Юрьев-Польский. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве-Польском была построена в 1769 году. Храм на этом месте известен с 1712 года. Его построил монах Михайло-Архангельского монастыря Кирилл, да не просто построил, а возвел рядом несколько деревянных келий для нового девичьего Покровского монастыря. Однако долго монастырь тут не просуществовал, четыре инокини были переведены в Введенский монастырь, а церковь осталась стоять на берегу Колокши не у дел. В прошении юрьевского повытчика Григория Меньшикова к Святейшему Синоду указывается, что монастырь здесь существовал до литовского разорения, а также сообщается о запустении девичьей обители. Предлагалось даже перенести церковь отсюда. Деревянная Покровская церковь была вскоре превращена в приходскую. В 1768 году храм «по недосмотру пономаря и дьячка» полностью сгорел, но жителям окрестных домов удалось спасти из огня книги, ценную утварь и иконы. Год спустя прихожане перестроили свой храм в камне. Это здание и сохранилось до наших дней: высокая пятиглавая церковь с многочисленными резными украшениями по фасадам и красивыми наличниками на окнах. В ней было устроено три престола: главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы и два теплых. В старинных документах Покровская церковь в первый раз упоминается в «прошении св. Синоду повытчика Юрьевской провинции Григория Меньшикова о дозволении перенести из г. Юрьева упразднившуюся Покровскую церковь с колокольнею, утварью и находящимися при ней кельями за город к церкви св. ап. Петра и Павла, построенной на месте бывшего Петропавловского монастыря, и о переделке ее, по перенесению, в теплую, 1722 года». Но это ходатайство Меньшикова почему-то не было уважено св. Синодом, и Покровская церковь осталась на прежнем месте. В описи г. Юрьева 1760 г. значится: «за городом в посаде… церковь деревянная Покрова Богородицы…» Деревянная церковь существовала до 1769 г., а в этом году усердием прихожан сооружена каменная, пятиглавая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с двумя теплыми приделами: во имя св. и чудотв. Николая и св. прор. Илии. Колокольня при церкви и ограда - каменные.

http://sobory.ru/article/?object=05915

В 1905 г. Кондостров с еще недостроенным храмом получил статус скита Соловецкого монастыря, и туда был назначен первый «строитель» (настоятель). Им стал соловецкий иеромонах Алексий (Иудин), в прошлом — крестьянин Тверской губернии. Основные строительные работы в храме были закончены уже к весне 1906 г.; оставалось выполнить только внутреннюю и внешнюю отделку здания. Осенью 1907 г. монастырь отчитался перед синодальным начальством о полном завершении строительства храма и о снабжении его «всем необходимым, как то: утварью, богослужебными сосудами, книгами и проч.». Нарядный и добротный, украшенный резьбой и столярным декором, он был возведен из местного материала в модном тогда «русском стиле», окрашен светло-желтой краской и увенчан пятью главами. Центральная его глава была поднята на высокий шатер. Другой шатер венчал колокольню, на которой находились восемь колоколов; самый большой из них весил почти 15 пудов (244 кг). Крест на колокольне — самая высокая деталь здания — поднимался над землей на 32 аршина и 6 вершков (23 м). Храм удачно поставили на высоком уступе берега, и он был заметен за много верст от острова. Прямо от его алтаря к морю сбегала широкая лестница, продолжением которой был длинный валунный мол, покрытый досками. Проложенный по мелкому дну до глубокого места, он был предназначен для причаливания лодок, перевозивших пассажиров и грузы с судов, стоящих на рейде. Украшением интерьера храма был двухъярусный резной дубовый иконостас с позолотой, выполненный в иконостасной мастерской Соловецкого монастыря под руководством иеромонаха Палладия (Ряпинцына), а также два дубовые паникадила в том же стиле. Иконы для иконостаса были написаны в монастырской иконописной школе под началом иеродиакона Илария (Лыюрова). Стены и потолок покрывали сосновые и лиственничные планки, выложенные «в дорожку» (такое убранство восхитило побывавшую на Кондострове в 1914 г. К.П. Гемп). Предназначен был храм на 500 молящихся. Весть о церкви, возводимой соловецкими монахами на диком беломорском острове, привлекла жертвователей. В.В. Гувелякен — совладелец товарищества «Кемские лесопильные заводы», неоднократно занимавший пост городского головы Архангельска, — прислал для благоукрашения храма «на большую сумму сосновых фанер». Петербургский купец коммерции советник П.А. Фокин пожертвовал на Кондостров полный набор литургических сосудов. Насельницы Воронежского Покровского девичьего монастыря передали для алтаря нового храма напрестольные Евангелие и Крест, дарохранительницу, дароносицу, воздухи, а также несколько отрезов ткани.

http://sobory.ru/article/?object=37544

109. Февраля в 28 день. Новгородского уезда, Бежецкой пятины, Белоезерской половины, Вхонского погоста, сельца Огомонова, Иван Васильев, сын Мусин-Пушкин, изумлен был; молитвы говорены, стал здрав. 110. Марта в 4 день. Чаронского округа, из Шагли (Шангии), Феофиловой деревни, крестьянина Исаака жена Соломония больна была трясавицей; молитвы говорены, здрава стала. 111. Марта в 20 день. Белоезерского уезда, Чюжбоя погоста, церкви Рождества Богородицы, попа Павла Матфеева попадья Евдокия, Васильева дочь, больна была порчей галической; здрава стала. 112. Февраля в ... день. Ферапонтова монастыря, трудник Иаков тосковал, болел трясавицей; молитвы читаны над ним и стал здрав. 113. Марта в ... день. С Устюжны железной троицкий пономарь Емилиан Спиридонов был слеп; святым маслом помазаны очи, стал здрав. 114. С Устюжны же были посадские люди Григорий Ефимов, сын Пестов, да Яков Новиков, больны черной болезнью; молитвы говорены, стали здравы. 115. Да с ними же была девица слепа; стала видеть. 116. Да с Устюжны же был посадский человек Иван Фролов, болен был; стал здрав. 117. Из Суздаля, Покровского девичьего монастыря вотчины, Белоезерского уезда, села Ухтомы, крестьянина Семена Емельянова жена Дарья, Артемьева дочь, больна была тридцать лет галицкой болезнью, всякими голосами кричала; молитвы говорены и елеем святым помазана, здрава стала. 118. Из-за Белого озера сына боярского Ивана Патрекеева мучили бесы; молитвы говорены, стал здрав. 119. Города Вологодского некоторый человек ради пользы своей Федор, Волоцкой сын, приходил ко святейшему, а болезнь была – занимался проход и тем болел тяжко; помазан святым елеем, стал здрав. 120. Ферапонтова монастыря, из слободы, мужняя жена Ивана, Филиппова сына, приходила с младенцем, а на младенце болезнь была зыбошная, сиречь бесом мучим; молитвы говорены и помазан святым елеем, здрав стал. 121. Слуги Григория Бовина сына жена приходила с младенцем, а младенец болел, бесом мучим был; молитвы говорены и елеем помазан, стал здрав. 122. Слуги Дорофея Исаакова жена приходила с младенцем, а на младенце болезнь была зыбошная; стал здрав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ch...

21 июля 1991 года было объявлено решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского , обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. С 1989 года в Дивееве освящено семь храмов с тринадцатью престолами, а также сельские церкви в скитах: Покровском (с. Канерга), Никольском (с. Автодеево), Знаменском (с. Хрипуново), Архангельском, Троицком и в пос. Выездное и церкви в Кутузовском скиту и с. Понетаевка – всего 8 престолов. Ныне восстанавливаются Покровская церковь Архангельского скита, церкви Рождества Христова и Смоленской иконы Божией Матери на Арзамасском подворье, кладбищенская церковь преподобного Сергия Радонежского в пос. Выездное, Трехсвятительский храм Нижегородского подворья. В самом Дивееве готовятся к освящению два придела восстановленной Казанской каменной церкви, домовая церковь святой равноапостольной Марии Магдалины в старом игуменском корпусе, строится новый храм на бывшем монастырском хуторе Ломовка. Началось восстановление бывшей больничной домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Центром духовной жизни остается Троицкий собор с великой, неоценимой святыней – святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца. На территории монастыря устроены гостиницы для священников. Для паломников действует гостиница в поселке Северный. Несколько небольших гостиниц находится в самом Дивееве и его окрестностях. Многие жители Дивеева по благословению монастыря принимают паломников в своих домах. В Дивеевской обители были проведены работы по реставрации соборов и зданий, восстановлению святой Канавки Божией Матери, перепланировке монастырской территории, а также благоустройству гостиниц и трапезных для приема многочисленных гостей. Важными событиями торжеств 2004 года, посвященных 250-летию со дня рождения преподобного Серафима, стали освящение главного престола восстановленного Казанского храма и прославление в лике святых Нижегородской епархии блаженных стариц Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских. К празднику были завершены работы на последнем тридцатиметровом отрезке Богородичной Канавки. В конце Канавки, на месте, где по указанию Божией Матери в 1827 году возвели мельницу для Девичьей общины, была построена и освящена деревянная часовня. В 2004 году в основном завершилось благоустройство территории центральной части обители. Имеются целебные источники.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Таким образом, благодаря архипастырской внимательности к проблемам духовной школы Семинария с тех пор окончательно обосновалась в трех домах, в ближнем соседстве с церковью святого апостола Андрея Первозванного и Архиерейским домом 80 . Преподаватели и воспитанники Семинарии имели теперь возможность всегда бывать за богослужением, которое совершалось по монастырскому уставу, и освежаться чистым воздухом в уединенной роще, недоступной для светских лиц. Святитель Игнатий, явивший себя наставником русского иночества, в дни своего архипастырского служения на Кавказе не мог оставить монашество без попечения Епархии. Будучи ревностным иноком, несшим бремя Епископского служения как послушание Церкви, он по-прежнему стремился к безмолвию монастырской жизни. Поэтому особой светлой радостью проникнуты слова его проповеди, произнесенной им при открытии Ставропольского Иоанно-Мариинского монастыря, бывшего до того времени общиною 81 . Разъяснив значение монашества вообще, указав на неизбежность скорбей в иноческой жизни, Святитель говорил с воодушевлением, достойным радостного приветствия: «Дщери Небесного Отца! Приветствую вас с дарованием иноческих прав и наименования обители вашей! Приветствую вас с открывшимся для вас поприщем иноческих подвигов… вы призваны Отцом Небесным в дщери Ему… Соделайтесь достойными призвания Божия!» В это же время благодаря заботам Святителя и брата его, губернатора Петра Брянчанинова, в городской думе было принято решение «отдать во владение девичьему монастырю, именуемому Иоанно-Мариинским… землю» вблизи Ставрополя «с оговоркою… чтобы вершина родника, протекающего по меже… оставалась в пользовании города». Помимо Иоанно-Мариинского монастыря, в Кавказской епархии было еще два мужских и один женский монастырь. В области черноморских казаков находилась Марие-Магдалининская женская пустынь, основанная в 1849 году, которая имела 55 насельниц, двух священников и диакона. Настоятельницей монастыря была игумения Митрофания из вдов дворянского звания, назначенная сюда при открытии обители из Полтавского Покровского монастыря. Духовником обители святитель Игнатий назначил иеромонаха Феофана, из насельников Кавказского Архиерейского дома. Расположенный в этой же области мужской Екатерино-Лебяженский монастырь не имел даже класса по церковной иерархии, но учрежден был на особых правах по черноморскому положению. Настоятель его, архимандрит Никон, являлся вместе с тем благочинным обоих черноморских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

О чем извещая Вас, Милостивая Государыня моя, имею честь быть с истинным почтением Вашего Высокопреподобия Милостивой Государыни моей покорнейший слуга Князь Александр Голицын. СПБ. 407. Мая 19 дня, 1809 г. Ея Высокопреподобию Казанского Богородицкого Девичьего монастыря игумении Назарете. Реестр ризнице, сделанной из казенной товарной Его Императорского Величиства, для соборной церкви в казанском девичьем монастыре состоящей, из белого бархата с золотыми крестами. Для одного протопопа и 2 священников: 3 подризника белые штофные с разными маленькими теневыми цветами. 3 Епитрахили бархатные понизу обшиты бахрамою. 3 пояса бархатные. Для 2 диаконов: 2 стихаря бархатные. 2 ораря оные обшиты бархатом. 5 пар поручей. Набедренник по низу обшит бахрамою и палица с пришитыми по углам кистями. Одежды: На престол и жертвенник с покровами, у оных по углам кисти. Два чехла на аналои с покровами, у оных по углам кисти. Для 4-х дьячков: 4 стихаря перуеневые перлового цвета с маленькими теневыми цветами, у коих оплечья белые бархатные с золотыми крестами. Чехол на столике с пеленою из того ж переню, у пелены по углам кисти 133 . Секретарь Афанасий Винокуров. Милостивая Государыня моя! Государь Император на Всеподданнейший доклад мой, по прошению вашему об отдаче под площадь для приезжающих на Богомолье назначенного по плану города Казани к застроению каменными домами пустопорожнего места, находящегося на Покровской улице против Богородицкого монастыря по другую сторону, и о дозволении Вам представить на Высочайшее усмотрение планы и фасады предполагаемым к построению в помянутом монастыре зданиям, изъявя Высочайшее соизволение, вместе с тем утвердить изволил и предъявленный Вами план вновь предполагаемому положению монастыря. Объявив казанскому губернатору Высочайшее повеление об отдаче помянутого места, я долгом поставляю обо всем оном Вас, Милостивая Государыня моя, уведомить, прося показанные планы и фасады для предоставления их Государю Императору доставить мне. Впрочем, возвращая при сем план настоящему Богородицкого монастыря положению, я имею честь быть с истинным почтением, Милостивая Государыня моя, покорный слуга Князь Алексей Куракин.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Одна купчиха навестила ее со своей невесткой. Таисия сокрушалась над нею, называла ее ласковыми именами и, наконец, набросила ей на шею четки. Послушница, бывшая тут, спросила старицу: — Неужели, матушка, она пойдет в монастырь — такая богатая, да молодая, да красивая, к тому ж замужняя? Старица не ответила послушнице, а старой купчихе сказала: — Если что случится, дай мне знать! Едва вернулись они домой, муж молодой купчихи был разбит ударом. Вдова его поселилась в Елецком монастыре и скончалась инокиней. За семь месяцев до кончины своей старица сильно ослабела. Она предсказала, что умрет на Святой. В ночь со середы на четверг Светлой недели она тихо предала душу Богу. В эту самую ночь одна монахиня видела знаменательный сон. Будто чрез святые врата обители приплыли на лодке к келье старицы Таисии святители Митрофан и Тихон. Они блистали небесным светом. Они усадили с собою старицу Таисию и поплыли с ней назад, оставив монастырь во мраке. Можно предполагать, что при поступлении Татьяны Постоваловой в монастырь, ей было 18 лет; старица Таисия скончалась 93 лет. Могила ее — на кладбище Воронежского Покровского девичьего монастыря, за горним местом летнего храма, слева. На плите, покрывающей могилу, надпись. Затворница Московского Ивановского монастыря Досифея (княжна Тараканова) Жизнь инокини Досифеи представляет собою пример великого бедствия, Ничем незаслуженного несчастья. Царской крови, родившись, казалось, для радостной жизни, для широкого пользования благами мира, она была в рассвете лет и сил заживо погребена, но вынесла безропотно тяжкую долю и просияла подвигами благочестия. Так невольная затворница, жертва политических расчетов, она стала, когда смирилась пред волей Божией, без которой не упадает волос с головы человеческой, истинной инокиней и праведницей, достигшей благодатных даров. Княжна Тараканова была дочерью императрицы Всероссийской Елисаветы Петровны от тайного законного брака ее с Алексеем Григорьевичем Разумовским. Судьба императрицы Елисаветы Петровны очень замечательна.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

При Покровском соборе города Ахтырка, Харьковской епархии, имеется и колокольня каменная с храмом в честь Входа Богоматери во Храм с колоколом в 250 пудов 328 . Каменная колокольня города Сумы при соборной церкви заложена была 1797 года июня 15 дня и окончена 1801 года. По огромности ли здания, или по непрочному устройству, в этой колокольне оказались большие трещины, почему для безопасности и разобрана она в 1812 году, на место ее из того же кирпича устроено четыре номера лавок, со входом посередине в ограду церкви. Остальной кирпич употреблен на колокольню, вновь устроенную 1821 года, и на ограду церкви. Колокол большой взят из Сумского Успенского монастыря. Надпись его говорит, что он устроен статским советником Яковом Алексеевичем Шубским; весу в колоколе 60 пудов. Другой колокол, меньший, пожертвован сумским жителем Даниилом Ивановым Забродским; весу в колоколе 44 пуда 329 . В упраздненном монастыре Василия Кесарийского , в Галиче, на колокольне было шесть колоколов 330 . По писцовым книгам Бутурлина, 1628 года, видно, что в ныне упраздненном Крестовоздвиженском, а в старину Ризположенском Анастасьином, Костромском девичьем монастыре, было «на колокольнице пять колоколов» 331 . Из Галичских писцовых книг князя Мещерского 1632 года видно, что на колокольне ныне упраздненного Зачатиевского Галичского Успенского монастыря было восемь колоколов 332 . Некто из нерехтчан приложил в Сыпанов Нерехтский, ныне упраздненный, монастырь два колокола, а третий купили на сумму вкладчиков 333 . В этом же монастыре кроме большого колокола, приложенного купцом Загряцким Лапшиным, весом около 100 пудов, почти все колокола относятся к 7195 (1687) году 334 . В двух западных куполах, которые устроены над теплыми церквами во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в селе Новоспасском, помещены колокола с согласным звоном. Из числа этих колоколов большой вылит в 108 пуд[ов] от усердия Василия Васильевича Головина, в 1805 году. Полиелейный перелит в 1837 году Василием Павловичем Головиным из соборной меди в 65 пудов, найденной после церковного пожара. Будничный в 40 пудов, жертвованный Гавриилом Павловичем Головиным, а все прочие маленькие куплены вновь в 1818 году на иждивение Павла Васильевича Головина, исключая одного Великопостного, в двадцать пудов, который прислан из Москвы Я.Д. Башиловым. Во всех колоколах весу триста пудов 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Притом нельзя не удивляться тому, насколько пастырское влияние и заботливость святителя Митрофана касались всего, и как они были благотворны для духовенства и по преимуществу, для св. иноческих обителей, находившихся на вверенной ему Воронежской епархии. И эти заботы о них доброго пастыря не прерывались до конца его богоугодной жизни. – В особенности он старался вселить среди иноков дух истинного благочестия, а с тем вместе старался поддерживать в обитателях общежительное устроительство, каковое устройство несколько нарушалось самочинием, да и редко встречалось даже в женских монастырях XVII века. Так подмеченные им нарушения правил монашеского общежития и правил нестяжательности, в Воронежском Покровском девичьем монастыре, вынудили святителя Божия, в пример другим, указом предписать игуменьи того монастыря, завести монастырские приходо-расходные книги, между тем как раньше игуменья с сёстрами вкладные деньги делили меж себя по кельям. – «И кои старицы «мрут " », – говорится в том указе, – «а их кельи остаются, и они (игуменья с сёстрами) их продают, а те деньги по себе же берут, а записки никакой приходу и расходу не записывают исстари». Назначивши в монастырь казначею, старицу Агафью, по выбору сестёр, он дал ей особый наказ на имя игуменьи, чтобы ей выбранной казначее Агафье, «в сборе всяким монастырским доходам и денежною казною не хитрить и не корыстоваться... и вкладные и с вотчин и со всяких угодий оброчные деньги, у старост крестьянский хлеб и всякий доход принимать и записывать в казённые своего казначейства в книги, именно по статьям порознь и расходу ей, казначее Агафье, учинить книги за спискою; а кто что в монастырь даст вкладу, и той своим не называть и между собой того вкладу произвольно ничего не делить, и ничем отнюдь не корыстоваться». «И сей архиерейский указ», добавлял святитель, «прочесть тебе игуменье всем сёстрам вслух, чтобы они о том вышесказанной архиерейском указе ведали». «А сей указ», говорится на обороте, «взяла от святого Евангелия казначея Агафья, при игуменье и двух стариц Прокле да Праскелле, и при попе Петре» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Были затронуты на заседаниях секции 1 и вопросы, связанные с историей Церкви. В докладе И. А. Устиновой ( ИРИ РАН) речь шла о делопроизводственных аспектах архиерейской хиротонии в XVII в., И. Н. Шамина ( ИРИ РАН) проанализировала данные архива тульского Иоанно-Предтеченского монастыря XVI–XVII вв., А. Н. Старицын ( Институт научной информации по общественным наукам РАН) сделал доклад «Переписные книги как источник по истории староверия», М. И. Давыдов ( Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник) взяв за основу отписи из архива суздальского Покровского девичьего монастыря говорил об организации делопроизводства в приказе Большого прихода в конце XVI в. Работа 2-й секции «Культура времени Соборного уложения» была направлена на рассмотрение исторического и культурного фона составления и принятия Соборного уложения. Здесь прозвучали доклады историков, археологов, искусствоведов, филологов, в том числе и посвященные церковной тематике. Таковы доклады Л. Г. Дорофеевой ( Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта) «Житие Иоанна Синайского в контексте толкований (на материале старопечатного издания Лествицы 1647 г.)», М. О. Новак ( Институт русского языка им. В. В. Виноградова (ИРЯ) РАН) о лексике церковнославянского перевода «Церковных Анналов» Барония (XVII в.), И. А. Полякова ( Санкт-Петербургский государственный университет, Российская национальная библиотека) о духовной литературе в книжном собрании князей Ромодановских XVII – начала XVIII в. И. В. Дергачева ( Московский государственный психолого-педагогический университет) рассказала о надгробных надписях и синодиках как источниках коммеморативной практики Древней Руси, А. А. Романова ( Библиотека РАН) – о древнерусской практике почитания святых мощей. С интересом были прослушаны доклады Е. В. Беляковой ( ИРИ РАН) «Закон Моисеев» в восточнославянской письменной традиции», И. В. Вернер ( ИСл РАН) «К вопросу об использовании европейских изданий на Московском Печатном дворе: происхождение аргументов глав в Евангелиях второй половины XVII в., А. Д. Паскаля ( Российская государственная библиотека) «Крещение Руси в валашском хронографе Михаила Моксы: «чудо об евангелии».

http://sedmitza.ru/lib/text/10324908/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010