Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Великий Новгород) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский собор сооружён на рубеже XIX-XX веков, второй по величине храм Великого Новгорода, относился к Зверин-Покровскому монастырю. Престольный праздник: 14 октября, Покров Пресвятой Богородицы. Содержание История [ править править код ] Покровский собор бывшего Зверина монастыря является сравнительно поздней постройкой: он сооружён на рубеже XIX-XX веков. Собор вплотную пристроен к западной стене древней церкви Покрова Божией Матери, от которой и получил своё название. Первое упоминание о церкви в летописи относится уже к 1148 году, в то время она была деревянной. Одноимённый каменный храм был заложен Архиепископом Новгородским Василием в 1335 году, а в 1399 году он был построен и освящён Архиепископом Новгородским Иоанном в день празднования Покрова Божией Матери. В более позднее время храм претерпевал различные архитектурные изменения. В XVIII-XIX веках Зверин монастырь имел статус девичьей обители (Зверин — потому что в древности на этом месте разводили зверей для княжеской охоты). В советское время Зверин монастырь был упразднён, все его храмы были закрыты. Собор сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. В 1950 был составлен проект восстановления собора и приспособления его под областную базу Главлегсбыта. Автор проекта считал необходимым «воспользоваться работами по восстановлению с тем, чтобы внести в него ряд корректив, устраняющих ложные приёмы, применённые при его постройке, и тем самым нейтрализовать его архитектурный образ в сочетании с общим комплексом монастыря». Проект предусматривал значительное видоизменение архитектурного облика храма, что и было сделано. Использование храма в качестве склада продолжалось все послевоенные годы вплоть до передачи его в 1990 году Новгородской епархии Русской Православной Церкви. В целом собор является памятником архитектуры, представляет собой характерный образ православного собора рубежа XIX-XX веков, решённого в духе эклектики с мотивами древнерусского зодчества XVII века. Современное состояние [ править править код ] |
Преображенская церковь считалась холодной, она не отапливалась. К дому игуменьи на подворье примыкала теплая, или зимняя церковь во имя Всех святых Печерских. Она была построена в 1832-1835 годах по проекту крупного петербургского архитектора Авраама Ивановича Мельникова (1784—1854). Сам мастер, конечно же, в Воронеж не приезжал, его замысел был реализован местными строителями. Рискну высказать предположение, что ходатаем перед столичным зодчим выступил воронежский губернатор Дмитрий Никитич Бегичев: его сестра Варвара (1788—1866) пребывала монахиней, а в 1836—1866 годах — игуменьей Покровского монастыря с именем Смарагды. Она была личностью достаточно примечательной и известной за пределами религиозного круга: знала и любила поэзию И. С. Никитина, который нередко бывал в монастыре и читал настоятельнице свои стихи. Гостем игуменьи был не только И. С. Никитин. 5 июля 1837 года здесь побывал поэт В. А. Жуковский, он записал в дневнике: «В Девичьем монастыре. Картина Андреа дель Сарто. У игуменьи Бегичевой. Кладбище. Садики у келий»... В октябре 1925 года губернские власти отобрали у монахинь главный храм и передали его новой раскольнической группе. Весьма интересен составленный по этому поводу документ: «Ввиду того, что автокефалисты, выделившись из религиозной группы верующих тихоновского толка, фактически аннулировали группу и создали взамен ее религиозное общество и что в распоряжении автокефалистов в Воронеже не имеется ни одного молитвенного здания, тогда как в распоряжении тихоновцев имеются 5 церквей, а в распоряжении обновлецев — 16, считать необходимым Покрово-Преображенскую церковь передать в пользование религиозного автокефального общества». Автокефалистам не довелось долго пользоваться монастырским собором. В конце 1920-х годов начался завершающий этап борьбы с «опиумом для народа». Обратимся вновь к страницам «Коммуны» за 1929 год: «2 мая был торжественно снят крест с церкви бывшего Девичьего монастыря. Несмотря на то, что монашки и попы распускали бессмысленные слухи и угрожали «божьим гневом», снятие креста привлекло многотысячную толпу. Водружение над куполом красного знамени было встречено дружными аплодисментами». |
471 . Кременецкий А. Высокопреосвященный Антоний, архиепископ Воронежский. Воронеж, 1906. 472 . Кулжинский Г. Старица Таисия, подвижница Воронежского Покровского девичьего монастыря//“Душеполезное чтение”, кн. 10, 1876; отдельное издание. М., 1876. 473 . Макарий, епископ Орловский. Жизнеописание затворницы Мелании//“Странник”, кн. 1, 1871; отдельное издание. СПб., 1873. 474 . Поликарпов Н. Памяти преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского (к предстоящему 50-летию со дня кончины его, 20 декабря 1846–1896 гг.)//“Воронежские епархиальные ведомости”, 24, 1896. 475 . Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. Историко-биографические очерки, ч. I и II. СПб., 1900. 476 . Преосвященный Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский (1773–1846). Воронеж, 1890; изд. 2. Воронеж, 1891. 477 . Севастьянов Н.М. Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского. СПб., 1852. 478 . Толстой М. Задонские подвижники//“Душеполезное чтение”, сентябрь, 1872. 479 . Толстой М. Задонские и Елецкие подвижники (письма к Евреинову М.М.)//“Душеполезное чтение”, октябрь, ноябрь, 1872. Б. Описание монастырей 480 . Терентий, иеромонах. Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря//“Воронежские епархиальные ведомости”, 18, 19, 22, 1870; отдельные издания: М., 1871; изд. 2. М., 1873; изд. 3, 1893. 481 . Геронтий, иеромонах. Тюнинский Богородице-Тихоновский женский общежительный монастырь//“Воронежские епархиальные ведомости”, 8, 9, 1873; отдельные издания: Воронеж, 1873; изд. 2. М., 1893. 482 . Геронтий, иеромонах, Толшевский заштатный общежительный монастырь//“Воронежские епархиальные ведомости”, 6, 1873. 483 . Геронтий, иеромонах. Описание Тихоновского общежительного мужского монастыря, находящегося близ города Задонска//“Воронежские епархиальные ведомости”, 13–15, 1882; отдельное издание: СПб., 1882. 484 . Геронтий, иеромонах. Задонский Богородице-Тихоновский (Тюнин) женский монастырь//“Воронежские епархиальные ведомости”, 21, 1885. |
391 О жизни Анны Кашинской издана в 1872 году брошюра священником Кашинского Сретенского девичьего монастыря П. Колтыпиным. 395 Академик Императорской Академии Наук, доктор русской истории, действительный статский советник, сконч. в 1872 г. 397 Шер Дмитрий Александрович – свободный художник, обладавший тонким эстетическим вкусом. Он издавна был знаком с о. Леонидом и со мною. Без него не обходились у нас ни в церквах, ни в настоятельских покоях, никакие поправки и возобновления. Он был и архитектор, и резчик иконостасов, и ваятель, и споспешник в устроении церковных утварей и всяких домашних принадлежностей. Характера был необыкновенно мягкого и доброго. О нем и после еще не раз будет упоминаемо. 399 Пименом Мясниковым († 1880), находившимся в близких, дружественных отношениях с преосвященным Леонидом. 406 Доселе здравствующего и лишь не очень давно сложившего с себя звание секретаря Академии Наук. 408 После его смерти старостою семинарской церкви сделался сын его Петр Николаевич, здравствующий и доселе. 414 Архимандрита Никандра (Покровского), впоследствии архиепископа Тульского († 1893 г. июня 27). 417 Николаю Григорьевичу. Скончался священником в Москве, быль магистром Моск. д. ак. XXI курса (выпуска 1858 г.). 418 Тимофей Ив. Протасов, кандидат того же курса, преподаватель семинарии по кафедре наук физико-математических, здравствующий и доселе. 421 Петр Алексеевич, магистр XIX курса Спб. дух. академии (вып. 1851 г.) с 1855 г. священник, после протоиерей, и редактор Правосл. Обозрения. Скончался в 1893 году. 424 Кедрским, профессором словесности. В Моск. дух. семинарии здесь же и скончавшимся в 1867 году. 427 Лаврский ризничий, после казначей, архимандрит и настоятель Соловецкого монастыря. Скончался на покое в Вифанском монастырь в 1891 году. 428 Т.е. Звенигородском, находящемся в стенах Саввина Сторожевского монастыря. Разумеются Каптеревы, о которых речь будет впереди. 429 Разумеется новое издание D. Remv Ceillier, Histoire generale des auteurs sacrés et ecclesiastiques etc. T. I-XIV Paris, 1858–1863). |
Схиигумен Сергий (в миру Гавриил Николаевич Кошманов) родился 26 марта 1880 г. в селе Алексеевка Корочанского уезда Курской губернии. Родители его, Николай и Анна, были людьми православными, глубоко верующими. До военной службы жил он в своем родном селе, где окончил двухклассное образцовое училище, а потом занимался земледелием и плотничеством. В 1901 г. Гавриил поступил на военную службу в гвардейский второй стрелковый батальон. В 1904 г. уволился с военной службы и жил в доме родителей. 11 октября 1908 г. Гавриил поступил в Валаамский монастырь, где проходил послушание в сапожной мастерской. 26 июня 1912 г. зачислен в послушники. Послушник Гавриил был звонарем, пономарем, чтецом. 21 февраля 1914 г. его приняли в число братии Валаамского монастыря, совершив над ним монашеский постриг с именем Герман. 3 марта 1914 г. по прошению перемещен в Хренников монастырь Тамбовской епархии.14 января 1915 г. по прошению принят обратно в братство Валаамского монастыря. 11 июля 1923 г. рукоположен во иеродиакона. В послужном списке о. Германа архиепископ Выборгский Серафим отметил: «Личность иеродиакона удостоверяю. ...Посвящен мною в сан иеродиакона. Он отличается ревностью о Православии, любовью к молитве, к послушанию, к монашеским подвигам и принадлежит к числу лучших иноков Валаамского монастыря. Достоин всякого внимания, сочувствия и покровительства». 22 октября 1926 г. иеродиакон Герман был уволен с Валаама за неприятие нового стиля. В 1927 г. он выехал в Сербию. 4 августа того же года его рукоположил в сан иеромонаха митрополит Скопийский Варнава. В 1939 г. указом патриарха Варнавы о. Герман был переведен в г. Печь, в старую Сербскую Патриархию. В 1938 г. по собственному прошению переведен иеромонахом сначала в Темский женский монастырь, а затем в монастырь Сичево – до 1944 г. настоятелем, после – духовником обители. В 1950 г. о. Герман прибыл в Болгарию и с июня 1951 г. стал ответственным за монастырские богослужения в Покровском девичьем монастыре в Княжево, предместье Софии. |
Свято-Покровский храм (Волоколамск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Покровский храм – бывший собор упразднённого в 1764 году Варваринского монастыря. – Построен в 1695 году по повелению материи мператора российского Петра Первого – царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной. Содержание История [ править править код ] Покровская церковь — бывший собор девичьего Варваринского монастыря. До построения собора все здания в монастыре были деревянными. По описанию 1626 г., в обители имелась «церковь Успения древяна, клецки и церковь великомученицы Варвары — древяна, ветхая». Ныне существующая каменная церковь построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1695 г. по повелению царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I. В соборе находились две древние иконы: великомученицы Варвары конца XV — начала XVI вв. и Успения Божией Матери XVI в. (ныне хранятся в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике). Почитание великомученицы Варвары в Волоколамске связано с Иулианией Волоцкой, женой князя Бориса Васильевича. Память святой мученицы Иулиании праздновалась в один день с памятью великомученицы Варвары. Часто обе святые изображались на одной иконе. В 1764 г. после упразднения монастыря собор стал приходским храмом. В 1806 г. с южной стороны к нему пристроили Успенский придел. В храме имеются еще два придела: во имя святой великомученицы Варвары и святого мученика Уара. В 1870 г. была увеличена трапезная, а в 1878 г. по проекту архитектора С.В.Дмитриева надстроена колокольня. Покровская церковь в советское время не закрывалась. Священник Владимир Покровский в 1932—1935 гг. находился в ссылке в Казахстане (после возвращения служил в Покровской церкви). В ссылке был убит диакон Владимир Осташевский. Староста церкви Кузьма Николаевич Матвеев был расстрелян. Современное состояние [ править править код ] При церкви действуют: Воскресная школа, библиотека православной литературы, аудиотека, видеотека. Большой выбор утвари, книг, аудио и видео продукции. Работает постоянно действующая выставка религиозной литературы. Описание [ править править код ] |
Так, например, это известно нам, кроме сейчас упомянутых сочинений его, еще относительно Историч. Описания Махрищского монастыря; 22 Покровского Хотькова девичьего монастыря 23 и др. нек. При том, не забудем и того, что для всех почти своих исторических исследований Сергий Константинович считал нужным пользоваться не одними только печатными, но и рукописными данными, архивными материалами. Что сказал, в своем отзыве, цензор архимандрит Сергий (ныне архиепископ Кишиневский) об описании Махрищского монастыря, именно, что «Описание сие составлено по древним рукописным сказаниям и актам, хранящимся в Махрищской обители» 24 : то же должно сказать и обо всех почти других исторических исследованиях и статьях С. К. Смирнова. Само собою разумеется, что это обстоятельство, возвышая достоинство последних, в значительной мере усугубляло труд автора, увеличивало тяжесть этого труда и издержки по исполнению его. Для этой цели нужно было ездить в разные места для добывания потребных сведений, сноситься с разными лицами и учреждениями по отысканию нужных документов, архивных материалов, рукописных сведений, делать выписки из них и т. д. Вот, для примера, два-три случая подобного рода. Предприняв второе, дополненное издание Исторического описания Саввина Сторожевского монастыря, Сергий Константинович имел нужду в точнейших сведениях, касательно образа преподобного Саввы Сторожевского. Он обращается за справкой по этому делу к известному знатоку его, доселе здравствующему, академику Ф. И. Буслаеву , который сам не раз пользовался его учеными услугами. И вот, Ф. И. Буслаев , в письме от 20 октября 1859 года пишет к Сергию Константиновичу: «Посылаю Вам сведения о подобии Саввы Сторожевского. Под 3-м числом декабря. 1) В подлиннике иконописца Долотова, древней редакции, с некоторыми поздними вставками: «Преподобного Саввы Сторожевского, ученика Сергия Радонежского, в схиме, преставился в лето сие». Рукоп. в 4-ку 17 в. 2) в краткой и древнейшей редакции подлинника графа С. Г. Строганова, на конце подлинника, в статье, под заглавием: «Си есть се прибавошные новые чудотворцы. |
Суздальского уезда, Опольского стана, Денской десятины, на реке Кохтоме, Успенской пустыни иг-нья Маремиана , 1713. Спасо-Евфимиева казначей игум. Игнатий , 1759–60. Суздальского архиерейского дома судья архим. Никодим , в янв. 1720. Суздальского архиерейского дома эконом игум. Иероним , в янв. 1765. Владимирского Рождественского монастыря уставщик игум. Гедеон , в февр. 1704. Переяславской Залесской Введенской пустыни строит. Лаврентий , в мар. 1737. Петропавловской пустыни игум. Сергий , в янв. 1724. Суздальского уезда, Покровской пустыни игум. Иона , 1713. Василиевский Гороховецкий, упразднённый 1764. (В Ист. Иер. нет). III, 85. Переяславский Александров. III, 381. Переяславский Богородичный. III, 461. Булдырева (Болдырева). Строит. Нифонт , в янв. 1716. III, 466. Белбашский. Архим. Амвросий , 176... перев. в Луховский. III, 569. Владыцкий. III, 620. Вязниковский Воскресенский. III, 623. Входоиерусалимская пустынь. III, 688. Гороховецкого Георгиевского (приписного к Троицкой Лавре) строит. Варсонофий Урвачов , 1703. Иоанно-Зачатиевского (приписного к Троицкой Лавре) строит. Варсонофий , 1591. IV, 63. Дуниловский. IV, 215. Ивановский. IV, 308; V, 113. Мстерского строит. Иоасаф , 1737. IV, 545. Переяславского, княже Андреевского. Игуменьи Александра , в февр. 1719. Евфимия Рудакова , до. 1729. Есфирь произведена 1729; до 1733. Арсения определена 19 нояб. 1737; сослана 1757. IV, 569. Суздальского Козмодамианского, «Клоковского стана» игум. Ефрем , 1702, 1724, 1738. V, 11. Лежневского девичьего Знаменского иг-нья Александра , 1741. V, 134. Мытинского Вознесенского, на реке Лухе, под селом Мытом, Строит. Иосиф , 1702. – Питирим , 1738. V, 135. Надогский. V, 180; VI, 1026. Нижне-Ландехский. V, 374. Осипова пустынь. V, 376. Островской: Строители Сергий , основатель, 1710–13. Нектарий , его преемник (три года). Александр , 1729, из Любецкого. Лаврентий определён 1735. Иосиф , игум., определён 1752. Алимпий , 1758. Клеопа † 1778. Игнатий , 1778–81, перев. на Песношь. Спиридон † 1843. |
Перед нею постоянно совершались молебные пения и всенощные бдения, заканчивавшиеся панихидой по родителям преподобного Сергия. Монастырская летопись сохранила рассказ о третьем (после 1771 и 1848 гг.) избавлении обители от холеры покровительством Матери Божией и молитвами преподобного Сергия и его родителей. В 1871 году совершался крестный ход из Лавры с иконой преподобного Сергия, написанной на его гробовой доске. В конце мая образ носили по окрестностям на особых носилках; вторично икона была изнесена из Лавры в конце июля. «Наша обитель, – рассказывает в летописи хотьковский священник Вознесенский, – в оба посещения его (образа преподобного Сергия. – Изд. ) удостоилась с иконами и хоругвиями при сонме всех монашествующих и обитательниц монастыря встретить его, сопровождаемого многочисленным народом... Обитель наша была избавлена, как и в прежнюю холеру, от эпидемии заступлением Пресвятой Богородицы, преподобного Сергия и родителей его». В том же году прекратился в окрестностях падеж лошадей, постигший ближайшие селения одновременно с холерой. Сила заступничества преподобного Сергия и его родителей проявилась и в чудесных событиях, происходивших у мощей схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. «Церковная летопись Покровского Хотькова девичьего монастыря» приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Хотьковский протоиерей Алексий Лебедев повествует об одном из таких чудесных исцелений. Дочь крестьянина Алатырского уезда Симбирской губернии Татьяна Ивановна страдала тяжелой болезнью после падения в детстве в реку. Она болела двенадцать лет. В 1868 году, под Светлое Христово Воскресение, ее жестоко обидел брат, приказав вынести больную на праздник в скотное помещение по причине зловония, исходящего от язв на ее теле. Когда она со слезами на глазах заснула, «ей представилось, что пред ней стоит седенький старичок в мантии с согбенной головой и говорит ей: “Не плачь, не скорби и не ропщи, а благодари и молись Богу и призывай преподобного Сергия и Кирилла и Марию”; и, благословив ее, он стал невидим». |
женском учил., свящ. Сергия Стеф. Гречанинова 1 р. 00 к. Введенской, в Семеновском, священ. Павла Васильевича Успенского 7 р. 00 к. Верхоспасского Собора, прот. Ник. Вас. Благоразумова 2 р. 50 к. 4 р. 50 к. Власиевской, в Старой Конюшенной, прот. Димитр. Петр. Некрасова 14 р. 00 к. 7 р. 00 к. Воздвиженской, в бывшем монастыре, свящ. Павл. Иоанн. Парусникова 4 р. 00 к. Воздвиженской, на Пометном Вражке, свящ. Ник. Стеф. Сахарова 5 р. 00 к. Вознесенской, на Большой Никитской, прот. Ал-её Семен. Горского 1 р. 00 к. Вознесенской, на Гороховом поле, священ. Александра Григорьевича Покровского 5 р. 00 к. Вознесенской, Девичьего монастыря, протоиерея Александра Иоанн. Пшеничникова 1 р. 00 к. Вознесенской, за Серпуховскими воротами, свящ. Ал-её Иоанн. Фаворского 14 р. 00 к. 8 р. 00 к. Вознесенской, близ Сретенки, священ. Вас. Павл. Вишнякова 8 р. 00 к. Вознесенской, на Царицынской улице, у Никитских ворот, протоиер. Иоанна Дим. Арбекова 21 р. 50 к. 5 р. 00 к. Воскресенской, в Ахлебаевском странноприимном доме, прот. Льва Яковл. Державина 1 р. 00 к. Воскресенской, в Барашах, свящ. Вас. Иоанн. Постникова (в Амфитеатровский капитал) 6 р. 00 к. Воскресенской, в Малой Бронной, свящ. Ал-др. Иоанн. Сперанского 2 р. 05 к. В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Воскресенской, в Даниловской слободе, свящ. Павла Георг. Любимова 6 р. 00 к. Воскресенской, на Ваганьковском кладбище, протоиер. Неофита Порфирьевича Любимова 3 р. 00 к. Воскресенской, в Гончарах, священ. Мих. Гавр. Городенского 3 р. 00 к. 2 р. 00 к. Воскресенской, при Императорском Екатерининск. богад. доме, свящ. Николая Михайловича Руднева 3 р. 00 к. Воскресенской, в Кадашеве, священ. Ник. Ал-др. Воскресенского 9 р. 00 к. 1 р. 00 к. Воскресенской, в Монетчиках, протоиерея Петра Никол. Сахарова 1 р. 00 к. Воскресенской, на Остоженке, священ. Никол. Мих. Миловского 5 р. 00 к. Воскресенской, в Таганке, свящ. Ник. Аникит. Красновского 5 р. 00 к. Всехсвятской, на Куликах, прот. Капитона Вас. Ястребова 10 р. 00 к. |
| |