцами. За престолом был образ Одигитрии Пр. Богородицы. Утварью церковь была вполне достаточна. Так, на престоле находился крест благословенный серебряный с резными изображениями и с мощами, сделанный, судя по надписи, в эту церковь в 1627 году; сосуды на жертвеннике и кадило были сребровызолоченные 82 . При сем приделе была трапеза, длиною 4 сажени и шириною – 2 сажени и 2 аршина 83 . В ней по правую сторону было расположено 5 деисусных образов, которые, за теснотою не уставились на тяблах в самой церкви, и 8 других образов, из коих образ Знамения Богородицы, писанный на празелени, раньше находился в приделе св. Василия Кесарийского. По левую сторону находился образ Успения Пр. Богородицы с чудесы, в сребровызолоченном окладе и с басемными полями, причем 46 венцов было сканных. Пред сим образом стоял прорезной оловянный подсвечник с восковою свечою – из придела св. Василия Кесарийского. Здесь же в трапезе находились перенесенные из главного храма иконы Рождества Пр. Богородицы, Св. Иоаннна Златоустог о и трех Московских святителей, – все писанные на празелени и без окладов 84 . В трапезе – была окончена и людская, и лавки, обитые зеленым сукном, и дверь, ведшая в церковь , обитая таким же сукном 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Эволюция экфрасиса церкви в византийской литературе . Описание храма – одна из наиболее развитых форм экфрасиса в византийской литературе 208 . Экфрасис храма во многом восходит к античной традиции, но в то же время представляет собой сугубо византийское литературное явление – наряду с другими жанрами, такими как житие святого или всемирная хроника. Для начала следует перечислить и кратко охарактеризовать наиболее известные экфрасисы церквей в византийской литературе – те тексты, к которым мы будем обращаться в настоящем очерке. Разумеется, этот перечень не является исчерпывающим. Экфрасисы уместно распределить по эпохам и авторам. IV в. Евсевий Кесарийский : Евсевий, родоначальник многих жанров византийской литературы, впервые создает и церковные экфрасисы. В его «Церковной истории» содержится описание храма в Тире, включенное в энкомий Павлину, епископу Тирскому 209 , а в «Жизнеописании Константина» – экфрасис храма Воскресения в Иерусалиме 210 . Григорий Назианзин : краткий экфрасис храма в Назианзе, включенный в Надгробное слово отцу 211 . Григорий Нисский : подробный экфрасис проекта мартирия в Ниссе в письме Амфилохию Иконийскому (письмо 25) 212 . в. Марк Диакон: в «Житии Порфирия Газского» подробно описывается строительство собора в Газе на месте языческого святилища Марнейона (гл. 75–79), с элементами экфрасиса (гл. 75) 213 . VI в. Анонимный поэт: две посвятительные эпиграммы, посвященные храму Св. Полиевкта в Константинополе. Одна из них (ее текст был выписан в храме вдоль антаблемента) содержит похвалу Аникии Юлиане, построившей церковь , а другая (начертанная на внешней стороне нартекса) – экфрасис храма. Тексты обеих эпиграмм были включены в Палатинскую антологию 214 . Хорикий Газский известен как автор двух подробных церковных экфрасисов – храма Св. Сергия 215 и храма Св. Стефана в Газе 216 . Оба экфрасиса включены в состав энкомиев епископу Маркиану, построившему эти храмы 217 . Прокопий Кесарийский: в трактате «О постройках» 218 содержится целый ряд описаний построек, и в частности церквей: пространный экфрасис храма Св. Софии (1,1,20–78); короткие описания константинопольских храмов: Богородицы во Влахернах (1, 3, 3–5), Св. Архангела Михаила (1, 3, 14–17), Свв. Сергия и Вакха (1, 4, 3–8), Свв. Апостолов (1, 4, 9–24), Св. Акакия (1, 4, 25–26), Св. Анфимия (1, 6, 9–14) и Св. Архангела Михаила в Анапле (1, 8, 2–17); краткий экфрасис храма Богородицы в Иерусалиме (5, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

100.00 Пётр, бывший епископ Смоленский 100.00 Скворцов Иван Васильевич, начальник Петроградских и Царско-Сельских женских гимназий Страхов, о. Сергей Васильевич, протоиерей Московской Троицкой, в Вишняках, церкви 100.00 (4% рента) Пожизненные Члены Братства: Заозерский, о. Александр Николаевич, священник и законоучитель при Московских мещанских училищах Холмогоров, о. Димитрий Космич, протоиерей Московской Георгиевской, в Грузинах, церкви Шахов, о. Василий Васильевич, протоиерей Предтеченской в г. Одессе церкви Действительные Члены Братства и другие лица: Александренко Иван Афанасиевич и Пелагея Сергеевна, потом. поч. граждане Берг, Ольга Леопольдовна, дворянка 140.00 Через товарища Председателя Братства протоиерея Быстрицкого Василия Андреевича разные лица Васильев, о. Василий Павлович, протоиерей смотритель Пензенского Дух. Училища Гаврилова Варвара Николаевна, Петроградская мещанка Контора дома светлейшего князя К.А. Горчакова, через М.Я. Новосильцева, г. управляющего —75— 20 Думнов Владимир Васильевич, почётный попечитель Филаретовского Епархиального Женского Училища Максимов, о. Христофор Константинович, протоиерей Московской Рождественской, на Бутырках церкви Пожелавшая остаться неизвестной, через протоиерея В.А. Быстрицкого Полиевктов, о. Сергий Павлович, священник Московской Сергиевской в Рогожской церкви Разумихин, о. Арсений Иоаннович, протоиерей Московской Василие-Кесарийской церкви К 1917 году в поименованном капитале, с приростом на него, состоит: 1 %%-ми бумагами на номинальную сумму 900 р.: а) пять 5% свидетельств Крестьянского Земельного Банка на номинальную сумму 650 р.; б) одно сторублёвое свидетельство 4% Госуд. ренты и в) два свидетельства 5½% военного займа на номинальную сумму 150 р. 900.00 Наличными деньгами (по книжке Сберегательной Кассы) 444.00 436 Ответ вошел в катены Cramer VIII, 169:17, а также в Cap. quing. I, 61; Умозр. и деят. гл., 112, Добротолюбие III 2 , 257. 438 После слов (φθαρσας γνεται в тексте Комбефи имеется пропуск (в силу одинаковости окончаний), который заполняем по Cap. quing. I, 61: τ ψυχ χιτν, ν νδυσαμνη γνεται.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Агафия, мученица Катанская. 5 февр. Меркурий, великомуч. Кесарийский в Капп. 24 ноября. Саторин, Руфин и проч., мучч. в Кесарии Вифинской. 10 марта. Мирон пресв., муч. Кизический. 17 авг. 249–251.       Пармений, Елима и Хрисотель, пресвитеры, Лука и Муко, диаконы, Олимпий и Максим, ученики еп. Полихрония, мучч. Кордувские. 30 июля. Коринфские мученики : Кодрат, Киприан, Дионисий, Анект, Павел, Крискент и др. 10 марта. Адриан. 17 апр. Леонид, и с ним Хариесса, Ника и другие. 16 апр. Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион и Папий. 31 янв. Феодул, Саторнин и другие, десять мучч. Критских. 23 дек. Петр, Дионисий, Андрей, Павел и Христина, мучч. Лампсакийские. 18 мая. Мучч. Ливийские : Диоскорид и Фемистоклей. 21 дек. Христофор. 9 мая. Конон градарь, муч. Памфилийский. 5 марта. Полиевкт воин, муч. в Мелитине Арм. 9 явв. Троадий юноша, муч. Неокесар. 2 марта. Мучч. Никейские: Трифон. 1 февр. Парамон, с 370. 29 ноября. Кодрат, муч. Никомидийский. 10 марта. Коронат, муч. Палестинский. 17 авг. Менигн, белильник, муч. Парийский. 22 ноября. Мучч. Пергские, в Памфлии ; Нестор и Тривимий. 1 марта. Папий, Диодор и Клавдиан. 3 февр. Нестор, еп. Сидский. 28 февр. Карп, еп. Фиатирский, Папила, Агафодор и Агафоник, мучч. Пергамские. 13 окт. Мучч. Римские: Фавий, папа. 5 авг. Авдон и Сеннис, Персиане. 30 июля. Аттик, Агапий, Евдоксий и другие, воины, мучч. Севастийские. 3 ноября. Никон преп., муч. Сицил. с 199 учен. 23 марта. Пионий, Асклипиад, Македоний и Лин пресвитеры и Сабина, мучч. Смирнские. 11 марта. Хиосские мученики: Исидор воИн.14 мая. Миропия. 2 дек. Анастасия Римляныня и Кирилл воин, мучч. от Прова. 29 окт. 252.             Мирон, еп. Критский и чудотворец. 8 авг. 257.                    Мучч. Римские: Стефан папа. 2 авг. 257.             Понтий. 5 авг. Евгения девица, Прот, Иакинф и Василла. 24 дек. 258.            Киприан, священномуч. карфагенский. 31 авг. 259.                    Мучч. Римские: Лаврентий архидиакон, Сикст папа, Филикиссим и Агапит, диаконы, и Ромин воИн.10 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

  001     002    003