Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Великий Новгород) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский собор сооружён на рубеже XIX-XX веков, второй по величине храм Великого Новгорода, относился к Зверин-Покровскому монастырю. Престольный праздник: 14 октября, Покров Пресвятой Богородицы. Содержание История [ править править код ] Покровский собор бывшего Зверина монастыря является сравнительно поздней постройкой: он сооружён на рубеже XIX-XX веков. Собор вплотную пристроен к западной стене древней церкви Покрова Божией Матери, от которой и получил своё название. Первое упоминание о церкви в летописи относится уже к 1148 году, в то время она была деревянной. Одноимённый каменный храм был заложен Архиепископом Новгородским Василием в 1335 году, а в 1399 году он был построен и освящён Архиепископом Новгородским Иоанном в день празднования Покрова Божией Матери. В более позднее время храм претерпевал различные архитектурные изменения. В XVIII-XIX веках Зверин монастырь имел статус девичьей обители (Зверин — потому что в древности на этом месте разводили зверей для княжеской охоты). В советское время Зверин монастырь был упразднён, все его храмы были закрыты. Собор сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. В 1950 был составлен проект восстановления собора и приспособления его под областную базу Главлегсбыта. Автор проекта считал необходимым «воспользоваться работами по восстановлению с тем, чтобы внести в него ряд корректив, устраняющих ложные приёмы, применённые при его постройке, и тем самым нейтрализовать его архитектурный образ в сочетании с общим комплексом монастыря». Проект предусматривал значительное видоизменение архитектурного облика храма, что и было сделано. Использование храма в качестве склада продолжалось все послевоенные годы вплоть до передачи его в 1990 году Новгородской епархии Русской Православной Церкви. В целом собор является памятником архитектуры, представляет собой характерный образ православного собора рубежа XIX-XX веков, решённого в духе эклектики с мотивами древнерусского зодчества XVII века. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Покрова_...

Преображенская церковь считалась холодной, она не отапливалась. К дому игуменьи на подворье примыкала теплая, или зимняя церковь во имя Всех святых Печерских. Она была построена в 1832-1835 годах по проекту крупного петербургского архитектора Авраама Ивановича Мельникова (1784—1854). Сам мастер, конечно же, в Воронеж не приезжал, его замысел был реализован местными строителями. Рискну высказать предположение, что ходатаем перед столичным зодчим выступил воронежский губернатор Дмитрий Никитич Бегичев: его сестра Варвара (1788—1866) пребывала монахиней, а в 1836—1866 годах — игуменьей Покровского монастыря с именем Смарагды. Она была личностью достаточно примечательной и известной за пределами религиозного круга: знала и любила поэзию И. С. Никитина, который нередко бывал в монастыре и читал настоятельнице свои стихи. Гостем игуменьи был не только И. С. Никитин. 5 июля 1837 года здесь побывал поэт В. А. Жуковский, он записал в дневнике: «В Девичьем монастыре. Картина Андреа дель Сарто. У игуменьи Бегичевой. Кладбище. Садики у келий»... В октябре 1925 года губернские власти отобрали у монахинь главный храм и передали его новой раскольнической группе. Весьма интересен составленный по этому поводу документ: «Ввиду того, что автокефалисты, выделившись из религиозной группы верующих тихоновского толка, фактически аннулировали группу и создали взамен ее религиозное общество и что в распоряжении автокефалистов в Воронеже не имеется ни одного молитвенного здания, тогда как в распоряжении тихоновцев имеются 5 церквей, а в распоряжении обновлецев — 16, считать необходимым Покрово-Преображенскую церковь передать в пользование религиозного автокефального общества». Автокефалистам не довелось долго пользоваться монастырским собором. В конце 1920-х годов начался завершающий этап борьбы с «опиумом для народа». Обратимся вновь к страницам «Коммуны» за 1929 год: «2 мая был торжественно снят крест с церкви бывшего Девичьего монастыря. Несмотря на то, что монашки и попы распускали бессмысленные слухи и угрожали «божьим гневом», снятие креста привлекло многотысячную толпу. Водружение над куполом красного знамени было встречено дружными аплодисментами».

http://sobory.ru/article/?object=49678

471 . Кременецкий А. Высокопреосвященный Антоний, архиепископ Воронежский. Воронеж, 1906. 472 . Кулжинский Г. Старица Таисия, подвижница Воронежского Покровского девичьего монастыря//“Душеполезное чтение”, кн. 10, 1876; отдельное издание. М., 1876. 473 . Макарий, епископ Орловский. Жизнеописание затворницы Мелании//“Странник”, кн. 1, 1871; отдельное издание. СПб., 1873. 474 . Поликарпов Н. Памяти преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского (к предстоящему 50-летию со дня кончины его, 20 декабря 1846–1896 гг.)//“Воронежские епархиальные ведомости”, 24, 1896. 475 . Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. Историко-биографические очерки, ч. I и II. СПб., 1900. 476 . Преосвященный Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский (1773–1846). Воронеж, 1890; изд. 2. Воронеж, 1891. 477 . Севастьянов Н.М. Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского. СПб., 1852. 478 . Толстой М. Задонские подвижники//“Душеполезное чтение”, сентябрь, 1872. 479 . Толстой М. Задонские и Елецкие подвижники (письма к Евреинову М.М.)//“Душеполезное чтение”, октябрь, ноябрь, 1872. Б. Описание монастырей 480 . Терентий, иеромонах. Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря//“Воронежские епархиальные ведомости”, 18, 19, 22, 1870; отдельные издания: М., 1871; изд. 2. М., 1873; изд. 3, 1893. 481 . Геронтий, иеромонах. Тюнинский Богородице-Тихоновский женский общежительный монастырь//“Воронежские епархиальные ведомости”, 8, 9, 1873; отдельные издания: Воронеж, 1873; изд. 2. М., 1893. 482 . Геронтий, иеромонах, Толшевский заштатный общежительный монастырь//“Воронежские епархиальные ведомости”, 6, 1873. 483 . Геронтий, иеромонах. Описание Тихоновского общежительного мужского монастыря, находящегося близ города Задонска//“Воронежские епархиальные ведомости”, 13–15, 1882; отдельное издание: СПб., 1882. 484 . Геронтий, иеромонах. Задонский Богородице-Тихоновский (Тюнин) женский монастырь//“Воронежские епархиальные ведомости”, 21, 1885.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

391 О жизни Анны Кашинской издана в 1872 году брошюра священником Кашинского Сретенского девичьего монастыря П. Колтыпиным. 395 Академик Императорской Академии Наук, доктор русской истории, действительный статский советник, сконч. в 1872 г. 397 Шер Дмитрий Александрович – свободный художник, обладавший тонким эстетическим вкусом. Он издавна был знаком с о. Леонидом и со мною. Без него не обходились у нас ни в церквах, ни в настоятельских покоях, никакие поправки и возобновления. Он был и архитектор, и резчик иконостасов, и ваятель, и споспешник в устроении церковных утварей и всяких домашних принадлежностей. Характера был необыкновенно мягкого и доброго. О нем и после еще не раз будет упоминаемо. 399 Пименом Мясниковым († 1880), находившимся в близких, дружественных отношениях с преосвященным Леонидом. 406 Доселе здравствующего и лишь не очень давно сложившего с себя звание секретаря Академии Наук. 408 После его смерти старостою семинарской церкви сделался сын его Петр Николаевич, здравствующий и доселе. 414 Архимандрита Никандра (Покровского), впоследствии архиепископа Тульского († 1893 г. июня 27). 417 Николаю Григорьевичу. Скончался священником в Москве, быль магистром Моск. д. ак. XXI курса (выпуска 1858 г.). 418 Тимофей Ив. Протасов, кандидат того же курса, преподаватель семинарии по кафедре наук физико-математических, здравствующий и доселе. 421 Петр Алексеевич, магистр XIX курса Спб. дух. академии (вып. 1851 г.) с 1855 г. священник, после протоиерей, и редактор Правосл. Обозрения. Скончался в 1893 году. 424 Кедрским, профессором словесности. В Моск. дух. семинарии здесь же и скончавшимся в 1867 году. 427 Лаврский ризничий, после казначей, архимандрит и настоятель Соловецкого монастыря. Скончался на покое в Вифанском монастырь в 1891 году. 428 Т.е. Звенигородском, находящемся в стенах Саввина Сторожевского монастыря. Разумеются Каптеревы, о которых речь будет впереди. 429 Разумеется новое издание D. Remv Ceillier, Histoire generale des auteurs sacrés et ecclesiastiques etc. T. I-XIV Paris, 1858–1863).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Схиигумен Сергий (в миру Гавриил Николаевич Кошманов) родился 26 марта 1880 г. в селе Алексеевка Корочанского уезда Курской губернии. Родители его, Николай и Анна, были людьми православными, глубоко верующими. До военной службы жил он в своем родном селе, где окончил двухклассное образцовое училище, а потом занимался земледелием и плотничеством. В 1901 г. Гавриил поступил на военную службу в гвардейский второй стрелковый батальон. В 1904 г. уволился с военной службы и жил в доме родителей. 11 октября 1908 г. Гавриил поступил в Валаамский монастырь, где проходил послушание в сапожной мастерской. 26 июня 1912 г. зачислен в послушники. Послушник Гавриил был звонарем, пономарем, чтецом. 21 февраля 1914 г. его приняли в число братии Валаамского монастыря, совершив над ним монашеский постриг с именем Герман. 3 марта 1914 г. по прошению перемещен в Хренников монастырь Тамбовской епархии.14 января 1915 г. по прошению принят обратно в братство Валаамского монастыря. 11 июля 1923 г. рукоположен во иеродиакона. В послужном списке о. Германа архиепископ Выборгский Серафим отметил: «Личность иеродиакона удостоверяю. ...Посвящен мною в сан иеродиакона. Он отличается ревностью о Православии, любовью к молитве, к послушанию, к монашеским подвигам и принадлежит к числу лучших иноков Валаамского монастыря. Достоин всякого внимания, сочувствия и покровительства». 22 октября 1926 г. иеродиакон Герман был уволен с Валаама за неприятие нового стиля. В 1927 г. он выехал в Сербию. 4 августа того же года его рукоположил в сан иеромонаха митрополит Скопийский Варнава. В 1939 г. указом патриарха Варнавы о. Герман был переведен в г. Печь, в старую Сербскую Патриархию. В 1938 г. по собственному прошению переведен иеромонахом сначала в Темский женский монастырь, а затем в монастырь Сичево – до 1944 г. настоятелем, после – духовником обители. В 1950 г. о. Герман прибыл в Болгарию и с июня 1951 г. стал ответственным за монастырские богослужения в Покровском девичьем монастыре в Княжево, предместье Софии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Свято-Покровский храм (Волоколамск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Покровский храм – бывший собор упразднённого в 1764 году Варваринского монастыря. – Построен в 1695 году по повелению материи мператора российского Петра Первого – царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной. Содержание История [ править править код ] Покровская церковь — бывший собор девичьего Варваринского монастыря. До построения собора все здания в монастыре были деревянными. По описанию 1626 г., в обители имелась «церковь Успения древяна, клецки и церковь великомученицы Варвары — древяна, ветхая». Ныне существующая каменная церковь построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1695 г. по повелению царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I. В соборе находились две древние иконы: великомученицы Варвары конца XV — начала XVI вв. и Успения Божией Матери XVI в. (ныне хранятся в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике). Почитание великомученицы Варвары в Волоколамске связано с Иулианией Волоцкой, женой князя Бориса Васильевича. Память святой мученицы Иулиании праздновалась в один день с памятью великомученицы Варвары. Часто обе святые изображались на одной иконе. В 1764 г. после упразднения монастыря собор стал приходским храмом. В 1806 г. с южной стороны к нему пристроили Успенский придел. В храме имеются еще два придела: во имя святой великомученицы Варвары и святого мученика Уара. В 1870 г. была увеличена трапезная, а в 1878 г. по проекту архитектора С.В.Дмитриева надстроена колокольня. Покровская церковь в советское время не закрывалась. Священник Владимир Покровский в 1932—1935 гг. находился в ссылке в Казахстане (после возвращения служил в Покровской церкви). В ссылке был убит диакон Владимир Осташевский. Староста церкви Кузьма Николаевич Матвеев был расстрелян. Современное состояние [ править править код ] При церкви действуют: Воскресная школа, библиотека православной литературы, аудиотека, видеотека. Большой выбор утвари, книг, аудио и видео продукции. Работает постоянно действующая выставка религиозной литературы. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

Так, например, это известно нам, кроме сейчас упомянутых сочинений его, еще относительно Историч. Описания Махрищского монастыря; 22 Покровского Хотькова девичьего монастыря 23 и др. нек. При том, не забудем и того, что для всех почти своих исторических исследований Сергий Константинович считал нужным пользоваться не одними только печатными, но и рукописными данными, архивными материалами. Что сказал, в своем отзыве, цензор архимандрит Сергий (ныне архиепископ Кишиневский) об описании Махрищского монастыря, именно, что «Описание сие составлено по древним рукописным сказаниям и актам, хранящимся в Махрищской обители» 24 : то же должно сказать и обо всех почти других исторических исследованиях и статьях С. К. Смирнова. Само собою разумеется, что это обстоятельство, возвышая достоинство последних, в значительной мере усугубляло труд автора, увеличивало тяжесть этого труда и издержки по исполнению его. Для этой цели нужно было ездить в разные места для добывания потребных сведений, сноситься с разными лицами и учреждениями по отысканию нужных документов, архивных материалов, рукописных сведений, делать выписки из них и т. д. Вот, для примера, два-три случая подобного рода. Предприняв второе, дополненное издание Исторического описания Саввина Сторожевского монастыря, Сергий Константинович имел нужду в точнейших сведениях, касательно образа преподобного Саввы Сторожевского. Он обращается за справкой по этому делу к известному знатоку его, доселе здравствующему, академику Ф. И. Буслаеву , который сам не раз пользовался его учеными услугами. И вот, Ф. И. Буслаев , в письме от 20 октября 1859 года пишет к Сергию Константиновичу: «Посылаю Вам сведения о подобии Саввы Сторожевского. Под 3-м числом декабря. 1) В подлиннике иконописца Долотова, древней редакции, с некоторыми поздними вставками: «Преподобного Саввы Сторожевского, ученика Сергия Радонежского, в схиме, преставился в лето сие». Рукоп. в 4-ку 17 в. 2) в краткой и древнейшей редакции подлинника графа С. Г. Строганова, на конце подлинника, в статье, под заглавием: «Си есть се прибавошные новые чудотворцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Суздальского уезда, Опольского стана, Денской десятины, на реке Кохтоме, Успенской пустыни иг-нья Маремиана , 1713. Спасо-Евфимиева казначей игум. Игнатий , 1759–60. Суздальского архиерейского дома судья архим. Никодим , в янв. 1720. Суздальского архиерейского дома эконом игум. Иероним , в янв. 1765. Владимирского Рождественского монастыря уставщик игум. Гедеон , в февр. 1704. Переяславской Залесской Введенской пустыни строит. Лаврентий , в мар. 1737. Петропавловской пустыни игум. Сергий , в янв. 1724. Суздальского уезда, Покровской пустыни игум. Иона , 1713. Василиевский Гороховецкий, упразднённый 1764. (В Ист. Иер. нет). III, 85. Переяславский Александров. III, 381. Переяславский Богородичный. III, 461. Булдырева (Болдырева). Строит. Нифонт , в янв. 1716. III, 466. Белбашский. Архим. Амвросий , 176... перев. в Луховский. III, 569. Владыцкий. III, 620. Вязниковский Воскресенский. III, 623. Входоиерусалимская пустынь. III, 688. Гороховецкого Георгиевского (приписного к Троицкой Лавре) строит. Варсонофий Урвачов , 1703. Иоанно-Зачатиевского (приписного к Троицкой Лавре) строит. Варсонофий , 1591. IV, 63. Дуниловский. IV, 215. Ивановский. IV, 308; V, 113. Мстерского строит. Иоасаф , 1737. IV, 545. Переяславского, княже Андреевского. Игуменьи Александра , в февр. 1719. Евфимия Рудакова , до. 1729. Есфирь произведена 1729; до 1733. Арсения определена 19 нояб. 1737; сослана 1757. IV, 569. Суздальского Козмодамианского, «Клоковского стана» игум. Ефрем , 1702, 1724, 1738. V, 11. Лежневского девичьего Знаменского иг-нья Александра , 1741. V, 134. Мытинского Вознесенского, на реке Лухе, под селом Мытом, Строит. Иосиф , 1702. – Питирим , 1738. V, 135. Надогский. V, 180; VI, 1026. Нижне-Ландехский. V, 374. Осипова пустынь. V, 376. Островской: Строители Сергий , основатель, 1710–13. Нектарий , его преемник (три года). Александр , 1729, из Любецкого. Лаврентий определён 1735. Иосиф , игум., определён 1752. Алимпий , 1758. Клеопа † 1778. Игнатий , 1778–81, перев. на Песношь. Спиридон † 1843.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перед нею постоянно совершались молебные пения и всенощные бде­ния, заканчивавшиеся панихидой по родителям преподобного Сергия. Монастырская летопись сохранила рассказ о третьем (после 1771 и 1848 гг.) избавлении обители от холеры покровительством Матери Божией и молитвами преподобного Сергия и его родителей. В 1871 году совершался крестный ход из Лавры с иконой преподобного Сергия, написанной на его гробовой доске. В конце мая образ носили по окрестностям на особых носилках; вторично икона была изнесена из Лавры в конце июля. «Наша обитель, – рассказывает в летописи хотьковский священник Вознесенский, – в оба посещения его (образа преподобного Сергия. – Изд. ) удостоилась с иконами и хоругвиями при сонме всех монашествующих и обитательниц монастыря встретить его, сопровождаемого многочисленным народом... Обитель наша была избавлена, как и в прежнюю холеру, от эпидемии заступлением Пре­святой Богородицы, преподобного Сергия и родителей его». В том же году прекратился в окрестностях падеж лошадей, постигший ближай­шие селения одновременно с холерой. Сила заступничества преподобного Сергия и его родителей про­явилась и в чудесных событиях, происходивших у мощей схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. «Церковная летопись Покровского Хотькова девичьего монасты­ря» приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к пре­подобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Хотьковский протоиерей Алексий Лебедев повествует об одном из та­ких чудесных исцелений. Дочь крестьянина Алатырского уезда Сим­бирской губернии Татьяна Ивановна страдала тяжелой болезнью после падения в детстве в реку. Она болела двенадцать лет. В 1868 году, под Светлое Христово Воскресение, ее жестоко обидел брат, приказав вы­нести больную на праздник в скотное помещение по причине зловония, исходящего от язв на ее теле. Когда она со слезами на глазах заснула, «ей представилось, что пред ней стоит седенький старичок в мантии с согбенной головой и говорит ей: “Не плачь, не скорби и не ропщи, а благодари и молись Богу и призывай преподобного Сергия и Кирилла и Марию”; и, благословив ее, он стал невидим».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

женском учил., свящ. Сергия Стеф. Гречанинова 1 р. 00 к. Введенской, в Семеновском, священ. Павла Васильевича Успенского 7 р. 00 к. Верхоспасского Собора, прот. Ник. Вас. Благоразумова 2 р. 50 к. 4 р. 50 к. Власиевской, в Старой Конюшенной, прот. Димитр. Петр. Некрасова 14 р. 00 к. 7 р. 00 к. Воздвиженской, в бывшем монастыре, свящ. Павл. Иоанн. Парусникова 4 р. 00 к. Воздвиженской, на Пометном Вражке, свящ. Ник. Стеф. Сахарова 5 р. 00 к. Вознесенской, на Большой Никитской, прот. Ал-её Семен. Горского 1 р. 00 к. Вознесенской, на Гороховом поле, священ. Александра Григорьевича Покровского 5 р. 00 к. Вознесенской, Девичьего монастыря, протоиерея Александра Иоанн. Пшеничникова 1 р. 00 к. Вознесенской, за Серпуховскими воротами, свящ. Ал-её Иоанн. Фаворского 14 р. 00 к. 8 р. 00 к. Вознесенской, близ Сретенки, священ. Вас. Павл. Вишнякова 8 р. 00 к. Вознесенской, на Царицынской улице, у Никитских ворот, протоиер. Иоанна Дим. Арбекова 21 р. 50 к. 5 р. 00 к. Воскресенской, в Ахлебаевском странноприимном доме, прот. Льва Яковл. Державина 1 р. 00 к. Воскресенской, в Барашах, свящ. Вас. Иоанн. Постникова (в Амфитеатровский капитал) 6 р. 00 к. Воскресенской, в Малой Бронной, свящ. Ал-др. Иоанн. Сперанского 2 р. 05 к. В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Воскресенской, в Даниловской слободе, свящ. Павла Георг. Любимова 6 р. 00 к. Воскресенской, на Ваганьковском кладбище, протоиер. Неофита Порфирьевича Любимова 3 р. 00 к. Воскресенской, в Гончарах, священ. Мих. Гавр. Городенского 3 р. 00 к. 2 р. 00 к. Воскресенской, при Императорском Екатерининск. богад. доме, свящ. Николая Михайловича Руднева 3 р. 00 к. Воскресенской, в Кадашеве, священ. Ник. Ал-др. Воскресенского 9 р. 00 к. 1 р. 00 к. Воскресенской, в Монетчиках, протоиерея Петра Никол. Сахарова 1 р. 00 к. Воскресенской, на Остоженке, священ. Никол. Мих. Миловского 5 р. 00 к. Воскресенской, в Таганке, свящ. Ник. Аникит. Красновского 5 р. 00 к. Всехсвятской, на Куликах, прот. Капитона Вас. Ястребова 10 р. 00 к.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010