Полиевкт заметил эту печаль и спросил его, о чем грустит он. – Скорблю о разлуке нашей, – отвечал Неарх. – О какой разлуке? Разве что может разлучить нас? – сказал Полиевкт. – Наша дружба неразлучна до смерти! – Я христианин, – объяснил ему друг: – меня поведут на смерть за веру мою, а ты тогда оставишь меня: ведь ты – идолопоклонник. – Друг мой, – отвечал с сердечным чувством Полиевкт, – ничто не разлучит нас. В эту ночь мне явился Иисус Христос, Которому ты служишь; Он снял с меня мою одежду и надел на меня другую, новую, красоты несказанной. Неарх повеселел. – Это значит, – сказал он, – что ты отбросишь языческие заблуждения и облечешься во Христа – познаешь Его! – А разве я уже не познал Христа? – сказал на это Полиевкт: – разве не горело у меня сердце, когда ты мне говорил о Нем и читал Св. Евангелие? Отныне я хочу совершенно быть Его рабом и готов исповедать имя Его. И он пошел на площадь и пред язычниками открыто исповедал имя Христово. Его стали мучить и осудили на смерть. Идя к месту казни, он увидел в толпе друга своего Неарха и закричал ему: – Спасайся, друг! Не забудь о дружбе нашей! – И радостно склонил он свою голову под меч... (по Троицк. лист. 738). 11. Братская любовь Один инок из числа сирийских пустынников принес однажды преподобному Макарию гроздь винограду. Макарий, который жил по духу христианской любви, которая не ищет своего, отнес виноград другому брату, бывшему тогда больным. Больной чрезвычайно обрадовался этому знаку любви святого мужа и благодарил за то Господа. Но, помышляя более всего о благе ближнего, чем о своем собственном, не вкусил винограда, а отослал его к другому брату. Этот сделал то же и переслал четвертому. Таким образом гроздь обошел все келлии братий и, переходя из рук в руки, возвратился наконец опять к тому, кто первый получил его в дар, к препод. Макарию. Священная радость объяла душу праведника, когда он увидел между братиею любовь и воздержание, живо выражавшие слова божественного апостола: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» ( Рим. 13:8 ) (по «Воскр. чт.»). 12. О том, как святые берегли покой ближнего

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

мученик Полиевкт пострадал за Христа в г. Мелитине, в Армении. Его расположил к христианской вере друг его, христианин Неарх; только он не спешил креститься. Настало гонение на христиан от Декия и Валериана (249–250 гг.); тогда Неарх сказал Полиевкту: «Любезный друг! Скоро мы разлучимся с тобою. Когда возьмут меня на мучение, ты, пожалуй, отречешься от дружбы со мною». – «Не бойся, – отвечал Полиевкт, – я видел во сне Христа, Он снял с меня одежду и надел на меня новую, дорогую, и дал мне крылатого коня. С сей минуты я хочу служить Христу». Сказав эти слова, Полиевкт вышел на городскую площадь, где, прочитав царский указ о том, чтобы все поклонялись идолам, разорвал его и выбил идолов из рук несших их языческих жрецов. «Что ты сделал? – сказал Полиевкту тесть его, правитель Феликс, которому поручено было мучить христиан. – Ведь ты должен умереть за это. Поди, прощайся с женою и детьми». В это время пришла на площадь сама жена и начала плакать и умолять, чтобы мученик отрекся от Христа. Заплакал и Феликс. «Плачьте не обо мне, а о себе, потому что за службу идолам вы погубите свои души», – сказал плачущим жене и тестю св. мученик. Многие из народа, окружавшие святого, уверовали во Христа. Между тем городские судьи начали ласками колебать веру Полиевкта, но, когда не успели, присудили казнить его. Святой с радостью преклонил свою голову под меч палача. II. Св. мученик Полиевкт, так удачно избравший себе друга Неарха, который и обратил его ко Христу, далее, оставивший все заботы о временном и суетном и предавший всего себя следованию за Христом, научает нас, братия, трем великим истинам: а) не дружиться с порочными; б) заботиться об едином на потребу и в) искать прежде всего Царствия Божия. а) Еще древний мудрец увещавал не дружиться с порочным. Как касаяйся смоле очернится, – говорит он, – так приобщаяйся гордому точен ему будет. Как смола прилипчива, черна и, когда горит, дымна и смрадна, так и худые дела порочного чернят его душу, пристают к его товарищу и другу, заражая сердце и распуская, как дым и смрад, дурную славу и зловредный пример.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

На службе в семинарии был только один год, с 1898–1899 г., а затем состоял помощником смотрителя Вологодского дух[овного] училища. В настоящее время священник при одной из Московских Полиевктов Александр Павлович учился в семинарии только два года, поступив в нее из студентов технологического института. По окончании Казанской академии был преподавателем Елабужского дух[овного] училища, а с 1906–1907 г. – преподавателем нашей сем[инарии], затем с принятием священства, получил назначение на должность смотрит[еля] Умер в 1931 году.   Л. 386 об.   Тотемского дух[овного] училища. Здесь он обнаружил себя человеком неуживчивым, придирчивым к своим сослуживцам и некоторых из них старался незаслуженно очернить пред епархиальною властью. Вообще по всем своим действиям, особенно после октябрьской революции, он оказался человеком нравственно нечистоплотным, человеком, если можно так выразиться, «с лисьим хвостом». Дальнейшие его действия показали, что едва ли он даже был психически нормальным. Сняв с себя рясу, он вступил в коммунистическую партию и, как передавали верные люди, в том храме (домовом), где он совершал церковные службы, устроил бал и сам открыл танцы. В Тотьме, как слышно, Полиевктов заслужил презрение даже от своих Воскресенский Василий родом Ярослав[ской] губ[ернии], поступил на службу к нам из преподавателей Вятской семинарии. Это был один из симпатичнейших преподавателей. С 26 сент[ебря] 1922 г[ода] он, по пострижении в монашество, назначен был епископом Романов-   См. 339 стр. обор. Полиевктов умер в 1933 г[оду].   Л. 387   ским, где пользовался громадной популярностью. Долго находился в заключении. В последнее время, как слышно, освобожден и проживает в Романове. Умер в тюрьме в 1931 г[оду]. Воскресенский Василий Павлович служил в семинарии не долго. Оставил службу в семинарии за переходом в министерство народ[ного] просвещения. Юнонин Владимир Федорович , уроженец Яросл[авской] губ[ернии] и питомец Киевской академии. Оставил по себе хорошую память как товарищ-сослуживец, простой и незлобивый человек.

http://bogoslov.ru/article/6177319

Тогда, несомненно, и наши имена будут вписаны в книге жизни. Аминь. 9-й день 134. В чём должна состоять истинная дружба (Из жизни святого мученика Полиевкта. Чет. Мин. янв. 9) Дружба между людьми бывает двоякая: одна – ничтожная, ложная, притворная, греховная; другая же – истинная, крепкая, неразрывная, святая и Богу угодная. Для того, чтобы избежать первой и найти последнюю, что мы должны делать, братие? Должны не от слов только узнавать то, в чём должна состоять истинная дружба, а следить за таковою в примерах; и тогда только подлинно узнаем, в чём должна состоять она. Но вы, конечно, скажете: «Где же найти таковые примеры, когда не знаем их?» В этом случае мы поможем вам, братие, и пример истинной дружбы сейчас представим вам. Вас же просим лишь о том, чтобы вы отнеслись к нему с вниманием; просим потому, что, по нашему мнению, он многое относительно истинной дружбы раскроет и совет добрый в этом случае подаст вам. В городе Мелитине были два воина: Неарх и Полиевкт. Несмотря на то что первый был христианин, а второй – язычник, оба были соединены самыми крепкими узами дружбы так, что один без другого жить не мог. «Кийждо бо их, – сказано, – мняшеся в друзе своем житие и дыхание имети». В чём же, однако, выражалась их дружба? В том, что Неарх употреблял всевозможные усилия, чтобы привести Полиевкта к христианской вере, поучал его познанию Бога Истинного, часто прочитывал ему Божественные Писания и обличал перед ним мерзость языческую. Усилия Неарха не остались напрасными. Когда открылось гонение на христиан, он сильно заскорбел о друге своём Полиевкте, и на вопрос последнего, какая причина его печали, отвечал ему: «Скорблю о том, что дружба наша скоро рушится». – «Да может ли это быть?» – сказал Полиевкт. «Да, может, – отвечал Неарх, – ибо вот, началось гонение на христиан, и когда меня поведут на смерть, ты отречёшься от меня и бросишь». Полиевкт сказал: «Не бойся, возлюбленный мой друг Неарх! Разлучения между нами не будет никогда, ибо и я через тебя познал Христа, Истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

иером. Иаков (Цветков) Св. Мученику Полиевкту 143 (Января 9-го). Кондак, глас 4 й. Подо б. Явился ecu... Когда Спаситель преклонил главу свою во Иордане, то чрез сие Он сокрушил главы змиев ( Пс. 73:13 ); когда же усечена была глава страстотерпца, пал лукавый враг (δλιος) 144 . Икосы: (ν ορδνη ποτμ) Всех Зиждитель, преклонив в реке Иордане главу, приемлет крещение, и, невидимо сокрушив главы змиев, даровал человекам силу для победы над высокомерным врагом (κατ το μεγαλφρονος), запеншим некогда в раю Адама, снедию древа, и подвергшим его смерти чрез прельшение надеждою богоравенства (ποβαλντος υτν παλπιδα). Почему подвижник Полиевкт 145 , не склонившись к ласкательствам жены своей 146 , мужественно совершил ныне священную брань, подклонив под меч главу, которая, быв усечена, посрамила лукаваго врага, (Πλουτον) Божественный Полиевкт 147 , презрев тленное богатство, сирое положение жены своей, и честь тестя своего, всецело принес себя Христу, ради испаведания Его имени (δι μαρτυρου). Он мужественно попрал невидимаго 148 врага; прияв же с небеси венец, десницею своею взяв 149 с дерзновением светильник, он шуйцею, подобно как мудрая (евангельская) дева, подъемлет божественную главу свою, и, вместо елея, честную кровь свою; он соединился 150 со Христом, ликуя со главою своею, которая, быв усечена, ниспровергла лукаваго врага. (´Ολην τν φεσιν) 151 Доститнув блаженной кончины своей, мученик, всецело устремившись к блаженству в нестареемей жизни (τρυφν πρς τν γηρ), отвергнул все житейския удовольствия и печали плотския (σαρκς μαρνας), есть пламенные земные порывы (τς περιφλεχτους ρμς); не устрашил его этот чувственный и лукавый огнь: напротив он убоялся огня будущаго, который пожирает, как сено, отвергающих имя Христово и покланяющихся изображениям бездушных тварей, и не помышляющих, кто есть Бог крестившейся во Иордане и увенчавший главу мученикову. (´Ολον σαυτν) 152 Мужественно предав всего себя бичеваниям, среди лишения собственных чад, ты никоим образом не склонился к земному, и, подобно как другий Иов, не остановился подвигом своим (πνοις), даже в то время, когда печальная супруга со всею скорбию души склоняла тебя к себе (т. е. к возвращенью в язычество), – ты, Полиевкте, помышляя о божественном и вожделенном небесном царствии, в котором вселился ты, Божеею помощью. Почему не престай моляся, да приимем и мы радостное разрешение от сей жизни, которое прославляя ныне в тебе, мы достойно воспоем святую главу твою, во усечении которой пал лукавый враг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника 2-й на 4 и святителя на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно…». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос святителя, глас 3-й; седален святителя, глас 8-й (дважды) . «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 5-й: «Иорданскими струями…» (см. в службе мч. Полиевкта). По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 7-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – светилен праздника: «В рабии образе…» (см. в службе мч. Полиевкта). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 7-й – 4, и святителя, глас 4-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера в службе святителя). «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…» . Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…». На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника. На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя . Кондак воскресный. На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак святителя. На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондак праздника. На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песнь 4-я – 4, и святителя, песнь 6-я – 4. На входе – «…Воскресый из мертвых…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь святителя; кондак воскресный. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен и аллилуиарий – Недели по Богоявлении и святителя . Апостол и Евангелие – Недели по Богоявлении и святителя.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

У нас есть определенные основания связывать все эти «секреты» со старообрядческой средой. Дело в том, что иконописание как ремесло в системе древнерусских православных представлений парадоксальным образом мыслилось (подобно другим ремеслам) вне письменной традиции, а следовательно, вне культуры: оно усваивалось именно как обычай и ремесленный навык, которые относятся скорее не к сфере культуры, а к сфере быта (ср.: Живов, 1988, с. 48:54). Отсюда рецептура как иконописного, так и других ремесел (например, книгописание и «книгоделание») вошла в письменную культуру лишь синхронно с фольклором, «книжная» среда бытования у них явно совпадала. Так, в лечебниках могли соседствовать заговоры и хозяйственные рецепты; последние могли содержаться и в самих иконописных подлинниках, о чем мы говорили в первой главе. Поэтому «средневековый секрет», о котором упомянул Д.А. Ровинский, и «полусекретные приемы», о которых писал П. Флоренский , скорее были некоей «игрой в тайну», столь характерной для «тарабарской грамоты», чем являлись самой этой «тайной», Присутствовавшая здесь «загадочность» могла работать как на авторитет мастера в ритуализации его взаимоотношений с учеником, так и на характерную для старообрядчества «зашифрованность» и кодифицированность бытового поведения. Примечательно, что во второй половине XIX в. этот же «секрет» легко могли отягощать меркантильные соображения (ср.: Ровинский, 1903, с. 79–80: Голышев, 1865, с. 103–104). По причине «секретности» своего ремесла мстерский иконник Шитов, занимавшийся починкой и подделкой старых икон, не пустил В.Т. Георгиевского в свою мастерскую (Георгиевский, 1895, март, с. 221). Остается сказать, что особая роль иконы в системе московского благочестия получила отражение в уникальном религиозном подвиге народного иконописца – написании моленного образа кистью, которую беспалый ремесленник держал зубами. Первые сведения о нем относятся к XVII в., на что обратил внимание еще И.М. Снегирев . «Может быть, вам покажется странным, – писал он,– если скажу, что в числе царских живописцев находился безрукий. Так точно, Писаные и подписанные им иконы и дела придворного архива удостоверят вас, что безрукий изограф Полиевкт Никифоров писал иконы посредством губ, в коих держал кисть. В церкви при московской Екатерининской богадельне хранится его образ Спасителя, а в доме почтенного любителя русской древности Н.Г. Головина образ Казанской Богоматери. На доске первого начертана следующая надпись: «Лета 7191 септемврия в 3 день писал сей образ изограф Полиевкт Никифоров, от рождения рук не имел и писал устами»» (Снегирев, 1848, с. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

РГИА. Ф. 797. Оп. 27. 2 отд. 2 ст. Д. 426. Ч. VI. Л. 110. Выписка. 32. Письмо архимандрита Антонина Н. П. Игнатьеву 12 сентября 1864 г. Ваше Превосходительство! На изъявленное Вами желание знать мое мнение о нынешнем составе причта нашей посольской церкви, честь имею повергнуть на благоусмотрение Вашего Превосходительства следующее: 1 .    Певчие церкви нашей, по штату ограничиваемые числом трех, только при самом заботливом и участливом подборе их, могут петь с достаточным совершенством, какого вправе ожидать от церкви нашей население Константинополя, наслышавшееся о высоких достоинствах русского церковного пения. Требуются для сего хорошие трио из басового и двух теноровых голосов. Но, на случай болезни того или другого голоса, полезно церкви всегда иметь в запасе еще два голоса: теноровый и басовый, так что полное количество певчих не должно быть менее 5 человек. Наличные певчие присланы сюда в видах не исключительно певческих. Так, первенствующий между ними г. Зубарев, хотя и имеет нужный для пения голос, знает ноту и приобрел навык в пении, но, принадлежа к воспитанникам Академии и имея ученую степень кандидата богословия, естественно, не смотрит на себя исключительно как на певчего и считает настоящий пост свой только приготовлением к другому роду службы. Г. Полиевктов, имеющий полное семинарское образование, также не может смотреть на свою должность как на окончательный предел своих стремлений и, если не для ученой службы, то для священнослужительского места, верно счел бы себя способным и достойным. Басовый голос его у нас представляется излишним, а усилие его петь первым тенором, конечно, в тяжесть ему, а может быть, и молящемуся. Г. Заклинский прислан сюда единственно по вниманию к брату его, о. иеродиакону Акакию 189 , и не имеет ни голоса, ни достаточно развитого слуха, ни уменья, ни навыка в пении, отличаясь одним усердием, вполне достойным похвалы. Все трое есть люди скромные, трезвые, честные и на службе, по мере сил и умения, исправные. При добром руководстве, Зубарев может быть употреблен с пользой при ученых исследованиях края, а Полиевктов при наших сношениях с Добручанскими и Маньяскими раскольниками 190 , если бы то и другое обстоятельство входило в виды императорской миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Кондак и икос праздника. Ин. Песнь 7 Ирмос: Божия снизхождения/огнь устыдеся в Вавилоне иногда,/сего ради отроцы в пещи радованною ногою,/яко во цветнице ликующе, пояху:/благословен еси, Боже отец наших. Показал еси, Владыко, Твоему рабу силу Твою,/сего ради преусердно к подвигом прииде самозванен,/и победоносец быв, пояше:/благословен Бог отец наших. Славный и всезнаменитый праздник твой, мучениче, возсия,/явления бо твоего Владыки свет приносит, и озаряет верою зовущия:/отец наших Боже, благословен еси. Богатство некрадомо, пребывающее обрел еси достоинство и неотпадающе,/но во веки пребывающую приял еси славу, поя, чудне:/благословен Бог отец наших. Богородичен: Безначальному Родителю Спребывающаго присно Разумеваемаго, заченши, Дево,/воплощенна Сына родила еси, за еже спасти верою зовущия:/благословен Бог отец наших. Ин. Песнь 8 Ирмос: Седмерицею пещь/халдейский мучитель/Богочестивым неистовно разжже./Силою же лучшею спасены сия видев,/Творцу и Избавителю вопияше:/отроцы, благословите,/священницы, воспойте,/людие, превозносите во вся веки. Священнодействуется днесь многомолебная память твоя,/мучениче страстотерпче Христов Полиевкте:/Христу бо благоугодна и приятна жертва был еси,/заклавшемуся тебе ради и пожершуся./Егоже отроцы благословят, священницы воспевают,/людие превозносят во вся веки. Страдальческое сопротивление, страстотерпче, даже до крове показав на земли, Полиевкте,/в чертог многосветлый на Небесех вселился еси,/твоих кровей крещся банею, и поя Владыце:/священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки. Умерщвленную паденьми душу мою возстави, мученическим твоим дерзновением объем,/Божественным повелением причитая, славне,/достолепно к добродетели обращая вопиющую Владыце:/священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки. Богородичен: Радуйся, Еяже ради обретохом радость вечную./Радуйся, Евину печаль разрешившая,/Адамово сетование в светлость обративши./Радуйся, Бога воплощенна рождшая,/Дево Богородице, верных Предстательнице,/Тя превозносящих во вся веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Владыка митрополит звучным голосом проговорил, обращаясь к хиротонисуемому: – Чего ради пришел еси и от нашея мерности чего просиши? – Хиротонии архиерейской благодати, Преосвященные, – громко и внятно ответил о. архимандрит Трифон. – Како веруеши? – спросил у него Владыка митрополит. С особым умилением, с благоговейным трепетом и с непоколебимою верою в Бога хиротонисуемый стал громогласно читать Символ веры . Владыка митрополит благословил его: – Благодать Бога и Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святого Духа да будет с тобою. Затем о. архимандрит Трифон стал на средину «орла». – Яви нам еще пространнее, како исповедуеши о свойствах трех Ипостасей Непостижимого Божества, – проговорил ему Владыка митрополит. Хиротонисуемый внятно прочитал изложение веры об Ипостасях. – Благодать Святого Духа да будет с тобою, просвещающая и вразумляющая тя во все дни жизни твоей, – такими великими словами вновь благословляет его Первосвятитель Церкви Московской. Далее новопоставляемый во епископы о. архимандрит Трифон произносит установленную присягу, скрепив ее своей подписью, которую и вручил Владыке митрополиту, приняв от него благословение. Потом хиротонисуемый во епископы Трифон поклонился Владыке митрополиту и другим архиереям, подходя к каждому из них под благословение, и стал посредине «орла», обратясь к алтарю. О. протодиакон после обычного многолетия Государю Императору и его Августейшему Семейству и Святейшему Синоду также провозглашает многолетие и утвержденному во епископы богоспасаемого града Дмитрова священноархимандриту Трифону. Новопоставляемый во епископы Трифон после сего кланяется архиереям и народу и удаляется в алтарь, где и становится у святого престола на правой стороне. Началась Божественная литургия, которую совершал соборне Высокопреосвященнейший митрополит Владимир. Перед чтением Апостола хиротонисуемый во епископы Трифон был выведен о. протопресвитером и протодиаконом из алтаря через северные двери и подведен к царским вратам. Преосвященный Полиевкт ввел его в царские врата ко святому престолу. Хиротонисуемый архимандрит Трифон после троекратного преклонения пред святым престолом стал на колени, преклонив свою главу к престолу. Первосвятитель Церкви Московской с прочими святителями возложил на главу его разогнутое Святое Евангелие, Владыка митрополит прочел установленную молитву, по окончании которой Преосвященные архиереи возложили на главу хиротонисуемого правые руки. Преосвященный Полиевкт в это время вполголоса читал особую ектению, вознося моление «о рабе Божием архимандрите Трифоне, ныне епископе». После этого иподиаконы сняли с хиротонисуемого ризу и поднесли ему из серебряного глазета омофор, саккос и митру. Преосвященный Трифон, принимая сии святительские облачения, целовал их и подносил к каждому из архиереев и, получая от них благословения, надевал при провозглашении «аскиос». По облачении нового епископа митрополит и архиереи поздравляли его братским поцелуем. Этим и закончился торжественный обряд хиротонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010