Комплекс памятников, относящихся к соборам 1525 и 1531 гг., рассматривавшим дело Максима Грека , и к собору 1549 г., осудившему Исака Собаку, составляет 39-ю главу сборника. Глава эта занимает тетради 43–46 по общей нумерации тетрадей; 43-я  тетрадь начинается чистым листом 322, 46-я тетрадь кончается листом 354, что обозначено на обороте этого листа; последний, 355-й лист в общую нумерацию тетрадей не входит; 47-я тетрадь начинается листом 356. Тетради главы 39-й наряду с общей имеют также свою отдельную нумерацию тетрадей; от 1 до 5, причем 5-ю тетрадь составляет один лишь лист 355. Глава 39-я – единственный раздел сборника, написанный скорописью 6 ; одна лишь эта глава не имеет заголовка – данный в оглавлении заголовок «Собор на Максима Грека Святогорска» отсутствует перед текстом. Все остальные главы сборника написаны хорошим полууставом, часть – с характерными для XVI в. каллиграфическими украшениями в начале и конце строк; каждой главе предпослан киноварный заголовок, иногда главы начинаются киноварными инициалами растительного орнамента. Будничный, деловой характер письма выделяет 39-ю главу из всего сборника; в то же время эта глава является его неотъемлемой частью. Она написана на той же бумаге с водяным знаком кувшина, что и предыдущие и последующие главы. Обозначение номера главы здесь, как и во всем сборнике, сделано на боковом поле против начала главы и сверху каждого листа тем же киноварным полууставом, что и в других главах. При этом на обороте левого листа пишется «Глава», а на правом листе – ее порядковый номер буквенной цифирью; на некоторых листах/обычно на первом листе тетради/этот номер заменяется сокращенным названием главы/лл. 4, 11, 19, 27, 35, 43, 51, 58а, 66, 74, 82, 89, 94, 102, 110, 118, 122, 130, 138, 145, 166. 174, 197, 217, 270 об./. Подобное же сокращенное название главы имеется и на верхнем поле одного из листов 39-й главы в начале 44 тетради/л.331/: «На Максима Грека Святогорска». Надпись сделана киноварью, полууставом той же руки, что и другие подобные надписи сборника.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/su...

Покровский Василий,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1860–1868 гг.), уволен в Епархиальное ведомство. Отец: Иоанн Карпов († до 1867 г.), священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Щеглятьево, Златоустовская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 14 об., 15). Покровский Иван,родился около 1839 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Афанасий Андреев († до 1861 г.), пономарь; Московская губерния, Московский уезд, село Карачарово, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 8). Покровский Иван,родился около 1848 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Иосиф Васильев, священник; Московская губерния, Коломна, Иоанно-Богословская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 1 об., 2). Покровский Иван,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Алексей Иосифов, дьячок; Московская губерния, Бронницкий уезд, погост Гвоздненский, Космо-Дамианская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 1 об., 2). Покровский Михаил,родился около 1841 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Никанор Афанасьев, священник; Московская губерния, Бронницкий уезд, село Троицкое Лобаново тож, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 11 об.). Покровский Николай,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1857–1862 гг.). Отец: Алексей Покровский, священник; Москва, придворный Верхоспасский собор (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 3, 3 об.). Покровский Николай,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Сергий Григорьев († до 1866 г.), священник; Москва, Замоскворецкий сорок, Никитская в Татарской церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 281; Оп. 3. Д. 20. Л. 11 об., 12). Покровский Павел,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Афанасий Андреев, пономарь († до 1864 г.); Московская губерния, Московский уезд, село Карачарово, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 7 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

Ножкино. Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1608 и 1632. Ссылки:   Адрес: Россия, Костромская область, Чухломский район, с. Ножкино Координаты: 58.814588, 42.612966 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Покровский собор - первое каменное строение Авраамиево-Городецкого монастыря и древнейшее из сохранившихся его зданий. Заложен он был в эпоху Смуты, в 1608 году " по вере и обещанию " царя Василия Шуйского, а достроен 23 годами позже, уже при царе Михаиле Федоровиче. Освятили собор в 1632 году. Собор представлял собой четырёхугольную, одноэтажную, пятиглавую церковь с трапезной. Выполнял функцию летнего храма, в то время как зимой богослужения совершались в тёплом храме в честь Рождества Христова, возведённом чуть позже (примерно в середине XVII века) и разобранном в XIX столетии. В советскую эпоху Покровский собор сильно пострадал, в нём размещалась машинно-тракторная станция и стояли трактора. Ныне Покровский собор восстановлен (освящён архиепископом Александром 1 августа 1992 года) и выглядит, пожалуй, не хуже, чем выглядел, скажем, в середине позапрошлого века (по крайней мере, это касается его внешнего облика). Журнал " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " 38, 2009. Как ни парадоксально, но композиция Авраамиевого Городецкого монастыря, рельеф места, на котором он стоит, невольно напоминает афинский Акрополь. Монастырь построен на северо-восточном берегу огромного Чухломского озера, на природном холме, круто спадающем к воде и значительно поднятом над бескрайней равниной полей и лесов, окружающих озеро. Подобно Акрополю, вход в ансамбль зданий находится на западном склоне холма. Это Святые ворота с надвратной Никольской церковью. Как и в Акрополе, главное культовое здание, Покровский храм, находится на южной бровке холма, на его наиболее высокой отметке, и воспринимается при взгляде от ворот в три четверти. Подобно Парфенону, в основании его лежит искусственная насыпь, расширившая верхнюю площадку холма к югу и сделавшая его скат почти отвесным. Разумеется, это случайное совпадение, но положение храма в ансамбле, как он был задуман и столетиями существовал, было исключительно эффектным. С юга его белые стены венчает поросший вековыми елями склон холма, от весной стеной встающий над озером – отсюда он кажется особенно неприступным; со стороны монастырского двора его силуэт рисуется на фоне безбрежной водной глади и по контрасту с её бесплотностью кажется скульптурно определённым и под чёркнуто материальным. Впрочем, с тех пор, как по соседству с ним в XIX в. появился новый храм, огромный по размерам и по безвкусице, древний Покровский собор сам, кажется, дематериализовался.

http://sobory.ru/article/?object=05158

Камышлов. Покровский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1998. Ссылки:   Адрес: Россия, Свердловская область, Камышловский район, г.Камышлов, ул. Энгельса 147а Координаты: 56.845867, 62.690284 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Храмы монастыря: Собор Покрова Пресвятой Богородицы Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свято-Покровский женский монастырь города Камышлова образован в 1998 году. Храмы монастыря: Собор во имя Покрова Божией Матери города Камышлова - каменный, воссоздан в 1983 году. Покровский собор построен в 1821 году, сразу же приобрел соборный статус. В 1990 году собор возвращен верующим и является главным украшением старинного купеченского города. Камышловский Покровский монастырь сравнительно молодой монастырь Екатеринбургской епархии Русской Православной церкви. Учреждён в 1998 году указом Священного Синода как женский. В дореволюционное время в Камышловском уезде существовал Колчеданский женский Покровский монастырь в селе Колчеданском на левом берегу реки Исети. В 1850 г. по инициативе некоей Татьяны Титовой здесь возникла женская община. Эта община Высочайше была утверждена в 1866 г., в 1901 г. по Указу Святейшего Синода была переименована в монастырь. После советского безбожного времени монастырь в селе Колчеданское пришел в запустение и практически не существует. В связи с этим правящий архиерей ходатайствовал перед Священным Синодом о возрождении Покровского женского монастыря на основе храма в честь Покрова Божией Матери в городе Камышлове. Покровский собор города Камышлова построен на месте небольшой деревянной церкви, перенесённой приблизительно в 1816-17 гг. на городское кладбище (ныне село Закамышловское). На месте этой церкви теперь поставлен небольшой каменный знак. По церковным документам, нынешний соборный храм, каменный, двухэтажный, построен в 1821 г.

http://sobory.ru/article/?object=01234

В 2004-2008 годах Покровский собор был капитально отремонтирован, укреплены в соответствии с новейшими технологиями стены, крыша заново покрыта медью, купола вызолочены нитритом титана, так что собор приобрел внешне очень красивый, достойный вид. После отзыва князя Гагарина в Петербург в строительстве кремля наступило затишье. И лишь после 30-летнего перерыва каменное строительство возобновилось, когда тобольским митрополитом стал Антоний II Нарожницкий. В 1743 году был заложен зимний Покровский собор. Строительство его было вызвано тем, что Софийско-Успенский собор не отапливался и в зимнее время службы там проводить было невозможно. Покровский собор в плане имеет крестовообразную форму, один этаж, низкие своды. Построен он в стиле барокко, распространенном в то время по всей России. Новый архитектурный стиль не замедлил сказаться и на практике Тобольского зодчества. Почти одновременно в 1740-х годах в Тобольске закладываются 6 церквей и все в стиле барокко. Покровский собор строили три года и он был освящен во имя Антония и Феодосия - печерских чудотворцев. В строительстве несомненно влияние украинских традиций, на украинский манер поставлены главы по продольной оси. Очень интересна форма глав, все они разные: над притвором в идее 3-х ярусного шатра, центральное венчание напоминает 2-х ярусный колокол, главка над апсидой похожа на небольшую башенку. В 1860 году здание было расширено, а в 1867 году на средства купца Неволина с северной стороны пристроен придел, а сам собор переименован в Покровский. Среди тобольских памятников Покровский собор уникален полностью сохранившимся декоративным убранством. Постройка этой церкви положила начало постепенному уничтожению кремлевских стен. С этого времени кремль начинает утрачивать оборонительную функцию и превращается в открытый городской центр. Для постройки собора была разобрана часть западной стены, вслед за этим была разобрана часть северной стены со Святыми воротами, затем уничтожено (в 1775 году) юго-западное прясло стен Софийского двора, а вскоре и все стены Малого города. Разборка стен Софийского двора завершилась в XIX веке.

http://sobory.ru/article/?object=00975

Кропоткин. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Свято-Покровский Собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В первую декаду декабря казачество Кавказского района Краснодарского края наряду со всеми прихожанами приняло участие в мероприятиях, посвященных празднованию 100-летнего юбилея храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Кропоткине. Ключевым моментом торжеств стало прибытие в г. Кропоткин митрополита Екатеринодарского и Кубанского Высокопреосвященного Исидора в канун православного праздника Введения в храм Пресвятой Богородицы. История Свято-Покровского собора восходит в далекие дореволюционные времена. Истоки тянутся из Кавказского монастыря, а начало положено в Кропоткине, прежде хуторе Романовском. Строился храм на пожертвования граждан. По архивным данным, строительство велось четыре года, и завершено было в 1913 году. В годы Великой Отечественной войны храм служил убежищем от бомбежек, и Покров Богородицы простирался над всеми, кто прибегал к ее святому покровительству. Источник: slavakubani.ru В 1894 г. в хуторе Романовском (ныне г. Кропоткин) был учрежден миссионерский монастырь. Первым храмом у монахов был храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. Свято-Покровский Собор был построен позже, в 1912 г. Храм в честь Казанской иконы был разрушен в конце 30-х годов прошлого века. Миссионерский монастырь в хуторе Романовском в 1922 г. был закрыт, остались Свято-Покровский собор и Казанская церковь. С 1929 по 1943 гг. в соборе не было служб. С 1976 г. была осуществлена большая реставрация. Купола перекрыли медью, внутри произведена настенная живопись, восстановлен и вызолочен иконостас. После 1991 г. было возвращено 12 келий. В 1999 г. была сооружена колокольня, восстановлен (в другом виде) Казанский храм, где совершается таинство Крещения. В 2009 г. были завершены работы по реставрации собора. Собор расположен в сложившемся историческом центре города и является памятником истории и архитектуры XIX века федерального значения. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Свято-Покровский собор имеет ещё два боковых придела: в честь Успения Божией Матери (правый придел) и левый придел в честь святителя Николая Чудотворца. Информацию добавил священник Евгений Будник 14 октября 2013. Год постройки 1913 год. Осенью прошлого года Свято-Покровский собор отметил 100-летний юбилей! Поздравляем духовенство собора, прихожан и всех кропотчан! 1 февраля 2014. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=21299

Рубрики Коллекции Лития в Покровскую родительскую субботу у храма-памятника на реке Казанка. Фото Пресс-службы Казанской епархии Покровская родительская суббота 2023 2 мин., 02.10.2023 Поделиться Все чаще перед праздником Покрова люди ищут информацию о так называемой Покровской родительской субботе, чтобы посетить особую заупокойную службу, заказать панихиды и помолиться об усопших. Однако не всегда сотрудники церковных лавок и даже священнослужители понимают, о чем идет речь, да и в церковных календарях упоминаний о Покровской родительской субботе, как правило, не встречается. Почему так? Что это за дата? Когда Покровская родительская суббота в этом (2023) году Покровской родительской называют субботу перед праздником Покрова Богородицы, который отмечают 14 октября. Таким образом, она может выпадать на разные числа месяца. В 2023 году Покровская родительская суббота — 7 октября. Когда бывает Покровская родительская Покровская родительская суббота отмечается не во всей Русской Православной Церкви. Раньше заупокойные богослужения в этот день совершались вообще только в пределах одной Казанской епархии. Почему? Дело в том, что в основе обычая поминать усопших в субботу перед Покровом лежит история взятия Казани. Именно на Покров 1552 года войска царя Ивана IV Гpoзhoro захватили город, бывший тогда столицей Казанского ханства. После взятия города по его улицам и стенам был совершен крестный ход, а затем на месте ханской ставки заложен православный храм — ныне Благовещенский собор. Спустя несколько десятилетий после этого митрополит Казанский Гермоген (будущий Патриарх Московский) задался вопросом о молитвенной памяти воинов, погибших при штурме города. 9 января 1592 года он отправил грамоту Патриарху Иову с просьбой установить день их поминовения. С учетом того, что город был взят на Покров, предлагалось сделать это в субботу (традиционный день особых молитв о упокоении близких), ближайшую к празднику. Патриарх Иов поддержал намерение митрополита и 25 февраля 1592 года подписал указ, в котором предлагалось «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботный день после Покрова Пресвятой Богородицы». Со временем к этому поминовению присоединились и некоторые соседние регионы. Так, сегодня упоминания о Покровской родительской можно найти в церковных календарях Татарстанской, Екатеринбургской, Вятской и Удмуртской митрополий. Правда, сейчас Покровская родительская суббота отмечается до, а не после праздника. Если вы живете или находитесь в регионе, где Церковь особо чтит субботу перед Покровом как день поминовения усопших, можно присоединиться к церковному поминовению. А если нет, не стоит удивляться или расстраиваться: существование местных традиций внутри Церкви — вполне обычное дело, но ничто не может помешать вам лично помолиться в этот день об умерших близких, даже если Покровская родительская суббота в ближайших храмах не отмечается.

http://foma.ru/pokrovskaja-roditelskaja-...

При нем Покровский монастырь в короткое время несказанно обогатился. Обильным потоком лилась старообрядческая милостыня в Климовский Покровский монастырь, а вместе с нею стало распространяться и влияние новой «столицы староверства» на старообрядцев Дона, Поволжья, Москвы, Сибири, Северного поморья и многих других местностей России. Официально Климовский Покровский монастырь получил свой статус 22 апреля 1768 года. Губернская канцелярия выдала соответствующий ордер. Историки 19 века писали о монастырях Климова: «Покровский, основанный на Митковских грунтах, в нем было 103 монаха и служек. Девичий (имеется в виду Казанский) с 177д. монахинь и белиц». «Около Климовой в 1781 году находились следующие раскольничьи монастыри: 1)при небольшой роще девичий Казанский, … в нем часовня деревянная одна и прочее строение коего начисляется келий до ста…и 2)монастырь мужской Покровский, в нем церковь деревянная одна, а друга теплая часовня…келий для монахов сего монастыря до 50-ти». О масштабах Покровского и Казанского монастырей можно узнать из любопытного сравнения. В 1735 году во всей официально-православной России в 204 женских монастырях было 6453 монахини, а в 708 мужских — 7829 монахов (то есть, в среднем на один женский монастырь приходилось 32 монахини, а на мужской — 11. Климовские монастыри не только были центральными, ведущими монастырями старообрядцев, но и одними из крупнейших монастырей России: «В цветущий период в монастыре [Покровском] было до 200 насельников, из них половина была иноками, а половина — бельцами». Казанский был еще крупнее — в нем с 1766 по 1789 год было до 700 душ. Калмык «каждую жену, или молодую девку, без всякого замедления и справок постригал властительски …». Всего до 1790 года он постриг около 6 тысяч душ. Один Калмык постриг в монахи половину того, что постригла вся официальная православная церковь! При Михаиле Калмыке был расширен и обустроен Покровский собор, (он достигал высоты 60 метров), а в 1772 году построен теплый придел к Покровской церкви во имя святителя Николая Чудотворца. Михаил Калмык сохранял свое влияние до самой смерти в 1795 году. К концу 18 века монастырь владел 600 десятинами земли. Вид на Климовский монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_Кли...

В июне 1947 г. Владыка Варфоломей, обращаясь в письме к уполномоченному по делам РПЦ в Алтайском крае, просит, чтобы разрешили провести общее собрание церковного совета Покровской церкви и сделать перевыборы совета, так как: «Настоящий церковный совет непозволительно долго тянет ремонт храма и своим неумением вести церковное дело требует смены». Преосвященнейший был обеспокоен неудовлетворительным ведением ремонта Покровской церкви г. Барнаула. В связи с этим были проведены два собрания верующих Покровской церкви и полностью переизбран исполнительный орган: староста, его помощник и казначей. Архиерейским указом от 15 августа 1947 г. протоиерей Николай Юдин был переведен настоятелем Успенской церкви г. Бийск, а настоятелем Барнаульской церкви был назначен священник Иоанн Литвинцев. Вторым священником Покровской церкви стал иерей Димитрий Ложкин, переведенный из Успенской церкви г. Бийска. Второй настоятель протоиерей Николай Юдин был помощником и соратником протоиерея Павла Шутова, продолжил его труды по возрождению духовной жизни и ремонту храма, он ходатайствовал перед властями о приобретении дома для священнослужителей, при нем был восстановлен главный купол храма. Третий настоятель иерей Иоанн Литвинцев продолжил работу по ремонту церковного здания; при нем был установлен большой крест на главном куполе Покровской церкви, были смонтированы два крыльца боковых приделов и покрашена крыша храма; летом 1951 г. приступили к реставрации росписи. Современная история храма начинается с 90-х г.г. ХХ в., когда началось активное восстановление храма и строительство колокольни, благоустройство прихрамовой территории. За 30 лет был полностью восстановлен первоначальный облик храма, установлены новые купола, построен крестильный храм и трапезная, воскресная школа и детская площадка, облагорожена территория и огорожена забором. http://pokrov22.ru/hram/history/ 4 августа 1863 г. освящен храм Покрова Пресвятой Богородицы в Барнауле. Первоначальное здание Покровской церкви было деревянным. Строилось оно по одному из проектов уже имевшейся в городе Захариевской церкви. Дело в том, что построенное в 1754 г. первое здание деревянной однопрестольной церкви во имя святых праведных Захария и Елисаветы уже к середине 1760-х г.г. сильно обветшало. Население города увеличивалось, ощущалась необходимость в новой, более вместительной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=09834

Барнаул. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Действующий Покровский собор указан на плане Барнаула 1877 г. В архиве сохранились метрические книги этого храма, начиная с 1869 г. Ныне существующее здание освящено в 1903 г. Церковь построена на частные пожертвования прихожан. В 1933 г. церковь закрыли, снесли колокольню и крест на куполе. В 1942 г. на основании указа Сталина собор был открыт, а в 1990 г. была вновь построена колокольня, освященная епископом Новосибирским и Барнаульским Тихоном. Покровский собор каменный, трехпрестольный: главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы, придельные – во имя св. благоверного князя Александра Невского и во имя св. вмч. и целителя Пантелеймона, построена в 1904 г. Расстоянием от г. Томска 385 верст. Причта по штату: 2 священника и 2 псаломщика. Содержание причта: проценты с причтового капитала 287 руб. и доходы от треб. Домов для членов причта нет. Прихожан обоего пола 13 400 душ, в том числе, раскольников 210 чел. Приписная церковь во имя Воздвижения Креста Господня на новом кладбище в г. Барнауле, каменная. Церковно-приходских школы две – мужская и женская, обе помещаются в собственных домах; мужская школа открыта в 1893 г. В приходе 1 частное начальное училище и 2 школы гражданского ведомства. Церковно-приходское попечительство существует с 1904 г. Настоятель, протоиерей Иоанн Иоакимович Смирнов, священник Н.П. Доброседов, диакон на вакансии псаломщика И.Н. Пульхров и псаломщик Евф. Арх. Щубин. Справочная книга по Томской епархии/составлена служащими консистории под руководством В.А. Карташева в январе-марте мес. 1914 г./Томск: Товарищество " Печатня С.П. Яковлева " , 1914 г. Покровский собор, без всякого сомнения, хорошо знаком всем барнаульцам и большинству жителей края. Многие хоть однажды в своей жизни побывали под его святыми сводами: крестили своих детей, отпевали умерших родственников, приобретали свечи и иконы, молились о здравии своих родных и близких.

http://sobory.ru/article/?object=09834

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010