96 Шушерин, 49–50. Даже ожесточенные противники Никона признавали его выдающуюся щедрость, хотя, конечно, толковали ее по-своему. «…в окно из палаты нищим деньги бросает, писал о нем протопоп Аввакум, едучи по пути нищим золотые мечет. А мир от слепой хвалит: государь, такой-сякой, миленький, не бывал такой от века! Слово в слово таков-то и антихрист будет». См. П. С. Смирнов . Внутренние вопросы в расколе в XVII в. Спб. 1898, стр. 27. 100 Николаевский, 110 прим. В библиотеке Никона были и другие лечебники. «Докторская книга» – это перевод Анатомии известного Андрея Вессалия. См. Иконников, 97. 101 Никон посылал к Самойлу «травы добыть из аптеки чечюйные... и как строить роспись взять». Самойло посылал к патриарху своего человека Томаска «с белой малиной, да с разными семенами да с душистым деревом». См. Гиббенет, ч. II, стр. 980. 103 Г. Есипов. Люди старого века. Рассказы из дел Преображенского приказа и Тайной канцелярии. Спб. 1880. «Березка и Кораблик». стр. 94–125. 108 Записи эти изданы г. Белокуровым в «Чтениях Имп. Общ. Истории и Древностей» за 1887 г. кн. I. 109 Вот для примера одна такая запись: «(184 года) января в 20 день. Белозерского уезда с устья Шексны реки Кириллова монастыря села Великоселья христианин (крестьянин) Тарасий Иосифов болен был трясавицей, распух что бочка; молитвы говорены, стал здрав». «Из Суждаля Покровского девичьего монастыря вотчины Белозерского уезда села Ухтомы крестьянина Семена Емельянова жена Дарья Артемьева дочь больна была тридцать пять лет галицкой болезнью, всякими голосами кричала; молитвы говорены и елеем святым помазана, здрава стала; Там же стр. 98, 99. 110 См. П. Ф. Николаевский, 58. Опись была сделана 17 июня строителем Кириллова монастыря Исайею по указу архиепископа вологодского Симона. Экземпляр ее сохранился в архиве Кирилло-белозерского монастыря 108 по нумерации Н. П. Успенского) и, по нашему мнению, заслуживал бы издания в качестве церковно-археологического материала. 112 Коврижки с орлами (гербами), литые сахарные фигуры и разные сладости были в старину необходимой принадлежностью царских родинных столов и тем знатным лицам, которые почему-либо не могли быть на пиру присылались на дом. См. И. Е. Забелин. Опыты изучения русских древностей, ч. I, стр. 5–6. Так как эти изделия тогдашнего кондитерского искусства могли при пересылке их в Ферапонтов изломаться и зачерстветь, то их велено было приготовить перед самым Ферапонтовым монастырем, не доезжая верст 5–6. Для этого послан был из Москвы особый повар со всеми необходимыми принадлежностями, отпущенными из аптекарского приказа. Николаевский, 63.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

При умножении сестёр на Каменной горе, святитель Тихон наименовал тогда бывшую послушницу Воронежского Покровского монастыря вышеупомянутую Матрёну Ивановну Солнцеву, как уроженку елецкую, начальницей знаменской общины, преподал им правила благоустроения церковного по чину монашескому. И всё основанное им, по милости Божией, и доселе в обители строго соблюдается; а именно: 1) Неусыпное чтение Псалтири на весь год, кроме Светлой седмицы, о упокоении душ православных христиан, а наипаче и послуживших во святой обители сей; и о благотворителях её. Посетив (1779) в последний раз любимый город Елец, святитель Тихон не преминул тогда же посетить и Каменную гору, и увидя население её цветущее начатками иноческих подвигов, благословил всех и каждую, потом обошёл гору, остановился на месте нынешнего храма и назначил тут быть его построению. Узнав же про горести, навеваемые от мира на пажить Христову, ходатайствовал у городских властей, чтобы отшельницы могли покойно жить на Каменной горе, и чтобы никто их не обижал 30 . Построение каменной двухэтажной церкви во имя Святой Богородицы Знамения и прочих зданий монастыря I раздел Всматриваясь в историческое значение духовной жизни Елецкой Каменногорской Знаменской женской обители воссоздавшейся к славе Божией за благословением великих угодников Его – святителей Митрофана и Тихона Воронежских чудотворцев – и молитвами просиявших здесь светом христианского благочестия подвижниц Ксении, Агафьи, Мелании и других, их же имена написаны в книге животней ( Откр.20:27 ), невольно останавливаешься вниманием на промыслительной деснице Всевышнего, вся устрояющей во благое – для истинно взыскующих Господа ( Пс.33:5 , Ис.65:24 ). Что было здесь раньше до пожара? – Непроходимый лес, в тени коего, в начале поселились несколько благочестивых старцев – иноков, уединившихся из Елецкого Троицкого мужеского монастыря от молвы людской, которые, для молитвы, создали здесь малый деревянный храм Божий – посвятив его честному имени Пресвятой Богородицы. Но их вскоре сменяют, – как нощную стражу при доме Божием – новые искатели Царства Божия – преподобных жён сословие. Последние всецело покоряясь промыслу Божию, до смерти продолжали в благоговейном страхе и трепете работать наедине здесь Единому Премудрому и Всеблагому, питаясь частию от трудов рук своих, частию же подаянием от мира во имя Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Но как ни тяжелы были для монастырей разные стеснения от властей и населений, все же имущественное положение их в общем не изменилось к худшему. Это зависело оттого, что земельные владения оставались те же, что и прежде. И хотя монастыри лишились многих угодий и оброчных статей, но зато успели привлечь на свои земли крепостных крестьян, а этим увеличили площадь посевов и обеспечили себя даровыми работниками. В XVII в. крестьян имели монастыри – Тешевский (с. Тешевка), Троицкий Елецкий, Успенский и Покровский Воронежский. В XVIII веке их имеют, кроме того, монастыри Лебедянский Троицкий (253 двора – 603 д. м. п. и 306 ж. п.), Дивногорский (слоб. Селявная – 100 дворов), Донецкий (д. Боровенки и Мостки), Алексеевский (Клементьевка и Отрожки), другие монастыри настоящих населенных крестьянами вотчин не имели, а имели по нескольку дворов крепостных крестьян для разных услуг. Работы крестьян на монастыри были разнообразны, завися от свойства самых монастырских угодий. В общем повинности были натуральные, состоявшие в обработке монастырской земли и в снабжении монастырей предметами молочного хозяйства. Земельные владения монастырей были значительны. Особенно крупны были земельные владения монастырей – Донецкого и на 37 верст в длину и 17 в. в ширину), Устьмедведицкого (на 50 в. в длину и 20 в. в ширину) и Архиерейского Дома (Боршевская, Копанишевская и Карачунская вотчины на десятки верст). У Донецкого монастыря, кроме подмонастырского владения была Рязанская деревня Титова, Мостки и Новоборовской юрт (или Боровенки) в Бахмуцкой провинции. Владения Устьмедведицкого монастыря были сконцентрированы вокруг монастыря, на 1000 квадратных верст было много и земли удобной для хлебопашества, и сенных покосов, и рыбных ловель Выгодное положение занял Битюцкий монастырь, окруженный дремучим лесом и обширными степями, на которых так удобно было заниматься скотоводством. Владения Покровского девичьего монастыря занимали около 86000 десятин земли, или около 826 кв. верст весьма плодородного чернозема. Не менее выгодное положение занимал Лебедянский Троицкий монастырь с его скотными дворами, обширным полевым хозяйством и фруктовыми садами. Другие монастыри владели более скромными земельными участками, но во всяком случае стояли в ряду мелких помещиков. И только женские монастыри не имели или почти не имели земельного обеспечения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Заботясь о процветании благочестия и добрых нравов среди насельников обителей Воронежского края, святой Митрофан прежде всего стремился обуздать своеволие монашествующих, до сего времени почти не знавших епископского надзора. С этой стороны поучительно дело Толшевского монастыря. В Толшевской Преображенской обители возникло возмущение против святителя после того, как он запретил торговать близ монастыря вином, потому что эта торговля сопровождалась бесчинием в самом монастыре. Недовольная распоряжением святителя часть братии, действуя под влиянием усманского кабацкого откупщика Фомы Годовикова и его отца, недавно постригшегося в Толшевском монастыре, старца Пимена, постановила «отписаться в Рязанскую епархию, а к Воронежской епархии не быть». Отдаленность Толшевского монастыря от Рязани, затруднявшая наблюдение над ним со стороны Рязанских владык, была очень удобна для монахов, желавших жить не по–монашески. Это открытое противление святительской власти сопровождалось таким бесчинием, что Толшевский монастырь в конце концов пришел в полное запустение: братия принуждена была уйти из него. Святой Митрофан, ввиду притязаний на Толшевскую обитель Рязанского митрополита Павла, не решился собственною властью положить конец смуте и обратился к патриарху Иоакиму. В ответ на это грамотою патриарха (22 ноября 1684 года) Толшевский монастырь был причислен к Воронежской епархии. При важных проступках монашествующих святитель не оказывал им снисхождения, наказывал по всей справедливости: или отдавал их на строгий суд светской власти, или подвергал наказаниям, порожденным тем суровым временем. Но при этом святой Митрофан считал необходимым и воздействие на совесть и на чувство провинившегося. В одном указе того времени игумену Покровского девичьего монастыря читаем: «тех колодниц, которыя посланы в монастырь под начал (то есть на смирение) и которыя сидят в цепях, также которыя колодницы и впредь в тот монастырь посланы будут в смирение, велеть их к церкви Божией ко всякой Божественной службе приводить непрестанно».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

История Пульс русской истории Свято-Троицкая Сергиева лавра – духовное сердце России, подлинная жемчужина православной культуры. Этот известный центр христианства был основан в XIV столетии одним из самых почитаемых и любимых на Руси святых – преподобным Сергием Радонежским. За семь столетий своей истории пустынный скит превратился в поражающую красотой и величием Лавру. Ее история – это часть истории Русской Церкви, неотделимой от истории Российского государства. Вместе с тем Лавра преподобного Сергия – не только исторический памятник мирового значения, но и крупнейший мужской монастырь в России. Интервью Игумения Олимпиада (Баранова): «Монашество – это непрерывное общение с Богом» Настоятельница Покровского Хотькова монастыря игумения Олимпиада (Баранова) – о благодатной помощи небесных покровителей монастыря преподобных Кирилла и Марии, юбилейных торжествах в честь 30-летия возрождения монашеской жизни в обители, монастырских традициях, «царском» крестном ходе в Троице-Сергиеву лавру «От Государя к Преподобному», девичьем пансионе при монастыре, а также – о молитве как главном призвании монаха. Интервью подготовила Инга Абрамова. История Покровский Хотьков женский монастырь В 2024 году Покровскому Хотькову монастырю исполняется 716 лет. Также обитель отметит две важные даты: тридцать два года возрождения монашеской жизни после разорения и 687 лет со дня кончины небесных покровителей обители преподобных Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев. В течение веков множество паломников притекает в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами достохвальной четы за их родительским благословением – «честнаго супружества и попечения о чадех доброго образа», как они прославляются в акафисте. И в наши дни верующими соблюдается благочестивая традиция: перед посещением Лавры помолиться у мощей родителей преподобного Сергия. Интервью Игумен Алексий (Горлычев): «Монастырь – это вся моя жизнь» Благочинный монастырей Сергиево-Посадской епархии, наместник Николо-Пешношского монастыря игумен Алексий – о редких иконах, семи храмах и девяти престолах обители, ежевечернем крестном ходе братии с образом Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» и связи иконы с чудесным спасением царской семьи во время крушения поезда в 1888 году; о намоленности Радонежской земли, преподобном Мефодии и блаженном Ионе Пешношских; жизни монастыря в наше время, знаменитых пешношских пирогах и духовной жажде современного человека. А также о том, почему обитель называют «медвежий угол». С игуменом Алексием беседовала Юлия Горбачевская.

http://azbyka.ru/news/vyshel-v-svet-novy...

Старая Хворостань. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Село Старая Хворостань стоит близко к Дону и речке Хворостанке. В старые времена эти места назывались Форосанским (Хорасанским) ухожьем и принадлежали Покровскому девичьему монастырю Воронежа. В 1615 году на месте села был «починок Избыльной». В 1626 году царь Михаил Феодорович подарил починок и земли вокруг него Покровскому монастырю. В 1646 году в деревне Избыльной уже была часовня, при которой жил священник. В 1701 году монастырские зодчие возвели в селе Избыльном (Старая Хворостань) деревянную Покровскую церковь. В 1764 году Форосанский ухожей был отнят у монастыря в ходе секуляризации церковных земель и впоследствии присоединён к Бобровскому уезду. Но связь с монастырём не прервалась. В начале XX века в селе был развит иконописный промысел. В 1802 году в Старой Хворостани была построена церковь — уменьшенная копия монастырского собора. В конце XIX века к ней были «приписаны» Архангельская церковь села Бодеевка и Никольская — села Машкино. Сам монастырский собор в 1930-е годы разрушили, а сельский храм сохранился — чудом, конечно, потому что в нём устроили зернохранилище, а потом вообще забросили… С 2006 года церковь восстанавливается. Название «Хорасанский ухожей» связано с городом Хорасан в Иране, поскольку в этих местах 1500 лет назад жили племена, родственные персам, и сами иранские купцы (возможно, и воины) здесь бывали. 1 апреля 2007 г. в праздник Входа Господня в Иерусалим, по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия благочинный Лискинского церковного округа протоиерей Василий Вылуск освятил колокол для возрождающегося храма в селе Старая Хворостань. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в годы богоборчества был закрыт, все это время в храме и на его территории размещались сельскохозяйственные ремонтные мастерские и склады. Несколько лет назад в селе произошла смена собственников хозяйства. Новое руководство прекрасно понимает, что без возрождения духовной жизни невозможно подлинное возрождение села. Это и явилось стимулом для восстановления храма. Храм находится пока в плачевном состоянии, восстановительные работы начались недавно. Но у людей уже появилась возможность получать духовное наставление. Вновь возрождающийся приход окормляют священники Лискинского благочиния, которые совершают в храме молебные пения. После освящения колокола о. Василий поздравил прихожан с праздником Входа Господня в Иерусалим и с радостным событием для всех верующих села: обретением нового колокола.

http://sobory.ru/article/?object=11454

К нач. XIX в. обитель пришла в упадок. Вслед. весенних паводков случались оползни совсем близко от Покровского собора и др. строений пустыни. 18 июня 1812 г. игум. Евпраксия писала в Рязанскую консисторию о том, что Предтеченская ц. обветшала и требует ремонта, а Никольская ц. лет «6 тому назад, от подмытия берега полою водою обвалилась с монастырскою оградою» и теперь колокольни «у них не имеется». Она просила исходатайствовать у Синода необходимую сумму на ремонт, но деньги так и не были выделены. Сохранилось дело «О переносе Покровского пустынского девичьего монастыря на новое место около г. Михайлова» (ГАРО), в к-ром значится, что, узнав о нуждах мон-ря, представители купеческого и мещанского сословий г. Михайлова просили перенести обитель «на прилегающее к г. Михайлову место… называемое Чёрная гора, состоящее близ самой кладбищенской церкви». Прошение было утверждено Михайловской городской думой. При этом предполагалось оставить «навсегда церковь каменную, с приделом, недавно устроенную», с тем чтобы совершать «всегдашнее в ней священнослужение и поминовение по умершим предкам... покоящимся на кладбище»; пашенную землю 39 дес. (более 42 га) отдать обители «впредь до того времени, пока» она будет существовать «на означенном месте». Сверх того жители Михайлова обещали постоянно прикладывать «усилия» к приведению этого «святого места во всевозможное совершенство». Высочайшим повелением от 18 июня 1819 г. «за неудобностию места» пустынь была упразднена, а насельницы в нач. сент. 1819 г. переведены в Михайлов, на место, называвшееся Чёрная гора. Постройки Аграфениной пуст. не сохранились. 24 июля 1819 г. из Рязанской духовной консистории на имя игум. Евсевии (Хлебосоловой) с сестрами пришел указ Синода о разрешении перенести мон-рь на Чёрную гору. На новом месте были построены 2 деревянных сестринских корпуса. Богослужения сначала совершались в кладбищенской ц. в честь Обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме (1808) (ГАРО. Ф. 627. Оп. 77. Д. 211. Л. 1-34). Ок. 1820 г. был заложен каменный 5-главый 2-этажный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1830 г. освящен нижний соборный храм во имя Софии Премудрости Божией с правым приделом во имя св. Иоанна Предтечи (1832) и левым - во имя свт. Николая Чудотворца (1848). В 1836 г. был освящен верхний Покровский храм. Стенная роспись выполнена живописцем П. Шубниковым. В пристройке, примыкавшей к собору, в 1879 г. освятили придельный храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Здесь хранился этот образ, почитавшийся чудотворным (перенесен из Аграфениной пуст.; украшен драгоценными камнями, золотом и серебром - пожертвованиями от прихожан, получивших помощь по молитвам перед иконой). В М. м. почиталась и Смоленская икона Божией Матери (XVII в.), также принесенная из Аграфениной пуст.

http://pravenc.ru/text/2563814.html

1827 г. Рапорт Михайловскаго духовнаго правления касательно дома, назначаемаго под Михайловское духовное училище. Января 6. На 2 листах. 1829 г. Прошение г. Михайлова Покровскаго девичья монастыря священника Никифора о дозволении покрыть церковь железом. Июля 10. На 5 листах. Дело об уничтожении при Михайловском Покровском монастыре кладбища. Июля 13. (!). На 47 листах. Дело о причислении к Михайловскому Покровскому монастырю сельца Арсеньева. Июля 13. на 18 листах. Прошение гор. Михайлова Покровскаго девичья Монастыря игум. Евсевии о том, чтобы приходские священники провожали на кладбище монастырское сами умерших и наблюдали за глубиною могил. Июля 13. На 10 листах. Дело о постройке дома для Михайловскаго духовнаго Правления на деньги собранные для построения духовнаго училища. Августа 31. На 8 листах. Прошение гор. Михайлова Покровскаго девичья монастыря игум. Евсевии о дозволении устроить иконостас в новопостроенной Покровской церкви. Ноября 26. На 2 листах. 1830 г. Прошение г. Михайлова покровскаго девичья монастыря игум. Евсевии об освящении теплаго храма. Ноября 24. на 2 листах. Священник Добролюбов. XIX век. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Добролюбов (В его время, дела, прошении, челобитные, рапорта были в сохранности. Если сохранились к 2014 году, публикуйте.) Прошение Пустынскаго девичьего монастыря игуменьи Евсевии о дозволении на отведенном близ г. Михайлова место поставить деревянныя кельи. Августа 8. На 2 листах (1819 г.) Прошение Михайловскаго Пустынскаго монастыря игуменьи Евсевии о выдаче сборной Книги. Ноября 24. на 2 листах (1819 г.) Прошение Пустынскаго монастыря игуменьи Евсевии об утверждении контрактов на поставку строительных материалов. Марта 19, 1820 г. на 6 листах Прошение игум. Евсевии об оказании помощи с гражданской стороны к скорейшему разбору церквей в Аграфениной пустыни. Апреля 28. На 2 листах Прошение игум. Евсевии о дозволении занять на построение монастыря денег у коллежскаго советника Рюмина. Апреля 22. На 2 листах Рапорт игум. Пустынскаго монастыря Евсевии о пожертвовании Коломенским купцом Киприаном Кисловым значительной суммы. Июля 23. На 2 листах

http://sobory.ru/article/?object=08889

«И всего в Суздале в острожной осыпи, и за острожной осыпью, на посаде и в слободах, опричь Спасского Ефимьева монастыря и опричь Покровского девичьего монастыря и опричь тех монастырей слобод, пять монастырей да монастырь пуст, двадцать одна церковь , тридцать три двора духовных людей, четырнадцать дворов архиепископских детей Боярских, да архиепископских дворовых всяких чинов людей и бобылей сорок один двор, а людей в них тож, посадских лучших людей один двор (Лихониных), а людей в них четыре человека, середних десять дворов, а людей в них пятнадцать человек, молодчих пятьдесят три двора, а людей в них шестьдесят восемь человек, нетяглых бобылей сто семь дворов, а людей в них тож, шестьдесят восемь дворов посадских пустых, двадцать три двора церковных бобылей, семь дворов пушкарских, а людей в них тож, четыре двора площадных и губных дьяков, три двора рассыльщиков, семь дворов каменщиков, двенадцать дворов нищих, двадцать дворов вдовьих, изба губная, таможенная, двор гостин, двор кабацких откупщиков, три двора сторожей и две богадельни. И всего посадских людей добрых, и средних, и тяглых, и бобыльских, опричь беломестцев и опричь бобылей, которые ходят по миру, двести семь дворов, и людей в них двести пятьдесят пять человек». «В Суздале, на посаде, пятнадцать кузниц, да восемь анбаров солодяных, да один мыльный». «В Суздале на посаде Спасский Евфимьев монастырь; на монастыре соборная церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да в приделе Чудотворца Николая, да другой придел Преподобного Евфимия Суздальского, да другая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы; церкви каменные, трапеза каменная ж, а в ней престол Успения Пресвятой Богородицы, да в приделе мученика Диомида; колокольница каменная ж, а на колокольнице церковь Рождества Иоанна Предтечи; ворота каменные святые, на воротах церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, да придел Иоанна Списателя Лествицы; на монастыре двадцать келий, а в них Архимандрит Порфирий, да келарь старец Иосиф Трусов, да семьдесят пять братьев; на монастыре келья больничная, а в ней пятнадцать братьев; около монастыря острог деревянной, на остроге двое ворот, одни против святых ворот, другие водяные к реке Каменке; в остроге же двор житный, двор конюшенный, да за острогом у водяных ворот на берегу реки Каменки монастырская пивоварня».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Выше мы заметили, что в строгом смысле слова выборное начало при поступлении на духовныя должности значительно уже утратило свою силу к концу XVII в. Теперь сравнительно редко производились выборы из среды самих крестьян; в большинстве случаев духовныя должности переходили по наследству – от отца к сыну. Хотя при этом непременным условием поступления на духовную должность было согласие крестьянской общины, «мирской излюб», но «излюб» этот превращался часто в пустую, ничего не выражавшую формальность. Священник-отец, оставлявший должность, или его сын просили крестьян о наследственной передаче известного места, и крестьяне соглашались исполнить их просьбу, писали «излюб», несмотря на то, что «излюбленный» таким образом ими избранник по своим нравственным качествам был лицом совсем не подходящим для занятия духовной должности. Такой, наприм., случай имело место в 1694 г. – в Емецком Покровском девичьем монастыре. Вдовый священник этого монастыря – Елеазар, принужденный оставить свою должность и принять монашество, просил игуменью и сестер, а также и приходских Емецкого монастыря крестьян передать оставляемое им место своему сыну Оське, бывшему дьячком в том же монастыре (об этом же просил избирателей и сам Оська). И действительно, Оська был избран на священническую должность в Емецком монастыре – об утверждении его в этой должности были отправлены (на имя непосредственного начальника Емецкого монастыря – сийского архимандрита Никодима) челобитная, а сам он отослан на Холмогоры в качестве ставленника. Между тем, этот избранный кандидат менее всего подходил к занятию священной должности, так как, еще будучи дьячком, «жил пьянсвенно и в церковь во время пения приходил пьянски-ж и церковному пению чинил великое препятствие и игумении с сестрами соблазн и смущение и безществовал их, игумению с сестрами, досадными словами», да при том был еще и несовершеннолетен 49 . Таким образом, выборное начало, применяемое при поступлении на духовныя должности, не обезпечивало нравственной пригодности для священного сана лица избираемого. Часто по своим нравственным качествам избранное духовенство стояло нисколько не выше, если еще не ниже, своих прихожан. Нечего уже говорить о том, что в умственном отношении оно (не получая специального образования) мало чем превосходило последних, кроме разве простой грамотности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010